СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по адыгейской литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО по учебнику С.С.Ситимовой и А.Б.Чуяко "Родные просторы". 70 часов в год, 2 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по адыгейской литературе»

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению «Адыгейская литература» для 3 класса составлена на основе Программы начального общего образования общеобразовательной организации МБОУ «СОШ №2» а. Хатукай на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г) Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и учебника «Родные просторы» 3 класс - авторы С. С. Ситимова, А. Б. Чуяко.. Разработана на основе УМК «Школа России» НР и ЭО по региональному приказу 10 -15.

Программа предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников.
Цели:

- приобщение младших школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей;

-воспитание патриотических чувств школьников, расширение кругозора, развитие их интеллектуального и творческого потенциала.

Задачи:

  • активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов;

  • знакомить с культурно - историческим наследием Республики Адыгея;

  • создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности;

  • формирование техники чтения и приёмов понимания текста;

  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей;

  • обогащение нравственного опыта детей, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;

  • обогащение чувственного опыта ребёнка, воспитывать чувство гордости и любви к своей малой родине;

  • приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста;

  • развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.

Межпредметные связи.

Содержание курса позволяет осуществлять его связь с:

- русским языком;

- окружающим миром;

- изобразительным искусством;

- музыкой.

Используемые технологии, методы и формы работы: личностно-ориентированное обучение и игровая технология.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный;

Формы обучения: индивидуально – групповая, индивидуальная, групповая.

Используемые технологии соответствуют психологическим особенностям учащихся.

Программа включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приемов понимания прочитанного.
4. Элементы литературоведческого анализа текста.
5. Развитие устной и письменной речи.

Отличительные особенности программы

Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.

Программа состоит из следующих разделов:
1. Наша Республика Адыгея.
II. Произведения адыгейского устного народного творчества и национальные игры.
III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея.
IУ. Загадки, пословицы, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея.

       Основные линии программы:

1.         Развитие навыка чтения;

2.         Развитие восприятия произведения;

3.         Развитие литературоведческих понятий;

4.         Развитие речевых умений;

5.         Развитие творческой деятельности.

 Основными образовательными линиями курса «Родные просторы» являются следующие:

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.  

2. Система работы над навыками чтения.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

4. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.

О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).

Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.


Развитие умений:

– выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;

– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);

– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана –повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);

– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;

– самостоятельно составлять план рассказа о герое;

– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения;

– использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

ЭЛЕМЕНТЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА,

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ

ПРОЧИТАННОГО

Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.

Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:

– портрет;

– детали биографии (что известно о его жизни);

– черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;

– речь героя как средство его характеристики;

– отношение автора к герою;

– собственное отношение к герою, его обоснование.

Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором.

Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).

Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАКОМСТВО

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ

Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе. Стихотворение. Расширение и углубление понятия о стихотворении.

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Обучение:

– подробному и краткому пересказу текста по плану;

– выборочному пересказу текста;

– словесному рисованию картин к художественным текстам;

– составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;

– составлению устных рассказов от имени одного из героев;

_ заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.





Содержание.

1. Наша Республика Адыгея(9ч).
Произведения поэтов о Республике Адыгея, об обычаях адыгов,о родном языке.
Произведения: Чуяко Дж. «Моя Адыгея»; Жанэ К. « У адыгов обычай такой»;

Беретарь Х.«О, как она, земля моя, щедра…», «Псекупс»; Тлехас М. «Родной язык»,

«Моя земля»; Дербе Т. «Люблю я свой народ». Крючков Ю. «Адыгея».

II. Произведения адыгейского устного народного творчества и национальные игры (14ч.)
1. Загадки орастениях, явлениях природы.
2. Пословицы о животных, добре, труде, дружбе.
3. Сказки о трудолюбии и лени, о животных: «Трудовые деньги», «Воробей и волк», «Овца и коза»;
4. Произведения из нартского эпоса о добре и зле, храбрости и трусости, добрых поступках, дружбе, честности: «Как Саусырыко вернул огонь нартам », «Золотое яблоко нартов», «Сэтэнэй-цветок», «Шэбатныко- сын Орзэмэджа», «Освобождение нарта Нэсрена».
5. Национальные игры: «Скачки», «Жмурки», «Лебеди и просо», «Журавли-журавушки». III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (42ч) Машбаш И. « Сказка о кузнечиках, об их пропавшем царе и о мудрой зайчихе», « Песня веселой бабочки»;ЯхутльС.«Родина»; Жанэ К. «Ах, эта козочка!», «Зерно», «Дождик», «Новоселье», « Гармонистка», «Сад», «Я славлю руки человека», «Давно отгремела война», «Долг»,« Старость», «Пословица»; Х.Андрухаев. « Река», «Весна и лентяй»; Е.Салов. « Дольмен»; Чуяко Дж. « Пусть приходит сам», « Маяк», « Волшебник», «Кто лучше считает?», « Если был бы я врачом», «Новый дом», « Плавание на спине», « На пасеке»; Паранук М. « Зима»; Куек Н. « Снежинка», «Считалка», «Кто же лужи уберет?», «Осень», «Зазнайка» ;Кошубаев П. «Дедушка»; Гадагатль А. «Петух-хвастун»; Беретарь Х. «Нана»; Тлехас М. «Наши матери»; Нехай Р. « Ты кто?»; Дербе Т. «Среди деревьев бродит листопад»; Панеш Х. «Почему плакал Рашид?»; Чуяко Ю. «Лиса и Орземес» (отрывок из повести « Чужая боль»); Тлехас М. «Песня о Майкопе»; Кошубаев П. «Один день войны(из рассказа «Дедушка»); Гадагатль А. « Да будет так!»; Крючков Ю. « Память»; Багов Н. «Печаль»; Хурумов Х. « Колодец Хапака»; Салов Е. «Даховская мозаика», «Князь леса»,« Золотой ручей», «За рекой Кишой»; Панеш Х. «Пусть попробует другой»;Панеш С. «Калитка Мирзабеча».

IV. Загадки, пословицы, сказки истихотворения народов республики Адыгея (5ч).
1. Загадки о растениях, животных, явлениях природы.
2. Пословицы о труде.
З. Бытовые сказки разных народов: «Солдатская шинель» (русская сказка), « заказчик и мальчик» (армянская сказка), «Кисть винограда» (греческая сказка).
4. Литературные сказки о животных: С.Козлов«Черный омут», Н. Тынянский « Хитрый тюлень».

5.Стихотворения о школе, зимнем закате, малой родине, гостеприимстве.

Содержание курса «Родные просторы» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.




Всего 70 часов из расчета 2 часа в неделю.

п/п

Название разделов.

Количество часов.

1

Наша Республика Адыгея

9

2

Произведения адыгейского устного народного творчества и национальные игры

14

3

Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея

42

4

Загадки, пословицы, сказки и стихотворения народов республики Адыгея.

5


Всего

70



Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Д/з

план

факт

1четверть(16ч)

I.Наша Республика Адыгея (9 ч.)

1.

Республика Адыгея.

1

04.09

04.09

С.3-4

2.

Майкоп - столица Адыгеи.

1

06.09

06.09

сообщение

3.

Чуяко Дж. Стихотворение. Моя Адыгея.

1

11.09

11.09

С.5-6,

наизусть

4.

Жанэ К. Стихотворение. У адыгов обычай такой.

1

13.09

13.09

С.6-7, наизусть

5.

Беретарь Х. Стихотворение. О, как она, земля моя, щедра…

1

18.09

18.09

С.7-8

6.

Беретарь Х. Стихотворение.Псекупс.

1

20.09

20.09

С.8

7.

Тлехас М. Стихотворение.Роднойязык.

1

25.09


С.9-10

8.

Тлехас М. Стихотворение.Моя земля.

1

27.09


С.10-11

9.

Дербе Т. «Люблю я свой народ».

Крючков Ю. «Адыгея».

1

02.10


С.11-13

II. Адыгейское народное творчество и национальные игры (14 ч.)

10.

Загадки о животных, разных предметах, явлениях природы

1

04.10


С.14

11.

Пословицы и поговорки о мудрости, разуме, мужестве, труде, честности, дружбе, добре, зле, семейных традициях.

1

09.10


Найти 3 -5 пословиц

12.

Сказки и сказания о добре и зле, храбрости и трусости, добрых поступках, дружбе, честности.

1

11.10


Прочитать сказку из журнала

13.

Адыгейские сказки о животных и бытовые сказки: «Не рой другому яму», «Воробей и волк»,

1

16.10


С.15-19

14.

Сказки:«Овца и коза», «Трудовые деньги».

1

18.10


с.20-25

15.

Произведения из адыгейского нартского эпоса.

Сказание. «Как Саусырыко вернул огонь нартам».

1

23.10


С.25-34

16.

Сказание. Золотое яблоко нартов

1

25.10


С.34-39

2 четверть(16 ч)

17.

Сказание. Сэтэнэй-цветок.

1

06.11


С.39-40

18.

Сказание. Шэбатныко — сын Орзэмэджа.

1

08.11


С.41-43

19.

Сказание. Освобождение нарта Нэсрена.

1

13.11


С.44-48

20.

Национальные игры.

1

15.11


Разучить 1 игру

21.

Игра. Скачки.

1

20.11


С.49

22.

Игра .Жмурки.

1

22.11


С.49-50

23.

Игра. Лебеди и просо. Игра Журавли-журавушки.

1

27.11


С.51-52

III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (42ч.)

24.

Машбаш И. Четверостишия. К. Кумпилов «Зерно». Ш.Куев «Родник в ауле».И.Тлепцерше «Пшиш-река»

1

29.11


С.53-58

25.

М. Паранук «Маленький чабан», стихи С.Гутовой, Яхутль С. «Родина».

1

04.12


С.58-62

26.

Жанэ К. Стихотворение. Ах, эта козочка!

1

06.12


С.62-63

27.

Х.Андрухаев. Стихотворение. Река. Весна и лентяй.

1

11.12


С.64-65

28.

Жанэ К. Стихотворение. Зерно. Дождик.

1

13.12


С.66,68

29.

Е.Салов. Стихотворение. Дольмен.

1

18.12


С.68-69

30.

Жанэ К. Стихотворение. Новоселье.

1

20.12


С.70

31.

Чуяко Дж. Стихотворение. Пусть приходит сам.

1

25.12


С.70-71

32.

Машбаш И. Сказка о кузнечиках, об их пропавшем царе и о мудрой зайчихе.

1

27.12


С.71-77

3 четверть (20 ч)

33.

Паранук М. Стихотворение. Зима.

1

15.01


С.78-79

34.

Куек Н. Стихотворение. Снежинка.

1

17.01


С.80-81

35.

Кошубаев П. Рассказ.Отец ушел на войну.

1

22.01


С.82-85

36.

Жанэ К. Стихотворение. Гармонистка.

1

24.01


С.85-86

37.

Куек Н. Стихотворение. Считалка.

1

29.01


С.87

38.

Гадагатль А. Стихотворение. Петух-хвастун.

1

31.01


С.88-91

39.

Куек Н. Стихотворение. Кто же лужи уберет?

1

05.02


С.91-92

40.

Жанэ К. Стихотворение. Я славлю руки человека.

1

07.02


С.92-94

41.

Беретарь Х. Стихотворение. Нана.

1

12.02


С.94-96

42.

Тлехас М. Стихотворение. Наши матери.

1

14.02


С.97-98

43.

Чуяко Дж. Стихотворение. Маяк

1

19.02


С.98-99

44.

Жанэ К.Давно отгремела война.Долг.

1

21.02


С.99-101

45.

Чуяко Дж. Стихотворение. « Волшебник», И. Тлепцерше «Мой мир»

1

26.02


С.101-103

46.

Жанэ К. Стихотворения. « Старость»,

1

28.02


С.103-104

47.

Нехай Р. Стихотворение. Ты кто?

1

05.03


С.104-105

48.

Куек Н. Стихотворения. «Осень».

1

07.03


С.105-106

49.

Дербе Т. Стихотворение. Среди деревьев бродит листопад.

1

12.03


С.106-107

50.

ПанешХ.Почему плакал Рашид?

1

14.03


С.107-108

51.

Машбаш И. Стихотворение. Песня веселой бабочки.

1

19.03


С.108-109

52.

ЧуякоЮ.Лиса и Орземес (отрывок из повести « Чужая боль»

1

21.03


С.110-112

4 четверть (18ч)

53.

ТлехасМ.Песня о Майкопе.

1

02.04


С.112-113

54.

Кошубаев П.Один день войны (из рассказа «Дедушка»)

1

04.04


С.114-115

55.

Гадагатль А. Стихотворение. Да будет так!

1

09.04


С.116-117

56.

Чуяко Дж. Стихотворение. Кто лучше считает?

1

11.04


С.117-118

57.

Крючков Ю. Стихотворение. Память.

1

16.04


С.118-119

58.

Багов Н. Стихотворение. Печаль.К.Жанэ «Пословица».

1

18.04


С.119-121

59.

Н.Куёк «Зазнайка».Хурумов Х. Стихотворение. Колодец Хапака.

1

23.04


С.121-123

60.

Салов Е. Стихотворение. Даховская мозаика. Князь леса.

1

24.04


С.124,128

61.

Чуяко Дж. Стихотворения: Если был бы я врачом.Новый дом.

1

25.04


С.124-126

62.

Х. Панеш. Пусть попробует другой. Салов Е. Стихотворения: « Золотой ручей», «Князь леса».

1

30.04


С.126-129

63.

Панеш С. Калитка Мирзабеча.

1

07.05


С.129-132

64.

Чуяко Дж. Стихотворения: « Плавание на спине», « На пасеке».

1

08.05


С.133-134,

С.135-136

65.

К. Жанэ «Сад». Е.Салов «За рекой Кишой»

1

14.05


С.132-133,

С.134-135

IV.Загадки, пословицы, сказки народов Республики Адыгея(5ч)

66.

Загадки, пословицы.

1

16.05


С.137-142

67.

Русская сказка. Солдатская шинель.

1

21.05


С.142-144

68

Армянская сказка. Заказчик и мастер. Греческая сказка. Кисть винограда.

1

23.05


С.144-148

69

Литературные сказки. С.Козлов «Черный Омут» Н. Тынянский «Хитрый тюлень»

1

28.05


С.149-152

70

Стихотворения. А.Тетивкин «Школа», Г. Дросинис «Закат в январе» и др.

1

30.05


С.153-156
































Планируемые результаты:

Ученик 3 класса научится:

• читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного (для всех видов текстов) в пределах 75-80 слов в мин.;

• ориентироваться в содержании художественного и научно-популярного текстов, понимать их смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

для художественных текстов:

  • определять главную мысль и героев произведения;

  • определять основные события и устанавливать их последовательность;

  • озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;

  • находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде;

  • задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них;

  • делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;

  • устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками, мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

  •  передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);

  •  различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.

Ученик 3 класса получит возможность научиться:

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

  •  высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

  •  находить средства художественной выразительности (метафора, эпитет);

  • работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение.

  • познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской детской литературы о природе, истории России и Адыгеи, о судьбах людей, осмыслить этические представления о таких понятиях, как «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнется формирование системы духовно-нравственных ценностей;

В результате изучения курса «Адыгейская литература»

учащиеся должны знать: название и основное содержание изученных литературных произведений: имена, отчества и фамилии авторов, элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

называть, приводить примеры: сказок народных и литературных, стихов и рассказов из круга детского чтения;

различать, сравнивать: произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка), жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня), сказки народные и литературные, словари и справочники, виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);

уметь:

  • читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;

  • выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;

  • делить текст на смысловые части и оставлять простой план;

  • пересказывать и рассказывать произведение по плану, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

  • создавать небольшой устный текст на заданную тему, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • определять тему и жанр незнакомой книги;

  • работать со справочной литературой.
















































12