МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЕРЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_______________Т.А. Шубина
Приказ от_____________ № ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по геометрии для 8 «Б» класса
на 2021-2022 учебный год
Составитель: учитель математики
Зиновьева Ольга Викторовна
Верея, 2021
Рабочая программа составлена на основе авторской программы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. «Геометрия, 7-9 классы».
Сборник примерных рабочих программ. Геометрия. 7-9 классы. Т.А. Бурмистрова. Москва. «Просвещение» 2019.
Программа предназначена для работы по учебнику: Геометрия 7-9. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. Москва. «Просвещение» 20019.
В соответствии с учебным планом МБОУ Верейская СОШ № 1 на изучение геометрии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Цели обучения:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи обучения:
научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
начать изучение треугольников, их видов, элементов, свойств;
ввести понятие равенства и признаки равенства треугольников, научить решать задачи на применение признаков равенства;
научить решать простейшие задачи на построение с помощью циркуля и линейки;
научить решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин, используя при необходимости справочники и технические средства.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
ответственное отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативности мышления, инициативе, находчивости, активности при решении геометрических задач;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
мотивации к изучению нового;
навыков анализа, сопоставления, сравнения;
познавательного интереса к предмету;
мотивации к самостоятельной и коллективной деятельности;
интереса к творческой деятельности;
навыков самоанализа и самоконтроля;
мотивации к самосовершенствованию
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
понимать сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
Обучающийся получит возможность научиться:
вносить коррективы в действие;
определять уровень отношения к себе;
формировать ситуацию саморегуляции;
осознавать самого себя как движущую силу своего учения;
проектировать траектории своего развития
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
строить монологические высказывания, задавать вопросы;
работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
обмениваться информацией по учебным разделам, фиксировать её в процессе коммуникации.
слушать и слышать друг друга
Обучающийся получит возможность научиться:
определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
обмениваться знаниями между членами группы для принятия совместных эффективных решений;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
решать разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, использовать различные языки (словесный, символический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проводить доказательные рассуждения, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснование.
планировать и осуществлять алгоритмическую деятельность, выполнять заданные и конструировать новые алгоритмы;
Обучающийся получит возможность научиться:
-видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
-находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме;
-принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
-выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
-применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
Предметные результаты:
Обучающийся научится в 8 классе (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
Геометрические фигуры:
оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.
Измерения и вычисления:
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
применять формулы периметра, площади при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.
Геометрические построения:
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.
История математики:
знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
понимать роль математики в развитии России.
Методы математики:
выбирать подходящий изученный метод для решении изученных типов математических задач;
приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.
Обучающийся получит возможность научиться в 8 классе для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне.
Геометрические фигуры:
оперировать понятиями геометрических фигур;
извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения;
формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;
доказывать геометрические утверждения;
владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырёхугольников).
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.
Отношения:
оперировать понятиями: подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники;
применять теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении задач;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни.
Измерения и вычисления:
оперировать представлениями о площади как величинами. Применять теорему Пифагора, формулы площади, при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул площади, вычислять характеристики комбинаций фигур (окружностей и многоугольников) вычислять расстояния между фигурами, применять тригонометрические формулы для вычислений в более сложных случаях, проводить вычисления на основе равновеликости и равносоставленности;
формулировать задачи на вычисление площадей и решать их.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
проводить вычисления на местности;
применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности.
Геометрические построения:
изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;
свободно оперировать чертёжными инструментами в несложных случаях,
выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
Преобразования:
оперировать понятием преобразования подобия, владеть приёмами построения фигур с использованием преобразований подобия, применять полученные знания и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира;
строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для обоснования свойств фигур;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
История математики:
характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
понимать роль математики в развитии России.
Методы математики:
используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;
выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;
применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.
Раздел 2. Содержание учебного предмета.
В содержании уроков включаются задания, направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся.
В материалы уроков включены задания, аналогичные заданиям ВПР 2021г.
Геометрические фигуры.
Многоугольник, его элементы и его свойства. Распознавание некоторых многоугольников. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Четырёхугольники. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция, равнобедренная трапеция. Свойства и признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата. Центральные и вписанные углы. Вписанные и описанные окружности для четырёхугольников.
Отношения.
Пропорциональные отрезки, подобие фигур. Подобные треугольники. Признаки подобия. Теорема Фалеса.
Величины.
Понятие о площади плоской фигуры и её свойствах. Измерение площадей. Единицы измерения площади.
Измерения и вычисления.
Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов, длин (расстояний), площадей. Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике. Тригонометрические функции тупого угла. Вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений. Формулы площади треугольника, параллелограмма и его частных видов, формулы длины окружности и площади круга. Сравнение и вычисление площадей. Теорема Пифагора.
Обобщающее повторение.
Раздел 3. Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Четырехугольники. | 14 |
2 | Площадь. | 14 |
3 | Подобные треугольники. | 19 |
4 | Окружность. | 17 |
5 | Повторение. Решение задач. | 4 |
| | |
| итого | 68 |
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Дата урока |
планируемая | фактическая |
Глава 5. Четырехугольники. (14 ч.) |
1 | Многоугольник. Выпуклый многоугольник. | | |
2 | Четырехугольник. | | |
3 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма. | | |
4 | Признаки параллелограмма. | | |
5 | Решение задач по теме: «Параллелограмм». | | |
6 | Трапеция. | | |
7 | Теорема Фалеса. | | |
8 | Решение задач по теме: «Трапеция». | | |
9 | Прямоугольник. | | |
10 | Ромб и квадрат. | | |
11 | Решение задач по теме: «Прямоугольник. Ромб. Квадрат». | | |
12 | Осевая и центральная симметрия. | | |
13 | Решение задач по теме: «Четырехугольники». | | |
14 | Контрольная работа № 1 по теме: «Четырехугольники». | | |
Глава 6. Площадь. (14 ч.) |
15 | Площадь многоугольника. | | |
16 | Площадь прямоугольника. | | |
17 | Площадь параллелограмма. | | |
18 | Площадь треугольника. | | |
19 | Площадь треугольника. | | |
20 | Площадь трапеции. | | |
21 | Решение задач на вычисление площадей фигур. | | |
22 | Решение задач на вычисление площадей фигур. | | |
23 | Теорема Пифагора. | | |
24 | Теорема, обратная теореме Пифагора. | | |
25 | Решение задач по теме: «Теорема Пифагора». | | |
26 | Формула Герона. | | |
27 | Решение задач. | | |
28 | Контрольная работа № 2 по теме: «Площадь. Теорема Пифагора». | | |
Глава 7. Подобные треугольники. (19 ч.) |
29 | Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. | | |
30 | Отношение площадей подобных треугольников. | | |
31 | Первый признак подобия треугольников. | | |
32 | Решение задач на применение первого признака подобия треугольников. | | |
33 | Второй и третий признаки подобия треугольников. | | |
34 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников. | | |
35 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников. | | |
36 | Контрольная работа № 3 по теме: «Подобные треугольники». | | |
37 | Средняя линия треугольника. | | |
38 | Свойство медиан треугольника. | | |
39 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | | |
40 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | | |
41 | Измерительные работы на местности. | | |
42 | Задачи на построение методом подобия. | | |
43 | Решение задач на построение методом подобных треугольников. | | |
44 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | | |
45 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60°. | | |
46 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. | | |
47 | Контрольная работа № 4 по теме: «Применение подобия. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника». | | |
Глава 8. Окружность. (17 ч.) |
48 | Взаимное расположение прямой и окружности. | | |
49 | Касательная к окружности. | | |
50 | Касательная к окружности. Решение задач. | | |
51 | Градусная мера дуги окружности. | | |
52 | Теорема о вписанном угле. | | |
53 | Теорема об отрезках пересекающихся хорд. | | |
54 | Решение задач по теме: «Вписанные и центральные углы». | | |
55 | Свойства биссектрисы угла. | | |
56 | Свойства серединного перпендикуляра к отрезку. | | |
57 | Теорема о пересечении высот треугольника. | | |
58 | Вписанная окружность. | | |
59 | Свойство описанного четырехугольника. | | |
60 | Описанная окружность. | | |
61 | Свойство вписанного четырехугольника. | | |
62 | Решение задач. | | |
63 | Решение задач. | | |
64 | Контрольная работа № 5 по теме: «Окружность». | | |
Повторение. Решение задач. (4 ч.) |
65 | Многоугольники. Площадь. | | |
66 | Подобные треугольники. Окружность. | | |
67 | Итоговая контрольная работа.(ВПР) | | |
68 | Решение практико-ориентированных задач. | | |
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_________Ю.В. Дмитриева
«____» __________________2021 г
Согласовано
на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла
Протокол от______________№ ___
13