СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
автор Баринова
52
Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа №14 х.Ильинов
«Утверждаю»
Директор МБОУ-ООШ № 14
Приказ от 31.08. 2020 г. № 170
___________Т.В.Колесникова
Рабочая программа
по географии
основного общего образования
для 8 класса
_70__ часов
Учитель О.В. Петрова
Составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5-9 классы / авторы : И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. (Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина – М.: Дрофа, 2015 г.)
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ ";
Приказ № 1897 от 17.12.2010г. об утверждении ФГОС ООО (с изменениями):
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ и календарно – тематического планирования учебных предметов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - основной общеобразовательной школы №14 х.Ильинов Мартыновского района Ростовской области.
Учебный план МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов на 2020-2021 учебный год:
Расписание уроков МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов на 2020-2021 учебный год.
Примерная программа «Рабочие программы. География. 5 – 9 классы: учебно-методическое пособие \ сост. С.В. Курчина. – 4-е изд.,
Цели:формирование целостного представления об особенностях природы, на селения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и куль туре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве;
-развитие географического мышления. При изучении курса решаются следующие задачи:
сформировать географический образ своей страны и ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Учебно-методический комплекс учителя:
Атлас и контурные карты. География 8 класс Дрофа М. 2018г.;
Учебник «География России. Природа», Дрофа М. 2018г., И.И. Баринова;
Общая характеристика учебного предмета
Структура рабочей программы по географии ориентируется на формирование общей культуры и мировоззрение школьников, так же решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации общества.
Современный курс «География России» 8 – 9 класс завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии, уникальности, целостности и проблемности. В структуре географического образования этот курс занимает центральное положение и служит основой воспитания духовности, патриотизма, толерантности, ответственности, вносит вклад в воспитание экологической культуры.
Программа реализует модель изучения географии России на идеях комплексного географического страноведения и рассмотрения единой природно-социохозяйственной системы. Изучение географии России осуществляется на основе показа эволюции природных, социальных, экономических, экологических проблем и путей их решения с позиций общественно значимых ценностей. При изучении курса «География России» осуществлена попытка реализации взаимодействия интегративного подхода и принципов экологизации и гуманизации.
С целью воспитания патриотизма, любви к малой родине в программе отведены часы на краеведческий материал.
Изучение курса география России основывается на знаниях учащихся, полученных учащимися при изучении физической географии в 6 – 7 классах, а так же при изучении курсов истории и биологии.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов, на изучение предмета отводится 69 часов в год (2 часа в неделю).
Часть, рабочей программы, посвященной 8 классу, соответствует всем требованиям основного общего образования. Введен раздел «Региональный компонент. Ростовская область» за счет резервного времени.
Ценностные ориентиры содержания предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования – формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и эстетических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у обучающихся основной школы должны быть сформированы:
- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Планируемые результаты
личностные:
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических и литературоведческих задач, их решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о филологической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении филологических задач;
учащихся должны быть сформированы:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
3.Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли.
4. Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере
5. Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных и экономических особенностей
6. Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности
8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах
9. Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования
10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи
11. Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных литературоведческих проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения филологических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть филологическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.
Коммуникативные
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
Обучающийся научится:
Называть:
- различные источники географической информации и методы получения географической информации;
- крупные равнины и горы;
- крупные месторождения полезных ископаемых;
- факторы, влияющие на формирование климата России;
- крупные реки и озера;
- типы почв и их свойства;
- меры по охране растительного и животного мира;
- основные природные зоны России.
Определять:
- географическое положение России;
- поясное время;
- характерные особенности климата России;
- с помощью карт температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации.
Показывать по карте:
- пограничные государства;
- моря, омывающие Россию;
- крупные месторождения полезных ископаемых;
- крупные реки и озера;
- основные природные зоны России;
- крупные природно-территориальные комплексы России;
- крупные природные районы России.
Выяснять с помощью карт:
- соответствие их платформенным и складчатым областям.
Объяснять:
- закономерности размещения крупных месторождений полезных ископаемых;
- видовое разнообразие животного мира;
- причины зонального и азонального распространения ландшафтов;
- влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;
- изменение природы под влиянием деятельности человека;
- значение географической науки в изучении и преобразовании природы.
Содержание программы учебного предмета
Учебно-методический план
Тема | Количество часов | |
По государственной программе | По рабочей программе | |
Введение. Что изучает физическая география | 1 | 1 |
Наша Родина на карте мира | 6 | 6 |
Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России | 18 | 18 |
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы России | 4 | 4 |
Климат и климатические ресурсы | 4 | 4 |
Внутренние воды и водные ресурсы | 3 | 3 |
Почвы и почвенные ресурсы | 3 | 3 |
Растительный и животный мир, Биологические ресурсы | 4 | 4 |
Раздел II. Природные комплексы России (36 часов) | 36 | 32 |
Природное районирование | 6 | 6 |
Природа регионов России | 30 | 26 |
Раздел III. Человек и природа(5 часов) | 5 | 5 |
Региональный компонент (7 часов) | 0 | 4 |
Ростовская область (4 часа) | 0 | 7 |
Всего | 69 | 69 |
Введение (1 час)
Что изучает физическая география? Знакомство с учебником и атласом.
Наша Родина на карте мира (6 часов)
Географическое положение России. Моря, омывающие берега России. Россия на карте часовых поясов. Как осваивали и изучали территорию России.
Практическая работа № 1. Характеристика географического положения России.
Практическая работа № 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.
Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (18 часов)
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы России (4 часа)
Особенности рельефа России. Крупные формы рельефа России. Крупные формы рельефа и из размещение.
Геологическое строение территории России. Строение литосферы. Основные этапы геологической истории формирования земной коры. Тектонические структуры нашей страны. Связь основных форм рельефа со строением литосферы.
Минеральные ресурсы. Распространение полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.
Развитие форм рельефа. Процессы, формирующие рельеф. Древнее оледенение на территории России. Деятельность ветра. Деятельность человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. Геологическое строение, рельеф, минеральные ресурсы родного края.
Практическая работа № 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.
Климат и климатические ресурсы (4 часа).
От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Влияние подстилающей поверхности.
Распределение тепла и влаги на территории России. Распределение тепла на территории нашей страны. Распределение осадков на территории нашей страны.
Разнообразие климат России. Типы климатов России: арктический, субарктический; умеренно континентальный, резко континентальный, муссонный климат умеренного пояса.
Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Благоприятные климатические условия. Неблагоприятные климатические явления. Климат родного края.
Практическая работа № 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января, июля, годового количества осадков на территории страны.
Практическая работа № 5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны.
Внутренние воды и водные ресурсы (3 часа)
Разнообразие внутренних вод России. Реки. Значение внутренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа. Влияние климата на реки. Стихийные явления, связанные с реками.
Озера и болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Крупнейшие озера России. Происхождение озерных котловин. Роль подземных вод в природе и жизни человека. Котловин. Верховные и низинные болота. Важность сохранения водно-болотных угодий. Виды подземных вод. Границы распространения многолетней мерзлоты в России, причины ее образования. Особенности освоения территорий с многолетней мерзлотой.
Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой.
Почвы и почвенные ресурсы (3 часа)
Образование почв и их разнообразие. Основные свойства почв.
Закономерности распространения почв. Типы почв России: арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые.
Почвенные ресурсы России. Значение почв для жизни и деятельности человека. От чего нужно охранять почву? Роль мелиораций в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы родного края.
Практическая работа № 6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.
Растительный и животный мир, Биологические ресурсы (4 часа)
Растительный и животный мир России. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.
Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории. Роль живых организмов в жизни Земли. Роль растительного и животного мира в жизни человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животный мир родного края.
Природно-ресурсный потенциал России. Природные условия России. Природные ресурсы. Особенности размещения природных ресурсов.
Практическая работа № 7. Составление прогноза изменения растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса.
Практическая работа № 8.Определение роли особо охраняемых природных территорий в сохранении природы России.
Раздел II. Природные комплексы России (32 часа)
Природное районирование (6 часов)
Разнообразие природных комплексов России. Физико-географическое районирование. ПТК природные и антропогенные.
Моря, как крупные природные комплексы. Особенности природных комплексов морей на примере Белого моря. Ресурсы морей.
Природные зоны России. Природная зональность. Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни.
Высотная поясность. Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Зависимость «набора» высотных поясов от географического положения и высоты гор.
Практическая работа № 9. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)
Практическая работа № 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.
Природа регионов России (30 часов)
Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Русской равнины. Природные комплексы. Памятники природы равнины. Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования.
Кавказ – самые высокие горы России. Географическое положение. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. Особенности природы высокогорий. Природные комплексы Северного Кавказа. Природные ресурсы. Население.
Урал – «каменный пояс Русской земли». Особенности географического положения, история освоения. Природные ресурсы. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы.
Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения. Особенности природы. Природные зоны. Природные ресурсы равнины и условия их освоения.
Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности географического положения, история освоения. Особенности природы. Климат. Природные районы. Жемчужина Сибири – Байкал. Природные ресурсы и проблемы их освоения.
Дальний Восток. – край контрастов. Особенности географического положения, история освоения. Особенности природы. Природные комплексы. Природные уникумы, освоение их человеком.
Практическая работа № 11. Оценка природных условий и ресурсов одного их регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека.
Практическая работа № 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.
Раздел III. Человек и природа(5 часов)
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Благоприятные условия для жизни и деятельности людей. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. Меры борьбы со стихийными природными явлениями.
Воздействие человека на природу. Общественные потребности, удовлетворяемые за счет природы. Влияние деятельности человека на природные комплексы. Антропогенные ландшафты.
Рациональное природопользование. Охрана природы. Значение географического прогноза.
Россия на экологической карте. Источники экологической опасности. Контроль за состоянием природной среды.
Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор здоровья.
География для природы и общества. История взаимодействия между человеком и географической средой. Научно-техническая революция: благо или причины экологического кризиса.
Практическая работа № 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России
Практическая работа № 14. Составление карты «Природные уникумы России».
Практическая работа № 15. Характеристика экологического состояния одного из регионов России
Региональный компонент (7часа)
Ростовская область
Географическое положение Ростовской области. Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые. Особенности климата Ростовской области. Внутренние воды Ростовской области. Проблемы взаимодействия природы и человека на территории Ростовской области. Особо охраняемые объекты.
Тематическое планирование по географии
«География России. Природа»
8 класс И.И. Баринова. 69 часов
№
| Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Тип урока, форма проведения | Планируемые результаты | Оборудование, ЭОР | Домашнее задание | ||||
предметные | метапредметные | личностные | |||||||||
| Введение. Что изучает физическая география России (1 час) | ||||||||||
1\1 | 3.09 |
| Что изучает физическая география мира. | Вводный Эвристическая беседа. | Разделы учебника «География. Природа России» | Формирование приёмов работы с учебником; умение выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. | Формирование ответственного отношения к учёбе. | Карты России: физическая административная; мира, частей света | Стр. 3 – 5 | ||
|
|
| Наша Родина на карте мира (6 часов) | ||||||||
2\1 | 5.09 |
| Географическое положение России Практическая работа № 1. Характеристика географического положения России.
| Изучение нового материала. | - определять географическое положение России; - показывать пограничные государства; -крайние точки. | Формирование умения ставить учебную цель. | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Карты России: физическая и политико-административная | § 1 Стр. 6 – 13. Задание 2 | ||
3\2 | 10.09
|
| Моря, омывающие берега России | комбинированный | Знать: - окраинные и внутренние моря; - моря Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов Показывать по карте моря, омывающие берега России | Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи | Целостное мировоззрение, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики | Физическая карта России | § 2 Стр. 14 – 21 к\к задание 1 – 7 | ||
4\3 | 12.09 |
| Россия на карте часовых поясов Практическая работа № 2. Определение поясного времени для различных пунктов России. | Изучение нового материала. | Знать: - линия перемены дат; - гринвичский меридиан. Определять время: - поясное; - декретное; - всемирное | Систематизировать информацию | Целостное мировоззрение, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики | Физическая карта, карта часовых поясов | § 3 Стр. 21 – 24 Задания 1 – 8 | ||
5\4 | 17.09 |
| Как осваивали и изучали территорию России | изучение нового материала. | Называть различные источники географической информации и методы получения географической информации | Систематизировать информацию | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Физическая карта России | § 4 Стр. 24 – 29 Задание 1 – 5 | ||
6\5 | 19.09 |
| Как осваивали и изучали территорию России. Современные исследования | изучение нового материала. | Называть различные источники географической информации и методы получения географической информации | Систематизировать информацию | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Физическая карта России | § 5 Стр. 29 – 33 Задания 1 – 7 | ||
7\6 | 24.09 |
| Обобщение по теме «Наша Родина на карте мира» Входной контроль. | Обобщение и систематизация знаний |
|
|
| Тест |
| ||
|
|
| Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (18 часов) Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы России (4 часа) | ||||||||
8\1 | 26.09 |
| Особенности рельефа России | изучение нового материала. | Показывать: - крупные равнины, горы, низменности, возвышенности, хребты, плоскогорья; - названия вершин горных систем России | Использовать различные методы моделирования, исходя из учебной задачи | коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | Физическая карта России | § 6 Стр. 36 – 39 Задания 1 – 4 к\к | ||
9\2 | 1.10 |
| Геологическое строение территории России
| изучение нового материала. | Выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям | Систематизировать информацию | коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | Физическая карта России. Карта «Геологическое строение» | § 7 Стр. 40 – 45 Задание 1 – 5 | ||
10\3 | 3.10 |
| Минеральные ресурсы России Практическая работа № 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры. | Изучение нового материала. | Показывать по карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых | Использовать различные методы моделирования, исходя из учебной задачи | коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | Физическая карта России. Карта «Геологическое строение» | § 8 Стр. 45 – 50 Задание 1 – 6 | ||
11\4 | 8.10 |
|
Развитие форм рельефа | обобщение и систематизация знаний | Объяснять закономерности размещения крупных месторождений полезных ископаемых от форм рельефа | Использовать различные методы моделирования, исходя из учебной задачи. Приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под действием внешних и внутренних процессов земли | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Физическая карта России. Карта «Геологическое строение» | § 9 Стр. 51 – 56 Задание 1 – 6 | ||
|
|
| Климат и климатические ресурсы (4 часа). | ||||||||
12\1 | 10.10 |
| От чего зависит климат нашей страны | изучение нового материала. | Называть факторы, влияющие на формирование климата России. Знать понятия: - циклон; - антициклон; -теплый фронт; - холодный фронт | Использовать различные методы моделирования, исходя из учебной задачи. Приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под действием внешних и внутренних процессов земли | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Физическая карта России. Климатическая карта России | § 10 Стр. 58 – 64 Задания 1 – 6 | ||
13\2 | 15.10 |
| Распределение тепла и влаги на территории России Практическая работа № 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января, июля, годового количества осадков на территории страны. | Изучение нового материала. | Определять характерные особенности климата России | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Физическая карта России. Климатическая карта России | § 11 Стр. 64 – 69 Задания 1 – 4 | ||
14\3 | 17.10 |
| Разнообразие климата России | изучение нового материала. | С помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации | Использовать различные методы моделирования, исходя из учебной задачи.
| Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | Физическая карта России. Климатическая карта России | § 12 Стр. 69 – 73 Задание 1 – 4 | ||
15\4 | 22.10 |
| Зависимость человека от климата. Практическая работа № 5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны. | Обобщение и систематизация знаний | Приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни | Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении | коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | Физическая карта России. Климатическая карта России | § 13 Стр. 73 – 76 Задания 1 – 5 | ||
|
|
| Внутренние воды и водные ресурсы (3 часа) | ||||||||
16\1 | 24.10 |
| Разнообразие внутренних вод России. Реки. | Изучение нового материала. | Называть и показывать по карте крупнейшие реки России | Использовать различные методы моделирования, исходя из учебной задачи | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Физическая карта России.
| § 14, Стр. 78 – 85 Задания 1 – 5 к\к | ||
17\2 | 5.11 |
| Озера и болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. | Комбинированный | Называть и показывать по карте крупнейшие озера России | Использовать различные методы моделирования, исходя из учебной задачи | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Физическая карта России.
| § 15 Стр. 85 – 90 Задания 1 – 5 к\к | ||
18\3 | 7.11 |
| Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. | Обобщение и систематизация знаний | Используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов. Оценивать водные ресурсы | Вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Физическая карта России | § 16 Стр. 90 – 93 Задания 1 – 4 | ||
|
|
| Почвы и почвенные ресурсы (3 часа) | ||||||||
19\1 | 12.11 |
| Образование почв и их разнообразие. | Комбинированный | Называть факторы почвообразования | Использовать различные методы моделирования, исходя из учебной задачи | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Физическая карта России | § 17 Стр. 94 – 98 Задания 1 – 4
| ||
20\2 | 14.11 |
| Закономерности распространения почв | комбинированный | Используя карту, называть типы почв и их свойства | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Физическая карта России | § 18 Стр. 99 – 101 Задания 1 – 3 | ||
21\3 | 19.11 |
| Почвенные ресурсы России.
Практическая работа № 6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия. | Обобщение и систематизация знаний Урок-практикум | Используя карту, называть типы почв и их свойства | Вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Физическая карта России | § 19 Стр. 101 – 105 Задания 1 – 4 | ||
|
|
| Растительный и животный мир, Биологические ресурсы (4 часа) | ||||||||
22\1 | 21.11 |
| Растительный и животный мир России Практическая работа № 7. Составление прогноза изменения растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса. | Комбинированный | Объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры | Искать и отбирать необходимые источники информации | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Физическая карта России | § 20 Стр. 106 – 112 Задания 1 – 5 | ||
23\2 | 26.11 |
| Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории. | Комбинированный | Объяснять видовое разнообразие животного мира | Искать и отбирать необходимые источники информации | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Физическая карта России | § 21 Стр. 112 – 116 Задания 1 – 3 | ||
24\3 | 28.11. |
| Природно-ресурсный потенциал России | комбинированный | Объяснять видовое разнообразие животного мира | Вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения | Формирование ответственного отношения к учёбе. | Физическая карта России | § 22 Стр. 116 – 120 | ||
25\4 | 3.12 |
| Систематизация и обобщение знаний по теме «Особенности природы и природные ресурсы России»
Практическая работа № 8. Определение роли особо охраняемых природных территорий в сохранении природы России. | Обобщение и систематизация знаний. | Называть меры по охране растений и животных | Вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Физическая карта России |
| ||
|
|
| Раздел II. Природные комплексы России (32 часа) Природное районирование (6 часов) | ||||||||
26\1 | 5.12 |
| Разнообразие природных комплексов России | изучение нового материала. | Показывать по карте основные природные зоны России | Искать и отбирать необходимые источники информации | Формирование ответственного отношения к учёбе. | Физическая карта России Карта природных зон России | § 23 Стр. 124 – 126 Задания 1 – 5 | ||
27\2 | 10.12 |
| Моря, как крупные природные комплексы. | Комбинированный | Знать: - окраинные и внутренние моря; - моря Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов Показывать по карте моря, омывающие берега России | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Физическая карта России Карта природных зон России
| § 24 Стр. 127 – 129 Задания 1 – 4 | ||
28\3 | 12.12 |
| Природные зоны России.
|
| Объяснять причины зонального и азонального распространения ландшафтов | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Физическая карта России Карта природных зон России | § 25 Стр. 129 – 135 Задания 1 – 6 | ||
29\4 | 17.12 |
| Разнообразие лесов России | комбинированный | Показывать по карте крупные природно-территориальные комплексы России | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Физическая карта России Карта природных зон России | § 26 Стр. 136 – 139 Задания 1 – 5
| ||
30\5 | 19.12 |
| Безлесые зоны на юге России Практическая работа № 9. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору) | комбинированный | Приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе | Находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения | Знать основы экологической культуры, соответствующей уровню экологического мышления | Физическая карта России Карта природных зон России | § 27 Стр. 140 – 144 Задания 1 – 6 | ||
31\6 | 24.12 |
| Высотная поясность Практическая работа № 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.
| Урок-практикум | Объяснять причины зонального и азонального распространения ландшафтов | Находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения | Знать основы экологической культуры, соответствующей уровню экологического мышления | Физическая карта России. Карта природных зон России | § 28 Стр. 145 – 148 | ||
|
|
| Природа регионов России (26 часов) | ||||||||
32\1 | 26.12 |
| Восточно-Европейская (Русская) равнина. | Комбинированный | Показывать по карте: - Восточно-Европейскую равнину; - крупные города; - реки, озера; - моря Атлантического океана; - полезные ископаемые; | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Карта России. Карта «Восточно-Европейская равнина» | § 29, Стр. 151 – 156 Задания 1 – 5 к\к | ||
33\2 | 9.01 |
| Природные комплексы Восточно-Европейской равнины | комбинированный | Показывать по карте природные комплексы Восточно-Европейской равнины: - тундра, лесотундра; - тайга, смешанные и широколиственные леса; - лесостепи и степи; - пустыни и полупустынны | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Карта России. Карта «Восточно-Европейская равнина» | § 30 Стр. 160 – 166 Задания 1 – 5 к\к Презентации. Русской равнины | ||
34\3 | 14.01 |
| Памятники природы Восточно-Европейской равнины | комбинированный | Показывать по карте памятники Восточно-Европейской равнины: - Карелия; - Валдай; - Волга; - Селигер; - Карелия; - Онежское озеро | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Карта России. Карта «Восточно-Европейская равнина» | § 31 Стр. 160 – 166 Задания 1 – 5
| ||
35\4 | 16.01 |
| Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины и проблемы рационального их использования | комбинированный | Знать определения: - агроклиматические ресурсы; - рекреационные ресурсы; - рекультивация земель. | Использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи | Относится с пониманием к ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. | Карта России. Карта «Восточно-Европейская равнина» | § 32, Стр. 166 – 170 Задания 1 – 5 | ||
36\5 | 21.01 | 31.01 | Кавказ – самые высокие горы России | комбинированный | Определять: ГП Кавказских гор. Показывать по карте: - Предкавказье; - Большой Кавказ; - Закавказье; - высокие точки Кавказских гор; -Кумо-Манычская впадина; - крупные города Кавказа | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Карта России. Карта Кавказа | § 33 Стр. 171 – 175, Задания 1 – 3 к\к | ||
37\6 | 23.01 |
| Особенности природы высокогорий | комбинированный | Знать определения: - фен; -бора; - высотная поясность; -животный и растительный мир Кавказа | Представлять информацию в различных формах (письменной и устной) | Обладать гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Карта России. Карта Кавказа | § 34 Стр. 176 – 178 Задания 1 – 3, к\к, презентации. | ||
38\7 | 28.01 |
| Природные комплексы Северного Кавказа | комбинированный | Показывать по карте памятники Северного Кавказа: - Прикубанская равнина; - Азовское море: -Черное море; -Пятигорск. Знать определения: - бальнеологические ресурсы. | Представлять информацию в различных формах (письменной и устной) | Обладать гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Карта России. Карта Кавказа | § 35 Стр. 179 – 182, Задание 1 – 5 | ||
39\8 | 30.01 |
| Урал – «каменный пояс Русской земли». | Комбинированный | Определять ГП Уральских гор. Показывать по карте: -высокие вершины Урала; - массивы Урала. | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Карта России. Карта Уральских гор | § 36, Стр. 182 – 184 к\к, Задания 1 – 3 | ||
40\9 | 4.02 |
| Природные ресурсы Урала | комбинированный | Знать: -тектонические структуры, на которых расположены Уральские горы; - геологическое строение Урала; - полезные ископаемые, которыми богат Урал | Представлять информацию в различных формах (письменной и устной) | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Карта России. Карта Уральских гор | § 37, Стр. 185 – 187 к\к, задания 1 – 4, Презентации | ||
41\10 | 6.02 |
| Своеобразие природы Урала | комбинированный | Знать: -природные зоны, в которых расположен Урал; - высотную поясность Урала; -Климат Урала; - растительный и животный мир; -части Урала (Полярный, Приполярный, Северный, Средний, Южный) | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Карта России. Карта Уральских гор | § 38, Стр. 193 – 197 Задания 1 – 4, Презентации | ||
42\11 | 11.02 |
| Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.
| Комбинированный | Знать: - заповедники Уральских гор; -экологические проблемы Урала. | Использовать: -информационно коммуникативные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно коммуникативных технологий. | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Карта России. Карта Уральских гор | § 39, Стр. 193 – 197 Задания 1 – 4 | ||
43\12 | 13.02 |
| Западно-Сибирская равнина. Особенности природы. | Комбинированный | Уметь определять: - ГП ; - формы рельефа; - климат. Показывать по карте: - реки, озера.
| Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Карта России. Карта Западной Сибири | § 40 Стр. 198 – 201 Задания 1 – 4 | ||
44\13 | 18.02 |
| Природные зоны Западно-Сибирской равнины | комбинированный | Знать определения: - урманы; - гривы; - колки. Знать, в каких природных зонах расположении Западно-Сибирская равнина | Представлять информацию в различных формах (письменной и устной) | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Карта России. Карта Западной Сибири | § 41 Стр. 198 – 201, Задания 1 – 4 Презентации
| ||
45\14 | 20.02 |
| Природные ресурсы равнины Западно-Сибирской равнины и условия их освоения.
| Комбинированный | Знать: -полезные ископаемые; -экологические проблемы. Показывать по карте: - места освоения полезных ископаемых; - крупные города
| Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Карта России. Карта Западной Сибири | §42, Стр. 205 – 208 Задания 1 – 5 | ||
46\15 | 25.02 |
| Восточная Сибирь: величие и суровость природы. | Комбинированный | Уметь определять: - ГП. Знать: - историю освоения Восточной Сибири; - особенности природы Показывать по карте: -крупные формы рельефа; -реки, озера; - крупные города | Представлять информацию в различных формах (письменной и устной) | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Карта России. Карта Восточной Сибири | § 43, Стр. 208 – 213 Задания 1 – 5 Презентации | ||
47\16 | 27.02 |
| Климат Восточной Сибири | комбинированный | Знать: -климатические пояса; -средние температуры января и июля Знать определения: -гидролакколиты; -булгунняхи
| Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Карта России. Карта Восточной Сибири | § 44, Стр. 214 – 216 Задания 1 – 3 | ||
48\17 | 3.03 |
| Природные районы Восточной Сибири | комбинированный | Показывать по карте: -формы рельефа. -природные районы; Объяснять зависимость природы от климата. Называть; -«полюс холода Северного полушария» Знать определения: -тарыны; -отуряхи; - булгунняхи; -высотная поясность. | Представлять информацию в различных формах (письменной и устной) | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Карта России. Карта Восточной Сибири | § 45 Стр. 216 – 226 Задания 1 – 3 Презентация «Байкал» | ||
49\18 | 5.03 |
| Жемчужина Сибири – Байкал. | Комбинированный | Знать: - историю освоения Байкала; -геологическое прошлое; -особенности природы; -экологически проблемы. Знать определения: - баргузин; - верховик; - култук; -молевой сплав
| Использовать: -информационно-коммуникативные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникативных технологий. | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Карта России. Карта Восточной Сибири | § 46 Стр. 227 – 230 Задания 1 – 5 | ||
50\19 | 10.03 |
| Природные ресурсы и проблемы их освоения. | Комбинированный | Знать: -полезные ископаемые. Знать ресурсы Восточной Сибири: -биологические; -бальнеологические; -почвенные
| Представлять информацию в различных формах (письменной и устной) | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Карта России. Карта Восточной Сибири | § 47 Стр. 230 – 235 Задания 1 – 3 Заполнение таблицы «Природные ресурсы Восточной Сибири» | ||
51\20 | 12.03 |
| Дальний Восток – край контрастов. | Комбинированный | Знать: -главные особенности природы Дальнего Востока. Объяснять зависимость природы и жизни человека от климатических условий Дальнего Востока | Использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Карта России. Карта Дальнего Востока | § 48 Стр. 236 – 239 Задание 1 – 5 Презентации | ||
52\21 | 17.03 |
| Природные комплексы Дальнего Востока | комбинированный | Показывать по карте: -Чукотское нагорье; -полуостров Камчатка; -остров Сахалин; -Приморский край. Знать понятия: - вулканология; -уссурийская тайга. Знать путешественников-первопроходцев, осваивавших Дальний Восток
| Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Относится с пониманием к ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. | Карта России. Карта Дальнего Востока | § 49 Стр. 240 – 246 Задания 1 – 5 Презентации | ||
53\22 | 19.03 |
| Природные уникумы Дальнего Востока | комбинированный | Знать природные уникумы Дальнего Востока: -долина Гейзеров; -роща пихты грандиозной (камчатской); -озеро Ханка; -Лазоревский (Судзухинский) заповедник; -Курильские острова | Использовать: -информационно-коммуникативные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникативных технологий. | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Карта России. Карта Дальнего Востока | § 50 Стр. 248 – 249 Задания 1 – 4 Презентации | ||
54\23 | 2.04 |
| Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком | комбинированный | Знать и показывать по карте: -минеральные ресурсы; -агроклиматические ресурсы; -водные ресурсы; -энергетические ресурсы Дальнего Востока; -рекреационные ресурсы Дальнего Востока. Сравнивать климатические условия с условиями Крыма и Кавказа | Использовать: -информационно-коммуникативные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникативных технологий. | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Карта России. Карта Дальнего Востока. Карта Кавказа | § 51 Стр. 250 – 254 Задания 1 – 4 Представление проектов, презентаций | ||
55\24 | 7.04 |
| Практическая работа № 11. Оценка природных условий и ресурсов одного их регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека.
| Урок-практикум |
| Использовать: -информационно-коммуникативные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникативных технологий. | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Карта России Карты природных регионов России | Представление проектов, презентаций | ||
56\25 | 9.04 |
| Практическая работа № 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.
| Урок-практикум |
| Использовать: -информационно коммуникативные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникативных технологий. | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Карта России Карты природных регионов России | Представление проектов, презентаций. Подготовка к тесту по изученному материалу | ||
57\26 | 14.04 |
| Обобщение систематизация знаний по теме«Природные комплексы России» | Урок-зачет |
|
| Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Тест |
| ||
|
|
| Раздел III Человек и природа (5 часов) | ||||||||
58\1 | 16.04 |
| Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Практическая работа № 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России. Воздействие человека на природу
| Урок-практикум | Объяснять: -благоприятные условия для жизни и деятельности человека; -освоение территорий с экстремальными условиями; Знать: -стихийные природные явления и их причины; Географию стихийных явлений; -меры борьбы со стихийными природными условиями | Обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики | Относится с пониманием к ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. | Карта мира. Карта России | § 52 Стр. 258 – 264 Задание 1 – 4. Заполнение таблицы «Степень комфортности территорий для жизни людей» § 53 Стр. 264 – 268 Задание 1 – 3 | ||
59\2 | 21.04 |
| Рациональное природопользование. Практическая работа № 14. Составление карты «Природные уникумы России».
| Урок-практикум | Знать понятия: -рациональное природопользование. -охрана природы; -прогноз; -прогнозирование природной среды
| Обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики | Обладать основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления | Карта мира. Карта России | § 54 Стр. 269 – 273 Задания 1 – 3
| ||
60\3 | 23.04 |
| Россия на экологической карте.
| Комбинированный | Знать: -источники экологической опасности; -взаимосвязь природных особенностей территории и деятельности человека при регулировании экологической обстановки; -мониторинг; -биосферные заповедники | Использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи | Обладать основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления | Карта мира. Карта России | § 55 Стр. 273 – 279 Задание 1 – 6
| ||
61\4 | 28.04 |
| Экология и здоровье человек Практическая работа № 15.Характеристика экологического состояния одного из регионов России
| Урок-практикум | Знать: -уровень здоровья людей; -влияние изменения погоды на здоровье людей; -«здоровое питание»
| Использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи | Относится с пониманием к ценности здорового и безопасного образа жизни, правилам индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. | Карта мира. Карта России | § 56 Стр. 280 – 285 Задания 1 – 5 Заполнение таблицы «Влияние на организм погодных факторов» | ||
62\5 | 30.04 |
| География для природы и общества
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Человек и природа» | комбинированный | Иметь понятие: -история взаимоотношений между человеком и географической средой; - географической детерминизм; - ноосфера; -географический нигилизм; -Научно-техническая революция | Обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики | Российская гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему России | Карта мира. Карта России
Тест | § 57 Стр. 285 – 289 Задания 1 – 3
| ||
|
|
| Региональный компонент (4 часа) | ||||||||
|
|
| Ростовская область | ||||||||
63\1 | 7.05 |
| Географическое положение Ростовской области. | Изучение нового материала | Уметь определять: -ГП; -протяженность с север на юг, с запада на восток. -историю формирования административного устройства территории Показывать по карте: -пограничные области | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Осознание своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, | Карта Ростовской области | Учебник «Географическое краеведение» §1 Стр. 7 – 13 к\к | ||
64\2 | 12.05 |
| Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые Ростовской области | Изучение нового материала | Знать: - тектонической строение территории области; -зависимость наличия полезных ископаемых от геологического строения Ростовской области | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Осознание своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, | Карта Ростовской области | Учебник «Географическое краеведение» §2 – 6 Стр. 15 – 38 к\к
| ||
65\3 | 14.05 |
| Особенности климата Ростовской области. | Комбинированный | Знать: -климатообразующие факторы; -солнечная радиация; -атмосферная циркуляция; -влияние рельефа на климат -температурный режим; -осадки; - агроклиматические ресурсы | Обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Карта Ростовской области | Учебник «Географическое краеведение» § 7 – 8 Стр. 39 -54 Задания 1 – 3 | ||
66\4 | 19.05 |
| Внутренние воды Ростовской области. Проблемы взаимодействия природы и человека. Особо охраняемые объекты. | Комбинированный | Показывать по карте: -реки; -озера | Работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспекты, переводить информацию из одного вида в другой | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию | Карта Ростовской области | Учебник «Географическое краеведение» § 9 – 10
| ||
67/5 | 21.05 |
| Заповедники Ростовской области | комбинированный | Показывать по карте: заповедники |
|
| Карта Ростовской области |
| ||
68/6 | 24.05 |
| Тест по теме: Природа Ростовской области |
|
|
|
|
|
| ||
69/7 | 26.05 |
| Повторение по теме: Человек и природа |
|
|
|
|
|
| ||
70/8 | 29.05 |
| Повторение |
|
|
|
|
|
|
Протокол заседания методического объединения МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов №___от .2020г.
Руководитель МО:_____/Кривина А.М./ | Согласовано: Заместитель директора по УВР ________/Петрова О.В./ _________________2020 г. |