ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение геометрии в 7 классе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТЫ:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способу работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур (треугольника);
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использование при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ В 7 КЛАССЕ
«НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»
Ученик научится:
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, пирамида и др.);
распознавать виды углов, виды треугольников;
определять по чертежу фигуры её параметры (длина отрезка, градусная мера угла, элементы треугольника, периметр треугольника и т.д.);
распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
углубления и развития представлений о плоских и пространственных геометрических фигурах (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, призма и др.);
«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»
Ученик научится:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до
, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, сравнение);
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
решать простейшие задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
овладения методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов;
приобретения опыта применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач;
овладения традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
приобретения опыта исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.
«ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН»
Ученик научится:
использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длины отрезка и градусной меры угла;
вычислять длины линейных элементов треугольника и их углы;
вычислять периметры треугольников;
решать задачи на доказательство с использованием признаков равенства треугольников и признаков параллельности прямых;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
вычисления градусных мер углов треугольника и периметров треугольников;
приобретения опыта применения алгебраического аппарата при решении задач на вычисление.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ (12 ЧАСОВ).
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Цель: систематизировать знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений обучающихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики I— 6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
2. ТРЕУГОЛЬНИКИ (17 ЧАСОВ).
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Цель: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач на построение с помощью циркуля и линейки. Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников.
Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
3. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ (13 ЧАСОВ).
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Цель: ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых. Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
4. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА (18 ЧАСОВ).
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников. В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, и частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
5. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ (8 ЧАСОВ).
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по геометрии 7 класс
№ | Раздел | Количество часов по программе | Контрольные работы |
1 | Начальные геометрические сведения | 12 | № 1 |
2 | Треугольники | 17 | № 2 |
3 | Параллельные прямые | 13 | № 3 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 18 | № 4, № 5 |
5 | Итоговое повторение | 8 | Итоговая к.р. |
| ИТОГО | 68 ч | 6 к/р |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(2 часа в неделю, 68 часов за 34 недель)
№ п/п | № урока по теме | Содержание учебного материала | Дата проведения | д/з |
план | факт |
НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ | 12 часов 03.09 – 20.10.21 | | |
1 | 1 | Прямая и отрезок | 03.09.21 | | |
2 | 2 | Луч и угол | 08.09.21 | | |
3 | 3 | Сравнение отрезков и углов | 10.09.21 | | |
4 | 4 | Измерение отрезков | 15.09.21 | | |
5 | 5 | Измерение углов | 17.09.21 | | |
6 | 6 | Измерение углов | 22.09.21 | | |
7 | 7 | Смежные и вертикальные углы | 24.09.21 | | |
8 | 8 | Перпендикулярные прямые | 29.09.21 | | |
9 | 9 | Решение задач по теме "Начальные геометрические сведения" | 01.10.21 | | |
10 | 10 | Решение задач по теме "Начальные геометрические сведения" | 06.10.21 | | |
11 | 11 | Контрольная работа №1 по теме "Начальные геометрические сведения" | 08.10.21 | | |
12 | 12 | Зачет по теме "Начальные геометрические сведения" | 20.10.21 | | |
ТРЕУГОЛЬНИКИ | 17 часов 22.10- 24.12.21 | | |
13 | 1 | Треугольник | 22.10.21 | | |
14 | 2 | Треугольник | 27.10.21 | | |
15 | 3 | Первый признак равенства треугольников | 29.10.21 | | |
16 | 4 | Перпендикуляр к прямой | 03.11.21 | | |
17 | 5 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 05.11.21 | | |
18 | 6 | Свойства равнобедренного треугольника | 10.11.21 | | |
19 | 7 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 12.11.21 | | |
20 | 8 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 17.11.21 | | |
21 | 9 | Решение задач по теме признаки равенства треугольников | 19.11.21 | | |
22 | 10 | Решение задач по теме признаки равенства треугольников | 01.12.21 | | |
23 | 11 | Окружность | 03.12.21 | | |
24 | 12 | Построения циркулем и линейкой | 08.12.21 | | |
25 | 13 | Задачи на построение | 10.12.21 | | |
26 | 14 | Задачи на построение | 15.12.21 | | |
27 | 15 | Решение задач по теме "Треугольники" | 17.12.21 | | |
28 | 16 | Решение задач по теме "Треугольники" | 22.12.21 | | |
29 | 17 | Контрольная работа №2 по теме "Треугольники" | 24.12.21 | | |
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ | 13 часов 29.12.21 – 18.02.22 | | |
30 | 1 | Параллельные прямые. | 29.12.21 | | |
31 | 2 | Признаки параллельности двух прямых | 12.01.22 | | |
32 | 3 | Признаки параллельности двух прямых | 14.01.22 | | |
33 | 4 | Признаки параллельности двух прямых | 19.01.22 | | |
34 | 5 | Аксиома параллельных прямых | 21.01.22 | | |
35 | 6 | Аксиома параллельных прямых | 26.01.22 | | |
36 | 7 | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. | 28.01.22 | | |
37 | 8 | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. | 02.02.22 | | |
38 | 9 | Углы с соответственно параллельными или перпендикулярными сторонами. | 04.02.22 | | |
39 | 10 | Решение задач по теме: «Параллельные прямые». | 09.02.22 | | |
40 | 11 | Решение задач по теме: «Параллельные прямые». | 11.02.22 | | |
41 | 12 | Решение задач по теме: «Параллельные прямые». | 16.02.22 | | |
42 | 13 | Контрольная работа №3 по теме: «Параллельные прямые». | 18.02.22 | | |
СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА | 18 часов | | |
43 | 1 | Сумма углов треугольника | 02.03.22 | | |
44 | 2 | Сумма углов треугольника | 04.03.22 | | |
45 | 3 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 09.03.22 | | |
46 | 4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 11.03.22 | | |
47 | 5 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 16.03.22 | | |
48 | 6 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 18.03.22 | | |
49 | 7 | Контрольная работа №4 по теме "Соотношения между сторонами и углами треугольника" | 23.03.22 | | |
50 | 8 | Прямоугольные треугольники | 25.03.22 | | |
51 | 9 | Прямоугольные треугольники | 30.03.22 | | |
52 | 10 | Прямоугольные треугольники | 01.04.22 | | |
53 | 11 | Прямоугольные треугольники | 06.04.22 | | |
54 | 12 | Построение треугольника по трём элементам | 08.04.22 | | |
55 | 13 | Построение треугольника по трём элементам | 20.04.22 | | |
56 | 14 | Решение задач по теме: "Прямоугольные треугольники. Геометрические построения" | 22.04.22 | | |
57 | 15 | Решение задач по теме: "Прямоугольные треугольники. Геометрические построения" | 27.04.22 | | |
58 | 16 | Решение задач по теме: "Прямоугольные треугольники. Геометрические построения" | 29.04.22 | | |
59 | 17 | Решение задач по теме: "Прямоугольные треугольники. Геометрические построения" | 04.05.22 | | |
60 | 18 | Контрольная работа №5 по теме "Прямоугольные треугольники. Геометрические построения". | 06.05.22 | | |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ | 8 часов | | |
61 | 1 | Повторение. Треугольники | 11.05.22 | | |
62 | 2 | Повторение. Треугольники | 13.05.22 | | |
63 | 3 | Повторение. Параллельные прямые. | 18.05.22 | | |
64 | 4 | Повторение. Соотношение между сторонами и углами треугольника. | 20.05.22 | | |
65 | 5 | Итоговое тестирование за курс 7 класса | 25.05.22 | | |
66 | 6 | Обобщение и систематизация знаний за курс "Геометрия" 7 класс | 27.05.22 | | |
67 | 7 | Обобщение и систематизация знаний за курс "Геометрия" 7 класс | | | |
68 | 8 | Обобщение и систематизация знаний за курс "Геометрия" 7 класс | | | |
Приложение №1
Лист корректировки рабочей программы
№ урока Класс Дата | Тема урока | Причина корректировки | Способ корректировки |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
График контрольных работ
по геометрии 7 класс
№ | Тема | Сроки |
1 | Контрольная работа № 1. «Начальные геометрические сведения». | 08.10.21 |
2 | Контрольная работа № 2. «Треугольники». | 24.12.21 |
3 | Контрольная работа № 3. «Параллельные прямые». | 18.02.22 |
4 | Контрольная работа № 4. «Соотношение между сторонами и углами треугольника». | 23.03.22 |
5 | Контрольная работа № 5. «Прямоугольные треугольники. Геометрические построения». | 06.05.22 |
6 | Итоговое тестирование за курс 7 класса | 25.05.22 |