Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Савкинская
средняя общеобразовательная школа имени Александра Лескова
Принята на педагогическом совете школы Протокол № от « » _____________2020 г. | Утверждаю директор школы____________/А.А. Байгужинов/ приказ № от « »_______________2020 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «Информатика»
10-11 классы
Составитель: Бабий С. В.,
учитель информатики
с. Савкино, 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Информатика» обязательной предметной области «Математика и информатика» для среднего общего образования разработана на основе:
Нормативных документов:
«Закон об образовании в РФ» 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05. 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано Минюстом РФ 07.06.2012 г. № 24480), в ред. Приказов Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1645, от 31.12.2015 г. № 1578, от 29.06.2017 г. № 613);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 г. № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 г. № 81);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Министерства образования и науки РФ от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. № 38, от 21.04.2016 г. № 459, от 29.12.2016 г. № 1677);
Основная образовательная программа среднего общего образования МКОУ Савкинской СОШ.
С учётом информационно-методических материалов:
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (fgosreestr.ru).
Программа направлена на реализацию системно-деятельностного подхода к процессу обучения, который обеспечивает:
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся;
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
формирование активной учебно-познавательной деятельности обучающихся;
формирование позитивного отношения к познанию научной картины мира;
осознанную организацию обучающимися своей деятельности, а также адекватное её оценивание;
построение развивающей образовательной среды обучения.
Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом уровне среднего общего образования – обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, его готовности к жизни в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда.
В связи с этим изучение информатики в 10–11 классах должно обеспечить решение следующих задач:
сформированность представлений о роли информатики, информационных и коммуникационных технологий в современном обществе;
сформированность основ логического и алгоритмического мышления;
сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию;
сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе; понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;
принятие правовых и этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение информации.
создание условий для развития навыков учебной, проектной, научно- исследовательской и творческой деятельности, мотивации учащихся к саморазвитию.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных средах, а также о методах и средствах их автоматизации.
Общеобразовательный предмет информатики отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных средах (системах);
основные области применения информатики, прежде всего информационные и коммуникационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Методы и средства информатики с каждым днём всё больше проникают во все сферы жизни и области знания. Изучение информатики в школе важно не только для тех учащихся, которые планирует стать специалистами, разрабатывающими новые информационные технологии; не менее важно оно и для тех, кто планирует стать в будущем физиком или медиком, историком или филологом, руководителем предприятия или политиком, представителем любой другой области знаний или профессии.
Результаты базового уровня изучения предмета ориентированы, в первую очередь, на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Они включают в себя:
понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области;
умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;
осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.
Учебный план на изучение информатики на базовом уровне в 10 – 11 классах отводит:
10 класс – 1 час в неделю/ 36 часов в год;
11 класс – 1 час в неделю/ 34 часа в год.
Итого 70 учебных часов.
Текущий контроль осуществляется с целью проверки степени и качества усвоения материала в ходе его изучения в следующих формах: самостоятельные, проверочные и контрольные работы, тесты, зачеты.
Государственная итоговая аттестация проводится в соответствии с законодательством РФ.
Планируемые результаты изучения предмета «Информатика»
Личностные результаты освоения учебного предмета
ориентация учащихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм;
готовность учащихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, понимание значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность учащихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Информатика»
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД):
10 класс
Регулятивные универсальные учебные действия
Базовый уровень:
умение самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
умение ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
умение оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
умение выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
умение сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Повышенный уровень
умение оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
умение организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
Познавательные универсальные учебные действия
Базовый уровень:
умение искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
умение использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
умение выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
Повышенный уровень:
умение критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
умение выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
умение менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Базовый уровень:
умение осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
умение координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
Повышенный уровень:
умение при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
умение распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
11 класс
Регулятивные универсальные учебные действия
Базовый уровень:
умение самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
умение ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
умение оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
умение выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
умение сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Повышенный уровень
умение оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
умение организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
Познавательные универсальные учебные действия
Базовый уровень:
умение искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
умение использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
умение выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
формирование понятийного аппарата, умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение самостоятельно осуществлять поиск в различных источниках, отбор, анализ, систематизацию и классификацию информации, представлять её в понятной форме;
умение принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
Повышенный уровень:
умение критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
умение выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
умение менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Базовый уровень:
умение осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
умение координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
Повышенный уровень:
умение при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
умение распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений;
формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика»
10 класс
Информация и информационные процессы
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано.
использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах.
Компьютер и его программное обеспечение
Выпускник научится:
аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Выпускник получит возможность научиться:
классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств;
использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
понимать принцип управления робототехническим устройством;
осознанно подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей;
диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств на предмет их заражения компьютерным вирусом;
использовать сведения об истории и тенденциях развития компьютерных технологий;
познакомиться с принципами работы распределенных вычислительных систем и параллельной обработкой данных;
узнать о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров;
узнать, какие существуют физические ограничения для характеристик
компьютера.
Представление информации в компьютере
Выпускник научится:
переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную, и обратно;
сравнивать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
определять информационный объём графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации
Выпускник получит возможность научиться:
научиться складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
использовать знания о дискретизации данных в научных исследованиях
и технике.
Элементы теории множеств и алгебры логики
Выпускник научится:
строить логической выражение по заданной таблице истинности;
решать несложные логические уравнения.
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов.
Современные технологии создания и обработки информационных объектов
Выпускник научится:
создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств;
Выпускник получит возможность научиться:
использовать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств.
11 класс
Обработка информации в электронных таблицах
Выпускник научится:
использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации.
Выпускник получит возможность научиться:
планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты с помощью компьютеров; использовать средства ИКТ для статистической обработки результатов экспериментов;
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу.
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник научится:
определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных;
читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти).
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о постановках задач поиска и сортировки, их роли при решении задач анализа данных;
получать представление о существовании различных алгоритмов для решения одной задачи, сравнивать эти алгоритмы с точки зрения времени их работы и используемой памяти;
применять навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ;
использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ;
выполнять созданные программы.
Информационное моделирование
Выпускник научится:
находить оптимальный путь во взвешенном графе;
использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе, вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД;
описывать базы данных и средства доступа к ним;
наполнять разработанную базу данных.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;
применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне её;
создавать учебные многотабличные базы данных.
Сетевые информационные технологии
Выпускник научится:
использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы в Интернете;
вести поиск в информационных системах;
использовать сетевые хранилища данных и облачные сервисы;
использовать в повседневной практической деятельности (в том числе размещать данные) информационные ресурсы интернет-сервисов и виртуальных пространств коллективного взаимодействия, соблюдая авторские права и руководствуясь правилами сетевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать компьютерные сети и определять их роли в современном мире;
узнать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, нормы информационной этики и права;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
понимать общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений;
создавать веб-страницы, содержащие списки, рисунки, гиперссылки, таблицы, формы; организовывать личное информационное пространство;
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
Основы социальной информатики
Выпускник научится:
использовать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.
Содержание учебного предмета «Информатика»
Введение. Информация и информационные процессы
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Универсальность дискретного представления информации.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование
Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.
Системы счисления
Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма.
Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево.
Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмические конструкции
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.
Табличные величины (массивы).
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Составление алгоритмов и их программная реализация
Этапы решения задач на компьютере.
Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования.
Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей. Примеры задач:
алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива);
алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.);
алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения.
Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).
Постановка задачи сортировки.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных.
Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
Использование программных систем и сервисов
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств.
Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное программирование.
Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения.
Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация.Реферат и аннотация. Оформление списка литературы.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи.
Работа с аудиовизуальными данными
Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети.
Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе – в задачах математического моделирования).
Базы данных
Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных.
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Автоматизированное проектирование
Представление о системах автоматизированного проектирования. Системы автоматизированного проектирования. Создание чертежей типовых деталей и объектов.
3D-моделирование
Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры.
Аддитивные технологии (3D-принтеры).
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания. Искусственный интеллект.
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве
Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п.
Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.
Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы.
Информационная безопасность
Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности.
Тематическое планирование
10 класс
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника |
Информация и информационные процессы – 6 часов |
1. | Информация. Информационная грамотность и информационная культура | §1 |
2. | Подходы к измерению информации | §2 |
3. | Информационные связи в системах различной природы | §3 |
4. | Обработка информации | §4 |
5. | Передача и хранение информации | §5 |
6. | Обобщение и систематизация изученного материала | §1–5 |
| по теме «Информация и информационные процессы» (урок-семинар или проверочная работа) | |
Компьютер и его программное обеспечение – 5 часов |
7. | История развития вычислительной техники | §6 |
8. | Основополагающие принципы устройства ЭВМ | §7 |
9. | Программное обеспечение компьютера | §8 |
10. | Файловая система компьютера | §9 |
11. | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Компьютер и его программное обеспечение» (урок-семинар или проверочная работа) | §6–9 |
Представление информации в компьютере – 9 часов |
12. | Представление чисел в позиционных системах счисления | §10 |
13. | Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую | §11.1–11.4 |
14. | «Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления | §11.5 |
15. | Арифметические операции в позиционных системах счисления | §12 |
16. | Представление чисел в компьютере | §13 |
17. | Кодирование текстовой информации | §14 |
18. | Кодирование графической информации | §15 |
19. | Кодирование звуковой информации | §16 |
20. | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Представление информации в компьютере» (урок-семинар или проверочная работа) | §10–16 |
Элементы теории множеств и алгебры логики - 8 часов |
21. | Некоторые сведения из теории множеств | §17 |
22. | Алгебра логики | §18 |
23. | Таблицы истинности | §19 |
24. | Основные законы алгебры логики | §20.1 |
25. | Преобразование логических выражений | §20.2–20.3 |
26. | Элементы схемотехники. Логические схемы | §21 |
27. | Логические задачи и способы их решения | §22 |
28. | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Элементы теории множеств и алгебры логики» (урок-семинар или проверочная работа) | §17–22 |
Современные технологии создания и обработки информационных объектов – 5 часов |
29. | Текстовые документы | §23 |
30. | Объекты компьютерной графики | §24 |
31. | Компьютерные презентации | §25 |
32. | Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов» | §23–25 |
33. | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Современные технологии создания и обработки информационных объектов» (урок-семинар или проверочная работа) | §23–25 |
Итоговое повторение – 2 часа |
34. | Основные идеи и понятия курса | §1–25 |
35-36. | Итоговое тестирование | §1–25 |
класс
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника |
Обработка информации в электронных таблицах – 6 часов |
1. | Табличный процессор. Основные сведения | §1 |
2. | Редактирование и форматирование в табличном процессоре | §2 |
3. | Встроенные функции и их использование | §3 (1, 2,5) |
4. | Логические функции | §3(3, 4) |
5. | Инструменты анализа данных | §4 |
6. | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Обработка информации в электронных таблицах» (урок-семинар или проверочная работа) | §1–4 |
Алгоритмы и элементы программирования – 9 часов |
7. | Основные сведения об алгоритмах | §5 |
8. | Алгоритмические структуры | §6 |
9. | Запись алгоритмов на языке программирования Паскаль | §7(1, 2) |
10. | Анализ программ с помощью трассировочных таблиц | §7 (3) |
11. | Функциональный подход к анализу программ | §7 (4) |
12. | Структурированные типы данных. Массивы | §8 (1–3) |
13. | Задачи обработки массивов | §8 (4–5) |
14. | Сортировка массивов | §8 (6) |
15. | Структурное программирование | §9 (1, 2) |
16. | Рекурсивные алгоритмы | §9 (3, 4) |
17. | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Алгоритмы и элементы программирования» (урок-семинар или проверочная работа) | §5–9 |
Информационное моделирование – 8 часов |
18. | Модели и моделирование | §10 |
19. | Моделирование на графах. Знакомство с теорией | §11 |
| игр | |
20. | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных | §12 |
21. | Системы управления базами данных | §13 |
22. | Проектирование и разработка базы данных | §13 |
23. | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информационное моделирование» (урок- семинар или проверочная работа) | §10–13 |
Сетевые информационные технологии – 5 часов |
24. | Основы построения компьютерных сетей | §14.1–14.3 |
25. | Как устроен Интернет | §14.4 |
26. | Службы Интернета | §15 |
27. | Интернет как глобальная информационная система | §16 |
28. | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Сетевые информационные технологии» (урок-семинар или проверочная работа) | §14–16 |
Основы социальной информатики – 4 часа |
29. | Информационное общество | §17 |
30. | Информационное право | §18.1–18.3 |
31. | Информационная безопасность | §18.4 |
32. | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Основы социальной информатики» (урок- семинар) | §17–18 |
Итоговое повторение |
33. | Основные идеи и понятия курса | §1–18 |
34. | Итоговая контрольная работа | |