Муниципальное образование «Александрово-Заводский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Шаранчинская средняя общеобразовательная школа
рассмотрено Руководитель МО ___________ /Л.Н. Маркова/ Протокол № ____ от «___»____________2017 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МОУ Шаранчинской СОШ ___________________ /Л.А. Анциферова/ Протокол № ____ от «___»____________2017 г. | Утверждено Директор МОУ Шаранчинской СОШ _____________ /С.Н. Субуханкулова/ Приказ № ____ от «___»___________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Биология»
в 7 классе
на 2017 – 2018 учебный год
(на основе учебника В.М. Константинова, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко)
подготовила учитель химии и биологии
Маркова Лариса Николаевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от
«__»______________2017 г.
с. Шаранча
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на основе авторской программы И.Н. Пономаревой и др. «Животные» для 7-го класса авторов В.М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой.
Место и роль учебного курса
Зоологию изучают в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.
Цели и задачи изучения курса
Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
* овладение знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями;
* овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
* развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
* формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
* воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
* установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на земле;
* подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.
* иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.
Информация о количестве учебных часов
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МОУ Шаранчинской СОШ данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 7 классе в объеме 68 часов (2 часа в неделю).
Содержание курса
Тема 1. Общие сведения о мире животных. (6 часов)
Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.
Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.
Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.
Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.
Экскурсия. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.
Тема 2. Строение тела животных. (3 часа)
Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.
Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные. (5 часов)
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.
Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.
Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиконосцы.
Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.
Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентирийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией.
Значение простейших в природе и жизни человека.
Лабораторная работа. Строение и передвижение инфузории.
Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные. (3 часа)
Общая характеристика типа кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.
Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.
Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви. (6 часов)
Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.
Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.
Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.
Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.
Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.
Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.
Значение червей и их место в истории развития животного мира.
Лабораторная работа. Внешнее строение дождевого червя, его передвижение.
Тема 6. Тип Моллюски. (4 часа)
Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.
Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.
Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.
Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.
Лабораторная работа. Раковины различных моллюсков.
Тема 7. Тип Членистоногие. (7 часов)
Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.
Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.
Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.
Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.
Лабораторная работа. Внешнее строение насекомого.
Тема 8. Тип Хордовые. (6 часов)
Краткая характеристика типа хордовых.
Подтип Бесчерепные.
Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.
Подтип Черепные. Надкласс Рыбы.
Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.
Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции.
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осетровых рыб и меры по их восстановлению.
Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.
Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и другие (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.
Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма – карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.
Лабораторные работы.
Внешнее строение и особенности передвижения рыб.
Строение скелета рыб. Внутренние органы.
Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии. (4 часа)
Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.
Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.
Лабораторная работа. Изучение скелета лягушки.
Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. (4 часа)
Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.
Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособление к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.
Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.
Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека.
Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.
Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.
Лабораторная работа. Сравнение скелетов лягушки и ящерицы.
Экскурсия. Разнообразие животных родного края (краеведческий музей).
Тема 11. Класс Птицы. (9 часов)
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.
Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни.
Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.
Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.
Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.
Лабораторные работы.
Экскурсия. Знакомство с птицами леса.
Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери. (8 часов)
Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.
Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих.
Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.
Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.
Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.
Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.
Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных.
Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.
Лабораторная работа. Скелет млекопитающих.
Тема 13. Развитие животного мира на Земле. (2 часа)
Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества.
Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.
Заключение (1 час)
Планируемые результаты:
В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций; биосферы; животных;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасных для человека животных;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний животными;
оказания первой помощи при укусах животных;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
№ | Тема урока | Тип урока | Формируемые понятия, новые термины | Оборудование урока | Экспериментальная часть, использование ИКТ | Домашнее задание | Дата |
Глава 1. Общие сведения о мире животных (6 часов) |
1 | Зоология – наука о животных | Урок ознакомления с новым материалом | Зоология, морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология, опылители, животноводство | Иллюстрации с изображениями животных | | § 1 | сентябрь |
2 | Животные и окружающая среда | Комбинированный | Среды жизни, места обитания, цепь питания, пищевые связи, биоценоз, экосистема, биогеоценоз | Таблицы «Биоценоз водоема», «Биоценоз дубравы» | Видеофильм | § 2 | сентябрь |
3 | Экскурсия. Знакомство с многообразием животных в природе | | | | | Отчет об экскурсии | сентябрь |
4 | Классификация животных и основные систематические группы | Комбинированный | Систематика, популяция, вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство, ареал | Карточки | | § 3 | сентябрь |
5 | Влияние человека на животных. | Комбинированный | Красная книга, заповедник. Редкие и охраняемые виды животных Забайкальского края. | Иллюстрации охраняемых животных, Красная книга | | § 4, сообщение | сентябрь |
6 | Краткая история развития зоологии | Урок ознакомления с новым материалом | Позвоночные, беспозвоночные | Портреты Аристотеля, Левенгука, Дарвина. Таблицы | | § 5, сообщение | сентябрь |
Глава 2. Строение тела животных (3 часа) |
7 | Клетка | Комбинированный | Клеточная мембрана, цитоплазма, обмен веществ, вакуоли, ядро, хромосомы, органоиды, клеточный центр | Таблицы «Строение растительной клетки», «Животная клетка» | | § 6 | сентябрь |
8 | Ткани | Урок ознакомления с новым материалом | Ткань, соединительная ткань, эпителиальная ткань, мышечная ткань, нервная ткань, железы, нейроны | Таблица «Ткани» | | § 7 | сентябрь |
9 | Органы и системы органов | Урок ознакомления с новым материалом | Орган, системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, выделительная, кровеносная, эндокринная, половая; рефлексы, инстинкт | Таблица, карточки | | § 7 | сентябрь |
Глава 3. Подцарство Простейшие (5 часов) |
10 | Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Саркодовые | Ознакомление с новым материалом | Простейшие, амеба, колония, ложноножки, пищеварительная вакуоль, бесполое размножение, фораминиферы | | Видеофильм | § 8 | октябрь |
11 | Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Жгутиконосцы | Комбинированный | Эвглена зеленая, пелликула, жгутики, базальное тело, автотрофное и гетеротрофное питание | Таблица | Видеофильм | § 9 | октябрь |
12 | Тип Инфузории | Урок - практикум | Инфузория-туфелька, реснички, половой процесс, конъюгация | Таблица | Лабораторная работа №1. Строение и передвижение инфузории-туфельки. | § 10 | октябрь |
13 | Значение простейших. | Комбинированный | Дизентерийная амеба, дизентерия, малярийный плазмодий, малярия | | Видеофильм | § 11 | октябрь |
14 | Обобщение | Урок проверки и коррекции знаний | | Таблицы | | | октябрь |
Глава 4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (3 часа) |
15 | Строение и жизнедеятельность кишечнополостных | Ознакомление с новым материалом | Гидра, кишечная полость, стрекательные клетки, полип, эктодерма, энтодерма, мезоглея, почкование, гермафродиты, регенерация | Таблица | Видеофильм | § 12 | октябрь |
16 | Разнообразие кишечнополостных | Комбинированный | Гидроидные, коралловые полипы, сцифоидные медузы, личинка, нервные ганглии | Изображения медуз и кораллов | Видеофильм | § 13 | октябрь |
17 | Обобщение | Урок проверки и коррекции знаний | | Таблицы | | | октябрь |
Глава 5. Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 часов) |
18 | Тип Плоские черви | Ознакомление с новым материалом | Планария, мышцы, кожно-мускульный мешок, паренхима, мезодерма | Таблица «Плоские черви» | Видеофильм | § 14, сообщения | октябрь |
19 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни | Комбинированный | Сосальщик, цепень, кутикула | Таблицы | | § 15 | ноябрь |
20 | Тип Круглые черви. | Комбинированный | Аскарида | Таблица «Круглые черви» | Видеофильм | § 16 | ноябрь |
21 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви | Комбинированный | Целом, сегменты, гидроскелет, щупальца, усики, параподии | Таблица «Кольчатые черви» | Видеофильм | § 17 | ноябрь |
22 | Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви | Урок - практикум | Малощетинковые черви, поясок, перекрестное оплодотворение | Таблица | Лабораторная работа №2 Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость. Видеофильм | § 18 | ноябрь |
23 | Обобщение | Урок проверки и коррекции знаний | | Таблицы | | | ноябрь |
Глава 6. Тип Моллюски (4 часа) |
24 | Общая характеристика типа Моллюски | Ознакомление с новым материалом | Раковина, перламутр, нога, мантия, мантийная полость, терка, печень, жабры, парусник | Таблица «Моллюски» | | § 19 | ноябрь |
25 | Класс Брюхоногие моллюски | Комбинированный | Улитки, брюхоногие, артериальная и венозная кровь | Таблица «Моллюски» | Видеофильм | § 20 | декабрь |
26 | Класс Двустворчатые моллюски | Урок - практикум | Биссус, сифоны, жемчуг | Таблица «Двустворчатые моллюски» | Лабораторная работа №4. Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков. Видеофильм | § 21 | декабрь |
27 | Класс Головоногие моллюски | Комбинированный | Хрящевой череп, роговые челюсти, чернильный мешок, мозг, половой диморфизм, сперматофоры | Таблица | Видеофильм | § 22 | декабрь |
Глава 7. Тип Членистоногие (7 часов) |
28 | Класс Ракообразные | Ознакомление с новым материалом | Наружный скелет, грудь, головогрудь, брюшко, хитин, сложные глаза, ногочелюсти, гемолимфа, зеленые железы | Таблица «Ракообразные» | Видеофильм | § 23 | декабрь |
29 | Класс Паукообразные | Комбинированный | Паутина, хелицеры, ногощупальца, трахеи, мальпигиевы сосуды, | Таблица «Паукообразные» | Видеофильм | § 24 | декабрь |
30 | Класс Насекомые | Урок - практикум | Крылья, дыхальце | Таблица «Насекомые» | Лабораторная работа № 5. Внешнее строение насекомого. | § 25 | декабрь |
31 | Типы развития насекомых | Комбинированный | Гусеница, неполное и полное превращение | Таблица «Насекомые» | | § 26 | декабрь |
32 | Общественные насекомые – пчелы и муравьи. Значение насекомых. Охрана насекомых. | Комбинированный | Матка, трутни, рабочие пчелы, перга | Таблица «Насекомые» | | § 27 | январь |
33 | Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека | Комбинированный | Методы борьбы с насекомыми-вредителями | Коллекция насекомых-вредителей | | § 28 | январь |
34 | Обобщение | Урок проверки и коррекции знаний | | Таблицы | | | январь |
Глава 8. Тип Хордовые: бесчерепные, рыбы (6 часов) |
35 | Бесчерепные | Ознакомление с новым материалом | Бесчерепные, ланцетник, хорда, черепные | Таблица, микропрепарат | | §29 | январь |
36 | Черепные, или позвоночные. Внешнее строение рыб | Урок - практикум | Чешуя, плавники, орган равновесия | Таблица «Класс рыбы» | Лабораторная работа № 6. Внешнее строение и особенности передвижения рыбы. Видеофильм | §30 | январь |
37 | Внутреннее строение рыб | Урок - практикум | Позвоночник, ребра, жаберные дуги, жаберные лепестки, пояса конечностей, плавательный пузырь | Таблица «Рыбы», скелет рыбы | Лабораторная работа № 7. Внутреннее строение рыбы. | §31 | февраль |
38 | Особенности размножения рыб | Комбинированный | Икра, мальки, миграция, нерест, проходные рыбы | Таблица | | §32 | февраль |
39 | Основные систематические группы рыб | Комбинированный | Хрящевые, костные рыбы, лучеперые, костистые, осетрообразные, лопастеперые, двоякодышащие, кистеперые | Таблица | Видеофильм | §33 | февраль |
40 | Промысловые рыбы. Их использование и охрана | Комбинированный | Рыболовство, сельдеобразные, трескообразные, карпообразные, лососевые рыбы, прудовое хозяйство, акклиматизация | Таблица | | §34 | февраль |
Глава 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4 часа) |
41 | Среда обитания и строение тела земноводных | Ознакомление с новым материалом | Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. | Таблица «Земноводные», скелет лягушки | Видеофильм | §35 | февраль |
42 | Строение и функции внутренних органов земноводных | Комбинированный | Холоднокровные животные | Таблица | | §36 | февраль |
43 | Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных | Комбинированный | Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.Головастик | Таблица | | §37, сообщения | февраль |
44 | Разнообразие и значение земноводных | Комбинированный | Регенерация Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных. | Иллюстрации амфибий | Видеофильм | §38 | февраль |
Глава 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 часа) |
45 | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся | Ознакомление с новым материалом | Рептилии, пресмыкание, роговой покров, выползок | Таблица «Пресмыкающиеся», скелет змеи | | §39 | март |
46 | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся | Комбинированный | Ядовитые железы, ядовитые зубы, спячка | Таблица | | §40 | март |
47 | Разнообразие пресмыкающихся | Комбинированный | Крокодилы, черепахи, сросшиеся веки, костный панцирь | Таблица | Видеофильм | §41 | март |
48 | Значение и происхождение пресмыкающихся | Комбинированный | Стегоцефалы, | Таблицы | Видеофильм | §42 | март |
Глава 11. Класс Птицы (9 часов) |
49 | Внешнее строение птиц | Урок - практикум | Клюв, перья, копчиковая железа, пух, опахало | Таблица | Лабораторная работа № 8. Внешнее строение птицы. Строение перьев. | §43 | март |
50 | Опорно-двигательная система птиц | Урок - практикум | Цевка, пряжка, крылья, вилочка, спинная кость, крестец | Таблица, скелет голубя | Лабораторная работа № 9. Строение скелета птицы. | §44 | март |
51 | Внутреннее строение птиц | Комбинированный | Железистый желудок, мускульный желудок, голосовые связки, воздушные мешки, двойное дыхание | Таблица | | §45 | март |
52 | Размножение и развитие птиц | Комбинированный | Выводковые и птенцовые птицы | | Видеофильм | §46 | апрель |
53 | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц | Комбинированный | Токование, насиживание, оседлые, кочующие, перелетные птицы | Таблица | | §47, сообщение | апрель |
54 | Многообразие птиц | Комбинированный | Экологические группы птиц | Таблицы, иллюстрации с изображением птиц | Видеофильм | §48 | апрель |
55 | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц | Комбинированный | Промысловые птицы, инкубатор, археоптерикс | Таблица | | §49 | апрель |
56 | Обобщение | Урок проверки и коррекции знаний | | Таблицы | | | апрель |
57 | Экскурсия. Знакомство с птицами родного края | Урок - практикум | | | | Отчет об экскурсии | апрель |
Глава 12. Класс Млекопитающие, или Звери (8 часов) |
58 | Внешнее строение млекопитающих. | Ознакомление с новым материалом | Звери, ушные раковины, шерсть, пахучие железы, млечные железы | Таблица | Видеофильм | §50 | апрель |
59 | Внутреннее строение млекопитающих | Урок - практикум | Диафрагма, альвеолы, типы зубов | Таблица | Лабораторная работа № 10. Строение скелета млекопитающих. | §51 | апрель |
60 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл | Комбинированный | Плацента, линька, зимовка | | | §52 | апрель |
61 | Происхождение и многообразие млекопитающих | Комбинированный | Однопроходные, яйцекладущие, сумчатые, плацентарные звери | Иллюстрации с изображением животных | | §53, сообщения | май |
62 | Высшие, или плацентарные звери: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные и хищные | Комбинированный | Насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные | Таблицы | Видеофильм | §54, сообщения | май |
63 | Высшие, или плацентарные звери: ластоногие, китообразные, парнокопытные, непарнокопытные и хоботные | Комбинированный | Ласты, копыта, жвачка, ластоногие, китообразные, парнокопытные, непарнокопытные, хоботные | Иллюстрации с изображением животных | Видеофильм | §55, сообщения | май |
64 | Высшие, или плацентарные звери: приматы | Комбинированный | Приматы, мимика, ногти | Таблица, иллюстрации приматов | Видеофильм | §56 | май |
65 | Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека | Комбинированный | Экологические группы зверей | Таблицы | | §57, 58 | май |
Глава 13. Развитие животного мира на Земле (2 часа) |
66 | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции | Ознакомление с новым материалом | Наследственность, изменчивость, искусственный отбор, естественный отбор | Таблица | | §59 | май |
67 | Развитие животного мира на Земле. Современный животный мир. | Комбинированный | Дегенерация, уровни организации жизни, продуценты, консументы, редуценты | Таблица | | §60 | май |
Заключение (1 час) |
68 | Жизнь природного сообщества | Урок проверки и коррекции знаний | | | | | май |
21