Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
мотивировать и направлять на активное и созидательное участие в будуще экономической жизни; раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
заинтересовывать не только в личном экономическом успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития экономической науки и практики, осознание своего места в поликультурном мире;
сформировать экологическое мышление, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;
формировать российскую и гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед родиной, гордости за свой край, совою родину; гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
формировать поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение; анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических ресурсов ;
Метапредметные результаты
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умение объяснять явления и процессы экономической действительности с научных, социальных и экономических позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способность анализировать реальные экономические ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и т.д.);
овладение различного вида публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
Предметные результаты :
Познавательная сфера:
Относительно целостное представление об экономике и о человеке, о сферах и областях экономической жизни;
знание ряда ключевых понятий базового для школьной экономики наук;
умения объяснять с их позиций явления экономической действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социально-экономических ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную информацию в различных источниках, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей;
умение самостоятельно определять свои цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность; выбирать рациональные стратегии в условиях ограниченности ресурсов;
сформированность системы знаний об экономической сфере жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
Владение навыками познавательной рефлексии;
Ценностно-мотивационная сфера
Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
знание основных экономических понятий, механизмов, понимание их роли в жизни человека и государства ;
Трудовая сфера:
Знание особенностей труда как одного из основных видов экономической деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
Коммуникативная сфера
Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознано воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов;
Содержание программы
Раздел 1. Экономика и человек. Экономика фирмы.
Тема 1. Экономика как наука и хозяйство
Основные понятия: Что изучает экономика. Экономика: наука и хозяйство. Потребности и блага. Факторы производства. Ограниченность ресурсов и проблема выбора. Рациональное поведение людей в экономике. Альтернативная стоимость и производственные возможности. Экономическая система. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Смешанная экономическая система.
Тема 2. Рыночный механизм.
Основные понятия: Спрос. Закон спроса. Спрос и величина спроса. Факторы спроса. Предложение. Закон предложения. Предложение и величина предложения. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Равновесная величина и равновесное количество. Нарушение рыночного равновесия.
Тема 3. Экономика фирмы.
Основные понятия: Конкуренция и ее виды. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Формы организации бизнеса. Понятие предпринимательства. Индивидуальная деятельность. Хозяйственные товарищества и общества. Акционерное общество. Экономика фирмы. Финансовые показатели фирмы. Виды издержек фирмы. Средние издержки. Источники финансирования фирмы. Внутренние и внешние источники финансирования. Виды ценных бумаг. Менеджмент. Основные принципы менеджмента. Экономические цели предприятия. Функции управления. Организационная структура управления предприятием. Маркетинг. Основные элементы маркетинга. Реклама: достоинства и недостатки. Виды рекламных стратегий.
Тема 4. Финансы семьи. Основные понятия: Рынок труда. Особенности рынка труда. Заработная плата. Производительность труда. Финансы семьи. Расходы семьи .потребительский кредит. Неравномерность распределения расходов.
2. Государство и экономика.
Тема 1. Экономика страны. Основные понятия: Предмет макроэкономики. Макроэкономические агенты. Макроэкономические рынки. Экономический кругооборот. Валовый внутренний продукт (ВВП). Что включается в состав ВВП. Экономический рост. Содержание экономического роста. Факторы Экономического роста. Экономический цикл. Фазы экономического цикла. Виды экономических циклов.
Тема 2. Денежное обращение. Основные понятия: Денежное обращение. Возникновение денег и виды денег. Функции денег. Ликвидность. Инфляция. Сущность инфляции. Виды и причины инфляции. Социально-экономический последствия инфляции. Банковская система России. Коммерческие банки. Банк России. Монетарная политика Банка России. Другие финансовые организации.
Тема 3. Роль государства в экономике. Основные понятия: Роль государства в экономике. Экономические функции государства. Финансы государства. Бюджетно-налоговая политика государства. Налоги. Функции налогов. Системы налогообложения. Кривая Лаффера. Безработица. Занятые и безработные. Типы безработицы. Уровень безработицы. Международная торговля. Абсолютное и сравнительное преимущество.
Тема 4. Мировая экономика. Основные понятия: Современные тенденции развития мирового хозяйства. Валютный рынок. Государственная политика в области международной торговли
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование тем | КЭС | КПУ | Всего часов |
10 класс |
1 | Что изучает экономика. | 2.1 | 2.1 2.3 | 1 |
2 | Проблема выбора | 2.1 | 2.3 2.4 2.7 2.9 | 1 |
3 | Экономические системы | 2.3 | 2.7 2.6 2.2 | 1 |
4 | Спрос | 2.4 | 2.3 2.4 2.6 | 1 |
5 | Предложение | 2.4 | 2.1 2.3 2.7 | 1 |
6 | Рыночное равновесие | 2.4 | 2.1 2.3 2.4 | 1 |
7 | Конкуренция | 2.2 | 2.2 2.4 2.7 | 1 |
8 | Формы организации бизнеса | 2.9 | 1 |
9 | Экономика фирмы | 2.7 | 1 |
10 | Источники финансирования фирмы | 2.9 | 2.3 2.4 2.5 2.9 | 1 |
11 | Менеджмент | 2.9 | 1 |
12-13 | Маркетинг | 2.9 2.4 | 2 |
14 | Рынок труда | 2.9 | 2.7 2.2 2.6 2.2 2.1 2.8 2.7 2.9 | 1 |
15 | Финансы семьи. | 2.16 | 1 |
16 | Повторение | 2.1 2.3 2.2 2.4 2.7 2.9 2.16 | 1 |
17 | Итоговый контроль. | 1 |
| |
11 класс |
1 | Предмет макроэкономики. | 2.1 | 2.1 2.2 | 1 |
2 | Валовый внутренний продукт. | 2.11 | 2.2 2.3 2.4 | 1 |
3 | Экономический рост | 2.11 | 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.7 | 1 |
4 | Экономический цикл | 2.11 | 1 |
5 | Денежное обращение | 2.14 | 1 |
6-7 | Инфляция | 2.10 | |
8-9 | Банковская система в России | 2.6 | 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.9 2.8 | 1 |
10 | Роль государства в экономике | 2.12 | 1 |
11-12 | Налоги | 2.13 | 1 |
13 | Безработица | 2.9 | 1 |
14-15 | Международная торговля | 2.15 | |
16 | Повторение | 2.1 2.11 2.14 2.10 2.6 2.9 2.12 2.15 2.13 | |
17 | Итоговый контроль | 2.1-2.9 | 1 |
Литература:
Экономика. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учр. / Королева Г.Э, Бурмистрова Т.В. – М.:Вентана-Граф,2020.
Сергей Гуриев. Мифы экономики: Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики - 2011 год
Под ред. Исаева В.А., Савинского А.В.. Экономика. Базовый курс (Учебное пособие) - 2011 год
Л. А. Кобина. ПРАКТИКУМ ПО ЭКОНОМИКЕ - 2010 год
И.Ю. Устинов. ЭКОНОМИКА. МИКРОЭКОНОМИКА (Учебное пособие) - 2010 год
Шевчук Д.А.. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ. (Учебное пособие) - 2009 год
Я.С. Ядгаров. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ (Учебник Четвертое издание, переработанное и дополненное) - 2009 год
Т. Д. Ромащенко. ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - 2008 год
А. И. Попов . ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА - 2008 год
Щербина Л. В.. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ - 2008 год
Т.Е. Кочергина. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА (Учебник) - 2008 год
Е. Л. Елисеева, Н.И. Роньшина. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ - 2008 год
Е. Б. Бедрина, О.А. Козлова, Т.А. Саламатова, А.В. Толпегин.. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ - 2008 год
И. М. Александров. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - 2007 год
Ю. П. Страгис. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ (Учебник) - 2007 год
Одинцова М.И. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА. - 2007 год
Г.М. ГУКАСЬЯН. ЭКОНОМИКА от «A» до «Я» (Тематический справочник) - 2007 год
Формирование УУД в основной школе. Пособие для учителя./под редакцией А.Г.Асмолова М.: Просвещение 2011