МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САВЕЛЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ МУСЫ ДЕНИЛБЕКОВИЧА ГАЗИМАГАМАДОВА»
НАУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов _____________ Протокол №__от _______2023 г | Согласована Заместитель директора по УВР _______________А.Р.Гумакаева «___»________________2023 г. | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Математические представления»
для 1 класса, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
на 2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования МОУ «Орлинская СОШ» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета:
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.
Виды деятельности обучающейся на уроке
работа с геометрическим материалом;
самостоятельное выполнение работы;
индивидуальные занятия.
Планируемые результаты обучения
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Предполагаемые результаты обучения — наличие у ребёнка на фоне положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания, следующих умений:
осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с учителем, по подражанию, по образцу);
понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними;
выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
осуществлять выбор геометрических фигур (шар) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции;
перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;
показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.);
перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;
узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) время года (зима).
К концу года
Усвоить счет в пределах 5.
Образование и запись в пределах 5.
Сравнивать числа, стоящие рядом в числовом ряду.
Уметь выделять большее или меньшее число.
Соотносить число, количество, цифру.
Складывать и вычитать в пределах 5 на конкретном материале.
Уметь решать примеры в пределах 5.
Составлять и решать задачи по практическим действиям.
Работать с геометрическим материалом - отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.
Личностные результаты:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах, сформированность базовых учебных действий (Программа формирования базовых УД у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)
Группа базовых УД
Учебные действия и умения
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- ориентироваться в пространстве учебного помещения, пользоваться мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и ыходить из-за стола и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- умение выполнять инструкции педагога:
- использование по назначению учебных материалов:
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
3. Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Математические представления» представлено основными темами: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Количественные представления
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).
Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.
Представления о величине
Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.
Представление о форме
Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).
Пространственные представления
Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.
Временные представления
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел учебного курса | Количество часов на изучение раздела | Количество контрольных работ |
1 | Подготовка к изучению математики | 32 | |
2 | Первый десяток. Числа 1 – 5. | 34 | 1 |
| Итого: | 66 | 1 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Часы | Виды деятельности |
План Факт |
1 | 12.10. | Цвет и назначение предметов. | 1 | Умение различать и сравнивать предметы по цвету и назначению |
2 | | Круг. Размеры предметов: большой – маленький. | 1 | Называть геометрическую фигуру - круг. Различать её среди других фигур. Различать круги по цвету. Обводить её по трафарету. |
3 | 16.10. | Сравнение предметов. Одинаковые, равные по величине. | 1 | Сравнение предметов по размерам |
4 | | Слева – справа. В середине, между. Квадрат. | 1 | Называть квадрат.Различать его среди других фигур. Обводить её по трафарету. Обводка клеточки в тетради. |
5 | 19.10. | Вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под. | 1 | Сравнение предметов. Сравнить предметы по высоте. Отвечать на вопрос: кто выше, кто ниже. |
6 | . | Сравнение двух предметов: длинный – короткий. | 1 | Сравнение предметов. Сравнить предметы по длине. Отвечать на вопрос: какой предмет короче или длиннее? |
7 | 23.10. | Внутри – снаружи, в, рядом, около. Треугольник. | 1 | Называть геометрическую фигуру–треугольник. Составление из геометрических фигур предметов (светофор, машинка, ёлочка…) |
8 | | Сравнение двух предметов: широкий – узкий. | 1 | Сравнивать предметы по ширине. Отвечать на вопрос: какой? предмет шире или уже? |
9 | 26.10. | Далеко – близко, дальше – ближе, к, от. Прямоугольник. | 1 | Сравнение предметов по расстоянию. Называть геометрическую фигуру–прямоугольник. |
10 | . | Высокий – низкий. | 1 | Сравнение предметов по длине. |
11 | 09.11. | Глубокий – мелкий. | 1 | Сравнениепредметов по объему |
12 | | Впереди – сзади, перед, за. | 1 | Сравнение предметов по месту |
13 | 13.11. | Первый, последний, крайний, после, следом, следующий за. | 1 | Сравнение предметов по месту, очередности |
14 | | Толстый – тонкий. Сравнение двух предметов. | 1 | Сравнение предметов по толщине |
15 | 16.11. | Временные представления. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Рано – поздно. | 1 | Ответы на вопросы, что делают ночью Сравнение понятий день – ночь, ответы на вопрос, когда? |
16 | | Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день. | 1 | Рассматривание сюжетных картинок. Ответы на вопросы, что делают днём? Понятия день, сейчас. |
17 | 20.11. | Временные представления: быстро – медленно. | 1 | Рассматривание сюжетных картинок. Ответы на вопросы |
18 | | Понятие массы: тяжелый – легкий, тяжелее – легче. | 1 | Сравнивать предметы по массе. Отвечать на вопрос: какой? предмет тяжелый или легкий? |
19 | 23.11. | Сравнение предметных совокупностей. Много – мало, несколько. | 1 | Сравнение понятий много-мало |
20 | | Сравнение предметных совокупностей. Один – много, ни одного. | 1 | Собирание предметов в корзину. Понятие много. Называние – много. |
21 | 27.11. | Временные представления: давно – недавно. | 1 | Отвечать на вопрос когда? |
22 | | Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше. | 1 | Работа по картине. Определение лиц по возрасту |
23 | 30.11. | Сравнение предметных совокупностей. Больше меньше, столько же, одинаковое (равное) количество. | 1 | Повторение понятий один,много, большой, маленький. |
24 | 04.12. | Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. | 1 | Сравнение объемов |
25 | 07.12. | Понятие о величине: большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий, больше – меньше, длиннее – короче, одинаковые, равные, выше – ниже, шире – уже. | 1 | Сравнение предметов по величине |
26 | 11.12. | Понятие о количестве: много – мало, один, больше, меньше, поровну, столько же. | 1 | Сравнение предметов по количеству |
27 | 14.12. | Пространственные представления: верхний – нижний, правый – левый, рядом, около, между, за, посередине, дальше – ближе, вверху – внизу, выше – ниже, справа – слева, впереди – позади, вперед – назад. | 1 | Определить место предмета. Умение ориентироваться на листе бумаги. Отвечать на вопрос: где? Называть и показывать правую и левую руки, правую и левую стороны. Ориентироваться на листе бумаги. |
28 | 18.12. | Соотнесение предметов по количеству в пределах 5 без называния чисел (один к одному) путем наложения и приложения слева направо, соблюдая интервалы. | 1 | Выполнение упражнений |
29 | 21.12. | Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания: было, осталось, стало, вместе, добавить, убрать. | 1 | Выделение одного предмета из множества по заданию учителя. |
30 | 25.12. | Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания: было, осталось, стало, вместе, добавить, убрать. Закрепление. | 1 | Выполнение упражнений |
31 | 28.12. | Сравнение предметов по размеру, по длине, по массе. | 1 | Сравнение предметов по размеру, по длине, по массе. |
32 | 11.01. | Повторение пройденного. | 1 | Выполнение упражнений |
33 | 15.01. | Число и цифра 1. Написание цифры 1. | 1 | Понятия один, много, мало. Знакомство с числом один, его называние. |
34 | 18.01. | Один, одна, одно, одни. Сказка «Теремок». | 1 | Сравнивать множества. Отвечать на вопросы сколько? Понятия много, ни одного. |
35 | 22.01. | Меры стоимости. Знакомство с монетой 1 рубль. Распознавание её. | 1 | Сравнивать одинаковые по цвету предметы, объединять их в множества. |
36 | 25.01. | Повторение. Понятие о количестве. | 1 | Выполнение упражнений |
37 | 29.01. | Повторение. Понятие о величине. | 1 | Повторение о величине. |
38 | 01.02. | Повторение. Пространственные представления. | 1 | Выполнение упражнений |
39 | 05.02. | Повторение. Понятие массы. | 1 | Выполнение упражнений |
40 | 08.02. | Единицы (меры) стоимости – копейка, рубль. Обозначение: 1 р. Монеты: 1 р. | 1 | Определять кол-во предметов Соотнесение числа 1 с геометрическими фигурами. Повторение геометрических фигур, их называние. Ответы на вопрос, сколько? |
41 | 12.02. | Число и цифра 1. Закрепление. | 1 | Понятия первый – последний, рассматривание картин, называние. |
42 | 15.02. | Число и цифра 2. Образование числа 2. | 1 | Различать понятия число и цифра. Называть число 2, писать цифру 2. Отвечать на вопрос, сколько? |
43 | 26.02. | Числовой ряд. Состав числа 2. Написание цифры 2. | 1 | Различать понятия число и цифра. Называть число 2, писать цифру 2. Отвечать на вопрос, сколько? |
44 | 29.02. | Знак сложения. + плюс, прибавить. | 1 | Различать понятие +плюс от -. |
45 | 04.03. | Человек и его тело (один, два, две). | 1 | Считать части тела до двух |
46 | 07.03. | Понятие «пара». | 1 | Объединять предметы в пары. |
47 | 11.03. | Понятия: поровну, равно. | 1 | Распределять предметы на равные части |
48 | 14.03. | Сравнение количества предметов. | 1 | Называть указанные предметы по количеству |
49 | 18.03. | Точка. Линии прямые и кривые | 1 | Называть геометрические понятия линии. Составление из геометрических фигур предметов |
50 | 21.03.. | Знак вычитания. – минус, вычесть | 1 | Различать понятие - плюс от + |
51 | 04.04. | Монета 2 р. Размен и замена | 1 | Выполнять прямой и обратный счёт в пределе 2. Называть состав числа 2. Соотносить кол-во предметов с числом и соответствующей цифрой. |
52 | 08.04. | Число и цифра 3 | 1 | Считать до 3, соотносить число с количеством. |
53 | 11.04. | Образование числа 3. Сказка «Три медведя» | 1 | Выполнять прямой и обратный счёт в пределе 3. |
54 | 15.04. | Состав числа 3. Написание цифры 3 | 1 | Соотнесение чисел 1-3 с предметами, их называние, прямой и обратный счёт. |
55 | 18.04.. | Сложение чисел в пределах 3 на конкретном материале | 1 | Повторение сложения и вычитания в пределах 3 |
56 | 22.04. | Вычитание чисел в пределах 3 на конкретном материале | 1 | Повторение сложения и вычитания в пределах 3 |
57 | 25.04. | Куб. | 1 | Называть куб. Различать его среди других фигур. Обводить её по трафарету. Обводка клеточки в тетради. |
58 | 02.05. | Число и цифра 4 | 1 | Называть число 4, писать цифру 4. |
59 | 06.05. | Образование числа 4 | 1 | Считать до 4, соотносить число с количеством. |
60 | 13.05. | Состав числа 4. Написание цифры 4 | 1 | Считать до 4, соотносить число с количеством. |
61 | 16.05. | Решение примеров в пределах 4. Присчитывание и отсчитывание по 1. | 1 | Называть после какого числа стоит 4. соотносить число с количеством. |
62 | | Составление и решение задач на основе практических действий. Брус | 1 | Повторение счета до 4 |
63 | 20.05. | Число и цифра 5. Состав числа 5 | 1 | Называть число 5, писать цифру 5. |
64 | | Контрольная работа по теме «Первый десяток. Числа 1 - 5» | 1 | Считать до 5, соотносить число с количеством. |
65 | 23.05. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | Считать до 5, соотносить число с количеством. |
66 | | Составление и решение задач на основе практических действий | 1 | Повторение счета до 5 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);
-мозаики;
- игрушки разных размеров;
- шнуровки;
- пирамидки разные по величине, высоте;
- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений) ;
- цветные карандаши;
- листы бумаги;
-рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;
- презентации по темам;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
Программа обеспечена учебно - методическим комплектом:
Алышева Т.В. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2016
Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь в 2 частях. Учебное пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. М.: Просвещение, 2016