СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по биологии для 5-6 классов линии УМК основной школы под редакцией профессора В.В.Пасечника.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс»



ПАВЛОДАРСКИЙ ФИЛИАЛ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МОИСЕЕВО-АЛАБУШСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ УВАРОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ


«Рассмотрена на методическом совете»

Протокол № 1

от «25» августа 2016 г.

Руководитель методического совета Павлодарского филиала

Гладышева Г.Е.___________


«Рекомендовать

к утверждению»

Протокол методического совета № 1 от 26 августа 2016г

Председатель методического совета Рыбина Н.В.________


«Утверждена приказом»

Приказ № 48

от 31августа 2016 г.

Руководитель ОУ

Лапшина Т.С.__________








Рабочая программа

по биологии для 5 класса



Разработчик программы

Евстратова Людмила Александровна, первая категория



















2016 год









Раздел I. Пояснительная записка



Настоящая рабочая программа по биологии для 5 класса разработана в соответствии:

с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с учётом изменений, внесённых приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577; зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40937);

письмом Министерства образования и науки РФ № 08-1786 от 28.10.2015 «О рабочих программах учебных предметов»);

Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), реализующих программы общего образовании МБОУ Моисеево-Алабушской сош Уваровского района Тамбовской области;

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по биологии для 5-6 классов линии УМК основной школы под редакцией профессора В.В.Пасечника

Программа представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; планируемые предметные результаты изучения учебного предмета; содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности; календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Учебный план Павлодарского филиала МБОУ Моисеево-Алабушской сош отводит на изучение биологии в 5 классе 1 урок в неделю, что составляет 35 часов в учебный год. Срок реализации данной программы – 1 год.




























Раздел II. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета биология.


Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:

• Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

• Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

• Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

• Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

• Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

• Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.


Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

• Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

• В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

• Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

• Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

• Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

• Вычитывать все уровни текстовой информации.

• Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

• Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.


Коммуникативные УУД:

• Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

. - осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

– рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

. – понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

– оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 5 кл.- М.: Дрофа, 2016г.



























Раздел III. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности



Наименование темы (раздела)

Количество часов

Содержание

Раздел 1. Биология как наука

6

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.


Раздел 2. Клеточное строение организмов

10

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.


Раздел 3. Царство Бактерии. Царство Грибы

7

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы, произрастающие в Тамбовской области. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты, встречающиеся в Тамбовской области. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.


Раздел 4. Царство Растения

12

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов, произрастающих в Вологодской области. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Папоротникообразные, произрастающие в Вологодской области.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Многообразие голосеменных, произрастающих в Вологодской области.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).











Раздел IV. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы




п/п

Тема раздела

Количество часов

Всего

В том числе

теория

практика

1

Биология вокруг нас

6

6


2

Клеточное строение организма

10

5

5

3

Царство Бактерии. Царство грибы

7

5

2

4

Царство Растения

12

6

6

5

Резерв





Итого

35

22

13
















ПАВЛОДАРСКИЙ ФИЛИАЛ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МОИСЕЕВО-АЛАБУШСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ УВАРОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ


«Рассмотрено на методическом совете»


Протокол № 1

от «25» августа 2016 г.

Руководитель методического совета

Гладышева Г.Е._____________


«Согласовано»



Заместитель директора по УВР

Гладышева Г.Е.____________


«Утверждено приказом»


Приказ № 48

от 31 августа 2016 г.

Заведующий филиалом

Лапшина Т.С.______________


Календарно-тематическое планирование

по биологии

для 5 класса





Евстратова Людмила Александровна, первая категория


















2016-2017 уч.год



п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт


Введение

4



1

Природа. Человек преобразует природу. Тела и вещества. Что изучает физика и химия.

1



2

Методы исследования природы. Лабораторное оборудование. Измерительные приборы.


1





3

Измерения. Лабораторная работа «Определение размеров физического тела».

1



4

Лабораторная работа «Измерение объема жидкости и объема твердого тела».

1




Тела и вещества

12



5

Характеристика тел и веществ. Состояние вещества.

1



6

Масса. Измерение массы.

1



7

Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах»

1



8

Температура. Лабораторная работа «Измерение температуры воды и воздуха».

1



9

Строение вещества. Лабораторная работа «Наблюдение делимости вещества».

1



10

Движение и взаимодействие частиц вещества.

1



11

Частицы вещества и состояния вещества. Строение атома.

1



12

Строение атома. Химические элементы.

1



13

Вещества простые и сложные. Кислород. Водород. Лабораторная работа «Наблюдение горения».

1



14

Вода. Раствор и взвесь.

1



15

Плотность. Решение задач.

1



16

Лабораторная работа «Измерение плотности вещества». Обобщение темы «Тела и вещества».

1




Взаимодействие тел

9



17

К чему приводит действие одного тела на другое. Сила. Действие рождает противодействие.

1



18

Всемирное тяготение.

1



19

Деформация. Сила упругости. Условие равновесия тел.

1



20

Измерение силы. Трение. Лабораторная работа «Измерение силы».

1



21

Электрические силы. Магнитное взаимодействие.

1



22

Давление. Давление в жидкостях и газах.

1



23

Давление на глубине. Сообщающиеся сосуды. Архимедова сила.

1



24

Лабораторная работа «Измерение выталкивающей силы» Условие плавания тел.

1



25

Контрольная работа №1 по теме «Взаимодействие тел».

1




Механические и тепловые явления

8



26

Механическое движение. Путь и время. Скорость.

1



27

Лабораторная работа «Вычисление скорости движения бруска».

1



28

Относительность движения.

1



29

Звук. Распространение звука.

1



30

Тепловое расширение. Плавление и отвердевание

1



31

Испарение и конденсация. Лабораторная работа «От чего зависит скорость испарения жидкости»

1



32

Теплопередача. Обобщение темы «Механические и тепловые явления».

1



33

Контрольная работа №2 по теме «Механические и тепловые явления»

1



34

Анализ контрольной работы. Повторение пройденного.

1



35

Заключительный урок. Повторение пройденного.