СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 5 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 5 класса»

МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ


МинистерствообразованияОренбургскойобласти Управлениеобразованияадминистрацииг.Оренбурга


МОАУ"Лицей№7"







РАССМОТРЕНО

МОестественно-научногоцикла


СОГЛАСОВАНО

Заместительдиректора


УТВЕРЖДАЮ

ДиректорМОАУ"Лицей№7"

( ) ( )

Протокол№ Приказ№

РуководительМО

( )

от" " 20 г. от" " 20 г.


Протокол№ от" " 20 г.




РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА(ID274561)

учебногопредмета

«География»



для 5 класса основного общего образованияна2022-2023учебный год










г. Оренбург, 2022

РабочаяпрограммапогеографиинауровнеосновногообщегообразованиясоставленанаосновеТребованийкрезультатамосв оенияосновнойобразовательной

программыосновногообщегообразования,представленныхвФедеральном государственномобразовательномстандартеосновногообщегообразования,атакженаосновехарактеристикипланируемыхрезуль татов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примернойпрограммевоспитания(одобренорешениемФУМОот02062020г).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

ПрограммапогеографииотражаетосновныетребованияФедеральногогосударственногообразовательногостандартаосновн ого общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательныхпрограммисоставленасучётомКонцепциигеографическогообразования,принятойнаВсероссийскомсъезде учителейгеографии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от24.12.2018года.

Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебногопредмета«География»;определяетвозможностипредметадляреализациитребованийкрезультатамосвоенияпрограммос новного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельностиобучающихся.

ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ГЕОГРАФИЯ»

География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социальноориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещениинаселенияихозяйства,обособенностяхиодинамикеосновныхприродных,экологическихисоциально- экономическихпроцессов, о проб- лемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитиютерриторий.

Содержаниекурсагеографиивосновнойшколеявляетсябазойдляреализациикраеведческогоподходавобучении,изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системенепрерывногогеографическогообразования,основойдляпоследующейуровневойдифференциации.

ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ГЕОГРАФИЯ»

Изучениегеографиивобщемобразованиинаправленонадостижениеследующихцелей:

  1. воспитаниечувствапатриотизма,любвиксвоейстране,малойродине,взаимопониманиясдругиминародаминаосновеформи рованияцелостногогеографическогообразаРоссии,ценностныхориентацийличности;

  2. развитиепознавательныхинтересов,интеллектуальныхитворческихспособностейвпроцессенаблюденийзасост оянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованиемгеографическихзнаний,самостоятельногоприобретенияновыхзнаний;

  3. воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основеосвоениязнанийовзаимосвязяхвПК,обосновныхгеографическихособенностяхприроды,населенияихозяйстваРоссиии мира,своейместности,оспособахсохраненияокружающейсредыирациональногоиспользованияприродныхресурсов;

  4. формированиеспособностипоискаипримененияраз- личныхисточниковгеографическойинформации,втомчислересурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений ипроцессов,жизненныхситуаций;

  5. формированиекомплексапрактико-ориентированныхгео- графическихзнанийиумений,необходимыхдляразвитиянавыковихиспользованияприрешениипроблемразличнойсложнос тивповседневнойжизнинаосновекраеведческогоматериала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном,полиэтничномимногоконфессиональноммире;

  6. формированиегеографическихзнанийиумений,необходимыхдляпродолженияобразованияпонаправлениямподг отовки(специальностям),требующимналичиясерьёзнойбазыгеографическихзнаний.

МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ГЕОГРАФИЯ»ВУЧЕБНОМПЛАНЕ

Всистемеобщегообразования«География»признанаобязательнымучебнымпредметом,которыйвходитвсоставпредметнойобл асти«Общественно-научныепредметы».

Освоениесодержаниякурса«География»восновнойшколепроисходитсопоройнагеографическиезнанияиумения,сформирован ныеранеевкурсе«Окружающиймир».

Учебнымпланомнаизучениегеографииотводитсяодинчасвнеделюв5классе,всего-34часа.

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА

Раздел 1. Географическое изучение ЗемлиВведение.География—наукаопланетеЗемля

Чтоизучаетгеография?Географическиеобъекты,процессыиявления.Какгеографияизучаетобъекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений.

Древогеографическихнаук.

Практическаяработа

1.Организацияфенологическихнаблюденийвприроде:планирование,участиевгрупповойработе,формаси стематизации данных.

Тема1.Историягеографическихоткрытий

Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, ДревнийРим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала какмодельпутешествийвдревности.Появление географическихкарт.

ГеографиявэпохуСредневековья:путешествияиоткрытиявикингов,древнихарабов,русскихземлепроход цев.ПутешествияМ. Полои А. Никитина.

Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана.

ЗначениеВеликихгеографическихоткрытий.КартамирапослеэпохиВеликихгеографическихоткрытий. Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии.

Русскиепутешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция(РусскаяэкспедицияФ.Ф.Беллинсгаузена,М.П.Лазарева—открытиеАнтарктиды).

Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мировогоокеана.Географические открытияНовейшеговремени.

Практическиеработы
  1. Обозначениенаконтурнойкартегеографическихобъектов,открытыхвразныепериоды.

  2. Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителемвопросам.

Раздел2.ИзображенияземнойповерхностиТема1. Планыместности

Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки. Масштаб. Видымасштаба. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутнаясъёмкаместности.Изображениенапланахместностинеровностейземнойповерхности.Абсо лютнаяи относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование по плану местности: стороныгоризонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические итранспортныепланы,планыместностивмобильныхприложениях)иобластиихприменения.

Практическиеработы
  1. Определениенаправленийирасстоянийпоплануместности.

  2. Составлениеописаниямаршрутапоплануместности.

Тема2.Географическиекарты

Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса кплоскостигеографическойкарты.Градуснаясетьнаглобусеикартах.Параллелиимеридианы.

Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическаядолгота,ихопределениена глобусеикартах. Определениерасстоянийпо глобусу.

Искажениянакарте.Линииградуснойсетинакартах.Определениерасстоянийспомощью

масштаба и градусной сети. Разнообразие географических карт и их классификации. Способыизображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высоти глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной

деятельности людей.Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия картограф. Системакосмическойнавигации. Геоинформационные системы.

Практическиеработы
  1. Определениенаправленийирасстоянийпокартеполушарий.

  2. Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическимкоординатам.

Раздел3.Земля—планетаСолнечнойсистемы

Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, ихгеографическиеследствия.

Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Гео- графические следствия движенияЗемли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего

равноденствия, летнегои зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхностиЗемли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси. Сменадняи ночи на Земле.

ВлияниеКосмосанаЗемлюижизньлюдей.

Практическаяработа

1.ВыявлениезакономерностейизмененияпродолжительностидняивысотыСолнцанадгоризонтомвзави симостиотгео-графической широтыивременигоданатерритории России.

Раздел4.ОболочкиЗемли Тема1.Литосфера—каменнаяоболочкаЗемли

Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее

строениеЗемли:ядро,мантия,земнаякора.Строениеземнойкоры:материковаяиокеаническаякора.Вещест ваземной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные иметаморфическиегорные породы.

Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит.Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивностиземлетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог. Разрушениеи изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Видывыветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних ивнешнихсил.

Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки ивпадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшиегорные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие поплощадиравнины мира.

Человекилитосфера.Условияжизничеловекавгорахинаравнинах.Деятельностьчеловека,преобразующая земнуюповерхность,исвязанныеснейэкологическиепроблемы.

Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты.Острова,их типы попроисхождению. Ложе Океана,его рельеф.

Практическаяработа

1.Описаниегорнойсистемыилиравниныпофизическойкарте.

Заключение

Практикум«Сезонныеизменениявприродесвоейместности»

Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом,температурывоздуха,поверхностныхвод,растительного иживотногомира.

Практическаяработа

1.Анализрезультатовфенологическихнаблюденийинаблюденийзапогодой.

ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должныотражатьготовностьобучающихсяруководствоватьсясистемойпозитивныхценностныхориент ацийи расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направленийвоспитательнойдеятельности, втомчисле вчасти:

Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности вполикультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы,населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение кдостижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение кисторическому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества,традициямразныхнародов,проживающихвроднойстране;уважениексимволамРоссии,свое гокрая.

Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма,уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувстваответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина иреализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участиев жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны дляреализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилахмежличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность кразно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,готовностькучастиювгуманитарнойдеятельности(«экологическийпатруль»,волонтё рство).

Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуацияхнравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также

поведение ипоступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствийдля окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностноговыбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормыповеденияс учётомосознанияпоследствийдляокружающейсреды.

Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов,понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуресвоей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектамВсемирногокультурного наследиячеловечества.

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научныхпредставлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества,о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой каксредством познания мира для применения различных источников географической информации прирешении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыкамиисследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта,наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективногоблагополучия.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровыйобразжизни(здоровоепитание,соблюдениегигиеническихправил,сбалансированныйрежим

занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе;навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовымситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числеосмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии,признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способностьосознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологическицелесообразногообразажизни;бережноотноситьсякприродеиокружающейсреде.

Трудовоговоспитания:установканаактивноеучастиеврешениипрактическихзадач(врамкахсемьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способностьинициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес кпрактическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применениягеографических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешнойпрофессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор ипостроение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных иобщественныхинтересови потребностей.

Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решениязадач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствийдля окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и

путей ихрешения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роликак гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальнойсред;готовностькучастиювпрактическойдеятельностиэкологическойнаправленности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, втомчисле:

Овладениюуниверсальнымипознавательнымидействиями: Базовыелогическиедействия
  • Выявлятьихарактеризоватьсущественныепризнакигеографическихобъектов,процессовиявле ний;

  • устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов иявлений,основаниядляих сравнения;

  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений сучётомпредложенной географической задачи;

  • выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решенияпоставленнойзадачи;

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов иявлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов,процессови явлений;

  • самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравниватьнесколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельновыделенныхкритериев).

Базовыеисследовательскиедействия
  • Использоватьгеографическиевопросыкакисследовательскийинструментпознания;

  • формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным ижелательнымсостояниемситуации,объекта,исамостоятельноустанавливатьискомоеиданное;

  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов ипроблем;

  • проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческомматериале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами иявлениями;

  • оцениватьдостоверностьинформации,полученнойвходегеографическогоисследования;

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённогонаблюденияилиисследования,оцениватьдостоверностьполученныхрезультатови выводов;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов иявлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигатьпредположенияобихразвитиивизменяющихсяусловияхокружающейсреды.

Работасинформацией
  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации илиданных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи изаданныхкритериев;

  • выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видовиформ представления;

  • находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,вразличных источниках географическойинформации;

  • самостоятельновыбиратьоптимальнуюформупредставлениягеографическойинформации;

  • оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителемилисформулированным самостоятельно;

  • систематизироватьгеографическуюинформациювразныхформах.

Овладениюуниверсальнымикоммуникативнымидействиями:

Общение

  • формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектамразличныхвопросоввустныхи письменных текстах;

  • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы ивысказыватьидеи,нацеленныенарешениезадачииподдержаниеблагожелательностиобщения;

  • сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участниковдиалога,обнаруживатьразличие исходство позиций;

  • публичнопредставлятьрезультатывыполненногоисследованияилипроекта.

Совместнаядеятельность(сотрудничество)
  • приниматьцельсовместнойдеятельностипривыполненииучебныхгеографических

проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,обсуждатьпроцесс и результатсовместной работы;

  • планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географическихпроектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участниковвзаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы,достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия сдругимичленами команды;

  • сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей иоценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферуответственности.

Овладениюуниверсальнымиучебнымирегулятивнымидействиями:Самоорганизац ия
  • самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ ихрешения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументироватьпредлагаемыеварианты решений;

  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма

решения),корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемомобъекте.

Самоконтроль(рефлексия)
  • владетьспособамисамоконтроляирефлексии;

  • объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовдеятельности,даватьоценкупри обретённомуопыту;

  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,установленныхошибок, возникших трудностей;

  • оцениватьсоответствиерезультатацелииусловиям

Принятиесебяидругих
  • осознанноотноситьсякдругомучеловеку,егомнению;

  • признаватьсвоёправонаошибкуитакоежеправодругого.


ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
  • Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различнымиветвямигеографической науки;

  • приводить примеры методов исследования, применяемых в географии; - выбирать источникигеографической информации (картографические, текстовые, видеои фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейшихгеографическихисследований современности;

  • интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованияхЗемли,представленнуюводномили нескольких источниках;

  • различатьвкладвеликихпутешественниковвгеографическоеизучениеЗемли;

  • описыватьисравниватьмаршрутыихпутешествий;

  • находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющиеоценитьвкладроссийскихпутешественниковиисследователейвразвитиезнанийоЗемле;

  • определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам,географическиекоординаты погеографическим картам;

  • использовать условные обозначения планов местности и географических карт для полученияинформации,необходимойдлярешенияучебныхи(или)практико- ориентированныхзадач;

  • применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок»,

«ориентированиена местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решенияучебныхи практико-ориентированных задач;

  • различатьпонятия«планместности»и«географическаякарта»,параллель»и«меридиан»;

  • приводитьпримерывлиянияСолнцанамирживойинеживойприроды;

  • объяснятьпричинысменыдняиночиивремёнгода;

  • устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географическойширотой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности наосновеанализа данных наблюдений;

описыватьвнутреннеестроениеЗемли;

  • различатьпонятия«земнаякора»;«ядро»,«мантия»;«минерал»и«горнаяпорода»;

  • различатьпонятия«материковая»и«океаническая»земнаякора;

  • различатьизученныеминералыигорныепороды,материковуюиокеаническуюземнуюкору;

  • показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефаЗемли;

  • различатьгорыиравнины;

  • классифицироватьформырельефасушиповысотеиповнешнемуоблику;

  • называтьпричиныземлетрясенийивулканическихизвержений;

  • применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита»,

«эпицентрземлетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико- ориентированныхзадач;

  • применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательныхзадач;

  • распознаватьпроявлениявокружающеммиревнутренних и внешних

процессоврельефообразования:вулканизма,землетрясений;физического,химическогоибиологическог овидоввыветривания;

  • классифицироватьостровапопроисхождению;

  • приводитьпримерыопасныхприродныхявленийвлитосфереисредствихпредупреждения;

  • приводить примеры изменений в литосфере в результате

деятельностичеловеканапримересвоейместности,России и мира;

  • приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно безучастияпредставителейгеографическихспециальностей,изучающихлитосферу;

  • приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезныхископаемыхвсвоей местности;

  • представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме(табличной,графической, географического описания)

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ



п/ п

Наименованиеразделови темпрограммы

Количествочасов

Датаизуче ния

Видыдеятельности

Виды, формыкон троля

Электронные (цифровые)об разовательны ересурсы

всего

контроль ныеработ ы

Практиче скиеработ ы

1.

Географическое изучение Земли Введение.География

-наука о ПланетеЗемля.

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления.

1




Приводитьпримерыгеографическихобъектов,процессо виявлений,изучаемыхразличнымиветвями географической науки

находить в тексте аргументы, подтверждающие тот или иной тезис (нахождение в текстепараграфаилиспециальноподобранномтекстеин формацию,подтверждающуюто,чтолюдиобладалигео графическимизнаниямиещёдотого,какгеографияпояв иласькакнаука);

Устный опрос

https://resh.edu.r u/subject/4/5/

2

Как география изучает объекты, процессы и явления.Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук.

1


0,5


Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки; приводить примеры методов исследований, применяемых в географии;;

Устный опрос

Практическ ая работа

https://resh.edu.r u/subject/4/5/


Практическая работа 1







Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в

групповой работе, форма систематизации данных






3

Входная диагностическая работа.

1

1



Применять знания для решения учебных и практико- ориентированных задач

Письменны й контроль.


4

Историягеографическихо ткрытий.

Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим).

Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки.

Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление гео- графических карт.

Практическая работа 2.

Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам.

1


0,5


Характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в древности) сравниватьспособыполучениягеографическойинфор мациинаразныхэтапахгеографическогоизученияЗем ли;;

сравнивать географические карты

Устный опрос Практиче ская работа

https://resh.edu.r u/subject/4/5/

5

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.

1




Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий;;

характеризовать основные этапы географического

изучения Земли (в древности, в эпоху Средневековья

Устный опрос

https://resh.edu.r u/subject/4/5/

6

Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию.

Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба

1




Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий;;

характеризовать основные этапы географического изучения Земли ( в эпоху Великих географических открытий )

Устный опрос.

https://resh.edu.r u/subject/4/5/

7

Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий.

1




Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий;;

характеризовать основные этапы географического изучения Земли ( в эпоху Великих географических открытий )

Устный опрос.

Картографи ческий диктант.

https://resh.edu.r u/subject/4/5/


8

Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии.

1




Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий;;

характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в XVII—XIX вв , современные географические исследования и открытия);

Картографи ческий диктант

https://resh.edu.r u/subject/4/5/

9

Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии.

Первая русская кру- госветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды)

1




Различать вклад российских путешественников и исследователей в географическое изучение Земли, описывать маршруты их путешествий



10

Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана.

Географические открытия Новейшего времени.

Практическая работа 3. Обозначение на контурной карте географических

объектов, открытых в разные периоды.

1


0,5


Различать вклад российских путешественников и исследователей в географическое изучение Земли, описывать маршруты их путешествий;

Применять знания по теме для решения учебных и практико-ориентированных задач.


Выбиратьспособыпредставленияинформациивкартогр афическойформе

Устный опрос

Практическ ая работа.

https://resh.edu.r u/subject/4/5/

11

Планыместности.

Виды изображения земной поверхности. Планы

местности.Условные знаки.

Ориентирование по плану местности:стороныгоризо нта.

1




Применятьпонятия«планместности»,«аэрофотоснимо к»,«ориентированиенаместности»,

«стороныгоризонта»

,«условныезнаки»длярешенияучебных задач; ориентироваться на местности по плану и с помощью планов местности

Устныйопр ос.


Письменны й контроль.

https://resh.edu.r u/subject/4/5/


12

Масштаб. Виды масштаба.

Способы

определениярасстоянийнаме стности.

Практическая работа 4.

Определениенаправленийира сстоянийпоплануместности.

1


0,5


Применять понятия «масштаб» для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Определять по плану направления и расстояния между объектами на местности.

Практическ ая работа.

https://resh.edu.r u/subject/4/5/

13

Глазомерная,полярнаяимар шрутная съёмка местности. Практическая работа 5.

Составлениеописаниямаршр утапоплануместности.

1


0,5


Составлять описание маршрута по плану местности.

Практическ ая работа

https://resh.edu.r u/subject/4/5/

14

Изображение на планах местностинеровностей земной поверхности.

Абсолютная и относительнаявысоты. Профессия топограф

1




Сравнивать абсолютные и относительные высоты объектов с помощью плана местности.

Устный опрос

https://resh.edu.r u/subject/4/5/

15

Разнообразиепланов(планг орода,туристическиеплан ы,военные,историческиеит ранспортныепланы, планы местности в мобильных приложениях) и

областиихприменения.

1




Проводить по плану несложное географическое исследование.

Ориентироваться на местности по плану и с помощью планов местности в мобильных приложениях;

Зачет.

https://resh.edu.r u/subject/4/5/


16.

Географическиекарты.

Различияглобусаигеогра фическихкарт.Сходство и различие плана местности игеографической карты.

Способыпереходаот сферической поверхности глобуса к плоскости географическойкарты.Иска жениянакарте...Определен иерасстоянийпоглобусу.

1




Различатьпонятия«планместности»и«географи ческаякарта»,;

Применятьпонятия«географическаякарта» длярешенияучебныхи практико-

ориентированных задач.

Устный опрос.

https://resh.edu.r u/subject/4/5/

17

Градуснаясетьнаглобусеика ртах.Параллелии

меридианы. Экватор и нулевой меридиан.

1




Различатьпонятия«параллель»и«меридиан»;; Применятьпонятия«параллель»,«меридиан»длярешен ияучебных и практико-ориентированныхзадач;;

Устный опрос.

https://resh.edu.r u/subject/4/5/

18

Географическиекоординаты

.Географическаяширотаигео графическаядолгота,ихопре делениенаглобусеикартах.

Практическая работа 6. Определение географических координат объектов и

определениеобъектовпоихгео графическимкоординатам.

1


0,5


Определять географические координаты по картам

Устный опрос.

Практическ ая работа.

https://resh.edu.r u/subject/4/5/

19

Линииградуснойсетинакарт ах.Определениерасстоянийсп омощьюмасштабаиградусной сети.

Практическая работа7. Определение направлений и

расстояний по карте полушарий.

1


0,5


Определятьнаправления,расстоянияпокартам Объяснятьразличиярезультатовизмеренийрасстояни ймеждуобъектамипокартамприпомощимасштабаип рипомощиградуснойсети;;

Устный опрос.

Практическ ая работа.

https://resh.edu.r u/subject/4/5/

20

Разнообразиегеографически хкартиихклассификации.Сп особыизображениянамелко масштабныхгеографических картах.Изображениенафизи ческихкартахвысотиглубин.

Географическийатлас.Испол ьзованиекартвжизниихозяйс

1




Определятьисравниватьабсолютныевысотыгеографич ескихобъектов,сравнивать глубинны морейиокеановпофизическимкартам;;

приводить примеры использования в различных жизненных ситуациях и хозяйственнойдеятельностилюдейгеографическихкар т,плановместностиигеоинформационныхсистем(ГИС)

Письменны й контроль.

https://resh.edu.r u/subject/4/5/



твенной деятельности людей. Профессия

картограф. Система

космическойнавигации.Геои нформационныесистемы.








21.

Земля планетаСолнечнойсистемы.

Земля в Солнечной системе.

Гипотезы возникновения

Земли.Форма,размерыЗемли

,ихгеографическиеследстви я.

1




Приводитьпримерыпланетземнойгруппы;; сравниватьЗемлюипланетыСолнечнойсистемыпозад аннымоснованиям,связавсреальнымиситуациями— освоениякосмоса;; объяснятьвлияниеформыЗемлинаразличиевколичеств есолнечноготепла,получаемогоземнойповерхностьюн аразныхширотах;;

различатьнаучнуюгипотезуинаучныйфакт;

Устный опрос.

https://resh.edu.r u/subject/4/5/

22

Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца.

Сменавремён года на Земле. Дни весеннего и осеннего

равноденствия,летнего и зимнего солнцестояния.

1




Использоватьпонятия«земнаяось»,«географическиепо люсы»,«дниравноденствияисолнцестояния»прирешен ии задач: объяснятьсменувремёнгоданаЗемледвижениемЗемл ивокругСолнцаипостояннымнаклономземнойосикп лоскостиорбиты;;

Письменн ый опрос ( таблица)

https://resh.edu.r u/subject/4/5/

23

Неравномерное

распределение солнечного света и тепла на

поверхности Земли. Поясаосвещённости. Тропики и полярные

круги.

1




Использоватьпонятия«тропики»,

«полярныекруги»,«поясаосвещённости; выявлятьзакономерностиизмененияпродолжитель ностисветовогодняотэкваторакполюсамвднисолнц естоянийнаосновепредоставленныхданных;;

Устный опрос. Географич еский диктант.

https://resh.edu.r u/subject/4/5/

24

Вращение

Земливокругсвоейоси.Смен адняиночинаЗемле.

ВлияниеКосмосанаЗемлюи жизньлюдей.

Практическая работа 8. Выявление закономерностей изменения

продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географическойширотыивре менигоданатерриторииРосси

и.

1


0,5


ОбъяснятьсуточноевращениеЗемлиосевымвращением Земли;;

объяснятьразличиявпродолжительностисветовогодня втечениегоданаразныхширотах; объяснятьразличиявпродолжительностисветовогодня втечениегоданаразныхширотах;;приводить примеры влияния формы, размеров и движений Земли на мир живой и неживойприроды;;

устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений

Устный опрос. Практичес кая работа.

https://resh.edu.r u/subject/4/5/


25

Оболочки Земли.

Литосфера- каменнаяоболочкаЗемли.

Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изученияземныхглубин.Внут реннеестроениеЗемли:ядро, мантия,земная кора.

Строение земной коры: материковая и

океаническаякора.

1




ОписыватьвнутреннестроениеЗемли;;

,различатьпонятия«ядро»,«мантия»,

«земнаякора»,«минерал»и«горнаяпорода»;; Различатьматериковуюиокеаническуюземнуюкору;пр именятьпонятия«литосфера

Устный опрос.

https://resh.edu.r u/subject/4/5/

26

Веществаземнойкоры:минер алыигорныепороды.Образов ание горных пород.

Магматические, осадочные и метаморфическиегорныепор оды.

1




Различатьизученныеминералыигорныепороды, Приводитьпримерыгорныхпородразногопроисхожден ия;;

Классифицироватьизученныегорныепородыпопроисх ождению

Письменны й опрос (таблица)

https://resh.edu.r u/subject/4/5/

27

Проявления внутренних и внешних процессов

образованиярельефа.Движе ниелитосферныхплит.Образ ованиевулканови причины землетрясений. Шкалы измерения силы и

интенсивностиземлетрясени й.Изучениевулкановиземлет рясений. Профессии

сейсмолог и вулканолог.

1




Распознаватьпроявлениявокружающеммиревнутрен нихивнешнихпроцессоврельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического ибиологическоговидоввыветривания;; применятьпонятия«литосфера»,«землетрясение»,«вул кан»,«литосферныеплиты»длярешения учебных и практикоориентированныхзадач;;

Картографи ческий диктант

https://resh.edu.r u/subject/4/5/

28

Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних ивнутреннихпроцессов.Ви дывыветривания.Формиро вание рельефа земной поверхности как результат

действия внутреннихивнешнихсил.

1




Приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования в своей местности.

Распознаватьпроявлениявокружающеммирефизичес кого, химического ибиологическоговидоввыветривания;;

Устный опрос.

https://resh.edu.r u/subject/4/5/

29

Рельеф земной

поверхности и методы его изучения. Планетарные

формы рельефа — материки и впадины

океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины.

Различие гор по высоте,

1


0,5


Показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны,

крупныеформырельефаЗемли,островаразличногопроисх ождения;;различать горыиравнины;;

Классифицироватьгорыиравниныповысоте;;

Описыватьгорнуюсистемуилиравнинупофизическойкар те

Практическ ая работа.

Письменны й опрос

https://resh.edu.r u/subject/4/5/



высочайшие горные системы мира.

Разнообразие равнин по высоте. Формы

равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира.

Практическая работа 9. Описание горной системы или равнины по физической

карте.








30

Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и

наравнинах.Деятельностьч еловека,преобразующаязе мнуюповерхность,исвязан

ныеснейэкологическиепро блемы.

1




Приводитьпримерыизмененийвлитосфереврезультате деятельностичеловеканапримересвоейместности, Россииимира;; Приводитьпримерыопасныхприродныхявленийвлито сфере;;

Картографи ческий диктант

https://resh.edu.r u/subject/4/5/

31

Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков.

Срединно-океанические хребты. Острова, их типы попроисхождению.ЛожеОк

еана,егорельеф.

1




Показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формырельефаЗемли,островаразличногопроисхожден ия;;

Устный опрос

https://resh.edu.r u/subject/4/5/

32

Обобщение материала за курс 5 класса.

1




Знать и различать основные понятия .

Применять знания для решения учебных и практико-ориентированных задач

Устный опрос.

https://resh.edu.r u/subject/4/5/

33

Промежуточная аттестация. Комплекс заданий стандартизированной формы

1

1



Применять знания для решения учебных и практико-ориентированных задач

Письменны й контроль



34

Заключение. Практикум

«Сезонныеизменения в

природесвоейместности»

Сезонные изменения продолжительности светового дня и

высотыСолнцанадгоризонт ом,температурывоздуха,пов ерхностныхвод,растительно гоиживотногомира.

Практическая работа 10.

Анализ результатов

фенологических наблюдений и наблюденийзапогодой.

1


0.5


Различатьпричиныиследствиягеографическихявлений

;

ПриводитьпримерывлиянияСолнцанамирживойин еживой природы;;

Выбиратьформупредставлениярезультатовнаблюдени й за отдельнымикомпонентамиприроды;; представлять результаты наблюдений в табличной, графической форме, описания);;устанавливать на основе анализа данных наблюдений эмпирические зависимости междувременемгода,продолжительностьюдняивысото йСолнцанадгоризонтом,температуройвоздуха;; делатьпредположения,объясняющиерезультатынаблю дений;;

Устный опрос. Практичес кая работа.

https://resh.edu.r u/subject/4/5/

ОБЩЕЕ

КОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГР АММЕ

34

2

5



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА


УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ


ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯЛАБОРАТОРНЫХ,ПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ,ДЕМО НСТРАЦИЙ