Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района г. Казани
Рассмотрено МО учителей ЕМЦ СабироваГ.Р ._____ Протокол № 12от «17» августа 2018 г. | Согласовано Заместитель директора по учебной работе Салихова А.М. _______ «17» августа 2018 г. | Утверждаю Директор лицея Вафина Ф.Г. ________ «17 » августа 2018 г Педсовет № ____ «17» августа 2018 г Приказ № 163-18 «18» августа 2018 г |
Рабочая программа
по предмету «Биология»9а, 9б классы
(основное общее образование)
| Составитель: Гисматулова Л.Р. учитель химии и биологии первой квалификационной категории |
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ.
Рабочая программа по биологии для 9 класса на 2018-2019 учебный год составлена на основе:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ "Об образовании";
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089);
Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения»;
Примерная программа основного общего образования: биология, 8–9-й классы «Вестник образования» (сборник приказов и инструкций МОиН РФ) № 2. – М.: Просвещение, 2006 г.;
Программа курса биологии для 5-11 классов общеобразовательных учреждений/В.В.Пасечника. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
Учебный план МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района г.Казани на 2018-2019 учебный год от 17 августа 2018 г.;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”;
Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения» Советского района г. Казани;
Рабочая программа ориентирована на учебник: В.В.Пасечник. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. - М.: Дрофа
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачами учебного предмета являются:
формирование у учащихся знаний основ науки- важнейших факторов, понятий, биологических законов и теорий, биологического языка, раскрытие доступных обобщений мировоззренческого характера;
развитие умений наблюдать и объяснять биологические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни;
раскрытие гуманистической направленности науки, её возрастающей роли в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством, раскрытие перед учащимися вклада биологии в научную картину мира;
воспитание элементов экологической культуры.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов1. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь какоснова целостности многоклеточного организма.
Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений и животных; опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.
СИСТЕМА, МНОГООБРАЗИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Вирусы – неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.
Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).
ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗМОВ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА.
Литература для учителя:
2. Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника/авт.-сост. Г.В. Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2009;
Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. Справочник для учителей, репетиторов и абитуриентов. – М.: Изд-во Айрис. Рольф., 1997;
Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002;
6. Чебышев Н.В., Гузикова Г.С., Лазарева Ю. Б., Ларина С.Н. Биология. Новейший справочник. М.: Махаон, 2007;
8. Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;
10.Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997;
11. Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
12.Батуев А.С., Гуленкова М.А., Епеневский А.Г. Биология: Большой справочник для школьникови поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004.
Дидактические материалы:
Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;
Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. М.: «Оникс 21 «Мир и образование», 2005;
Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;
Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
В.В.Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2006. - 96 с.
Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.
Литература для обучающегося:
Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004.
Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
Шишкинская Н.А. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240.
Электронные образовательные ресурсы
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.zavuch.info
http://pedsovet.su
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет. http://katalog.iot.ru/
Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru/
Единый каталог образовательных Интернет-ресурсов. http://window.edu.ru/ , http://shkola.edu.ru/. http://www.km-school.ru/ .
банк тестовых материаловfipi.ru
school-collection.edu.ru
«Коллекция образовательных ресурсов для школы» - http://school-collection.edu.ru/
«Кирилл и Мефодий» - http://vip.km.ru/vschool/
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
http://www.paleo.ru/museum/ - Палеонтологический музей
http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
http://biology.ru/index.php - Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология". Методические материалы подготовлены сотрудниками Саратовского Государственного Университета.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Дата проведения |
| По плану | Фактическая |
| ВВЕДЕНИЕ | 3 | | |
1 (1) | Биология- наука о живой природе. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Инструктаж по правилам техники безопасности в кабинете биологии. | 1 | 9а – 01.09 9б – 06.09 | 9а – 01.09 9б – 06.09 |
2 (2) | Методы исследования в биологии. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. | 1 | 9а – 05.09 9б – 08.09 | 9а – 05.09 9б – 08.09 |
3 (3) | Сущность жизни и свойства живого. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. | 1 | 9а – 08.09 9б – 10.09 | 9а – 08.09 9б – 10.09 |
| УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ Глава 1.Молекулярный уровень | 8 | | |
4 (1) | Молекулярный уровень: общая характеристика. Углеводы - строение, свойства. | 1 | 9а – 10.09 9б – 11.09 | 9а – 10.09 9б – 11.09 |
5 (2) | Липиды- строение, свойства. | 1 | 9а – 15.09 9б – 17.09 | 9а – 15.09 9б – 17.09 |
6 (3) | Белки- строение, свойства. | 1 | 9а – 17.09 9б – 18.09 | 9а – 17.09 9б – 18.09 |
7 (4) | Нуклеиновые кислоты. | 1 | 9а – 22.09 9б – 24.09 | 9а – 22.09 9б – 24.09 |
8 (5) | АТФ и другие органические вещества клетки. | 1 | 9а – 24.09 9б – 25.09 | 9а – 24.09 9б – 25.09 |
9 (6) | Биологические катализаторы. Л.Р №1«Расщепление пероксида водорода в клетках листа элодеи» | 1 | 9а – 29.09 9б – 01.10 | 9а – 29.09 9б – 01.10 |
10 (7) | Вирусы– неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. | 1 | 9а – 01.10 9б – 02.10 | 9а – 01.10 9б – 02.10 |
11 (8) | Обобщение и повторение по теме: «Молекулярный уровень» | 1 | 9а – 06.10 9б – 08.10 | 9а – 06.10 9б – 08.10 |
| Глава 2. Клеточный уровень | 11 | | |
12 (1) | Клеточный уровень: общая характеристика. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Л.Р. №2«Строение растительной и животной клеток».приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом. | 1 | 9а – 08.10 9б – 09.10 | 9а – 08.10 9б – 09.10 |
13 (2) | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Ядро. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. | 1 | 9а – 13.10 9б – 15.10 | 9а – 13.10 9б – 15.10 |
14 (3) | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. | 1 | 9а – 15.10 9б – 16.10 | 9а – 15.10 9б – 16.10 |
15 (4) | Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | 1 | 9а – 20.10 9б – 22.10 | 9а – 20.10 9б – 22.10 |
16 (5) | Особенности строения клеток эукариот и прокариот.сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных; | 1 | 9а – 22.10 9б – 23.10 | 9а – 22.10 9б – 23.10 |
17 (6) | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен. | 1 | 9а – 27.10 9б – 29.10 | 9а – 27.10 9б – 29.10 |
18 (7) | Фотосинтез и хемосинтез. Автотрофы и гетеротрофы | 1 | 9а – 29.10 9б – 30.10 | 9а – 29.10 9б – 30.10 |
19 (8) | Синтез белков в клетке. Транскрипция. | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
20 (9) | Синтез белков. Трансляция | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
21 (10) | Деление клетки (митоз). Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
22 (11) | Обобщение и повторение по теме: «Клеточный уровень организации живого». | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
| Глава 3. Организменный уровень | 17 | | |
23 (1) | Размножение организмов. | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
24 (2) | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
25 (3) | Половые клетки. Мейоз. | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
27 (4) | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
28 (5) | Закономерности наследования признаков. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.Наследственная и ненаследственная изменчивость. | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
29 (6) | Моногибридное скрещивание | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
30 (7) | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
31 (8) | Дигибридное скрещивание. | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
32 (9) | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
33 (10) | Взаимодействие генов. | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
34 (11) | Решение генетических задач | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
35 (12) | Модификационная изменчивость. | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
36 (13) | Изменчивость.модификационная ЛР.№3«Выявление изменчивости организма» | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
37 (14) | Мутационная изменчивость. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
38 (15) | Основные методы селекции растений. Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных; | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
39(16) | Основные методы селекции животных и микроорганизмов. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии. | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
40(17) | Обобщение и повторение по теме: «Организменный уровень организации живого». | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
| Глава 4. Популяционно - видовой уровень | 8 | | |
41(1) | Популяционно-видовой уровень: общая характеристика Л.Р.№4 «Изучение морфологического критерия вида» | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
42(2) | Экологические факторы и условия среды. Среда – источник веществ, энергии и информации.Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме. Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе. | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
43(3) | Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
44(4) | Популяция как элементарная единица эволюции. Популяция. | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
45(5) | Борьба за существование и естественный отбор. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
46(6) | Видообразование. Типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме. | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
47(7) | Макроэволюция. Анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
48(8) | Обобщение и повторение по теме: «Популяционно - видовой уровень». | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
| Глава 5. Экосистемный уровень организации | 6 | | |
49 (1) | Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы.. | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
50 (2) | Состав и структура сообщества. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
51 (3) | Межвидовые отношения организмов в экосистеме. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
52 (4) | Потоки вещества и энергии в экосистеме. | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
53 (5) | Саморазвитие экосистем. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме | 1 | | |
54, (6) | Обобщение и повторение по теме: «Экосистемный уровень организации». | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
| Глава 6. Биосферный уровень | 11 | | |
55 (1) | Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Биосфера – глобальная экосистема Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
56 (2) | Круговорот веществ в биосфере. .И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
57 (3) | Эволюция биосферы | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
58 (4) | Гипотезы возникновения жизни. | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
59 (5) | Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы. | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
60 (6) | Развитие жизни на Земле. | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
61 (7) | Эры древнейшей и древней жизни. | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
62 (8) | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
63 (9) | Антропогенное воздействие на биосферу | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
64 (10) | Основы рационального природопользования | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
65 (11) | Обобщение и повторение по теме: «Биосферный уровень организации живого». | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
| Повторение за курс биологии -9 класс. | 3 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
66 | Повторение по теме: Клеточный уровень | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
67 | Повторение по теме: Организменный уровень | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
68 | Повторение по теме: Популяционно - видовой уровень | 1 | 9а – 9б – | 9а – 9б – |
1