СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для учащихся 9 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для учащихся 9 класса»

Пояснительная записка

  1. Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствии «Сборника нормативных документов. География» (Федеральный компонент Государственного стандарта) составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007; и на основе Николина В.В., Алексеев А. И., Липкина Е.К. География. Программы общеобразовательных учреждений 6-9, 10-11 классы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - Москва "Просвещение"

Нормативно-правовая основа рабочей программы

1) Закон Российской Федерации №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»

2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 17.05.2012 года №413

3) Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» от 31.03.2014 №253 с учётом внесённых изменений согласно приказу №576 от 08.06.2015 года.

4) Положение о рабочих программах МОУ «СОШ с.Широкополье»

5) Основная образовательная программа школы на 2019-2020 уч. год

6) Базисный учебный план МОУ«СОШ с.Широкополье» на 2019-2020учебный год .

7) Конценция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель изучения географии 9 класса – создать у обучающихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, познакомить с разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.

Задачи изучения географии 9 класса:

  • способствовать формированию географического мышления обучающихся, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

  • формировать у обучающихся представление о целостности окружающего мира, России при её территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед населением, имеющих свои специфические особенности в разных регионах страны;

  • служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре и истории своей Родины и населяющих её народов, экономического и эстетического воспитания;

  • развить у школьников словесно-логическое и образное мышление;

  • способствовать формированию картографической грамотности.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения географии обучающий должен

знать/понимать

• специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

• приводить примеры использования и охраны природных ресурсов; адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, районов разной специализации; центров производства важнейших видов продукции; основных коммуникаций и их узлов; внутригосударственных и внешних экономических связей России;

• составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

При обучении обучающихся используются следующие методы: исследовательский, проблемный, репродуктивный и др.; формы уроков: лекции, деловая игра, семинар, практические работы и т. д.; приемы: работа с терминологией, разминка, отгадывание кроссвордов, работа с контурными картами, работы с учебником, составление опорных схем, таблиц и т.д.

Программа рассчитана на – 68 часов, 2 часа в неделю, запланированных практических работ -13.








СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1. Хозяйство России (22 часа)

Особенности развития хозяйства России. Понятие «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Предприятие — пер­вичная основа хозяйства. Условия ифакторы размещения пред­приятий. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности.

Первичный сектор экономики. Его состав, особенности вхо­дящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в эко­номике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, осо­бенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Фак­торы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Маши­ностроение и охрана окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хо­зяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комп­лексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяй­стве. Факторы размещения предприятий, особенности геогра­фии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесопе­рерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хо­зяйственных отраслей. Земля — главное богатство России. Сельс­кохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отрас­лей животноводства. Садоводство и виноградарство.

Лесное хозяйство. Российские леса — важная часть ее нацио­нального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины — традиционная отрасль рос­сийской экономики. География пушного промысла.

Транспорт. Состав, место и значение в хозяйстве. Фак­торы размещения транспортной инфраструктуры. Главные районы и центры. Особенности географии. Транспортная инфраструктура и охрана окружающей среды.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневос­точного бассейна. География переработки рыбы.

Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности вхо­дящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хо­зяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.

Третичный сектор экономики. Его состав, особенности вхо­дящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении на­селения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важ­нейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.

География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и техно­полисы.

География социальной сферы. Состав, место и значение в хо­зяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье — одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Раздел 2. Крупные регионы России (29 час)

Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).

Зонирование России: Основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.

Районы и крупные регионы России, Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Население: численность, естественный прирост и миграции, спе­цифика расселения, национальный состав, традиции и культура. Го­рода. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем рай­она, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Районы и крупные регионы России, Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Население: численность, естественный прирост и миграции, спе­цифика расселения, национальный состав, традиции и культура. Го­рода. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем рай­она, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Раздел 3. Хозяйство и население Саратовской области (3 часа)

Определение особенностей географического положения терри­тории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры наро­дов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Раздел 4. Россия в мире (3 часа)

Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия
















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

план

факт

Тема урока

Практическая

Коррекция

Раздел 1. Хозяйство России.( 22 часа)

1

04.09


Развитие хозяйства. Входная диагностика.



2

06.09


Анализ входной диагностики. Особенности экономики России.



3

11.09



Учимся с «Полярной звездой»

Анализ экономических карт для определения типов терри­ториальной структуры хозяйства.


4

13.09



Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность.



5

18.09



Нефтяная промышленность.



6

20.09



Газовая промышленность.

Описание районов добычи угля, газа, нефти.


7

25.09



Электроэнергетика.



8

27.09



Черная металлургия.



9

02.10



Цветная металлургия.

Размещение черной и цветной металлургии.


10

04.10



Машиностроение.

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.


11

09.10



Химическая промышленность

Определение различий в специализации основных районов химической промышленности.


12

11.10



Лесопромышленный комплекс



13

16.10



Сельское хозяйство. Растениеводство.

Определение по картам основных районов выращивания зер­новых и технических культур, главных районов животноводства. 


14

18.10


Сельское хозяйство. Животноводство.



15

23.10


Контрольная работа за 1 четверть.



16

25.10


Анализ контрольной работы. Учимся с «Полярной звездой»



17

06.11



Транспортная инфраструктура.



18

08.11



Транспортная инфраструктура.



19

13.11



Социальная инфраструктура.



20

15.11



Учимся с «Полярной звездой»

Группировка отраслей по различным показателям.


21

21.11



Информационная инфраструктура.



22

26.11



Проверочная работа по разделу «Хозяйство России»



Раздел 2. Регионы России ( 38 часов).

Центральная Россия ( 8 часов)

23

28.11



Пространство Центральной России.



24

03.12



Центральная Россия: освоение территории и население.



25

10.12



Центральная Россия: хозяйство.



26

12.12



Центральная Россия: хозяйство.



27

17.12


Учимся с «Полярной звездой»

Составить промышленные связи Центрального района с другими районами.


28

19.12


Москва- столица России.



29

24.12


Контрольная работа за 2 четверть.



30

26.12


Анализ контрольной работы.

Составление экономико-географической характеристики района.


Европейский Северо-Запад ( 4 часа)

31

14.01


Пространство Северо-Запада.



32

16.01


Северо-запад: «окно в Европу»



33

21.01



Северо-Запад: хозяйство.

Составление экономико-географической характеристики района.


34

23.01


Санкт-Петербург- культурная столица России.

Сравнить географическое положение Москвы и Санкт-Петербурга.


Европейский Север (4 часа)

35

28.01



Пространство Европейского Севера.



36

30.01



Европейский Север: освоение территории и население.



37

04.02



Европейский Север: хозяйство и проблемы.



38

06.02



Учимся с «Полярной звездой».

Составление экономико-географической характеристики района.


Европейский Юг ( 4 часа)

39

11.02



Пространство Европейского Юга.



40

13.02



Европейский Юг: население.



41

18.02


Европейский Юг: освоение территории и хозяйство.



42

20.02



Учимся с «Полярной звездой».

Составление экономико-географической характеристики района.


Поволжье (4 часа)

43

25.02


Пространство Поволжья.



44

27.02



Поволжье: освоение территории и население.



45

04.03



Поволжье: хозяйство и проблемы.



46

06.03



Учимся с «Полярной звездой»

Составление экономико-географической характеристики района.


Урал ( 4 часа)

47

11.03



Пространство Урала. Урал: население и города.



48

13.03



Урал: освоение территории и хозяйство.



49

18.03



Контрольная работа за 3 четверть.



50

20.03



Анализ контрольной работы. Учимся с «Полярной звездой».

Составление экономико-географической характеристики района.


Сибирь ( 5 часов)

51

03.04



Пространство Сибири.



52

08.04



Сибирь: освоение территории, население и хозяйство.



53

10.04



Западная Сибирь.



54

15.04



Восточная Сибирь.



55

17.04.



Учимся с «Полярной звездой».

Составление экономико-географической характеристики района.


Дальний Восток ( 5 часов)

56

22.04



Пространство дальнего Востока.



57

24.04



Дальний Восток: освоение территории и население.



58

29.04



Дальний Восток: хозяйство.



59

06.05



Дальний Восток: хозяйство и перспективы.



60

08.05



Учимся с «Полярной звездой».

Составление экономико-географической характеристики района.


Хозяйство и население Саратовской области (3 часа)

61

13.05


Саратовская область: географическое положение, освоение территории.



62

15.05


Саратовская область: население и хозяйство.

Составление экономико-географической характеристики региона.


63

20.05



Саратовская область: перспективы развития.

Оценка природно-ресурсного потенциала Саратовской области, проблем и пер­спектив его рационального использования.


Заключение (3 часа)

64

22.05


Итоговый контроль.



65

27.05


Анализ контрольной работы. Россия в мире.

Сравнительная  экономико-географическая  характеристика   России и страны на выбор. 


66

29.05


Россия в мире.











УМК:

  1. Учебник. География. России. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.И Алексеев, ВВ. Николина, Е.К.Липкина. – М.: Просвещение,2019.

  2. География: 9 класс: Мой тренажер: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений (Полярная звезда). Автор: Николина В.В. М: Просвещение.

  3. Атлас. География России 8-9 класс.

Дополнительная литература:

  1. Алексеев А.И. География России. Природа населения. – М.: Дрофа,2015.

  2. География в цифрах. 6-10 кл: справочное пособие / О.А. Климанова. –М.: Дрофа, 2007.

  3. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугкт, Л.И. Елисеева и др. -3-е изд., стереотип. –М.: Планета, 2011. -205 с. (Современная школа).