СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для обучающихся ОВЗ с интеллектуальными нарушениями 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 9 класс по географии для обучающихся с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для обучающихся ОВЗ с интеллектуальными нарушениями 9 класс»

Рабочая программа

индивидуального обучения на дому по географии

(адаптированная основная образовательная программа

для обучающихся с умственной отсталостью)

для обучающихся 9 класса


Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 9 класса с интеллектуальными нарушениями составлена на основе регламентирующих документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3;

  • Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480);

  • Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа среднего общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ";

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.08. 2016 г. № 07 -3517 "Об учебниках для обучающихся с ОВЗ»;

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012г., рекомендованной Министерством образования Российской Федерации;

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «Школы № 92» для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1);

  • Учебный план МБОУ «Школы»; Календарный учебный график МБОУ «Школы №..»


Рабочая программа учебного предмета «География» составлена на основе  примерной программы   по географии специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2013 год, допущена Министерством образования Российской Федерации;

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «География». 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. 17-е изд. Стер.- М. «Просвещение», 2023г. . – 207 с.: ил.+ Прил. (32 отд. с.).


Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

ЦЕЛИ : развивать и корректировать познавательную деятельность умственно отсталых детей;

• учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно - следственные зависимости;

• используя символические пособия, какими являются план и географическая карта, учить абстрагироваться, развивать воображение обучающегося;

• расширять лексический запас ребёнка со сниженным интеллектом, помогать ему правильно употреблять новые слова в связной речи

ЗАДАЧИ: дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе мира, своего края и России;

• показать особенности взаимодействия человека и природы;

• помочь усвоить правила поведения в природе.

• осуществлять патриотическое, интернациональное, эстетическое и экологическое воспитание учащихся.

Процесс обучения детей с отклонениями в развитии имеет существенную специфику, которая проявляется в более низком, чем в массовой школе, уровне сложности учебного материала, в замедленном темпе обучения, меньшей плотности учебной нагрузки на занятиях для учащихся, преимущественном использовании наглядных методов обучения. Поэтому очень важно применять дифференцированный подход к обучению ребёнка с УО в условиях общеобразовательного класса. Обучение учащихся с нарушениями интеллектуального развития носит коррекционно-обучающий и воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач обучения, но не снимает их. Поэтому, при отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества


Место предмета в учебном плане

На изучение курса «География» по календарному графику МБОУ «Школа №…» в 2024-2025 учебном году в 9 классе отводится 65 часов, из расчета 2 часа (1час очно + 1 час заочно) в неделю (34 недели). Программа выполняется за счет уплотнения некоторых тем.


Формы организации учебного процесса

-лекции;

-индивидуальные формы;

-практикумы;

-беседы;

-самостоятельная работа;

-географические диктанты;

- практические работы.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоение предмета.

Личностные результаты освоения АООП

Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений, обучающихся в различных средах. Личностные результаты освоения АООП должны отражать:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать: развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.


Предметные результаты освоения АООП должны отражать:

1) представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;

2) умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;

3) элементарная картографическая грамотность, умение использовать географическую карту для получения географической информации в целях решения жизненных задач.

Учащиеся должны знать:

географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии; границы, государственный строй и символику России; особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях; медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности

Учащиеся должны уметь:

находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в атласах, специально разработанных для коррекционных школ VIII вида. показывать Россию на политических картах мира и Евразии; находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон); давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края; называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области; правильно вести себя в природе; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных особенностей учащихся).


Содержание учебного предмета


Содержание раздел

Часы

Реализация контроль знаний


1

Введение

1

Викторина

2

Западная Европа

9

Работа с тестом № 1

3

Южная Европа

7

Работа с тестом № 2

4

Северная Европа

4

Работа с тестом № 3

5

Восточная Европа

14

Работа с тестом № 4

6

Центральная Азия

6

Работа с тестом № 5

7

Юго-Западная Азия

8

Работа с тестом № 6

8

Южная Азия

4

Кроссворд №1

9

Восточная Азия

8

Работа с тестом № 7

10

Юго-Восточная Азия

4

Работа с тестом № 8

11

Россия

4

Работа с тестом № 9

12

Заключение

1

Контрольная работа за курс 9 класса


Итого:

68 часов



Критерии и нормы оценки по предмету

1 группа обучения

Оценки

Устные ответы

Письменные ответы

"5"

Ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты самостоятельно.

Понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными предложениями. Соблюдается связность слов в предложении.

Приводит примеры, подтверждающие высказанное суждение.

Классифицирует объекты на группы по существенным признакам.

Дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и свойства. Правильно устанавливает причинно-следственные связи.

В тетради самостоятельно выполняет рисунки, схемы, таблицы в полном объеме.

Тестовые задания (для 1гр) выполняет в объеме 80-100%.


"4"

Ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе объекта.

Дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении предложении.

Не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в описании объекта, явления.

Рисунки, схемы, таблицы в тетради выполняет в полном объеме, но имеются неточности, исправления.

Тестовые задания (для 1 гр) выполняет в объеме 65-80%.

"3"

Испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на карте.

Дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос., материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя.

Испытывает трудности при классификации объектов на группы.

Рисунки, схемы , таблицы в тетради выполняет небрежно

( если это не связано с нарушением моторики у детей). Задание выполнено наполовину. .

Тестовые задания (для 1гр) выполняет в объеме 50-65%.


Ресурсное обеспечение рабочей программы

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией Воронковой В.В.Раздел «География» Лифанова Т.М..-М.: Владос, 2012

2. «География». 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. 17-е изд. Стер.- М. «Просвещение», 2023г. . – 207 с.: ил.+ Прил. (32 отд. с.).


3. Т.М.Лифанова «Рабочая тетрадь по географии. 9 класс». М.: Просвещение, 2023

Атлас 8 класс

Календарно-тематическое планирование по Географии 9 класс

Название раздела. Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Д/З


1 четверть





Введение



1

Политическая карта Евразии


Уч. стр.3-4


Западная Европа



2

Великобритания: Географическое положение, природа, экономика


Уч. стр.5-10 Работа с картой. Рассказ о географическом положении Великобритании.

3

Великобритания: Население, культура, обычаи и традиции


Уч. стр11-14. В тетради – выписать достопримечательности Великобритании.

4

Франция (Французская республика). Географическое положение, природа, экономика


Уч. стр15-18. В тетради – выписать продукцию Францию, известную во всем мире.

5

Франция: Население, культура, обычаи и традиции


Уч. стр18-22. В тетради – выписать интересные памятники старины Франции

6

Германия (Федеративная Республика Германия)


Уч. стр. 22-26. В тетради – нарисовать значки полезных ископаемых, которые добываются в Германии.

7

Австрия (Австрийская Республика)


Уч. стр. 27-30 В тетради – заполнить таблицу «Растительный и животный мир Австрии»

8

Швейцария (Швейцарская Конфедерация)


Уч. стр. 31-33 В тетради – Перечислить отрасли специализации сельского хозяйства в стране

9

Обобщение по теме: «Западная Европа»


Работа с картой. Работа тестом №1


Южная Европа



10

Испания (Королевство Испания)


Уч. стр.34-39 Работа с картой.

Составить рассказ о Барселоне

11

Португалия (Португальская Республика)


Уч. стр.39-41 Составить рассказ о великих португальских мореплавателей

12

Италия (Итальянская Республика). Географ. положение, природа, экономика


Уч. стр15-18. В тетради – выписать продукцию Италии, известную во всем мире

13

Италия: Население, культура, обычаи и традиции


Уч. стр.44-48 В тетради – выписать интересные памятники старины Италии

14

Греция (Греческая Республика)


Уч. стр.48-52. Работа в тетради – выписать достопримечательности Греции

15

Обобщение по теме: «Южная Европа»


Работа с картой. Работа тестом №2


Северная Европа



16

Норвегия (Королевство Норвегия)


Уч. стр.55-58 В тетрадь выписать моря, омывающие побережье Норвегии


2 четверть




17

Швеция (Королевство Швеция)


Уч.стр.58-61 В тетради – выписать отрасли промышленности, которые развиты в Швеции

18

Финляндия (Финляндская Республика)


Уч. стр.62-65 Работа с картой.

Составить рассказ о городе Хельсинки

19

Обобщение по теме: «Северная Европа»


Работа с картой. Работа тестом №3


Восточная Европа

11ч



20

Польша (Республика Польша)


Уч. стр.68-71 Рассказ о специализации сельского хозяйства Польши

21

Чехия (Чешская Республика)


Уч стр. 71-72 Рассказ о столице Чехии

22

Словакия (Словацкая Республика)


Уч. Стр.72-74 Работа картой.


23

Венгрия (Венгерская Республика)


Уч. стр. 74-77 Рассказ “Какие растения выращивают в степях Венгрии»

24

Румыния (Республика Румыния)


Уч. стр. 78-79 Рассказ о столице Румынии

25

Болгария (Республика Болгария)


Уч. стр.79-81 Заполнить таблицу «Отрасли сельского хозяйства Болгарии»

26

Сербия. Черногория


Уч. стр.84-87 Опишите природные условия Сербии и Черногории

27

Страны Балтии. Эстония (Эстонская Республика)


Уч. стр. 84-87 Рассказ о достопримечательностях Эстонии

28

Латвия (Латвийская Республика)


Уч. стр. 87-91 Опишите флору и фауну Латвии

29

Литва (Литовская Республика)


Уч. стр. 91-94 Опишите достопримечательности Литвы, её национальные традиции

30

Республика Беларусь


Уч. стр. 95-98 Рассказ о рельефе и климате Белоруссии


3 четверть




31

Украина


Уч.стр.99-102 Заполнить таблицу «Отрасли промышленности и сельского хозяйства Украины»

32

Молдавия (Республика Молдова)


Уч.стр. 103-105 Рассказ о национальных особенностях молдаван

33

Обобщение по теме: «Восточная Европа»


Работа с картой. Работа тестом №4


Центральная Азия



34

Центральная Азия


Уч. стр. 106-108 Рассказ о Центральной Азии

35

Казахстан (Республика Казахстан)


Уч. стр. 108-111 Рассказ о национальных традициях казахов

36

Узбекистан


Заполнить таблицу «Природные условия Узбекистана» Уч. стр.112-115

37

Туркменистан


Уч. стр. 116-119 Рассказ о национальных особенностях туркменов

38

Киргизия (Кыргызская Республика)


Уч. стр. 120-123 Рассказ о столице Киргизии

39

Таджикистан (Республика Таджикистан)


Уч. стр. 123-127 Рассказ о национальных особенностях таджиков (быт, жилье, одежда, питание)

40

Обобщение по теме: «Азия»


Работа тестом № 5


Юго-Западная Азия



41

Грузия


Уч. стр. 127-132 Рассказ о национальных обычаях и культуре грузинского народа

42

Азербайджан ( Азербайджанская Республика)


Уч. стр. 133-136 Опишите рельеф Азербайджана

43

Армения (Республика Армения)


Уч. стр. 136-139 Опишите климат Армении

44

Турция (Турецкая Республика)


Уч. стр. 140-143 Рассказ о Стамбуле

45

Ирак (Республика Ирак)


Уч. стр. 144-146 Опишите климат Ирака

46

Иран (Исламская Республика Иран)


Уч. стр. 147-149 Заполнить таблицу «Растительный и животный мир Ирана»

47

Афганистан ( Исламская Республика Афганистан)


Уч. стр. 149-151 Опишите рельеф Афганистана

48

Обобщение по теме: «Юго-Западная Азия»


Работа тестом № 6


Южная Азия



49

Индия (Республика Индия): Географическое положение, природа, экономика


Уч. стр. 154-157 Описание природных условий Индии

50

Индия: Население, культура, обычаи и традиции


Уч. стр. 157-161 Рассказ «Что из себя представляет индийская кухня»


4 четверть





Восточная Азия



51

Китай (Китайская Народная Республика) Географ положение, природа, экономика


Уч. стр.161-166 Таблица «Отрасли промышленности и сельского хозяйства Китая»

52

Китай: Население, культура, обычаи и традиции


Уч. стр.167-170 Рассказ об особенностях китайской кухни, достопримечательностях

53

Монголия


Уч. стр.171-174 Таблица «Природные зоны Монголии»

54

Корея Народно-Демократическая Республика (КНДР)


Уч стр.175-179 Рассказ о культурных растениях КНДР

55

Япония: Географическое положение, природа, экономика


Уч. стр. 179-182 Опишите рельеф Японии

56

Япония: Население, культура, обычаи и традиции


Уч. стр.183-185 Рассказ о японских традициях

57

Обобщение по теме: «Восточная Азия»


Работа тестом № 7


Юго-Восточная Азия

3 ч



58

Тайланд (Королевство Тайланд)


Уч. стр. 188-190 Описание природных условий Тайланда

59

Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам)


Уч. стр.190-191 Таблица «Культурные растения сельского хозяйства Вьетнама»

60

Индонезия (Республика Индонезия)


Уч. стр. 191-183 Опишите рельеф Индонезии


Россия

3 ч



62

Границы России. Россия. Крупнейшее государство Евразии


Уч. стр. 196-198 Таблица «Государства, с которым граничит Россия»

63

Административное деление России


Уч. стр.199-200 Таблица «Составные части России»

64

Контроль и обобщение знаний


Контрольная работа за курс 9 класса

65

Обобщение по теме: «Россия»


Работа тестом № 9