СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "ОВЗ Математика 3 класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "ОВЗ Математика 3 класс"»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САВЕЛЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ МУСЫ ДЕНИЛБЕКОВИЧА ГАЗИМАГАМАДОВА»

НАУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ




Рассмотрена


на заседании МО учителей

начальных классов

_____________

Протокол №__от _______2023 г


Согласована


Заместитель директора по УВР


_______________А.Р.Гумакаева

«___»________________2023 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Математические представления»

для 1 класса, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)



на 2023-2024 учебный год



















Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования МОУ «Орлинская СОШ» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Общая характеристика учебного предмета:

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

Виды деятельности обучающейся на уроке

  • работа с геометрическим материалом;

  • самостоятельное выполнение работы;

  • индивидуальные занятия.





Планируемые результаты обучения

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Предполагаемые результаты обучения — наличие у ребёнка на фоне положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания, следующих умений:

  • осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с учителем, по подражанию, по образцу);

  • понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними;

  • выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;

  • осуществлять выбор геометрических фигур (шар) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции;

  • перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;

  • показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.);

  • перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;

  • узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) время года (зима).

К концу года

  • Усвоить счет в пределах 5.

  • Образование и запись в пределах 5.

  • Сравнивать числа, стоящие рядом в числовом ряду.

  • Уметь выделять большее или меньшее число.

  • Соотносить число, количество, цифру.

  • Складывать и вычитать в пределах 5 на конкретном материале.

  • Уметь решать примеры в пределах 5.

  • Составлять и решать задачи по практическим действиям.

  • Работать с геометрическим материалом - отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.

  • Личностные результаты:

  • 1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

  • 2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • 3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

  • 4) формирование уважительного отношения к окружающим;

  • 5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • 6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • 7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

  • 8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • 9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • 10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • 11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Предметные результаты

  • Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.

  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости. 

  • Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).

  • Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

  • Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. 

  • Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах, сформированность базовых учебных действий (Программа формирования базовых УД у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) 

Группа базовых УД

Учебные действия и умения
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- ориентироваться в пространстве учебного помещения, пользоваться мебелью; 
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и ыходить из-за стола и т. д.); 
- организовывать рабочее место; 
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность; 
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе; 

2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- умение выполнять инструкции педагога:
- использование по назначению учебных материалов:
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

3. Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Математические представления» представлено основными темами: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

Количественные представления

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).

Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.

Представления о величине

Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.

Представление о форме

Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).

Пространственные представления

Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.

Временные представления

Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

Учебно-тематический план

п/п

Раздел учебного курса

Количество часов

на изучение раздела

Количество контрольных работ

1

Подготовка к изучению математики

32


2

Первый десяток. Числа 1 – 5.

34

1


Итого:

66

1



















Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Дата проведения

Тема урока

Часы

Виды деятельности

План Факт

1

12.10.

Цвет и назначение предметов.

1

Умение различать и сравнивать предметы по цвету и назначению

2


Круг. Размеры предметов: большой – маленький.

1

Называть геометрическую фигуру - круг. Различать её среди других фигур.

Различать круги по цвету. Обводить её по трафарету.

3

16.10.

Сравнение предметов. Одинаковые, равные по величине.

1

Сравнение предметов по размерам


4


Слева – справа. В середине, между. Квадрат.

1

Называть квадрат.Различать его среди

других фигур. Обводить её по

трафарету. Обводка клеточки в тетради.

5

19.10.

Вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под.

1

Сравнение предметов. Сравнить предметы по высоте. Отвечать

на вопрос: кто выше, кто ниже.

6

.

Сравнение двух предметов: длинный – короткий.

1

Сравнение предметов. Сравнить предметы по длине. Отвечать

на вопрос: какой предмет короче или длиннее?

7

23.10.

Внутри – снаружи, в, рядом, около. Треугольник.

1

Называть геометрическую

фигуру–треугольник. Составление из геометрических фигур предметов (светофор, машинка, ёлочка…)

8


Сравнение двух предметов: широкий – узкий.

1

Сравнивать предметы по ширине. Отвечать на вопрос: какой? предмет шире или уже?

9

26.10.

Далеко – близко, дальше – ближе, к, от. Прямоугольник.

1

Сравнение предметов по расстоянию. Называть геометрическую фигуру–прямоугольник.

10

.

Высокий – низкий.

1

Сравнение предметов по длине.

11

09.11.

Глубокий – мелкий.

1

Сравнениепредметов по объему

12


Впереди – сзади, перед, за.

1

Сравнение предметов по месту

13

13.11.

Первый, последний, крайний, после, следом, следующий за.

1

Сравнение предметов по месту, очередности

14


Толстый – тонкий. Сравнение двух предметов.

1

Сравнение предметов по толщине

15

16.11.

Временные представления. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Рано – поздно.

1

Ответы на вопросы, что делают ночью Сравнение понятий день – ночь, ответы

на вопрос, когда?

16


Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день.

1

Рассматривание сюжетных картинок. Ответы на вопросы, что делают днём?

Понятия день, сейчас.

17

20.11.

Временные представления: быстро – медленно.

1

Рассматривание сюжетных картинок. Ответы на вопросы

18


Понятие массы: тяжелый – легкий, тяжелее – легче.

1

Сравнивать предметы по массе. Отвечать на вопрос: какой?

предмет тяжелый или легкий?

19

23.11.

Сравнение предметных совокупностей. Много – мало, несколько.

1

Сравнение понятий много-мало

20


Сравнение предметных совокупностей. Один – много, ни одного.

1

Собирание предметов в корзину. Понятие много. Называние –

много.

21

27.11.

Временные представления: давно – недавно.

1

Отвечать на вопрос когда?

22


Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.

1

Работа по картине. Определение лиц по возрасту

23

30.11.

Сравнение предметных совокупностей. Больше меньше, столько же, одинаковое (равное) количество.

1

Повторение понятий один,много, большой, маленький.


24

04.12.

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях.

1

Сравнение объемов

25

07.12.

Понятие о величине: большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий, больше – меньше, длиннее – короче, одинаковые, равные, выше – ниже, шире – уже.

1

Сравнение предметов по величине

26

11.12.

Понятие о количестве: много – мало, один, больше, меньше, поровну, столько же.

1

Сравнение предметов по количеству

27

14.12.

Пространственные представления: верхний – нижний, правый – левый, рядом, около, между, за, посередине, дальше – ближе, вверху – внизу, выше – ниже, справа – слева, впереди – позади, вперед – назад.

1

Определить место предмета. Умение ориентироваться на листе бумаги. Отвечать на вопрос: где? Называть и

показывать правую и левую руки, правую и левую стороны. Ориентироваться на листе бумаги.

28

18.12.

Соотнесение предметов по количеству в пределах 5 без называния чисел (один к одному) путем наложения и приложения слева направо, соблюдая интервалы.

1

Выполнение упражнений

29

21.12.

Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания: было, осталось, стало, вместе, добавить, убрать.

1

Выделение одного предмета из

множества по заданию учителя.

30

25.12.

Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания: было, осталось, стало, вместе, добавить, убрать. Закрепление.

1

Выполнение упражнений

31

28.12.

Сравнение предметов по размеру, по длине, по массе.

1

Сравнение предметов по размеру, по длине, по массе.

32

11.01.

Повторение пройденного.

1

Выполнение упражнений

33

15.01.

Число и цифра 1. Написание цифры 1.

1

Понятия один, много, мало. Знакомство с числом один, его называние.

34

18.01.

Один, одна, одно, одни. Сказка «Теремок».

1

Сравнивать множества. Отвечать на вопросы сколько? Понятия много, ни одного.

35

22.01.

Меры стоимости. Знакомство с монетой 1 рубль. Распознавание её.

1

Сравнивать одинаковые по цвету предметы, объединять их в множества.

36

25.01.

Повторение. Понятие о количестве.

1

Выполнение упражнений

37

29.01.

Повторение. Понятие о величине.

1

Повторение о величине.

38

01.02.

Повторение. Пространственные представления.

1

Выполнение упражнений

39

05.02.

Повторение. Понятие массы.

1

Выполнение упражнений

40

08.02.

Единицы (меры) стоимости – копейка, рубль. Обозначение: 1 р. Монеты: 1 р.

1

Определять кол-во предметов Соотнесение числа 1 с геометрическими фигурами. Повторение геометрических

фигур, их называние. Ответы на вопрос, сколько?

41

12.02.

Число и цифра 1. Закрепление.

1

Понятия первый – последний, рассматривание картин, называние.

42

15.02.

Число и цифра 2. Образование числа 2.

1

Различать понятия число и цифра.

Называть число 2, писать цифру 2.

Отвечать на вопрос, сколько?

43

26.02.

Числовой ряд. Состав числа 2. Написание цифры 2.

1

Различать понятия число и цифра.

Называть число 2, писать цифру 2.

Отвечать на вопрос, сколько?

44

29.02.

Знак сложения. + плюс, прибавить.

1

Различать понятие +плюс от -.

45

04.03.

Человек и его тело (один, два, две).

1

Считать части тела до двух

46

07.03.

Понятие «пара».

1

Объединять предметы в пары.

47

11.03.

Понятия: поровну, равно.

1

Распределять предметы на равные части

48

14.03.

Сравнение количества предметов.

1

Называть указанные предметы по количеству

49

18.03.

Точка. Линии прямые и кривые

1

Называть геометрические

понятия линии. Составление из геометрических фигур предметов

50

21.03..

Знак вычитания. – минус, вычесть

1

Различать понятие - плюс от +

51

04.04.

Монета 2 р. Размен и замена

1

Выполнять прямой и обратный счёт в

пределе 2. Называть состав числа 2. Соотносить кол-во предметов с числом

и соответствующей цифрой.

52

08.04.

Число и цифра 3

1

Считать до 3, соотносить число

с количеством.

53

11.04.

Образование числа 3. Сказка «Три медведя»

1

Выполнять прямой и обратный счёт в

пределе 3.

54

15.04.

Состав числа 3. Написание цифры 3

1

Соотнесение чисел 1-3 с предметами,

их называние, прямой и обратный

счёт.

55

18.04..

Сложение чисел в пределах 3 на конкретном материале

1

Повторение сложения и вычитания в пределах 3

56

22.04.

Вычитание чисел в пределах 3 на конкретном материале

1

Повторение сложения и вычитания в пределах 3

57

25.04.

Куб.

1

Называть куб. Различать его среди

других фигур. Обводить её по трафарету. Обводка клеточки в тетради.

58

02.05.

Число и цифра 4

1

Называть число 4, писать цифру 4.

59

06.05.

Образование числа 4

1

Считать до 4, соотносить число

с количеством.

60

13.05.

Состав числа 4. Написание цифры 4

1

Считать до 4, соотносить число

с количеством.

61

16.05.

Решение примеров в пределах 4. Присчитывание и отсчитывание по 1.

1

Называть после какого числа стоит 4. соотносить число с количеством.

62


Составление и решение задач на основе практических действий. Брус

1

Повторение счета до 4

63

20.05.

Число и цифра 5. Состав числа 5

1

Называть число 5, писать цифру 5.

64


Контрольная работа по теме «Первый десяток. Числа 1 - 5»

1

Считать до 5, соотносить число

с количеством.

65

23.05.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

Считать до 5, соотносить число с количеством.

66


Составление и решение задач на основе практических действий

1

Повторение счета до 5
















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);

- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);

-мозаики;

- игрушки разных размеров;

- шнуровки;

- пирамидки разные по величине, высоте;

- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;

- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений) ;

- цветные карандаши;

- листы бумаги;

-рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;

- презентации по темам;

- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.


Программа обеспечена учебно - методическим комплектом:

  • Алышева Т.В. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2016

  • Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь в 2 частях. Учебное пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. М.: Просвещение, 2016