Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение 02-04
основная общеобразовательная школа с.Тактагулово
муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета Протокол №___от___________2019 г. | Согласовано. Зам.дир. по УВР:________Раянова Н.Г «_____»_________________2019г. | Утверждаю. Директор школы: _____________________Галлямов В.К Приказ №____от«____»________2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии
для обучающихся основного общего образования
Срок реализации программы: 2019-2020г
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена с использованием материалов ФГОС ОО и программы «Биология» предметная линия учебников под редакцией В.В. Пасечника 5-9 классы, Москва «Дрофа»,2015 год
ООП ООО МОБУ ООШ с.Тактагулово – II ступень обучения
Составитель рабочей программы: Даянова Залира Гильмановна , учитель биологии
Год составления программы: 2019г
Планируемые результаты учебного предмета
Биология. Многообразие покрытосеменных растений.
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
учиться самостоятельно, определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии в 6класе являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
выделение существенных признаков биологических объектов;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений;; опасных для человека растений;
различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений;; опасных для человека растений;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. Содержание учебного предмета
Введение (1час)
Инструктаж по технике безопасности, правила поведения обучающихся в кабинете биологии. Требования к изучению предмета.
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.
Лабораторные работы
1. Строение семян двудольных растений
2. Строение зерновки пшеницы
3. Стержневая и мочковатая корневые системы
4. Корневой чехлик и корневые волоски
5. Строение почек. Расположение почек на стебле
6. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение
7. Строение кожицы листа
8. Клеточное строение листа
9. Внутреннее строение ветки дерева
10. Строения клубня
11. Строение луковицы
12. Строение цветка
13. Соцветия
14. Классификация плодов
Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. Размножение споровых, голосеменных, покрытосеменных растений.
Демонстрации
опытов получения вытяжки хлорофилла;
опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету,
образование крахмала,
дыхание растений,
испарение воды листьями.
Лабораторные работы
15. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю
Раздел 3. Классификация растений (6 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство.
Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Семейства: Крестоцветные, Розоцветные, Паслёновые, Бобовые, Сложноцветные.
Класс Однодольные растения. Семейства: Лилейные, Злаковые. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение
Практические работы
1. «Распознавание культурных растений по семенам»
2. «Агротехника выращивания культурных растений»
Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.
Экскурсия «Природное сообщество и человек».
Проект «Природные сообщества»
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
| Раздел | Всего часов | Лаборатор ные работы | Практичес кие работы | Контрольное тестирование |
1 | Строение и многообразие покрытосеменных растений | 15 | 2 | | 1 |
2 | Жизнь растений | 10 | 1 | | |
3 | Классификация растений | 6 | | 2 | |
4 | Природные сообщества | 4 | | | 1 |
| Итого | 35 | 3 | 2 | 2 |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание |
план | факт |
| | | | |
1 | | | Строение семян двудольных растений и однодольных растений | |
2 | | | Виды корней. Типы корневых систем | |
3 | | | Строение корней | |
4 | | | Условия произрастания и видоизменения корней | |
5 | | | Побег и почки. Рост и развитие побега | |
6 | | | Внешнее строение листа | |
7 | | | Клеточное строение листа. Видоизменение листьев | |
8 | | | Строение стебля. | |
9 | | | Видоизменение побегов | |
10 | | | Цветок и его строение | |
11 | | | Соцветия | |
12 | | | Плоды и их классификация | |
13 | | | Распространение плодов и семян | |
14 | | | Контрольная работа по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | |
15 | | | Минеральное питание растений | |
16 | | | Фотосинтез | |
17 | | | Дыхание растений | |
18 | | | Испарение воды растениями. Листопад | |
19 | | | Передвижение воды и питательных веществ в растении | |
20 | | | Передвижение воды и питательных веществ в растении (продолжение) | |
21 | | | Прорастание семян | |
22 | | | Способы размножения растений | |
23 | | | Размножение споровых растений | |
24 | | | Размножение голосеменных растений | |
25 | | | Вегетативное размножение покрытосеменных растений | |
26 | | | Половое размножение покрытосеменных растений | |
27 | | | Систематика растений | |
28 | | | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные | |
29 | | | Семейства Пасленовые и Бобовые | |
30 | | | Семейство Сложноцветные | |
31 | | | Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные. | |
32 | | | Важнейшие сельскохозяйственные растения | |
33 | | | Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе | |
34 | | | Развитие и смена растительных сообществ. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир | |
35 | | | Итоговая контрольная работа | |