МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Иркутской области
Департамент образования г. Иркутска
| Утверждено Директор Е.В.Карака Приказ №______ От « »сентябрь 2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID1789862)
учебного предмета
«География»
Для 5 класса основного общего образования
На 2022-2023 учебный
( УМК «Полярная звезда»)
| Составитель: Зуева Наталья Юрьевна учитель географии |
ИРКУТСК 2022
Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.202 г.).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, мета предметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.
Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных гео- графических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии отводится один час в неделю в 5 классе, всего - 34 часа.
Содержание курса географии
География Земли
5 класс
Раздел 1. Географическое изучение Земли
Введение. География — наука о планете Земля
Что изучает география. Географические объекты, процессы и явления.
Как география изучает Землю.
Практическая работа Организация фенологических наблюдений в природе.
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле
География в древности: Древняя Индия, Древний Египет, Древний
Восток, Древняя Греция. Учёные античного мира — Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия португальцев, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового света — экспедиция Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание Фернана Магеллана. Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Первая русская кругосветная экспедиция И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева — открытие Антарктиды.
Современные географические исследования. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космические исследования.
Географические исследования Новейшего времени. Актуальные проблемы развития человечества и России, решение которых невозможно без участия географов.
Практические работы
1) Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды.
2) Составление списка источников информации по теме «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира» (по выбору учителя).
Раздел 2. Земля — планета Солнечной системы
Земля в Солнечной системе и во Вселенной. Земля и Луна. Форма, размеры Земли, их географические следствия.
Движение Земли вокруг оси. Земная ось и географические полюсы. Следствия осевого вращения Земли.
Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и
зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
Практические работы
1) Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний.
2) Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и
высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени года на территории своей местности.
Раздел 3. Изображения земной поверхности
Тема 2. План и топографическая карта
Глобус, план, аэрофотоснимки и космические снимки. Географический атлас. Масштаб топографического плана и карты и его виды. Условные знаки плана и карты и их виды. Способы изображения неровностей земной поверхности на планах и картах. Ориентирование на местности.
План местности. Определение направлений на плане. Глазомерная съёмка. Полярная и маршрутная съёмки. Ориентирование по плану местности. Разнообразие планов и области их применения.
Практическая работа
Проведение полярной съёмки и составление плана местности.
Тема 3. Географические карты
Разнообразие географических карт и их классификация. Виды географических карт. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Масштаб географических карт. Искажения на географических картах.
Градусная сетка: параллели и меридианы на глобусе и картах. Экватор и нулевой (начальный, Гринвичский) меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота. Измерение расстояний по карте. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей.
Практические работы
1) Определение направлений и расстояний на карте.
2) Определение географических координат точек на глобусе и картах.
Раздел 4. Оболочки Земли.
Тема 4. Литосфера — каменная оболочка Земли
Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая (континентальная) и океаническая кора.
Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Круговорот горных пород.
Рельеф земной поверхности. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Острова. Формы рельефа суши: горы и равнины.
Различие гор по высоте. Разнообразие равнин по высоте. Виды равнин по внешнему облику.
Внутренние и внешние процессы образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование гор. Вулканы и землетрясения. Выветривание — разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.
Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.
Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его рельеф.
Практические работы
1) Сравнение свойств горных пород.
2) Нанесение на контурную карту географического положения островов, полуостровов, высочайших гор и обширных равнин мира.
3) Описание местоположения горной системы или равнины по физической карте.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов явлений;
устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;
проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;
оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах; в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
владеть способами самоконтроля и рефлексии;
объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;
приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;
интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;
различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
находить в различных источниках информации (включая интернет - ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;
различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;
определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;
использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;
различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;
приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение Земли;
различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;
различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;
различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;
показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;
различать горы и равнины;
классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
называть причины землетрясений и вулканических извержений;
применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита», «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач;
распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;
классифицировать острова по происхождению;
приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;
приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;
приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;
приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;
представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания).
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифров) образовательные ресурсы ЭОР |
| | всего | Контрольных работ | Практических работ |
Раздел1 . Географическое изучение Земли 7 | | |
1.1 | Введение. География - наука о планете Земля | 1 | 0 | 1 | | Определять значение географических знаний в современной жизни. Определять главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки. Оценивать роль географической науки в жизни общества. Устанавливать основные приёмы работы с учебником | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | https://videouroki.net https://resh.edu.ru https://edu.skysmart.ru/student/lurirusalu |
1.2 | Развитие географических знаний о Земле География в древности и в эпоху средневековья Эпоха Великих географических открытий Географические открытия XVII-XIXвв Современные географические исследования | 6 | 0 | 2 | | Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий; различать вклад российских путешественников и исследователей в географическое изучение Земли, описывать маршруты их путешествий; характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в древности, в эпоху Средневековья, в эпоху Великих географических открытий, в XVII—XIX вв , современные географические исследования и открытия); сравнивать способы получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли; сравнивать географические карты (при выполнении практической работы № 3); представлять текстовую информацию в графической форме (при выполнении практической работы № 1); находить в различных источниках, интегрировать, интерпретировать и использовать информацию необходимую для решения поставленной задачи, в том числе позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле; находить в картографических источниках аргументы, обосновывающие ответы на вопросы (при выполнении практической работы № 2); выбирать способы представления информации в картографической форме (при выполнении практических работ № 1); | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | https://videouroki.net https://resh.edu.ru https://edu.skysmart.ru/student/lurirusalu |
Итого по разделу | 7 | |
| Раздел 2 Земля - планета Солнечной системы | | | | | | | |
2.1 | Земля - планета Солнечной системы Движения Земли. | 5 | 0 | 2 | | Приводить доказательства того, что Земля — одна из планет Солнечной системы. Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времён года на основе анализа схемы орбитального движения Земли. | | |
| Солнечный свет на Земле | | | | | Наблюдать модель движения Земли вокруг Солнца (схема «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах и в разное время года. | | |
| Итого по разделу 5 | | | | | | | |
| Раздел 3 Изображения земной поверхности | | | | | | | |
3.2 | План и топографическая карта местности Ориентирование и способы ориентирования План местности | 5 | 0 | 1 | | Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут. Выявлять особенности плана местности. Находить информацию (в Интернете, печатных СМИ, дополнительной литературе) о значении ориентирования в пространстве для человека Определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты. Измерять расстояния и определять направления на местности и плане. Составлять и читать простейший | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | https://videouroki.net https://resh.edu.ru https://edu.skysmart.ru/student/lurirusalu |
3.3 | Географические карты Градусная сетка Географические координаты | 6 | 0 | 2 | | Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления на глобусе. Выделять основные свойства карты. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию. Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определять направления и измерять расстояния по карте. Определять географические координаты объектов на карте. Выявлять различия между планом местности и географической картой в таблице. Составлять описание маршрута по топографической карте. Определять направления и расстояния между географическими объектами на плане и карте с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Выполнять проектное задание в сотрудничестве. | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | https://videouroki.net https://resh.edu.ru https://edu.skysmart.ru/student/lurirusalu |
Итого по разделу | 11 | |
|
Раздел 4 Оболочки Земли |
4.1 | Литосфера – каменная оболочка Земли. Земная кора и литосфера Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Движения земной коры Рельеф Земли равнины. Рельеф Земли Горы | 8 | 0 | 3 | | Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма. Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их Географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира и России. Описывать равнину по карте. Представлять информацию в письменной форме в виде плана конспекта. Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивать по плану горные системы мира и России. Описывать горы по карте. Описывать рельеф своей местности. Находить географические объекты на карте по координатам и с помощью основных ориентиров(рек, гор и т д) Находить положение географических объектов на контурной карте и наносить их на нее. Выполнять проектное задание в сотрудничестве. Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате хозяйственной деятельности. | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | https://videouroki.net https://resh.edu.ru https://edu.skysmart.ru/student/lurirusalu |
Итого по разделу | 8 | |
Раздел 5 Заключение |
5.1 | Практикум Сезонные изменения в природе своей местности | 1 | 0 | 1 | | Различать причины и следствия географических явлений; приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы; систематизировать результаты наблюдений; выбирать форму представления результатов наблюдений за отдельными компонентами природы; представлять результаты наблюдений в табличной, графической форме, описания); устанавливать на основе анализа данных наблюдений эмпирические зависимости между временем года, продолжительностью дня и высотой Солнца над горизонтом, температурой воздуха; делать предположения, объясняющие результаты наблюдений; формулировать суждения, выражать свою точку зрения о взаимосвязях между изменениями компонентов природы; подбирать доводы для обоснования своего мнения; делать предположения, объясняющие результаты наблюдений на основе полученных за год географических знаний; | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | https://videouroki.net https://resh.edu.ru https://edu.skysmart.ru/student/lurirusalu |
Итого по разделу | 1 | | | | | | |
Резервное время | 3 | | | | | | |
Общее количество часов по программе | 34 | 0 | 12 | | | | |
Поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
| | всего | Контрольные работы | Практические работы | | |
1 | Что изучает география? | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
2 | Пр. №1.Фенологические наблюдения . | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
3 | Как люди открывали Землю (1) . | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
4 | Как люди открывали Землю (2) | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
5 | Пр. 2 Маршруты путешественников | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
6 | Русские путешественники. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
7 | Пр.3 «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира» | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
8 | География сегодня. Источники информации. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
9 | Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле» | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
10 | Мы во Вселенной. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
11 | Движения Земли Пр.4 «События на Экваторе, тропиках, полярных кругах и полюсах». | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
12 | Солнечный Свет на Земле. Пр5.Закономерность изменения высоты Солнца над горизонтом от времени года. | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
13 | Обобщение по теме | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
14 | Ориентирование на местности. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
15 | Земная поверхность на плане и карте 1 | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
16 | Земная поверхность на плане и карте 2 | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
17 | Учимся с Полярной звездой 1 Пр. 6 Полярная сьемка, план местности. | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
18 | Обобщение по теме «План» | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
19 | Географическая карта | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
20 | Градусная сетка | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
21 | Географические координаты 1 | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
22 | Географические координаты 2 | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
23 | Пр 8 «Определение географических координат точек». | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
24 | Учимся с Полярной Звездой 2 | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
25 | Земная кора Верхняя часть Литосферы | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
26 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
27 | Пр 9 «Сравнение свойств Горных пород Иркутской области» | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
28 | Движения Земной коры1 | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
29 | Движения Земной коры2 | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
30 | Рельеф Земли. Равнины | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; ; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
31 | Рельеф Земли. Горы Пр10 Нанесение островов, полуостровов, высочайших гор и обширных равнин. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; проверочная работа; Практическая работа; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
32 | Учимся с Полярной Звездой 3 | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Практическая работа; |
33 | Литосфера и человек | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
34 | Обобщение по темам | | | | | |
22