СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС автор учебника Пасечник В.В.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс»

Ростовская область, Егорлыкский район, х. Украинский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ново – Украинская основная общеобразовательная школа №14





«Утверждаю»

Приказ от «___» 20____ г. №_____

Директор МБОУ Н-У ООШ№14

----------------- (Кривоносова С.И.)

Рабочая программа


По БИОЛОГИИ


Основное общее образование 5 класс


Кол-во часов 34


Учитель: Рябухина Е.В.


Программа разработана на основе программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы

Авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. Издательство «Дрофа» 2015 год





Х. Украинский

2018-2019 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Нормативная база преподавания предмета:

- ЗаконРФ«Обобразовании»от 29.12.2013 №273-ФЗ;


- ФЕДЕРАЛЬНЫЙГОСУДАРСТВЕННЫЙОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙСТАНДАРТОСНОВНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ, утвержденныйприказомМинистерстваобразованияинаукиРоссийскойФедерацииот«17»декабря 2010 г. № 1897;


- Учебный план МБОУ Ново-УкраинскойООШ№14 на2018– 2019учебныйгод

В основу рабочей программы положена программа В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, Г.Г. Швецова ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ 5-9 классы.-М. Дрофа 2015.


Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных мест обитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


Биология в 5 классе открывает ряд естественнонаучных дисциплин. В соответствии с учебным планом на изучение биологии в 5 классе отводиться 1 час в неделю, 35часов в год, при нормативной продолжительности года 35 учебных недель. В соответствии с образовательной программой школы, годовым календарным графиком МБОУН-УООШ№14 на 2018-2019учебныйгод, наличием выходных дней в 2018-2019 учебном году(5.11.18., 8.03.19, 1.05.19, 2.05.19, 3.05.19, 9.05.10.05.19)и расписанием учебных занятий МБОУН-УООШ№14 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа по биологии 5 класс в 2018-2019 учебном году будет реализована в объеме 34часов.


2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ КУРСА«БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»

Личностными результатами изучения предмета«Биология»в 5 классе являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды–гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

РегулятивныеУУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.


  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).


  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

ПознавательныеУУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

КоммуникативныеУУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

  1. осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснятьрольживыхорганизмоввкруговоротевеществэкосистемы.

  1. рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение–объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

  1. использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. – объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. – понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.



3.СОДЕРЖАНИЕКУРСА«БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС.

Введение 6 часов.

Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы.

  1. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

  2. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии.

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Формы организации учебных занятий.

  1. Урок.

  2. Лабораторные работы.

  3. Экскурсии.

Основные виды учебной деятельности:

  1. Определение биологических понятий.

  2. Составление плана параграфа.

  3. Анализ и сравнение учебной информации.

  4. Отработка навыка работы с текстом.

Раздел 1. Клеточное строение организмов 9 часов.

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань»,

Лабораторные и практические работы.

  1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним.

  2. Изучение клеток растения с помощью лупы.

  3. Приготовление препарата кожицы чешуи лука. Рассматривание его под микроскопом.

  4. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

  5. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

  6. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Формы организации учебных занятий.

  1. Урок.

  2. Лабораторные работы.

Основные виды учебной деятельности:

  1. Определение биологических понятий.

  2. Выделение существенных признаков объектов.

  3. Проведение биологических экспериментов.

  4. Работа с учебником, дидактическим материалом.

Раздел 2. Царство Бактерии 2 часа.

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Формы организации учебных занятий.

Урок.

Основные виды учебной деятельности:

  1. Выделяют существенные признаки бактерий.

  2. Определяют биологические объекты.

  3. Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.

Раздел 3. Царство Грибы 5 часов.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы.

  1. Строение плодовых тел шляпочных грибов.

  2. Строение плесневого гриба мукора.

  3. Строение дрожжей.

Формы организации учебных занятий.

  1. Урок.

2.Лабораторные работы.

Основные виды учебной деятельности:

  1. Определяют биологические понятия.

  2. Выделяют существенные признаки биологических объектов.

  3. Готовят микропрепараты.

  4. Готовят сообщения.

Раздел 4. Царство Растения 12 часов.

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые) Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей. Лишайники. Их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Лабораторные и практические работы.

  1. Строение зеленых водорослей.

  2. Строение мха (на местных видах).

  3. Строение спороносящего хвоща.

  4. Строение спороносящего папоротника.

  5. Строение хвои и шишек хвойных ( на примере местных видов),

Формы организации учебных занятий.

  1. Урок.

  2. Лабораторные работы.

Основные виды учебной деятельности:

  1. Определение биологических понятий.

  2. Выделение существенных признаков биологических объектов.

  3. Выполнение лабораторной работы.

  4. Описание биологических объектов.

  5. Объяснение роли биологических объектов в природе и жизни человека.

  6. Работа с информацией в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках.


4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ.

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

Факт

Введение 6 часов

1.

Биология – наука о живой природе.

1

4.09


2.

Методы исследование в биологии.

1

11.09


3.

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого.

1

18.09


4.

Среды обитания живых организмов.

1

25.09


5.

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

1

2.10


6.

П.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений», экскурсия №1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных».

1

9.10


Раздел 1. Клеточное строение организмов 9 часов

7.

Устройство увеличительных приборов. Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними».

1

16.10


8.

Строение клетки. Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы».

1

23.10


9.

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука Л.р. №3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом».

1

13.11


10.

Пластиды. Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника».

1

20.11


11.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества.

1

27.11


12.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). Л.р. №5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи».

1

4.12


13.

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие, деление.

1

11.12


14.

Понятие «ткань». Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».

1

18.12


15

Обобщающий урок.

1

25.12


Раздел 2. Царство Бактерии 2 часа

16.

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

1

15.01


17.

Роль бактерий в природе и жизни человека.

1

22.01


Раздел 3. Царство Грибы 5 часов

18.

Грибы, ихобщая характеристика,строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

1

29.01


19.

Шляпочные грибы. П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов».

1

5.02


20.

Плесневые грибы и дрожжи. Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей».

1

12.02


21.

Грибы-паразиты.

1

19.02


22.

Обобщающий урок.

1

26.02


Раздел 4. Царство Растения 12 часов

23.

Ботаника – наука о растениях.

1

5.03


24.

Водоросли. Их многообразие, строение,среда обитания. Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей».

1

12.03


25.

Роль водорослей в природе и жизни человека.

1

19.03


26.

Лишайники.

1

2.04


27.

Мхи. Л.р.№9 «Строение мха (на местных видах)».

1

9.04


28.

Папоротники, хвощи, плауны. Л.р.№10 «Строение спороносящего хвоща», л.р.№11 «Строение спороносящего папоротника».

1

16.04


29.

Голосеменные растения. Л.р. №12 «Строение хвои и шишек (на примере местных видов)».

1

23.04


30.

Покрытосеменные растения. Л.р.№13 «Строение цветкового растения».

1

30.04


31-32

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

2

7.05

14.05


33.

Обобщающий урок

1

21.05


34.

Заключительный урок за курс Биология 5 класс

1

28.05





Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя;  записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В  основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении  материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых  явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.



Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

  2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;

  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  2. или если правильно выполнил менее половины работы.






Согласовано Согласовано

Протокол заседания заместитель директора по УВР

Методического совета МБОУ Н-У ООШ№14

МБОУ Н-У ООШ№14 ______ _____________

№___от____________20____г. подпись Ф.И.О.

_______ __________ _______ 20____г.

Подпись Ф.И.О.

Руководителя МС