ПАВЛОДАРСКИЙ ФИЛИАЛ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МОИСЕЕВО-АЛАБУШСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ УВАРОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Рассмотрена на методическом совете» Протокол № 1 от «25» августа 2016 г. Руководитель методического совета Павлодарского филиала Гладышева Г.Е.___________ | «Рекомендовать к утверждению» Протокол методического совета № 1 от 26 августа 2016г Председатель методического совета Рыбина Н.В.________ | «Утверждена приказом» Приказ № 48 от 31августа 2016 г. Руководитель ОУ Лапшина Т.С.__________ |
Рабочая программа
по биологии для 5 класса
Разработчик программы
Евстратова Людмила Александровна, первая категория
2016 год
Раздел I. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по биологии для 5 класса разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с учётом изменений, внесённых приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577; зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40937);
письмом Министерства образования и науки РФ № 08-1786 от 28.10.2015 «О рабочих программах учебных предметов»);
Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), реализующих программы общего образовании МБОУ Моисеево-Алабушской сош Уваровского района Тамбовской области;
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по биологии для 5-6 классов линии УМК основной школы под редакцией профессора В.В.Пасечника
Программа представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; планируемые предметные результаты изучения учебного предмета; содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности; календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Учебный план Павлодарского филиала МБОУ Моисеево-Алабушской сош отводит на изучение биологии в 5 классе 1 урок в неделю, что составляет 35 часов в учебный год. Срок реализации данной программы – 1 год.
Раздел II. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета биология.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
• Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
• Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
• Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
• Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
• Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
• Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
• Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
• В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
• Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
• Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
• Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
• Вычитывать все уровни текстовой информации.
• Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
• Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
• Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
– оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 5 кл.- М.: Дрофа, 2016г.
Раздел III. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности
Наименование темы (раздела) | Количество часов | Содержание |
Раздел 1. Биология как наука | 6 | Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Лабораторные и практические работы Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений. Экскурсии Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. |
Раздел 2. Клеточное строение организмов | 10 | Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Демонстрации Микропрепараты различных растительных тканей. Лабораторные и практические работы Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей. |
Раздел 3. Царство Бактерии. Царство Грибы | 7 | Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы, произрастающие в Тамбовской области. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты, встречающиеся в Тамбовской области. Роль грибов в природе и жизни человека. Демонстрация Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Лабораторные и практические работы Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей. |
Раздел 4. Царство Растения | 12 | Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов, произрастающих в Вологодской области. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Папоротникообразные, произрастающие в Вологодской области. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Многообразие голосеменных, произрастающих в Вологодской области. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений. Лабораторные и практические работы Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). |
Раздел IV. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
Всего | В том числе |
теория | практика |
1 | Биология вокруг нас | 6 | 6 | |
2 | Клеточное строение организма | 10 | 5 | 5 |
3 | Царство Бактерии. Царство грибы | 7 | 5 | 2 |
4 | Царство Растения | 12 | 6 | 6 |
5 | Резерв | | | |
| Итого | 35 | 22 | 13 |
ПАВЛОДАРСКИЙ ФИЛИАЛ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МОИСЕЕВО-АЛАБУШСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ УВАРОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Рассмотрено на методическом совете» Протокол № 1 от «25» августа 2016 г. Руководитель методического совета Гладышева Г.Е._____________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Гладышева Г.Е.____________ | «Утверждено приказом» Приказ № 48 от 31 августа 2016 г. Заведующий филиалом Лапшина Т.С.______________ |
Календарно-тематическое планирование
по биологии
для 5 класса
Евстратова Людмила Александровна, первая категория
2016-2017 уч.год
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
| Введение | 4 | | |
1 | Природа. Человек преобразует природу. Тела и вещества. Что изучает физика и химия. | 1 | | |
2 | Методы исследования природы. Лабораторное оборудование. Измерительные приборы. | 1 | | |
3 | Измерения. Лабораторная работа «Определение размеров физического тела». | 1 | | |
4 | Лабораторная работа «Измерение объема жидкости и объема твердого тела». | 1 | | |
| Тела и вещества | 12 | | |
5 | Характеристика тел и веществ. Состояние вещества. | 1 | | |
6 | Масса. Измерение массы. | 1 | | |
7 | Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах» | 1 | | |
8 | Температура. Лабораторная работа «Измерение температуры воды и воздуха». | 1 | | |
9 | Строение вещества. Лабораторная работа «Наблюдение делимости вещества». | 1 | | |
10 | Движение и взаимодействие частиц вещества. | 1 | | |
11 | Частицы вещества и состояния вещества. Строение атома. | 1 | | |
12 | Строение атома. Химические элементы. | 1 | | |
13 | Вещества простые и сложные. Кислород. Водород. Лабораторная работа «Наблюдение горения». | 1 | | |
14 | Вода. Раствор и взвесь. | 1 | | |
15 | Плотность. Решение задач. | 1 | | |
16 | Лабораторная работа «Измерение плотности вещества». Обобщение темы «Тела и вещества». | 1 | | |
| Взаимодействие тел | 9 | | |
17 | К чему приводит действие одного тела на другое. Сила. Действие рождает противодействие. | 1 | | |
18 | Всемирное тяготение. | 1 | | |
19 | Деформация. Сила упругости. Условие равновесия тел. | 1 | | |
20 | Измерение силы. Трение. Лабораторная работа «Измерение силы». | 1 | | |
21 | Электрические силы. Магнитное взаимодействие. | 1 | | |
22 | Давление. Давление в жидкостях и газах. | 1 | | |
23 | Давление на глубине. Сообщающиеся сосуды. Архимедова сила. | 1 | | |
24 | Лабораторная работа «Измерение выталкивающей силы» Условие плавания тел. | 1 | | |
25 | Контрольная работа №1 по теме «Взаимодействие тел». | 1 | | |
| Механические и тепловые явления | 8 | | |
26 | Механическое движение. Путь и время. Скорость. | 1 | | |
27 | Лабораторная работа «Вычисление скорости движения бруска». | 1 | | |
28 | Относительность движения. | 1 | | |
29 | Звук. Распространение звука. | 1 | | |
30 | Тепловое расширение. Плавление и отвердевание | 1 | | |
31 | Испарение и конденсация. Лабораторная работа «От чего зависит скорость испарения жидкости» | 1 | | |
32 | Теплопередача. Обобщение темы «Механические и тепловые явления». | 1 | | |
33 | Контрольная работа №2 по теме «Механические и тепловые явления» | 1 | | |
34 | Анализ контрольной работы. Повторение пройденного. | 1 | | |
35 | Заключительный урок. Повторение пройденного. | | | |