Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная школа поселка Красный Яр
Гвардейского городского округа»
Рекомендовано к использованию « Утверждаю»
Педагогический совет
№ ___________________ г. директор МБОУ «ОШ пос. Красный Яр»
«_______»_________________201 год
______________________Е.С. Гартунг
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ»
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
7 КЛАСС
Составитель: учитель
Туркова Анна Сергеевна,
соответствие занимаемой должности
пос. Красный Яр
2018 год
Рабочая программа разработана на основе программ основного общего образования (базовый уровень), соответствующих федеральному компоненту стандарта общего образования (базовый уровень). Предметная линия Е.М.Домогацких 5-9 классы/ Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2017. Она рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Предметные результаты
Выпускник научится:
Выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явления;
Находить в разных источниках, анализировать, преобразовывать, сохранять информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем, производить её передачу;
Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов;
Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников информации, умений сравнивать географические карты.
Определять на карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
Чтение карт различного содержания;поиск географической информации из разных источников картографических, статистических, геоинформационных;
Объяснение и оценка явлений и процессов адаптации к условиям проживания на определенной территории самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
Соблюдение мер безопасности с случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Метапредметные результаты:
Результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
Познавательные УУД:
Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
Коммуникативные УУД:
Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;
Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
Личностные результаты:
Результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Формирование ответственного отношения к учению.
Формирование основ экологической культуры.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
(70 ЧАСОВ)
РАЗДЕЛ 1. ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ (20 ч.)
ТЕМА 1. Литосфера (7ч)
Суша в океане. Геологическое время. Строение земной коры. Литосферные плиты и современный рельеф. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы.
Пр/р 1. Составление картосхемы «Литосферные плиты»
Тема 2. Атмосфера (3ч)
Пояса планеты. Воздушные массы и климатические пояса. Климатообразующие факторы
Пр/р 2. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира Пр/р. № 3 Анализ климатограмм основных типов климата
Тема 3. Мировой океан (4 ч.)
Мировой океан и его части. Движение вод Мирового океана. Система течений. Органический мир океана. Особенности природы отдельных океанов
Пр/р 4 Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение форм рельефа
Тема 4. Геосфера (2ч)
Географическая оболочка. Зональность географической оболочки.
Пр/р 5 Анализ схем круговорота веществ и энергии
Пр/р 6 Выявление и объяснение географической зональность природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам
Тема 5. Человек (4 часа)
Освоение Земли человеком.
Охрана природы. Население Земли. Страны мира.
Пр/р 7 Определение и сравнение различий в численности населения для разных регионов и стран мира
Пр/р 8 Изучение политической карты мира
РАЗДЕЛ 2. МЕТИРИКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ (39 Ч)
Тема 1. Африка (8 часов)
Африка: географическое положение и история освоения. Геологическое строение и рельеф Африки. Климат Африки. Гидрография Африки. Разнообразие природы Африки. Население Африки. Регионы Африки: Северная и Западная Африка. Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная Африка.
Пр/р 9 Определение крайних точек Африки и их координат, протяженность материка в градусной мере и километрах. Нанесение объектов на контурную карту.
Пр/р 10 Обозначение на к/к главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых
Тема 2. Австралия и Океания (6ч)
Географическое положение и история исследования Австралии
Компоненты природы Австралии. Основные черты природы Австралии Промежуточная аттестация. Австралийский Союз. Океания.
Пр/р 12 Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия компонентов природы материков
Тема 3. Антарктида (2ч)
Географическое положение и история исследования Антарктиды. Основные черты природы Антарктиды
Тема 4. Южная Америка (7 часов)
Географическое положение, история открытия и исследования Южной Америки. Геологическое строение и рельеф Южной Америки. Климат Южной Америки. Гидрография Южной Америки. Разнообразие природы. Население Южном Америки. Регионы Южной Америки
Пр/р 13 Сравнение географического положения Африки и Южной Америки.
Пр/р 14 Крупные природные и историко-культурные регионы Южной Америки.
Пр/р 15 Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки
Тема 5. Северная Америка (7 ч)
Географическое положение, история открытий и исследований Северной Америки. Геологическое строение и рельеф Северной Америки Климат Северной Америки. Гидрография Северной Америки. Разнообразие природы Северной Америки. Население Северной Америки. Регионы Северной Америки
Пр/р 16 Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.
Тема 6. Евразия (9 ч)
Географическое положение и история исследований Евразии. Геологическое строение и рельеф Евразии. Климат Евразии. Гидрография Евразии. Разнообразие природы. Население Еврази. Крупные регионы Евразии. Регионы Азии: Юго-Западная, Центральная и Восточная Азия. Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия.
Пр/р 18 Определение типов климата Евразии по климатограммама
Пр/р19 Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-ой параллели
Пр/р 20. Составление характеристики страны Европы по картам атласа и другим источникам
Пр./р 21 Составление географической характеристики страны Азии по картам атласа и другим источникам
Раздел 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА (1Ч)
Природа и человек.
Пр/р 22 Выявление связей между компонентами природного комплекса своей местности
Повторение и обобщение (7 ч.)
Промежуточная аттестация (итоговая). Проект на тему по выбору.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п | Название раздела/темы | Кол-во часов | Из них прак- тических |
| Раздел 1. Планета, на которой мы живем. | 20 | |
-
| Тема 1. Литосфера | 7 | 1 |
-
| Тема 2. Атмосфера | 3 | 2 |
-
| Тема 3. Мировой океан | 4 | 1 |
-
| Тема 4. Геосфера | 2 | 2 |
-
| Тема 5. Человек | 4 | 2 |
| Раздел 2. Материки планеты Земля | 39 | |
-
| Тема 1. Африка | 8 | 2 |
-
| Тема 2. Австралия и Океания | 6 | 1 |
-
| Тема 3. Антарктида | 2 | |
-
| Тема 4. Южная Америка | 7 | 3 |
-
| Тема 5. Северная Америка | 7 | 1 |
-
| Тема 6. Евразия | 9 | 4 |
| Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека | 1 | |
-
| Повторение и обобщение | 7 | |
-
| Всего: | 70 | 19 |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка устных ответов
Отметка «5»ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, на результаты практических работ; раскрывает возможные взаимосвязи; умеет ориентироваться в тексте учебника и находить правильные ответы, пользоваться планом, алгоритмом, применять свои знания на практике; дает полные ответы на поставленные вопросы.
Отметка «4» ставится, если ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности, нарушения логической последовательности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике. При оказании учителем обучающей помощи эти неточности ученик исправляет сам.
Отметка «3»ставится, если ученик усвоил учебный материал, но допускает фактические ошибки; не умеет использовать результаты практических работ, затрудняется в установлении связей между объектами и явлениями природы, между природой и человеком; излагает материал с помощью учителя, частично использует в ответах результаты наблюдений, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может самостоятельно применять знания на практике, но с помощью учителя исправляет перечисленные недочеты.
Отметка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя, не отвечает ни на один из поставленных вопросов или отвечает на них неправильно.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии
Отметка «5»
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка «4»
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран или пунктов характеристик).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3»
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материла, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка «2»
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено незнание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя неэффективна.
Требования к работе в контурных картах:
Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.
При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.
Все надписи на контурной карте делают черной пастой, мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин – по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.
При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки.
Критерии оценки контурных карт.
Отметка «5»
Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Местоположение всех географических объектов обозначено верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.
Отметка «4»
Выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.
Отметка «3»
Выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.
Отметка «2»
Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
РАЗДЕЛ 1. ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ (20 ч.) |
ТЕМА 1. Литосфера (7ч) |
1 | Суша в океане | 1 | | |
2 | Геологическое время | 1 | | |
3 | Входной контроль. | 1 | | |
4 | Строение земной коры | 1 | | |
5 | Литосферные плиты и современный рельеф. Пр/р 1. Составление картосхемы «Литосферные плиты» | 1 | | |
6 | Платформы и равнины | 1 | | |
7 | Складчатые пояса и горы | 1 | | |
Тема 2. Атмосфера (3ч) |
8 | Пояса планеты. Пр/р 2. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира | 1 | | |
9 | Воздушные массы и климатические пояса. Пр. р. № 3 Анализ климатограмм основных типов климата | 1 | | |
10 | Климатообразующие факторы | 1 | | |
Тема 3. Мировой океан (4 ч.) |
11 | Мировой океан и его части. Пр/р 4 Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение форм рельефа | 1 | | |
12 | Движение вод Мирового океана. Система течений. | 1 | | |
13 | Органический мир океана. | 1 | | |
14 | Особенности природы отдельных океанов | 1 | | |
Тема 4. Геосфера (2ч) |
15 | Географическая оболочка. Пр/р 5 Анализ схем круговорота веществ и энергии | 1 | | |
16 | Зональность географической оболочки. Пр/р 6 Выявление и объяснение географической зональность природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам | 1 | | |
Тема 5. Человек (4 часа) |
17 | Освоение Земли человеком. | 1 | | |
18 | Охрана природы | 1 | | |
19 | Население Земли. Пр/р 7 Определение и сравнение различий в численности населения для разных регионов и стран мира | 1 | | |
20 | Страны мира. Пр/р 8 Изучение политической карты мира | 1 | | |
РАЗДЕЛ 2. МЕТИРИКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ (39 Ч) |
Тема 1. Африка (8 часов) |
21 | Африка: географическое положение и история освоения. Пр/р 9 Определение крайних точек Африки и их координат, протяженность материка в градусной мере и километрах. Нанесение объектов на контурную карту. | 1 | | |
22 | Геологическое строение и рельеф Африки. Пр/р 10 Обозначение на к/к главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых | 1 | | |
23 | Климат Африки | 1 | | |
24 | Гидрография Африки | 1 | | |
25 | Разнообразие природы Африки. | 1 | | |
26 | Население Африки. | 1 | | |
27 | Регионы Африки: Северная и Западная Африка. | 1 | | |
28 | Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная Африка | 1 | | |
Тема 2. Австралия и Океания (6ч) |
29 | Географическое положение и история исследования Австралии | 1 | | |
30 | Компоненты природы Австралии. | 1 | | |
31 | Основные черты природы Австралии Пр/р 12 Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия компонентов природы материков | 1 | | |
32 | Промежуточная аттестация. | 1 | | |
33 | Австралийский Союз | 1 | | |
34 | Океания | 1 | | |
Тема 3. Антарктида (2ч) |
36 | Географическое положение и история исследования Антарктиды | 1 | | |
37 | Основные черты природы Антарктиды | 1 | | |
Тема 4. Южная Америка (7 часов) |
38 | Географическое положение, история открытия и исследования Южной Америки. Пр/р 13 Сравнение географического положения Африки и Южной Америки | 1 | | |
39 | Геологическое строение и рельеф Южной Америки | 1 | | |
40 | Климат Южной Америки | 1 | | |
41 | Гидрография Южной Америки | 1 | | |
42 | Разнообразие природы. Пр/р 14 Крупные природные и историко-культурные регионы Южной Америки. | 1 | | |
43 | Население Южном Америки. Пр/р 15 Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки | 1 | | |
44 | Регионы Южной Америки | 1 | | |
Тема 5. Северная Америка (7 ч) |
45 | Географическое положение, история открытий и исследований Северной Америки | 1 | | |
46 | Геологическое строение и рельеф Северной Америки | 1 | | |
47 | Климат Северной Америки. Пр/р 16 Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе | 1 | | |
48 | Гидрография Северной Америки | 1 | | |
49 | Разнообразие природы Северной Америки | 1 | | |
50 | Население Северной Америки | | | |
51 | Регионы Северной Америки | 1 | | |
Тема 6. Евразия (9 ч) |
54 | Географическое положение и история исследований Евразии | 1 | | |
55 | Геологическое строение и рельеф Евразии | 1 | | |
56 | Климат Евразии. Пр/р 18 Определение типов климата Евразии по климатограммама | 1 | | |
57 | Гидрография Евразии | | | |
58 | Разнообразие природы. Пр/р19 Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-ой параллели | 1 | | |
59 | Население Евразии | 1 | | |
60 | Крупные регионы Евразии. Пр/р 20. Составление характеристики страны Европы по картам атласа и другим источникам | | | |
61 | Регионы Азии: Юго-Западная, Центральная и Восточная Азия | 1 | | |
62 | Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия. Пр./р 21 Составление географической характеристики страны Азии по картам атласа и другим источникам | 1 | | |
| Раздел 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА (1Ч) | | | |
63 | Природа и человек. Пр/р 22 Выявление связей между компонентами природного комплекса своей местности | 1 | | |
Повторение и обобщение (7 ч.) |
64 | Промежуточная аттестация (итоговая) | 1 | | |
65 - 70 | Проект на тему по выбору. | 6 | | |