Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 7-9 классов разработана в соответствии со следующими документами:
Закон об образовании в Российской Федерации,
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования, авторской программы Босовой Л.Л. «Программа предмета информатики и ИКТ для 7-9 классов средней общеобразовательной школы» и основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Битковская СОШ».
Цели рабочей программы:
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т д );
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Задачи рабочей программы:
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно - графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера;
сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика»
7 класс
Личностные образовательные результаты:
приобретение опыта использования электронных средств в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ;
рассуждения об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера;
организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств.
Метапредметные образовательные результаты:
получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и создания различных графических объектов;
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др.;
умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ.
Предметные образовательные результаты:
в сфере познавательной деятельности:
оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью;
следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в учебном процессе, трудовой деятельности;
в сфере коммуникативной деятельности:
получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.
в сфере трудовой деятельности:
понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
рациональное использование технических средств информационных технологий для решения задач учебного процесса (компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
знакомство с основными программными средствами персонального компьютера – инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);
умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
приближенное определение пропускной способности используемого канала связи путем прямых измерений и экспериментов;
создание и редактирование рисунков, чертежей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений.
в сфере эстетической деятельности:
знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания.
в сфере охраны здоровья:
соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
8 класс
Личностные образовательные результаты:
владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например, критическая оценка информации в СМИ;
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности;
умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
повышения своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты:
владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;
получение опыта использования методов средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно;
планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ.
умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, Интернет и др.).
Предметные образовательные результаты:
в сфере познавательной деятельности:
выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче автоматической обработки информации (таблицы, схемы, диаграммы, списки и др.);
преобразование информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты;
оценка информации с позиции интерпретации ее свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.);
решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий.
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;
в сфере коммуникативной деятельности:
осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, форматирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.
в сфере трудовой деятельности:
понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе;
решение задач вычислительного характера путем использования существующих программных средств (электронные таблицы);
использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;
приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера.
в сфере эстетической деятельности:
совершенствование опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных).
в сфере охраны здоровья:
понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияние на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
9 класс
Личностные образовательные результаты:
владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ;
умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов.
Метапредметные образовательные результаты:
представление знаково-символических моделей на формальных языках;
планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;
получение опыта использования методов средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно;
владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;
умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ;
умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов.
Предметные образовательные результаты:
в сфере познавательной деятельности:
выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы, массивы, списки и др.);
развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ и пр.);
оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;
осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;
построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);
выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватности поставленной задачи;
освоение основных конструкций процедурного языка программирования;
освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов; использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверки его правильности путем тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;
вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;
решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий.
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности.
в сфере коммуникативной деятельности:
осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.
в сфере трудовой деятельности:
понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);
решение задач вычислительного характера путем использования существующих программных средств (электронные таблицы);
создание и редактирование рисунков, чертежей, слайдов презентаций;
использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений;
использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;
создание и наполнение собственных баз данных;
приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера.
в сфере эстетической деятельности:
совершенствование опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных).
в сфере охраны здоровья:
понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияние на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
Планируемые результаты изучения информатики в 7 классе
Тема 1. Информация и информационные процессы
Ученик научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
Ученик получит возможность научиться:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Ученик научится:
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
оперировать объектами файловой системы;
Ученик получит возможность научиться:
научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Тема 3. Обработка графической информации
Ученик научится:
применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков.
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
Ученик получит возможность научиться:
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.
Тема 4. Обработка текстовой информации
Ученик научится:
применять основные правила создания текстовых документов;
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать формулы;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
Ученик получит возможность научиться:
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.
Тема 5. Мультимедиа
Ученик научится:
использовать основные приѐмы создания презентаций в редакторах презентаций;
создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;
создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками;
Ученик получит возможность научиться:
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.
Планируемые результаты изучения информатики в 8 классе
Тема 1. Математические основы информатики
Ученик научится:
Ученик осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Ученик получит возможность научиться:
строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
создавать однотабличные базы данных;
осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
Тема 2. Основы алгоритмизации
Ученик научится:
определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Ученик получит возможность научиться:
исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения
Тема 3. Начала программирования
Ученик научится:
анализировать готовые программы;
определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
выделять этапы решения задачи на компьютере.
Ученик получит возможность научиться:
программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла
Планируемые результаты изучения информатики в 9 классе
Тема 1. Моделирование и формализация
Выпускник научится:
осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Выпускник получит возможность научиться:
строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
создавать однотабличные базы данных;
осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
Тема 2. Алгоритмизация и программирование
Выпускник научится:
выделять этапы решения задачи на компьютере;
осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
(нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
нахождение суммы всех элементов массива;
нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
сортировка элементов массива и пр.).
Тема 3. Обработка числовой информации
Выпускник научится:
анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;
строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
Тема 4. Коммуникационные технологии
Выпускник научится:
выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации;
распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемы пути их устранения.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты.
2. Содержание учебного предмета «Информатика»
Авторская программа, рассчитанная на 105 часов (6 часов резерва учебного времени добавлены в раздел «Повторение»):
Рабочая программа рассчитана на 34 часов в год (1 час в неделю) для 7-9 класса и в которой предусмотрено проведение 6 контрольных работ (5 тематических контрольных работы и 1 итоговая контрольная работа) для 7 класса, 4 контрольных работ (3 тематических контрольных работы и 1 итоговая контрольная работа) для 8 класса, 5 контрольных работ (4 тематических контрольных работы и 1 итоговая контрольная работа) для 9 класса
7 класс
Раздел | Тема | Авторская программа | Рабочая программа |
I | Информация и информационные процессы | 9 | 9 |
II | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7 | 7 |
III | Обработка графической информации | 4 | 4 |
IV | Обработка текстовой информации | 9 | 9 |
V | Мультимедиа | 4 | 4 |
VI | Итоговое повторение | 2 | 2 |
Итого | | 35 | 35 |
8 класс
Раздел | Тема | Авторская программа | Рабочая программа |
I | Математические основы информатики | 13 | 13 |
II | Основы алгоритмизации | 10 | 10 |
III | Начала программирования | 10 | 10 |
IV | Итоговое повторение | 2 | 3 |
Итого | | 35 | 36 |
Изменения внесенные в авторскую программу:
- В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 36 часов в 8 классе, а не 35 часов, то в рабочей программе увеличено количество часов на 1 час в отличие от авторской программы, в теме «Итоговое повторение».
9 класс
Раздел | Тема | Авторская программа | Рабочая программа |
I | Моделирование и формализация | 9 | 9 |
II | Алгоритмизация и программирование | 8 | 8 |
III | Обработка числовой информации | 6 | 6 |
IV | Коммуникационные технологии | 10 | 10 |
V | Итоговое повторение | 2 | 1 |
Итого | | 35 | 34 |
Изменения внесенные в авторскую программу:
- В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 34 часа в 9 классе, а не 35 часов, то в рабочей программе уменьшено количество часов на 1 час в отличие от авторской программы, в теме «Итоговое повторение».
Основное содержание учебного предмета 7 класс
Информация и информационные процессы - 9 часов
Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования Двоичный алфавит Двоичный код . Разрядность двоичного кода . Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций .
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нем информации Достоинства и недостатки такого подхода Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флеш-память) Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации Хранилища информации Сетевое хранение информации .
Передача информации Источник, информационный канал, приемник информации Обработка информации Обработка, связанная с получением новой информации Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации Поиск информации
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации - 7 часов
Общее описание компьютера Программный принцип работы компьютера Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени)
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования Компьютерные вирусы Антивирусная профилактика
Правовые нормы использования программного обеспечения. Файл. Типы файлов. Каталог (директория) . Файловая система . Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню)
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств Архивирование и разархивирование Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера
3. Обработка графической информации - 4 часа
Формирование изображения на экране монитора Компьютерное представление цвета Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов Форматы графических файлов
4. Обработка текстовой информации. – 9 часов
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ) Технологии создания текстовых документов Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели Коллективная работа над документом. Примечания . Запись и выделение изменений . Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей Нумерация страниц Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода
Компьютерное представление текстовой информации Кодовые таблицы Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов Представление о стандарте Юникод
5. Мультимедиа - 4 часа
Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа Компьютерные презентации . Дизайн презентации и макеты слайдов Звуки и видеоизображения Композиция и монтаж. Возможность дискретного представления мультимедийных данных.
6. Итоговое повторение – 1 час
Основное содержание учебного курса 8 класс
1. Математические основы информатики - 12 часов
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024 . Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
2. Основы алгоритмизации - 10 часов
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных Свойства алгоритмов Способы записи алгоритмов Алгоритмический язык — формальный язык для записи алгоритмов
Программа — запись алгоритма на алгоритмическом языке Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические Переменные и константы Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов
3. Начала программирования - 9 часов
Язык программирования Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).
Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.
4. Итоговое повторение – 1 час
Основное содержание учебного курса 9 класс
1. Моделирование и формализация - 9 часов
Понятия натурной и информационной моделей. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др . ) и их назначение . Модели в математике, физике, литературе, биологии и т . д . Использование моделей в практической деятельности Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Компьютерное моделирование Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач
Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними Ввод и редактирование записей Поиск, удаление и сортировка данных
2. Алгоритмизация и программирование - 8 часов
Этапы решения задачи на компьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
3. Обработка числовой информации - 6 часов.
Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки Выполнение расчетов Построение графиков и диаграмм Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
4. Коммуникационные технологии – 10 часов.
Локальные и глобальные компьютерные сети Интернет Скорость передачи информации Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы
Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта . Оформление сайта Размещение сайта в Интернете
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет
5. Повторение - 1 час.
Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.
Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.
Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.
3.Тематическое планирование учебного предмета «Информатика»
7 класс
№ п/п | № в теме | Тема урока | Плановые сроки прохождения |
План | Факт |
Тема 1. Информация и информационные процессы (9 часов) |
1. | 1.1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | | |
2. | 1.2 | Информация и её свойства | | |
3. | 1.3 | Информационные процессы. Обработка информации | | |
4. | 1.4 | Информационные процессы. Хранение и передача информации | | |
5. | 1.5 | Всемирная паутина как информационное хранилище | | |
6. | 1.6 | Представление информации | | |
7. | 1.7 | Дискретная форма представления информации | | |
8. | 1.8 | Единицы измерения информации | | |
9. | 1.9 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы» | | |
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 часов) |
10. | 2.1 | Основные компоненты компьютера и их функции | | |
11. | 2.2 | Персональный компьютер. | | |
12. | 2.3 | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение | | |
13. | 2.4 | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | | |
14. | 2.5 | Файлы и файловые структуры | | |
15. | 2.6 | Пользовательский интерфейс | | |
16. | 2.7 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа №2 «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» | | |
Тема 3. Обработка графической информации (4 часа) |
17. | 3.1 | Формирование изображения на экране компьютера | | |
18. | 3.2 | Компьютерная графика | | |
19. | 3.3 | Создание графических изображений | | |
20. | 3.4 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа №3 «Обработка графической информации» | | |
Тема 4. Обработка текстовой информации (9 часов) |
21. | 4.1 | Текстовые документы и технологии их создания | | |
22. | 4.2 | Создание текстовых документов на компьютере | | |
23. | 4.3 | Прямое форматирование | | |
24. | 4.4 | Стилевое форматирование | | |
25. | 4.5 | Визуализация информации в текстовых документах | | |
26. | 4.6 | Распознавание текста и системы компьютерного перевода | | |
27. | 4.7 | Оценка количественных параметров текстовых документов | | |
28. | 4.8 | Подготовка реферата «История вычислительной техники» | | |
29. | 4.9 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа №4 «Обработка текстовой информации» | | |
Тема 5. Мультимедиа (4 часа) |
30. | 5.1 | Технология мультимедиа. | | |
31. | 5.2 | Компьютерные презентации | | |
32. | 5.3 | Создание мультимедийной презентации «История развития компьютерной техники» | | |
33. | 5.4 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа №5 «Мультимедиа» | | |
Тема 6. Итоговое повторение (2 часа) |
34. 35. | 6.1 | Основные понятия курса. Итоговая контрольная работа | | |
8 класс
№ п/п | №в теме | Тема урока | Плановые сроки прохождения |
План | Факт |
Тема 1. Математические основы информатики (13 часов) |
1. | 1.1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | | |
2. | 1.2 | Общие сведения о системах счисления | | |
3. | 1.3 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | | |
4. | 1.4 | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления | | |
5. | 1.5 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | | |
6. | 1.6 | Представление целых чисел | | |
7 | 1.7 | Представление вещественных чисел | | |
8. | 1.8 | Высказывание. Логические операции. | | |
9. | 1.9 | Построение таблиц истинности для логических выражений | | |
10. | 1.10 | Свойства логических операций. | | |
11. | 1.11 | Решение логических задач | | |
12. | 1.12 | Логические элементы | | |
13. | 1.13 | Контрольная работа №1 «Математические основы информатики» | | |
Тема 2. Основы алгоритмизации (10 часов) |
14. | 2.1 | Алгоритмы и исполнители | | |
15. | 2.2 | Способы записи алгоритмов | | |
16. | 2.3 | Объекты алгоритмов | | |
17. | 2.4 | Алгоритмическая конструкция следование | | |
18. | 2.5 | Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления | | |
19. | 2.6 | Неполная форма ветвления | | |
20. | 2.7 | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы | | |
21. | 2.8 | Цикл с заданным условием окончания работы | | |
22. | 2.9 | Цикл с заданным числом повторений | | |
23. | 2.10 | Контрольная работа №2 «Основы алгоритмизации» | | |
Тема 3. Начала программирования (10 часов) |
24. | 3.1 | Общие сведения о языке программирования Паскаль | | |
25. | 3.2 | Организация ввода и вывода данных | | |
26. | 3.3 | Программирование линейных алгоритмов | | |
27. | 3.4 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | | |
28. | 3.5 | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | | |
29. | 3.6 | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | | |
30. | 3.7 | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | | |
31. | 3.8 | Программирование циклов с заданным числом повторений. | | |
32. | 3.9 | Оформление отчета по программированию задач циклического алгоритма. | | |
33. | 3.10 | Контрольная работа №4 «Начала программирования» | | |
Тема 4. Итоговое повторение (2 часа) |
34. 35. | 4.1 | Основные понятия курса. Итоговая контрольная работа | | |
9 класс
№ п/п | № в теме | Тема урока | Плановые сроки прохождения |
План | Факт |
Тема 1. Моделирование и формализация (9 часов) |
1. | 1.1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | | |
2. | 1.2 | Моделирование как метод познания | | |
3. | 1.3 | Знаковые модели | | |
4. | 1.4 | Графические модели | | |
5. | 1.5 | Табличные модели | | |
6. | 1.6 | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. | | |
7. | 1.7 | Система управления базами данных | | |
8. | 1.8 | Создание базы данных. Запросы на выборку данных | | |
9. | 1.9 | Контрольная работа №1 «Моделирование и формализация» | | |
Тема 2. Алгоритмизация и программирование (8 часов) |
10. | 2.1 | Решение задач на компьютере | | |
11. | 2.2 | Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. | | |
12. | 2.3 | Вычисление суммы элементов массива | | |
13. | 2.4 | Последовательный поиск в массиве | | |
14. | 2.5 | Сортировка массива | | |
15. | 2.6 | Конструирование алгоритмов | | |
16. | 2.7 | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль | | |
17. | 2.8 | Алгоритмы управления. Контрольная работа №2 «Алгоритмизация и программирование» | | |
Тема 3. Обработка числовой информации (6 часов) |
18. | 3.1 | Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. | | |
19. | 3.2 | Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | | |
20. | 3.3 | Встроенные функции. Логические функции. | | |
21. | 3.4 | Сортировка и поиск данных. | | |
22. | 3.5 | Построение диаграмм и графиков. | | |
23. | 3.6 | Контрольная работа №3 «Обработка числовой информации в электронных таблицах» | | |
Тема 4. Коммуникационные технологии (10 часов) |
24. | 4.1 | Локальные и глобальные компьютерные сети | | |
25. | 4.2 | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | | |
26. | 4.3 | Доменная система имён. Протоколы передачи данных. | | |
27. | 4.4 | Всемирная паутина. Файловые архивы. | | |
28. | 4.5 | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. | | |
29. | 4.6 | Технологии создания сайта. | | |
30. | 4.7 | Содержание и структура сайта. | | |
31. | 4.8 | Оформление сайта. | | |
32. | 4.9 | Размещение сайта в Интернете. | | |
33. | 4.10 | Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии» | | |
Тема 5. Итоговое повторение (1 час) |
34. | 5.1 | Основные понятия курса. Итоговая контрольная работа | | |
57