Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению «Адыгейская литература» для 3 класса составлена на основе Программы начального общего образования общеобразовательной организации МБОУ «СОШ №2» а. Хатукай на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г) Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и учебника «Родные просторы» 3 класс - авторы С. С. Ситимова, А. Б. Чуяко.. Разработана на основе УМК «Школа России» НР и ЭО по региональному приказу 10 -15.
Программа предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников.
Цели:
- приобщение младших школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей;
-воспитание патриотических чувств школьников, расширение кругозора, развитие их интеллектуального и творческого потенциала.
Задачи:
активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов;
знакомить с культурно - историческим наследием Республики Адыгея;
создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности;
формирование техники чтения и приёмов понимания текста;
введение детей через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей;
обогащение нравственного опыта детей, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;
обогащение чувственного опыта ребёнка, воспитывать чувство гордости и любви к своей малой родине;
приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста;
развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.
Межпредметные связи.
Содержание курса позволяет осуществлять его связь с:
- русским языком;
- окружающим миром;
- изобразительным искусством;
- музыкой.
Используемые технологии, методы и формы работы: личностно-ориентированное обучение и игровая технология.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный;
Формы обучения: индивидуально – групповая, индивидуальная, групповая.
Используемые технологии соответствуют психологическим особенностям учащихся.
Программа включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приемов понимания прочитанного.
4. Элементы литературоведческого анализа текста.
5. Развитие устной и письменной речи.
Отличительные особенности программы
Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.
Программа состоит из следующих разделов:
1. Наша Республика Адыгея.
II. Произведения адыгейского устного народного творчества и национальные игры.
III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея.
IУ. Загадки, пословицы, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея.
Основные линии программы:
1. Развитие навыка чтения;
2. Развитие восприятия произведения;
3. Развитие литературоведческих понятий;
4. Развитие речевых умений;
5. Развитие творческой деятельности.
Основными образовательными линиями курса «Родные просторы» являются следующие:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.
2. Система работы над навыками чтения.
3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
4. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.
О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО
Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).
Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.
Развитие умений:
– выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана –повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);
– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
– самостоятельно составлять план рассказа о герое;
– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения;
– использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
ЭЛЕМЕНТЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА,
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ
ПРОЧИТАННОГО
Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.
Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:
– портрет;
– детали биографии (что известно о его жизни);
– черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;
– речь героя как средство его характеристики;
– отношение автора к герою;
– собственное отношение к герою, его обоснование.
Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором.
Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).
Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАКОМСТВО
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ
Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе. Стихотворение. Расширение и углубление понятия о стихотворении.
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Обучение:
– подробному и краткому пересказу текста по плану;
– выборочному пересказу текста;
– словесному рисованию картин к художественным текстам;
– составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
– составлению устных рассказов от имени одного из героев;
_ заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.
Содержание.
1. Наша Республика Адыгея(9ч).
Произведения поэтов о Республике Адыгея, об обычаях адыгов,о родном языке.
Произведения: Чуяко Дж. «Моя Адыгея»; Жанэ К. « У адыгов обычай такой»;
Беретарь Х.«О, как она, земля моя, щедра…», «Псекупс»; Тлехас М. «Родной язык»,
«Моя земля»; Дербе Т. «Люблю я свой народ». Крючков Ю. «Адыгея».
II. Произведения адыгейского устного народного творчества и национальные игры (14ч.)
1. Загадки орастениях, явлениях природы.
2. Пословицы о животных, добре, труде, дружбе.
3. Сказки о трудолюбии и лени, о животных: «Трудовые деньги», «Воробей и волк», «Овца и коза»;
4. Произведения из нартского эпоса о добре и зле, храбрости и трусости, добрых поступках, дружбе, честности: «Как Саусырыко вернул огонь нартам », «Золотое яблоко нартов», «Сэтэнэй-цветок», «Шэбатныко- сын Орзэмэджа», «Освобождение нарта Нэсрена».
5. Национальные игры: «Скачки», «Жмурки», «Лебеди и просо», «Журавли-журавушки». III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (42ч) Машбаш И. « Сказка о кузнечиках, об их пропавшем царе и о мудрой зайчихе», « Песня веселой бабочки»;ЯхутльС.«Родина»; Жанэ К. «Ах, эта козочка!», «Зерно», «Дождик», «Новоселье», « Гармонистка», «Сад», «Я славлю руки человека», «Давно отгремела война», «Долг»,« Старость», «Пословица»; Х.Андрухаев. « Река», «Весна и лентяй»; Е.Салов. « Дольмен»; Чуяко Дж. « Пусть приходит сам», « Маяк», « Волшебник», «Кто лучше считает?», « Если был бы я врачом», «Новый дом», « Плавание на спине», « На пасеке»; Паранук М. « Зима»; Куек Н. « Снежинка», «Считалка», «Кто же лужи уберет?», «Осень», «Зазнайка» ;Кошубаев П. «Дедушка»; Гадагатль А. «Петух-хвастун»; Беретарь Х. «Нана»; Тлехас М. «Наши матери»; Нехай Р. « Ты кто?»; Дербе Т. «Среди деревьев бродит листопад»; Панеш Х. «Почему плакал Рашид?»; Чуяко Ю. «Лиса и Орземес» (отрывок из повести « Чужая боль»); Тлехас М. «Песня о Майкопе»; Кошубаев П. «Один день войны(из рассказа «Дедушка»); Гадагатль А. « Да будет так!»; Крючков Ю. « Память»; Багов Н. «Печаль»; Хурумов Х. « Колодец Хапака»; Салов Е. «Даховская мозаика», «Князь леса»,« Золотой ручей», «За рекой Кишой»; Панеш Х. «Пусть попробует другой»;Панеш С. «Калитка Мирзабеча».
IV. Загадки, пословицы, сказки истихотворения народов республики Адыгея (5ч).
1. Загадки о растениях, животных, явлениях природы.
2. Пословицы о труде.
З. Бытовые сказки разных народов: «Солдатская шинель» (русская сказка), « заказчик и мальчик» (армянская сказка), «Кисть винограда» (греческая сказка).
4. Литературные сказки о животных: С.Козлов«Черный омут», Н. Тынянский « Хитрый тюлень».
5.Стихотворения о школе, зимнем закате, малой родине, гостеприимстве.
Содержание курса «Родные просторы» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Всего 70 часов из расчета 2 часа в неделю.
№п/п | Название разделов. | Количество часов. |
1 | Наша Республика Адыгея | 9 |
2 | Произведения адыгейского устного народного творчества и национальные игры | 14 |
3 | Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея | 42 |
4 | Загадки, пословицы, сказки и стихотворения народов республики Адыгея. | 5 |
| Всего | 70 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Д/з |
план | факт |
1четверть(16ч) I.Наша Республика Адыгея (9 ч.) |
1. | Республика Адыгея. | 1 | 04.09 | 04.09 | С.3-4 |
2. | Майкоп - столица Адыгеи. | 1 | 06.09 | 06.09 | сообщение |
3. | Чуяко Дж. Стихотворение. Моя Адыгея. | 1 | 11.09 | 11.09 | С.5-6, наизусть |
4. | Жанэ К. Стихотворение. У адыгов обычай такой. | 1 | 13.09 | 13.09 | С.6-7, наизусть |
5. | Беретарь Х. Стихотворение. О, как она, земля моя, щедра… | 1 | 18.09 | 18.09 | С.7-8 |
6. | Беретарь Х. Стихотворение.Псекупс. | 1 | 20.09 | 20.09 | С.8 |
7. | Тлехас М. Стихотворение.Роднойязык. | 1 | 25.09 | | С.9-10 |
8. | Тлехас М. Стихотворение.Моя земля. | 1 | 27.09 | | С.10-11 |
9. | Дербе Т. «Люблю я свой народ». Крючков Ю. «Адыгея». | 1 | 02.10 | | С.11-13 |
II. Адыгейское народное творчество и национальные игры (14 ч.) |
10. | Загадки о животных, разных предметах, явлениях природы | 1 | 04.10 | | С.14 |
11. | Пословицы и поговорки о мудрости, разуме, мужестве, труде, честности, дружбе, добре, зле, семейных традициях. | 1 | 09.10 | | Найти 3 -5 пословиц |
12. | Сказки и сказания о добре и зле, храбрости и трусости, добрых поступках, дружбе, честности. | 1 | 11.10 | | Прочитать сказку из журнала |
13. | Адыгейские сказки о животных и бытовые сказки: «Не рой другому яму», «Воробей и волк», | 1 | 16.10 | | С.15-19 |
14. | Сказки:«Овца и коза», «Трудовые деньги». | 1 | 18.10 | | с.20-25 |
15. | Произведения из адыгейского нартского эпоса. Сказание. «Как Саусырыко вернул огонь нартам». | 1 | 23.10 | | С.25-34 |
16. | Сказание. Золотое яблоко нартов | 1 | 25.10 | | С.34-39 |
2 четверть(16 ч) |
17. | Сказание. Сэтэнэй-цветок. | 1 | 06.11 | | С.39-40 |
18. | Сказание. Шэбатныко — сын Орзэмэджа. | 1 | 08.11 | | С.41-43 |
19. | Сказание. Освобождение нарта Нэсрена. | 1 | 13.11 | | С.44-48 |
20. | Национальные игры. | 1 | 15.11 | | Разучить 1 игру |
21. | Игра. Скачки. | 1 | 20.11 | | С.49 |
22. | Игра .Жмурки. | 1 | 22.11 | | С.49-50 |
23. | Игра. Лебеди и просо. Игра Журавли-журавушки. | 1 | 27.11 | | С.51-52 |
III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (42ч.) |
24. | Машбаш И. Четверостишия. К. Кумпилов «Зерно». Ш.Куев «Родник в ауле».И.Тлепцерше «Пшиш-река» | 1 | 29.11 | | С.53-58 |
25. | М. Паранук «Маленький чабан», стихи С.Гутовой, Яхутль С. «Родина». | 1 | 04.12 | | С.58-62 |
26. | Жанэ К. Стихотворение. Ах, эта козочка! | 1 | 06.12 | | С.62-63 |
27. | Х.Андрухаев. Стихотворение. Река. Весна и лентяй. | 1 | 11.12 | | С.64-65 |
28. | Жанэ К. Стихотворение. Зерно. Дождик. | 1 | 13.12 | | С.66,68 |
29. | Е.Салов. Стихотворение. Дольмен. | 1 | 18.12 | | С.68-69 |
30. | Жанэ К. Стихотворение. Новоселье. | 1 | 20.12 | | С.70 |
31. | Чуяко Дж. Стихотворение. Пусть приходит сам. | 1 | 25.12 | | С.70-71 |
32. | Машбаш И. Сказка о кузнечиках, об их пропавшем царе и о мудрой зайчихе. | 1 | 27.12 | | С.71-77 |
3 четверть (20 ч) |
33. | Паранук М. Стихотворение. Зима. | 1 | 15.01 | | С.78-79 |
34. | Куек Н. Стихотворение. Снежинка. | 1 | 17.01 | | С.80-81 |
35. | Кошубаев П. Рассказ.Отец ушел на войну. | 1 | 22.01 | | С.82-85 |
36. | Жанэ К. Стихотворение. Гармонистка. | 1 | 24.01 | | С.85-86 |
37. | Куек Н. Стихотворение. Считалка. | 1 | 29.01 | | С.87 |
38. | Гадагатль А. Стихотворение. Петух-хвастун. | 1 | 31.01 | | С.88-91 |
39. | Куек Н. Стихотворение. Кто же лужи уберет? | 1 | 05.02 | | С.91-92 |
40. | Жанэ К. Стихотворение. Я славлю руки человека. | 1 | 07.02 | | С.92-94 |
41. | Беретарь Х. Стихотворение. Нана. | 1 | 12.02 | | С.94-96 |
42. | Тлехас М. Стихотворение. Наши матери. | 1 | 14.02 | | С.97-98 |
43. | Чуяко Дж. Стихотворение. Маяк | 1 | 19.02 | | С.98-99 |
44. | Жанэ К.Давно отгремела война.Долг. | 1 | 21.02 | | С.99-101 |
45. | Чуяко Дж. Стихотворение. « Волшебник», И. Тлепцерше «Мой мир» | 1 | 26.02 | | С.101-103 |
46. | Жанэ К. Стихотворения. « Старость», | 1 | 28.02 | | С.103-104 |
47. | Нехай Р. Стихотворение. Ты кто? | 1 | 05.03 | | С.104-105 |
48. | Куек Н. Стихотворения. «Осень». | 1 | 07.03 | | С.105-106 |
49. | Дербе Т. Стихотворение. Среди деревьев бродит листопад. | 1 | 12.03 | | С.106-107 |
50. | ПанешХ.Почему плакал Рашид? | 1 | 14.03 | | С.107-108 |
51. | Машбаш И. Стихотворение. Песня веселой бабочки. | 1 | 19.03 | | С.108-109 |
52. | ЧуякоЮ.Лиса и Орземес (отрывок из повести « Чужая боль» | 1 | 21.03 | | С.110-112 |
4 четверть (18ч) |
53. | ТлехасМ.Песня о Майкопе. | 1 | 02.04 | | С.112-113 |
54. | Кошубаев П.Один день войны (из рассказа «Дедушка») | 1 | 04.04 | | С.114-115 |
55. | Гадагатль А. Стихотворение. Да будет так! | 1 | 09.04 | | С.116-117 |
56. | Чуяко Дж. Стихотворение. Кто лучше считает? | 1 | 11.04 | | С.117-118 |
57. | Крючков Ю. Стихотворение. Память. | 1 | 16.04 | | С.118-119 |
58. | Багов Н. Стихотворение. Печаль.К.Жанэ «Пословица». | 1 | 18.04 | | С.119-121 |
59. | Н.Куёк «Зазнайка».Хурумов Х. Стихотворение. Колодец Хапака. | 1 | 23.04 | | С.121-123 |
60. | Салов Е. Стихотворение. Даховская мозаика. Князь леса. | 1 | 24.04 | | С.124,128 |
61. | Чуяко Дж. Стихотворения: Если был бы я врачом.Новый дом. | 1 | 25.04 | | С.124-126 |
62. | Х. Панеш. Пусть попробует другой. Салов Е. Стихотворения: « Золотой ручей», «Князь леса». | 1 | 30.04 | | С.126-129 |
63. | Панеш С. Калитка Мирзабеча. | 1 | 07.05 | | С.129-132 |
64. | Чуяко Дж. Стихотворения: « Плавание на спине», « На пасеке». | 1 | 08.05 | | С.133-134, С.135-136 |
65. | К. Жанэ «Сад». Е.Салов «За рекой Кишой» | 1 | 14.05 | | С.132-133, С.134-135 |
IV.Загадки, пословицы, сказки народов Республики Адыгея(5ч) |
66. | Загадки, пословицы. | 1 | 16.05 | | С.137-142 |
67. | Русская сказка. Солдатская шинель. | 1 | 21.05 | | С.142-144 |
68 | Армянская сказка. Заказчик и мастер. Греческая сказка. Кисть винограда. | 1 | 23.05 | | С.144-148 |
69 | Литературные сказки. С.Козлов «Черный Омут» Н. Тынянский «Хитрый тюлень» | 1 | 28.05 | | С.149-152 |
70 | Стихотворения. А.Тетивкин «Школа», Г. Дросинис «Закат в январе» и др. | 1 | 30.05 | | С.153-156 |
Планируемые результаты:
Ученик 3 класса научится:
• читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного (для всех видов текстов) в пределах 75-80 слов в мин.;
• ориентироваться в содержании художественного и научно-популярного текстов, понимать их смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
для художественных текстов:
определять главную мысль и героев произведения;
определять основные события и устанавливать их последовательность;
озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде;
задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них;
делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками, мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.
Ученик 3 класса получит возможность научиться:
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
находить средства художественной выразительности (метафора, эпитет);
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение.
познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской детской литературы о природе, истории России и Адыгеи, о судьбах людей, осмыслить этические представления о таких понятиях, как «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнется формирование системы духовно-нравственных ценностей;
В результате изучения курса «Адыгейская литература»
учащиеся должны знать: название и основное содержание изученных литературных произведений: имена, отчества и фамилии авторов, элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
называть, приводить примеры: сказок народных и литературных, стихов и рассказов из круга детского чтения;
различать, сравнивать: произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка), жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня), сказки народные и литературные, словари и справочники, виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);
уметь:
читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;
выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
определять тему и главную мысль произведения;
ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
делить текст на смысловые части и оставлять простой план;
пересказывать и рассказывать произведение по плану, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
создавать небольшой устный текст на заданную тему, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
определять тему и жанр незнакомой книги;
работать со справочной литературой.
12