Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов № 42 имени Б.Г. Шуклина» города Курска
Рабочая программа
по предмету
«Алгебра»
на 2022-2023 учебный год
9 класс
Общее количество часов: 306 часов
Основания для разработки программы: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и авторская программа по алгебре для 7-х, 8-х, 9-х классов общеобразовательных учреждений (под ред. С.А. Теляковского)
Программа составлена учителями математики
Натаровой Мариной Георгиевной
Шамбазовой Гульсиной Салимовной
Валиевым Самурадом Илгаровичем
Планируемые предметные результаты освоения курса алгебры,
9 класс
Предметными результатами являются следующие умения:
Квадратичная функция:
строить график квадратичной функции и применять графические представления для решения неравенств второй степени с одной переменной;
выполнять простейшие преобразования графиков функций;
находить область определения и область значений функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания и убывания функций, наибольшее и наименьшее значения, точки пересечения графика квадратичной функции с осями координат, нули функции;
находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу;
решать квадратные уравнения, определять знаки корней;
выполнять разложение квадратного трехчлена на множители;
решать квадратное неравенство методом интервалов.
Уравнения и неравенства с одной переменной:
решать целые уравнения методом введения новой переменной; разложением на множители и графическим способом;
решать системы двух уравнений с двумя переменными графическим способом.
Уравнения и неравенства с двумя переменными:
решать уравнения с двумя переменными способом подстановки и сложения;
решать задачи на совместную работу, на движение и другие составлением систем уравнений.
Прогрессии:
понимать значения терминов «член последовательности», «номер члена последовательности»;
находить разность арифметической прогрессии, сумму n первых членов арифметической прогрессии и любой член арифметической прогрессии;
вычислять любой член геометрической прогрессии по формуле, знать свойства членов геометрической прогрессии, находить сумму n первых членов геометрической прогрессии;
выявлять, какая последовательность является арифметической (геометрической), если да, то находить d(q);
применять «жизненных» — компетентностных задач
Степень с рациональным показателем:
строить график функции у = хn, знать свойства степенной функции с натуральным показателем, уметь решать уравнения хn = а при четных и нечетных значениях n;
выполнять простейшие преобразования и вычисления выражений, содержащих корни, применяя определение и изученные свойства арифметического корня n-й степени;
выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих степени с дробным показателем, используя при этом изученные свойства степеней с рациональным показателем.
Элементы статистики и теории вероятностей:
решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций путем перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
в метапредметном направлении:
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
В основе данной рабочей программы лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям.
Предлагаемая учебная программа позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Реализация воспитательного потенциала на уроках алгебры в 9 классе будет осуществляться в соответствии с Рабочей программой воспитания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 42 имени Б.Г. Шуклина» на 2021-2026 годы.
В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования, 9 класс) важным приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально-значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
к труду как к залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи;
к природе как источнику жизни на Земле, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
к здоровью как важнейшему условию долгой и активной жизни человека;
к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения;
к самим себе как творцам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Таким образом, при реализации рабочей программы по алгебре в 9 классе основными воспитательными целями на уроках станут:
развитие духовно-нравственного потенциала личности ребенка;
воспитание культуры личности;
воспитание отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
воспитание отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
воспитание отношения к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос;
воспитание отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека;
воспитание отношения к культуре как духовному богатству общества.
воспитание активности, самостоятельности, ответственности;
воспитание нравственности, культуры общения;
воспитание эстетической культуры;
воспитание графической культуры школьников.
Данные цели реализуются посредством:
применения на уроках алгебры интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию;
организации дискуссий на уроках, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
организации групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими людьми;
включения в урок дидактических игр, которые помогают поддержать мотивацию к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организации наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими или низко мотивированными на изучение алгебры одноклассниками, дающего социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные.
Основные виды деятельности учащихся, применяемые на уроках:
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Самостоятельная работа с учебником.
Работа с научно-популярной литературой.
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
Вывод и доказательство формул.
Анализ формул.
Решение текстовых количественных и качественных задач.
Выполнение заданий по разграничению понятий.
Систематизация учебного материала.
Наблюдение за демонстрациями учителя.
Анализ графиков, таблиц, схем.
Анализ проблемных ситуаций.
Тематическое планирование
№ п/п | Содержание материала | Количество часов |
| Свойства функций. Квадратичная функция | 22 |
| Уравнения и неравенства с одной переменной. | 14 |
| Глава III. Уравнения и неравенства с двумя переменными. | 17 |
| Глава IV. Арифметическая и геометрическая прогрессии. | 15 |
| Глава V. Элементы комбинаторики и теории вероятностей. | 13 |
| Итоговое повторение | 21 |
| Итого | 102 |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Алгебра»
9 класс, 2022-2023 учебный год
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата проведения 9А класс | Дата проведения 9Б класс | Дата проведения 9В класс |
по плану | по факту | по плану | по факту | по плану | по факту |
1. Свойства функций. Квадратичная функция (22 часа) | | | | | | | |
1 | Функция. Область определения и область значений функции. | 1 | п.1 №1-31(выборочно) | | | | | | |
2 | Функция. Область определения и область значений функции | 1 | п.1 №1-31(выборочно) | | | | | | |
3 | Свойства функций | 1 | п.2 №32-54(выборочно) | | | | | | |
4 | Свойства функций | 1 | п.2 №32-54(выборочно) | | | | | | |
5 | Свойства функций | 1 | п.2 №32-54(выборочно) | | | | | | |
6 | Входная контрольная работа | 1 | повторение | | | | | | |
7 | Квадратный трехчлен и его корни | 1 | п.3 №55-75 (выборочно) | | | | | | |
8 | Разложение квадратного трехчлена на множители | 1 | п.4 №76-86(выборочно) | | | | | | |
9 | Разложение квадратного трехчлена на множители | 1 | п.4 №76-86(выборочно) | | | | | | |
10 | Контрольная работа № 2 по теме «Функции» | 1 | | | | | | | |
11 | Функция y=ax2 , ее график и свойства | 1 | п.5 №90-105(выборочно) | | | | | | |
12 | Функция y=ax2 , ее график и свойства | 1 | п.5 №90-105(выборочно) | | | | | | |
13 | Графики функций y=ax2+n и y=a(x-m)2 | 1 | п.6 №106-119(выборочно) | | | | | | |
14 | Графики функций y=ax2+n и y=a(x-m)2 | 1 | п.6 №106-119(выборочно) | | | | | | |
15 | Графики функций y=ax2+n и y=a(x-m)2 | 1 | п.6 №106-119(выборочно) | | | | | | |
16 | Построение графика квадратичной функции | 1 | п.7 №120-133(выборочно) | | | | | | |
17 | Построение графика квадратичной функции | 1 | п.7 №120-133(выборочно) | | | | | | |
18 | Построение графика квадратичной функции | 1 | п.7 №120-133(выборочно) | | | | | | |
19 | Функция y=xn | 1 | п.8 №136-157(выборочно) | | | | | | |
20 | Корень n-ой степени. | 1 | п.9 №158-179(выборочно) | | | | | | |
21 | Корень n-ой степени. | 1 | п.9 №158-179(выборочно) | | | | | | |
22 | Контрольная работа № 3 "Квадратичная функция" | 1 | | | | | | | |
Глава II. Уравнения и неравенства с одной переменной (14 часов) | | | | | | |
23 | Целое уравнение и его корни | 1 | п.12 №265-287(выборочно) | | | | | | |
24 | Целое уравнение и его корни | 1 | п.12 №265-287(выборочно) | | | | | | |
25 | Целое уравнение и его корни | 1 | п.12 №265-287(выборочно) | | | | | | |
26 | Дробные рациональные уравнения | 1 | п.13 №288-301(выборочно) | | | | | | |
27 | Дробные рациональные уравнения | 1 | п.13 №288-301(выборочно) | | | | | | |
28 | Дробные рациональные уравнения | 1 | п.13 №288-301(выборочно) | | | | | | |
29 | Дробные рациональные уравнения | 1 | п.13 №288-301(выборочно) | | | | | | |
30 | Дробные рациональные уравнения | 1 | п.13 №288-301(выборочно) | | | | | | |
31 | Решение неравенств второй степени с одной переменной | 1 | п.14 №304-323(выборочно) | | | | | | |
32 | Решение неравенств второй степени с одной переменной | 1 | п.14 №304-323(выборочно) | | | | | | |
33 | Решение неравенств второй степени с одной переменной | 1 | п.14 №304-323(выборочно) | | | | | | |
34 | Решение неравенств методом интервалов | 1 | п.15 №325-338(выборочно) | | | | | | |
35 | Решение неравенств методом интервалов | 1 | п.15 №325-338(выборочно) | | | | | | |
36 | Контрольная работа № 4 по теме "Уравнения и неравенства с одной переменной | 1 | | | | | | | |
| Глава III. Уравнения и неравенства с двумя переменными (17 часов) | | | | | | | | |
37 | Уравнение с двумя переменными и его график | 1 | п.17 №395-414(выборочно) | | | | | | |
38 | Уравнение с двумя переменными и его график | 1 | п.17 №395-414(выборочно) | | | | | | |
39 | Графический способ решения систем уравнений | 1 | п.18 №415-427(выборочно) | | | | | | |
40 | Контрольная работа по тексту администрации | 1 | п.18 №415-427(выборочно) | | | | | | |
41 | Решение систем второй степени | 1 | п.19 №429-454(выборочно) | | | | | | |
42 | Решение систем второй степени | 1 | п.19 №429-454(выборочно) | | | | | | |
43 | Решение систем второй степени | 1 | п.19 №429-454(выборочно) | | | | | | |
44 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 1 | п.20 №455-477(выборочно) | | | | | | |
45 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 1 | п.20 №455-477(выборочно) | | | | | | |
46 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 1 | п.20 №455-477(выборочно) | | | | | | |
47 | Неравенства с двумя переменными | 1 | п.21 №482-495(выборочно) | | | | | | |
48 | Неравенства с двумя переменными | 1 | п.21 №482-495(выборочно) | | | | | | |
49 | Неравенства с двумя переменными | 1 | п.21 №482-495(выборочно) | | | | | | |
50 | Системы неравенств с двумя переменными | 1 | п.22 №496-560(выборочно) | | | | | | |
51 | Системы неравенств с двумя переменными | 1 | п.22 №496-560(выборочно) | | | | | | |
52 | Системы неравенств с двумя переменными | 1 | п.22 №496-560(выборочно) | | | | | | |
53 | Контрольная работа № 5 "Решение систем уравнений и неравенств" | 1 | | | | | | | |
| Глава IV. Арифметическая и геометрическая прогрессии (15 часов) | | | | | | | | |
54 | Последовательности | 1 | п.24 №560-574(выборочно) | | | | | | |
55 | Последовательности | 1 | п.24 №560-574(выборочно) | | | | | | |
56 | Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии | 1 | п.25 №575-602 (выборочно) | | | | | | |
57 | Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии | 1 | п.25 №575-602 (выборочно) | | | | | | |
58 | Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии | 1 | п.26 №603-622 (выборочно) | | | | | | |
59 | Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии | 1 | п.26 №603-622 (выборочно) | | | | | | |
60 | Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии | 1 | п.26 №603-622 (выборочно) | | | | | | |
61 | Контрольная работа № 6 по теме "Арифметическая прогрессия" | 1 | | | | | | | |
62 | Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии | 1 | п.27 №623-647 (выборочно) | | | | | | |
63 | Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии | 1 | п.27 №623-647 (выборочно) | | | | | | |
64 | Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрич. прогрессии | 1 | п.27 №623-647 (выборочно) | | | | | | |
65 | Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии | 1 | п.28 №648-661(выборочно) | | | | | | |
66 | Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии | 1 | п.28 №648-661(выборочно) | | | | | | |
67 | Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии | 1 | п.28 №648-661(выборочно) | | | | | | |
68 | Контрольная работа № 7 по теме "Геометрическая прогрессия" | 1 | | | | | | | |
| Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 часов) | | | | | | | | |
69 | Примеры комбинаторных задач | 1 | п.30 №714-728(выборочно) | | | | | | |
70 | Примеры комбинаторных задач | 1 | п.30 №714-728(выборочно) | | | | | | |
71-72 | Тестирование в формате ОГЭ | 2 | п.31 №732-750 (выборочно) | | | | | | |
73 | Перестановки | 1 | п.32 №754-764(выборочно) | | | | | | |
74 | Размещения Перестановки | 1 | п.32 №754-764(выборочно) | | | | | | |
75 | Размещения. Сочетания | 1 | п.33 №768-780 (выборочно) | | | | | | |
76 | Сочетания | 1 | п.33 №768-780 (выборочно) | | | | | | |
77 | Решение задач | 1 | №783-885(выборочно) | | | | | | |
78 | Относительная частота случайного события | 1 | п.34 №787-795 (выборочно) | | | | | | |
79 | Вероятность равновозможных событий | 1 | п.35 №798-816(выборочно) | | | | | | |
80 | Решение задач | 1 | №817-819(выборочно) | | | | | | |
81 | Контрольная работа № 8 по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 1 | | | | | | | |
| Итоговое повторение (21 час) | | | | | | | | |
82 | Алгебраические выражения | 1 | Материалы ОГЭ | | | | | | |
83 | Алгебраические выражения | 1 | Материалы ОГЭ | | | | | | |
84 | Алгебраические выражения | 1 | Материалы ОГЭ | | | | | | |
85 | Уравнения | 1 | Материалы ОГЭ | | | | | | |
86 | Уравнения | 1 | Материалы ОГЭ | | | | | | |
87 | Уравнения | 1 | Материалы ОГЭ | | | | | | |
88 | Системы уравнений | 1 | Материалы ОГЭ | | | | | | |
89 | Системы уравнений | 1 | Материалы ОГЭ | | | | | | |
90 | Текстовые задачи | 1 | Материалы ОГЭ | | | | | | |
91 | Текстовые задачи | 1 | Материалы ОГЭ | | | | | | |
92 | Текстовые задачи | 1 | Материалы ОГЭ | | | | | | |
93 | Текстовые задачи | 1 | Материалы ОГЭ | | | | | | |
94 | Неравенства | 1 | Материалы ОГЭ | | | | | | |
95 | Неравенства | 1 | Материалы ОГЭ | | | | | | |
96 | Неравенства | 1 | Материалы ОГЭ | | | | | | |
97 | Неравенства | 1 | Материалы ОГЭ | | | | | | |
98 | Итоговая контрольная работа | 1 | | | | | | | |
99 | Функции и графики | 1 | Материалы ОГЭ | | | | | | |
100 | Функции и графики | 1 | Материалы ОГЭ | | | | | | |
101 | Обобщающее повторение | 1 | Материалы ОГЭ | | | | | | |
102 | Итоговый урок | 1 | Материалы ОГЭ | | | | | | |