Управление образования
Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЖАВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
141552, Московская область тел/факс 8(495) 546-00-73
Солнечногорский район пос.Ржавки e-mail:[email protected]
«Рекомендовано к использованию» Педагогическим советом Протокол №1 «__»___________2018г. | «СОГЛАСОВАНО» зам.директора по УВР __________________ «__»_________2018г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ Ржавская СОШ ______Ю.С. Шапакина « __ » _________ 2018г. |
Рабочая программа
по географии
5 класс
34 часа в год
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Лопатина Татьяна Валерьевна,
без категории
2018-2019 учебный год
Оглавление
Пояснительная записка 3
1. Нормативные документы 3
2. Краткое описание курса географии в 5 классе 3
3. Учебно-методическое обеспечение курса географии в 5 классе 4
4. Цель и задачи курса географии в 5 классе 5
5. Разделы рабочей программы по курсу географии в 5 классе 5
6. Система оценивания по географии 5
7. Требования к уровню подготовки обучающихся по курсу географии в 5 классе 11
Календарно-тематическое планирование для 5а, 5б классов 16
Список литературы 20
Пояснительная записка
Нормативные документы
Рабочая программа по учебному предмету «География» на 2018/2019 учебный год для обучающихся 5а и 5 б классов МБОУ Ржавская СОШ разработана в соответствии с требованиями:
1) Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2) Приказа Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
3) Приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования» (с изменениями внесенными Приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014г. №1644, от 31.12.2015г. №1577)
4) Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в действующей редакции от 31.01.2012 № 2)
5) Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в действующей редакции от 01.02.2012 № 5)
6) СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (в действующей редакции от 25.12.2013 №3)
7) Учебного плана МБОУ Ржавская СОШ, утверждённого 31.08.2018 приказом № 175
8) Программы курса «География» 5–9 классы, автор-составитель Е. М. Домогацких; 2-е издание; Москва: «Русское слово», 2016.
2. Краткое описание курса географии в 5 классе
География в 5 классе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание программы структурировано в виде основного блока: «География Земли». Благодаря которому у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
В Федеральном БУП на изучение курса «География» в 5 классе отводится 34 часа (по 1 учебному часу в неделю).
3. Учебно-методическое обеспечение курса географии в 5 классе
Данная рабочая программа реализуется на основе УМК по географии для 5 класса под редакцией Домогацких Е.М. - М.: ООО «Русское слово» 2014. (ФГОС. Инновационная школа):
1. Учебник «География. Введение в географию. 5 класс», авторы Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.
2. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию» для 5 класса общеобразовательных организаций С.В. Банников, Д.В. Молодцов.
3. Программа курса «География» 5–9 классы, автор-составитель Е. М. Домогацких; 2-е издание; Москва: «Русское слово», 2016.
Для обучающихся:
1. Текущий и итоговый контроль по курсу «География. Введение в географию» для 5 класса общеобразовательных организаций: контрольно-измерительные материалы, автор Н.В. Касьянова. Контрольно-измерительные материалы предназначены для проведения текущего и итогового контроля по курсу «География. Введение в географию». Пособие включает задания в формате ГИА и ЕГЭ по всем разделам курса географии 5 класса.
2. География. 5-6 классы. Введение в географию. Физическая география. Атлас, автор-составитель С.В. Банников.
3. География. Введение в географию 5 кл. Контурные карты.
Авторы-составители Банников С., Домогацких Е.
4. Цель и задачи курса географии в 5 классе
Изучение географии в основной школе направлено на достижение цели посредством решения задач.
Основная цель курса – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка обучающихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно- следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
развить познавательный интерес обучающихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
научить устанавливать связи в системе географических знаний, а также между системой физико-географических и общественно - географических знаний.
Содержание данной рабочей программы предполагает установление содержательных межпредметных связей с другими курсами: биология, физика, астрономия, а также проведение интегрированных уроков.
5. Разделы рабочей программы по курсу географии в 5 классе
Рабочая программа включает в себя следующие разделы:
1. Введение. Наука география - 2 часа
2. Земля и её изображение - 5 часов
3. История географических открытий – 14 часов
4. Путешествие по планете Земля – 10 часов
5. Природа Земли – 3 часа
Итого: 34 часа в год (1 час в неделю)
Программой предусмотрено проведение:
6. Система оценивания по географии
Уровень достижения оцениваемых результатов |
Критерии оценивания
| % выполнения задания | Отметка |
Устные ответы |
I. Базовый уровень | Не приступал к решению задач. 1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов; 2. Полностью не усвоил материал. | 0% | «1» |
Не достигнут необходимый уровень знаний. Не решена типовая, много раз отработанная задача. 1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 2. Не делает выводов и обобщений. 3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов. 4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу. 5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 6. Допускает грубые ошибки в знании карты и использовании ее при ответе. | 1-49% | «2» |
Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения). 1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. 2. Материал излагает бессистемно, фрагментарно, не всегда последовательно. 3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 4. Допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дает недостаточно четкие. 5. Не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допускает ошибки при их изложении. 6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. 7. Неполно отвечает на вопросы учителя (упуская в том числе главное) или воспроизводит содержание текста учебника, допуская одну-две грубые ошибки. 8. Имеет скудные географические представления, преобладают формалистические знания. 9. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый. 10. Географические связи устанавливает только при помощи наводящих вопросов учителя. | 50-69% | «3» |
Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельно. 1. Показывает знания всего изученного программного материала. 2. Материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 3. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины. 4. В основном правильно дает определения понятий. 5. Ответ обучающегося самостоятельный. 6. Связно и последовательно излагает материал; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски. 7. Показывает понимание основных географических взаимосвязей и явлений. 8. Знает карту и умеет ею пользоваться. 9. При решении географических задач делает второстепенные ошибки, не влияющие на результат. 10. Соблюдает основные правила культуры устной речи, использует в речи научные термины. | 70-100% | «4» |
II. Повышенный уровень | Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. 3. Умеет устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. 4. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал; ответ строит в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формулирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 5. Умеет самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводы из наблюдений и опытов. 6. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении нестандартных задач, допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. 7. Показывает хорошее знание карты и использование ее во время ответа. [3] | 90-100% | «5» |
Тесты |
I. Базовый уровень | Не приступал к решению тестовых заданий. | 0% | «1» |
Не достигнут необходимый уровень знаний. | 1-49% правильно выполненных заданий | «2» |
Частично успешное решение. | 50-69% правильно выполненных заданий | «3» |
Решение с ошибками и с небольшими недочетами, полностью самостоятельное. | 70-100% правильно выполненных заданий | «4» |
II. Повышенный уровень | Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Все задания базового уровня обучающиеся выполнили без ошибок и недочетов. 2. Задания повышенного уровня выполнили без ошибок или допустили 1 или 2 недочета, никак не влияющих на результат. | 90-100%
| «5» |
Географические и картографические диктанты (на знание номенклатуры карты или географических понятий). |
| Не приступал к решению задач. | 0% | «1» |
Не достигнут необходимый уровень знаний. Не решена типовая, много раз отработанная задача. | 1-49% правильно выполненных заданий | «2» |
| Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения). | 50-69% правильно выполненных заданий | «3» |
Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельно. | 70-100% правильно выполненных заданий | «4» |
II. Повышенный уровень | Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Все задания базового уровня обучающиеся выполнили без ошибок и недочетов. 2. Задания повышенного уровня выполнили без ошибок или допустили 1 или 2 недочета, никак не влияющих на результат. | 90-100%
| «5» |
Письменные работы (практические и самостоятельные работы) |
I. Базовый уровень | Не приступал к решению задач. | 0% | «1» |
Не достигнут необходимый уровень знаний. Не решена типовая, много раз отработанная задача. 1. Оказался совершенно не подготовленным к выполнению этой работы: обнаружил плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых практических навыков и умений. 2. Полученные результаты не позволяют обучающемуся сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. 3. Руководство и помощь со стороны учителя или хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки обучающегося. | 1-49% | «2» |
Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения). 1. Обучающийся работу выполняет и оформляет с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу ребят. 2. На выполнение работы затрачивает времени больше отведенного на уроке или получает возможность доделать работу дома. 3. Показывает знания теоретического материала, но испытывал затруднения при самостоятельной работе с источниками информации и географическими инструментами. | 50-69% | «3» |
Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельно. 1. Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимся в полном объеме и самостоятельно. 2. Допускает отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике географического объекта и т.д.). 3. Использует указанные учителем источники знаний и показывает умение работать с ними самостоятельно. 4. Показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. 5. Допускает неточности и небрежность в оформлении результатов работы. | 70-100% | «4» |
II. Повышенный уровень | Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Работа выполнена обучающимся полностью самостоятельно, в полном объеме и с соблюдением необходимой последовательности изложения материала и результатов деятельности. 2. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самим обучающимся. [3] | 90-100% | «5» |
Работа с картой и другими источниками географических знаний |
I. Базовый уровень | Не приступал к решению задач. Показывает полное неумение использовать карту и источники знаний. | 0% | «1» |
Не достигнут необходимый уровень знаний. Не решена типовая, много раз отработанная задача. 1. Не умеет отбирать и использовать основные источники знаний. 2. Допускает ошибки в выполнении задания и в оформлении работы, существенно влияющие на результат проделанной работы. 3. Неаккуратно и с ошибками оформляет результаты проделанной работы. | 1-49% | «2» |
Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения). 1. Правильно использует основные источники знаний. 2. Неаккуратно оформляет результаты работы. 3. Допускает неточности в содержании работы или формулировке выводов, а так же ошибки, существенно не влияющие на результат проделанной работы. | 50-69% | «3» |
Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельно. 1. Полностью самостоятельно выполняет работу. 2. Правильно, полно и самостоятельно отбирает источники необходимой информации. Допускает неточности в их использовании, существенно не влияющие на результат проделанной работы. 3. Допускает несущественные неточности в содержании работы или формулировке выводов, при оформлении результатов проделанной работы. | 70-100% | «4» |
II. Повышенный уровень | Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Самостоятельно, правильно и полно отбирает источники информации, рационально использует их в определенной последовательности. 2. Умело использует источники географической информации при решении нестандартных задач. 3. Самостоятельно выполняет и формулирует выводы на основе практической деятельности. 4. Аккуратно и в соответствии с требованиями оформляет результаты проделанной работы. | 90-100% | «5» |
7. Требования к уровню подготовки обучающихся по курсу географии в 5 классе
Учащиеся должны:
Знать/понимать:
- Форму и размеры Земли;
- Полюса, экватор;
- Части Мирового океана;
- Виды движения воды в океане;
- Материки и океаны Земли;
- Географические объекты, предусмотренные программой;
- Маршруты географических исследований и путешествий.
Уметь:
- Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию
- Использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.
- Находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
- Описывать по картам взаимное расположение географических объектов.
- Объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий.
- Приводить примеры географических объектов.
- Проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений.
- Различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов.
- Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием различных источников географической информации.
- Формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
Результаты освоения географии
Личностные результаты:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» являются следующие умения:
объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
определять роль результатов выдающихся географических открытий;
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Календарно-тематическое планирование для 5а, 5б классов
№ п/п | № урока | № урока в теме | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
По плану | Фактически | По плану | Фактически |
1 | Введение. Наука география | 2 | | | |
1 | 1 | Инструктаж по ТБ и ОТ. Введение. Что такое география? Практическая работа № 1 «Составление схемы наук о природе» | 1 | | | |
2 | 2 | Методы географических исследований. Практическая работа № 2 «Составление описания учебного кабинета географии. Организация наблюдений за погодой» | 1 | | | |
2 | Земля и её изображение | 5 | | | |
3 | 1 | От плоской Земли к земному шару | 1 | | | |
4 | 2 | Форма, размеры и движения Земли | 1 | | | |
5 | 3 | Глобус и карта. Практическая работа № 3 «Составление сравнительной характеристики разных видов изображения земной поверхности» | 1 | | | |
6 | 4 | Ориентирование на местности. Практическая работа № 4 «Определение с помощью компаса сторон света» | 1 | | | |
7 | 5 | Обобщение, контроль и корректировка знаний по теме «Земля и ее изображение» | 1 | | | |
3 | История географических открытий | 14 | | | |
8 | 1 | По следам путешественников каменного века. Практическая работа №5 «Обозначение на контурной карте г.о., указанных в тексте параграфа 7» | 1 | | | |
9 | 2 | Путешественники древности | 1 | | | |
10 | 3 | Путешествия морских народов | 1 | | | |
11 | 3 | Первые европейцы на краю Азии. Практическая работа № 6 «Составление описания путешествия Марко Поло по ключевым словам параграфа» | 1 | | | |
12 | 4 | Хождение за три моря | 1 | | | |
13 | 5 | Морской путь в Индию | 1 | | | |
14 | 6 | Открытие Америки. Практическая работа №7 «Обозначение на контурной карте маршрута путешествия Христофора Колумба, обозначение географических объектов» | 1 | | | |
15 | 7 | Первое кругосветное путешествие. Практическая работа № 8 «Обозначение на контурной карте маршрута путешествия экспедиции Фернана Магеллана, обозначение географических объектов» | 1 | | | |
16 | 8 | Открытие Южного материка | 1 | | | |
17 | 9 | Поиски Южной земли продолжаются | 1 | | | |
18 | 10 | Русские путешественники. Практическая работа № 9 «Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира» | 1 | | | |
19 | 11 | Вокруг света под русским флагом | 1 | | | |
20 | 13 | Урок обобщения и контроля знаний по теме «История географических открытий» | 1 | | | |
21 | 14 | Урок коррекции знаний по теме «История географических исследований» | 1 | | | |
4 | Путешествие по планете Земля | 10 | | | |
22 | 1 | Мировой океан, его части | 1 | | | |
23 | 2 | Значение Мирового океана для природы и человека. Практическая работа № 10 «Обозначение на контурной карте материков и океанов» | 1 | | | |
24 | 3 | Путешествие по Евразии. Практическая работа № 11 «Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств Евразии» | 1 | | | |
25 | 4 | Путешествие по Африке. Практическая работа № 12 «Составление таблицы «Особенности живой природы Африки» | 1 | | | |
26 | 5 | Путешествие по Северной Америке. Практическая работа № 13 «Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств Северной Америки» | 1 | | | |
27 | 6 | Путешествие по Южной Америке. Практическая работа № 14 «Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств Южной Америки» | 1 | | | |
28 | 7 | Путешествие по Австралии. Практическая работа № 15 «Обозначение на контурной карте морей и океанов, омывающих Австралию» | 1 | | | |
29 | 8 | Путешествие по Антарктиде. Практическая работа № 16 «Составление перечня научно-исследовательских станций Антарктиды» | 1 | | | |
30 | 9 | Урок обобщения и контроля знаний по «Путешествие по планете Земля» | 1 | | | |
31 | 10 | Урок коррекции знаний по «Путешествие по планете Земля» | 1 | | | |
5 | Природа Земли | 3 | | | |
32 | 1 | Что такое природа. Практическая работа № 17 «Организация фенологических наблюдений в природе» | 1 | | | |
33 | 2 | Оболочки Земли. Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела «Природа Земли» | 1 | | | |
34 | 3 | Урок обобщения, контроля и коррекции по курсу «Введение в географию» | 1 | | | |
ИТОГО | 34 | | - | - |
Список литературы
1. Программа курса «География. 5 -9 классы» / Автор-составитель Домогацких Е.М. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
2. География. Введение в географию: учебник для 5 класс общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. / М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
3. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс / С.В. Банников, Д.В. Молодцов. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
4. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс / Д.В. Молодцов. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
5. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию 5 класс»: дидактические материалы / Н.В. Касьянова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.