СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа ориентирована на УМК И.Н Понамаревой « Биология». 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 8 класса»

МБОУ «Криволесская ОШ»


Рассмотрена и принята педагогическим Советом

Протокол № 1

От28.08.2017г.


Утверждена

приказом № 31

от 31.08. 2017

/Л.П.Терехова/







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по биологии

предмет

ДЛЯ 8 КЛАССА

класс


Воробьева Елена Владимиовна,

























1. Пояснительная записка



Рабочая программа по биологии разработана на основе закона «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки РФ №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования» от 17.12.2010 г.; требований к результатам усвоения основной образовательной программы основного общего образования; планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования; Примерной образовательной программы основного общего образования ФГОС; Примерной основной образовательной программы МБОУ «Криволесская ОШ»; Примерных программ по учебным предметам. «Стандарты второго поколения». Биология 5 – 9 классы. М., Просвещение. 2011 год .

Данная программа ориентирована на УМК И.Н Понамаревой « Биология». Учебник: А.Г.Драгомилов,р. Д. Маш . Биология: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных организаций. - М.: Вентана-Граф, 2016

2. Планируемые результаты обучения.

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

  • аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

  • аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

  • аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

  • выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

  • знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

  • анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

  • описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


Содержание

(68 часов; 2 часа в неделю)

Тема 1. Общий обзор организма человека (5 ч)

Науки, изучающие организм человека. Место человека в живой природе. Искусственная (социальная) и природная среда. Биосоциальная природа человека. Анатомия. Физиология. Гигиена. Методы наук о человеке. Санитарно-эпидемиологические институты нашей страны. Части тела человека. Пропорции тела человека. Сходство человека с другими животными. Общие черты в строении организма млекопитающих, приматов и человекообразных обезьян. Специфические особенности человека как биологического вида

Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки. Части клетки. Органоиды в животной клетке. Процессы, происходящие в клетке: обмен веществ, рост, развитие, размножение. Возбудимость.

Ткани организма человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани.

Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов. Система покровных органов. Опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, иммунная, дыхательная, нервная, эндокринная, мочевыделительная, половая системы органов. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция внутренних органов. Рефлекторная дуга.

Лабораторные работы:

1. Действие каталазы на пероксид водорода.

2. Клетки и ткани под микроскопом.

Практическая работа

1. Изучение мигательного рефлекса и его торможения.

Тема 2. Опорно-двигательная система (9 ч)

Строение, состав и типы соединения костей. Скелет конечностей. Скелет головы: отделы черепа, кости, образующие череп. Скелет туловища: отделы позвоночника, строение позвонка, строение грудной клетки.

Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы. Виды травм, затрагивающих скелет (растяжения, вывихи, открытые и закрытые переломы). Необходимые приёмы первой помощи при травмах.

Строение, основные типы и группы мышц. Гладкая и скелетная мускулатура. Строение скелетной мышцы. Основные группы скелетных мышц.

Работа мышц. Мышцы — антагонисты и синергисты. Динамическая и статическая работа мышц. Мышечное утомление.

Развитие опорно-двигательной системы в ходе взросления. Значение двигательной активности и мышечных нагрузок. Физическая подготовка. Статические и динамические физические упражнения.

Нарушение осанки и плоскостопие. Осанка. Причины и последствия неправильной осанки. Предупреждение искривления позвоночника, плоскостопия.

Лабораторные работы:

3. Строение костной ткани и состав костей.

Практические работы:

2. Исследование строения плечевого пояса и предплечья.

3. Изучение расположения мышц головы.

4. Проверка правильности осанки и выявление плоскостопия.

5. Оценка гибкости позвоночника.

Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма (8 ч)

Значение крови и её состав. Жидкости, образующие внутреннюю среду организма человека (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Функции крови в организме. Состав плазмы крови. Форменные элементы крови (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты).

Органы кровообращения. Строение сердца. Виды кровеносных сосудов. Большой и малый круги кровообращения. Лимфатические сосуды. Лимфатические узлы. Роль лимфы в организме.

Движение крови по сосудам. Давление крови в сосудах. Верхнее и нижнее артериальное давление. Заболевания сердечно-сосудистой системы, связанные с давлением крови. Скорость кровотока. Пульс. Перераспределение крови в работающих органах.

Регуляция работы органов кровеносной системы. Отделы нервной системы, управляющие работой сердца. Гуморальная регуляция сердца. Автоматизм сердца.

Иммунитет и иммунная система. Важнейшие открытия в сфере изучения иммунитета. Виды иммунитета. Прививки и сыворотки. Причины несовместимости тканей. Группы крови. Резус-фактор. Правила переливания крови.

Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях. Физические нагрузки и здоровье сердечно-сосудистой системы. Влияние курения и алкоголя на состояние сердечно-сосудистой системы. Виды кровотечений (капиллярное, венозное, артериальное).

Лабораторная работа

4. Сравнение крови человека с кровью лягушки.

Практические работы:

6. Определение ЧСС, скорости кровотока.

7. Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу

8. Изучение явления кислородного голодания.

9. Доказательство вреда табакокурения.

10. Функциональная сердечно-сосудистая проба.


Тема 4. Дыхательная система (7 ч)

Значение дыхательной системы. Органы дыхания. Связь дыхательной и кровеносной систем. Строение дыхательных путей. Органы дыхания и их функции. Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Роль эритроцитов и гемоглобина в переносе кислорода.

Дыхательные движения. Механизм вдоха и выдоха. Органы, участвующие в дыхательных движениях. Влияние курения на функции альвеол лёгких.

Регуляция дыхания. Контроль дыхания центральной нервной системой. Бессознательная и сознательная регуляция. Рефлексы кашля и чихания. Дыхательный центр. Гуморальная регуляция дыхания.

Заболевания дыхательной системы. Болезни органов дыхания, передающиеся через воздух (грипп, туберкулёз лёгких). Рак лёгких. Значение флюорографии. Жизненная ёмкость лёгких. Значение закаливания, физических упражнений для тренировки органов дыхания и гигиены помещений для здоровья человека.

Первая помощь при повреждении дыхательных органов. Первая помощь при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути, при утоплении, удушении, заваливании землёй, электротравмах. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца

Лабораторные работы:

5. Дыхательные движения.

6. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Практические работы:

11. Определение запылённости воздуха.

12. Измерение обхвата грудной клетки.

Тема 5. Пищеварительная система (7 ч)

Строение пищеварительной системы. Значение пищеварения. Органы пищеварительной системы. Пищеварительные железы.

Зубы. Строение зубного ряда человека. Смена зубов. Строение зуба. Значение зубов. Уход за зубами

Пищеварение в ротовой полости и желудке. Механическая и химическая обработка пищи в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Строение стенок желудка. Пищеварение в кишечнике. Химическая обработка пищи в тонком кишечнике и всасывание питательных веществ. Печень и её функции. Толстая кишка, аппендикс и их функции.

Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав. Рефлексы органов пищеварительной системы. Работы И.П. Павлова в области изучения рефлексов. Гуморальная регуляция пищеварения.

Правильное питание. Питательные вещества пищи. Вода, минеральные вещества и витамины в пище. Правильная подготовка пищи к употреблению (части растений, накапливающие вредные вещества; санитарная обработка пищевых продуктов)

Заболевания органов пищеварения. Инфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта и глистные заболевания: способы заражения и симптомы. Пищевые отравления: симптомы и первая помощь.

Лабораторные работы:

7. Действие ферментов слюны на крахмал.

8. Действие ферментов желудочного сока на белки.

Практическая работа:

13. Определение местоположения слюнных желёз.

Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 ч)

Обменные процессы в организме. Стадии обмена веществ. Пластический и энергетический обмен

Нормы питания. Расход энергии в организме. Факторы, влияющие на основной и общий обмен организма. Нормы питания. Калорийность пищи.

Витамины. Роль витаминов в организме. Гипер- и гиповитаминоз, авитаминоз. Важнейшие витамины, их значение для организма. Источники витаминов. Правильная подготовка пищевых продуктов к употреблению в пищу.

Практическая работа:

14. Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.


Тема 7. Мочевыделительная система (2 ч)

Строение мочевыделительной системы. Функции почек. Строение нефрона. Механизм фильтрации мочи в нефроне. Этапы формирования мочи в почках.

Заболевания органов мочевыделения. Причины заболеваний почек. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиена питья. Обезвоживание. Водное отравление. Гигиенические требования к питьевой воде. Очистка воды. ПДК

Тема 8. Кожа (3 ч)

Значение кожи и её строение.

Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов. Причины нарушения здоровья кожных покровов. Первая помощь при ожогах, обморожении. Инфекции кожи (грибковые заболевания, чесотка). Участие кожи в терморегуляции. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе


Тема 9. Эндокринная и нервная системы (5 ч)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в росте и развитии организма. Влияние нарушений работы гипофиза, щитовидной железы на процессы роста и развития. Роль поджелудочной железы в организме; сахарный диабет. Роль надпочечников в организме; адреналин и норадреналин.

Значение, строение и функция нервной системы. Общая характеристика роли нервной системы. Части и отделы нервной системы. Центральная и периферическая нервная система. Соматический и вегетативный отделы. Прямые и обратные связи.

Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. Парасимпатический и симпатический подотделы автономного отдела нервной системы. Связь желёз внутренней секреции с нервной системой. Согласованное действие гуморальной и нервной регуляции на организм. Скорость реагирования нервной и гуморальной систем.

Строение спинного мозга. Рефлекторная функция спинного мозга (соматические и вегетативные рефлексы). Проводящая функция спинного мозга. Серое и белое вещество головного мозга. Строение и функции отделов головного мозга. Расположение и функции зон коры больших полушарий

Практические работы:

15. Изучение действия прямых и обратных связей.

16. Штриховое раздражение кожи.

17. Изучение функций отделов головного мозга.


Тема 10. Органы чувств. Анализаторы (6 ч)

Принцип работы органов чувств и анализаторов. Пять чувств человека. Расположение, функции анализаторов и особенности их работы. Развитость органов чувств и тренировка. Иллюзия.

Орган зрения и зрительный анализатор. Значение зрения. Строение глаза. Слёзные железы. Оболочки глаза. Заболевания и повреждения органов зрения. Близорукость и дальнозоркость. Первая помощь при повреждении глаз.

Органы слуха, равновесия и их анализаторы. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Шум как фактор, вредно влияющий на слух. Заболевания уха. Строение и расположение органа равновесия.

Органы осязания, обоняния и вкуса. Значение, расположение и устройство органов осязания, обоняния и вкуса. Вредные пахучие вещества. Особенности работы органа вкуса.

Практические работы:

18. Исследование реакции зрачка на освещённость и принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна.

19. Оценка состояния вестибулярного аппарата.

20. Исследование тактильных рецепторов.


Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность (8 ч)

Врождённые формы поведения. Положительные и отрицательные (побудительные и тормозные) инстинкты и рефлексы.

Приобретённые формы поведения. Условные рефлексы и торможение рефлекса. Подкрепление рефлекса. Динамический стереотип.

Закономерности работы головного мозга. Центральное торможение. Безусловное (врождённое) и условное (приобретённое) торможение. Явление доминанты. Закон взаимной индукции.

Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление. Наука о высшей нервной деятельности. Появление и развитие речи в эволюции человека и индивидуальном развитии. Внутренняя и внешняя речь. Познавательные процессы. Восприятие и впечатление. Виды и процессы памяти. Особенности запоминания. Воображение. Мышление.

Психологические особенности личности. Типы темперамента. Характер личности и факторы, влияющие на него. Экстраверты и интроверты. Интересы и склонности. Способности. Выбор будущей профессиональной деятельности

Регуляция поведения. Волевые качества личности и волевые действия. Побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Астенические и стенические эмоции. Непроизвольное и произвольное внимание. Рассеянность внимания.

Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение. Стадии работоспособности (врабатывание, устойчивая работоспособность, истощение). Значение и состав правильного режима дня, активного отдыха. Сон как составляющая суточных биоритмов. Медленный и быстрый сон. Природа сновидений. Значение сна для человека. Гигиена сна.

Вред наркогенных веществ. Примеры наркогенных веществ. Причины обращения молодых людей к наркогенным веществам. Процесс привыкания к курению. Влияние курения на организм. Опасность привыкания к наркотикам и токсическим веществам. Реакция абстиненции. Влияние алкоголя на организм.

Практические работы:

21. Перестройка динамического стереотипа.

22. Изучение внимания.


Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (3 ч)

Половая система человека. Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём. Факторы, определяющие пол. Строение женской и мужской половой системы. Созревание половых клеток и сопутствующие процессы в организме. Гигиена внешних половых органов. Причины наследственных заболеваний. Врождённые заболевания. Заболевания, передаваемые половым путём. СПИД.

Развитие организма человека. Созревание зародыша. Закономерности роста и развития ребёнка. Ростовые скачки. Календарный и биологический возраст.

Обобщение и систематизация знаний по пройденному материалу(1ч). Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье»(промежуточная аттестация) (1ч)



















Тематическое планирование (68 ч)

п/п

Тема урока

Количество часов

Организм человека. Общий обзор.( 5ч.)

1/1

Науки, изучающие организм человека. Место человека в живой природе

1

2/2

Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки. Лабораторная работа №1: Действие каталазы на пероксид водорода.

1

3/3

Ткани организма человека. Лабораторная работа №2: Клетки и ткани под микроскопом.

1

4/4

Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов. Практическая работа №1 Изучение мигательного рефлекса и его торможения.

1

5/5

Обобщение и систематизация знаний по теме «Общий обзор организма человека»

1

Опорно- двигательная система.(9ч)

6/1

Строение, состав и типы соединения костей . Лабораторная работа №3,4: Строение костной ткани и состав костей.

1

7/2

Скелет головы и туловища

1

8/3

Скелет конечностей. Практическая работа:

2. Исследование строения плечевого пояса и предплечья.

1

9/4

Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы

1

10/5

Строение, основные типы и группы мышц. Практическая работа: 3. Изучение расположения мышц головы.

1

11/6

Работа мышц

1

12/7

Нарушение осанки и плоскостопия. Практические работы: 4. Проверка правильности осанки и выявление плоскостопия.

5. Оценка гибкости позвоночника.

1

13/8

Развитие опорно-двигательной системы

1

14/9

Обобщение и систематизация знаний по теме «Опорно-двигательная система»

1

Кровь. Кровообращение. 8ч.

15/1

Значение крови и её состав.

1

16/2

Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови

1

17/3

Сердце. Круги кровообращения

1

18/4

Движение лимфы. Практическая работа: 8. Изучение явления кислородного голодания.

1

19/5

Движение крови по сосудам. Практические работы:

6. Определение ЧСС, скорости кровотока.

7. Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу.

1

20/6

Регуляция работы органов кровеносной системы. Практические работы:

9. Доказательство вреда табакокурения.

1

21/7

Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа:

10. Функциональная сердечно-сосудистая проба.

1

22/8

Обобщение и систематизация знаний по теме «Кровеносная система. Внутренняя среда организма».

1

Дыхательная система. 7ч.

23/1

Значение дыхательной системы. Органы дыхания

1

24/2

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Лабораторная работа:

6. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

1

25/3

Дыхательные движения. Лабораторная работа:

7. Дыхательные движения.

1

26/4

Регуляция дыхания. Практическая работа: 12. Измерение обхвата грудной клетки.

1

27/5

Заболевания дыхательной системы. Практическая работа:11. Определение запылённости воздуха.

1

28/6

Первая помощь при повреждении дыхательных органов

1

29/7

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Дыхательная система»

1

Пищеварительная система. 7ч.

30/1

Строение пищеварительной системы.

Практическая работа:

13. Определение местоположения слюнных желёз.

1

31/2

Зубы.

1

32/3

Пищеварение в ротовой полости и желудке

Лабораторные работы:

7. Действие ферментов слюны на крахмал.

8. Действие ферментов желудочного сока на белки.

1

33/4

Пищеварение в кишечнике

1

34/5

Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав

1

35/6

Заболевания органов пищеварения. Обобщение и систематизация знаний по теме «Пищеварительная система»

1

36/7

Обобщение и систематизация знаний по темам 1–5

1

Обмен веществ и энергии 3ч.

37/1

Обменные процессы в организме

1

38/2

Нормы питания.

Практическая работа:

14. Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.

1

39/3

Витамины

1

Мочевыделительная система 2ч.

40/1

Строение и функции почек

1

41/2

Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим

1

Кожа 3ч.

42/1

Значение кожи и её строение

1

43/2

Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов

1

44/3

Обобщение и систематизация знаний по темам 6–8

1

Эндокринная система. 5ч.

45/1

Железы и роль гормонов в организме

1

46/2

Значение, строение и функция нервной системы

Практическая работа:

15. Изучение действия прямых и обратных связей.

1

47/3

Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция

Практическая работа:

16. Штриховое раздражение кожи.

1

48/4/

Спинной мозг

1

49/5

Головной мозг. Практическая работа:

17. Изучение функций отделов головного мозга

1

Органы чувств. Анализаторы.( 6ч)

50/1

Принцип работы органов чувств и анализаторов

1

51/2

Орган зрения и зрительный анализатор.

Практическая работа:

18. Исследование реакции зрачка на освещённость и принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна.

1

52/3

Заболевания и повреждения органов зрения.

1

53/4

Органы слуха, равновесия и их анализаторы

Практическая работа:

19. Оценка состояния вестибулярного аппарата.

1

54/5

Органы осязания, обоняния и вкуса

Практическая работа:

20. Исследование тактильных рецепторов.

1

55/6

Обобщение и систематизация знаний по темам «Эндокринная и нервная системы», «Органы чувств. Анализаторы»

1

Поведение человека и высшая нервная деятельность (8 ч)

56/1

Врождённые формы поведения

1

57/2

Приобретённые формы поведения

Практическая работа:

21. Перестройка динамического стереотипа.

1

58/3

Закономерности работы головного мозга.

Нервная система

1

59/4

Сложная психическая деятельность; речь, память, мышление.

1

60/5

Психологические особенности личности

1

61/6

Регуляция поведения.

Практическая работа:

22. Изучение внимания

1

62/7

Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение

1

63/8

Вред наркогенных веществ. Обобщение и систематизация знаний по теме «Поведение человека и высшая нервная деятельность»

1

Половая система. Индивидуальное развитие организма (3 ч)

64/1

Половая система человека. Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём

1

65/2

Развитие организма человека.

1

66/3

Психологические особенности личности. Обобщение и систематизация знаний по теме «Половая система. Индивидуальное развитие организма»

1

67/4

Промежуточная аттестация по разделу «Человек и его здоровье»(тестирование)

1

68/5

Обобщение и систематизация знаний по пройденному материалу. Подведение итогов.


Итого: 68 часов.