АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» города Смоленска
(МБОУ «СШ № 9»)
Рассмотрено | Утверждаю |
на заседании педагогического совета | Директор |
Протокол № 1 от 31.08.2020 | О.В.Антышева |
| Приказ №120-ОД |
| от 31.08.2020 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Экономическая и социальная география»
10 класс, среднее общее образование
(предмет, класс, ступень обучения)
Зуевой Елены Владимировны
(ФИО)
Учителя I категории
(должность, категория)
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (базовый уровень)
ООП СОО
Главной целью изучения курса является формирование у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, размещения хозяйства и общества, о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании.
Указанная цель раскрывается в основных задачах курса «Экономическая и социальная география мира»:
сформировать систему географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма, толерантности, уважения к другим народам, бережного отношения к окружающей среде;
вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
добывать информацию географического характера по данному курсу, анализировать процессы и явления современного мира;
использовать в практической деятельности и повседневной жизни разнообразные географические методы, знания и умения.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
10 класс
| Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Формы контроля |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| I. Общая характеристика мира Тема 1. Современная политическая карта мира Тема 2. География мировых природных ресурсов Тема 3. География населения мира Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство Тема 5. География отраслей мирового хозяйства | 3 3 3 2 5 | Введение. Политическая карта мира. Государственный строй стран мира. Международные отношения. Политическая география и геополитика. Пр.р. №1 «Типы стран современного мира» Пр. р. № 2. Группировки стран по уровню экономического развития Проект «Географические особенности в государственной символике стран мира» Взаимодействие общества и природы. Загрязнение и охрана окружающей среды. Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы. Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана. Пр. р. № 3. Определение ресурсообеспеченности различных стран мира и России. Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика. Размещение и миграция населения. Состав населения Земли. Половой, возрастной, национальный состав. Религиозный состав населения России. Расселение. Урбанизация. Пр. р. № 4. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов мира и России. Пр. р. № 5. Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира. Научно-техническая революция. Мировое хозяйство. Мировое хозяйство в эпоху НТР. Топливно-энергетический комплекс мира. Электроэнергетика мира. Черная металлургия. Цветная металлургия. Машиностроение мира. Химическая и легкая промышленность мира. Сельское хозяйство мира. География транспорта мира. Пр. р. № 6.Составление картосхем размещения основных районов энергетической, машиностроительной, химической отраслей промышленности | Устный опрос Письменная проверка Тестовые задания Практическая работа |
| II. Глобальные проблемы человечества. | 1 | Понятие о глобальных проблемах, характерные черты и пути их решения. глобальные прогнозы, гипотезы и проекты, стратегия устойчивого развития. Проект «Глобальные проблемы мира» | Устный опрос Письменная проверка Тестовые задания Практическая работа |
Региональная характеристика мира Тема 1. Зарубежная Европа | 5 | Общая экономико – географическая характеристика. Состав: субрегионы, основные черты экономико – географического положения. Природно – ресурсный потенциал. Население, численность, национальный и религиозный состав. Основные черты размещения населения. Миграции. Урбанизация. Крупнейшие городские агломерации, западноевропейский тип города. Традиции культуры. Общая характеристика хозяйства. Промышленность: машиностроение, химическая промышленность, электроэнергетика. другие отрасли промышленности: топливная, лесная, легкая. Сельское хозяйство. Основные типы сельского хозяйства: северо, средне- , и южноевропейский и их географические особенности. Транспорт. Наука и финансы. Отдых. Туризм. Охрана окружающей среды. Экологические проблемы. Территориальная структура хозяйства. “Центральная ось развития, как главный элемент территориальной структуры региона. Высокоразвитые районы на примере Лондона и Парижа. Старопромышленные районы, отсталые аграрные районы, районы нового освоения. Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру региона. Субрегионы и страны. Восточная Европа, Средняя (Центральная) Европа, Северная Европа, Южная Европа. Образ территории. Федеративная Республика Германия (ФРГ) – Общая характеристика хозяйства. Пр. р. № 1. Обозначение на контурной карте субрегионов Зарубежной Европы. Пр. р. № 2. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран Европы (по выбору). | Устный опрос Письменная проверка Тестовые задания Практическая работа |
Тема 2. Зарубежная Азия | 4 | Общая характеристика: территория, границы, особенности экономико – географическое положение, природные условия, ресурсы. Субрегионы: Ближний восток, Средний Восток, Передняя Азия, Западная или Малая Азия, Юго- Западная Азия, Южная Азия, Юго- Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Дальний Восток. Население: воспроизводство, этнический и конфессиональный состав, размещение населения и процесс урбанизации. Тип азиатского города. Формы сельского расселения. Хозяйство: уровень развития и международная специализация. Уровни стран по развитию промышленности. Основные типы сельского хозяйства. Транспорт и международные экономические связи, Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды. Экологические проблемы. Китай. Особенности экономико – географического положения: территория, границы. Госстрой. Население. Хозяйство. Пути экономического и социального преобразования, внутренние различия и города. Япония. Территория, границы, государственный строй, население. Общая характеристика хозяйства, территориальная структура хозяйства Индия. Территория, границы, государственный строй. Население: особенности воспроизводства, демографическая политика, этнический и религиозный состав, основные черты размещения населения. Особенности и перспективы развития. Пр. р. № 3. Взаимосвязи между размещением населения, хозяйства, природных условий различных территорий на примере Китая и Индии. | Устный опрос Письменная проверка Тестовые задания Практическая работа |
Тема 3. Африка | 2 | Визитная карточка региона. Общая характеристика: территория, границы, история открытия и освоения европейцами. Природные условия и ресурсы. Население: особенности воспроизводства, этнический и религиозный состав. Особенности размещения населения. Характеристика хозяйства: место Африки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Роль горнодобывающей промышленности, ее основные районы. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Понятие о монокультуре. Транспорт. Международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды, Экологические проблемы. Субрегионы: Северная и Тропическая Африка. ЮАР. | Устный опрос Письменная проверка Тестовые задания Практическая работа |
Тема 4. Северная Америка | 3 | Визитная карточка региона. США. Общая характеристика экономико – географического положения. Госстрой. Население. Особенности формирования территории. Природные условия и ресурсы. Общая характеристика хозяйства. География промышленности, география сельского хозяйства, транспорта, отдыха и туризма. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Макрорегионы США: Северо – Восток, Средний Запад, Запад, Юг. Канада: общая характеристика страны. Интеграционная группировка НАФТА. Пр. р. № 4. Составление комплексной географической характеристики районов США. | Устный опрос Письменная проверка Тестовые задания Практическая работа |
Тема 5 Латинская Америка | 1 | “ Визитная карточка региона”. Общая характеристика региона, Территория, границы, государственный строй, политическая карта. Природные условия и ресурсы. Проблемы, связанные с их использованием. Население: типы воспроизводства; половой, возрастной, этнический и религиозный состав. Традиции культуры, размещение населения, темпы и уровни урбанизации. Характеристика хозяйства. Место региона в мировом географическом разделении труда. Территориальная структура хозяйства, Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Бразилия. Особенности экономико – географического положения, природные условия и ресурсы. Население. Общая характеристика хозяйства. Характерные черты территориальной структуры хозяйства. Пр. р. № 5. Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Лат. Америки. | Устный опрос Письменная проверка Тестовые задания Практическая работа |
Тема 6. Россия в современном мире | 2 | Современное геополитическое положение. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Пр.р. № 6. Определение роли России в производстве важнейший видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции. Итоговый тест. | Устный опрос Письменная проверка Тестовые задания Практическая работа |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
№ п/п | Название темы | Количество часов | Резерв |
1. | Современная политическая карта мира | 3 | |
2. | География мировых природных ресурсов | 3 | |
3. | География населения мира | 3 | |
4. | Научно-техническая революция и мировое хозяйство. | 2 | |
5. | География отраслей мирового хозяйства | 5 | |
6. | Глобальные проблемы человечества. | 1 | |
7 | Зарубежная Европа | 5 | |
8. | Зарубежная Азия | 4 | |
9. | Африка | 2 | |
10. | Северная Америка | 3 | |
11 | Латинская Америка | 1 | |
12 | Россия в современном мире | 2 | |
ИТОГО | | 34 | |
4. Календарно-тематическое планирование для 10 класса
34 часа в год, 1ч в неделю
№ урока | Тема урока | Планируемое домашнее задание | Дата | Корректировка КТП |
Раздел I. Общая характеристика мира (16) Тема 1. Современная политическая карта мира (3) |
1. | Что изучают в курсе экономической и социальной географии мира. | с. 5-7 выучить записи в тетради. | | |
2. | Многообразие стран современного мира. Пр.р. №1 «Типы стран современного мира» | Тема 1, п.1,2 | | |
3 | Государственный строй и административно-территориальноеустройство. Пр.р. №2. Группировки стран по уровню экономического развития. | Тема 1, п.3,4 | | |
Тема 2. География мировых природных ресурсов (3 ч) |
4. | Взаимодействие общества и природы. Оценка мировых природных ресурсов. Пр. р. № 3. Определение ресурсообеспеченностиРоссии и различных стран мира. | Тема 2, п.1. | | |
5. | Природные и минеральные ресурсы. Ресурсы Мирового океана. | Тема 2, п.2. | | |
6. | Основные типы природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды. | Тема 2, п.3,4. | | |
Тема 3. География населения мира (3) |
7. | Численность и воспроизводство населения. Демографическая политика. | Тема 3, стр. 57-66 | | |
8. | Состав населения. Размещение и миграция населения. | Тема 3, п.2, 3 | | |
9. | Городское и сельское население. Урбанизация. Пр. р. № 4. Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира. | Тема 3, стр. 71-81 | | |
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (2) |
10. | Характеристика НТР: характерные черты и составные части.Мировое хозяйство. МГРТ и МЭИ. | Тема 4, п.1, 2 | | |
11. | Воздействие НТР на территориальную и отраслевую структуру хозяйства. | Тема 4, п.3, 4 | | |
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (5) |
12. | Промышленность - ведущая отрасль материального производства.Топливно-энергетический комплекс. | Тема 5, стр.123-133 | | |
13. | Металлургическая промышленность и машиностроение Химическая промышленность, ЛПК . Пр. р. №5.Составление картосхем размещения основных районов промышленности | Тема 5, стр. 133-140 | | |
14. | География сельского хозяйства и рыболовства. Понятие о «зеленой революции». | Тема 5, стр 140-150 | | |
15. | География мирового транспорта. Виды транспорта. Транспорт и окружающая среда | Тема 5, стр 150-159 | | |
16. | География международных экономических отношений или ВЭО. | Тема 5, п. 4 | | |
Раздел II. Глобальные проблемы человечества(1) Тема 6. Глобальные проблемы человечества (1) |
17. | Понятие о глобальных проблемах. Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты. | Тема 11, п.1, 2 | | |
Региональная характеристика мира (18) |
Тема 1. Зарубежная Европа (5) |
18. | Зарубежная Европа. Общая ЭГХ. Природно-ресурсный потенциал. Пр. раб. № 6. Обозначение на контурной карте субрегионов Зарубежной Европы. | Тема 6, стр 179 -181 | | |
19. | Население. Общая характеристика хозяйства. Промышленность. Сельское хозяйство. | Тема 6, стр. 181-194 | | |
20. | Транспорт. Наука и финансы. Отдых, туризм, охрана окружающей среды.Экологические проблемы. | Тема 6, стр.194-197 | | |
21 | Территориальная структура хозяйства. | Тема 6, п. 2 | | |
22. | Субрегионы и страны.Восточная Европа: общая ЭГХ.ФРГ. Пр.р. № 7. Составление сравнительной ЭГХ двух стран Европы (по выбору). | Тема 6, стр. 202-204, п 3 | | |
Тема 2. Зарубежная Азия (4 ч) |
23 | Зарубежная Азия Общая характеристика. Население. Хозяйство. Охрана окружающей среды. Экологические проблемы. | Тема 7. Стр. 223-234 | | |
24 | Китай. Особенности ЭГП: территория, границы, населений, хозяйство. | Тема 7, п. 2 | | |
25. | Япония. Территория, границы, население. Характеристика хозяйства. | Тема 7, п.3 | | |
26. | Индия: особенности и перспективы развития Пр. р. № 8. Взаимосвязи между размещением населения, хозяйства, природных условий на примере Китая и Индии.Австралия и Океания на самостоятельное изучение. | Тема 7, п.4, 5 | | |
Тема 3. Африка (2) |
27. | Африка. Общая характеристика. Население, природные условия и ресурсы. Характеристика хозяйства. | Тема 8, стр.273-281 | | |
28. | Различия регионов Африки: Северная и Тропическая Африка. ЮАР. | Тема 8, п. 2 | | |
Тема 4. Северная Америка (3 ч) |
29. | Северная Америка Общая характеристикарегиона. | Тема 9, стр. 295 -311 | | |
30. | Макрорегионы США. Пр. р. № 9. Составление комплексной географической характеристики районов США. | Тема 9, стр.311-316 | | |
31. | Канада: общая характеристика страны. | Тема 9, п.3 | | |
Тема 5. Латинская Америка (1) |
32. | Латинская Америка. Общая характеристика. Бразилия. Пр. р. № 10. Неравномерность экономического развития стран мира на примере Латинской Америки. | Тема 10, стр.331-340, П.2 | | |
Тема 6. Россия в современном мире (2) |
33 | Россия в современном мире.Пр.р. № 11. Определение роли России в производстве важнейший видов мировой промышленной и с/х продукции. | Записи в тетради | | |
34 | Итоговое тестирование по курсу 10 класса | | | |
5.Планируемые результаты освоения курса экономическая и социальная география
В процессе обучения географии в 10 классах предусмотрено достижение учащимися следующих личностных результатов:
Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, готовности к служению Отечеству, его защите; гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
Осознание себя как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
Воспитание нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Формирование осознанного подхода к выборубудущей профессии и возможностям реализации собственных жизненных планов; отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
Формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
Также предусмотрено достижение метапредметных результатов, таких как:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Достижение предметных результатов – знаний, умений, компетентностей, характеризующих качество (уровень) овладения учащимися содержанием учебного предмета на базовом уровне, предусматривает:
владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;
владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.