Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. Дж. Х. Яндиева с.Дачное»
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО учителей начальных классов. Протокол №_____ от «_____________ 2022г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР МБОУ «СОШ с.Дачное» ______________________ ________________ 2022г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ с Дачное» _____________ Албакова А.А. Приказ №______ от « __________________». |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет: ингушский язык
Класс: 4«А»
«Школа России»
Ступень обучения: начальное, общее.
Уровень - базовый
Всего часов на изучение программы по ингушскому языку: 68ч.
Количество часов в неделю: 2 часа
Учитель: Ганижева М.Л.
Программа разработана на основе авторской программы К.А. Гагиев, Н.Д. Котиева, Р.И. Оздоев «Г1алг1ай мотт» издательство «Сердало» Магас 2009г.
2022 – 2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изучению ингушского языка в 4 классе составлена на основе следующих документов:
Федерального базисного учебного плана Российской федерации, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74);
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ, с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
Базисного учебного плана 2022-2023 учебный год для образовательных
организаций, реализующих программы общего образования.
Обучение ведется по учебнику «Г1алг1ай мотт» К.А. Гагиев, Н.Д. Котиева, Р.И. Оздоев «Сердало» 2009 г.
На изучение ингушского языка в 4 классе отводится 2ч. в неделю.(68 ч. всего)
Структура документа
Рабочая программа по ингушскому языку включает разделы: пояснительную записку; цели изучения ингушского языка, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса , требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование, литературу.
Используемый учебно-методический комплект:
Ингушский язык 4 класс К.А. Гагиев, Н.Д. Котиева, Р.И. Оздоев.
Цель: формирование индивидуальности ребёнка, как средства становления всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения, средство понимания окружающего мира и самого себя. Задачи:
развивать все виды речевой деятельности школьников: умения писать и читать, слушать и говорить, а также свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;
развивать коммуникативно-речевые и литературно-творческие способности учащихся, приобщать их к духовно-нравственным ценностям народа;
формировать общеучебные умения и навыки, необходимые для работы с текстом и книгой;
формировать языковое мышление детей, опирающееся на образное и логическое мышление;
воспитывать бережное отношение к родному языку.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Логика изложения, содержание обучения, перечень практических работ рабочей программы в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету, поэтому в программу не внесено изменений.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ
Должны знать:
названия букв ингушского алфавита, признаки гласных и согласных звуков: гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие, правила переноса.
Должны уметь:
каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты в 35-45 слов без пропусков, вставок, искажений букв;
делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам, обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;
писать большую букву в именах, фамилиях, названиях городов, деревень, кличках животных;
правильно обозначать буквами звонкие и глухие согласные звуки на конце слов, безударные гласные в двусложных словах;
писать слова с двойными согласными, слова с разделительным мягким знаком, данные в программе 4 класса;
писать раздельно предлоги со словами;
производить фонетический разбор: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в слове, определять и соотносить количество звуков и букв в словах;
правильно ставить вопрос к слову и по нему определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;
различать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?;
устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения;
употреблять большую букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный, восклицательный знак в конце предложения;
писать изложение текста в 65-75 слов по вопросам, составлять и записывать предложения на заданную тему
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Чистописание
Целью работы по чистописанию является формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма. В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев), отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.
На занятиях проводятся также упражнения по предупреждению и исправлению недочетов каллиграфического характера: несоблюдения наклона букв и равного расстояния между элементами букв, буквами и словами на строке; нарушения параллельности одинаково направленных штрихов, соразмерности пропорций прописных и строчных букв, линейности (соблюдение одинаковой высоты букв на всей строчке письма); искажения форм букв или их отдельных элементов и т. д. Коллективные упражнения по чистописанию следует связывать по мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом, усвоением написания слов с непроверяемыми безударными гласными, двойными согласными и т. д.
Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому развитию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.
Программа предполагает взаимосвязанное и осознанное изучение всех ее разделов и единиц языка (предложения, слова, звука) с учетом их практической значимости для формирования речевых умений и навыков, грамотного, графически правильного письма.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Планируемое количество часов |
1. | 3-г1ча классе дийшар кердадаккхар | 24 |
2. | Деша оттам | 10 |
3. | Къамаьла доакъош | 1 |
4. | Ц1ердош | 8 |
5. | Белгалдош | 8 |
6. | Таьрахьдош | 3 |
7. | Ц1ерметтдош | 2 |
8. | Хандош | 10 |
9. | Куцдош | 2 |
10 | Всего | 68 |
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 4 класса обучающиеся должны знать: изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки. Обучающиеся должны уметь: орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное; производить звуко-буквенный разбор, производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали; производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений; производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами; определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста; определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи; писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя; в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Календарно-тематическое планирование по ингушскому языку
№ | Тема | Кол. час | Дата план. | Дата фактич. | Коррекция |
| | |
1 | Доалареи юкъареи ц1ердешаш | 1 | | | |
2 | Оазаши алапаши | 1 | | | |
3 | Мукъеи мукъазеи оазаш | 1 | | | |
4 | Й1аьхеи лоацеи мукъа оазаш | 1 | | | |
5 | Зовнеи къореи мукъаза оазаш. | 1 | | | |
6 | В1аши духьала нийслуш йола зовнеи къореи м-за оазаш | 1 | | | |
7 | Диктант «Юрт». 3 кл. 1омадаьр кердадаккхар. | 1 | | | |
8 | Диктанта анализ яр. Шола мукъаза оазаш алапаш. | 1 | | | |
9 | Шолха мукъа а мукъаза а алапаш | 1 | | | |
10 | Шола-шолха алапаш | 1 | | | |
11 | Алап й (йот) | 1 | | | |
12 13 | Йиш хоадора а къоастара а хьаракаш(ъ,ь). Дешдакъа | 2 | | | |
14 | Диктант. Тема «Шола-шолха алапаш» | 1 | | | |
15 | Диктанта анализ яр. Деша овла. Цхьа овла бола дешаш | 1 | | | |
16 | Йиш хоадора а къоастара а хьаракаш(ъ,ь) | 1 | | | |
17 | Дешдакъа | 1 | | | |
18 | Деша овла. Цхьа овла бола дешаш | 1 | | | |
19 | 1омадаьр ч1оаг1дар. Деша овла. | 1 | | | |
20 | Деша чаккхе. | 1 | | | |
21 | Дешхьалхе. | 1 | | | |
22 23 | Суффикс. | 2 | | | |
24 | Изложени «Тха юрт» Оаг1.69 | 1 | | | |
25 | Дувцареи,хаттареи,айдареи предложенеш | 1 | | | |
26 | Предложени кертери кертерзеи маьженаш | 1 | | | |
27 | Цхьантайпара маьженаш йола предложенеш. Контрольни хьат1аяздар. | 1 | | | |
28 | Предложени цхьантайпарча маьженашта юкъе а,е,и яха хоттаргаш | 1 | | | |
29 | Диктант. | 1 | | | |
30 | Диктанта анализ яр. Хоттаргаш а,е. | 1 | | | |
31 | Хоттарг и. | 1 | | | |
32 | Хоттарг и. | 1 | | | |
33 | А,е,и яха хоттаргаш долча предлож.цхьантайпарча маьженаш | 1 | | | |
34 | А,е,и яха хоттаргаш долча предложене цхьантайпарча маьженашта юкъе сецара хьаракаш | 1 | | | |
35 | 1омадаьр кердадаккхар. | 1 | | | |
36 | Ц1ердош. Юкъара кхетам | 1 | | | |
37 | Ц1ердешай таьрахьашца хувцадалар | 1 | | | |
38 | Диктант. Тема «Ц1ердош» | 1 | | | |
39 | Ц1ердешай классаш | 1 | | | |
40-41 | Ц1ердешай дожарашца хувцадалар. | 2 | | | |
42-43 | Ц1ердешай дукхален таьрахь | 2 | | | |
44 45 | Белгалдош . Юкъара кхетам | 2 | | | |
46 | Ло1амеи ло1амзеи белгалдешаш | 1 | | | |
47 48 | Белгалдешаш таьрахьашцеи классашцеи хувцадалар | 2 | | | |
49 50 | Белгалдешай дожарашца хувцадалар | 2 | | | |
51 | Диктант. Тема «Белгалдош» | 1 | | | |
52 | Диктанта анализ яр. Таьрахьдош. Юкъара кхетам | 1 | | | |
53 | Массалии арг1ани таьрахьдешаш | 1 | | | |
54 | Ц1ерметтдош. Юкъара кхетам | 1 | | | |
55 | Ц1ерметтдешай легар | 1 | | | |
56 | Хандош юкъара кхетам | 1 | | | |
57 | Хандеша белгалза форма | 1 | | | |
58 | Промежуточни аттестаци. | 1 | | | |
59 | Хандеша ханаш | 1 | | | |
60 | Хандеша йола ха. | 1 | | | |
61 | Хандеша яха ха. | 1 | | | |
62 | Хандеша хургйола ха | 1 | | | |
63 | Дацардешаш ца,ма хандешашца нийса яздар | 1 | | | |
64 | Диктант. Тема «Хандош» | 1 | | | |
65 | 1омадаьр кердадаккхар | 1 | | | |
66 | Куцдош. Юкъара кхетам | 1 | | | |
67 68 | Шера 1омадаьр кердадаккхар | 2 | | | |