СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии- 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии- 9 класс»


Приложение 5

к основной образовательной программе

среднего общего

образования






Рабочая программа

по биологии

для учащихся 9 класса





Составитель:

Чучалина К.В. , учитель биологии



























Пояснительная записка


Рабочая программа адаптирована для детей с ОВЗ, получающих цензовое образование, сопоставимое по уровню их академического компонента с образованием здоровых сверстников, при этом находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более пролонгированные календарные сроки.

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе:

  1. 1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)

  2. 2. Основной образовательной программы основного общего образования ОГАОУ «Центр образования «Ступени» от 31.08.2017г за №126

  3. 3. Программы основного общего образования по биологии и программы курса «Биология» для 9 класса авторов И.Н.Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова//Биология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана – Граф, 2014. Учебник : Биология : 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. – 4-е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф, 2015. – 288 с.: ил. 2012, автор А.Г.Драгомилов.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологии в объёме 35 часов в год, 1 час в неделю.



Результаты изучения

учебного предмета «Биология» :

Личностные:

1) знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметне:

1)уметь работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2)уметь организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  1. уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.


Предметными результатами освоения программы по биологии являются:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• приводить доказательства (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классифицировать — определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различать на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнивать биологические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявлять изменчивость организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладеть методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.


2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знать основные правила поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знать и соблюдать правила работы на лабораторных и практических работах;

• соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы)

4. В сфере физической деятельности:

• освоить приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы


Содержание тем учебного курса

Тема 1. Введение в основы общей биологии

Биология — наука о живом мире.Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Тема 2. Основы учения о клетке

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология — наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Иирусы — неклеточная форма жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции и клетке. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторные работы: № 1 Сравнение растительной и животной клетки. Многообразие клеток.

Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

Лабораторные работы: №2 Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения

Тема 4.Основы учения о наследственности и изменчивости

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. 1енотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. МодификаЦионная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторные работы:

№3 Решение генетических задач.

№ 4 Отличительные признаки сорта у разных семян фасоли.

Тема 5.Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.

Тема 6.Происхождение жизни и развитие органического мира

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни Л.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.Современная теория возникновения жизни на Земле.Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Экскурсия: История живой природы ЕАО (краеведческого музея с палеонтологическими коллекциями или совершить виртуальное путешествие).

Тема 7.Учение об эволюции

Идея развития органического мира в биологии.Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов — результат эволюции.Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.Процессы образования новых видов в природе — видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционныей процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения, редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Лабораторные работы:

№5 Изучение изменчивости у организмов.

№6 Приспособленность организмов к среде обитания

Тема 8.Происхождение человека (антропогенез)

Место человека в системе органического мира. Человек Как вид, его сходство с животными и отличие от них.Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека, взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация I ней человека.Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Тема 9. Основы экологии

Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда — источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов, биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.

Лабораторные работы: №7 Оценка качества окружающей среды.

Тема 10. Заключение

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.


Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Уроки

Лабораторно-практические работы

Контрольные

работы

1

Раздел «Уровни организации жизни»






Введение

1

1




Основы учения о клетке

8

6

1

1


Размножение и индивидуальное развитие организмов

4

3

1



Основы учения о наследственности и изменчивости

8

5

2

1


Основы селекции

1

1



2

Раздел «Эволюционное учение»






Происхождение и развитие органического мира

2

2




Учение об эволюции

6

4

1

1


Происхождение человека

2

2




Основы экологии

4

3

1



Итого

34

25

6

3

Перечень практических и лабораторных работ

Число

часов

Практические и лабораторные работы

1

1

Сравнение растительной и животной клеток

2

1

Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения

3

1

Решение генетических задач

4

1

Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений различных видов, произрастающих в неодинаковых условиях

5

1

Изучение изменчивости у организмов

6

1

Приспособление организмов к среде обитания

Тематическое планирование в 9 классе


Тема урока


Характеристика деятельности учащихся

Основное содержание урока

Домашнее

задание

1

Введение


Называть и характеризовать различные научные области биологии. Характеризовать роль биологических наук в практической деятельности людей

Объяснять назначение методов исследования в биологии. Характеризовать и сравнивать методы между собой.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

- знать уровни организации жизни;

- знать общие признаки живого организма;

- знать многообразие форм живых организмов.


§ 1-4

Основы учения о клетке (8 ч)


2

Клетка

как

биосистема


Называть отличительный признак различия клеток прокариот и эукариот. Приводить примеры организмов прокариот и эукариот.Выделять существенные признаки жизнедеятельности клетки свободноживущей и входящей в состав ткани. Называть имена учёных, положивших начало изучению клетки

-знать историю цитологии;

-знать современные положения клеточной теории;

-уметь сравнивать растительную и животную клетки.

§ 5

3

Химический

состав клетки


Различать и называть основные неорганические и органические вещества клетки. Объяснять функции воды, минеральных веществ, белков, углеводов, липидов и нуклеи- новых кислот в клетке. Сравнивать химический состав клеток живых организмов и тел неживой природы, делать выводы

-знать характеристику молекулярного уровня жизни;

-знать понятия – биополимеры, мономеры, биомолекулы

-знать вещества входящие в состав углеводов, липидов, белков;

-знать функции углеводов, липидов, белков

§ 6, повторить § 5










4

Нуклеиновые

кислоты



Самостоятельный поиск знаний- работа с текстом учебника, формирование умений работать с учебно-тематической картой

-знать виды нуклеиновых кислот, их строение и функции;

-знать виды нуклеотидов входящих в состав нуклеиновых кислот.

§ 7

5

Строение

и функции

органоидов

клетки



Различать основные части клетки. Называть и объяснять существенные признаки всех частей клетки. Сравнивать особенности клеток растений и животных

Выделять и называть существенные признаки строения органоидов. Различать органоиды клетки на рисунке учебника.

Объяснять функции отдельных органоидов в жизнедеятельности растительной и животной клеток

-знать строение и функции мембранных и немембранных органоидов клетки;

- находить органоиды на таблице

§ 8, повторить

§ 6,7

6

Обмен веществ – основа существования клетки


Определять понятие «обмен веществ». Устанавливать различие понятиий «ассимиляция» и «диссимиляция». Характеризовать и сравнивать роль ассимиляции и диссимиляции в жизнедеятельности клетки, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль АТФ как универсального переносчика и накопителя энергии. Характеризовать энергетическое значение обмена веществ для клетки и организма

-знать понятия метаболизм, ассимиляция, диссимиляция;

-знать этапы энергетического обмена

§ 9

7

Биосинтез белков в живой клетке



Определять понятие «биосинтез белка». Выделять и называть основных участников биосинтеза белка в клетке. Различать и характеризовать этапы биосинте- за белка в клетке. Отвечать на итоговые вопросы

- знать типы питания организмов;

- знать генетический код и его свойства;

-знать сущность процессов транскрипции и трансляции.

§ 10

8

Биосинтез углеводов – фотосинтез



Определять понятие «фотосинтез». Сравнивать стадии фотосинтеза, делать выво- ды на основе сравнения. Характеризовать значение фотосинтеза для растительной клетки и природы в целом

-знать особенности питания автотрофов;

-знать характеристику световой и темновой фаз фотосинтеза;

- знать космическую роль зеленых растений

§ 11, повторить

§ 10

9

Контрольная работа по теме: «Основы учения о клетке»


Контрольная работа


Повторить

§ 8-11

Размножение и индивидуальное развитие организмов (4 ч)


10

Типы

размножения


Выделять и характеризовать существенные признаки двух типов размножения организмов. Сравнивать половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, делать выводы.

Объяснять роль оплодотворения и образования зиготы в развитии живого мира. Выявлять и называть половое и бесполое поколения у папоротника по рисунку учебника. Характеризовать значение полового и бесполого поколений у растений и животных. Раскрывать биологическое преимущество по- лового размножения

-знать формы размножения организмов;

-знать биологическую роль размножения;

-уметь сравнивать формы размножения .

§ 13 и 22

стр.52-53

11

Деление клетки.

Митоз.




Репродуктивная работа, частично исследовательская для выполнения лабораторной работы № 2 «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения»

-знать способы деления прокариот и эукариот;

-уметь наблюдать деление клеток под микроскопом

-уметь обосновывать биологический смысл митоза

§ 13

12

Образование половых клеток. Мейоз.




Называть и характеризовать женские и мужские половые клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организмов. Давать определение понятия «мейоз». Характеризовать и сравнивать первое и второе деление мейоза, делать выводы. Различать понятия «сперматогенез» и «оогенез». Анализировать и оценивать биологическую роль мейоза

-знать строение и функции гамет;

-знать особенности сперматогенеза и оогенеза;

-знать сущность и стадии мейоза;

-знать биологический смысл оплодотворения

§ 24, повторить

§ 13

13

Индивидуальное развитие организмов – онтогенез



Самостоятельная работа с учебником. Терминологический диктант.

-знать периоды онтогенеза;

-уметь сравнивать прямое и непрямое постэмбриональное развитие;

-знать суть биогенетического закона

§ 23

Основы учения о наследственности и изменчивости и селекции(8 час.)


14

Изучение механизма наследственности.

Этапы изучения наследственности у

организмов



Характеризовать этапы изучения наследственности организмов. Объяснять существенный вклад в исследования наследственности и изменчивости Г. Менделя.Вы являть и характеризовать современные достижения науки в исследованиях наследственности и изменчивости

знать основные понятия генетики: ген, наследственность, генотип, фенотип, изменчивость;

знать суть гибридологического метода

знать суть закона единообразия

знать суть закона расщепления

§ 25

15

Основные закономерности наследования признаков у организмов.


Проблемная беседа.

Решение задач.

Уметь решать задачи на моногибридное скрещивание

§ 26

16

Закономерности изменчивости.

Типы наследственной изменчивости.



Самостоятельная

работа с учебником,

презентацией.

Знать суть закона независимого наследования признаков

§ 27

17

Ненаследственная изменчивость.Модификационная и онтогенетическая

изменчивость.


Решение задач.

Лабораторная работа № 4 «Выявление генотипических ифенотипических проявлений у разных видов растений»

Знать причины ненаследственной

изменчивости.

§ 28, повторить

§ 26,27

18

Лабораторная работа:

«Основы генетики»


Репродуктивная работа, частично исследовательская для выполнения лабораторной работы № 3 «Решение генетических задач»


§ 28

19


Основы селекции организмов

Общие методы селекции


Самостоятельная работа с учебником . Решение биологических задач.


§ 29, повторить 28

20

Методы селекции растений и животных.


Называть и характеризовать методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Анализировать значение селекции и биотехнологии в жизни людеи

-знать задачи селекции, законы селекции;

-знать методы селекции растений и животных;

-знать явление гетерозиса;

-знать методы преодоления;

§ 29

21

Контрольная работа по теме: «Основы генетики и селекции»




Повторить

§ 28,29

Происхождение и начальное развитие жизни на Земле (2 ч)


22

Возникновение жизни на Земле



Выделять и пояснять основные идеи гипотез о происхождении жизни. Объяснять постановку и результаты опытов Л. Пастера

Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез о происхождении жизни Опарина и Холдейна, делать выводы на основе сравнения. Объяснять процессы возникновения коацерватов как первичных организмов

-знать основные гипотезы возникновения жизни на Земле;

-знать этапы происхождения жизни на Земле

§ 30,31,32

23

Этапы развития жизни на Земле



Выделять существенные признаки эволюции жизни. Отмечать изменения условий существования живых организмов на Земле.Различать эры в истории Земли. Характеризовать причины выхода организ- мов на сушу. Описывать изменения, происходящие в связи с этим на Земле и в свойствах организмов

-знать эры и периоды жизни и крупные ароморфозы этих эр

§ 33,34

Учение об эволюции (6 ч)


24-25

Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира



Выделять существенные признаки эволюции жизни. Отмечать изменения условий существования живых организмов на Земле. Различать эры в истории Земли. Характеризовать причины выхода организ- мов на сушу. Описывать изменения, происходящие в связи с этим на Земле и в свойствах организмов

-знать основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина;

-знать характеристику движущих сил эволюции

§ 35

26

Современные представления об эволюции органического мира. Видообразование.



Объяснять причины многообразия видов. Приводить конкретные примеры формирования новых видов. Объяснять причины двух типов видообразования.

Анализировать и сравнивать примеры видообразования (судак, одуванчик), приведённые в учебнике

-знать элементарную единицу эволюции – популяцию;

-знать элементарный эволюционный материал – наследственную изменчивость;

-знать элементарные эволюционные факторы;

- знать основную систематическую единицу в биологии – вид;

- знать критерии вида

§36,37

27

Приспособление – результат эволюции


Давать определения понятий «биологический прогресс» и «биологический регресс». Характеризовать направления биологического прогресса.Объяснять роль основных направлений эволюции. Анализировать и сравнивать проявление основных направлений эволюции.Называть и пояснять примеры ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации

--знать результаты действия движущих сил эволюции;

-уметь доказывать, что приспособленность – общее свойство организмов

§ 42

28

Вид, его критерии и структура


Самостоятельная работа с учебником, презентацией.


§ 37

29

Макроэволюция. Основные Направления эволюции



Называть и характеризовать основные закономерности эволюции. Анализировать иллюстративный материал учебника для доказательства существования закономерностей процесса эволюции, характеризующих её общую направленность. Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки наследственных свойств организмов и наличия их изменчивости. Записывать выводы и наблюдения в таблицах. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

- знать основные таксономические группы, понятие макроэволюция

знать пути и направления макроэволюции;

- знать закономерности эволюции

§ 39,40

Происхождение человека (2 ч)


30

Доказательства эволюционного происхождения человека

п


Различать и характеризовать основные особенности предков приматов и гоминид. Сравнивать и анализировать признаки ранних гоминид и человекообразных обезьян на рисунках учебника.Находить в Интернете дополнительную информацию о приматах и гоминидах

-знать доказательства эволюционного происхождения человека;

-знать эволюцию приматов

§ 43,44

31

Этапы эволюции человека

п.45-46


Различать и характеризовать стадии антропогенеза. Находить в Интернете дополнительную информацию о предшественниках и ранних предках человека

Характеризовать неоантропа — кроманьонца как человека современного типа. Называть решающие факторы формирования и развития Человека разумного. Обосновывать влияние социальных факторов на формирование современного человека

-знать этапы эволюции человека;

-знать антропоморфозы человека;

-знать возникновение человеческих рас

§ 45,46

Основы экологии (4 ч)


32

Экологические факторы. Законы действия факторов среды на организмы



Выделять и характеризовать существенные признаки сред жизни на Земле. Называть характерные признаки организмов — обитателей этих сред жизни. Характеризовать черты приспособленности организмов к среде их обитания. Распознавать и характеризовать экологические факторы среды

-знать виды сред, виды экологических факторов;

-знать закон оптимума, закон экологической индивидуальности видов, закон ограничивающего фактора, закон незаменимости факторов

§ 48,49,50

33

Промежуточная аттестация за курс 9 класса.



Самостоятельная работа с тестом.

--знать характеристику популяции

знать функционирование популяции и динамику её численности

§ 52,54

34

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.Развитие и смена биогеоценозов. Основные законы устойчивости живой природы.


Выделять существенные признаки природного сообщества. Характеризовать ярусное строение биоценозов, цепи питания, сети питания и экологические ниши.

Понимать сущность понятия «биотоп». Сравнивать понятия «биогеоценоз» и «биоценоз». Объяснять на конкретных примерах средообразующую роль видов в биоценозе

-знать понятия экосистема, биогеоценоз, биосфера

-знать компоненты биогеоценоза и взаимосвязь между ними с помощью трофических цепей

-знать роль биологического круговорота для экосистем и биосферы

- знать понятие экологическая сукцессия и её виды

- знать основные законы устойчивости биосферы


§ 56,57,58


Контрольно-измерительные материалы для проведения

в 2019 -2020 учебном году промежуточной аттестации

по биологии для учащихся 9-го класса


1 вариант

ЧАСТЬ А

А1. Какое из названных приобретений животных можно считать ароморфозом?
А) Утрата шерстяного покрова слонами;
Б) Появление яиц у пресмыкающихся и их развитие на суше;
В) Удлинение конечностей у лошади;
А2. Какое из приспособлений можно считать идиоадаптацией?
а) превращение листьев кактуса в колючки;
б) утрата органов кровообращения у плоских червей;
в) возникновение теплокровности;
А3. Какое из направлений эволюции приводит к серьезным перестройкам организма и возникновению новых таксонов?
а) идиоадаптация;
б) ароморфоз;
в)дегенерация;
А4. Какое из утверждений является верным-
а) дегенерация не бывает прогрессивной;
б) дегенерация может быть прогрессивной;
в) дегенерация всегда приводит к вымиранию вида.
А5. Разные виды до дарвиновских вьюрков возникли путем:
а) ароморфоза;
б) дегенерации;
в) идиоадаптации.
А 6. Критерий вида, характеризующий совокупность факторов среды: -

1) экологический

2) морфологический

3) географический

4) генетический

А 7. Наиболее напряженная борьба за существование происходит между

1) растениями красного клевера на одном лугу

2) щуками и окунями

3) волками и зайцами

4) клевером красным и подорожником большим

А 8. Приспособлением крота к обитанию в почве служат

1) наличие волосяного покрова, слабое обоняние

2) линька, спячка

3) цилиндрическая форма тела, развитое обоняние

4) большая подвижность, интенсивный обмен веществ

А 9. Наличие у человека и человекообразных обезьян 4-камерного сердца

и теплокровности свидетельствует о

1) сходстве их среды обитания

2) родстве этих организмов

3) конвергентном сходстве

4) происхождении человека от современных обезьян

А 10. Движущей силой эволюции (по Ч. Дарвину) не является

1) естественный отбор

2) наследственная изменчивость

3) Дрейф генов

4) борьба за существование

А 11. На биологический регресс вида указывает

1) паразитический образ жизни

2) ограниченный ареал

3) отсутствие заботы о потомстве

4) конкуренция

А 12. К разным видам принадлежат

1) большая и хохлатая синицы

2) группы особей синиц лазоревки

3) самец и самка обыкновенной синицы

4) разные популяции хохлатой синицы

А 13. Биологический прогресс ведет к

1) снижению уровня приспособленности организмов к условиям оби­тания

2) увеличению численности вида

3) уменьшению площади видового ареала

4) сокращению числа популяций

А14 . Какой из факторов антропогенеза имеет социальную природу?

1) абстрактное мышление

2) изменчивость

3) естественный отбор

4) наследственность

А15. Пример дегенерации -

1) отсутствие жаберных крышек у хрящевых рыб

2) появление четырехкамерного сердца у птиц

3) появление шерстного покрова у млекопитающих

4) отсутствие кишечника у бычьего цепня

ЧАСТЬ В:.

В1. Распределите признаки большого прудовика по порядку

ПРИЗНАКИ БОЛЬШОГО ПРУДОВИКА

  1. 1.органы чувств - одна пара щупалец

  2. 2.коричневый цвет раковины

  3. 3.населяет пресные водоемы

  4. 4.питается мягкими тканями растений

  5. 5.раковина спирально закрученная

1

2

3

4

5






В2. К рудиментам относят

A) ушные мышцы человека

Б) пояс задних конечностей кита

В) слаборазвитый волосяной покров на теле человека

Г) жабры у эмбрионов наземных позвоночных

Д) многососковость у человека

Е) сильно развитые клыки у хищников

В3. В связи с прямохождением у человека

А) освобождаются верхние конечности
Б)стопа приобретает сводчатую форму

В) большой палец верхних конечностей противостоит остальным
Г)таз расширяется, его кости срастаются

Д)мозговой отдел черепа меньше лицевого отдела

Е)уменьшается волосяной покров


Контрольно-измерительные материалы для проведения

в 2019-2020 учебном году промежуточной аттестации

по биологии для учащихся 9-го класса

Вариант 2.

ЧАСТЬ А:
А1. Водоросли относятся к низшим, а мхи к высшим растениям, потому что:
а) мхи размножаются спорами, а водоросли нет;
б) у мхов есть хлорофилл, а у водорослей нет,
в) у мхов есть органы, повышающие их организацию по сравнению с водорослями.
А2.Что из перечисленного относится к ароморфозам, идиоадаптациям, дегенерации:
а) ячеистые легкие у рептилий;
б) первичная кора головного мозга у рептилий;
в) голый хвост у бобра;
г) отсутствие конечностей у змей;
д) отсутствие корней у повилики;
е) Возникновение неполной перегородки в желудочке сердца у рептилий;
з) молочные железы у млекопитающих;
и) отсутствие кровеносной системы у цепней;
к) отсутствие потовых желез у собак;

А3. В результате появления хлорофилла растения перешли:

а) к автотрофному питанию;
б) к гетеротрофному питанию;
в) к смешанному типу питания.

А4. Разнообразие приспособлений объясняется:
а) только влиянием условий среды на организм;
б) взаимодействие генотипа и среды;
в) только приспособлениями генотипа.

А5. Бактерии существуют наряду с высшими организмами, т.к.

  1. они имеют микроскопические размеры и клеточное строение.

  2. при благоприятных условиях они образуют споры, которые служат
    для размножения.

  3. они участвуют в круговороте веществ в природе, выполняя роль
    разрушителя органических веществ.

  4. они способны к быстрому размножению и переносят
    неблагоприятные условия в состоянии спор.

А6. Естественный отбор в отличие от искусственного отбора.

  1. способствует формированию полезных для человека признаков

  2. проводится для создания новых сортов растений

  3. не всегда проявляет свое действие в природе

  4. действует в природе постоянно

А7. Какая группа животных появилась в результатеароморфоза?

  1. тип Хордовые

  2. отряд Хоботные

  3. семейство Кошачьи

  4. род Медведи

А8.Популяцией называют совокупность особей

  1. одного вида, свободно скрещивающихся друг с другом

  2. разных видов, проживающих в одной экосистеме

  3. разных семейств, образующих одну пищевую цепь

  4. видов одного рода, осуществляющих совместную защиту

А9.Исходным материалом для естественного отбора является

  1. модификационная изменчивость

  2. наследственная изменчивость

  3. борьба особей за условия выживания

  4. приспособленность популяций к среде обитания

А10.Укажите пример ароморфоза.

  1. уплощение тела у донных рыб

  2. возникновение покровительственной окраски у щуки

  3. редукция кишечника у свиного цепня

  4. возникновение многоклеточности

А11. На образование новых видов в природе не влияет

  1. мутационная изменчивость

  2. борьба за существование

  3. естественный отбор

  4. модификационная изменчивость

А12. Единица эволюции видов в природе -

  1. порода

  2. популяция

  3. сорт

  4. отряд

А13. Сохранение фенотипа особей в популяции в длительном ряду поколений является следствием

  1. дрейфа генов

  2. движущей формы отбора

  3. стабилизирующей формы отбора

  4. мутационного процесса

А 14. Ароморфоз, способствовавший выходу на сушу позвоночных животных в процессе эволюции, - появление

  1. четырехкамерного сердца

  2. двухкамерного сердца

  3. легких

  4. живорождения

А15. Определите результаты эволюции.

  1. популяционные волны, изоляция, мутационный процесс

  2. наследственность и модификационная изменчивость

  3. борьба за существование и естественный отбор

4. приспособленность, многообразие видов

Часть В:

В1. Выберите описание критериев вида.

КРКРИТЕРИИ ВИДА

1) морфологический

2) экологический

A) многие виды состоят из популяций

Б) особи вида характеризуются сходными процессами жизнедеятельно­сти

B) виды изменяются в процессе эволюции

Г) каждый вид занимает в природе определенный ареал

Д) сходные виды объединяются в роды

Е) особи вида имеют одинаковое число, форму и размеры хромосом

В2. Установите последовательность появления групп животных

A) кишечнополостные

Б) членистоногие

B) кольчатые черви

Г) колониальные жгутиковые

Д) плоские черви

В3. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

A)появление однопалых конечностей у лошади
Б) возникновение теплокровности у позвоночных

B)повышение скорости проведения возбуждения по нервам у
позвоночных

Г) развитие подушечек на пальцах у кошачьих

Д) развитие членистых конечностей у членистоногих

Е) серебристая окраска рыб, обитающих в верхних слоях водоёмов.



Ответы:

1 вариант:

Часть А. Ответ- А.1-б, 2а, 3б, 4б, 5в., 6-1, 7-1, 8-3, 9- 2, 10- 3, 11-1, 12-1, 13-1, 14-1, 15-4.


Часть В:.

Б1. 1-5,2-2,3-3, 4-4, 5-1.

Б2. А,Б,В,Г.

Б3. А,Б,Г.


2 вариант:

Часть А:. 1-в, 2- А-а, б, е, ж. И- в, з, к. Д- д, г, и.3а, 4б.,5-1, 6-4, 7- 1, 8-1, 9-2, 10-4, 11-4, 12-2, 13-3, 14-3, 15-1.

Часть В:

Б1.- Морфологический- Б,В, Е.

Экологический - А,Г,Д

Б2.- Г,В,А,Б.

Б3.- Б,В,Д.