Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
ценности многонационального российского общества;
гуманистические и демократические ценностные ориентации;
положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.
Учащиеся приобретут опыт:
внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;
оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.
У учащихся могут быть сформированы:
представление о добре и зле, общих нравственных категориях;
умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
умения оценивать свое отношение к учебе;
внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;
эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой. (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Учащиеся приобретут опыт:
выполнения учебных действий в устной и письменной форме;
самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив;
планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту.
Учащиеся получат возможность научиться:
сравнивать произведения и героев;
устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;
находить объяснение незнакомых слов в словаре;
находить нужные книги в библиотеке.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;
задавать вопросы по тексту произведения;
сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;
аргументировать собственную позицию;
получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.
Предметные результаты.
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;
читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
объяснять действия персонажей;
делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);
сравнивать героев разных произведений;
ставить вопросы к тексту.
Учащиеся получат возможность научиться:
в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
создавать рассказ по циклу картинок;
рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;
выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.
Учащиеся получат возможность научиться:
читать по ролям художественное произведение;
сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;
придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;
создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;
участвовать в инсценировке литературных произведений.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;
находить сравнения в тексте произведения;
определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;
определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;
выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа;
определять ритм стихотворения путем прохлопывания.
Содержание учебного предмета
«Россия - наша Родина» - 2 часа
В. Степанов «Что мы Родиной зовём»;
К. Паустовский «Моя Россия».
«Фольклор нашего народа» - 5 часов
Календарные народные праздники и обряды;
«Мир фольклора – мир народной мудрости»;
«Мир пословиц и поговорок»;
«Загадки и народные приметы о временах года»;
Проект. Сборник «Фольклор нашего народа».
«О братьях наших меньших» - 5 часов
Г.А. Скребицкий. Пушок.;
К.Д. Ушинский. Чужое яичко;
Н.И. Сладков. Топик и Катя;
А.Л. Барто. Бедняга крот;
Е.И. Чарушин. Рябчонок. (Из цикла «Про Томку»).
Посещение поселковой библиотеки.
«Времена года» - 4 часа
В. Бианки. Как животные к холодам готовятся;
Г. Х. Андерсен. Снеговик;
А. Блок. Весенний дождь. Загадки про весну;
И. С. Соколов-Микитов. Бурундук.
Повторение – 1 час
Опрос по пройденным произведения «Что? Где? Когда?»
Работа с текстом и книгой:
формирование умений определять смысловую связь заглавия с содержанием произведения, выделять в тексте ключевые слова, раскрывать их значение;
формирование умения пользоваться школьным толковым словарём для объяснения непонятных слов. Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию;
формирование умений называть персонажей и место действия так, как они обозначены в произведении, определять причины действий персонажей;
формирование умения характеризовать персонажей с использованием слов, выбранных из предложенного в учебнике списка;
развитие умения находить в тексте слова и предложения, характеризующие наружность героя, его речь, поступки, место действия;
развитие внимания к собственным чувствам, возникающим при чтении произведения, умение выразить их в речи;
формирование умений делить текст на части, озаглавливать их, отвечать на вопросы по тексту с опорой на фрагменты произведения и личный жизненный опыт;
формирование умений определять главную мысль произведения;
обучение подробному пересказу небольших произведений и отдельных эпизодов, выборочному пересказу (рассказ об отдельном герое, отдельном событии), составлению рассказа от лица героя по предложенному плану с помощью учителя;
развитие умения определять и объяснять своё отношение к произведению и герою, опираясь на личный читательский и жизненный опыт, сравнивать собственное отношение к персонажам различных произведений;
формирование умений определять отношение автора к герою, находить в тексте способы выражения авторской позиции;
развитие умения сравнивать отношение автора к разным героям одного произведения, сопоставлять на материале конкретного произведения мысли и чувства разных писателей, вызванные сходными явлениями природы, человеческими поступками;
формирование представления о содержании основных нравственных понятий, развитие умения давать нравственную оценку человеческим поступкам, выявлять общие нравственные принципы, отражаемые в сказках разных народов;
формирование умений представлять структуру книги (на примере учебника, опираясь на титульный лист, предисловие); ориентироваться в книге, пользуясь оглавлением; пользоваться толковым словарём, помещённым в учебнике; соотносить иллюстрацию с содержанием текста произведения.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности:
формирование умений делать творческий пересказ произведения или его фрагмента, создавать устный рассказ от лица одного из героев, переносить его в новые ситуации, продолжать созданный писателем сюжет;
обучение подбору рифм, недостающих слов в поэтическом тексте;
формирование умения сочинять сказки, загадки, рассказы по заданным темам и рисункам;
формирование умения писать сочинения-миниатюры из 3-4 предложений по литературным и жизненным впечатлениям;
развитие умения заучивать стихотворения и фрагменты прозаического текста, выразительно читать их перед одноклассниками;
формирование умений создавать рассказ по репродукциям картин известных художников по предложенному плану под руководством учителя; рассказывать о возможных иллюстрациях к произведению.
Литературоведческая пропедевтика:
обогащение представлений о фольклорных жанрах (песни-разговоры, сезонные песни, колыбельные, пословицы);
знакомство со средствами выразительности: сравнениями, звукописью;
развитие умения выделять рифму в стихотворении;
расширение представления о ритме (через прохлопывание в ладоши трёхсложного ритма);
знакомство с понятиями: портрет героя художественного произведения, его речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов, отводимых на освоение темы |
1 | «Россия - наша Родина» | 2 |
2 | «Фольклор нашего народа» | 5 |
3 | «О братьях наших меньших» | 5 |
4 | «Времена года» | 4 |
5 | Повторение | 1 |
Итого: | 17 |
Календарно - тематическое планирование
по русской родной литературе
2 класс, 1 час в неделю, 17 часов в год
№ п/п | Содержание темы | Кол-во часов | Дата проведения | Дата фактического проведения |
«Россия - наша Родина» - 2 часа |
1 | В. Степанов «Что мы Родиной зовём» | 1 | | |
2 | К. Паустовский «Моя Россия» | 1 | | |
«Фольклор нашего народа» - 5 часов |
3 | Календарные народные праздники и обряды | 1 | | |
4 | «Мир фольклора – мир народной мудрости» | 1 | | |
5 | «Мир пословиц и поговорок» | 1 | | |
6 | «Загадки и народные приметы о временах года». | 1 | | |
7 | Проект. Сборник «Фольклор нашего народа» | 1 | | |
«О братьях наших меньших» - 5 часов |
8 | Г.А. Скребицкий. Пушок | 1 | | |
9 | К.Д. Ушинский. Чужое яичко | 1 | | |
10 | Н.И. Сладков. Топик и Катя | 1 | | |
11 | Е.И. Чарушин. Рябчонок. (Из цикла «Про Томку»). | 1 | | |
12 | Посещение поселковой библиотеки. | 1 | | |
«Времена года» - 4 часа |
13 | В. Бианки. Как животные к холодам готовятся | 1 | | |
14 | Г. Х. Андерсен. Снеговик | 1 | | |
15 | А. Блок. Весенний дождь. Загадки про весну | 1 | | |
16 | И. С. Соколов-Микитов. Бурундук | 1 | | |
Повторение – 1 час |
17 | Опрос по пройденным произведения «Что? Где? Когда?» | 1 | | |
Итого: | 17 | | |