МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 |
городского округа Мытищи Московской области |
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 4
_____________И.В. Захаренко
31 августа 2022 года
Рабочая программа
Предмет ___________________биология__________________________________________
Класс______________________7д,7е,7ж,________________________________________
Составитель:
Учитель__________биологии_______________
Ф.И.О.___________Чуба С.Ю.______________
Категория ________высшая________________
2022 - 2023 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Биологии» в 7 классе разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.
• Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4.
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В. Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2019 г. без изменений.
Актуальность: Биология относится к основным естественным наукам. Различие между естественными науками состоит в уровне (масштабе) изучаемых явлений. Явления, происходящие на уровне живой материи - это основной предмет современной биологии. Данная рабочая программа предназначена для более глубокого изучения наиболее интересных и иногда загадочных проблем современной биологии, многообразия живого мира.
Цель: изучение биологии в 7 классе направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности
Задачи:
• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний.
• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;
• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Место курса «Биология» 7 класс в учебном плане: предмет «Биология» для 7 класса относится к инвариантной части учебного плана МБОУ СОШ № 4 (корпус 2) на 2022/23 учебный год и входит в естественнонаучный цикл. Рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).
2. Содержание рабочей программы
Введение (1 ч.).
Общие сведения о животном мире. История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Раздел 1. Многообразие животных (22 ч.).
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы. Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших. Лабораторная работа: наблюдение многообразия водных одноклеточных животных. Многоклеточные животные. Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма. Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа: знакомство с многообразием круглых червей. Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа: внешнее строение дождевого червя. Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа: знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков. Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма. Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа: изучение представителей отрядов насекомых. Тип хордовые. Класс ланцетники. Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторная работа: наблюдение за внешним строением и передвижением рыб. Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторная работа Изучение внешнего строения птиц. Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация видеофильма.
Раздел 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (10 ч.).
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей. Лабораторные работы: изучение особенностей различных покровов тела, наблюдение за способами передвижения животных. Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных. Индивидуальное развитие животных. Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных Развитие и закономерности размещение животных на Земле. Доказательства эволюции животных. Причины эволюции животного мира. Усложнение строения животных. Многообразие видов. Ареалы обитания, миграции животных. Закономерности размещения животных. Биоценозы. Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Животный мир и хозяйственная деятельность человека. Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных. Экскурсия: посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.
Резерв (1 ч.).
3. Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Многообразие животных | 22 |
3 | Строение, индивидуальное развитие, эволюция животных | 10 |
4 | Резерв времени | 1 |
| Итого | 34 |
4. Требования к уровню подготовки обучающихся
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
— признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона;
— сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
— особенности строения организмов животных разных систематических групп.
Учащиеся должны уметь:
— выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем;
— распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;
— изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратах и описывать биологические объекты;
— сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
— определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация);
— объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности, взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды.
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения:
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Критерии оценки
Отметка "5":
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "1":
Не приступили к выполнению заданий.
5. Календарно-тематический план
Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Номера уроков | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Введение (1 ч.) |
1 | Зоология - как наука о животных | 01.09.2022 – 02.09.2022 | |
Раздел 1. Многообразие животных (22 ч.). |
2 | Общая характеристика Простейших | 05.09.2022 – 09.09.2022 | |
3 | Лабораторная работа № 1 «Знакомство с многообразием водных простейших» | 12.09.2022 – 16.09.2022 | |
4 | Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные | 19.09.2022 – 23.09.2022 | |
5 | Тип Кишечнополостные. Общая характеристика, образ жизни, значение. | 26.09.2022 – 30.09.2022 | |
6 | Черви. Общая характеристика и многообразие. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с многообразием круглых червей» | 03.10.2022 – 07.10.2022 | |
7 | Тип Кольчатые черви. Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение дождевого червя» | 17.10.2022 – 21.10.2022 | |
8 | Тип Моллюски. Образ жизни, многообразие. Лабораторная работа № 4 «Особенности строения и жизни моллюсков» | 24.10.2022 – 28.10.2022 | |
9 | Тип Иглокожие. | 31.10.2022 – 04.11.2022 | |
10 | Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные. Лабораторная работа № 5 «Знакомство с ракообразными» | 07.11.2022 – 11.11.2022 | |
11 | Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Лабораторная работа № 6 «Изучение представителей отрядов насекомых» | 14.11.2022 – 18.11.2022 | |
12 | Отряды насекомых. Обобщение знаний по теме Беспозвоночные. | 28.11.2022 – 02.12.2022 | |
13 | Тип хордовые. Общая характеристика, многообразие, значение. | 05.12.2022 – 09.12.2022 | |
14 | Классы рыб: Хрящевые, Костные. Лабораторная работа № 7 «Внешнее строение и передвижение рыб» | 12.12.2022 – 16.12.2022 | |
15 | Основные систематические группы рыб | 19.12.2022 – 23.12.2022 | |
16 | Класс Земноводные, или Амфибии. Общая характеристика, образ жизни, значение. | 26.12.2022 – 30.12.2022 | |
17 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение | 09.01.2023 – 13.01.2023 | |
18 | Класс Птицы. Лабораторная работа № 8 «Изучение внешнего строения птиц» | 16.01.2023 – 20.01.2023 | |
19 | Многообразие птиц | 23.01.2023 – 27.01.2023 | |
20 | Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика, образ жизни. | 30.01.2023 – 03.02.2023 | |
21 | Экологические группы млекопитающих | 06.02.2023 – 10.02.2023 | |
22 | Значение млекопитающих в природе и жизни человека | 13.02.2023 – 17.02.2023 | |
23 | Важнейшие породы домашних млекопитающих. Обобщение знаний по теме Хордовые. | 27.02.2023 – 03.03.2023 | |
Раздел 2. Строение, индивидуальное развитие, эволюция (10 ч.). |
24 | Покровы тела. Опорно-двигательная система животных. Способы передвижения и полости тела животных. Лабораторная работа № 9 «Изучение особенностей покровов тела». Лабораторная работа № 10 «Изучение способов передвижения животных» | 06.03.2023 – 10.03.2023 | |
25 | Органы дыхания и газообмен. Лабораторная работа № 11 «Изучение способов дыхания животных» | 13.03.2023 – 17.03.2023 | |
26 | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. | 20.03.2023 – 24.03.2023 | |
27 | Кровеносная система. Кровь | 27.03.2023 – 31.03.2023 | |
28 | Органы выделения | 10.04.2023 – 14.04.2023 | |
29 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Лабораторная работа № 12 «Изучение ответной реакции животных на раздражение». Лабораторная работа № 13 «Изучение органов чувств животных» | 17.04.2023 – 21.04.2023 | |
30 | Продление рода. Органы размножения, Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни. Лабораторная работа № 14 «определение возраста животных» Обобщение знаний по теме «Эволюция систем органов» | 24.04.2023 – 28.04.2023 | |
31 | Доказательства эволюции животных. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных | 01.05.2023 – 05.05.2023 | |
32 | Биоценоз. Пищевые взаимосвязи, факторы среды | 08.05.2023 – 12.05.2023 | |
33 | Животный мир и хозяйственная деятельность человека. Обобщение знаний по пройденному курсу. | 15.05.2023 – 19.05.2023 | |
34 | Резерв | 22.05.2023 – 26.05.2023 | |
6. Учебно-методическое обеспечение
№ | Вид обеспечения | Комплектность |
Нормативно-правовое обеспечение |
1 | Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утверждён приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089. Сборник нормативных документов. (Составитель Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.) – М.: Дрофа, 2006 | Д |
2 | Программа основного общего образования «Биология 5-9 классы» Авторы В.В Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г Швецов. Издательство «Дрофа» Москва 2019 | Д |
Учебно-методическое обеспечение |
1 | Учебник "Биология. Животные. 7 класс", автор Пасечник В. В. Издательство Дрофа 2019 Москва | П |
2 | Рабочая тетрадь "Биология. Животные. 7 класс", автор Пасечник В. В. Издательство Дрофа 2019 Москва | П |
3 | Методическое пособие "Биология. Животные. 7 класс", автор Пасечник В. В. Издательство Дрофа 2019 Москва | Д |
Информационно-справочное обеспечение |
1 | Энциклопедия «Жизнь животных» в 6 томах. – Просвещение, 2018. | Д |
2 | Шарова, И. X. Зоология беспозвоночных: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2014. - 304 с. | Д |
3 | Книга для чтения по биологии. Составитель Д.И. Трайтак. Москва «Просвещение»2016 | Д |
Материально-техническое обеспечение |
1 | Медиапроектор | Д |
2 | Плакаты | Д |
3 | Комплект микропрепаратов 2 ч. | Д |
4 | Коллекция бабочек | Д |
5 | Микроскопы | П |
6 | Лупы | П |
7 | Влажный препарат: «Нереида» | Д |
8 | Влажный препарат: «Внутреннее строение брюхоногого моллюска» | Д |
9 | Влажный препарат: «Развитие костистой рыбы» | Д |
10 | Влажный препарат: «Внутреннее строение лягушки» | Д |
11 | Влажный препарат: «Строение ящерицы» | Д |
12 | Влажный препарат: «Гадюка» | Д |
13 | Влажный препарат: «Внутреннее строение рыбы» | Д |
14 | Коллекция членистоногих 3 ч. | Д |
15 | Тутовый шелкопряд | Д |
16 | Раздаточный материал: «Расчлененный речной рак» | Д |
17 | Модель: «Морская звезда» | Д |
18 | Модель: «Морской еж» | Д |
19 | Коллекция раковин моллюсков | Д |
20 | Коллекция полезные насекомые – «Опылители» | Д |
21 | Коллекция полезные насекомые – «Санитары» | Д |
22 | Коллекция возрастные физиологические признаки организма | Д |
23 | Модель внешнее и внутреннее строение рыбы | Д |
24 | Скелет рыбы | Д |
25 | Скелет ящерицы | Д |
26 | Скелет черепахи | Д |
27 | Скелет змеи | Д |
28 | Скелет кошки | Д |
29 | Скелет птицы | Д |
30 | Модель конечности овцы | Д |
31 | Модель череп шимпанзе | Д |
32 | Модель конечности шимпанзе | Д |
33 | Модель головного мозга разных классов животных | Д |
34 | Чучело птицы | Д |
35 | Строение крыла и перьев птицы | Д |
36 | Рельефная модель: «Лягушка, внутреннее строение, разрез» | Д |
37 | Рельефная модель: «Строение дождевого червя» | Д |
38 | Рельефная модель: «Внутреннее строение рыбы» | Д |
39 | Рельефная модель: «Зародыш позвоночных» | Д |
40 | Компакт-диски: «Многообразие животного мира в 3 ч.» | Д |
41 | Компакт диск: «Эволюция животного мира» | Д |
42 | Компакт диск: «Секреты природы» | Д |
43 | Компакт диск: «Животные арктической зоны» | Д |
44 | Компакт диск: «Сверхъестественные способности животных» | Д |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей естественно-научного цикла
от 30.08.2022 г. № 1
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_________________/В.А.Дубинин/
31.08.2022 год