Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
« СШ № 18 » города Смоленска
СОГЛАСОВАНО Согласовано Заместитель директора по ВР _________ Котова Т.Е №_______от________ | УТВЕРЖДАЮ Директор _____________ Батюкова Г.В Приказ №________ от _________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ ДЛЯ 1- 4 КЛАССА НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД Программу составил учитель физической культуры Чуркова И.Н 2024 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта на основе примерной программы по учебным предметам и рабочим программам:
И.А. Винер, Н.М. Горбулина, О.Д. Цыганкова.
Занятия ритмикой тесно связаны с обучением на уроках физической культуры и музыки, дополняя друг друга. Ведь именно уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют общему разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую незрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений. Уроки ритмики положительно влияют на умственное развитие детей, создают благоприятные условия для развития творческого воображения и фантазии школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность класса.
Целью занятий ритмикой является формирование основ здорового образа жизни, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию школьников.
На занятиях по ритмике работа с детьми ведется по следующим направлениям, которые решают следующие задачи:
Развитие музыкальности.
Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать её настроение и характер, понимать ее содержание;
Развитие музыкальных способностей (музыкального слуха, чувства ритма);
Развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений:
Развитие ловкости, точности, координации движений;
Развитие гибкости и пластичности;
Формирование правильной осанки, красивой походки;
Воспитание выносливости, развитие силы;
Развитие умения ориентироваться в пространстве;
Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;
Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
Развитие творческого воображения и фантазии;
Развитие способности к импровизации в движении.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Личностные результаты
Сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению через интерес к ритмико-танцевальным, гимнастическим упражнениям. Наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству, физическим упражнениям. Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.
Метапредметные результаты
•регулятивные
способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; накопление представлений о ритме, синхронном движении, наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности
•познавательные
навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя.
Учащиеся должны уметь:
*готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно;
*под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
*ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
*ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая
круг и не сходя с его линии;
*ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
*соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
*выполнять игровые и плясовые движения;
*выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
*начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
•коммуникативные
*умение координировать свои усилия с усилиями других;
*задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций.
Предполагаемая результативность:
*Приобретение навыков постановки корпуса, головы, сохранение осанки на протяжении всего занятия, освоить понятия гибкости, ритмичности, согласованности, синхронности исполнения;
*Укрепление здоровья через упражнения, танцы и игры;
*Первоначальные знания и представления о народном, классическом и эстрадном танце.
Учащиеся должны уметь:
готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно;
под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии.
ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
выполнять игровые и плясовые движения;
выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
• коммуникативные
умение координировать свои усилия с усилиями других;
задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций.
ГОДОВОЙ ПЛАН-ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ 1 КЛАССА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧАСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Ожидаемый результат |
| | 16 | |
1 | Введение. Что такое ритмика. Беседа о технике безопасности на уроке, при разучивании танцев. | 1 | Личностные: 1.Владение умениями (физическими качествами). 2.Демонстрировать результаты. 3.Владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности (самостоятельно выполнять и проводить различные комплексы упражнений). 4.Владеть способами спортивной деятельности (участие в спортивных соревнованиях и готовность к выполнению норм ГТО). 5.Владеть правилами поведения на занятиях (нормы техники безопасности, личной гигиены и занятий). Метапредметные: 1.Владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий, их планирования и наполнения содержанием. 2.Владение умениями выполнения двигательных и физических упражнений базовых видов спорта, активно их использовать. 3.Владение способами наблюдения показателями индивидуального здоровья. Предметные: 1.Способность отбирать физические упражнения, составлять из них индивидуальные комплексы. 2.Способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности. 3. Умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических качеств. |
2 | Постановка корпуса. Построение в одну шеренгу, колонну. | 1 |
3 | Позиции ног. ОРУ под музыку. Пластические этюды. | 1 |
4 | Позиции рук. Танцевальная зарядка. | 1 |
5 | Позиции рук. Танцевальная зарядка. | 1 |
6 | ОРУ под музыку. Построения. Перестроения. | 1 |
7 | ОРУ под музыку. Ходьба с координацией рук и ног. | 1 |
8 | Закрепление пройденного материала. | 1 |
9 | Изучение элементов партерной гимнастики. | 1 |
10 | Упражнения для профилактики плоскостопия. Танцевальная зарядка. Пластические этюды. | 1 |
11 | Танцевальная зарядка. Пластические этюды. | 1 |
12 | Танцевальная зарядка. Прыжки, бег, подскоки. | 1 |
13 | Упражнения, развивающие пластику под музыкальное сопровождение. Элементы степ-аэробики. | 1 |
14 | Галоп, шаг Польки. Игры под музыку. Элементы степ - аэробики. | 1 |
15 | Приставной шаг в движении. Игры под музыкальное сопровождение. Элементы степ - аэробики. | 1 |
16 | Конкурс « Пластические этюды». | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧАСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Ожидаемый результат |
| | 17 | |
1 | Беседа о технике безопасности на уроке, при разучивании танцев. Сюжетно-ролевые игры. | 1 | Личностные: 1.Владение умениями (физическими качествами). 2.Демонстрировать результаты. 3.Владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности (самостоятельно выполнять и проводить различные комплексы упражнений). 4.Владеть способами спортивной деятельности (участие в спортивных соревнованиях, готовности к сдаче норм ГТО). 5.Владеть правилами поведения на занятиях (нормы техники безопасности, личной гигиены и занятий). Метапредметные: 1.Владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий, их планирования и наполнения содержанием. 2.Владение умениями выполнения двигательных и физических упражнений базовых видов спорта, активно их использовать. 3.Владение способами наблюдения показателями индивидуального здоровья. Предметные: 1.Способность отбирать физические упражнения, составлять из них индивидуальные комплексы. 2.Способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности. 3. Умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических качеств. деятельности (участие в спортивных наполнения содержанием. упражнений). упражнений базовых видов спорта, |
2 | ОРУ под музыку. Постановка корпуса. Разучивание поклона. Позиции ног. Основные правила. Сюжетно-ролевые игры. | 1 |
3 | Упражнения на дыхание. Упражнения для развития правильной осанки. Степ-аэробика. | 1 |
4 | Позиции ног, рук. Упражнения, развивающие пластику. | 1 |
5 | Позиции рук, ног. Упражнения, развивающие пластику. Степ-аэробика. | 1 |
6 | Построения. Движения по линии танца под музыкальное сопровождение. | 1 |
7 | ОРУ. Ходьба с координацией рук и ног. Тесты, позволяющие оценить эластичность мышц плечевого пояса. | 1 |
8 | Разучивание разминки под музыку. Разучивание комбинаций в паре. | 1 |
9 | Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса. Степ-аэробика. | 1 |
10 | Элементы партерной гимнастики. «Лодочка», «Корзиночка», «Свечка». | 1 |
11 | Упражнения для профилактики плоскостопия. Разучивание комбинаций в паре. | 1 |
12 | Танцевальная разминка. Пластические этюды. Степ-аэробика. | 1 |
13 | Прыжки, бег, подскоки под музыку. Разучивание комбинаций в паре. Акробатические элементы. | 1 |
14 | Прыжки, бег, подскоки. Разучивание комбинаций в паре. | 1 |
15 | Прыжки «Разножка». Эстафеты под музыку. | 1 |
16 | ОРУ под музыку. Акробатические упражнения. | 1 |
17 | Конкурс « Акробатические пирамиды». | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧАСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Ожидаемый результат |
| | 17 | |
1 | Беседа о технике безопасности на уроке, при разучивании танцев. Ходьба. Виды ходьбы. | 1 | Личностные: 1.Владение умениями (физическими качествами). 2.Демонстрировать результаты. 3.Владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности (самостоятельно выполнять и проводить различные комплексы упражнений). 4.Владеть способами спортивной деятельности (участие в спортивных соревнованиях). 5.Владеть правилами поведения на занятиях (нормы техники безопасности, личной гигиены и занятий). Метапредметные: 1.Владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий, их планирования и наполнения содержанием. 2.Владение умениями выполнения двигательных и физических упражнений базовых видов спорта, активно их использовать. 3.Владение способами наблюдения показателями индивидуального здоровья. Предметные: 1.Способность отбирать физические упражнения, составлять из них индивидуальные комплексы. 2.Способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности. 3. Умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических качеств. деятельности (готовность к выполнению норм ГТО). |
2 | ОРУ под музыку. Элементы гимнастики. Степ-аэробика. | 1 |
3 | Разминка под музыку. Галоп, подскоки в повороте. | 1 |
4 | Упражнения на развитие координации. Галоп, подскоки в повороте. | 1 |
5 | ОРУ под музыкальное сопровождение. Ходьба с координацией рук и ног. | 1 |
6 | Азбука ритмической гимнастики. Степ-аэробика. | 1 |
7 | Позиции рук. Основные правила. Комплекс гимнастической пирамиды. | 1 |
8 | Позиции ног. Основные правила. | 1 |
9 | Разучивание танцевальных связок. | 1 |
10 | Закрепление пройденного материала. Разучивание танцевальных связок. Степ-аэробика. | 1 |
11 | Разминка под музыку. Шаг польки. | 1 |
12 | Галоп, подскоки в повороте. Ритмика под музыку. | 1 |
13 | Работа над растяжкой. Ритмика под музыку. Степ-аэробика. | 1 |
14 | Мостик, стойка на лопатках. | |
15 | Акробатические сюжеты и этюды. | 1 |
16 | Отработка гимнастических элементов в парах. | 1 |
17 | Конкурс «Акробатические пирамиды». | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧАСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Ожидаемый результат |
| | 17 | |
1 | Введение в мир танца. Правила техники безопасности на занятиях. Виды ходьбы под музыкальное сопровождение. | 1 | Личностные: 1.Владение умениями (физическими качествами). 2.Демонстрировать результаты. 3.Владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности (самостоятельно выполнять и проводить различные комплексы упражнений). 4.Владеть способами спортивной деятельности (участие в спортивных соревнованиях и готовность к выполнению норм ГТО ). 5.Владеть правилами поведения на занятиях (нормы техники безопасности, личной гигиены и занятий). Метапредметные: 1.Владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий, их планирования и наполнения содержанием. 2.Владение умениями выполнения двигательных и физических упражнений базовых видов спорта, активно их использовать. 3.Владение способами наблюдения показателями индивидуального здоровья. Предметные: 1.Способность отбирать физические упражнения, составлять из них индивидуальные комплексы. 2.Способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности. 3. Умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических качеств. |
2 | Разминка под музыку. Элементы гимнастики. Основы знаний. | 1 |
3 | Разучивание разминки с предметами под музыкальное сопровождение. Степ-аэробика. | 1 |
4 | Упражнения на развитие координации. | 1 |
5 | ОРУ. Ходьба с координацией рук и ног. Тесты, позволяющие оценить эластичность мышц плечевого пояса. | 1 |
6 | Азбука ритмической гимнастики. | 1 |
7 | Разминка под музыку. Степ-аэробика. | 1 |
8 | Позиции ног. Основные правила. Сюжетно-ролевые игры. | 1 |
9 | Позиции ног. Основные правила. Сюжетно-ролевые игры. Степ-аэробика. | 1 |
10 | Разучивание элементов в современных ритмах. Комплекс ОРУ под музыку. | 1 |
11 | Разучивание элементов в современных ритмах. | 1 |
12 | Галоп, подскоки в повороте. Гимнастическая комбинация. Степ-аэробика. | 1 |
13 | Партерная гимнастика. Пластические этюды. | 1 |
14 | Акробатическая комбинация. Степ-аэробика. | 1 |
15 | Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса. | 1 |
16 | Работа над растяжкой. Разучивание элементов в современных ритмах. | 1 |
17 | Конкурс « Я - Гимнаст». | 1 |
Список литературы:
И.Н.Чуркова. «Общеобразовательная школа – основа физического воспитания и спортивных достижений». Смоленск, 2011
Е.С. Крючек «Содержание и методика проведения оздоровительных занятий»
Ильяшенко Н.Ф. «Ритмическая гимнастика в системе физического воспитания».
Бальсевич В.К. «Физическая культура для всех и каждого».
Сотник Ж.К., Заричанская Л.А. «Комплексное развитие физических качеств при выполнении упражнений ритмической гимнастики».