Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Инзенская средняя школа №3 имени Д.П. Ознобишина
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании ШМО Зам. дирек. по УВР Директор МКОУ Инзенская сш№3
Учителей ест. мат. цикла _______Н.А.Шанина ___________С.А. Яковлев
Протокол № 1 Протокол №1 Приказ № 110 ОД
От 29 августа 2022 от29.08.2022г от 30.08.2022г
Рабочая программа
Наименования курса: биология
Класс: 5
Учебный год: 2022-2023.
Количество часов по учебному плану: 34ч, 1час в неделю
Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по биологии. 5-9 классы. Авторы Н.И. Сонин, В. Б. Захаров. Концетрический курс. ФГОС. Москва. Дрофа. 2017
Учебник: Биология. Введение в биологию. 5 класс. УМК «Сфера жизни». Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. ФГОС. Москва. Дрофа 2012
Рабочую программу составила
Учитель биологии
Багрянская Т.В. выс. кв. категории
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Биология. Ведение в биологию.5 класс
(34 часа 1час в неделю)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.И. Сонина, А.А. Плешаков. Биология. Введение в биологию.5 класс. ФГОС (концетрический курс). М.: Дрофа,2012
Для реализации рабочей программы в учебном плане (МКОУ Инзенская сш №3) выделено 34ч (всего на период обучения) по 1часу в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Обучение биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.
умение работать с разными источниками биологической информации (в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.
умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
Рабочая программа по биологии в 5 классе состоит из четырех разделов:
Живой организм: строение и изучение
Многообразие живых организмов
Среда обитания живых организмов
Человек на Земле
Для контроля и оценивания знаний учащихся по биологии в 5 классе проводится вводная, промежуточная, итоговая диагностика. По разделам проводится разноуровневое тестирование.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Введение в биологию. 5 класс (Концентрический курс)
(34 ч, 1 ч в неделю)
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (9 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы:
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Строение клеток кожицы чешуи лука*.
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (15 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов ( 5ч)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы:
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации фотографий, атласов определителей, чучел, гербариев и др.).
Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Раздел 4. Человек на Земле ( 5ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы:
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Резервное время 2 часа использовано на проведение тем:
1.Зачет по теме «Живой организм: строение и изучение» -1ч
1. Зачет по теме «Человек на Земле» -1ч
Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс. ФГОС. Концетрический курс. Введение в биологию
№. П.П | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически |
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (9ч) |
1 | Введение. Что такое живой организм. | 1 | | |
2 | Наука о живой природе Лабораторная работа №1 Знакомство с оборудованием для научных исследований. | 1 | | |
3 | Методы изучения живой природы Лабораторная работа №2 Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. | 1 | | |
4 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа №3. Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними» Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний. | 1 | | |
5 | Живые клетки. Лабораторная работа№4 Строение клеток (на готовых Микропрепаратах) | 1 | | |
6 | Химический состав клетки. Практическая работа№1 Определение химического состава семян пшеницы | 1 | | |
7 | Вещества и явления в окружающем мире. Практическая работа №2 Определение физических свойств Белков, жиров, углеводов. | 1 | | |
8 | Великие естествоиспытатели. | 1 | | |
9 | Зачет по теме «Живой организм: строение и изучение» | 1 | | |
Раздел 2. Многообразие живых организмов (15ч) |
10 | Как развивалась жизнь на Земле | 1 | | |
11 | Разнообразие живого | 1 | | |
12 | Бактерии | 1 | | |
13 | Грибы | 1 | | |
14 | Общая характеристика растений. Водоросли. | 1 | | |
15 | Мхи | 1 | | |
16 | Папоротники | 1 | | |
17 | Голосеменные растения | 1 | | |
18 | Покрытосеменные растения | 1 | | |
19 | Значение растений в природе и жизни человека | 1 | | |
20 | Общая характеристика животных. Простейшие | 1 | | |
21 | Беспозвоночные | | | |
22 | Позвоночные | 1 | | |
23 | Значение животных в природе и жизни человека | 1 | | |
24 | Зачет по теме « Многообразие живых организмов» | 1 | | |
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (5ч) |
25 | Среда обитания живых организмов. Три среды обитания. Лабораторная работа №7 Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации фотографий, атласов определителей, чучел, гербариев и др.). | 1 | | |
26 | Жизнь на разных материках Лабораторная работа №8. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания | 1. | | |
27 | Природные зоны Земли. Лабораторная работа№9 Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения | 1 | | |
28 | Жизнь в морях и океанах | 1 | | |
29 | Зачет по теме «Среда обитания живых организмов» | 1 | | |
Раздел 4. Человек на Земле (5ч) |
30 | Как человек появился на Земле. Лабораторная работа №10. Измерение своего роста и массы тела» | 1 | | |
31 | Как человек изменил Землю. | 1 | | |
32 | Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? | 1 | | |
33 | Здоровье человека и безопасность жизни. Лабораторная работа №11. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи | 1 | | |
34 | Зачет по теме «Человек на Земле» | 1 | | |
| Итого | 34часов | | |