СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

автор

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс»




Ростовская область Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

основная общеобразовательная школа №14 х.Ильинов


«Утверждаю»

Директор МБОУ-ООШ № 14

Приказ от 31.08. 2020 г.170

___________Т.В.Колесникова


Рабочая программа

по географии

основного общего образования

для 9 класса



_68__ час

Учитель О.В. Петрова


  • Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных школ. «География России. Хозяйство и географические районы» 9 кл. А.И.Алексеев, О.А.Климанова, В.В. Климанов, В.А. Низовцев - М., Дрофа, 2013 г.



2020-2021 учебный год



1. Пояснительная записка


Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по географии.

Рабочая программа учебного курса «География России. Хозяйство и географические районы» для параллели 9-ых классов, составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии, с учетом новой Концепции географического образования.

Реализация программы обеспечивается:

  • Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ ";

  • Приказ № 1897 от 17.12.2010г. об утверждении ФГОС ООО (с изменениями):

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов.

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ и календарно – тематического планирования учебных предметов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - основной общеобразовательной школы №14 х.Ильинов Мартыновского района Ростовской области.

  • Учебный план МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов на 2020-2021 учебный год:

  • Расписание уроков МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов на 2020-2021 учебный год.

Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования;

Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

Авторской программой для общеобразовательных школ. «География России. Хозяйство и географические районы» 9кл. А.И.Алексеев, О.А.Климанова, В.В. Климанов, В.А. Низовцев - М., Дрофа, 2013 г.


Современная география обладает естественнонаучным и социально-экономическим содержанием, комплексным, социальным, гуманистическим и др. подходами, поэтому лучше других подготовлена к разработке научных основ стратегии сохранения жизненной среды человечества, стратегии социального совершенствования для устойчивого развития общества, экономики и окружающей среды. Школьная география, формируя систему знаний о природных, социально-экономических, техногенных процессах и явлениях, готовит учащихся к практическому применению комплекса географических, геоэкологических, экономических и социальных знаний и умений в сфере общественно-географической деятельности. Поэтому география необходима для формирования и воспитания у учащихся:

  • географической картины мира и общей культуры;

  • географического (пространственно-временного) мышления, географического видения глобальных и локальных проблем, деятельно - ценностного отношения к окружающей среде;

  • осознания единства природы, хозяйства и населения - идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества;

  • умения делать осознанный выбор в условиях социальных альтернатив и нести за него ответственность;

  • любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.


Рабочая программа составлена для УМК А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким, Г.Я. Лисенкова, В.И. Сиротин «География России. Хозяйство и географические районы» 9класс М., «Дрофа» , 2014г.

Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. География России – центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию.

Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».


Цель обучения: формирование географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трёх основных компонентов – природы, населения и хозяйства.


Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно- методические задачи:


  • формирование знания о родной стране и понимания своего места в стране и в мире;

  • осознание единства природы, хозяйства и населения — идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества;

  • развитие умений делать осознанный выбор в условиях социальных альтернатив и нести за него ответственность;

  • воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.


Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством учителя и самостоятельной работой учащихся.

  • методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по географии являются устный опрос, письменные и практические работы. К письменным формам контроля относятся: географические диктанты, контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.



2. Планируемые результаты изучения предмета:

Метапредметные умения:

Регулятивные (учебно-организационные):

  • ставить учебные задачи;

  • вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

  • выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

  • планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

  • оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями.

Познавательные (учебно-логические):

  • классифицировать в соответствии с выбранными признаками;

  • сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

  • систематизировать информацию;

  • структурировать информацию;

  • определять проблему и способы ее решения;

  • формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

  • владеть навыками анализа и синтеза.



Учебно-информационные:

  • поиск и отбор необходимых источников информации;

  • использование информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;

  • представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;

  • работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления; перевод информации из одного вида в другой;

  • использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

  • создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;

  • составление рецензии, аннотации.

Коммуникативные:

  • выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

  • уметь вести дискуссию, диалог;

  • находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.



Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по географии:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях;

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности.



Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по географии:

  • понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, её роли в решении современных практических задач;

  • представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых знаний);

  • умение работать с разными источниками географической информации;

  • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • картографическая грамотность;

  • владение элементарными практическими умениями;

  • умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

  • умения применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений, адаптации к условиям проживания на определённой территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

  • умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.



3. Содержание программы "География России. Хозяйство и географические районы"

9 класс (71 ч, 2 ч в неделю)

Раздел I Хозяйство России (20 ч)

Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование (3ч.)

Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства — первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяй­ства России.

Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности ин­дустриального пути развития России. Географическое районирование. Его виды (по однородности и по связям). Природное и экономическое районирование России. Административно-территориальное деление как один из видов районирования.

Практические работы.

1. Анализ графика «Изменение структуры хозяйства России» с целью выявления перераспределения занятости населения по сферам хозяйств за последние десятилетия.

2. Выделение границ природных, экономических и географических районов в западном и восточном регионах страны. Сравнение их по разным показателям (размерам территории, границам, численности населения и т. д.)



Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (16 ч.)

Агропромышленный комплекс. Состав, структу­ра, проблемы развития.

Сельское хозяйство, его главные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства. Животноводство, его структура. Влияние природных условий на содержание скота. География животноводства.

Легкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География легкой и пищевой промышленности.

Лесной комплекс, его структура. Специфика лес­ного комплекса России. Основные отрасли и законо­мерности их размещения. Представление о лесопро­мышленном комплексе. Проблемы лесного комп­лекса.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России. Особое значе­ние ТЭК в условиях северного положения России с учетом размеров ее территории. Структура ТЭК, его связи с другими отраслями хозяйства.

Угольная промышленность. Основные угольные бассейны. Социальные проблемы угольных районов.

Нефтяная промышленность. Этапы развития. Ос­новные районы добычи, транспортировки и перера­ботки нефти. Нефтепроводы и нефтеперерабатываю­щие заводы.

Газовая промышленность. Этапы развития. Райо­ны добычи газа. Газопроводы. Газ — современный вид топлива.

Роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России. Электроэнергетика. Энер­госистемы. Типы электростанций, их специфика и особенности влияния на окружающую среду. Геогра­фия электроэнергетики.

Проблемы ТЭК России.

Металлургический комплекс, его значение в хо­зяйстве. Черная и цветная металлургия, их структу­ра. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география черной и цветной металлургии.

Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны. Машиностроение — «отрасль свободного размещения». Ориентация на квалифицированные кадры и удобные связи с други­ми городами — поставщиками деталей, потребителя­ми продукции, научными базами. Специализация и кооперирование. Роль крупных заводов-лидеров в хо­зяйстве страны.

Военно-промышленный комплекс (ВПК), его роль в экономике СССР и России. Основные районы и центры производства. Судьба ВПК в рыночной экономике.

Химическая промышленность. Уникальность от­расли. Структура химической промышленности. Про­изводство минеральных удобрений. Химия полиме­ров. Химическая промышленность и окружающая среда.

Понятие инфраструктуры.

Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта по технико-экономиче­ским особенностям и воздействию на окружающую среду.

Отличительные особенности транспортной сети страны. Проблемы транспортного комплекса.

Информационная инфраструктура. Значение ин­формации для современного общества. Влияние теле­коммуникаций на территориальную организацию об­щества и образ жизни людей.

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Его структура. Виды туризма. Рекреационные райо­ны.

Территориальное (географическое) разделение труда. Возникновение географического разделения труда. Условия, влияющие на специализацию райо­нов. Изменение специализации географических райо­нов во времени.

Обобщение знаний по разделу «Хозяйство Рос­сии».

Практические работы.

1. Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы до­бычи, транспортировка, переработка и использование топ­ливных ресурсов).

2. Объяснение влияния различных фак­торов на размещение металлургического производства.

3. Изучение особенностей внутриотраслевых связей на при­мере машиностроения или лесного комплекса.

4. Составле­ние схемы межотраслевых связей химической промышлен­ности.

5.Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт.

6. Изучение на примере района своего проживания:

а) обеспеченности населенного пункта пищевыми продуктами;

б) районов производства поступающей продукции

7. Сравнение транспортной обеспе­ченности отдельных районов России (на основе карт).

8.Объяснение возникновения экологических проблем, свя­занных с промышленным производством, сельским хозяй­ством и транспортом. Выделение группы отраслей, оказав­ших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды, ее качество.

9.Выделение на контурной карте глав­ных промышленных и сельскохозяйственных районов страны. Сравнение их размещения с Главной полосой рассе­ления и с благоприятным по природным условиям жизни населения положением территорий.



Раздел II Районы России (44 ч).

Тема 1. Районы России (27 ч.)

Восточно-Европейская равнина. Тектоника и рель­еф, климат, реки. Природно-хозяйственные зоны.

Волга. Природные особенности и хозяйственное использование до и после строительства ГЭС. Преоб­разование речных систем и экологические проблемы.

Центральная Россия. Состав территории. Истори­ческое ядро Русского государства. Географическое по­ложение, его изменение в различные периоды.

Центральный район, его особое значение в жизни России. Особенности населения, район — «локомотив», центр науки и культуры. Памятники природы, истории и культуры. Народные промыслы.

Старопромышленный район страны. Роль геогра­фического фактора в его формировании. Развитие хо­зяйства района. Отрасли специализации, их измене­ние в 1990-х гг.

Москва — столица России. Столичные функции. Москва — центр инноваций. Крупнейший центр нау­ки и высшего образования, политический и финансо­вый центр. Московская агломерация.

Города Центрального района, их типы. Памятники истории и культуры. Современные функции городов.

Центрально-Черноземный район. Эта­пы освоения территории и развития хозяйства. При­родные ресурсы. «Русский чернозем». Эрозия и борь­ба с ней. Агропромышленный комплекс района. Раз­витие промышленности. КМА и черная металлургия. Территориальная структура и города района.

Волго-Вятский район, его внутренняя не­однородность. Народы, их историко-культурные осо­бенности. Нижний Новгород и его окружение.

Северо-Западный район. Географическое положе­ние района как «окна в Европу», его значение в раз­ные периоды российской истории.

Особенности природы. Балтийское море и Ладож­ское озеро, их использование и экологические пробле­м. Древние русские города, особенности их развития и современные проблемы.

Санкт-Петербург, его основание и этапы развития. Особенности промышленности города на разных эта­пах развития. Новые хозяйственные задачи. Пробле­ма наводнений. Планировка и внешний облик города. Петербург как центр русской культуры. Пригороды Петербурга. Наука и образование.

Калининградская область. История формирова­ния. Население и хозяйство. Анклавное географи­ческое положение области. «Контактное» экономико-географическое положение области как ресурс ее раз­вития.

Европейский Север. Географическое положение, особенности природы. Моря Белое и Баренцево: при­родные особенности, пути хозяйственного использо­вания, место в русской культуре и истории. Поморы.

Этапы освоения и заселения территории. Измене­ние роли района в жизни России. Родина русских землепроходцев. Смена отраслей специализации.

Роль Севера в развитии русской культуры. При­родное и культурное наследие. Северные монастыри. Художественные промыслы. Древнее зодчество.

Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природно-хозяйственная граница. Протяженность территории и изменение природных условий.

Этническая и культурная неоднородность района.

Изменение хозяйства района на различных этапах его развития. Современные отрасли специализации. Последствия строительства ГЭС, экологические конф­ликты и пути их решения.

Крупнейшие города района (Казань, Самара, Вол­гоград), особенности их экономико-географического положения и этапы развития.

Северный Кавказ (Европейский Юг). Особенности географического положения и разнообразие природы. История присоединения к России и заселения русски­ми. Внутренняя неоднородность территории. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые.

Кавказ как место встречи цивилизаций, культур, народов. Этническое, религиозное, культурное разно­образие района. Район с наилучшими в России усло­виями для сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс, его структура. Другие отрасли промыш­ленности. Рекреационные зоны.

Черное и Азовское моря, их природа и хозяйствен­ное использование. Транспортное и рекреационное значение морей. Новороссийск — крупнейший порт России.

Каспийское море, его природа. История освоения. Колебания уровня моря, их экологические и хозяй­ственные последствия. Рыбные богатства Каспия. Нефть и газ.

Дербент — самый древний из городов России.

Урал как природный и как экономический район. Предуралье и Зауралье.

Пограничность положения Урала в природном и социально-экономическом отношении. Разнообразие ископаемых богатств. Неоднородность природных ус­ловий. Спектры широтной и высотной поясности. Этапы освоения и развития хозяйства Урала, измене­ние его роли в хозяйстве России.

Современная структура хозяйства, ее проблемы. Закрытые города. Конверсия военно-промышленного комплекса.

Крупнейшие города. Социальные, экономические и экологические проблемы. Охрана природы.

Обобщение знаний по западным районам России. Общие черты и проблемы западных районов России. Пути решения проблем.

Практические работы.

1. Нанесение на контурную карту основных объектов природы и памятников природы Восточно-Европейской равнины.

2. Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России.

3. Практическая работа (по выбору):

1) Народные промыслы Центральной России как фокус природных особенностей

(описание одного из центров народных художественных промыслов).

2) Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России (памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России).

4. Составление гео­графического описания путешествия от Финского залива до

Рыбинска водным путем.

5. Европейский Север (варианты по выбору):

1)Сравнение двух районов Европейского Севера — Кольско-Карельского и Двинско-

Печорского по плану:

особенности географического положения;

типичные природные ландшафты;

природные ресурсы;

хозяйственное развитие;

межрайонные связи

2) Выбор города в качестве “региональной столицы” Европейского Севера и обоснование своего выбора.

1) Описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе работы с разными источниками информации.

2) Составление туристического маршрута по Карелии, Мурманской, Вологодской, Архангельской областям с обоснованием вида туризма в разное время года.

6. Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (на выбор) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны.

7. Географическое описание Среднего Урала по картам.

8. Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, разви­тию АПК и рекреационного хозяйства.



Тема 4. Азиатская часть России (16 ч.)

Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшаф­ты и условия ведения хозяйства.

Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Высотная пояс­ность.

Арктические моря. Русские географические от­крытия. Особенности морей. Северный морской путь, его значение.

Население Сибири. Этнический состав. Особеннос­ти «сибирских русских».

Хозяйственное освоение Сибири. Первые города: Тобольск, Мангазея. Этапы развития хозяйства и сдвиги в размещении населения. Изменения в хозяй­стве после распада СССР. Географические различия в освоении территории. Зона Крайнего Севера.

Западная Сибирь. Особенности природы. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Глав­ная топливная база страны. Металлургия. ВПК. Сель­ское хозяйство.

Восточная Сибирь. Природные условия. Тектони­ка и полезные ископаемые, их выборочная разработ­ка. Каскады ГЭС. Природно-хозяйственные зоны.

Байкал — жемчужина России. Происхождение озера, особенности байкальской воды. Хозяйственное использование и экологические проблемы Байкала в российской культуре.

Хозяйство Восточной Сибири. Гидроэлектроэнер­гетика, цветная металлургия. Лесной комплекс. ВПК. Сельское хозяйство. Экологические проблемы района.

Дальний Восток. Формирование территории. Гра­ницы с Китаем и Японией, их изменения. Природные условия и ресурсы. Разнообразие природы. Опасные природные явления.

Моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Япон­ское. Особенности природы и хозяйственное исполь­зование.

Население района. История заселения. Националь­ный состав. Местные народы.

Хозяйство района. Отрасли специализации. Транс­портные связи.

Перспективы района.

Обобщение знаний по восточным районам России. Общие черты и проблемы восточных районов. Сравне­ние западной и восточной частей России.

Обобщение знаний по разделу «Районы России».

Практические работы.

1. Географическое описание путешествия или из Екатеринбурга до Владивостока по Транссибирской магистрали (города и реки, встречающиеся на пути, изменение ландшафта, впечатления) или из Владивостока до Екатеринбурга.

2. Выделить на карте и дать комплексное физико-географическое и экономико-географическое описание района Крайнего Севера Сибири, используя разные источники информации.

3. Сравнительная характеристика (природных условий и ресурсов) морей Дальнего Востока.

(Сравнительная характеристика хозяйственного использования морей Тихого океана).

4. Комплексная характеристика Якутии как географического района, на основании использования различных источников географической информации.

5. Составление сравнительной таблицы, отражающей различие районов России (на основе работы с текстом, картами учебника и статистическими материалами).



Тема 3 Россия в мире (1ч.)

Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве в разные историче­ские периоды. Современная внешняя торговля Рос­сии.

Место России в мировой политике в различные ис­торические периоды. Россия и сопредельные страны.

Практические работы.

1. Работа со статистическими материалами с целью выявления уровня экономического и социального развития России в сравнении с показателями других стран мира.

2. Работа с материалами средств массовой информации с целью характеристики изменений в экономической и политической жизни России.

Раздел III Хозяйство Ростовской области (5ч.)

ЭГП, история заселения Ростовской области. Административное деление. Природно-ресурсный потенциал Ростовской области. Промышленность и сельское хозяйство области. Транспорт. Социальная инфраструктура. Внешнеэкономические связи. Экологические проблемы области.

Повторение 3 часа



Практические работы.

1. Определение по картам ЭГП Ростовской области

2. Составление экономической карты Ростовской области





4. Тематическое планирование курса «География России. Хозяйство и географические районы»

9 класс (2 ч в неделю, всего 68 ч)



п/п

Раздел, тема урока

Ча

сы

Практические

работы

Элементы

обязательного минимума

образования

Виды учебной деятельности

Дата

План

Факт(обоснов

Раздел I Хозяйство России (18 ч)

Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование (3ч.)



1

Введение.

Понятие хозяйства. Его структура.








1

Анализ графика «Изменение структуры хозяйства России» с целью выявления перераспределения занятости населения по сферам хозяйств за последние десятилетия (трен.)

Роль экономической и социальной географии в жизни современного общества.

Представление о предприятии, отрасли и межотраслевых комплексах. Деление хозяйства на отрасли, группировка отраслей. Три сектора (сферы) хозяйства — первичный, вторичный, третичный. Выделение в третичной сфере нового сектора — четвертичной сферы.

- объяснять понятия и термины: структура хозяйства, отрасль, межотраслевые комплексы, географическое районирование, географический район;

-приводить примеры конкретных практических задач, в решении которых надо использовать географическую науку

- называть сферы (сектора) хозяйства и главные отрасли в их составе;

-анализировать по графику изменение занятости населения по сферам хозяйства;

- называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства;

-сравнивать природное и хозяйственное районирование;

- выделять и показывать на

карте природные, экономические и географические районы страны и сравнивать их по разным показателям;

-выявлять специфику административно-территориального устройства РФ;

-определять субъекты РФ и их столицы по политико-административной карте РФ;

-определять состав и границы федеральных округов по карте федеральных округов

4.09


2

Этапы развития хозяйства








Аграрные, индустриальные, постиндустриальные страны. Изменения структуры промышленности. Технологические уклады хозяйства — циклы Н.Д. Кондратьева. Основные этапы развития экономики России.

5.09


3

Географическое районирование. Административно-территориальное деление России

1

Выделение границ природных, экономических и географических районов в западном и восточном регионах страны. Сравнение их по разным показателям (размерам территории, границам, численности населения и т. д.) (трен.)

Районирование как один из видов классификации. Подходы к географическому районированию. Природное и экономическое районирование. Представление о географическом районе. Особенности административно-территориального устройства России. Федеральные округа РФ


11.09


Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (15 ч.)


4

Сельское хозяйство. Растениеводство

1


Сельское хозяйство — отрасль первичной сферы. Главные особенности

сельского хозяйства. Отраслевой состав сельского хозяйства. География растениеводства

- объяснять понятия и термины: сельскохозяйственные угодья, земледелие, технические культуры, животноводство, товарное животноводство, продуктивность, основные направления животноводства, АПК, трудоемкое производство, сырьевой и потребительский факторы размещения, лесопромышленный комплекс, водоемкое и энергоемкое производство, внутриотраслевые связи, ТЭК, топливная промышленность, угледобывающий район, топливно-энергетический баланс, электроэнергетика, энергетическая система, типы электростанций, концентрация производства, материало- и энергоемкость производства, заводы полного цикла, передельная металлургия, малая металлургия, специализация и кооперирование, наукоемкое, трудоемкое и металлоемкое машиностроение, химизация, межотраслевые связи, транспортная инфраструктура, информационная инфраструктура, телекоммуникационная сеть, Интернет, сотовая связь, сфера услуг, рекреационное хозяйство, экологический туризм, отрасль специализации, географическое разделение труда;

- читать и анализировать графические и статистические материалы, тематические (отраслевые) карты;

- называть основные отрасли сельского хозяйства, виды сельскохозяйственных угодий;

- показывать на карте и объяснять географию размещения основных зерновых и технических культур;

- выделять и называть подотрасли животноводства;

- объяснять географию размещения и особенности зональной специализации, сочетание сложившихся направлений земледелия и животноводства, влияние различных условий на развитие и размещение пищевой и легкой промышленности;

-анализировать схему «Состав АПК России», устанавливать звенья и взаимосвязи АПК;

-изучать и объяснять обеспеченность своего населенного пункта пищевыми продуктами и называть районы производства поступающей продукции

- показывать главные районы лесной промышленности, крупные

лесопромышленные комплексы с обоснованием принципов их размещения;

-анализировать схему «Состав ТЭК» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними;

- объяснять изменения структуры потребляемого топлива, значение нефти и газа для российской экономики

- называть и показывать главные районы добычи угля, нефти и газа и наносить их на к/к;

- читать и анализировать графические и статистические материалы, тематические (отраслевые) карты;

-составлять ЭГХ одного из угольных бассейнов (нефтяных, газовых районов) по разным источникам информации;

- называть, показывать по карте и приводить примеры крупнейших электростанций РФ;

- объяснять особенности размещения электростанций на территории страны, их влияние на состояние окружающей среды;

- приводить примеры и показывать на карте главные районы черной и

цветной металлургии;

- объяснять влияние сырьевого и энергетического факторов на размещение металлургических производств;

-объяснять межотраслевые связи машиностроения на примере автомобилестроения;

-называть и показывать важнейшие районы машиностроения и крупнейшие центры;

- приводить примеры размещения предприятий машиностроения, значения отрасли в хозяйстве страны;

-анализировать схему «Состав химической промышленности России» и выявлять роль важнейших отраслей химической промышленности;

- называть и показывать главные районы химической промышленности;

-находить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химического производства и объяснять их;

- проводить сравнение видов транспорта по ряду показателей на основе анализа статистических данных;

-выявлять преимущества и недостатки каждого вида транспорта;

- приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения, показывать по карте;

- объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды;

- сравнивать транспортную обеспеченность отдельных районов страны;

- приводить примеры современных видов связи и сравнивать их;

- сравнивать по статистическим материалам уровень развития отдельных видов связи в России и других странах;

- составлять картосхему учреждений сферы услуг своего населённого пункта;

- выделять на к/к глав­ные промышленные и с/х районы страны;

- сравнивать их размещения с главной полосой рассе­ления и с благоприятным по природным условиям жизни населения положением территорий

12.09


5

Животноводство. Зональная специализация с/х



1

Объяснение географии размещения и зональной специализации сельского хозяйства (трен.)


Зональная специализация сельского хозяйства

Животноводство — производитель наиболее ценной продукции. Влияние природных условий на содержание скота. Отраслевой состав животноводства. География животноводства. Зональная специализация сельского хозяйства

18.09


6

Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность


1

Изучение на примере района своего проживания:

а) обеспеченности населенного пункта пищевыми продуктами;

б) районов производства поступающей продукции (оцен.)

Легкая и пищевая промышленность. Представление об АПК и его составе. Сбалансированность звеньев АПК — условие решения проблемы обеспечения продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. Социальные, экономические, экологические проблемы, связанные с АПК. Пищевая и легкая промышленность — третье звено АПК. Особенности их развития в современный период. География пищевой и легкой промышленности

19.09


7

Лесной комплекс

1


Состав комплекса, его специфика в России, главные районы лесозаготовок и потребления древесины. Карта отрасли. Целлюлозно-бумажная промышленность в составе комплекса. Связи производств в лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса страны

25.09


8

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность

1

Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы до­бычи, транспортировка, переработка и использование топ­ливных ресурсов) (трен.)

Топливная промышленность. Угольная промышленность. Понятие ТЭК. Особое значение ТЭК в России, обусловленное размерами страны, ее северным положением, сложившейся структурой хозяйства и экспорта страны. Изменение значения отдельных видов топлива. Угольная промышленность — “старейшая” отрасль ТЭК. География отрасли. Проблемы

26.09


9

Нефтяная и газовая промышленность


1

Составление ЭГХ угольных бассейнов (оцен.)

Нефтяная и газовая промышленность — основа современной экономики. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности.

2.10


10

Электроэнергетика

1

Обозначение на к/к крупных месторождений топливно-энергетических ресурсов (оцен.)

Электроэнергетика и ее значение. Представление об энергосистеме, сравнение разных видов электростанций, их преимущества и недостатки. Единая энергосистема страны (ЕЭС). Особенности размещения электростанций разных типов. Энергообеспеченность отдельных территорий страны. Проблемы и перспективы развития ТЭК.

3.10


11

Металлургический комплекс


1

Объяснение влияния различных фак­торов на размещение металлургического производства (ч/оцен.)

Особенности металлургического производства. Карты черной и цветной металлургии. География металлургического производства, проблемы металлургического комплекса и перспективы развития

9.10


12

Машиностроительный комплекс. Военно-промышленный комплекс (ВПК)

1

Изучение особенностей внутриотраслевых связей на при­мере машиностроения (трен.)

Машиностроение — сердцевина хозяйства страны. Тесные внутри- и межотраслевые связи. Специализация и кооперирование в машиностроении. “Отрасль свободного размещения”. Ориентация на научные базы, квалифицированные кадры и удобные связи с поставщиками деталей и потребителями продукции. Тесная связь машиностроения и военно-промышленного комплекса

10.10


13

Химическая промышленность

1

Анализ отраслевых карт. Составле­ние схемы межотраслевых связей химической промышлен­ности (ч/оцен.)

Значение химии в народном хозяйстве. Состав отраслей, сложность структуры. Производство минеральных удобрений, особенности размещения производств. Химия полимеров — промышленность ХХ века. Производства в ее составе. Перспективы развития химической промышленности. Химическое производство и окружающая среда

16.10


14

Транспорт

1

Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов страны, в том числе своей местности на основе карт (ч/оцен.)

Транспорт, его особое значение для хозяйства России. Сравнение отдельных видов транспорта по технико-экономическим особенностям. Отличительные черты транспортной сети страны. Важнейшие магистрали. Проблемы транспортного комплекса страны

17.10


15

Информационная инфраструктура


1


Информация как ресурс. Значение информации в современном обществе. Различные типы телекоммуникационных сетей. География телекоммуникационных сетей. Влияние информационной инфраструктуры на образ жизни людей.

23.10


16

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство


Составление картосхемы учреждений сферы услуг своего посёлка (оцен.)

Состав сферы услуг, особенности размещения ее предприятий. География рекреационного хозяйства

24.10


17

Территориальное (географическое) разделение труда


1

Выделение на к/к глав­ных промышленных и с/х районов страны. Сравнение их размещения с главной полосой рассе­ления и с благоприятным по природным условиям жизни населения положением территорий (оцен.)

Главные промышленные, сельскохозяйственные, рекреационные районы страны. Хозяйственная специализация территорий. Территориальное (географическое) разделение труда, определяющие его факторы

6.11


18

Проверочная работа по разделу “Хозяйство России”



1



7.11


Раздел II Районы России (44 ч)

Тема 1. Европейская часть России (25 ч.)


19

Восточно-Европейская равнина


1

Нанесение на к/к основных объектов природы и памятников природы Восточно-Европейской равнины (оцен.)

Крупнейшая равнина земного шара, ее границы и особенности природы. Типичные ландшафты Восточно-Европейской равнины. Тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства

-объяснять понятия: база индустриализации, инновационный центр, анклав, портовое хозяйство;

- называть и показывать на карте основные географические объекты Европейской части России;

- выявлять специфику ГП Европейского региона, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения;

- обозначить на к/к основные объектов природы и памятников природы;

-оценивать положительные и отрицательные стороны ГП районов;

-устанавливать характер воздействия ГП на природу, жизнь людей и хозяйство;

- выявлять и анализировать условия для развития хозяйства;

- проводить сопоставительный анализ различных по содержанию тематических карт;

-устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений;

-анализировать схемы, статистические материалы, формулировать выводы;

-составлять простой и сложный план воспроизведения материала;

- составлять описания, характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации;

-определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения и хозяйства отдельных территорий;

-анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельной местности;

-решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов, контурными картами;

- перечислять факторы, определяющие особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы районов;

- определять показатели специализации района по статистическим данным;

- объяснять хозяйственные различия внутри района;

- составлять географический маршрут по городам Центрального района с указанием их достопримечательностей с использованием различных источников информации

- составлять по различным источникам информации описания путешествия от Финского залива до Рыбинска;

-составлять описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе работы с разными источниками информации;

-составлять туристический маршрут по Карелии, Мурманской, Вологодской, Архангельской областям с обоснованием вида туризма в разное время года, используя разные источники информации

- называть культурно-исторические достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга и других городов Европейской части России;

- объяснять хозяйственное различие западной и восточной частей Европейского Юга



13.11


23

Волга

1


Волга и Волжский бассейн. Волга — стержень единого водного пути, хозяйственная ось Европейской России. Природные ландшафты. Экологические проблемы

14.11


24

Центральная Россия: состав, географическое положение

1

Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России (трен.)

Центральная Россия — исторический центр страны. Географическое (физико-, экономико- и политико-географическое) положение. Изменение его во времени

20.11


25

Центральный район: особенности населения

1




Центральный район — ядро формирования русского народа. Роль географического фактора. Народные промыслы. Контрасты в современной жизни населения

21.11


26

Хозяйство Центрального района




1


Центральный район — база индустриализации. Этапы развития хозяйства. Специализация современного хозяйства на трудоемких и наукоемких отраслях, разнообразных видах услуг. Сложный хозяйственный комплекс с развитием всех сфер и отраслей хозяйства, постоянное развитие и усложнение комплекса в связи с изменяющимися условиями

5.12


27

Москва — столица России. Города Центрального района






1

Составление географических маршрутов по городам Центрального района с указанием их достопримечательностей (ч/оцен.)

Москва — инновационный центр, крупнейший центр науки и высшего образования, политический и финансовый центр. Столичные функции города. Развитие сервисных отраслей. Города Центрального района, разнообразие их типов, их многофункциональное значение. Города-крепости, исторические древние города, промышленные и научные центры

11.12


25

Центрально-Черноземный район

1


Географическое положение. Этапы развития района. Природные ресурсы: чернозем, КМА. АПК и черная металлургия района. Особенности территориальной структуры

4.12


26

Волго-Вятский район

1


Внутренняя неоднородность природных условий. Хозяйственные различия севера и юга района. Этническое разнообразие. Нижегородская агломерация

5


28

Северо-Западный район. Географическое положение и природа

1

Составление гео­графического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем (трен.)

Особенности ГП и природы. Озерный край, Ладожское озеро. Балтийское море — природа, морские пути, экологические проблемы

12.12


29

Санкт-Петербург — новый “хозяйственный узел” России.



1


Основание и развитие города. Влияние географического положения на статус “морской столицы”. Изменение Петербургом ЭГП: преодоление “окраинного положения” за счет строительства каналов, ж/д, создания современной сети связи. Санкт-Петербург — центр хозяйственной жизни С-З. Машиностроение, химия, легкая промышленность

18.12


30

Санкт-Петербург — “вторая столица” России. Города на старых водных торговых путях

1


“Столичные” функции Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург — культурная столица России. Древние города на старых торговых путях их современные проблемы

19.12


31

Калининградская область

1


Особое ЭГП, его изменение во времени. Природные особенности. Отрасли хозяйства. “Янтарный край”. Рекреационное хозяйство. Проблемы развития области

25.12


32

Европейский Север:

географическое положение и природа


1


Состав и особенности ГП. Природная неоднородность: от ледяной арктической зоны до таежных лесов. Малоблагоприятность условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. ГП и природа. Моря Белое и Баренцево; их роль в жизни района. Поморы

26.12


33

Этапы развития хозяйства Европейского Севера

1

По выбору:

1) Сравнение двух районов Европейского Севера -Кольско-Карельского и Двинско-Печорского по плану:

-особенности ГП;

-типичные

природные ландшафты;

-природные ресурсы;

-хозяйственное развитие;

-межрайонные связи. 2) Выбор города в качестве “региональной столицы” Европейского Севера и обоснование своего выбора (оцен.)

XVII в. — период расцвета хозяйства Севера. Торговые пути. Север — родина знаменитых русских землепроходцев. Архангельск и Мурманск — морские ворота района и страны. Развитие хозяйства Севера в XIX — XX в. Новая роль Европейского Севера в хозяйственной жизни России

9.01


34

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры

1

На выбор:

1) Описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе работы с разными источниками информации.

2) Составление туристического маршрута по Карелии, Мурманской, Вологодской, Архангельской областям с обоснованием вида туризма в разное время года (оцен.)

Культурное наследие Севера. Монастыри — центры политической, хозяйственной и культурной жизни древности, “архитектурные жемчужины” России. Северные художественные промыслы. Русская деревянная архитектура

15.01


35

Поволжье.

Географическое положение и природа


1


Географическое положение и состав района. Волга как главная ось хозяйства и расселения. Своеобразие природных условий. Протяженность территории и изменение природных условий. Современные ландшафты. Природные ресурсы


16.01


36

Население и хозяйство Поволжья

1

Нанесение на к/к крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны (оцен.)

Изменение хозяйства района на разных этапах развития. Современный

отраслевой состав. Пестрота национального состава населения. Крупнейшие города на Волге, их особенности

22.01


37

Северный Кавказ.

Природные условия


1

Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям (оцен.) /начало/


Состав района, границы, физико-, экономико- и политико-географическое положение. Разнообразие природы. Внутренняя неоднородность района. Ресурсы Северного Кавказа (почвенные, агроклиматические, рекреационные, минеральные)


23.01


38

Хозяйство Северного Кавказа. Народы Северного Кавказа

1

Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по развитию АПК и рекреационного хозяйства (оцен.)

/продолжение/

Агропромышленный комплекс, его структура. Рекреационные зоны. Ведущие отрасли промышленности. Ростов-на-Дону — самый крупный город Северного Кавказа.

Этническое, религиозное, культурное разнообразие района. Казаки и горцы. Культура народов Кавказа

29.01


39

Южные моря России


1


Значение южных морей России. Черное море — природа, транспортное и рекреационное значение. Экологические проблемы Азовского моря. Каспийское море. Экологические и хозяйственные последствия колебания уровня моря. Транспортное значение. Ресурсы Каспия

30.01


40

Крым

1


Физико-, экономико- и политико-географическое положение. Разнообразие природы. Внутренняя неоднородность района. Ресурсы Крыма (почвенные, агроклиматические, рекреационные, минеральные). Хозяйственная специализация

5.02


41

Уральский район. Географическое положение и природа

1

Географическое описание Среднего Урала по картам (начало работы)


Состав района. Специфика ГП. Урал как природный и экономический район. Его пограничное положение в природном и социально-экономическом плане. Предуралье и Зауралье. Неоднородность природных условий, разнообразие ископаемых богатств. Спектры широтной и высотной поясности

6.02


42

Этапы развития и современное хозяйство Урала

1


Этапы освоения и развития хозяйства, изменение роли района в хозяйстве России. Современная структура хозяйства

12.02


43

Города Урала. Проблемы района

1

Географическое описание по картам Среднего Урала (окончание работы) (оцен.)


Рисунок размещения городов Урала. Екатеринбург — горнозаводский центр Урала. Пермь — промышленный и торговый центр. Челябинск — город на трасе Транссиба. Социальные, экономические и экологические проблемы Урала. Конверсия военно-промышленного комплекса

13.02


44

Обобщение и коррекция знаний по теме “Европейская часть России”. Тестовый контроль

1


Общие черты географических районов европейской части. Природные и социально-экономические особенности районов. Проблемы районов, их тесная взаимосвязь. Экологические проблемы. Качество окружающей среды. Возможные пути решения проблем географических районов европейской части страны. Формирование единой транспортной и информационной инфраструктуры

19.02


Тема 2. Азиатская часть России (17 ч.)


45

Природа Сибири


1

Географическое описание путешествия или из Екатеринбурга до Владивостока по Транссибирской магистрали (города и реки, встречающиеся на пути, изменение ландшафта, впечатления) или из Владивостока до Екатеринбурга (ч/оцен.)

Азиатская Россия — территория, рельеф, климат. Природа Сибири: рельеф, климат, реки, ландшафт. Природно-хозяйственные зоны. Условия хозяйственной деятельности в Сибирских ландшафтах

- называть и показывать на карте основные географические объекты Азиатской части России;

- выявлять специфику ГП Азиатского региона, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения;

- обозначить на к/к основные объектов природы и памятников природы;

-оценивать положительные и отрицательные стороны ГП районов;

-устанавливать характер воздействия ГП на природу, жизнь людей и хозяйство;

- выявлять и анализировать условия для развития хозяйства;

- проводить сопоставительный анализ различных по содержанию тематических карт;

-устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений;

-анализировать схемы, статистические материалы, формулировать выводы;

-составлять простой и сложный план воспроизведения материала;

- составлять описания, характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации;

-определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения и хозяйства отдельных территорий;

-анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельной местности;

-решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов, контурными картами;

- перечислять факторы, определяющие особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы районов;

- определять показатели специализации района по статистическим данным;

- объяснять хозяйственные различия внутри района;

- составлять описание путешествия из Екатеринбурга до Владивостока по Транссибирской магистрали

- показывать моря Северного Ледовитого и тихого океанов, порты, обслуживающие Северный морской путь;

- называть отличительные особенности природы морей Северного Ледовитого океана;

-давать сравнительную характеристику морей Дальнего Востока

- объяснять значение Северного морского пути

-составлять ЭГХ района Крайнего Севера Сибири;

- сравнивать специализацию Западной и Восточной Сибири, выявлять черты

сходства и различия

- объяснять роль азиатской части во внутри государственном и межгосударственном разделении труда;

- оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического

развития восточных районов

- приводить примеры (и показывать на карте) районов с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития;

- объяснять сложившееся различие в уровне развития географических районов

20.02


46

Природа и ресурсы гор Южной Сибири


1


Состав, географическое положение, тектоническое строение и особенности рельефа. Климат, реки. Горные хребты и котловины. Климат и реки. Особенности высотной поясности. Природные ресурсы. Освоение горных районов Сибири. Виды хозяйственной деятельности

26.02


47

Арктические моря

1


Моря Северного Ледовитого океана: особенности природы морей, ресурсы, хозяйственное значение. Северный морской путь. Современные проблемы и перспективы

27.02


48

Население Сибири

1


Формирование этнической карты Сибири. Присоединение к России и заселение русскими. Характер заселения территории. Взаимоотношения русских с коренными народами

4.03


49

Хозяйственное освоение Сибири

1

Выделить на карте и дать комплексное физико-географическое и экономико-географическое описание района Крайнего Севера Сибири, используя разные источники информации (оцен.)


Освоение Сибири русскими. Тобольск, Иркутск — старые города Сибири. Изменение роли городов в процессе освоения Сибири. Освоение Сибири в советское время. Различия в освоенности территории Сибири

5.03


50

Западная Сибирь.

Природные условия и ресурсы


1


Состав территории, географическое положение. Западно-Сибирская равнина, ее большая протяженность с севера на юг, особенности рельефа, климат, реки, зональность природы. Проблемы освоения Западной Сибири. Ресурсы региона. Нефтегазовый район мирового значения. Экологические проблемы

11.03


51

Западная Сибирь. Хозяйство района

1


Западная Сибирь — главная топливная база страны. Кузбасс — угольно- металлургическая база. ВПК. Сельское хозяйство

12.03


52

Восточная Сибирь.

Природные условия и ресурсы


1


Состав района, ЭГП. Величайшее плоскогорье мира и крупнейшие реки России. Топливные, энергетические ресурсы. Минеральные ресурсы. Господство тундры и таежных лесов

18.03


53

Байкал

1


Байкал — уникальное творение природы. Площадь озера, объем пресной воды. Особенности природы. Образование озерной котловины. Эндемики Байкала. Хозяйство на берегах озера. Экологические проблемы

19.03


54

Восточная Сибирь. Хозяйство района


1


Внутренние различия в хозяйственном развитии района. Ангаро-Енисейский район Восточной Сибири — электроэнергетика, цветная металлургия, лесопромышленный комплекс. Топливная промышленность Восточной Сибири. Экологические проблемы

1.04


55

Дальний Восток.

Формирование территории


1


Состав территории. Дальний Восток, его границы как природного и экономического района. Особенности политико- и экономико-географического положения, связь с другими регионами России. Географические открытия и заселение территории. Изменение границ России на Дальнем Востоке. Современные границы района

2.04


56

Дальний Восток. Природные условия и ресурсы

1


Дальний Восток — контактная зона “суша — море”, последствия для природы и хозяйства. Муссонный климат большей части территории. Режим рек. Разнообразие и смена природных комплексов с севера на юг. Минеральные ресурсы. Опасные природные явления — тайфуны, цунами, снегопады, землетрясения, извержения вулканов

8.04


57

Моря Тихого океана

1

Сравнительная характеристика (природных условий и ресурсов) морей Дальнего Востока (начало)

Общие особенности морей Тихого океана. Своеобразие природы и ресурсов Берингова, Охотского и Японского морей

9.04


58

Дальний Восток. Население района

1


Размещение населения. Национальный состав. Коренное население Дальнего Востока. Отличительные особенности современного населения

15.04


59

Дальний Восток. Хозяйство района

1

Сравнительная характеристика хозяйственного использования морей Тихого океана (окончание) (оцен.)

Особенности ЭГП. Внутренняя неоднородность района. Южная и северная части, их природные и хозяйственные особенности. Хозяйственная специализация. Особая роль морского транспорта

16.04


60

Обобщение знаний по теме “Азиатская часть России”. Тестовый контроль

1


Общие черты и проблемы восточных районов (хозяйственные, социальные, экологические). Межрегиональные и хозяйственные связи. Сотрудничество с зарубежными странами в развитии Востока страны. Сравнение западных и восточных районов России

22.04


61

Типы районов России. Обобщение знаний по разделу “Районы России

1

Составление сравнительной таблицы, отражающей различие районов России (оцен.)


Различные подходы к типологии районов. Районы нового и старого освоения, аграрные, индустриальные, приморские, центральные, глубинные и т. д. “Лицо” района, его роль в стране. Уровень развития районов, методы его измерения. Уровень и качество жизни населения в разных районах страны. Проблемы экологической безопасности. Взаимодополняемость географических районов. Региональная политика

23.04


Тема 3 Россия в мире (2ч.)


62

Россия в мире

1

Работа со статистическими материалами с целью выявления уровня экономического и социального развития России в сравнении с показателями других стран мира (трен.)

Изменение места и роли России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Место и роль России в мировой политике

- объяснять структуру экспорта и импорта России;

- объяснять роль России в мировой политике, приводить примеры;

- оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России

29.04


63

Проверочная работа по разделу II «Районы России»

1




30.04


Раздел III Хозяйство Ростовской области (5ч.)


64

ЭГП, история заселения Ростовской области. Административное деление

1

Определение по картам ЭГП Ростовской области» (трен.)

История заселения освоения территории современной Ростовской области. Символика РО. Административное деление. Особенности ЭГП РО

-оценивать положительные и отрицательные стороны ЭГП

- называть и показывать на карте основные географические объекты;

- выявлять специфику этнического и религиозного состава населения;

-устанавливать характер воздействия ГП на природу, жизнь людей и хозяйство;

- выявлять и анализировать условия для развития хозяйства;

- проводить сопоставительный анализ различных по содержанию тематических карт;

-анализировать схемы, статистические материалы, формулировать выводы;

- обозначить на к/к основные объектов природы и памятников природы;

-анализировать взаимодействие природы и человека;

-решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов, контурными картами;

- объяснять хозяйственные различия внутри области




6.05



65

Природно-ресурсный потенциал. Промышленность области

1


Виды природных ресурсов, степень обеспеченности ими РО. Специализация промышленности

7.05


66

Сельское хозяйство области

1

Составление экономической карты Ростовской области (оцен.)

Оценка агроклиматических и почвенных ресурсов. Специализация сельского хозяйства. Сельскохозяйственные зоны

13.05


67

Транспорт. Социальная инфраструктура. Внешнеэкономические связи. Экологические проблемы

1


Степень обеспеченности транспортом. Виды транспорта. Видя продукции, вывозимой и ввозимой в область. Основные внешнеэкономические партнёры. Экологические проблемы

14.05


68

Проверочная работа по теме «География Ростовской области»

1



20.05


69

Повторение по курсу «География России. Хозяйство и географические районы» Европейская часть

1


Общие черты географических районов европейской части. Природные и социально-экономические особенности районов. Проблемы районов, их тесная взаимосвязь. Экологические проблемы.

21.05





70

Повторение по курсу:«География России. Хозяйство и географические районы» Азиатская часть



Общие черты и проблемы восточных районов (хозяйственные, социальные, экологические). Межрегиональные и хозяйственные связи. Сотрудничество с зарубежными странами в развитии Востока страны. Сравнение западных и восточных районов России


27.05


71

Итоговый контроль по теме: Хозяйство Ростовской области



Основные внешнеэкономические партнёры. Экологические проблемы


28.05













Протокол заседания методического объединения

МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов

№___от .2020г.

Руководитель МО:_____/Кривина А.М./

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

________/Петрова О.В./

________________2020





10