СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №15»
«Рассмотрено» Руководитель МО ____________/Е.К.Гольцман Протокол № ____ от «___»___________2019г.
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ « Школа15 » .____________/Г.И.Горбунова «___»____________2019г.
| «Утверждено» Директор МБОУ « Школа№15» ____________/Е.В. Стахинюк Приказ № _____ от «___»___________2019г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Бычинской Тамары Васильевны, ВКК
по биологии 9«А», 9 «Б», 9 «В» классы
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета биология для 9класса, составлена на основе:
Примерной программы основного общего образования по биологии и программы Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304 с. авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.,Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. и др. Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.).
Варианты примерных программ по биологии вариативной части базисного плана для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), (М. «Просвещение», 2011)
Рабочая программа ориентирована на использование учебников, имеющих грифы Министерства образования и науки Российской Федерации. Предлагаемая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых — вхождение в мир куль туры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признании высшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
овладение ключевыми компетентностями учебнопознавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Цель программ 7-9 классов – развивать у школьников понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.
В 9 классе программа курса «Общие биологические закономерности» знакомит с современными научными представлениями о происхождении и развитии жизни на земле, об основных биологических закономерностях, обобщает и углубляет понятие эволюционного развития организмов.
В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления.
Цели и задачи обучения, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета «Биология» |
1. Овладение биологической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая биологические факты и понятия в целостную картину. |
2. Формирование открытого биологического и экологического мышления: умение видеть развитие биологических и экологических процессов (определять причины и прогнозировать следствия). |
3. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей. |
4. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор. |
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения биологии которые определены стандартом.
Состав участников образовательного процесса - одновозрастные, состоящие из воспитанников примерно одинакового уровня подготовки.
Способ развёртывания учебного материала:
Программы по биологии для 7-9 классов построены по концентрическому принципу в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей разных сред жизни; на основе понимания биологии как науки и явления культуры.
Методическая система достижения целей направлена на:
формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.
В связи с тем, что в классе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья обеспечить индивидуальный подход с учётом психофизических особенностей здоровья. В случае длительного отсутствия по болезни будет произведена корректировка часов учебно- календарного планирования. Урок – 40 минут. Предусмотрено время для дополнительного отдыха в середине урока, приём медикаментов, увеличение количества времени на выполнение заданий, дозирование физической нагрузки.
Нарушение слуха, с/д.
Общая характеристика курса биологии
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Примерная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
многообразие и эволюция органического мира;
биологическая природа и социальная сущность человека;
структурно-уровневая организация живой природы;
ценностное и экокультурное отношение к природе;
практико-ориентированная сущность биологических знаний.
Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные: урок, консультация, собеседование, лабораторная работа, программированное обучение.
Групповые формы: парная работа на уроке, групповой практикум, групповое творческое занятие.
Индивидуальные формы: работа с литературой, электронными источниками информации, письменные упражнения, индивидуальные задания, работа за компьютером.
Методы обучения:
Рассказ, беседа.
Наглядные: иллюстрации, демонстрации.
Лабораторные работы, работа со справочной литературой.
Самостоятельные: письменные упражнения.
Технология обучения: оргдиалог. Решение текстовых задач, проектные, здоровьесберегающие технологии; ИКТ.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объёме 68 часов в год, 2 часа в неделю. Учебное содержание курса в примерной программе авторов (И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова) 70 часов. Рабочая программа составлена на 68часов в год, 2 часа в неделю
Основное содержание курса по темам рабочей программы
Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.
Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела может изучаться в виде самостоятельного блока или включаться в содержание других разделов; оно не должно механически дублировать содержание курса «Общая биология» для 10—11 классов.
В программе предусматриваются лабораторные и практические работы. По желанию учителя часть их может быть выполнена в классе, часть задана на дом (в классе проверяются и интерпретируются полученные результаты). Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения. Программа дает возможность дифференцированного обучения на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания, работа с дополнительной литературой.
Данная программа построена с учетом межпредметных связей и полностью соответствует требованиям Стандартов второго поколения.
1. Общие закономерности жизни (5 ч)
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Отличительные признаки
живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.
2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка. Плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Органические вещества. Их роль в организме Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма Многообразие клеток. Размножение. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»
Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»
3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч)
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Разнообразие организмов. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые бактериями и вирусами. Меры профилактики заболеваний. Растения. Клетки и органы растений. Размножение. Бесполое и половое размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Животные. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Многообразие (типы, классы) животных, их роль в природе и жизни человека. Общие сведения об организме человека. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Особенности поведения человека. Социальная среда обитания человека. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Разнообразие организмов. Рост и развитие организмов. Половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Значение селекции и биотехнологии в жизни человека.
Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов»
Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов»
4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч)
Эволюция органического мира. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Система и эволюция органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение организмов в процессе эволюции. Движущие силы эволюции. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Природная и социальная среда обитания человека. Роль человека в биосфере.
Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания»
5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч)
Среда — источник веществ, энергии и информации. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Вид — основная систематическая единица. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Закономерности сохранения устойчивости природных экосистем. Причины устойчивости экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах. Экологические проблемы. Роль человека в биосфере. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности»
6. Заключение(1ч)
Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды»
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
личностные результаты:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животного мира; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
Метапредметные результаты
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты
В познавательной (интеллектуальной) сфере.
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; и процессов обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, размножение и регуляция жизнедеятельности организма;
приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли животных в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на таблицах органов животных, на живых объектах и таблицах разных отделов, классов, семейств животных, сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений животных к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере.
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности.
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности.
освоение приемов оказания первой помощи при заражении паразитическими организмами, простудных заболеваниях, травмах.
проведения наблюдений за состоянием животного организма.
В эстетической сфере.
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Живые организмы
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы
Учебно-тематический план
п./п. | Тема | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Практический компонент | Проверочные работы | Примечание | ||
Лабораторные работы | практические работы | |||||||
1. | Общие закономерности жизни
| 5 | Сентябрь - октябрь |
|
|
| 1 |
|
2. | Явления и закономерности жизни на клеточном уровне.
| 10 | Октябрь - ноябрь | 2 |
|
| 1 |
|
3. | Закономерности жизни на организменном уровне
| 17 | Ноябрь - январь | 2 |
|
| 2 |
|
4. | Закономерности происхождения жизни на земле
| 20 | Февраль - март | 1 |
|
| 3 |
|
5. | Закономерности взаимоотношений организмов и среды | 15 | Апрель - май |
| 1 |
| 2 |
|
6. | Обобщение | 1 | май |
|
|
|
|
|
| Итого: | 68 |
| 5 |
| 1 | 9 |
|
Формы и средства контроля /мониторинга
Предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль.
Формы контроля:
устный (беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, схемы сообщение об опыте).
письменный (самостоятельная работа, контрольная работа, диктант, реферат, тестирование), фронтальный, индивидуальный, организационный контроль (работа в парах, группах), комбинированный
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение
Учебник
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. "Основы общей биологии" М., "Вентана-Граф", 2017г.
Методические пособия, разработки
Алексеев В. П. «Становление человечества» (М., Издательство политической литературы, 1984 год).
Ауэрбах Ш. «Генетика» (Атомиздат, 1999 год)
Быков В. Л. «Цитология и общая гистология» (Санкт-Петербург, СОТИС, 1998 год) Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. «Эволюция органического мира» (М., «Наука», 1996 год)
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология – в 3 томах» (Москва, «Мир», 1993 год)
Грант В. «Эволюция организмов» (М., «Мир», 2000 год)
6. Киселева Э. А. Книга для чтения по дарвинизму (М., «Просвещение», 2000 год) 7. Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» (Минск, «Народная асвета», 2002 год)
8. Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» (Минск, «Народная асвета», 2002 год)
9. Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания» («Аквариум» ГИППВ, 2000 год)
10. Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. «Методика обучения общей биологии» (М., Просвещение», 2005 год)
11. Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии» (М., «Просвещение», 2001 год)
12. Мягкова А. Н. «Генетика: учебное пособие по факультативному курсу для учащихся» (М., «Просвещение», 2003 год)
13. Соколовская Б.Х. «Сто задач по молекулярной биологии и генетике» (М., 2001 год)
14. Чернова Н. М., Былова А. М. «Экология» (М., «Просвещение», 2001 год)
Оборудование и приборы.
Гербарии: к курсу основ общей биологии: растения, иллюстрирующие изменчивость, естественного и искусственного отбора, основные направления эволюционного процесса, взаимоотношения видов в сообществах и т.д.
Микропрепараты: набор микропрепаратов по общей биологии: дробление яйцеклетки. Дрозофила - мутация (бескрылая форма), дрозофила – норма. Зародышевые листки, митоз в корешке лука, сперматозоиды млекопитающего.
Коллекции
Биогеоценоз пресноводного водоема: стрелолист, ряска (рисунок). Брюхоногий моллюск (прудовик или катушка). Двухстворчатые моллюски. Головастик (рисунок) личинка стрекозы, взрослая стрекоза, ручейник.
Виды защитных окрасок у животных морской еж, еж, черепаха, ручейник и др. животные
Формы сохранности ископаемых растений и животных. морской еж (слепок), раковина моллюска (натуральный объект), морская лилия (слепок), коралл (натуральный объект), отпечаток листьев папоротника (натуральный объект), окаменелое дерево (натуральный объект).
Муляжи, Модели
Набор муляжей плодов и корнеплодов. Муляжи плодов сортов растений, выведенных И.В.Мичуриным. Славянка, Ренет ананасный. Антоновка обыкновенная, Кандиль-Синап. Китайка, Кандиль-Китайка. Бельфлер-Китайка, Бельфлер-желтый. Гетерозисный огурец.
Модель ДНК
Набор палеонтолологических находок: I. Череп павиана. 2.Кисть шимпанзе. 3. Стопа шимпанзе. 4.Крестец и таз молодого орангутанга. 5.Нижняя челюсть гейдельбергского человека. 6.Рельефная таблица с изображением кроманьонца и шимпанзе в вертикальном положении.
Таблицы
Биосфера и человек. Дуб. Олень. Волк Листья дуба. Бактерии. Скелет лося. Плоды и корни бобового растения. Город. Завод по производству химических удобрений. Вертолет, распыляющий удобрения. Запасы полезных ископаемых. Загрязненная река. Чистая река. Разряд молнии. Плотина на реке. Плотина с обводным каналом. Очистные сооружения. Живая рыба. Мертвая рыба. Человек (зеленый цвет). Человек (красный цвет). Ландшафт луга. Ландшафт поля с зерновыми. Ландшафт леса. Ландшафт рекреационной зоны. Химические знаки и формулы:N2 (3 планшета), NО3 (2планшета), NH3 (2 планшета), NH4 (1 планшет).
Гаметогенез у животных
Деление клетки: Митоз: полный набор хромосом, профаза с удвоенными хромосомами, метафаза и анафаза, результаты митоза. Мейоз: полный набор хромосом, профаза первого мейотического деления, анафаза первого мейотического деления, телофаза второго мейотического деления, схемы расположения хромосом с гаплоидным набором хромосом, схемы расположения хромосом в клетках, получившиеся в результате второго мейотического деления.
Законы Менделя: 1 часть - изображения кроликов белого и серого цветов и набора их гамет, несущих противоположные признаки окраски. 2 часть - иллюстрация второго закона Менделя на примере скрещивания гороха с зелеными и желтыми семенами различной формы.
Круговорот веществ в природе.
Перекрест хромосом: мушка дрозофила с серым телом и светло-красными глазами; мушка дрозофила с серым телом и темно-красными глазами; мушка дрозофила с черным телом и темно-красными глазами; мушка дрозофила с черным телом и светло-красными глазами.
Размножение и развитие хордовых:
Раздел 1. "Размножение и ранние стадии развития оплодотворенной яйцеклетки" включает изображение: сперматозоида, яйцеклетки, зиготы, стадии двух бластомеров, стадии четырех бластомеров, стадии восьми бластомеров, стадии бластулы, стадии гаструлы, морулы, нейрулы, общего плана строение ланцетника.
Раздел 2. "Зародышевое развитие различных позвоночных животных" состоит из изображения стадий развития рыбы, земноводного, пресмыкающегося, млекопитающих (кролика и обезъяны).
Биотехнология: использование биологических методов борьбы с загрязнением окружающей среды, с вредителями и болезнями растений, производства ценных и биологически активных веществ (антибиотиков, ферментов, гормонов), а также микробиологического синтеза для получения белков, аминокислот, развитие генетической и клеточной инженерии.
Основы экологии: абиотические и биотические факторы среды и их взаимодействие, воздействие на живые организмы, приспособленность организмов к сезонным изменениям в природе.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п./п | Дата проведения | Тема урока | Количество часов | Планируемые результаты | Основные виды деятельности | Формы контроля | примечание | ||||||
план | факт | Предметные | Метапредметные | Личностные
| |||||||||
Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч) | |||||||||||||
1 | 03.09. | | Биология — наука о живом мире. | 1 | Понимание значение предмета и задач науки биологии для сохранения жизни на Земле. Оценка вклада биологии в формирование современной естественнонаучной картины мира. | Овладение умением самостоятельно пользоваться аппаратом ориентировки учебника. | Формирование убеждённости в важной роли биологии в жизни общества. Овладение навыками самостоятельной работы с учебными пособиями, другими информационными ресурсами | Самостоятельная работа с текстом учебника | фронтальный |
| |||
2 | 04.09. | | Методы биологических исследований
| 1 | Умение различать методы биологических исследований. Понимание применения методов биологических исследований исходя из поставленной цели предмета исследования.
| Развитие умений систематизировать и обобщать полученные знания. | Осознание ценности применения методов биологических исследований и необходимости овладения умениями применять различные методы в познании живой природы. | Работа в парах | индивидуальный | | |||
3 | 10.09. | | Общие свойства организмов. | 1 | Усвоение научных знаний об основных свойствах живого. Овладение умением называть главные признаки отличия живых объектов от неживых. Умением определять универсальные признаки живых объектов.
| Развитие интеллектуальных умений. Формирование умения сравнивать различные живые объекты, делать выводы. | Понимание высокой ценности жизни во всех её проявлениях. Умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе. | | |||||
Работа в малой группе | Устный рассказ ученика | ||||||||||||
4 | 11.09. | | Многообразие форм жизни. | 1 | Знание основных признаков, характеризующих понятие «биосфера». Умение различать и сравнивать структурные уровни организации жизни. Устанавливать логическую последовательность при их перечислении. | Развитие умения видеть проблему, ставить вопросы, аргументировать свою точку зрения. | Формирование мировоззренческих позиций. Признание учащимися ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. | Самостоятельная работа с таблицей1 учебника | диктант | | |||
5 | 17.09. | | Обобщение и систематизация знаний по теме 1.
| 1 | Умение отвечать на поставленные вопросы темы1. | Овладевать умением аргументировать свою точку зрения при обсуждении вопросов темы, выполняя итоговые задания. | Проводить учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам. | Работа с текстом рубрики «Краткое содержание главы» | самопроверка | | |||
Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч) | |||||||||||||
6 | 18.09. | | Многообразие клеток Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»
| 1 | Формирование целостных представлений о клетке и её многообразии. | Развитие умения анализировать и сравнивать живые объекты Формирование умения самостоятельно находить информацию в различных источниках.
| Формирование убеждённости в необходимости биологических знаний для жизни общества. Умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе. | Выполнение лабораторной работы | Обсуждение полученных результатов | | |||
7 | 24.09. | | Химические вещества в клетке.
| 1 | Понимание биологической роли неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки. Умение сравнивать строение ДНК и РНК, характеризовать их значение в клетке. | Развитие умения анализировать и оценивать информацию, полученную из разных источников. | Развитие мотивации к обучению и познанию, формирование устойчивых познавательных интересов. | Сообщения учащихся, анализ рисунков 10-12 учебника | тестирование | | |||
8 | 25.09. | | Строение клетки.
| 1 | Получение систематизированных представлений об основных принципах структурно – функциональной организации клетки эукариот. Умение характеризовать главные структурные компоненты клетки. | Развитие умения работать с разными источниками биологической информации. | Формирование естественнонаучной картины мира. Умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе. | Заполнение таблицы | Обобщающая и корректирующая беседа | | |||
9 | 01.10. | | Органоиды клетки и их функции. | 1 | Формирование общего представления о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа. Понимание особенностей строения мембранных и немембранных органоидов клетки. | Развитие компетентности в области использования ИКТ. | Формирование ценностных представлений о клетке как структурной единице живого. | Самостоятельная работа с текстом учебника и рисунком 15
| Обобщающая и корректирующая беседа | | |||
10 | 02.10. | | Обмен веществ — основа существования- клетки. | 1 | Формированиезнания об обмене веществ как основе существования живых организмов. Понимание сущности метаболизма как совокупности реакций обмена веществ и превращения энергии в клетке. | Развитие умения работать с разными источниками биологической информации.
| Формирование познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний. | самостоятельная работа с терминами | Тестирование. Обобщающая и корректирующая беседа | | |||
11 | 8.10. | | Биосинтез белка в живой клетке. | 1 | Формированиепредставления об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка. Характеристика двух этапов – транскрипции и трансляции. | Развитие умения работать с методическим аппаратом учебника. Преобразовывать полученную информацию из одной формы в другую. | Развитие творческого отношения к учению и готовности к самообразованию. | работа с текстом учебника и рисунком 16 | Разработка проекта «Создание динамической модели биосинтеза белка в клетке» | | |||
12 | 9.10. | | Биосинтез углеводов — фотосинтез. | 1 | Понимание различия между механизмами процессов биосинтеза углеводов и биосинтеза белка. Характеристика двух фаз фотосинтеза. Объяснение космической роли зелёных растений. | Развитие умения работать с разными источниками биологической информации и оценивать полученную информацию.
| Формирование убеждённости в важности биологических знаний для понимания естественнонаучной картины мира.
| Самостоятельная работа с текстом учебника.
| Рассказ ученика | | |||
13 | 15.10 | | Обеспечение клеток энергией. | 1 | Формирование представлений о биологическом окислении, клеточном дыхании. | Развитие умения сравнивать биологические явления, находить сходства и различия, делать выводы.
| Оценка значимости биологических наук в изучении механизма энергетического обмена. | Работа в парах | тестирование | | |||
14 | 16.10. | | Размножение клетки и её жизненный цикл Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками». | 1
| Понимание основного биологического значения размножения клеток как поддержания постоянства клеточного состава организма. | Развитие умения видеть проблему, анализировать, сравнивать объекты, наблюдать, делать выводы.
| Формирование научной картины мира как компонента общечеловеческой и личной культуры. Развитие умения работать в паре и малой группе. | Выполнение лабораторной работы | Обсуждение полученных результатов | | |||
15 | 22.10. | | Обобщение и систематизация знаний по теме 2. | 1 | | Отвечать на итоговые вопросы. Использовать информационные ресурсы подготовки презентаций и сообщений по материалам темы 2. | Обобщать знания по материалам темы 2. Обсуждать проблемные вопросы. | Самостоятельная работа «проверь себя » | Самопроверка и запись в рабочей тетради. | | |||
Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч) | |||||||||||||
16 | 23.10. | | Организм — открытая живая система.
| 1 | Формирование знания об организме как открытой биосистеме. Умение приводить доказательства функционирования организма как открытой биосистемы. | Развитие умения находить биологическую информацию в разных источниках, систематизировать и обобщать её. | Формирование убеждённости в важной роли биологических знаний для понимания состояния и жизнедеятельности своего организма. | Работа в малой группе | Беседа, рассказ ученика | | |||
17 | 29.10. | | Примитивные организмы.
| 1 | Овладение умением определять универсальные признаки живых организмов. Усвоение научных знаний и объяснение роли бактерий и вирусов в природе и жизни человека. | Развитие умения анализировать и сравнивать живые объекты, делать выводы и заключения. | Формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе. | Самостоятельная работа с текстом учебника.
| Обобщающая беседа | | |||
18 | 30.10. | | Растительный организм и его особенности.
| 1 | Систематизация знаний об особенностях растительного организма, умение различать вегетативные и генеративные органы растений. Понимание различий между половым и бесполым размножением у растений. | Развитие умения анализировать и сравнивать живые объекты, делать выводы и заключения. | Формирование научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры.
| Самостоятельная работа с текстом учебника.
| диктант | | |||
19 | 05.11. | | Многообразие растений и значение в природе. | 1 | Развитие умения определять растения разных систематических групп по их отличительным признакам. Понимание преимущества семенных растений, значения растений в природе и жизни человека. | Развитие умения выделять и обобщать особенности строения семенных растений. Работать с разными наглядными пособиями, текстом учебника, интернет – ресурсами.
| Формирование научной картины мира на базе биологических знаний и умений. Формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе. | Работа в группе | Обобщающая беседа в сочетании с выступлениями учащихся. | | |||
20 | 6.11. | | Организмы царства грибов и лишайников. | 1 | Получение систематизированного и Развитие умения находить биологическую информацию в разных источниках, систематизировать и обобщать её о внешнем и внутреннем строении организма гриба как представителя царства Грибы. Характеристика отличительных признаков лишайников, их роли в природе. | Развитие умения находить биологическую информацию в разных источниках, систематизировать и обобщать её. | Формирование личностных представлений о ценности грибов и лишайников, осознание их значимости в природе и жизни человека. | Работа в малой группе | тестирование | | |||
21 | 12.11. | | Животный организм и его особенности. | 1 | Обобщение знаний о процессах жизнедеятельности животных организмов. Формирование целостного представления о функциях и роли животных в природе. | Наблюдать и описывать поведение животных.
| Развитие познавательной деятельности на основе активизации интереса к изучению животных. | Работа в парах | Реферат систематизирующая и обобщающая беседа | | |||
22 | 13.11. | | Многообразие животных.
| 1 | Формирование умения выделять отличительные признаки разных систематических групп животных, устанавливать и оценивать их эволюционный статус. | Формирование умения создавать презентации своих исследовательских работ и проектов. | Формирование элементов экологической культуры на основе признания ценности многообразия животных для природы и человека и ответственного, бережного отношения к ним и их местообитаниям.
| Работа в группах | Заполнение таблицы | | |||
23 | 19.11. | | Сравнение свойств организма человека и животных.
| 1 | Формирование обобщённого понятия об организме как особой структурной единице живого мира. Формирование целостных представлений об уникальных особенностях организма человека. | Развитие умения определять существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой природе. | Формирование убеждённости в объективности и достоверности результатов биологических исследований, в бесконечности процесса познания. | Работа в парах | Заполнение таблицы | | |||
24 | 20.11. | | Размножение живых организмов. | 1 | Получение обобщённых, систематизированных знаний о биологической роли полового и бесполого размножения, о роли смены поколений в жизни некоторых организмов. | Освоение интеллектуальных умений. | Принятие этических установок по отношению к биологическим процессами явлениям, их исследованиям и их результатам.
| работа с текстом учебника
| систематизирующая и обобщающая беседа | | |||
25 | 26.11. | | Индивидуальное развитие организмов.
| 1 | Формирование представления об индивидуальном развитии организмов, о зависимости развития от наследственных свойств зиготы и условий окружающей среды. | Развитие умения анализировать и сравнивать живые объекты, делать выводы и заключения. | Активизация познавательной деятельности на основе интереса к изучению разнообразных процессов развития организмов в зависимости от условий окружающей среды.
| Работа в парах | тест | | |||
26 | 27.11. | | Образование половых клеток. Мейоз.
| 1 | Понимание причины возникновения новых признаков в зиготе. Умение характеризовать особенности двух стадий мейоза. | Развитие умения анализировать и сравнивать живые объекты, делать выводы и заключения. | Формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе. | Работа с терминами | диктант | | |||
27 | 03.12. | | Изучение механизма наследственности.
| 1 | Формированиезнаний об этапах изучения наследственности. Умение характеризовать современные достижения в изучении наследственности. | Развитие компетентности в области использования разных источников биологической информации, её преобразования из одной формы в другую. | Формирование убеждённости в важной роли биологических знаний в жизни общества. |
| | | |||
28 | 04.12. | | Основные закономерности наследственности организмов.
| 1 | Объяснение закономерностей наследования признаков у организмов. | Развитие умения определять существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в природе. | Формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.
| Работа в группе | | | |||
29 | 10.12. | | Закономерности изменчивости Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов». | 1 | Систематизация и углубление знаний о наследственности и изменчивости как фундаментальных свойствах организмов. | Формирование умения выделять существенные признаки биологических объектов, явлений сравнивать их, делать выводы по результатам сравнения. | Формирование научной картины мира на базе биологических знаний и умений. Понимание высокой ценности жизни во всех её проявлениях. | Выполнение лабораторной работы | Запись результатов, обсуждение полученных результатов. | | |||
30 | 11.12. | | Ненаследственная изменчивость Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов». | 1 | Формирование современного представления о причинах и значении ненаследственной изменчивости, об онтогенетической изменчивости организмов. | Развитие умения сравнивать живые объекты, находить их общие свойства и различия. | Понимание высокой ценности жизни во всех её проявлениях. Развитие эстетических чувств, гуманистического отношения к объектам живой природы. | Выполнение лабораторной работы | Запись результатов, обсуждение полученных результатов. | | |||
31 | 17.12. | | Основы селекции организмов.
| 1 | Сформированность убеждённости в основополагающей роли использования генетических законов и закономерностей для практики селекции в сельском хозяйстве. | Развитие умения сравнивать живые объекты. Работать с разными наглядными пособиями, текстом учебника, интернет – ресурсами. | Сформированность убеждённости в основополагающем значении генетических законов и закономерностей для практики сельского хозяйства. | Работа в паре с терминами | диктант | | |||
32 | 18.12. | | Обобщение и систематизация знаний по теме 3. | 1 | |
|
| Работа с текстом рубрики «Краткое содержание главы» | Письменная работа | | |||
Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч) | |||||||||||||
33 | 24.12. | | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания
| 1 | Понимание мировоззренческой роли решения одной из главных проблем науки биологии – возникновения и эволюционного развития живой материи. | Совершенствование умения работать с текстом учебника. | Развитие познавательного интереса к проблеме происхождения жизни на Земле. | Работа в паре с текстом учебника | Сообщения учащихся по результатам работы | | |||
34 | 25.12 | | Современные представления о возникновении жизни на Земле. | 1 | Установление причинно следственных связей при рассмотрении условий возникновения жизни на Земле. | Развитие умения находить аргументы, подтверждающие определённые положения гипотез. | Воспитание патриотических чувств при ознакомлении с вкладом в науку российского учёного А.И. Опарина.
| Работа в паре | дискуссия | | |||
35 | 31.12. | | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | 1 | Объяснение важной роли фотосинтеза и организмов – автотрофов на Земле. | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности первичных организмов. Объяснять роль биологического круговорота веществ | Повышение интереса к предмету на основе обсуждения и анализа научных предложений о начальных этапах развития жизни на Земле. | Самостоятельная работа с учебником | Анализ поисковой работы | | |||
36 | 14.01. | | Этапы развития жизни на Земле.
| 1 | Усвоение названий эр и характерных для них эволюционных процессов, происходящих в органическом мире. | Развитие умения сравнивать живые объекты. Работать с разными наглядными пособиями, текстом учебника, интернет – ресурсами. | Формирование научной картины мира на основе развития жизни на Земле. | конференция | Оценка учителем и самооценкаучениками своей работы | | |||
37 | 15.01. | | Идеи развития органического мира в биологии.
| 1 | Оценка роли развития эволюционных идей в формировании научного мировоззрения и современной естественнонаучной картины мира. | Выделять существенные положения теории эволюции Ж.-Б. Ламарка. Характеризовать значение теории эволюции Ламарка для биологии. | Формирование убеждённости в значимости научных открытий в развитии биологии. | работа с учебником | Обобщающая беседа | | |||
38 | 21.01. | | Чарльз Дарвин об эволюции органического мира. | 1 | Понимание сущности движущих силы эволюционного процесса: изменчивости, наследственности, борьбы за существование и естественного отбора.. | Умение выделять и объяснять существенные признаки изучаемых биологических явлений.
| Формирование мировоззренческих позиций, способствующих пониманию закономерностей эволюционного процесса. | Самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы | Обобщающая беседа | | |||
39 | 22.01. | | Современные представления об эволюции органического мира. | 1 | Усвоение понятия о популяции как элементарной единице. | Развитие умения выявлять причинно – следственные связи. | Понимание значимости интеграции научных открытий при объяснении теории эволюции. | работа с учебником, | Обобщающая беседа | | |||
40 | 28.01. | | Вид, его критерии и структура. | 1 | Сформированность современного представления о виде как основном и качественном этапе эволюции. | Развитие умения наблюдать, оценивать информацию, применять теоретические знания на практике. | Формирование научного мировоззрения при ознакомлении с основными критериями вида. | Работа в паре с биологическими терминами | диктант | | |||
41 | 01.02. | | Процессы образования видов.
| 1 | Характеристика двух способов видообразования, их значения в природе. | Развитие умения видеть проблему, ставить вопросы, делать выводы и заключения. | Развитие эстетических чувств, гуманистического отношения к объектам живой природы. | Работа в малой группе | Корректирующая беседа | | |||
42 | 29.01. | | Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. | 1 | Понимание сущности и масштабов макроэволюции | Развитие умения работать с текстом учебника и иллюстрациями учебника.
| Формирование научного мировоззрения на основе процессов эволюции живой материи. | Работа в группе по биологическим терминам | диктант | | |||
43 | 04.02. | | Основные направления эволюции. | 1 | Усвоение систематизированных знаний об основных направлениях эволюции в живой природе. | Развитие умения видеть проблему, ставить вопросы, делать выводы и заключения.
| Развитие эстетических чувств, гуманистического отношения к объектам живой природы. | Работа в группе | Словарный диктант | | |||
44 | 05.02. | | Примеры эволюционных преобразований живых организмов.
| 1 | Умение приводить доказательстваэволюционных преобразований у живых организмов – представителей различных царств живой природы. | Развитие умения сравнивать, анализировать полученную информацию, преобразовывать её из одной формы в другую. | Формирование экологической культуры, необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. | Работа в паре | беседа | | |||
45 | 11.02. | | Основные закономерности эволюции. Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания» | 1 | Умение объяснять закономерности эволюции и иллюстрировать их конкретными примерами. |
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
| Формирование мировоззренческих позиций, способствующих пониманию основных закономерностей эволюции живой природы. | Выполнение лабораторной работы | Оформление и обсуждение полученных результатов | | |||
46 | 12.02. | | Человек — представитель животного мира.
| 1 | Определение систематического положения человека в животном мире. | Развитие умения самостоятельно находить в интернете ин- формацию о приматах и гоминидах | Формирование научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры. | Работа в паре | Фронтальные ответы на вопросы | | |||
47 | 18.02. | | Эволюционное происхождение человека.
| 1 | Систематизированное представление о происхождении человека – от древних преданий до его объяснения современной наукой. | Умение сравнивать по рисунку учебника признаки сходства строения организма человека и человекообразных обезьян.
| Проявление мотивации к учению и познанию устойчивых познавательных интересов. | Работа в паре с таблицами | Фронтальные ответы на вопросы | | |||
48 | 19.02. | | Ранние этапы эволюции человека.
| 1 | Умение различать и называть ископаемые формы предшественников человека современного типа. | Развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, другими информационными ресурсами
| Формирование научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры. | Работа с текстом | Заполнение таблицы | | |||
49 | 25.02.. | | Поздние этапы эволюции человека.
| 1 | Характеристика стадий антропогенеза как отражения эволюции органического мира. | Называть решающие факторы формирования и развития Человека разумного.
| Обосновывать влияние социальных факторов на формирование современного человека | Работа с текстом | Заполнение таблицы | | |||
50 | 26.02. | | Человеческие расы, их родство и происхождение.
| 1 | Умение приводить доказательства наличия одинакового уровня развития у представителей всех рас и единства вида Человек разумный. |
Развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, другими информационными ресурсами.
| Развитие толерантности в отношении к представителям различных человеческих рас как компонента единой общечеловеческой культуры. | | | | |||
51 | 3.03. | | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | 1 | Умение характеризовать результаты влияния человеческой деятельности на биосферу. | Развитие умения видеть проблему, ставить вопросы, делать выводы и заключения.
| Формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе. | | | | |||
52 | 4.03. | | Обобщение и систематизация знаний по теме 4.
| 1 | Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы. Выполнять итоговые задания из учебника. | Находить в Интернете дополнительную информацию о происхождении жизни и эволюции человеческого организма.
| Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации или сообщения об эволюции человека | Работа с текстом рубрики «Краткое содержание главы» | тест | | |||
Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч) | |||||||||||||
53 | 10.03. | | Условия жизни на Земле. Среды жизни, экологические факторы. | 1 | Объяснение особенностей сред обитания, приспособленность организмов к условиям среды. | Развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, другими информационными ресурсами.
| Формирование научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры.
| Заполнение таблицы | Корректирующая беседа | | |||
54 | 11.03. | | Общие законы действия факторов среды на организмы.
| 1 | Объяснение общих законов действия факторов среды на организмы на конкретных примерах. | Развитие навыков самостоятельного приобретения новых знаний. | Формирование убеждённости в необходимости биологических знаний для сохранения живой природы и рационального использования её ресурсов. | Работа с новыми терминами в паре | Словарный диктант | | |||
55 | 17.03. | | Приспособленность организмов к действию факто ров среды.
| 1 | Развитие умения пользоваться биологическими терминами, применять методы биологических исследований на практике. | Развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, другими информационными ресурсами.
| Формирование научного мировоззрения на основе сравнения типов приспособленности организмов разных видов к среде. | Работа с текстом | тест | | |||
56 | 18.03. | | Биотические связи в природе.
| 1
| Умение характеризовать взаимосвязи организмов с окружающей средой. | Умение систематизировать информацию, делать выводы и заключения. | Формирование убеждённости в необходимости сохранения многообразия видов и экосистем. | Работа в парах с новыми терминами | Словарный диктант | | |||
57 | 01.04. | | Популяции.
| 1 | Формирование систематизированных знаний о популяции как форме существования видов. | Умения выделять существенные свойства популяции как группы особей одного вида. | Анализировать содержание рисунка учебника, иллюстрирующего свойства популяций. | Работа с рисунком в учебнике | Составление цепей питания | | |||
58 | 07.04. | | Функционирование популяций в природе.
| 1 | Формирование систематизированного представления о функционировании популяций в природе. | Развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, другими информационными ресурсами.
| Формирование научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры.
| Работа с учебником | реферат | | |||
59 | 08.04. | | Природное сообщество — биогеоценоз. | 1 | Понимание понятия сообщество, биоценоз как надвидовой структуры, включающей определённый состав популяций разных видов, существующих в определённых условиях среды. | Умение систематизировать информацию, делать выводы и заключения. | Понимание сложности организации природных структур и необходимости бережного отношения к ним. | Работа с новыми терминами в учебнике | диктант | | |||
60 | 1404. | | Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. | 1 | Выявление сходства и различия понятий экосистема, биогеоценоз, биосфера. | Развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, другими информационными ресурсами.
| Развитие логического мышления, обогащение речи на основе использования новых биологических понятий.
| Работа с новыми терминами в учебнике | Составление цепей питания | | |||
61 | 15.04. | | Развитие и смена биогеоценозов. |
| Характеристика сукцессий как процесса саморазвития биогеоценозов. Понимание различия первичных и вторичных сукцессий. | Умение систематизировать информацию, делать выводы и заключения. | Формирование коммуникативной компетентности при общении сотрудничестве со сверстниками. | Составление цепей питания | Фронтальная беседа | | |||
62 | 21.04. | | Многообразие биогеоценозов (экосистем)
| 1 | Умение характеризовать существенные признаки и свойства водных, наземных экосистем и агроэкосистем. | Сравнивать между собой естественные и культурные экосистемы, делать выводы. | Развитие логического мышления, обогащение речи на основе использования новых биологических понятий.
| Работа в паре | презентация | | |||
63 | 22.04. | | Основные законы устойчивости живой природы. Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды». | 1 | Формирование целостных представлений живой природе и роли природных сообществ. Объяснять на конкретных примерах значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости экосистемы | Развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, другими информационными ресурсами.
| Понимание сложности организации природных структур и необходимости бережного отношения к ним. | Работа в паре. Выполнение лабораторной работы | Презентация. Оформление и обсуждение полученных результатов | | |||
64 | 28.04. | | Промежуточная аттестация за 9 класс в форме ОГЭ. |
| |
|
| | | | |||
65 | 29.04. | | Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности». | 1 | Описывать особенности экосистемы своей местности. | Наблюдать за природными явлениями, фиксировать результаты, делать выводы. | Соблюдать правила поведения в природе | Работа в малой группе | Отчёт о проделанной работе | | |||
66 | 05.05. | | Обобщение и систематизация знаний по теме 5.
| 1 | | Отвечать на итоговые вопросы по теме 5. | Обсуждать проблемные вопросы. Находить в Интернете дополнительную информацию о работе учёных по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений. | индивидуальная | Работа с текстом рубрики «Краткое содержание главы» | | |||
67 | 06.05 | | Итого вый контроль усвоения материала курса биологии 9 класса.
| 1 | Отвечать на итоговые вопросы по темам 1–5 учебника. |
| Обсуждать проблемные вопросы по материалам т курса биологии 9 класса | индивидуальная | тестирование | | |||
68 | 12.05. | | Отчетный урок по исследовательской деятельности обучающихся.
| 1 | Умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, | Умения проводить эксперименты, делать выводы структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. | конференция | Сообщения, презентации | |
12