МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на методическом на педагогическом Приказом директора школы
объединении совете № 65 от 13.05.2022 г.
Протокол № Протокол № 7
от ________2022 г. от 13 мая 2022 г. ___________/Н.В.Рекунова/
Рабочая программа
по предмету
АЛГЕБРА
И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА
(базовый и профильный уровни)
11 КЛАСС
Учитель математики:
Рекунова Наталья Владимировна
с. Санномыск
2022 г.
Планируемые результаты освоения учебного
предмета Алгебра и начала математического анализа 11 класса
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Алгебра и начала математического анализа 11 класс»: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана – Граф, 2021.
В данной программе на изучение Алгебры и начала математического анализа в 10 классе отводится 4 часа в неделю, из расчета 34 учебных недели – 136 часов.
Результаты освоения программного материала по предмету «Алгебра и начала математического анализа» представлены соответственно личностными, метапреметными и предметными результатами.
Изучение математики в условиях реализации ФГОС дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
ответственное отношение к обучению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанный выбор будущей профессиональной деятельности на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений; отношение к профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных и общенациональных проблем; формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать, оценивать и анализировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
умение управлять своей познавательной деятельностью;
умение взаимодействовать с одноклассниками, детьми младшего возраста и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение самостоятельно принимать решения, проводить анализ своей деятельности, применять различные методы познания;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование понятийного аппарата, умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение самостоятельно осуществлять поиск в различных источниках, отбор, анализ, систематизацию и классификацию информации, необходимой для решения математических проблем, представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
- осознание значения математики в повседневной жизни человека;
- представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- умение описывать явления реального мира на математическом языке;
- представление о математических понятиях и математических моделях как о важнейшем инструментарии, позволяющем описывать и изучать разные процессы и явления;
- представление об основных понятиях, идеях и методах геометрии;
- владение методами доказательств и алгоритмами решения;
- умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- практически значимые математические умения и навыки, способность их применения к решению математических и нематематических задач, предполагающие умение:
• выполнять вычисления с действительными и комплексными числами;
• решать рациональные, иррациональные, показательные, степенные и тригонометрические уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
• решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
• использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;
• выполнять тождественные преобразования рациональных, иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических выражений;
• выполнять операции над множествами;
• исследовать функции с помощью производной и строить их графики;
• вычислять площади фигур и объёмы тел с помощью определённого интеграла;
• проводить вычисления статистических характеристик, выполнять приближённые вычисления;
• решать комбинаторные задачи;
владение навыками использования компьютерных программ при решении математических задач.
Из части, формируемой участниками образовательных отношений, дополнительно выделен 1час на углубленное изучение отдельных тем курса.
В результате изучения курса алгебры и начал математического анализа в 11 классе :
Выражения
Выпускник научится:
• степени с действительным показателем, логарифма;
• степени с действительным показателем, логарифма и их свойства в вычислениях
и при решении задач;
• выполнять тождественные преобразования выражений, степени с действительным показателем, логарифм;
Выпускник получит возможность:
• выполнять многошаговые преобразования выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
• применять тождественные преобразования выражений для решения задач из различных разделов курса.
Уравнения и неравенства
Выпускник научится:
• решать показательные и логарифмические уравнения, неравенства и их системы;
• понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
• применять графические представления для исследования уравнений.
Выпускник получит возможность:
• овладеть приёмами решения уравнений, неравенств и систем уравнений; применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
• применять графические представления для исследования уравнений, неравенств, систем уравнений, содержащих параметры.
Функции
Выпускник научится:
• понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения);
• выполнять построение графиков функций с помощью геометрических преобразований;
• выполнять построение графиков показательных и логарифмических функций;
• исследовать свойства функций;
• понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Выпускник получит возможность:
• проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера;
• использовать функциональные представления и свойства функций для решения задач из различных разделов курса математики.
Элементы математического анализа
Выпускник научится:
• понимать терминологию и символику, связанную с понятиями производной, первообразной и интеграла;
• вычислять производную и первообразную функции;
• понимать геометрический смысл определённого интеграла;
• вычислять определённый интеграл.
Выпускник получит возможность:
• сформировать представление о применении геометрического смысла интеграла в курсе математики, в смежных дисциплинах;
• сформировать и углубить знания об интеграле.
Вероятность и статистика. Работа с данными
Выпускник научится:
• решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций;
• применять формулу бинома Ньютона для преобразования выражений;
• использовать метод математической индукции для доказательства теорем и решения задач;
• использовать способы представления и анализа статистических данных;
• выполнять операции над событиями и вероятностями.
Выпускник получит возможность:
• научиться специальным приёмам решения комбинаторных задач;
• характеризовать процессы и явления, имеющие вероятностный характер.
Содержание учебного предмета
Показательная и логарифмическая функции (36 ч)
Степень с действительным показателем. Свойства степени с действительным показателем. Тождественные преобразования выражений, содержащих степени с действительным показателем. Логарифм. Свойства логарифмов. Тождественные преобразования выражений, содержащих логарифмы. Показательные уравнения (неравенства). Равносильные преобразования показательных уравнений (неравенств). Показательные уравнения (неравенства), сводящиеся к алгебраическим. Логарифмические уравнения (неравенства). Равносильные преобразования логарифмических уравнений (неравенств). Логарифмические уравнения (неравенства), сводящиеся к алгебраическим. Показательная функция. Свойства показательной функции и её график. Логарифмическая функция. Свойства логарифмической функции и её график.
Интеграл и его применение (13ч)
Первообразная функция. Общий вид первообразных. Неопределённый интеграл. Таблица первообразных функций. Правила нахождения первообразной функции. Определённый интеграл. Формула Ньютона — Лейбница. Методы нахождения площади фигур и объёма тел, ограниченных данными линиями и поверхностями.
Элементы комбинаторики. Бином Ньютона(16 ч)
Метод математической индукции. Перестановки, размещения. Сочетания (комбинации)
Бином Ньютона
Элементы теории вероятностей(16ч)
Решение задач на табличное и графическое представление данных. Использование свойств и характеристик числовых наборов: средних, наибольшего и наименьшего значений, размаха, дисперсии. Решение задач на определение частоты и вероятности событий. Вычисление вероятностей в опытах с равновозможными элементарными исходами. Решение задач с применением комбинаторики. Решение задач на вычисление вероятностей независимых событий, применение формулы сложения вероятностей. Решение задач с применением диаграмм Эйлера, дерева вероятностей, формулы Бернулли. Условная вероятность. Правило умножения вероятностей. Формула полной вероятности. Дискретные случайные величины и распределения. Независимые случайные величины. Распределение суммы и произведения независимых случайных величин. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины.
Повторение курса алгебры и начал математического анализа (6ч)
Подготовка к ЕГЭ (40ч)
4. Календарно-тематическое планирование
№ П/п | Тема урока | Дата | |
| Повторение курса 10 класса | 5 | |
| Степенная функция | 1 | |
| Тригонометрические функции | 1 | |
| Тригонометрические уравнения и неравенства | 1 | |
| Производная и её применение | 1 | |
| Входная контрольная работа | 1 | |
Глава 1. Показательная и логарифмическая функции 36 часов |
6-9 | Работа над ошибками. Степень с произвольным действительным показателем. Показательная функция | 4 | |
10-13 | Показательные уравнения | 4 | |
14-17 | Показательные неравенства | 4 | |
18 | Контрольная работа № 1 «Показательная функция» | 1 | |
19-23 | Логарифм и его свойства | 5 | |
24-28 | Логарифмическая функция и её свойства | 5 | |
29-32 | Логарифмические уравнения | 4 | |
33-36 | Логарифмические неравенства | 4 | |
37-40 | Производные показательной и логарифмической функций | 4 | |
41 | Контрольная работа № 2 «Логарифмическая функция» | 1 | |
| Глава 2. Интеграл и его применение | 13 | |
42-44 | Первообразная | 3 | |
45-48 | Правила нахождения первообразной | 3 | |
49-53 | Площадь криволинейной трапеции. Определённый интеграл | 5 | |
54 | Вычисление объёмов тел | 1 | |
55 | Контрольная работа № 3 «Интеграл и его применение» | 1 | |
| Глава 3. Элементы комбинаторики. Бином Ньютона | 16 |
56-59 | Метод математической индукции | 3 | |
60-63 | Перестановки. Размещения | 4 | |
64-67 | Сочетания (комбинации) | 4 | |
68-71 | Бином Ньютона | 4 | |
72 | Контрольная работа № 4 « Элементы комбинаторики. Бином Ньютона» | 1 | |
| Глава 4. Элементы теории вероятностей | 17 | |
73-76 | Операции над событиями | 4 | |
77-81 | Зависимые и независимые события | 5 | |
82-84 | Схема Бернулли | 3 | |
85-88 | Случайные величины и их характеристики | 4 | |
89 | Контрольная работа № 5 « Элементы теории вероятностей» | 1 | |
90-95 | Повторение и систематизация учебного материала за курс алгебры и начала математического анализа | 6 | |
96-136 | Решение заданий ЕГЭ | 40 | |