СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Программа спортивно-оздоровительного, художественно-эстетического, гражданско-патриотического воспитания в рамках внеурочной деятельности младших школьников «Я и мир!» реализует духовно нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.
Программа разработана для занятий с учащимися 2 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, и рассчитана на 3 и 4 четверть обучения, для мальчиков и девочек. Отводится 2 часа в неделю (из расчёта 11 учебных недель)
Нормативно-правовое обеспечение программы
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г.;
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, введенный в действие приказом Министерства образования науки России Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373, в котором говорится, что « к личностным результатам освоения основной образовательной программы обучающихся относится сформированность основ гражданской идентичсности (п.9);
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся на ступени начального образования;
Концепция развития воспитания в системе образования Сахалинской области до 2020 года;
Устав МОУ СОШ № 7 г. Южно-Сахалинска Сахалинской области;
План внеурочной деятельности начальной школы МОУ СОШ №7 г. Южно-Сахалинска Сахалинской области
Актуальность
Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом рассмотрения в философии, педагогике, психологии. Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в кризисном обществе.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с четырьмя положениями:
Наше общество нуждается в подготовке широко высоконравственных, образованных, людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
В современном мире младший подросток живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности
Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. По мнению К. Д. Ушинского: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Причин существующих проблем духовно-нравственного образования достаточно много и одна из них- абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Цель программы:
Способствование духовно-нравственному развитию младшего школьника в контексте его всестороннего развития.
Задачи программы:
Формирование личностных УУД:
личностное самоопределение в области гражданской идентичности;
заинтересованности и личного участия в изучении и сбережении культурного и социального пространства малой Родины;
стремление совершенствовать и укреплять свое здоровье;
воспитание нравственных качеств личности;
Формирование коммуникативных УУД:
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
способности строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, участвовать в коллективном обсуждении проблем, учитывать позиции других людей.
Формирование регулятивных УУД:
способности к волевому усилию;
умение принимать решение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
Формирование познавательных УУД:
получение знаний моральных норм, х личностной и социальной значимости;
умение самостоятельного создания способов решения проблем творческого и поискового характера.
Педагогические принципы:
принцип природосообразности, один из самых старых педагогических принципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;
принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог;
принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;
принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде.
Психологическое обеспечение программы.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
формирование умений учащихся по данному виду обучения;
применение индивидуальных и групповых форм обучения.
План реализации программы
№ | разделы | Форма и тема занятия | Количество часов |
1. | «Я - здоровый!» | Беседа с учащимися о правилах поведения на улице в зимний период, как сохранить свое здоровье. Проведение игры «Зимний марафон». Классный час на тему «Оказание первой помощи при травмах». «Веселые старты». Эстафеты, подвижные игры. Классный час «Здоровый образ жизни». Кл. час «Правила дорожного движения» Викторина «Сам себе я помогу и здоровье сохраню» |
|
2. | «Я и планета!» | Конкурс на лучшую валентинку |
|
3. | «Я – Человек!» | Участие в акции «Письмо солдату». Кл. час «Сыны отечества». Беседа к 8 марта: «Для моих любимых людей». Кл. час «О красоте, моде и хорошем вкусе» |
|
4. | «Я – Гражданин России». | История Российского флага. Тематическая беседа. |
|
Примерное содержание занятий
Раздел «Я – здоровый!»
Беседа с учащимися о правилах поведения на улице в зимний период, как сохранить свое здоровье. Беседа о режиме дня в зимнее время и о комендантском часе. Проведение игры «Зимний марафон». Обсуждение правил игры «Зимний марафон» и способы оценивая игры. Проведение классного часа на тему «Оказание первой помощи при травмах», изучение понятий «рана», «ссадины», «кровотечение», «ушиб». Показ учителем и тренировка учениками обработки кожи вокруг раны, наложение стерильной повязки. Плакаты на тему «Оказание первой помощи». Проведение эстафеты, подвижных игр «Веселые старты», выполнение элементов физических упражнений командами. Классный час «Здоровый образ жизни». Изучение понятий «здоровье», «духовное и физическое здоровье», «правильное питание», «закаливание», «способы закаливания», «физическая активность», «вредные привычки». Проведение классного часа «Правила дорожного движения», формирование представления школьников о безопасности дорожного движения, повторение правил движения пешеходов по улице и дороге, развитие у детей умения находить наиболее безопасный путь от дома до школы, воспитание уважительного отношения ко всем участникам дорожного движения. Изучение причин по которым возникают дорожно-транспортные происшествия, а также изучение общих правил для каждого участника дорожного-движения. Изучение видов и сигналов светофора. Проведение викторины «Сам себе я помогу и здоровье сохраню». Повторение изученных понятий и общих правил поведения на дорогах.
Раздел «Я и планета!»
Проведение конкурса на лучшую валентинку. Изучение техники выполнения валентинки. Выполнение валентинок для друзей, родных, для себя. Выставка валентинок.
Раздел «Я – человек!»
Участие в акции «Письмо солдату». Проведение классного часа «Сыны отечества». Воспитание у младших школьников чувства уважения и признательности к защитникам Отечества, через беседу о том «Кто же такой защитник отечества?», повторение героев богатырей - защитников земли русской. Беседа об ополчение Минина и Пожарского, о Великой отечественной войне, о войне со шведами. Беседа к 8 марта: «Для моих любимых людей». Беседа о роли любимых людей в жизни каждого человека. Подготовка праздничных открыток для мамы (бабушки, тети, подруги…),выставка открыток. Проведение классного часа «О красоте, моде и хорошем вкусе». Обсуждение поговорки «по одежде встречают, по уму провожают». Обсуждение таких вопросов как: «какой в вашем понимании современный мальчик (современная девочка)?»; «быть современным и выглядеть современно. Какой смысл вы вкладываете в эти понятия?», «какое место занимают вещи в жизни современного человека?», «нравится ли вам школьная форма?», «чтобы вы предложили по совершенствованию формы (если сможете, нарисуйте модель новой школьной формы для мальчиков и девочек)?», «совместимы ли украшения с деловой и парадной формой школьников?».
Раздел «Я – Гражданин России»
Изучение истории Российского флага. Тематическая беседа. Изучение цветовой символики Российского флага. Формирование представления о функциональном назначении флага; формирование представлений о происхождении знамён; воспитание чувства гордости за свою страну.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Возрастные особенности достижения результатов воспитания
Во 2 классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
− на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
− на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
− на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.
Список используемой литературы
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [сайт]. URL: http://74445s003.edusite.ru/OfficialDoc/FGOS/OOP_NOO/fgosI_6.htm (дата обращения 10.03.2015г.)
Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагог.техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. Екатеринбург : «Деловая книга», 1999г. [сайт]. URL: http://pedlib.ru/Books/5/0249/5_0249-43.shtml#book_page_top (дата обращения 09.03.2015г.) С. 38;
Михалева Л. А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования: «Азбука нравственности». [сайт]. URL: http://golubyata.edusite.ru/p94aa1.html (дата обращения 09.03.2015г.);
Никандаров Н. И. Российское гуманистическое общество. //Журнал «Здравый смысл» 2009г. № 4 (53). [сайт]. URL: http://razumru.ru/humanism/journal/53/nik_koz.htm (дата обращения 10.03.2015г.)»
Электронный журнал «Этическое воспитание». [сайт]. URL: http://www.etika.narod.ru/liter.htm (дата обращения 10.03.2015г.).
Классный час
«Здоровый образ жизни»
Шемякина Татьяна Евгеньевна.
2 класс
Цель:
• воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем.
Задание:
• Помочь детям развивать в себе привычку к здоровому и творческому образу жизни;
Ход урока.
Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 мин.
6 мин.
35мин.
2мин.
| Организационный момент. -Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим о Здоровом образе жизни. Вводная часть. Ребята знаете ли вы что такое здоровье?
Молодцы ребята. Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, сопровождаемое фактическим отсутствием болезней и индивидуально фрустирующих (выводящих из состояния внутреннего спокойствия) недостатков. Быть здоровым - значит не иметь проблем с самочувствием, быть физически и духовно полноценным человеком. Вся наша жизнь-это территория здоровья! Так например духовное здоровье подразделяется на: *родителей *друзей *общество А то есть жить в сочетании с собой и с окружающим миром. Физическое здоровье делится на: *рациональное питание *двигательная активность *отказ от вредных привычек *оптимальное сочетание умственного и физического развития труда *соблюдение правил личной гигиены и безопасного поведения Хорошее здоровье– основа долгой, счастливойи полноценной жизни. Основная часть. Люди могут смотреть на одно и тоже,но видеть все по разному. Что способствует сохранению и укреплению здоровья: *Правильное питание *Закаливание *Соблюдение режима труда и отдыха *Психическая и эмоциональная устойчивость *Личная гигиена *Оптимальный уровень двигательной активности *Безопасное поведение дома, на улице, на работе *Сон *Солнечный свет 1)Не менее важно для здоровья человека правильное питание. Ребята знаете ли вы что такое правильное питание?
Правильно. Правильное питание: *Строгое соблюдение ритма приема пищи. *Отучаться насыщаться пищей до предела. *Пищу надо есть с вниманием и удовольствием, не спеша прожевывать и почувствовать вкус. На столе пусть будут фрукты – Зелень, овощи и фрукты - Вот полезные продукты! Ягоды, фрукты, овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. 2)Закаляются не только моржи! Знает ли кто-нибудь из вас что такое закаливание? Что вы можете об этом рассказать?
Молодцы. Закаливание – приспособление организма к холоду Закаливание – одна из форм укрепления здоровья человека. 1000 лет назад великий врач Древнего Востока Авиценна писал: С гимнастикой дружи, Всегда веселым будь, И проживешь 100 лет, А , может быть, и более. Микстуры, порошки – К здоровью ложный путь. Природою лечись – В саду и чистом поле. Способов закаливания много: *Очень простой и эффективный способ закаливания – это хождение босиком. Дело в том, что подошвы наших ног – несколько необычный участок кожи нашего тела. Там расположены точки – проекции наших внутренних органов. Нажимая на них, можно снять боль, оказать лечебное воздействие на определенные органы. *Много радости приносит купание. 3) Скажите, какую роль играет в жизни человека физическая активность?
Физическая активность - ключевой компонент сохранения здоровья, и нам нужно приложить все усилия, чтобы не высиживать или вылеживать свои болезни, а самостоятельно их предупреждать с помощью приятной зарядки", - утверждает специалист в области исследования рака профессор Кен Фокс. Физическими упражнениями старайтесь заниматься понемногу, каждый день. Важно варьировать упражнениями. Если вы чувствуете, что какой-то комплекс не приносит вам удовольствия, просто откажитесь от него и попробуйте что-нибудь другое. Можно заниматься ходьбой, бегом, аэробикой, йогой - неважно, что именно вы делаете, лишь бы занимались спортом ежедневно. В здоровом теле - здоровый дух. У природы есть закон – счастлив будет только тот, кто здоровье сбережет. Прочь гони-ка все хворобы! Поучись-ка быть здоровым! 4) Хороший отдых обеспечивает полноценный сон.Во сне человек отдыхает и набирается новых сил. 5)Теперь поговорим о вредных привычках. Какие вредные привычки вы знаете? Почему они вредные и какой они приносят вред?
Да, совершенно верно. Злоупотpебление наpкотическими сpедствами и незаконная тоpговля ими в последнее вpемя во многих, особенно pазвитых стpанах миpа пpиняли катастpофические pазмеpы. НАРКОТИК – от греческого «narkoo», что означает оцепенеть, сделаться нечувствительным. 6)Следующее о чем мы с вами поговорим- это алкоголь. Употребление алкоголя – это тоже вредная привычка организма. Пьянство ведет за собой 6 зол: бедность, раздор, болезнь, потерю репутации, позор и ослабление умственной активности. Алкоголь требует себе в жертву не только взрослых людей, но и их будущее. В пьющих семьях 38% детей оказываются недоразвитыми и больными. Алкоголь укорачивает жизнь в среднем на 17 лет. При систематическом употреблении алкоголя развивается опасная болезнь – алкоголизм. Алкоголизм опасен для здоровья человека, но он излечим, как и многие другие болезни. Всемирной организации здравоохранения, алкоголизм ежегодно уносит 6 млн. человеческих жизней 7) И последнее о чем мы с вами поговорим - это о курении и его вреде. Воздействие табака на организм. рак губ, полости рта, горла и гортани повышается риск сердечного приступа рак лёгких рак печени Обратите внимание: *Вот так выглядят легкие здорового человека *А так если ты куришь… Ежегодно на Земле умирают миллионы людей от болезней, спровоцированных курением, алкоголем и наркотиками.
Заключительная часть. Ну вот наше время подходит концу. Что нового вы узнали сегодня?
Напоследок хотелось бы сказать: Если ты любишь себя и ценишь свое здоровье, ты скажешь «нет» всему, что может принести тебе вред. Наши семьи должны быть за здоровый образ жизни. Спасибо за внимание и будьте здоровыми!!! Мы за здоровый образ жизни!
|
-Здравствуйте!
-Здоровье-это когда человек не болеет, не нервничает, духовно и физически здоров.
-Правильное питание- это рациональное распределение на весь день графика питания, это употребление в пищу, той или иной еды которая содержит в себе много витаминов.
-Закаливание- это когда организм человека приспосабливается к холоду. Закаливаются зимой, в речках, озерах, лежать в снегу.
-Укрепляет мышцы нашего тела. -Развивает выносливость. -Риск заболеть уменьшается.
-наркотики -алкоголь -курение -наносят вред органам, мозгу, портится речь -координация движений и так далее.
-зависимость к наркотическим средствам -Наркотики вызывают ступор у человеческого организма. Они затуманивают рассудок.
-Мы узнали про закаливание. И какими способами можно закаливаться. -Про правильное питание. -Про физические нагрузки. -И какие последствия возникают от употребления вредных привычек. |
Классный час.
На тему: «Правила дорожного движения»
Шемякина Татьяна Евгеньевна
2 класс
Цель мероприятия:
-формировать представления школьников о безопасности дорожного движения.
Задачи:
Повторить правила движения пешеходов по улице и дороге.
Развивать у детей умение находить наиболее безопасный путь от дома до школы.
Воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения. (слайд 2)
Ход мероприятия:
Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 мин.
6 мин.
25 мин.
5 мин | Организационный момент: Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим о «Правилах дорожного движения» Вводная часть: -Ребята знаете ли вы почему происходят дорожные происшествия?
-Молодцы! -Большинство дорожно-транспортных происшествий совершаются по причинам: самонадеянности или легкомыслия невнимательности к окружающим, непредупредительности, недостаточной опытности, неуважения к другим людям, небрежного отношения к выполнению и, наконец, просто из-за незнания и нарушения «Правил дорожного движения».(слайд 3
Каждый участник дорожного движения: должен осознавать свою ответственность за поведение на дороге, быть внимательнее, неукоснительно соблюдать правила, быть вежливым и корректным по отношению к другим водителям и пешеходам.(слайд 4) Основная часть: Из чего состоит дорога, *тротуар, полоса движения, проезжая часть, трамвайный путь. Современная дорога состоит из многих элементов. (слайд 5) -Ребята, что приходит нам на помощь, когда мы переходим дорогу?
Верно. Как же правильно перейти дорогу? На помощь нам придёт зебра, это наземный пешеходный переход, либо светофор, либо знак «Пешеходный переход».(слайд 6) -Как правильно переходить улицу? Переходи улицу только по пешеходному переходу.(слайд 7))
Пользуйтесь подземным, надземным и наземным переходами.(слайд 8) Где улицу надо тебе перейти, Переходя дорогу остановись, посмотри, нет ли близко автомобиля. Переходя улицу с двусторонним движением по пешеходному переходу, посмотрите налево и направо, убедитесь, что поблизости нет автомобиля или приближающиеся транспортные средства.(слайд 10) Не перебегай проезжую часть перед близко идущим транспортом (слайд 11) Светофор – надежный наш помощник: Его язык совсем простой- Светофоры пешеходные и транспортные. (слайд 13) ВИРТУАЛЬНЫЙ СВЕТОФОР Китайский дизайнер Ханйонг Ли.(слайд 14) Такие разные Светофоры. (слайд 15) Ожидая транспорт, стойте только на посадочных площадках или обочине. (слайд 16) Велосипедистам не следует устраивать гонки на проезжей части и на тротуарах. (слайд 17) Ведите велосипед рядом, если переходите улицу. Не рискуйте, переезжая дорогу!(слайд 18) Не играйте на проезжей части!(слайд 19) За городом нужно идти по обочине дороги навстречу движущемуся транспорту. (слайд 20) ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ: Можно встретить знак такой На дороге скоростной, Где больших размеров яма, И ходить опасно прямо, Там, где строится район, Школа, дом иль стадион. (слайд 21) «Въезд запрещен» Предупреждающие знаки Осторожно, дети!» Детвора вся твердо знает: Этот знак их охраняет. (слайд 24) «Пешеходный переход» подземный наземный надземный (слайд 25) Разрешающие знаки: «Стоянка разрешена» Знаки сервиса «Автобусная остановка» «Телефон» Викторина -Имеет ли право водитель велосипеда проезжать под этот знак?(слайд 32) -Какой знак называется «Пешеходная дорожка»?(слайд 33) Где должны пересекать проезжую часть пешеходы: (слайд 34)
Свой путь от дома к школе
-Под какой из знаков водитель мопеда не имеет права проезжать? (слайд 35) -С каким из дорожных знаков применяется следующая разметка? Заключительная часть: - И так ребята что нового вы узнали?
Молодцы ребята. Думаю теперь вы будете более внимательны и предусмотрительны. Не забывайте смотреть по сторонам переходя дорогу, следовать строго цвету светофора и обращать внимание на дорожные знака. Спасибо за внимание. До свидания. |
-Здравствуйте.
-Невнимательность. -Не знания правил дорожного движения. -Алкогольное опьянение.
-зебра. -знак перехода. -светофор.
-Не имеет право.
-4 -По пешеходным переходам (надземным или подземным), а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин; -1.
-4
-Новые знаки дорожного движения. --По пешеходным переходам (надземным или подземным), а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин; -Нельзя переезжать дорогу на велосипеде. -Нельзя перебегать дорогу. |
Игры для динамических пауз
Во 2 классе.
ИГРЫ-АТТРАКЦИОНЫ
Это короткие игровые упражнения на ловкость, быстроту, глазомер и координацию. Для их проведения не требуется много места и сложного инвентаря. Во время организации аттракционов участники выполняют упражнения по очереди, и нетрудно выявить тех, кто лучше других справляется с заданиями. Все это способствует восстановлению работоспособности учащихся.
НЕУЛОВИМЫЙ ШНУР
На землю кладут шнур длиной 2 м. С обеих сторон шнура лицом друг к другу встают по одному соревнующемуся (шнур находится между ступнями игроков). Игроки выполняют движения по указанию преподавателя (руки вперед, в стороны, вверх, на пояс и др.). По сигналу игроки быстро наклоняются и пытаются выдернуть шнур из ¬под ног. Выигрывает тот, кому удастся это сделать первому.
ВОКРУГ СТУЛЬЕВ
Длина шнура от 3 до 5. м. Над концами шнура ставят два стула, на которые садятся соревнующиеся. По сигналу игроки бегут вправо или влево (согласно условию), обегают стул соперника (не касаясь стула), снова садятся на свой стул и быстро выдергивают из под него шнур, стараясь опередить соперника.
МОТАЛЬЩИКИ КАТУШЕК
К середине 3-4-метровой бечевки привязывают ленточку. Концы бечевки прикрепляют к большим катушкам (эстафетным палочкам). Двое играющих берут катушки и расходятся друг от друга на расстояние длины бечевки. По общей команде игроки быстро вращают катушку, наматывая на нее бечевку и продвигаясь вперед. Выигрывает тот, чья катушка раньше коснется финишной ленточки.
РАПИРИСТЫ
В два круга отстоящих один от другого на 30 см, кладут по спичечной коробке (или чурке такой же величины). Двое играющих с прутьями (пластмассовыми рапирами) в руках встают с разных сторон от кругов. Задача игроков - выбить рапирой чурку из дальнего круга, который защищает соперник, и одновременно отбить его атаки, охраняя чурку в собственном (ближнем) круге.
ИЗВИЛИСТАЯ ТРОПА
Пять городков или кеглей расставляют по прямой линии в 80 см друг от друга. В двух шагах от крайнего городка (за линией) становится игрок, которому завязывают глаза (надевают бумажный светонепроницаемый колпак). Он должен пройти в другой конец площадки, поочередно огибая каждое препятствие. Тот, кто свалит или пропустит хотя бы один предмет, считается не выполнившим задание.
ДВЕ РАКЕТКИ
Игрок в обеих руках держит по деревянной ракетке. На ракетках находятся по два теннисных мяча или по две спичечных коробки, поставленных друг на друга. Задача играющего забежать за ограничительную линию и вернуться обратно, не уронив с ракеток поставленных предметов. .Вначале можно проводить игру с одной ракеткой.
СЛЕПОЙ ФУТБОЛИСТ
В начерченный на земле круг кладется мяч, в 6 шагах от него за ограничительной линией становится игрок. Ему завязывают. глаза. Игрок поворачивается кругом на 360О, стараясь снова оказаться лицом к мячу. Он должен подойти к мячу и ударить по нему ногой
МНОГОБОРЦЫ
Игроки должны во время личного или командного соревнования:
не слезая со стула собрать 10 различных предметов, разложенных в радиусе 1 м от стула;
пронести на руке 3 спичечные коробки, поставленные ребром одна на другую;
пролезть в обруч, держа в руках ракетку, на которой лежит теннисный мяч;
действуя гимнастической палкой, словно клюшкой (но не ударяя), провести деревянную булаву или городок в ворота (между ножек стульев) и вернуться обратно.
МИШЕНЬ-БУТЫЛКА 2
На землю ставят две бутылки из-под молока или другие, каждый играющий держит в руке по 1ой горошин (рука на уровне груди). Стоя над бутылкой, игроки по сигналу начинают соревнование. Выигрывает тот, кто за 1 минуту опустил сверху в бутылку больше горошин. В бутылки с узким горлом положить горошины труднее.
ГРИБНИКИ
Каждому игроку дают в руки корзинку или детское ведро, затем завязывают глаза. После этого на площадку в шахматном порядке кладут шайбы, теннисные мячи, кубики и т. п. - всего 10-15 штук. Это «грибы», которые по сигналу начинают искать соревнующиеся игроки. Тот, кому удалось нащупать «гриб», кладет его в свою корзинку. На сбор «грибникам» дается 3 минуты. Побеждает тот, кто собрал больше предметов.
СОЙДИ С ПЕНЬКА
На земле чертят два круга диаметром 40-50 см. Рас ¬стояние между ними 4-5 шагов, что зависит от длины веревки, которая нужна для игры. Участники становятся на свои «пеньки» (круги).
По сигналу, каждый тянет за конец веревки, стараясь стащить соперника с «пенька», т. е. чтобы он вышел из круга хотя бы одной ногой. Перетяжка повторяется 2~3 раза. Побеждает выигравший большее число поединков.
ПАЛКА-РЫЧАГ
Соревнующиеся встают спиной друг к другу и поднимают вверх метровую палку, которую держат руками. Задача игроков - наклониться вперед и попытаться оторвать соперника от земли. Проигрывает тот, кто окажется в воздухе или отпустит палку.'
Другой вариант. Играющие садятся друг против друга на землю (упираясь ступнями ног в ступни партнера) и берутся за гимнастическую палку. По сигналу игроки начинают тянуть палку в свою сторону. Побеждает тот, кто смог приподнять соперника, продержав его в таком положении.
ПЕРЕПРАВА
Каждый игрок встает на два «кирпича», - еще два держит в руках. По сигналу он наклоняется, кладет «кирпичи» перед собой и, ступая на них, продолжает движение. Цель игры - пройти как можно быстрее 6-8 метров, не сойдя на землю. Аналогично соревнование с использованием двух табуреток. Игрок стоит на одной из них, а другую переставляет вперед, затем перебирается на нее и т.д.
Игры на сплочение
«Ассоциации»
Выбирается водящий, которому предлагается на время покинуть аудиторию. После того, как водящий вышел, оставшиеся игроки выбирают того о ком они будут рассказывать. Вернувшийся водящий задает каждому игроку по очереди вопросы – ассоциации (например – с каким деревом у тебя ассоциируется этот человек, с каким цветом, животным и т.д.). Игроки должны откровенно отвечать на заданный вопрос – задача водящего – угадать кто загадан.
«Мост»
Эта игра-соревнование двух команд. На полу определяется место для моста. Мост - полоса шириной около 0,5 метра и длинной 3-5 метра. Команды становятся по обеим сторонам моста. Задача состоит в том, чтобы, не оступившись, друг за другом перебраться на другую сторону моста, в тот же момент как противоположная сторона будет двигаться навстречу с таким же намерением. Какая команда переберется быстрее?
«Образовать круг»
Выбирается водящий, который будет давать команды «Разноименно!» и «Образовать круг»!», тем временем ребята при команде «Разноименно!» будут бродить по залу с закрытыми глазами в разном направлении, при команде «Образовать круг!» дети должны с закрытыми глазами найти друг друга с помощью вытянутых рук, взяться за руки и таким образом образовать круг.
«Разожми кулак»
Ребята делятся на пары, в каждой паре один зажимает кулак, задача второго любыми способами попытаться разжать кулак партнера, но кулак партнер разожмет только тогда, когда партнер догадается сказать словами «Разожми кулак». Мораль данной игры будет такова: «Не всегда можно применять силу, иногда стоит просто попросить».
«Узелки»
Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.
* Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.
«Комплименты»
Играющие стоят в кругу и в произвольном порядке перекидывают друг другу мяч. Бросок должен сопровождаться комплиментом тому, кому кидается мяч. Чем больше мяч, тем лучше — это заставляет людей раскрыться.
«Делимся по признаку»
Один человек выходит за дверь, группа тем временем договаривается о том, по какому признаку делиться и расходится на две группы (например, те, у кого есть шнурки, и те, у кого их нет). Задача вошедшего – угадать по какому признаку группа разбита на две части.
«Путанка»
Все берутся за руки, стоя к кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?»,- спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть».
«Мигалки»
Представители одного пола (например, девочки) сидят в кругу на стульях лицом внутрь, одно место свободно. Представители же другого пола, например, мальчики стоят за спинками стульев, по одному за стулом (в том числе и за пустым) и держат руки по швам. Тот из участников, кто стоит за пустым стулом пытается переманить к себе на стул кого-нибудь из сидящих, подмигивая ему (в нашем примере ей). Когда кто-нибудь из сидящих пытается убежать на свободный стул, задача того, кто стоит за ним — не дать тому это сделать, то есть осторожно поймать и не пустить.
«Дотронуться до одежды …цвета»
Играющие должны дотронуться до одежды (своей или чужой) того цвета, которого скажет ведущий. Ведущий должен успеть осалить кого-нибудь, кто не успел дотронуться. Осаленный становиться водящим.
Тренинги на доверие
«Пианино»
Группа сидит в кругу. Каждый кладет свои руки на колени соседям. Надо хлопать ладонями по коленям, так чтобы ладони хлопали строго по очереди, как они лежат. Сбившийся человек убирает руку, которой ошибся.
«Стена»
Человек с закрытыми глазами быстрым шагом идет в сторону либо стены, либо конца сцены. Его напарник должен в последний момент сказать "Стоп", чтобы человек остановился.
Техника безопасности:
• Обеспечить физическую безопасность.
• Предупредить группу, что человеку для восприятия информации необходимо определенное время, что следует учитывать при подаче команды.
«Бежать между шеренг»
Группа стоит в две шеренги лицом друг к другу вытянув руки вперед. Человек проходит между шеренгами и в последний момент перед его лицом руки по очереди поднимаются вверх. Проходить можно либо с открытыми, либо с закрытыми глазами.
«Дом – дерево – собака»
Материал: бумага, фломастеры или кисточки с красками, повязки для глаз. Продолжительность игры: 10 минут. Предполагаемое количество игроков: в парах. Каждая пара получает один фломастер или одну кисточку с красками, один ватман. Обоим участникам завязывают глаза. Каждая пара, работая только одним инструментом, должна нарисовать дом - дерево - собаку. При этом игроки не должны разговаривать друг с другом.
Игры на контактность
«Определи на ощупь»
Группа стоит в кругу. Нужно пройти и определить, у кого самые теплые руки (носы, уши...).
«Поздороваться носами»
За 30 секунд поздороваться с как можно большим количеством человек. Здороваться можно руками, носами, коленками, губками и т.д.
«Рисуем на ладошках»
Выполняется в парах. Ребята закрывают глаза, протягивают друг другу руки: один ладонями вверх, другой - вниз. Один представляет какой-то образ и пытается передать его второму, поглаживая его ладонями (например: море, ветер, двое под фонарем и т.д.). Затем пары меняются.
«Мешочек»
Группа встает кругом и, взяв друг друга под руки и протянув руки вперед, перебрасывает по кругу мешочек с горохом. Главное его не уронить т.к. в этом случае игра начинается сначала. Затем мешочек кидают через одного, потом через двоих.
«Круг»
Все рассчитываются на 1-2. Затем образуют два круга – внешний и внутренний. Все закрывают глаза и те, кто стоит во внешнем кругу, делают с закрытыми глазами 10 шагов против часовой стрелки. Затем 1-е и 2-е номера становятся друг против друга. Дается ощупать только руки. После этого всех аккуратно мешают. Глаза у всех закрыты. Теперь все открывают глаза, и их задача – найти свою пару.
Физминутки
*****
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз»,
А над ними весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Пошагать придётся нам – выше голова!
Мы шагаем весело в ногу «раз» и «два».
Наблюдай за птичками, головой верти.
Вот зарядка кончилась.
Сядь и отдохни.
*****
Мы пошли с тобой в лесок
И увидели грибок.
Раз грибок, два грибок
И набрали кузовок.
А как птичка-то поёт!
Восхищается народ.
Вон река неглубока.
Мы поплаваем пока.
Брасом, кролем. Хорошо!
Вот и день уже прошёл!
*****
Прыгай ножка по дорожке.
Прыгай и другая.
Все девчонки и мальчишки
в классе отдыхают.
Побежали все трусцой,
дружный бег на месте.
А теперь наклон большой,
поклонились вместе.
Руки вверх, глубокий вдох.
Руки опустили.
А теперь ещё разок
это повторили.
Отдохнули? Хорошо!
А теперь за дело.
Вот и день уже прошёл.
Время пролетело.
*****
Паровозик: «Чук-чук-чук».
Повезёт нас всех на юг.
Там мы будем отдыхать,
Плавать, бегать, загорать.
Отдохнули мы с тобой,
А теперь пора домой.
Паровозик: «Чук-чук-чук»
Возвращаемся, мой друг.
*****
Раз, два – наклонилися слегка.
3, 4 – руки в боки, будем делать многоскоки.
5, 6 – на лесенку надо влезть.
7, 8 – пробежаться вас попросим.
9, 10 – вот и всё.
Скоро встретимся ещё.
*****
Весна пришла! Встаём, друзья!
Нас ждёт-торопит улица.
Шагаем дружно: ты и я
И не будем хмуриться.
Вот птицы с юга к нам летят.
Букашки пробудились.
Деревья листьями шумят.
Все звери оживились.
Танцует лес, танцует луг
И мы с тобою кружимся.
Как хорошо весной вокруг!
С природой мы подружимся.
*****
Муравей не отдыхает.
За день много успевает:
Наклониться, подтянуться,
Перепрыгнуть, изогнуться,
Пробежать и повернуться,
Перелезть и развернуться,
Проползти и увернуться,
Чтоб на месте не споткнуться.
Так весь день. Назад - вперёд
И совсем не устаёт.
*****
Ёжик серенький бежит.
Видит палочка лежит.
Ёж нагнулся, палку взял
Да и дальше побежал.
Вот болото, а по ней
Ёжик с палочкой своей.
Прыг – скок, прыг – скок
Перебрался на песок.
Дальше ёжик наш бежит.
Птенчик жалобно пищит.
Ёжик птенчика берёт
И в гнездо его кладёт.
Лапкой птичкам помахал
И домою побежал.
*****
Раз, 2, 3, 4, 5 – начинаем в мяч играть.
Правой, левой набиваем
И в ворота забиваем.
Чтоб в ворота мяч забить,
Надо очень ловким быть.
*****
Раз – на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться.
2 – нагнулись до земли
И не раз, раза три.
3 – руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 – руки в боки.
Дружно делаем подскоки.
5 – присели раза два.
6 – за парты нам пора.
******
С добрым утром, детвора!
Просыпаться всем пора!
Потянулись – потянулись.
Вот уже почти проснулись.
Руки в стороны, вперёд,
А теперь наоборот.
Наклонились до носочков,
Пробежались на мысочках.
Прыгай дружно прыг да скок.
Продолжаем свой урок.
*****
Бабочка-красавица
Всем нам очень нравится!
Раз – росинкою умылась,
2 – к цветочку наклонилась,
3 – почистила сапожки,
4, 5 – махнула мошке,
6 – лапками подрыгала,
7 – быстренько попрыгала,
8 – платьице расправила,
9 – причёсочку поправила,
10 – полетела.
******
Лист на веточке сидел.
Во все стороны глядел:
Так глядел и так глядел.
Потом взял и полетел.
Вправо, влево,
Вверх и вниз,
И на кустике повис.
*****
Отправляемся, друзья,
Мы в страну Фантазия.
Вы теперь не мальчики,
А маленькие зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Прыгай прямо, прыгай в бок.
Вы теперь не девочки,
А рыженькие белочки.
С ветки – прыг,
На ветку – скок.
Не сорвись, смотри, дружок.
А сейчас вы муравьи.
Надо листик взять с земли.
Наклонились дружно разом
И подняли листик сразу.
Пошутили, посмеялись
Вдруг за партой оказались.
*****
К нам весна в село пришла.
Земля проснулась ото сна.
Глаз открыла, потянулась,
Подмигнула, улыбнулась.
Веточками покачала,
Листиками пошуршала,
Травками пошевелила
И травой лицо умыла.
Руки в боки уперла.
Ногу вправо отвела.
Покачалась так немного.
Думает: «Работы много.
Хватит спать, пора вставать
Пора работу начинать».
*****
Раз – потопали немножко,
2 – похлопали в ладошки,
3 – головкой повертели,
На 4 – тихо сели.
*****
Улыбнулось солнышко.
Поманило лучиком.
- Выбегайте быстренько.
На улице лучше.
Посмотри на солнышко.
Посмотри на веточку.
Полюбуйся бабочкой
И её расцветочкой.
Наклонись к цветочкам,
Рассмотри букашку.
И не рви гвоздику,
И не рви ромашку.
Вот уже и солнышко
С нами, друг, прощается.
Солнце наработалось
И спать отправляется.
*****
Мы присядем десять раз. Мышцы не болят у нас. (Приседания.)
Десять раз подпрыгнуть нужно, скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
*****
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
*****
Чтоб коленки не скрипели, чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко, поднимаемся легко. (Приседания.)
Раз, два, три! Чеканим шаг. (Ходьба на месте.)
Подаёт учитель знак. Это значит, что пора
Нам за парты сесть. Ура! (Дети садятся за парты.)
*****
Руки в стороны и вверх. Повторяем дружно!
Засиделся ученик —
Разминаться нужно!
(Руки к плечам, потом вверх; потом снова к плечам, потом в стороны и т.д.)
*****
Мы сначала всем в ответ
Головой покрутим: нет! (Вращение головой.)
Энергично, как всегда, головой покажем: да! (Подбородок прижимать к груди, затем запрокидывать голову назад.)
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад! (Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад! (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
*****
Отожмёмся мы сейчас, если сможем — десять раз.
Если меньше — не волнуйся, просто больше тренируйся! (Отжимания от парты.)
*****
Вот лягушка поскакала. Здесь воды ей, видно, мало.
И квакушка бодро скачет прямо к пруду, не иначе. (Прыжки на месте.)
Ну а мы пройдём немного. Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.)
Походили, порезвились, и на травку опустились! (Дети садятся за парты.)
*****
А теперь мы приседаем и колени разминаем.
Ноги до конца сгибать! Раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.)
Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)
Мы размяться были рады, но пора опять за парты. (Дети садятся за парты.)
*****
Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука!
Будем мышцы разминать! (Руки к плечам, вращения вперёд и назад.)
А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем!
Как упрямые все дети, скажем: «Нет!» — на всё на свете. (Вращение головой в стороны.)
*****
Для разминки из-за парт поднимаемся на старт!
Бег на месте! Веселей! И быстрей, быстрей, быстрей! (Бег на месте.)
Делаем вперёд наклоны —
Раз-два-три-четыре-пять! (Наклоны.)
Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять. (Вращение прямыми руками.)
Начинаем приседать — раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.)
А потом прыжки на месте, выше прыгаем все вместе! (Прыжки.)
Руки к солнышку потянем,
Руки в стороны растянем. (Потягивания — руки вверх, потом в стороны.)
А теперь пора учиться,
Да прилежно! Не лениться! (Дети садятся за парты.)
*****
А по небу ходят тучи,
Вот пробился солнца лучик.
(Потягивания , руки вверх.)
И вокруг запели птицы!
(Потягивания , руки в стороны.)
Ну а нам пора учиться. (Дети садятся за парты.)
****
Ловко прыгают зайчата: прыг да прыг, скок да скок!
Быстро бегать зайцам надо, чтоб не скушал серый волк! (Прыжки на месте.)
№ 13.
Медвежонок не боится Волка, Кабана, Лисицы.
Мишка по лесу идёт: «Где здесь пчёлы, где здесь мёд?» (Ходьба на месте, изображая медведя .)
Это трасса мотокросса. Крутятся вперёд колёса.
Если их назад вращать, мотоцикл поедет вспять. (Вращение руками вперёд и назад.)
****
А в лесу растёт черника, земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать, надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу! Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
****
Поглядите: чайки важно ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте, изображая чаек.)
Сядьте, дети на песок. Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)
*****
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова! (Вращение головой в стороны.)
Для начала мы с тобой крутим только головой. (Вращения головой.) Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем! (Повороты туловища вправо и влево.)
А теперь мы приседаем! Мы прекрасно понимаем:
Нужно ноги укреплять! Раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.) Приседания у нас, приседает целый класс!
Раз-два-три-четыре-пять! Ноги надо нам размять! (Приседания.) Напоследок потянулись вверх и в стороны прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись и за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)
****
Вот высокая сосна, к солнцу тянется она!
(Потягивания , руки вверх.)
Над поляной дуб старинный ветви в стороны раскинул.
(Потягивания , руки в стороны.)
Хорошо гулять по лесу!
Но учиться интересней! (Дети садятся за парты.)
****
Приседаем, приседаем! Ножки полностью сгибаем,
Чтобы мышцы упражнять! Раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.)
Мы готовы для похода, но от парты не отходим.
Поднимаем выше ноги, и не нужно нам дороги! (Ходьба на месте.)
****
Птицы учатся летать, плавно крыльями махать.
Полетели, полетели! Опустились, посидели. (Руки прямые перед грудью, затем рывком разводятся в стороны.)
****
Ёжик топал по тропинке и грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал неспеша, тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка!
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)
Разминки для пальцев
Чтоб красиво всем писать
Надо пальцы нам размять.
Кулачки все крепко сжали
И немного подержали.
Подержали и разжали.
Мне ладошки показали.
Делай быстро, детвора.
За письмо теперь пора.
*****
1. Пальчики в замок сцепили,
Вправо, влево покрутили.
2. Кисти вниз, потом подняли.
Так недолго помахали.
3. Каждый пальчик на руке
Помассировать в руке.
4. Пальцы в кулачки сомкнули,
Кисти рук слегка стряхнули.
*****
(к 3-ей разминке)
1. Трём ладони, милый друг,
Закрывая пальцы рук.
2. Вот ладошки встретились,
А теперь разъехались.
3. Закрываем в кулачки
Друг за другом пальчики.
*****
(к 4-ой разминке)
1. Пальцы вместе, пальцы врозь
2. Пальцы вытянули дружно,
А теперь сцепить их нужно.
3. Мяч в ладошки быстро взяли
И в ладошках повращали.
*****
(к 5-ой разминке)
1. Встали прямо и прогнулись,
А теперь легко согнулись.
2. Головою вправо, влево,
Чтобы шея не болела.
3. Вверх ладони отвели.
Крепко сжали в кулачки.
Руки в стороны взметнули.
Родительское собрание
На тему: «"Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей»
Цель: обсудить с родителями основные правила семейного воспитания, обменяться опытом воспитания детей в семье.
Задачи собрания:
1. Показать родителям значимость духовно - нравственного воспитания детей в семье.
2. Формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.
Оформление: пословицы о семье «Не нужен клад, когда в семье лад», «Согласную семью и горе не берёт»: «Семья вся вместе - душа на месте»,
«Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношений для каждого». Виктор Кротов
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л.Н.Толстой
Ход собрания:
(При входе в класс родители получают на выбор знаки красного и зеленого цвета и в зависимости от этого рассаживаются за столы, на которых стоят маячки соответствующего цвета).
1. Вступительное слово учителя:
-Уважаемые гости, здравствуйте. Я рада нашей сегодняшней встречи с вами в стенах нашей школы. Говорить мы будем о самом дорогом, что есть у каждого из нас, о здоровье, о детях, о здоровье наших детей.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения термину здоровье даётся следующее определение: «Здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Поэтому физическое здоровье человека нельзя рассматривать в отрыве от его духовного и нравственного здоровья.
«Строительный материал», из которого создан здоровый человек это:
физическое здоровье
психологическое здоровье
социальное здоровье
моральное здоровье
духовное здоровья
Под социальным здоровьем понимаются состояние личности в обществе, ее социальное благополучие, социальный комфорт, социальная безопасность, жизненная активность. Социальное здоровье обусловлено поведением человека, образом жизни и образом мыслей. Важнейшим фактором укрепления социального, а так же духовно-нравственного здоровья является СЕМЬЯ.
И тема нашего родительского собрания: «Семья, как фактор укрепления духовно- нравственного и социального здоровья детей»
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нём не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе 7 вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила «я»
Кто платье сошьёт, постирает бельё
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопрос подруга моя?
-«Я, я, я»,-Ева молвила – «я»
Сказала она знаменитых семь «я»
Итак, на земле появилась семья
-Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, с окружающим миром, другими людьми.
Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе, основанная на браке или кровном родственная группа, члены которой связаны общностью быта, моральной ответственностью и взаимопомощью.
Для каждого из своих членов семья является школой любви, как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, дедушкам, бабушкам, братьям, сестрам. Радость и горе в духовно-богатой семье становится общим: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви. Не зря говорят народные пословицы и поговорки: « Мать праведная - ограда каменная», « Отец сына не на худо учит».
Дом – очаг, в котором надо постоянно поддерживать огонь, чтобы тепло его не остывало, а сохранилось в памяти и сердце ребенка на всю жизнь. В семье, в общении с родителями, дети получают первые уроки жизни. В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери как образца для подражания, а также родительское слово как метод педагогического воздействия. Главное, чтобы слова родителей, их пример, реальные проявления, а также оценки поведения детей совпадали и тем самым закрепляли представления ребенка о том, «Что такое хорошо и что такое плохо».
2. Игра для родителей.
-Для того чтобы вы, уважаемые родители, почувствовали, что мы единое целое вместе с вами, я зажигаю свечу – свечу желаний и предлагаю по кругу рассказать, каким вы хотите видеть вашего ребёнка по выпуску из начальной школы, чему бы обучили и чтобы воспитали в вашем ребенке.
ИГРА « СВЕЧА ЖЕЛАНИЙ»
ЦЕЛЬ: осознание потребностей родителей, их запроса, сплочение коллектива.
А мы, в свою очередь, хотим, чтобы мы с вами стали единой семьей, в которой и горе, и радость, удачи и неудачи будет делиться пополам.
Семья-это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены эмоциями, интересами, отношением к жизни. Что семья может отдать ребенку? В чем её психологическая сила? Дом и предки играют решающую роль в становлении психики ребёнка. Потому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство
А дом, заставленный хорошим, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И окно с живым цветом - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна заполнен дом твоим теплом.
-Что может быть важнее комфортного Дома, где тебя проймут, посочувствуют, поддержат? Как же выстроить такой Дом? С чего начать?
Давайте попытаемся построить такой дом.
3. Работа в группах:
Учитель: А для этого все мы разделимся на «строительные бригады» (бригады или группы формируются по разноцветным кружкам, полученным при входе)
Задание для первой бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые вы связываете с понятием «Дом». Дом- это….(крепость, очаг…)
Задание для 2-ой бригады: предложить несколько понятий, которые составляют «фундамент» Дома (например, взаимопонимание)
Пришло время послушать бригадиров каждой бригады.
Учитель: Вот мы и построили с вами настоящий уютный дом, в котором в котором вместе с вашей семьёй живут любовь, понимание, доброта, нежность, доверие.
Я думаю, что все вы согласитесь с тем, что самым светлым и уютным будет дом, наполненный детским смехом.
Вот мы и подошли к самому дорогому, что есть у нас в жизни, к нашим детям, к их бедам и их радостям.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с ними своей добротой, опытом, знаниями.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только впервые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.
Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых — отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:
- любовь умиления;
- любовь деспотическая;
- любовь откупа.
Уважаемые родители, прежде чем я раскрою смысл каждого из этих выражений, хочу обратить ваше внимание на мини-анкету, предложенную на доске. За время собрания дайте ответы на вопросы, и если где-то столкнетесь с несоответствием между желанием и действительностью, то попробуйте найти выход из противоречия и проанализировать, почему оно возникло.
Вернемся к тем недостаткам, которые встречаются в воспитании.
Любовь умиления — самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Вторая разновидность неразумной родительской любви - деспотическая любовь. Эта форма - одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.
Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь - такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Третья разновидность неразумной родительской любви - любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным: благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других; и неблагополучным, когда он - баловень семьи, а затем нередко - деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он - «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
- Какой же должна быть подлинная родительская любовь? В каких проявлениях любви особенно нуждаются наши дети? Какие ошибки мы совершаем? На эти вопросы мы постараемся сегодня ответить.
- Мы часто жалуемся, на то, что у нас много работы, мы очень заняты, и некогда заниматься воспитанием детей. Социологи установили, что на воспитание детей у мамы и папы остается ежедневно всего лишь 17 минут. Подумайте, что вы можете дать своему ребенку за это время?
- Поэтому нужно стараться воспитывать ребенка не только в свое присутствие, но и в свое отсутствие, то есть не моралью и нотацией, а любовью и всем образом своей жизни. Воспитывают в семье даже молчанием, взглядом, мимикой, радостью и грустью. Трагедия детей – с малых лет чувствовать себя в семье лишним, одинокими, незащищёнными
4. Практическая часть.
Учитель: Поставить себя на место вашего собственного ребенка и ответить на вопросы так, как ответил бы он, т.е. взглянуть на ситуацию его глазами.
(Родители отвечают на вопросы анкеты. После этого им для сравнения раздаются ответы их детей. После собрания классный руководитель собирает ответы детей и родителей для дальнейшего анализа ситуации в семье.)
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети — наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.
А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни.
Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Родителям предлагается закончить предложения:
Если:
1) ребенка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть);
2) ребенок живет во вражде, он учится…(быть агрессивным);
3) ребенок растет в упреках, он учится…(жить с чувством вины);
4) ребенок растет в терпимости, он учится…(понимать других);
5) ребенка хвалят, он учится…(быть благородным);
6) ребенок растет в честности, он учится…(быть справедливым);
7) ребенок растет в безопасности, он учится…(верить в людей);
8) ребенка поддерживают, он учится…(ценить себя);
9) ребенка высмеивают, он учится…(быть замкнутым);
10) ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится…(находить любовь в этом мире).
По окончании работы проводится коллективное обсуж¬дение вариантов ответов. Родители пытаются отстоять свою точку зрения.
- Сейчас вам представится возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в наших семьях, глазами наших детей. На столах лежат бланки с вопросами анкеты «Моя семья». Ваша задача – попробовать поставить себя на место вашего собственного ребенка и ответить на вопросы так, как ответил бы он.
Анкета «Моя семья»
1. Меня почти во всем поддерживают.
2. У нас в семье бывают разногласия, а иногда даже ссоры.
3. Мне бывает трудно дома.
4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.
5. Меня во многом ограничивают.
6. Дома всегда считаются с тем, чтобы мне хотелось иметь.
7. Мне всегда дают карманные деньги.
8. У нас дома бывают мои друзья.
9. Мне хочется больше самостоятельности.
10.Родители заняты только собой.
Варианты ответов:
• практически всегда;
• иногда;
• никогда.
- Теперь возьмите анкеты детей и сравните со своими ответами. Вы видите, как часто не совпадают ваши взгляды на ситуации в семье, с взглядами детей. Задумайтесь, почему ребёнок ответил не так, как предполагали вы? Остановитесь и поразмышляйте, в чем ваши удачи в воспитании ребенка и где вы ошибаетесь.
- Давайте попробуем совместно разобраться, почему расходятся наши мнения и мнения детей по многим вопросам, возникающим в семье. И мы вновь поработаем группами
• Пусть каждый из вас вспомнит ошибки, которые вы иногда допускаете в воспитании своих детей
• Обсудите и выберете общие ошибки в воспитании. Запишите их на «облачках» (3 минуты). (По истечении времени представитель группы докладывает о работе, вывешивая «облачка» на доску.)
После информации всех групп, выделяются и обсуждаются общие ошибки.
-Современные педагоги выделили 10 основных ошибок в воспитании.
1. Обещание больше любить.
2. Слишком мало ласки. «Поцелуй и прочие нежности не так уж важны для ребёнка».
3. Безразличие. «Делай что хочешь, мне всё равно».
4.Слишком много строгостей «Ты должен делать то, что я тебе сказала, так как я в доме главная».
5. Детей надо баловать «Пожалуй, я сделаю это сама, моему малышу это не по силам».
6. Навязанная роль
7. «Больше денег – лучше воспитание».
8. Наполеоновские планы «Мой ребёнок будет заниматься теннисом, музыкой, танцами, спортом. Я не позволю ему упустить свой шанс».
9. Наше настроение « Можно или нет? Всё зависит от настроения».
10. Слишком мало времени для воспитания ребёнка. «К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя»
Давайте сравним свои выводы с выводами специалистов. Допускаем мы такие ошибки?
На одном из классных часов « Тепло родного очага» мы с ребятами обсуждали тему « Печальные моменты моего детства», где я предложила ребятам написать, с чем связаны такие моменты на капельках дождя. Что же наши дети считают печальными моментами, можем ли мы что-либо сделать, чтобы у наших детей таких моментов было как можно меньше? (зачитываются и прикрепляются на доску, под тучками капельки с надписями детей) Обсуждение
Учитель: Мы обратились к ошибкам семейного воспитания, а теперь давайте рассмотрим наши достоинства, которых, я убеждена, намного больше. Сейчас я вновь попрошу вас поработать в группах.
Подумайте, обсудите в группе и запишите на лучах солнышка, которые лежат у вас на столах ответы на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка, как я проявляю к нему свою любовь?» (Например, улыбкой, добротой, я часто обнимаю своего ребенка, зная как это важно для него).
Давайте поделимся вашими находками со всеми. На доске прикреплено общее солнышко. Это вы своим теплом согреваете своих детей. Как же называются ваши лучи? (представители групп прикрепляют магнитами свои лучи)
На уже упомянутом классном часе, мы с ребятами, конечно же, говорили и о самых счастливых моментах их жизни, и такие моменты дети фиксировали на лепестках цветка. Что же делает их счастливыми? (зачитываются и прикрепляются лепестки)
Посмотрите, наше солнышко, под которым распустился прекрасный цветок. Оно щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая для этого место и время. Так и мы, родители, должны любить своих детей, без каких либо на то условий, просто так, безусловно. А выразить свою любовь к ребёнку, можно используя не только слова, но и…
• Контакт глаз.
Контакт глаз – это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Младенцы, лишенные любящего взгляда матери чаще болеют, хуже развиваются. Потребность в контакте глаз дана человеку от рождения. В 6-8 недель глаза ребенка ищут чего-то, первая улыбка на лице младенца появляется в ответ на ваше лицо.
Переданная взглядом информация может отпечататься в сознании ребенка, лучше, чем сказанные слова. Даже если вы прибегаете к какому-либо наказанию, в ваших глазах должна быть любовь, а не злоба.
Если потребности в контакте глаз удовлетворены, то ребенок обаятелен, он не отворачивает голову сторону при контакте с людьми, с такими детьми хочется общаться.
• Физический контакт.
Теплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение. Известный американский хирург Роберт Мак сказал: "Для того чтобы просто существовать, ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития - двенадцать”.
• Пристальное внимание.
Пристальное внимание требует времени и проявляется в том, что вы готовы выслушать ребенка наедине, столько времени, сколько необходимо вашему ребенку.
Довольно часто возникают ситуации, когда ребенку необходимо пристальное внимание, но именно в эту минуту вы меньше всего расположены его слушать. Пристальное внимание предполагает возможность полностью сосредоточиться на ребенке, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы ваш ребенок не сомневался в вашей полной безоговорочной любви к нему. В такие моменты ребенок должен почувствовать, что он единственный в своем роде, что он особенный.
Если мы проявляем пристальное внимание уже к маленькому ребенку, то он приобретает способность и потребность делится со взрослым своими переживаниями, делает это естественно даже переживая кризисные периоды в своей жизни.
В любой семье рано или поздно возникают такие ситуации, выход из которых родителям трудно найти. Но у каждого из вас есть родительский опыт, которым вы можете поделиться с другими.
Практическое занятие «Выход из ситуации»
В последнее время ребёнок очень изменился, мало общается с близкими людьми, молчит, подолгу сидит, о чём-то думает. На все расспросы родителей отвечает уклончиво, либо вообще уходит от ответов. Родители склонны думать, что ребёнок страдает. Как поступить в такой ситуации?
В конце учебной четверти вы получаете дневник своего ребёнка и видите, что результат учения весьма и весьма успешный. Вы рады, хвалите ребёнка за успехи, но через пару дней вас приглашают в школу, для серьёзного разговора и вы узнаёте, что ваш сын или дочь исправили оценки и расписались за классного руководителя. Результаты учения плохие, и ребёнок вас обманул. Как поступить? (обсуждение)
.
- В итоге нашего разговора мне хочется раздать вам конверты, в которых лежат рассуждения наших детей на тему «Если бы я был мамой (папой), то проявил свою любовь к ребенку так…». Я думаю, что вам будет над чем поразмыслить прочитав эти сочинения.
5. Заключительная часть.
Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.
Собрание хотелось бы закончить стихотворением, еще раз подтверждающим это:
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же - никогда.
Тот лучший проповедник -
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии -
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать,
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам.
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.
Помните, что главным условием целостности семьи является взаимная любовь. Не стесняйтесь проявлять любовь к своим близким и в первую очередь к детям. Помните, что истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит. Помните: Без любви все – ничто!
В подарок Вам:
10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЬСТВА:
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или – как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
.2. Признавайте свои ошибки, просите прошения за неправильные действия и поступки, будьте справедливыми в оценке себя и других.
3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.
4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо, что посеешь, то и взойдет.
5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше.
6.Не унижай!
7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь – если можешь – и не делаешь.
8. Умейте говорить со своим ребёнком так, как Вам хотелось, чтобы говорили с Вами, проявляя мягкость, исключая назидательность, грубость и хамство.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотела бы, чтобы другие сделали твоему.
10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.