ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов:
личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способу работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур (треугольника);
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использование при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
IIСодержание учебного предмета
Геометрические фигуры
Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности для правильных многоугольников. Окружность, круг, круговой сектор.
Средняя линия трапеции.
Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур.
Геометрические фигуры в пространстве (объемные тела)
Многогранник и его элементы. Названия многогранников с разным положением и количеством граней. Первичные представления о пирамиде, параллелепипеде, призме, сфере, шаре, цилиндре, конусе, их элементах и простейших свойствах.
Отношения
Синус, косинус, тангенс, котангенс. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур.
Измерения и вычисления
Тригонометрические функции тупого угла. Вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений. Теорема синусов. Теорема косинусов. Решение треугольников
Формула для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Формулы длины окружности, площади круга и площади кругового сектора. Формулы для вычисления координат точки.
Представление об объеме и его свойствах. Измерение объема. Единицы измерения объемов.
Решение задач на вычисление и доказательство с использованием свойств изученных фигур.
Геометрические преобразования
Движения. Поворот и параллельный перенос. Комбинации движений на плоскости и их свойства.
Решение практических задач с использованием свойств изученных фигур.
Векторы и координаты на плоскости
Понятие вектора, действия над векторами, использование векторов в физике, разложение вектора на составляющие, скалярное произведение.
Координаты.Основные понятия, координаты вектора, расстояние между точками. Координаты середины отрезка. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Уравнения фигур.
Применение векторов и координат для решения простейших геометрических задач.
История математики
Выдающиеся математики и их вклад в развитие науки.
Построение правильных многоугольников. Трисекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. «Начала» Евклида. Л Эйлер, Н.И.Лобачевский. История пятого постулата.
Геометрия и искусство. Геометрические закономерности окружающего мира.Астрономия и геометрия. Что и как узнали Анаксагор, Эратосфен и Аристарх о размерах Луны, Земли и Солнца. Расстояния от Земли до Луны и Солнца. Измерение расстояния от Земли до Марса. Софизмы, парадоксы.
III.Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Векторы. | 8 |
2 | Метод координат | 11 |
3 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 13 |
4 | Длина окружности и площадь круга. | 12 |
5 | Движения | 8 |
6 | Об аксиомах планиметрии | 2 |
7 | Повторение | 14 |
| Итого | 68 |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид конт роля. Измерители | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения урока |
план | факт |
Глава 9 «Векторы» (8ч) |
1/1 | Понятие вектора. Равенство векторов.Откладывание вектора от данной точки. | 1 | УОНМ | вектор, длина вектора, равенство векторов, коллинеарные вектора | Знать – определение вектора и равных векторов Уметь – обозначать и изображать векторы, изображать вектор, равный данному | ФО | | п. 76-78 №741,743,747 | 2.09 | |
2/2 | Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. | 1 | УОНМ | сложение векторов, законы сложения, правило треугольника, правило параллелограмма | Знать – законы сложения, определение суммы, правила, треугольника и параллелограмма Уметь – строить вектор, равный сумме двух векторов, используя правила треугольника и параллелограмма, формулировать законы сложения | ФО | | п. 79,80 №753, 762(б,в), 764(а) | 4.09 | |
3/3 | Сумма нескольких векторов. | 1 | КУ | правило многоугольника | Знать - понятие суммы двух и более векторов | СР | | п. 81 №760,761,765 | 9.09 | |
4/4 | Вычитание векторов. | 1 | КУ | разность двух векторов, противоположный вектор | Знать – понятие разности двух векторов, противоположного вектора Уметь – строить вектор, равный разности двух векторов, различными способами | УО | | п. 81 №760,761,765 | 11.09 | |
5/5 | Произведение вектора на число. | 2 | УОНМ | умножение вектора на число, свойства умножения | Знать – определение умножения вектора на число, свойства Уметь – формировать свойства, строить вектор, равный произведению вектора на число, используя определение | ФО,ИК | | п. 83 №775, 781(б,в), 776(а,в) | 16.09 | |
6/6 | Произведение вектора на число. | | УКЗУ | свойства умножения вектора на число | Уметь – применять задачи на применение свойств умножения вектора на число | СР | | п. 83 №782, 784(а,б),877 | | |
7/7 | Применение векторов к решению задач. | 1 | УПЗУ | задачи на применение векторов | Уметь - решать геометрические задачи на выражение вектора через данные вектора, используя правила сложения, вычитания и умножение вектора на число | ИК | | п. 84 №789,790,805 | | |
8/8 | Средняя линия трапеции. | 1 | УОНМ | понятие средней линии трапеции, теорема о средней линии трапеции | Знать – определение средней линии трапеции Уметь – решать задачи с применением теоремы о средней линии трапеции | ФО | | п. 85 №793,794,798 | | |
Глава 10 «Метод координат» (10ч) |
9/1 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | 1 | УОНМ | координаты вектора, длина вектора, теорема о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам | Знать – лемму о коллинеарных векторах и теорему о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам Уметь – работать с векторами с заданными координатами | УО | | п. 86 №911(в,г), 916(в,г),915 | | |
10/2 | Координаты вектора. | 2 | УОНМ | координаты вектора, правила действия над векторами с заданными координатами | Знать – понятие координат вектора, координат суммы и разности векторов, произведение вектора на число | ФО | | п. 87 №919,920, 921(б,в) | | |
11/3 | Координаты вектора. | | УПЗУ | действия над векторами | Знать – определение суммы, разности векторов, произведение вектора на число Уметь – решать простейшие геометрические задачи методом координат | СР | | п. 87 №926(б,г), 930,931 | | |
12/4 | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. | 1 | УОНМ | координаты вектора, координаты середины отрезка | Знать – формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка Уметь – решать геометрические задачи с применением данных формул | ДМ | | п. 88 №935,937, 940 | | |
13/5 | Простейшие задачи в координатах. | 1 | КУ | длина вектора, расстояние между двумя точками | Знать – формулы длина вектора, расстояние между двумя точками Уметь – решать геометрические задачи с применением данных формул | СР | | п. 89 №932,935, 936 | | |
14/6 | Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности. | 1 | УОНМ | уравнение окружности | Знать – уравнение окружности Уметь – решать задачи на определение координат центра окружности и его радиуса по заданному уравнению окружности, составлять уравнение окружности, зная координаты центра и точки окружности | ФО | | п. 90,91 №941,959, 970 | | |
15/7 | Уравнение прямой. | 1 | КУ | уравнение прямой | Знать – уравнение прямой Уметь – составлять уравнение прямой по координатам двух её точек | ИК | | п. 92 №972(а,б), 974(а),979 | | |
16/8 | Уравнение окружности и прямой | 1 | УОСЗ | уравнение окружности и прямой | Знать – уравнение окружности и прямой Уметь – изображать окружность и прямые, заданные уравнениями, решать простейшие задачи в координатах | СР | | п. 91,92 №980,985,986 | | |
17/9 | Решение задач по теме: Векторы. Метод координат». | 1 | УЗИМ | задачи по теме «метод координат» | Знать – правила действий над векторами с заданными координатами, формулы координат вектора через координаты его начала и конца, координаты середины отрезка, формулу длины вектора по его координатам, формулу нахождения расстояния между двумя точками через их координаты, уравнение окружности и прямой Уметь – решать простейшие геометрические задачи , основываясь на данные формулы | ФО,ИК | | п. 86-92 №990,993,995 | | |
18/10 | Контрольная работа №1 « Векторы. Метод координат». | 1 | КЗУ | решение задач по теме Векторы. Метод координат | Уметь – решать простейшие задачи методом координат, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами | КР | | | | |
19/11 | Анализ контрольной работы | 1 | КЗ | анализ типичных ошибок | | ФО, ИК | | задачи для домашнего задания из вариантов тестов ГИА | | |
Глава 11 «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» (13ч) | |
20/1 | Синус, косинус, тангенс угла. Основное тригонометрическое тождество. | 2 | УОНМ | синус, косинус, тангенс, основное тригонометрическое тождество | Знать – определения синуса, косинуса, тангенса углов 00 до 1800, формулы для вычисления координат точки, основное тригонометрическое тождество Уметь – применять тождество при решении задач на нахождение одной тригонометрической функции через другую | УО | | п. 93-95 №1011,1014, 1015(б,г) | | |
21/2 | Синус, косинус, тангенс. Основное тригонометрическое тождество. | | КУ | формулы приведения, синус, косинус, тангенс углов 00 до 1800 | Знать – формулу основного тригонометрического тождества, простейшие формулы приведения Уметь – определять значения тригонометрический функций для углов 00 до 1800 по заданным значениям углов, находить значения тригонометрических функций по значению одной из них | ФО | | п. 93-95 №1013(б,в), 1017(а,в), 1019(а,в) | | |
22/3 | Теорема о площади треугольника. | 1 | УОНМ | формулы, выражающие площадь треугольника через две стороны и угол между ними | Знать - формулу площади треугольника Уметь – доказывать теорему о площади треугольника, решать задачи на вычисление площади треугольника | ДМ | | п. 96 №1018(б), 1020(б,в), 1023 | | |
23/4 | Теорема синусов. | 1 | УОНМ | теорема синусов, применение теоремы для вычисления элементов треугольника | Знать – формулировку теоремы синусов Уметь - проводить доказательство теоремы и применять её для решения задач | УО | | п. 97 №1019, 1025(г,д), 1026 | | |
24/5 | Теорема косинусов. | 1 | КУ | теорема косинусов, применение теоремы для вычисления элементов треугольника | Знать – формулировку теоремы косинусов Уметь - проводить доказательство теоремы и применять её для решения задач | ДМ | | п. 98 №1024(б), 1032,1033 | | |
25/6 | Решение задач «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | УПЗУ | задачи на применение теорем синуса и косинуса | Знать – основные виды задач Уметь – применять теоремы синусов и косинусов, выполнять чертеж по условию задачи | СР | | п. 98 №1028, 1030,1057 | | |
26/7 | Решение треугольников. | 2 | УПЗУ | решение треугольника | Знать – способы решения треугольников Уметь – решать треугольники по двум сторонам и углу между ними, по стороне и прилежащей к ней углам по трем сторонам | ИО | | п. 99 №1034, 1035,1036 | | |
27/8 | Решение треугольников. Измерительные работы | | КУ | метод решения задач, связанных с измерительными работами | Знать – методы проведения измерительных работ Уметь – выполнять чертеж по условию задачи, применять теоремы синусов и косинусов при выполнении измерительных работ | ФО | | п. 99,100 №1037, 1060(г), 1061(б) | | |
28/9 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | 1 | УОНМ | понятие угла между векторами, скалярного произведения векторов и его свойств, скалярный квадрат вектора | Знать – понятие угла между векторами, определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности ненулевых векторов Уметь – изображать угол между векторами, вычислять скалярное произведение векторов | ФО | | п. 101,102 №1039(в), 1040(б), 1042(а,в) | | |
29/10 | Скалярное произведение векторов в координатах. | 1 | КУ | понятие скалярного произведения векторов в координатах и его свойства | Знать – теорему о скалярном произведении двух векторов и её следствие Уметь – доказывать данную теорему, находить углы между векторами, используя формулу скалярного произведения в координатах | СР | | п. 103,104 №1044(а), 1074(а),1051 | | |
30/11 | Решение задач по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов». | 1 | УПЗУ | задачи на применение теорем синусов и косинусов и скалярного произведения векторов | Знать – формулировки теоремы синусов, теоремы косинусов, теоремы о нахождении площади треугольника, определение скалярного произведения и формулу в координатах Уметь – решать простейшие планиметрические задачи | ФО,ИК | | п. 93-104 №1049, 1050,1059 | | |
31/12 | Контрольная работа №2 «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов». | 1 | КЗУ | решение задач по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов». | Уметь – решать геометрические задачи с использованием тригонометрии | КР | | | | |
32/13 | Анализ контрольной работы | 1 | КЗ | анализ типичных ошибок | | ФО, ИК | | задачи для домашнего задания из вариантов тестов ГИА | | |
Глава 12 «Длина окружности и площадь круга» (12ч) |
33/1 | Правильный многоугольник. | 1 | КУ | понятие правильного многоугольника, формула для вычисления угла правильного п-угольника | Знать – определение правильного многоугольника, формулу для вычисления угла правильного п-угольника Уметь – выводить формулу для вычисления угла правильного п-угольника и применение её при решении задач | ФО,УО | | п. 105 №1081(а,д) 1083(г), 1084(д) | | |
34/2 | Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник. | 1 | УОНМ | теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника, и окружности, вписанной в него | Знать – формулировки теорем и следствия из них Уметь проводить доказательство теорем и следствий из теорем и применять их при решении задач | ФО | | п. 106,107 №1087,1088, 1089 | | |
35/3 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. | 1 | УОНМ | формулы, связывающие площадь и сторону правильного многоугольника с радиусами вписанной и описанной окружности | Знать – формулы площади, стороны правильного многоугольника, радиуса вписанной окружности Уметь – применять формулы при решении задач | ТО | | п. 108 №1091,1093, 1094 | | |
36/4 | Построение правильных многоугольников. | 2 | УПЗУ | задачи на построение правильных многоугольников. | Уметь – строить правильные многоугольники с помощью циркуля и линейки | ПР | | п. 109 №1092,1096, 1097 | | |
37/5 | Решение задач по теме «Правильные многоугольники» | | УОСЗ | задачи по теме правильные многоугольники | Уметь – решать задачи на применение формулы для вычисления площади, стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной окружности | СР | | п. 109 №1095, 1098(а,б), 1099 | | |
38/6 | Длина окружности. | 2 | УОНМ | формула длины окружности. формула длины дуги окружности | Знать – формулы длины окружности и её дуги Уметь – применять формулы для решения задач | ФО,ИК | | п. 110 №1101(2,4), 1108,1110 | | |
39/7 | Длина окружности. | | УПЗУ | задачи на применение формул длины окружности и длины дуги | Знать – формулы длины окружности и её дуги Уметь – выводить формулы длины окружности и длины дуги окружности, применять данные формулы для решения задач | ИК | | п. 110 №1106,1107, 1109 | | |
40/8 | Площадь круга и кругового сектора | 2 | УОНМ | формулы площади круга и кругового сектора | Знать – формулы площади круга и кругового сектора Уметь – находить площадь круга и кругового сектора | ФО | | п. 111,112 №1114, 1116(а,б), 1117(а,в) | | |
41/9 | Площадь круга и кругового сектора. | | УПЗУ | задачи на применение формул площади круга и кругового сектора | Знать – формулы площади круга и кругового сектора Уметь – решать задачи с применением данных формул | СР | | п. 111,112 №1121, 1123,1124 | | |
42/10 | Решение задач по теме: Длина окружности и площадь круга». | 1 | УОСЗ | длина окружности и площадь круга | Уметь – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | ФО | | п. 110-112 №1125, 1127,1128 | | |
43/11 | Контрольная работа №3 «Длина окружности и площадь круга». | 1 | КЗУ | решение задач на применение формул | Знать - формулы длины окружности, дуги окружности, площади круга и кругового сектора Уметь – решать простейшие задачи с использованием данных формул | КР | | | | |
44/12 | Анализ контрольной работы | 1 | КЗ | анализ типичных ошибок | | ФО, ИК | | задачи для домашнего задания из вариантов тестов ГИА | | |
Глава 13 «Движение» (8ч) |
45/1 | Понятие движения | 3 | КУ | понятие отображения плоскости на себя и движение | Знать – понятие отображения плоскости на себя и движения Уметь – выполнять построение движений, осуществлять преобразования фигур | ФО | | п. 113,114 №1149(б), 1148(в) | | |
46/2 | Понятие движения | | УОНМ | осевая и центральная симметрии | Знать – осевую и центральную симметрию Уметь - распознавать по чертежам вид симметрии, осуществлять преобразование фигур с помощью осевой и центральной симметрии | СР | | п. 113,114 №1159,1160, 1161 | | |
47/3 | Понятие движения | | КУ | свойства движения | Знать – свойства движения Уметь - применять свойства движения при решении задач | ФО | | п. 113,114 №1150, 1152(а),1153 | | |
48/4 | Параллельный перенос | 1 | УОНМ | движение фигур с помощью параллельного переноса | Знать – основные этапы доказательства, что параллельный перенос есть движение Уметь – применять параллельный перенос при решении задач | СР | | п. 116 №1162,1164, 1167 | | |
49/5 | Поворот | 1 | УОНМ | поворот | Знать – определение поворота Уметь – доказывать, что поворот есть движение, осуществлять поворот фигур | ФО | | п. 117 №1166(б), 1168,1170 | | |
50/6 | Решение задач по теме «Движение» | 2 | УПЗУ | задачи с применением движения | Знать - определение параллельного переноса и поворота Уметь – осуществлять параллельный перенос и поворот фигур | СР | | п. 116,117 №1169,1171, 1173 | | |
51/7 | Решение задач по теме «Движение» | | УОСЗ | задачи с применением движения | Знать – все виды движения Уметь – выполнять построение движений с помощью циркуля и линейки | ФО,ИК | | п. 113-117 №1172, 1174(б),1183 | | |
52/8 | Контрольная работа №4 «Движение» | 1 | КЗУ | решение геометрических задач на движение | Уметь – решать простейшие геометрические задачи с использованием движения | КР | | | | |
Аксиомы планиметрии (2ч) |
53/1 | Об аксиомах планиметрии | 2 | КУ | анализ типичных ошибок, аксиоматический метод, система аксиом | Знать – неопределенные понятия и систему аксиом как необходимые утверждения при создании геометрии | беседа | | приложения№1,2, рефераты-сообщения | | |
54/2 | Об аксиомах планиметрии | | УБ | система аксиом | Знать – основные аксиомы планиметрии. Иметь представление об основных этапах развития геометрии | беседа | | повт. п. 15,17, 19,20,34,52,5960,61,63 | | |
Итоговое повторении (14ч) |
55/1 | Параллельные прямые | 1 | УОСЗ | признаки параллельности прямых | Знать – свойства и признаки параллельных прямых Уметь – решать задачи по данной теме, выполнять чертежи по условию задачи | ТО | | повт. Гл 3 | | |
56/2 | Треугольники | 2 | УПЗУ | равенство и подобие треугольников, сумма углов треугольников, равнобедренный треугольник, прямоугольный треугольник | Знать и уметь – применять при решении задач основные соотношения между сторонами и углами треугольника | УО | | повт. Гл 2,6,11 | | |
57/3 | Треугольники | | УОЗУ | формулы выражающие площадь треугольника- через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона | Знать и уметь – применять при решении задач формулы площади треугольника | ФО | | повт. Гл2,6,11 | | |
58/4 | Окружность | 1 | УПЗУ | окружность и круг, касательная и окружность, окружность описанная и вписанная в треугольник | Знать – формулы длины окружности и дуги, площадь круга и сектора Уметь – решать геометрические задачи, опираясь на свойства касательных к окружности, применяя дополнительные построения | УО,ИК | | повт. Гл 8 | | |
59/5 | Центральные и вписанные углы | 1 | УПЗУ | центральные и вписанные углы, отрезки пересекающихся хорд окружности, теорема о произведении отрезков пересекающихся хорд | Уметь находить один из отрезков касательных, проведенных их одной точки по заданному радиусу окружности, находить центральные и вписанные углы по отношению дуг окружности, находить отрезки пересекающихся хорд окружности, используя теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд | УО | | повт. Гл 8 | | |
60/6 | Четырехугольники | 2 | УПЗУ | прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция | Знать – виды четырехугольников и их свойства, формулы площадей Уметь – выполнять чертеж по условию задачи, решать простейшие задачи по теме четырехугольники | УО | | повт. Гл 5,6 | | |
61/7 | Четырехугольники. Многоугольники | | УОЗУ | четырехугольник, вписанный и описанный около окружности, правильные многоугольники | Знать – свойства сторон четырехугольника, описанного около окружности, свойство углов вписанного четырехугольника Уметь – решать задачи, опираясь на свойства четырехугольников | ПР | | повт. Гл 5,8 | | |
62/8 | Векторы. Метод координат | 2 | УПЗУ | вектор, длина вектора, сложение векторов, свойства сложения | Уметь – проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора. Угол между векторами | УО,ИК | | повт. Гл 9,10 | | |
63/9 | Векторы. Метод координат | | УОЗУ | умножение вектора на число и его свойства, коллинеарные вектора | Уметь – проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора. Угол между векторами | УО,ФО | | повт. Гл 9,10 | | |
64/10 | Итоговая контрольная работа | 1 | КЗУ | контроль знаний и умений, полученных учащимися | Уметь – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин | КР | | | | |
65/11 | Анализ контрольной работы | 1 | КЗ | анализ типичных ошибок | | ФО, ИК | | задачи для домашнего задания из вариантов тестов ГИА | | |
66/12/ | Урок-консультация | 3 | КУ | | Уметь использовать речь для регуляции действия | Консультация | | задание банка ГИА | | |
67/13 | Урок-консультация | | КУ | | Уметь использовать речь для регуляции действия | Консультация | | | | |
68/14 | Урок-консультация | | КУ | | Уметь использовать речь для регуляции действия | Консультация | | | | |
Приложение 2 Контрольные работы по геометрии 9 класс
Контрольная работа №1.
Вариант 1.
Начертите два неколлинеарных вектора
и
. Постройте векторы, равные:
а)
+3
; б) 2
-
.
2. На стороне ВС ромба ABCD лежит точка К так, что ВК=КС, О – точка пересечения диагоналей. Выразите векторы
,
,
через векторы
=
и
=
.
В равнобедренной трапеции высота делит большее основание на отрезки, равные 5 и 12 см. Найдите среднюю линию трапеции.
4*. В треугольнике АВС О – точка пересечения медиан. Выразите вектор
через векторы
=
=
.
Контрольная работа №1.
Вариант 2.
Начертите два неколлинеарных вектора
и
. Постройте векторы, равные:
а)
+
; б) 3
-
.
2. На стороне СD квадрата ABCD лежит точка P так, что CP=PD, О – точка пересечения диагоналей. Выразите векторы
,
,
через векторы
=
и
=
.
3.В равнобедренной трапеции один из углов равен 60°, боковая сторона равна 8 см, а меньшее основание 7 см. Найдите среднюю линию трапеции.
4*. В треугольнике MNK О – точка пересечения медиан,
=
=
,
=k·(
+
).
Контрольная работа №2.
Вариант 1.
Найдите координаты и длину вектора
, если
= -
+
,
,
.
Даны координаты вершин треугольника АВС : А(-6;1), В(2;4), С(2;-2). Докажите, что треугольник АВС равнобедренный, и найдите высоту треугольника, проведённую из вершины А.
Окружность задана уравнением
+
=9. Напишите уравнение прямой, проходящей через её центр и параллельной оси ординат.
Контрольная работа №2.
Вариант 2.
Найдите координаты и длину вектора
, если
=
,
,
.
Даны координаты вершин четырёхугольника АВСD :
А(-6;1), В(0;5), С(6;-4)? D(0;-8). Докажите, что АВСD - прямоугольник, и найдите координаты точки пересечения его диагоналей.
Окружность задана уравнением
+
=16. Напишите уравнение прямой, проходящей через её центр и параллельной оси абсцисс.
Контрольная работа №3.
Вариант 1.
Найдите угол между лучом ОА и положительной полуосью Ох, если А (-1;3).
Решите треугольник АВС, если см.
Найдите косинус угла М треугольника KLM, если
К (1;7), L(-2;4), M (2;0).
Контрольная работа №3.
Вариант 2.
Найдите угол между лучом ОВ и положительной полуосью Ох, если В (3;3).
Решите треугольник ВСD, если D=60°,
ВС=
см.
Найдите косинус угла A треугольника ABC, если
A (3;9), B(0;6), C (4;2).
Контрольная работа №4 .
Вариант 1.
Периметр правильного треугольника, вписанного в окружность, равен 45 см. Найдите сторону правильного восьмиугольника, вписанного в ту же окружность.
Найдите площадь круга, если площадь вписанного в ограничивающую его окружность квадрата равна 72
.
Найдите длину дуги окружности радиуса 3 см, если её градусная мера равна 150°.
Контрольная работа №4 .
Вариант 2.
Периметр правильного шестиугольника, вписанного в окружность, равен 48 см. Найдите сторону квадрата, вписанного в ту же окружность.
Найдите длину окружности, если площадь вписанного в неё правильного шестиугольника равна 72
.
Найдите площадь кругового сектора, если градусная мера его дуги равна 120°, а радиус круга равен 12 см.
Контрольная работа №5.
Вариант 1.
Дана трапеция ABCD. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно прямой, содержащей боковую сторону АВ.
2. Две окружности с центрами
и
, радиусы которых равны, пересекаются в точках M и N. Через точку М проведена прямая, параллельная
и пересекающая окружность с центром
в точке D. Используя параллельный перенос, докажите, что четырёхугольник
MD
является параллелограммом.
Контрольная работа №5.
Вариант 2.
Дана трапеция ABCD. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно точки, являющейся серединой боковой
стороны CD.
Дан шестиугольник
. Его стороны
и
,
и
,
и
попарно равны и параллельны. Используя центральную симметрию, докажите, что диагонали
,
,
данного шестиугольника пересекаются в одной точке.
Итоговая контрольная работа.
Вариант 1.
Часть 1.
1.Какое утверждение относительно треугольника со сторонами 5,9,15 верно?
а) треугольник остроугольный;
б) треугольник тупоугольный;
в) треугольник прямоугольный;
г) такого треугольника не существует.
2.Если одна из сторон треугольника на 3 см меньше другой, высота делит третью сторону на отрезки 5 см и 10 см, то периметр треугольника равен:
а) 25 см; б) 40 см; в) 32 см; г) 20 см.
3.Если один из углов ромба равен 60°, а диагональ, проведённая из вершины этого угла, равна4
см, то периметр ромба равен:
а) 16 см; б) 8 см; в) 12 см; г) 24 см.
4.Величина одного из углов треугольника равна 20°. Найдите величину острого угла между биссектрисами двух других углов треугольника.
а) 84°; б) 92°; в) 80°; г) 87°.
5.В треугольнике АВС сторона а=7, сторона b=8, сторона с=5. Вычислите угол А.
а) 120°; б) 45°; в) 30°; г) 60°.
Часть 2.
1.В равнобедренном треугольнике боковая сторона делится точкой касания со вписанной окружностью в отношении 8:5, считая от вершины, лежащей против основания. Найдите основание треугольника, если радиус вписанной окружности равен 10.
2.В треугольнике ВСЕ .
3.Найдите площадь треугольника КМР, если сторона КР равна 5, медиана РО равна 3
,
4.Диагонали равнобедренной трапеции перпендикулярны. Найдите площадь трапеции, если её средняя линия равна 5.
5.Окружность, центр которой лежит на гипотенузе АВ прямоугольного треугольника АВС, касается катетов АС и ВС соответственно в точках Е и D. Найдите величину угла АВС (в градусах), если известно, что АЕ=1, ВD=3.
Итоговая контрольная работа.
Вариант 2.
Часть 1.
1.Какое утверждение относительно треугольника со сторонами 12,9,15 верно?
а) треугольник остроугольный;
б) треугольник тупоугольный;
в) треугольник прямоугольный;
г) такого треугольника не существует.
2.Если сходственные стороны подобных треугольников равны 2 см и 5 см, площадь первого треугольника равна 8
, то площадь второго треугольника равна:
а) 5
; б) 40
в) 60
; г) 20
.
3.Если в равнобедренном треугольнике длина основания равна 12 см, а его периметр равен 32 см , то радиус окружности, вписанной в треугольник, равен::
а) 4 см; б) 3 см; в) 6 см; г) 5 см.
4.В прямоугольном треугольнике точка касания вписанной окружности делит гипотенузу на отрезки 5 см и 12 см. Найдите катеты треугольника.
а)12 см и 16 см; б)7 см и 11 см; в) 10 см и 13 см; г) 8 см и 15 см.
5.Стороны прямоугольника равны a и k. Найдите радиус окружности, описанной около этого прямоугольника.
а)
; б)
; в)
; г)
.
Часть 2.
1.Окружность с центром О, вписанная в равнобедренный треугольник АВС с основанием АС, касается стороны ВС в точке К, причём СК:ВК=5:8. Найдите площадь треугольника, если его периметр равен 72.
2.Около треугольника АВС описана окружность. Медиана треугольника АМ продлена до пересечения с окружностью в точке К. Найдите сторону АС, если АМ=18, МК=8, ВК=10.
3.Найдите основание равнобедренного треугольника , если угол при основании равен 30°, а взятая внутри треугольника точка находится на одинаковом расстоянии, равном 3, от боковых сторон и на расстоянии 2
от основания.
4.Пусть М – точка пересечения диагоналей выпуклого четырёхугольника ABCD, в котором стороны АВ, АD, и ВС равны между собой. Найдите угол СМD (в градусах), если известно, что DМ=МС, а угол САВ не равен углу DBA.
5.На боковой стороне ВС равнобедренного треугольника АВС как на диаметре построена окружность, пересекающая основание этого треугольника в точке D. Найдите квадрат расстояния от вершины А до центра окружности, если АD=
, а угол АВС равен 120°.