Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38
РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол № 0 « 00 » мая 2019г. | «СОГЛАСОВАНО» на заседании ПС протокол № 00 « 00» мая 2019г. | «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора по школе № 000 «00» июня 2019г |
Рабочая программа
по физике
7 «Б, В, Г» классы
Учитель: Сергеева Елена Евгеньевна
Калининград
2019
Пояснительная записка.
Нормативные правовые документы:
Рабочая программа по физике составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования, в соответствии с Программой основного общего образования (Физика. 7-9 классы. А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник), учебником физики (А.В. Перышкин, Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2017).
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 17.12.2010 г №1897 с изменениями
2. Примерной основной образовательной программы основного общего образования М., Просвещение 2015 г.
3.Примерной программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. Естествознание 5 класс, М.: «Просвещение», 2012.
4. Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы» (В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин, М., «Просвещение», 2013 г.)
5.Рабочая программа по физике 7-9 классы. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Перышкина А.В. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Е. Н. Тихонова – М.:Дрофа 2012.
6. Федерального перечня учебников, рекомендованного (допущенного) к использованию в образовательном учреждении, реализующего программы общего образования на 2019-2020 учебный год
7. Учебного плана МАОУ СОШ № 38 г. Калининграда на 2019-2020 учебный год,
Цели рабочей программы:
воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
формирование системы научных знаний о природе, её фундаментальных законах для построения на этой основе представлений о физической картине мира;
систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для создания разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
формирование убежденности в возможности познания окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
организация экологического мышления и ценностного отношения к природе.
Задачи рабочей программы:
1. овладение методом научного познания и методами исследования явлений природы;
2. усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
3. формирование умения наблюдать физические явления и проводить экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов и информационных технологий;
4. усвоение общенаучных понятий таких, как природное явление, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
5. понимание ценности науки для удовлетворения потребностей человека.
В рабочую программу внесены следующие изменения:
30% учебного времени (21 час) составляет внутри-предметный модуль «Физика в вопросах и ответах». Уроки внутри-предметного модуля распределены по изучаемым разделам в течение всего учебного года и позволяют школьникам успешно развивать навыки решения количественных, качественных и практических задач физике. Проектные уроки (2 часа). Перспективы развития физики в XXI веке. Нано-технологии. Термоядерный синтез. Обзор открытий в физике и астрофизике. Образовательное событие «Встреча с космосом» (1 час). Резерв (2 часа). Резервные уроки отведены на проведение мониторингов образовательных достижений учащихся по итогам 1 полугодия и промежуточной аттестации по итогам учебного года по графику администрации.
Рабочая программа реализуется в 7 классах.
7 «А, Б, В, Г, Д» - классы, в которых планируется освоение данной рабочей программы.
Рабочая программа рассчитана на изучение физики в 2019/2020 учебном году. Согласно ООП ООО МАОУ СОШ № 38 в VII классе отводится 70 учебных часов, из расчета 2 учебных часа в неделю, из них контрольные работы – 3 часа, лабораторные работы – 11 часов.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся:
Административный контроль.
мониторинг образовательных достижений по итогам 1 полугодия;
промежуточная аттестация по итогам учебного года.
Текущий контроль.
Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение тел»
Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел»
Контрольная работа №3 по теме «Давление»
Проверочная работа по теме «Работа. Мощность. Энергия».
Тестирование.
Тест № 1 «Первоначальные сведения о строении вещества»
Тест № 2 «Плавание тел»
Тест № 3 «Работа и мощность».
Лабораторные работы.
Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».
Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел».
Лабораторная работа № 3 «Взвешивание тел на рычажных весах».
Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».
Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества».
Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».
Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра».
Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».
Лабораторная работа № 9. «Выяснение условий плавания тел в жидкости».
Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага».
Лабораторная работа № 11 «Определение КПД наклонной плоскости».
Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета:
Обучающиеся 7 класса научатся:
• пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;
• понимать и объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение, атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, сообщающиеся сосуды, существование воздушной оболочки Землю, способы уменьшения и увеличения давления, равновесие тел, превращение одного вида механической энергии другой;
• владеть способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда, механической работы, мощности, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;
• измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, объем, плотность тела, плечо силы;
• владеть экспериментальными методами исследования в зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда, момент силы при определении соотношения сил и плеч для равновесия рычага;
• находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела.
Обучающиеся 7 класса получат возможность научится:
• понимать принципы действия динамометра, весов, барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса, рычага, блока, наклонной плоскости, встречающихся в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании;
• понимать смысл основных физических законов и умение применять их на практике: закона Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, закон сохранения энергии;
• умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
Личностные результаты:
• формирование познавательных интересов на основе развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации, используя различные источники и новые информационные технологии для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
УМК «Физика. 7 класс»
1. А.В. Перышкин. Физика-7, - М. Дрофа, 2017. 2. Физика. Методическое пособие. 7 класс (авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова). 3. Л.А. Кирик, Ю. И. Дик. Физика – 7. Сборник заданий и самостоятельных работ. М. Илекса, 2009-2012. 4. Физика. Тесты. 7 класс (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова). 5. Физика. Дидактические материалы. 7 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон). 6. Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон). 7. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина. Физика. 7класс. –М.: Издательство «Экзамен» 2013
Электронные учебные издания:
1.С. М. Козел, В.А. Орлов, А.Ф. Кавтрев, К.Н. Гомулина «Полный интерактивный курс физики для учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей, студентов технических вузов» в 2-х частях - М. Физикон, 2006. 2.Электронные уроки и тесты. Строение вещества. Гравитация. Законы сохранения. – Москва, ЗАО Просвещение – Медиа. 2005. 3. С.М. Козел, В.А. Орлов, Н.Н. Гомулина Физика. Учебное электронное издание 7-11 классы практикум. ООО «Физикон», м. 2004. 4. Л.Э. Гендельштейн, Ю.И. Дик, Л. А. Кирик, Г.Н. Сиротенко «Физика». Интерактивное приложение к учебно-методическому комплексу базового уровня. 5. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7—11 классы (под редакцией Н. К. Ханнанова).
Список наглядных пособий:
Таблицы общего назначения
Международная система единиц (СИ).
Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.
Физические постоянные.
Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.
Меры безопасности при постановке и проведении лабораторных работ по электричеству.
Тематические таблицы
Броуновское движение. Диффузия.
Манометр.
Строение атмосферы Земли.
Атмосферное давление.
Барометр-анероид.
Виды деформаций
Траектория движения.
Работа силы.
Содержание учебного предмета, курса.
(70 часов, 2 часа в неделю)
I. Введение (4 часа.)
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин. Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента. Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.
II. Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов.)
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела. Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества.
III. Взаимодействие тел. (23 часа)
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость. Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение. Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность. Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности. Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение. Упругая деформация.
IV. Давление твердых тел, жидкостей и газов. (19 часов)
Давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
V. Работа и мощность. Энергия. (13 часов)
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
Проектные уроки (2 часа) Перспективы развития физики в XXI веке. Нано-технологии. Термоядерный синтез. Обзор открытий в физике и астрофизике. Заключение.
Образовательное событие «Встреча с космосом» (1 час)
Резерв (2 часа)
Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов |
Введение (4 часа) |
1/1 | Инструктаж по технике безопасности. Что изучает физика. | 1 |
2. /2 Модуль №1 | Физические величины и их измерение. Решение задач. | 1 |
3/3 | Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора». Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
4/4 | Роль науки в познании природы. | 1 |
Глава 1. Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов) |
1/5 | Строение вещества. Молекулы. | 1 |
2/6 | Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел». Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
3/7 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | 1 |
4/8 Модуль №2 | Взаимодействие молекул. Решение задач. | 1 |
5/9 Модуль №3 | Три состояния вещества. Решение задач. | 1 |
6/10 | Тест № 1 «Первоначальные сведения о строении вещества». Охрана окружающей среды. | 1 |
Глава 2. Взаимодействие тел ( 23 часа) |
1/11 | Механическое движение | 1 |
2/12 | Равномерное и неравномерное движение. Единицы скорости | 1 |
3/13 Модуль №4 | Расчет пути и времени движения. Решение задач. | 1 |
4/14 Модуль №5 | Решение задач по теме «Механическое движение» | 1 |
5/15 Модуль №6 | Графики движения. Решение задач. | 1 |
6/16 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 |
7/17 | Контрольная работа №1 «Механическое движение тел» | 1 |
8/18 | Инерция | 1 |
9/19 | Взаимодействие тел. Масса | 1 |
10/20 | Лабораторная работа № 3 «Взвешивание тел на рычажных весах». Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
11/21 | Плотность вещества | 1 |
12/22 | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела» Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
13/23 | Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества» Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
14/24 Модуль №7 | Расчет массы и объема тела по его плотности. Решение задач | 1 |
15/25 | Сила | 1 |
16/26 | Явление тяготения. Сила тяжести | 1 |
17/27 Модуль №8 | Сила упругости. Закон Гука. Решение задач. | 1 |
18/28 | Вес тела. | 1 |
19/29 | Лабораторная работа № 6 «Градуировка пружины и измерение сил динамометром». Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
20/30 | Равнодействующая сила. | 1 |
21/31 Модуль №9 | Сила трения. Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра». Инструктаж по технике безопасности. Решение задач. | 1 |
32 Мониторинг 1 полугодия (1 час) |
22/33 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 |
23/34 | Контрольная работа №2 «Взаимодействие тел». | 1 |
Глава 3. Давление твердых тел, жидкостей и газов (19 часов) |
1/35 | Давление. Единицы давления. | 1 |
2/36 | Способы увеличения и уменьшения давления. | 1 |
3/37 Модуль №10 | Решение задач по теме «Давление твердых тел». | 1 |
4/38 | Давление газа. | 1 |
5/39 | Закон Паскаля. | 1 |
6/40 Модуль №11 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Решение задач. | 1 |
7/41 | Сообщающиеся сосуды. | 1 |
8/42 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | 1 |
9/43 | Опыт Торричелли. Измерение атмосферного давления. | 1 |
10/44 | Манометры. Водопровод. Поршневой жидкостный насос. | 1 |
11/45 Модуль №12 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 |
12/46 | Контрольная работа № 3 «Давление». | 1 |
13/47 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. | 1 |
14/48 | Лабораторная работа № 8. «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
15/49 Модуль №13 | Плавание тел. Решение задач на закон Архимеда. | 1 |
16/50 | Лабораторная работа № 9. «Выяснение условий плавания тел в жидкости». Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
17/51 Модуль №14 | Решение задач по теме «Плавание тел». | 1 |
18/52 Модуль №15 | Плавание судов. Воздухоплавание. Решение задач. | 1 |
19/53 | Тест № 2 «Плавание тел». | 1 |
Глава 4. Работа и мощность. Энергия. (13 часов) |
1/54 | Механическая работа. | 1 |
2/55 | Мощность. Решение задач. | 1 |
3/56 Модуль №16 | Простые механизмы. Рычаг. Решение задач на рычаги 1 и 2 рода. | 1 |
4/57 | Лабораторная работа № 10. «Выяснение условия равновесия рычага». Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
5/58 Модуль №17 | Блок. «Золотое правило механики». Решение задач. | 1 |
6/59 Модуль №18 | КПД. Решение комбинированных задач | 1 |
7/60 | Лабораторная работа № 11. «Определение КПД наклонной плоскости». Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
8/61 Модуль №19 | Решение задач по теме «Работа, мощность». | 1 |
9/62 | Тест № 3 «Работа и мощность». | 1 |
10/63 Модуль №20 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Решение задач. | 1 |
11/64 | Превращение одного вида энергии в другой. | 1 |
12/65 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 |
13/66 | Проверочная работа «Работа, мощность, энергия». | 1 |
67 Модуль №21 | Образовательное событие «Встреча с космосом» Физика в вопросах и задачах. | 1 |
Проектные уроки (2 часа) |
1/68 | Перспективы развития физики в XXI веке. (Оформление учебного стенда работами учащихся) | 1 |
2/69 | Обзор открытий в физике и астрофизике. Заключение. | 1 |
70 | Промежуточная аттестация | 1 |
| Итого: | 70 |