Муниципальное казенное учреждение
«Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №55 г. Улан – Удэ»
670014.г Улан – Удэ
ул. В.Шукшина, д.1
тел. 8(3012)290-128
факс: 8(301)2 290 -187
e-mail:school55uu@gmail.com
сайт: http://www.school55uu.ru/
Рассмотрено и утверждено на заседании Педагогического Совета Протокол №6 от 18.06.2018 | «Утверждаю» Директор школы __________А.Х.Аюева Приказ №130 – УР от 20.06.2018 |
Рабочая программа по бурятскому языку
Предмет (дисциплина) | Бурятский язык |
Класс | 4 |
Уровень образования | Начальное общее |
Количество часов в неделю | 1 |
Количество часов в год | 34 |
ФИО учителя | Гомбоева Цымжидма Викторовна |
Должность учителя | учитель бурятского языка |
Квалификационная категория | - |
Срок действия программы | 1 год |
2019-2020 учебный год.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа разработана в соответствии :
• Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• приказ от 6 октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» Список изменяющих документов (в редакции Приказов Минобрнауки России от26.11ю2010 №1241; от 22.09.2011 №2357; от 18.12.2012 №1060; от 29.12.2014 №1643; от 18.05.2015 №507; от 31.12.2015 №1576.)
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации и имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
• Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
• Уставом школы; Основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «СОШ №55», учебным планом на 2019-2020 уч.г;
• Регионального стандарта начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному в образовательных учреждениях с русским языком обучения (приказ №830 от 09.07.2008 г.);
• Авторской программы «Программа по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения» авторов Содномова С.Ц., Дылыковой Р.С., Жамбалова Б.Д., Содномовой Б.Д. издательства «Бэлиг», г. Улан-Удэ, 2010г. Авторская программа имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Республики Бурятия» и обеспечена следующим УМК: 1. Гунжитова Г.-Х.Ц., Дугарова А.А., Шожоева Б.Д. «Амар Мэндэ-э!». Начальный курс бурятского языка для младшего школьного возраста (1, 2, 3-й годы обучения). Учебник имеет гриф «Одобрено Министерством образования и науки РБ». Улан-Удэ. Издательство «Бэлиг» 2014, 2015, 2013 г.
2. Место учебного предмета «Бурятский язык » в учебном плане
Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета в 4 классе – 34 часов (1 ч. 34 учебные недели в неделю).
3. Общие цели учебного предмета:
Развитие учащегося как компетентной личности через включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учебной, познание, коммуникацию, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизни. В современном обществе обучение рассматривается как процесс овладения не только суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
4. Цели учебной дисциплины:
Обучение бурятскому языку на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- формирование умений общаться на бурятском языке с учетом речевых возможностей и потребностей школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании. чтении и письме;
- развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению бурятским языком;
- обеспечение коммуникативно - психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления психологических барьеров в использовании бурятского языка как средства общения;
- освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском языке;
- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием бурятского языка: знакомство школьников с культурой бурятского народа, детским фольклором и доступными образцами бурятской литературы;
- формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также общеучебных умений.
-Развитие коммуникативной компетенции на бурятском языке в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной;
Речевая компетенция: Развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме)
Языковая компетенция: Овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, освоение знаний о языковых явлениях бурятского языка. Разных способах выражения мысли в русском и бурятском языке;
Социокультурная компетенция. Приобщение учащихся к культуре, формирование умения представлять свою республику, культуру ее народов в условиях межкультурного общения;
Компенсаторная компетенция. Развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.
Учебно-познавательная компетенция.
Дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий; Развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения бурятского языка в современных условиях развития нашего общества и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина- патриота; развитие национального самосознания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Для данного этапа характерно равноценное внимание к формированию речевых умений в устной речи и чтении. По сравнению с тем, как это происходило на начальном этапе, овладение говорением носит в большей степени продуктивной характер; речевое действие совершается не только с опорой на образец (например, готовый микродиалог из учебника), но и по аналогии. Значительное развитие приобретают механизмы комбинирования, варьирования, трансформации.
В 5-7-ых классах большое внимание уделяется повышению роли речевой инициативы учащихся, особенно в условиях ролевой игры и ситуаций, предполагающих творческие монологические высказывания учащихся; увеличивается объем парных и групповых форм работы.
В области чтения в целом завершается формирование у учащихся техники вслух и про себя; более отчетливыми становятся разные стратегии чтения (с полным пониманием, с пониманием, с пониманием основного содержания и с выборочным извлечением информации). Получают развитие механизмы идентификации и дифференциации, прогнозирования, выделения смысловых вех, определения темы и основной идеи текста.
На данном этапе большую значимость приобретает формирование умения работать с двуязычным словарем, поскольку тексты для самостоятельного чтения могут содержать некоторый процент незнакомой лексики.
На начальном этапе работа по обучению аудирования организуется более целенаправленно. Учащимся предлагаются для прослушивания и чтения монологические и диалогические тексты разных жанров. Проверка понимания услышанного осуществляется в различных формах с использованием вербальных и невербальных средств.
При обучении письму внимание уделяется совершенствованию орфографических навыков и развитию умений связной письменной речи.
Наряду с развитием речевых умений учащихся продолжается работа по формированию их интеллектуальных и речевых способностей, уделяется внимание развитию речевой культуры. Расширяются представления о Республике Бурятия, углубляются лингворегионоведческие знания. При этом акцент делается на воспитание у школьников положительного отношения к языку и культуре бурят, формируется понятие о роли языка как элемента культуры народа и о потребности пользоваться им как средством общения.
Ведется работа по осознанию учащимися сущности языковых явлений, различий в системе понятий русского и бурятского языков.
Предметные (т.е. обучаемый владеет всеми необходимыми знаниями и умениями, предусмотренными курсом). Предметные компетенции указаны в разделе «Требования к уровню подготовки учеников».
5. Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса)
Личностные образовательные результаты освоения учебного предмета (курса): Личностные включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Должны отражать требования к обязательному уровню подготовки учащихся начальной школы:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, малую родину, российский народ и историю России, Бурятии в том числе, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий средствами бурятского языка;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, в частности, на примере народов, населяющих Курумканский район, Баргузинскую долину, Бурятию;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные образовательные результаты освоения учебного предмета (курса): Метапредметные включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Предметные образовательные результаты освоения учебного предмета (курса):
Национально-региональный компонент
Национально-региональный компонент образовательного стандарта обеспечивает особые потребности и интересы в области образования народов страны и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено региональное и национальное своеобразие культуры.
Внедрение национально-регионального компонента содержания образования позволяет решать следующие проблемы:
• социализации молодого поколения республики по месту рождения и проживания;
• возрождению национального самосознания как важнейшего фактора формирования
духовных и нравственных основ личности;
• развитию устойчивого понимания ценностного социокультурного вклада народов
Бурятии в историю российской цивилизации;
Цели регионального компонента:
Расширить, углубить и конкретизировать содержание федерального компонента по бурятскому языку;
Способствовать формированию личности как достойного представителя нового поколения.
Задачи регионального компонента:
• Создать условия для овладения каждым учащимся способностью понимать и читать несложные аутентичные тексты с целью понимания основного содержания, деталей, извлечения специальной информации о родном крае, быте, культуре, истории, значимости, проблемах народов населяющих наш регион.
• Создать условия для овладения учащимися самостоятельной, групповой работы на уроках бурятского языка.
Роль учебного предмета в формировании ключевых компетенций.
По окончании изучения курса бурятского языка 4 класса учащиеся должны овладеть следующими компетенциями.
*Ключевые:
Ценностно-смысловая компетенция | Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих поступков и действий, принимать решения |
Общекультурная компетенция | Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно – нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций. |
Учебно-познавательная компетенция | Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. |
Информационная компетенция | Умение пользоваться различными источниками информации и ориентироваться в информационном пространстве. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, принтер, модем и т.п.) и информационными технологиями ( аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет ). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. |
Коммуникативная компетенция | Знание языка, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задавать вопрос, вести дискуссию. |
Социально-трудовая компетенция | Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. |
Компетенция личностного самосовершенствования | Направлены на освоение способов физического духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культура мышления и поведения. |
*Предметные (т.е. обучаемый владеет всеми необходимыми знаниями и умениями, предусмотренными курсом). Предметные компетенции указаны в разделе «Требования к уровню подготовки учеников».
Организация образовательного процесса.
Для реализации данной программы используются следующие педагогические технологии:
• Личностно ориентированное развивающее обучение
• Групповые технологии.
• Проектная деятельность.
• Игровые технологии. Деловая игра.
• Здоровьесберегающая технология.
• Технология развивающего обучения.
• Информационные технологии.
Формы контроля.
Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:
• Предварительный – установление исходного состояния познавательной деятельности, индивидуального уровня каждого ученика.
• Текущий – необходим для диагностики хода учебного процесса, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.
• Итоговый – конечный результат большого смыслового блока (раздел, четверть, полугодие, год).
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход.
Установлены критерии оценки при 5-балльной системе.
УМК.
• Базисный учебный план
Данная программа реализуется на учебно-методическом комплексе, в который входят:
• УМК по бурятскому языку Гунжитова Г-Х.Ц «Амар мэндэ-э!» для третьего года обучения ГБУ «Бэлиг» 2013 год.
• Рабочая тетрадь по бурятскому языку Гунжитова Г-Х.Ц. «Амар мэндэ-э!» для третьего года обучения. ГБУ «Бэлиг» 2013 г.
• Методические пособия для учителя. Гунжитова Г-Х.Ц. «Амар мэндэ-э!» для третьего года обучения. ГБУ «Бэлиг» 2013 г.
• Аудиокурс к учебнику Бурятского языка. . Гунжитова Г-Х.Ц. «Амар мэндэ-э!» для третьего года обучения. ГБУ «Бэлиг» 2013 г.
Учебно – тематический план
Программа составлена на основе программы для общеобразовательных школ: «Бурятский язык как государственный.2-9 классы. Составитель: С.Ц.Содномов, Р.С.Дылыкова, Б.Д. Жамбалов, Б.Д. Содномова. 2010 год» Рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение. Знакомство | 11 |
2 | Мой друг | 8 |
3 | С Праздником | 6 |
4 | Родина | 9 |
8 | Итого: | 34 |
Содержание курса:
Курс бурятского языка 4 класса представлен изучением темы: Введение. Знакомство Алфавит бурятского языка. Глаголы. Здравствуй школа. Наша школа. Мое тело. Мы учимся. Свободное время. Моя работа по дому. Мой день. Праздники. Республика Бурятия. Повторение: Лексика, словообразование, орфография и пунктуация, способы и средства связи.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которые должны достигать все учащиеся, окончившие начальный курс бурятского языка 4 класса и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика. Эти требования структурированы по трем компонентам: «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
В результате изучения бурятского языка ученик должен
знать:
- алфавит, буквы, основные словосочетания, звуки бурятского язык;
- основные правила чтения и орфографии бурятского языка;
- особенности интонации основных типов предложений;
- имена наиболее известных персонажей бурятских детских литературных произведений;
- наизусть рифмованные произведения детского фольклора, доступные по форме и содержанию.
уметь:
в области аудирования:
- понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов с опорой на зрительную наглядность;
в области говорения:
- участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
- расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы Хэн? (Кто?), Юун? (Что?) Хэзээ? (Когда?) Хана? (Где?) Хайшаа? (Куда?) Хаанаhаа? (Откуда?) Юундэ? (Почему?), и отвечать на них;
- кратко рассказывать о себе, своей семье, своем друге;
- составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу;
в области чтения:
- читать про себя, понимать основное содержание доступных по объему тексты построенные на изученном языковом материале;
- читать про себя, понимать основное содержание доступных по объему текстов, построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;
в области письма:
- списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом;
- писать краткое поздравление с опорой на образец.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранение чистоты бурятского языка как явления культуры;
- увеличение словарного запаса; расширение круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- поиска нужной информации о бурятском языке (словари, телевидение, ресурсы Интернета)
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | саг -часы |
Минии булэ –11ч. Моя семья |
1 | Танилсая! Знакомство | 1 |
2 | Минии класс. Мой класс. | 1 |
3 | Минии бүлэ. Моя семья. | 1 |
4 | Большая семья Арюны. | 1 |
5 | Тоолое! Счет. | 1 |
6 | Нэгэдэхи hуури эзэлээбди! Мы заняли первое место! | 1 |
7 | Ши хэдытэйбши? Сколько тебе лет? | 1 |
8 | Эгээ эрхим хэн бэ? Кто самый лучший? | 1 |
9 | Минии уг гарбал. Моя родословная. | 1 |
10 | Ши хэн болохобши? Кем ты станешь? | 1 |
11 | Моя мама работает в школе. | 1 |
Минии нүхэр. Мой друг.(8ч.) |
12 | Минии нухэр шатар наадаха дуратай. Мой друг любит играть в шахматы. | 1 |
13 | Хэн ямар тамирта дуратайб? Любимые виды спорта. | 1 |
14 | Шинии дуратай дуушан. Твой любимый певец, актер. | 1 |
15 | Υнгэтэ дэлхэй. Разноцветный мир. | 1 |
16 | Хубсаhан. Одежда. | 1 |
17 | Магазинда. В магазине. | 1 |
18 | Эдеэн. Пища, продукты. | 1 |
19 | Минии үдэр. Мой день. | 1 |
Һайндэрөөр! С праздником!(6ч.) |
20 | День рождения! | |
21 | 12 жэл. 12 животных. | 1 |
22 | Сагаалганаар! Праздник Сагаалган. | 1 |
23 | Мамин день. Эжын үдэр. | 1 |
24 | Сурхарбаан. | 1 |
25 | Контрольная работа. | 1 |
Түрэл дайда. Родина. |
26 | Жэлэй дүрбэн саг. Времена года. | 1 |
27 | Газаа ямар бэ? Погода. | 1 |
28 | Зэрлиг амитад. Дикие животные. | 1 |
29 | 5 драгоценностей. | 1 |
30 | Тоомгүйхэн шандаган. Описание животных. | 1 |
31 | Буряад оромнай уужамхан даа! Бурятия. Районы Бурятии. . | 1 |
32 | Зунай амаралта. Летние каникулы. | 1 |
33 | Повторение пройденного за год. | 1 |
34 | Контрольная работа. | 1 |
| Итого: | 34ч. |
Критерии оценки:
- за письменную работу (словарный диктант):
выполнение – «5»
Ошибки: 5 — 0/1; 4 — 2/3; 3 — 4/7; 2 — 8 и более.
Количество слов:
25- 30 (2 год обучения)
- за устный ответ (не менее 5 фраз):
Ошибки:
5 — 0/0; 4 — 2/0; 3 — 4/7; 2 — 8 и более.
Инструментарий для оценивания результатов.
Контроль сформированности лексических навыков происходит на каждом уроке при выполнении упражнений в учебнике и рабочей тетради. Проверочные работы ведутся с 1 четверти.
Контроль формирования графической стороны бурятского языка происходит на каждом уроке. В рабочей тетради предлагаются разнообразные упражнения, помогающие учащимся запомнить правописание бурятских букв и слов, составление предложений, диалогов по ЛТ.
Контрольно - измерительные материалы
КИМы составлены автором рабочей программы, согласно возрастным, индивидуальным особенностям, а также согласно уровневой дифференциации учащихся, изучающих предмет. Контроль за формированием грамматических навыков также осуществляется как в ходе ежедневной практики на уроке с использованием обычных упражнений подготовительного и речевого характера, а также тестовых заданий.
Контроль навыков аудирования текстов на бурятском языке предусмотрен в учебнике и рабочей тетради. Тексты для аудирования построены в основном на известном детям лексико-грамматическом материале, но допускается содержание в них небольшого процента незнакомых слов. Чем раньше учащиеся столкнутся с такими текстами, тем лучше будет формироваться умение воспринимать бурятскую речь на слух. Длительность звучания текста для аудирования не превышает 1-2 минут в нормальном темпе в исполнении носителей языка.
Контроль сформированности навыков чтения предусматривает различные послетекстовые задания:
- ответы на вопросы;
- выбор правильного варианта окончания данного предложения из предложенных;
- поиск верной/неверной информации и т.д.
Критерии оценивания тестов
80% - 100%
60% - 80% - «4»
40% - 60% - «3»
0% - 40% - «2»
Оснащение учебного процесса.
Для успешной реализации программы целесообразно использовать следующее оборудование:
1. Словари:
• Амоголонов Д.Д, Буряад хэлэнэй орфографическа словарь. – Улан-Удэ,1996.
• Бабушкин С.М. Буряад-ород словарь. Бурятско-русский словарь. – Улан-Удэ, 1992.
• Батоев Б.Б,, Шепелева И.Д. Русско-бурятский словарь для начальной школы. – Улан-Удэ, 2001.
• Будаев Ц.Б. Русско-бурятский разговорник для учащихся. – Улан-Удэ,1990.
• Буряад-ород толи. Бурятско-русский словарь. – Улан-Удэ, 2006.
• Очиров М-Ж, А. Краткий русско-бурятский словарь современных понятий и терминов. – Улан-Удэ, 2005
Список литературы
Литература для учителя
1. Бабушкин Н.С. Бурятско – русское двуязычие: формирование и характер развития. – Улан – Удэ, 2007.
2. Базарова Е.Г. Обучение бурятскому языку как государственному. – Улан – Удэ, 2008.
3. Богомолова О.И. Мэндэ–э! Начальный курс бурятского языка. – Улан – Удэ, 2002, 2009.
4. Будаева Д.Ц., Мункуева Ю.Б.Тесты по бурятскому языку как государственному. – Улан – Удэ, 2003.
5. Будаев Б.Ж. Акцентуация бурятского языка. – М., 1991
6. Будаев Ц.Б. Самоучитель бурятского языка. – Улан – Удэ, 2006.
7. Дашиева С.А., Цырендоржиева Б.Д. Проблема отбора грамматического материала для начального этапа обучения бурятскому языку. Проблема бурятской филологии на современном этапе. – Улан – Удэ, 1999.
8. Дырхеева Г.А. Бурятский язык в условиях двуязычия: проблемы функционирования и перспективы развития. – Улан – Удэ, 2002.
9. Дондуков У – Ж.Ш., Лхасаранова Б.Б.Учебник бурятского языка. – Улан – Удэ, 2006.
10. Макарова О.Г. Лингвистические основы обучения бурятскому языку как неродному. – Улан – Удэ, 2003.
11. Макарова О.Г. Бурятский язык. Интенсивный курс по развитию навыков устной речи. – Улан – Удэ, 2005.
12. Макарова О.Г. Методическое руководство к учебнику «Бурятский язык. Интенсивный курс по развитию навыков устной речи. – Улан – Удэ, 2004.
13. Макарова О.Г. Теория и методика обучения бурятскому языку как государственному. – Улан – Удэ, 2008.
14. Могоева Д.Д. Амар сайн, үхибүүд! – Улан – Удэ, 2002.
15. Нанзатова Э.П. УМК по бурятскому языку «Эрдэни» для первого года обучения. – Улан – Удэ, 2005.
16. Нанзатова Э.П., Содномов С.Ц., Дамбаева Ж.Д. Программа по бурятскому языку для начальных классов общеобразовательных школ с русским языком обучения. – Улан – Удэ, 2008.
17. Нанзатова Э.П. Социокультурный компонент в содержании обучения бурятскому языку как второму в начальной школе. Вестник Бурятского университета. – Улан – Удэ, 2003.
18. Региональный стандарт начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку Республика Бурятия. – Улан – Удэ, 2009.
19. Содномов С.Ц. Развитие устной речи младших школьников: теория и практика обучения. – Улан – Удэ, 2005.
20. Содномов С.Ц. Теоретические основы обучения бурятскому языку как государственному. – Улан – Удэ, 2008.
21. Сундупова С.Ц. Обучение бурятскому произношению учащихся младших классов в русских школах. – Улан – Удэ, 2008.
22. Хубриков О.М. Бурятский язык как государственный. – Улан –Удэ,2003.
Литература для учащихся
1. Гунжитова Г-Х.Ц. УМК по бурятскому языку «Амар мэндэ-э!» для второго года обучения
2. Рабочая тетрадь к учебнику.
3. Бабушкин С.М, «Толи» Буряад – ород словарь. Бурятско – русский словарь. – Улан – Удэ, 2000, 2007, 2008.
4. Будаев Ц.Б. Русско–бурятский разговорник. – Улан – Удэ, 1990.
Контрольно-измерительные материалы.
1. Контрольные работы.
2. Диктанты.
3. Сочинения
4. Изложения
5. Тесты.