Планируемые результаты освоения факультативного курса «Русский язык. Школа развития речи» во 2 классе
Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Личностные результаты:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов;
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Содержание факультативного курса «Русский язык. Школа развития речи»
.
Слово ( 13 ч). ИТБ. Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание (3 ч). Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст (14 ч). Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения (4ч ). Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
Календарно- тематический план
№ п/п | Дата планируемая | Дата фактическая | Наименование тем и разделов | Количество часов |
Слово (13 ч) |
1. | 02.09 | | ИТБ. Слово. Значение слова. | 1 |
2. | 09.09 | | Многозначные слова. | 1 |
3. | 16.09 | | Омонимы. | 1 |
4. | 23.09 | | Омофоны, омоформы. | 1 |
5. | 30.09 | | Синонимы. | 1 |
6. | 07.10 | | Антонимы. | 1 |
7. | 14.10 | | Фразеологизмы. | 1 |
8. | 21.10 | | Употребление фразеологизмов в речи. | 1 |
9. | 28.10 | | Фразеологизмы и крылатые выражения. | 1 |
10. | 11.11 | | Пословицы. | 1 |
11. | 18.11 | | Загадки. | 1 |
12. | 25.11 | | Изобразительные средства языка. Сравнение. | 1 |
13. | 02.12 | | Изобразительные средства языка. Олицетворение. | 1 |
Предложение и словосочетание (3 ч) |
14. | 09.12 | | Связь между предложениями в тексте. | 1 |
15. | 16.12 | | Связь между частями текста. | 1 |
16. | 23.12 | | Работа с деформированным текстом. | 1 |
Текст (14 ч) |
17. | 30.12 | | Текст. Тема текста. Заглавие. | 1 |
18. | 20.01 | | ИТБ. Текст. Опорные слова. | 1 |
19. | 27.01 | | Составление текста по опорным словам. | 1 |
20. | 03.02 | | Изложение текста по опорным словам. | 1 |
21. | 10.02 | | План текста. Составление плана. | 1 |
22. | 17.02 | | Связь между частями текста. Виды плана. | 1 |
23. | 24.02 | | Картинный план. | 1 |
24. | 03.03 | | Цитатный план. | 1 |
25. | 10.03 | | Редактирование текста. | 1 |
26. | 17.03 | | Типы текста. Описание. | 1 |
27. | 07.04 | | Текст – сравнительное описание. | 1 |
28. | 14.04 | | Типы текста. Повествование. | 1 |
29. | 21.04 | | Типы текста. Рассуждение. | 1 |
30. | 28.04 | | Сочинение на тему «Мой выходной день». | 1 |
Культура общения (4 ч) |
31. | 05.05 | | Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения. | 1 |
32. | 12.05 | | Использование вежливых слов с учётом речевой ситуации . | 1 |
33. | 19.05 | | Использование вежливых слов с нужной интонацией, мимикой. | 1 |
34. | 26.05 | | Викторина « Вежлив ли ты?» | 1 |