Рабочая программа по географии. 10-11 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходными документами для составления рабочей программы учебного предмета «География» являются:
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: Душина И.В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2009 г.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Цель: сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Задачи:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Место предмета в базисном учебном плане и его роль в овладении обучающимися требований к уровню подготовки выпускников
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» в средней школе, из расчета по 1 учебному часу в 10 и 11 классах в неделю. При изучении учебного предмета «География» в средней школе особое внимание необходимо уделять общеобразовательному значению предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но и комплекс общеучебных умений, необходимых для:
познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
В соответствии с Учебным планом и годовым календарным графиком данная Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе).
На протяжении всего изучения географии реализуются межпредметные связи с предметами естественнонаучного и социально-гуманитарного циклов.
Формы организации образовательного процесса
При обучении географии используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут, экскурсия, виртуальная экскурсия и др. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Технологии обучения
При реализации цели и задач обучения географии в средней школе используются приемы из различных технологий обучения: уровневой дифференциации, критического мышления, личностно-ориентированного обучения и др. Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций обучающихся.
Виды и формы контроля
На уроках географии в 10-11 классf[ будут использоваться следующие виды и формы контроля:
виды контроля:
1) исходный
2) текущий
3) тематический
4) итоговый
формы контроля:
1) тестовый
2) устный
3) письменная работа
4) практическая работа
5) зачет
6) урок – игра
Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся на конец учебного года должен соответствовать ФГОС и основным требованиям к умениям и навыкам выпускников средней школы, указанным в разделе Рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся».
Используемый учебник для обучения географии в 10 и 11 классах
Максаковский В. П. География. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, 2012
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
10 класс
Введение.(1час)
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.
Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.
Требования к уровню подготовки
знать/понимать
о положении географии в системе наук;
традиционные и новые методы географических исследований
основную географическую номенклатуру;
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Часть I. Общая характеристика мира (32 часа)
Тема 1: Современная политическая карта мира. (4 часа)
Многообразие стран современного мира. Государственный строй мира. Международные отношения. Политическая география.
Практическая работа № 1, 2
Типы стран современного мира
Характеристика ПГП страны (по выбору уч-ся)
Тема 2: Природа и человек в современном мире (5часов)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Практическая работа № 3
Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов
Тема3:География населения мира. (5часов)
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
Практические работы № 4, 5, 6
Объяснение процессов воспроизводства населения в двух регионах мира.
Сравнение половозрастных пирамид стран, различающихся типами воспроизводства населения.
Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира
Тема 4: НТР и мировое хозяйство. (7 часов)
Понятие о НТР, её характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Факторы размещения производительных сил.
Тема 5: География отраслей мирового хозяйства. (11 часов)
География важнейших отраслей: топливно-энергетическая промышленность, электроэнергетика, горнодобывающая, металлургическая, машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая. География сельского хозяйства и рыболовства. География транспорта.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Практические работы № 7, 8, 9
Построение картосхемы размещения основных районов энергетической, машиностроительной, химической отраслей промышленности.
Обозначение на К/К районов распространения важнейших с/х культур
Анализ статистических, картографических материалов , характеризующих географию ВЭО
Заключение (1час)
Итоговая контрольная работа
Требования к уровню подготовки
знать/понимать
особенности размещения основных видов природных ресурсов;
главные месторождения и территориальные сочетания;
численность и динамику населения мира;
проблемы современной урбанизации;
географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей
уметь
определять и сравнивать по разным источниам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геологических объектов, процессов и явлений;
анализировать степень природных, антропогенных технологических изменений отдельных территорий.
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.
11класс
Часть II. Региональная характеристика мира. (34 часа)
Тема 6: Зарубежная Европа. (6 часов)
Общая характеристика Зарубежной Европы. Население и хозяйство. Субрегионы и страны Зарубежной Европы. Великобритания, Италия, Франция, Германия- ведущие страны мира.
Практическая работа № 1, 2
Выделение главных промышленных районов Европы
Составление комплексной географической характеристики стран Зарубежной Европы (по выбору учащихся)
Тема 7: Зарубежная Азия. Австралия. (9 часов)
Общая характеристика Зарубежной Азии. Население и хозяйство. Китай, Япония, Индия. Австралийский Союз.
Практическая работа № 3, 4, 5
Составление комплексной географической характеристики Китая.
Составление комплексной географической характеристики Японии
Составление комплексной географической характеристики Индии.
Тема 8: Африка. (4 часа)
Общая характеристика региона «Африка». Население и хозяйство стран Африканского региона. Субрегионы Северной и Тропической Африки.
Практическая работа № 6
Составление комплексной географической характеристики ЮАР».
Тема 9: Северная Америка. (5 часов)
Общая характеристика США. Макрорегионы США. Население и хозяйство США. Канада.
Практическая работа № 7
«Составление комплексной географической характеристики Канады».
Тема 10: Латинская Америка. (4 часа)
Общая характеристика региона «Латинская Америка». Население и хозяйство Латинской Америки. Бразилия.
Практическая работа № 8, 9
Составление комплексной географической характеристики Бразилии.
Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки.
Тема 11: Россия в современном мире (2 часа)
Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. формы внешнеэкономических связей
Тема 12: Глобальные проблемы человечества. (4 часа)
Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Экологическая проблема. Демографическая проблема. Проблема мира и разоружения. Продовольственная проблема. Энергетическая и сырьевая проблемы. Проблема здоровья людей. Проблема использования Мирового океана. Освоение космоса. Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты.
Практическая работа № 10.
Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества.
Заключение. (1 час) Мир в XXI веке.
Требования к уровню подготовки
знать/понимать
ресурсообеспеченность отдельных стран Европы, Азии, Африки, Латинской Америки, Австралии и Северной Америки;
демографическую ситуацию, уровень урбанизации и территориальной концентрации населения и производства;
характерные черты и пути решения глобальных проблем человечества.
уметь
составлять комплексную географическую характеристику стран мира
читать схемы, карты, картосхемы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций
правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Разделы и темы | Кол-во часов | Контрольные мероприятия |
КР | ПР |
10 класс |
1 | Введение | 1 | | |
2 | Общая характеристика мира | 32 | 1 | 9 |
Современная политическая карта мира | 4 | | 2 |
Природа и человек в современном мире | 6 | 1 | 1 |
Население мира | 7 | | 3 |
НТР и мировое хозяйство | 6 | | |
География мирового хозяйства | 11 | | 3 |
Заключение | 1 | 1 | |
Всего часов | 34 | 2 | 9 |
11 класс |
3 | Региональная характеристика мира | 34 | 1 | 10 |
Зарубежная Европа | 6 | | 2 |
Зарубежная Азия. Австралия. | 9 | 1 | 3 |
Африка | 4 | | 1 |
Северная Америка | 5 | | 1 |
Латинская Америка | 4 | | 2 |
Россия в современном мире | 2 | | |
Глобальные проблемы человечества | 4 | 1 | 1 |
Всего часов | 34 | 2 | 10 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения населения Земли; размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира, особенностей специализации хозяйства отдельных регионов и стран мира;
прогнозирования темпов роста населения мира в целом и отдельных регионах, тенденции изменения возрастного состава населения по данным об изменении прироста населения, основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
УМК
Учебник: Дронов В. П., Ром В, Я. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2008.
3. Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа,2008.
4. Жижина Б. А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 9 класс. - М.: «ВАКО», 2004
.
Маерова Н.Ю. «Уроки географии 8 – 9 классы». Москва, «Дрофа», 2004 год.
«Я иду на урок географии. Физическая география России». Москва, «Первое сентября», 2003 год.
Баринова И.И. «География России 8 – 9 классы. Методическое пособие». Москва, «Дрофа», 2002 год.
Кобышев Н.М., Кубанцев Б.С. «География животных с основами зоологии». Москва, «Просвещение», 1988 год.
Лазаревич К.С. «География России. Обучающие вопросы». Москва, «Чистые пруды», 2005 год.
Перлов Л.Е. «Дидактические карточки-задания по географии. 8 – 9 классы». Москва, «Экзамен», 2010 год.
Пятунин В.Б. «Проверка и оценка результатов обучения географии. Методическое пособие». Москва, «АСТ», 2003 год.
Сиротин В.И. «Сборник заданий и упражнений по географии для 6 – 10 классов». Москва, «Дрофа», 2003 год.
Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. «Практические работы по географии в 6 – 10 классах». Москва, «Школа-пресс», 2001 год.
Сиротин В.И. «Практические и самостоятельные работы учащихся по географии. 6 – 10 классы». Москва, «Просвещение», 2000 год.
«Настольная книга учителя географии. Нормативные документы, методические рекомендации и справочные материалы для организации работы учителя». Москва, «АСТ», 2002 год.
Агапов С.В., Соколов С.Н., Тихомиров Д.И. «Географический словарь». Москва, «Просвещение», 1968 год.
Агеева И.Д. «Веселая география на уроках и праздниках. Методическое пособие». Москва, «СФЕРА», 2002 год.
Лазаревич К.С. «Физико-географические объекты в цифрах». Москва, «Чистые пруды», 2005 год.
Пятунин В.Б., Симагин Ю.А. «Тестовые задания по географии. 6 – 10 классы». Москва, «Просвещение», 2001 год.
Петрова Н.Н. «География. Тесты. 6 – 10 классы». Москва, «Дрофа», 2000 год.
Безруков А.М., Пивоварова Г.П. «Занимательная география». Москва, «Дрофа», 2005 год.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 8 класс. 2005 год.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 9 класс. 2005 год.
3D-атлас Земли Eingana. 2005 год.
Электронный курс 1С «География России. Природа и население. 8 класс». 2004 год.
Электронный курс 1С «География России. Хозяйство и регионы. 9 класс». 2004 год.
Электронная политическая и физическая карта России. 2009 год.
Интернет-ресурсы
http: //www.gao.spb.ru/russian
http: //www.fmm.ru
http: //www.mchs.gov.ru
http: //www.national-geographic.ru
http: //www.nature.com
http: //www.ocean.ru
http: //www.pogoda.ru
http: //www.sgm.ru/rus
http: //www.unknowplanet.ru