СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 10 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 10 класс»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9» города Смоленска

(МБОУ «СШ № 9»)

Рассмотрено

Утверждаю

на заседании педагогического совета

Директор

Протокол № 1 от 31.08.2020

О.В.Антышева



Приказ №120-ОД


от 31.08.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Экономическая и социальная география»

10 класс, среднее общее образование

(предмет, класс, ступень обучения)

Зуевой Елены Владимировны

(ФИО)

Учителя I категории

(должность, категория)





















2020 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (базовый уровень)

  2. ООП СОО

Главной целью изучения курса является формирование у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, размещения хозяйства и общества, о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании.

Указанная цель раскрывается в основных задачах кур­са «Экономическая и социальная география мира»:

  • сформировать систему географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • научить сочетать глобальный, региональный и локаль­ный подходы для описания и анализа природных, со­циально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

  • развить у школьников познавательные интересы, интел­лектуальные и творческие способности посредством озна­комления с важнейшими географическими особенностя­ми и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • формировать географическую культуру и географиче­ское мышление учащихся, воспитывать чувство пат­риотизма, толерантности, уважения к другим народам, бережного отношения к окружающей среде;

  • вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • добывать информацию географического характера по данному курсу, анализировать процессы и явления современного мира;

  • использовать в практической деятельности и повседневной жизни разнообразные географические методы, знания и умения.




  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

10 класс


Название разделов и тем

Количество часов для изучения

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Формы контроля


1

2

3

4


I. Общая характеристика мира

Тема 1. Современная политическая карта мира








Тема 2. География мировых природных ресурсов




Тема 3. География населения мира






Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство


Тема 5. География отраслей мирового хозяйства

3













3





3








2





5



Введение. Политическая карта мира. Государственный строй стран мира. Международные отношения. Политическая география и геополитика.

Пр.р. №1 «Типы стран современного мира»

Пр. р. № 2. Группировки стран по уровню экономического развития

Проект «Географические особенности в государственной символике стран мира»

Взаимодействие общества и природы. Загрязнение и охрана окружающей среды. Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы. Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана.

Пр. р. № 3. Определение ресурсообеспеченности различных стран мира и России.

Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика. Размещение и миграция населения. Состав населения Земли. Половой, возрастной, национальный состав. Религиозный состав населения России. Расселение. Урбанизация.

Пр. р. № 4. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов мира и России.

Пр. р. № 5. Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира.

Научно-техническая революция. Мировое хозяйство. Мировое хозяйство в эпоху НТР.

Топливно-энергетический комплекс мира. Электроэнергетика мира. Черная металлургия. Цветная металлургия. Машиностроение мира. Химическая и легкая промышленность мира. Сельское хозяйство мира. География транспорта мира.

Пр. р. № 6.Составление картосхем размещения основных районов энергетической, машиностроительной, химической отраслей промышленности

  1. Устный опрос

  2. Письменная проверка

  3. Тестовые задания

  4. Практическая работа


II. Глобальные проблемы человечества.


1

Понятие о глобальных проблемах, характерные черты и пути их решения. глобальные прогнозы, гипотезы и проекты, стратегия устойчивого развития.

Проект «Глобальные проблемы мира»


Устный опрос

Письменная проверка

Тестовые задания

Практическая работа

Региональная характеристика мира

Тема 1. Зарубежная Европа


5



Общая экономико – географическая характеристика. Состав: субрегионы, основные черты экономико – географического положения. Природно – ресурсный потенциал. Население, численность, национальный и религиозный состав. Основные черты размещения населения. Миграции. Урбанизация.

Крупнейшие городские агломерации, западноевропейский тип города. Традиции культуры. Общая характеристика хозяйства. Промышленность: машиностроение, химическая промышленность, электроэнергетика. другие отрасли промышленности: топливная, лесная, легкая. Сельское хозяйство. Основные типы сельского хозяйства: северо, средне- , и южноевропейский и их географические особенности. Транспорт. Наука и финансы. Отдых. Туризм. Охрана окружающей среды. Экологические проблемы. Территориальная структура хозяйства. “Центральная ось развития, как главный элемент территориальной структуры региона. Высокоразвитые районы на примере Лондона и Парижа. Старопромышленные районы, отсталые аграрные районы, районы нового освоения. Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру региона. Субрегионы и страны. Восточная Европа, Средняя (Центральная) Европа, Северная Европа, Южная Европа. Образ территории.

Федеративная Республика Германия (ФРГ) – Общая характеристика хозяйства.

Пр. р. № 1. Обозначение на контурной карте субрегионов Зарубежной Европы.

Пр. р. № 2. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран Европы (по выбору).

  1. Устный опрос

  2. Письменная проверка

  3. Тестовые задания

  4. Практическая работа

Тема 2. Зарубежная Азия

4

Общая характеристика: территория, границы, особенности экономико – географическое положение, природные условия, ресурсы. Субрегионы: Ближний восток, Средний Восток, Передняя Азия, Западная или Малая Азия, Юго- Западная Азия, Южная Азия, Юго- Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Дальний Восток. Население: воспроизводство, этнический и конфессиональный состав, размещение населения и процесс урбанизации. Тип азиатского города. Формы сельского расселения. Хозяйство: уровень развития и международная специализация. Уровни стран по развитию промышленности. Основные типы сельского хозяйства. Транспорт и международные экономические связи, Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды. Экологические проблемы.

Китай. Особенности экономико – географического положения: территория, границы. Госстрой. Население. Хозяйство. Пути экономического и социального преобразования, внутренние различия и города.

Япония. Территория, границы, государственный строй, население. Общая характеристика хозяйства, территориальная структура хозяйства

Индия. Территория, границы, государственный строй. Население: особенности воспроизводства, демографическая политика, этнический и религиозный состав, основные черты размещения населения. Особенности и перспективы развития.

Пр. р. № 3. Взаимосвязи между размещением населения, хозяйства, природных условий различных территорий на примере Китая и Индии.

  1. Устный опрос

  2. Письменная проверка

  3. Тестовые задания

  4. Практическая работа

Тема 3. Африка

2

Визитная карточка региона. Общая характеристика: территория, границы, история открытия и освоения европейцами. Природные условия и ресурсы. Население: особенности воспроизводства, этнический и религиозный состав. Особенности размещения населения. Характеристика хозяйства: место Африки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Роль горнодобывающей промышленности, ее основные районы.

Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Понятие о монокультуре. Транспорт.

Международные экономические связи.

Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды, Экологические проблемы.

Субрегионы: Северная и Тропическая Африка. ЮАР.

  1. Устный опрос

  2. Письменная проверка

  3. Тестовые задания

  4. Практическая работа

Тема 4. Северная Америка

3

Визитная карточка региона. США. Общая характеристика экономико – географического положения. Госстрой. Население. Особенности формирования территории. Природные условия и ресурсы. Общая характеристика хозяйства. География промышленности, география сельского хозяйства, транспорта, отдыха и туризма. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Макрорегионы США: Северо – Восток, Средний Запад, Запад, Юг.

Канада: общая характеристика страны.

Интеграционная группировка НАФТА.

Пр. р. № 4. Составление комплексной географической характеристики районов США.

  1. Устный опрос

  2. Письменная проверка

  3. Тестовые задания

  4. Практическая работа

Тема 5 Латинская Америка

1

“ Визитная карточка региона”. Общая характеристика региона, Территория, границы, государственный строй, политическая карта. Природные условия и ресурсы. Проблемы, связанные с их использованием. Население: типы воспроизводства; половой, возрастной, этнический и религиозный состав. Традиции культуры, размещение населения, темпы и уровни урбанизации. Характеристика хозяйства. Место региона в мировом географическом разделении труда. Территориальная структура хозяйства, Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Бразилия. Особенности экономико – географического положения, природные условия и ресурсы. Население. Общая характеристика хозяйства. Характерные черты территориальной структуры хозяйства.

Пр. р. № 5. Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Лат. Америки.

  1. Устный опрос

  2. Письменная проверка

  3. Тестовые задания

  4. Практическая работа

Тема 6. Россия в современном мире

2

Современное геополитическое положение. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.

Пр.р. № 6. Определение роли России в производстве важнейший видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Итоговый тест.

  1. Устный опрос

  2. Письменная проверка

  3. Тестовые задания

  4. Практическая работа



  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС

п/п

Название темы

Количество часов

Резерв

1.

Современная политическая карта мира

3


2.

География мировых природных ресурсов

3


3.

География населения мира

3


4.

Научно-техническая революция и мировое хозяйство.

2


5.

География отраслей мирового хозяйства

5


6.

Глобальные проблемы человечества.

1


7

Зарубежная Европа

5


8.

Зарубежная Азия

4


9.

Африка

2


10.

Северная Америка

3


11

Латинская Америка

1


12

Россия в современном мире

2


ИТОГО


34






4. Календарно-тематическое планирование для 10 класса

34 часа в год, 1ч в неделю

урока

Тема урока

Планируемое домашнее задание

Дата

Корректировка КТП

Раздел I. Общая характеристика мира (16)

Тема 1. Современная политическая карта мира (3)

1.

Что изучают в курсе экономической и социальной географии мира.

с. 5-7 выучить записи в тетради.



2.

Многообразие стран современного мира.

Пр.р. №1 «Типы стран современного мира»

Тема 1, п.1,2



3

Государственный строй и

административно-территориальноеустройство. Пр.р. №2. Группировки стран по уровню экономического развития.

Тема 1, п.3,4



Тема 2. География мировых природных ресурсов (3 ч)

4.

Взаимодействие общества и природы. Оценка мировых природных ресурсов.

Пр. р. № 3. Определение ресурсообеспеченностиРоссии и различных стран мира.

Тема 2, п.1.



5.

Природные и минеральные ресурсы. Ресурсы Мирового океана.

Тема 2, п.2.



6.

Основные типы природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Тема 2, п.3,4.



Тема 3. География населения мира (3)

7.

Численность и воспроизводство населения. Демографическая политика.

Тема 3, стр. 57-66



8.

Состав населения. Размещение и миграция населения.

Тема 3, п.2, 3



9.

Городское и сельское население. Урбанизация.

Пр. р. № 4. Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира.

Тема 3, стр. 71-81



Тема 4. Научно-техническая революция и

мировое хозяйство (2)

10.

Характеристика НТР: характерные черты и составные части.Мировое хозяйство. МГРТ и МЭИ.

Тема 4, п.1, 2



11.

Воздействие НТР на территориальную и отраслевую структуру хозяйства.

Тема 4, п.3, 4



Тема 5. География отраслей мирового

хозяйства (5)

12.

Промышленность - ведущая отрасль материального производства.Топливно-энергетический комплекс.

Тема 5, стр.123-133



13.

Металлургическая промышленность и машиностроение Химическая промышленность, ЛПК .

Пр. р. №5.Составление картосхем размещения основных районов промышленности

Тема 5, стр. 133-140



14.

География сельского хозяйства и рыболовства. Понятие о «зеленой революции».

Тема 5, стр 140-150



15.

География мирового транспорта. Виды транспорта. Транспорт и окружающая среда

Тема 5, стр 150-159



16.

География международных экономических отношений или ВЭО.

Тема 5, п. 4



Раздел II. Глобальные проблемы человечества(1)

Тема 6. Глобальные проблемы человечества (1)

17.

Понятие о глобальных проблемах. Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты.

Тема 11, п.1, 2



Региональная характеристика мира (18)

Тема 1. Зарубежная Европа (5)

18.

Зарубежная Европа.

Общая ЭГХ. Природно-ресурсный потенциал.

Пр. раб. № 6. Обозначение на контурной карте субрегионов Зарубежной Европы.

Тема 6, стр 179 -181



19.

Население. Общая характеристика хозяйства. Промышленность. Сельское хозяйство.

Тема 6, стр. 181-194



20.

Транспорт. Наука и финансы. Отдых, туризм, охрана окружающей среды.Экологические проблемы.

Тема 6, стр.194-197



21

Территориальная структура хозяйства.

Тема 6, п. 2



22.

Субрегионы и страны.Восточная Европа: общая ЭГХ.ФРГ.

Пр.р. № 7. Составление сравнительной ЭГХ двух стран Европы (по выбору).

Тема 6, стр. 202-204, п 3



Тема 2. Зарубежная Азия (4 ч)

23

Зарубежная Азия Общая характеристика. Население. Хозяйство. Охрана окружающей среды. Экологические проблемы.

Тема 7. Стр. 223-234



24

Китай. Особенности ЭГП: территория, границы, населений, хозяйство.

Тема 7, п. 2



25.

Япония. Территория, границы, население. Характеристика хозяйства.

Тема 7, п.3



26.

Индия: особенности и перспективы развития

Пр. р. № 8. Взаимосвязи между размещением населения, хозяйства, природных условий на примере Китая и Индии.Австралия и Океания на самостоятельное изучение.

Тема 7, п.4, 5



Тема 3. Африка (2)

27.

Африка. Общая характеристика. Население, природные условия и ресурсы. Характеристика хозяйства.

Тема 8, стр.273-281



28.

Различия регионов Африки: Северная и Тропическая Африка. ЮАР.

Тема 8, п. 2



Тема 4. Северная Америка (3 ч)

29.

Северная Америка

Общая характеристикарегиона.

Тема 9, стр. 295 -311



30.

Макрорегионы США. Пр. р. № 9. Составление комплексной географической характеристики районов США.

Тема 9, стр.311-316



31.

Канада: общая характеристика страны.

Тема 9, п.3



Тема 5. Латинская Америка (1)

32.

Латинская Америка.

Общая характеристика. Бразилия. Пр. р. № 10. Неравномерность экономического развития стран мира на примере Латинской Америки.

Тема 10, стр.331-340,

П.2



Тема 6. Россия в современном мире (2)

33

Россия в современном мире.Пр.р. № 11. Определение роли России в производстве важнейший видов мировой промышленной и с/х продукции.

Записи в тетради



34

Итоговое тестирование по курсу 10 класса













5.Планируемые результаты освоения курса экономическая и социальная география

В процессе обучения географии в 10 классах предусмотрено достижение учащимися следующих личностных результатов:

    1. Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, готовности к служению Отечеству, его защите; гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

    2. Осознание себя как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

    3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

    4. Формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

    5. Формирование  толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

    6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

    7. Воспитание  нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

    8. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

    9. Формирование  осознанного подхода к выборубудущей профессии и возможностям реализации собственных жизненных планов; отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

    10. Формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

Также предусмотрено достижение метапредметных результатов, таких как:

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  6. умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

  7. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  8. владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  9. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Достижение предметных результатов – знаний, умений, компетентностей, характеризующих качество (уровень) овладения учащимися содержанием учебного предмета на базовом уровне, предусматривает:

    1. владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;

    2. владение географическим мышлением  для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

    3. сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

    4. владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

    5. владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

    6. владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

    7. владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;

    8. сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.