Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная школа поселка Красный Яр
Гвардейского городского округа»
Рекомендовано к использованию « Утверждаю»
Педагогический совет
№ ___________________ г. директор МБОУ «ОШ пос. Красный Яр»
«_______»_________________201 год
______________________Е.С. Гартунг
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ»
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
5 КЛАСС
Составитель: учитель
Туркова Анна Сергеевна,
соответствие занимаемой должности
пос. Красный Яр
2018 год
Рабочая программа разработана на основе программ основного общего образования (базовый уровень), соответствующих федеральному компоненту стандарта общего образования (базовый уровень). Предметная линия Е.М.Домогацких 5-9 классы/ Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015. Она рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Предметные результаты:
Выпускник научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Выпускник получит возможность научиться:
читать географические карты;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Личностные результаты:
Результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Метапредметные результаты:
Результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕМЕТА, КУРСА
(35 ЧАСОВ)
Тема 1. Введение (2 часа)
Что такое география. Методы географических исследований.
Практические работы:
1. Составление схемы наук о природе.
2. Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.
Тема 2. Земля и её изображение (4 часов)
От плоской Земли к земному шару. Форма, размеры и движение Земли. Глобус и карта. Ориентирование на местности.
Практические работы:
3. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
4. Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Тема 3. История географических открытий (13 часов)
По следам путешественников каменного века. Путешественники древности. Путешествия морских народов. Первые европейцы на краю Азии. Хождение за три моря. Морской путь в Индию. Открытие Америки. Первое кругосветное плавание. Открытие Южного материка. Русские путешественники. Вокруг света под русским флагом.
Практические работы:
7. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
Тема 4. Путешествие по планете Земля (9 часов)
Мировой океан и его части. Значение Мирового океана для природы и человека. Путешествие по Евразии. Путешествие по Африке. Путешествие по Северной Америке. Путешествие по Южной Америке. Путешествие по Австралии. Путешествие по Антарктиде.
Практические работы:
8. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
9. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Тема 5. Природа Земли (2 часа)
Что такое природа. Оболочки Земли.
Практические работы:
10. Организация наблюдений за погодой.
Тема 6
Повторение и обобщение (5 часов)
Проект на тему по выбору.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п | Название раздела/темы | Кол-во часов | Из них практических |
| Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ | 2 | 2 |
| Раздел II. Земля и ее изображение | 4 | 2 |
| Раздел III. История географических открытий | 13 | 1 |
| Раздел IV. Путешествие по планете земля | 9 | 2 |
| Раздел V. Природа земли | 2 | 1 |
| Повторение и обобщение | 5 | - |
| Всего: | 35 | 8 |
4. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка устных ответов
Оценка «5»ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, на результаты практических работ; раскрывает возможные взаимосвязи; умеет ориентироваться в тексте учебника и находить правильные ответы, пользоваться планом, алгоритмом, применять свои знания на практике; дает полные ответы на поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится, если ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности, нарушения логической последовательности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике. При оказании учителем обучающей помощи эти неточности ученик исправляет сам.
Оценка «3»ставится, если ученик усвоил учебный материал, но допускает фактические ошибки; не умеет использовать результаты практических работ, затрудняется в установлении связей между объектами и явлениями природы, между природой и человеком; излагает материал с помощью учителя, частично использует в ответах результаты наблюдений, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может самостоятельно применять знания на практике, но с помощью учителя исправляет перечисленные недочеты.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя, не отвечает ни на один из поставленных вопросов или отвечает на них неправильно.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии
Отметка «5»
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка «4»
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран или пунктов характеристик).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3»
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материла, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка «2»
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено не знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя неэффективна.
Требования к работе в контурных картах:
Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.
При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.
Все надписи на контурной карте делают черной пастой, мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин – по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.
При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки.
Критерии оценки контурных карт.
Отметка «5»
Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Местоположение всех географических объектов обозначено верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.
Отметка «4»
Выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.
Отметка «3»
Выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.
Отметка «2»
Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю.
Календарно-тематический план
№ | Тема урока | Кол -во часов | Дата проведения |
План | Факт |
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ (2 часа) |
1 | Что такое география. Практическая работа № 1. Составление схемы наук о природе. | 1 | | |
2 | Методы географических исследований. Практическая работа № 2. Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках. | 1 | | |
Раздел II. ЗЕМЛЯ И ЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ (4 часов) |
3 | От плоской земли к земному шару. | 1 | | |
4 | Форма, размеры и движения земли | | | |
5 | Глобус и карта. Практическая работа № 3 Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности. | 1 | | |
6 | Ориентирование на местности. Практическая работа № 4 Определение с помощью компаса сторон горизонта. | 1 | | |
Раздел III. ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ (13 часов) |
7 | По следам путешественников каменного века. | 1 | | |
8 | Путешественники древности. | 1 | | |
9 | Путешествия морских народов. | 1 | | |
10 | Первые европейцы на краю Азии. | 1 | | |
11 | Хождение за три моря. | 1 | | |
12 | Морской путь в Индию. | 1 | | |
13 | Открытие Америки. | 1 | | |
14 | Первое кругосветное плавание. Практическая работа № 5. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов. | 1 | | |
15 | Промежуточная аттестация. | 1 | | |
16 | Открытие южного материка | 1 | | |
17 | Поиски Южной земли продолжаются. | 1 | | |
18 | Русские путешественники. | 1 | | |
19 | Вокруг света под русским флагом. | 1 | | |
РАЗДЕЛ IV. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ (9 часов) |
20 | Мировой океан и его части. Практическая работа № 6. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. | | | |
21 | Значение Мирового океана для природы и человека. | 1 | | |
22 | Путешествие по Евразии. Практическая работа № 7. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка. | 1 | | |
23 | Путешествие по Африке. | 1 | | |
24 | Путешествие по Северной Америке. | 1 | | |
25 | Путешествие по Южной Америке. | 1 | | |
26 | Путешествие по Австралии. | 1 | | |
27 | Путешествие по Антарктиде. | 1 | | |
28 | Повторение и обобщение | 1 | | |
РАЗДЕЛ V. ПРИРОДА ЗЕМЛИ (2 часа) |
29 | Что такое природа. Практическая работа №8. Организация наблюдений за погодой. | 1 | | |
30 | Оболочки Земли. | 1 | | |
Повторение о обобщение (5 часов) |
31 | Промежуточная аттестация (итоговая). | 1 | | |
32-35 | Проект на тему по выбору. | 4 | | |
9