5 класс (35 ч) |
1 | Компьютер. Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Компьютер – универсальная машина для работы с инфор-мацией. Ввод информации в память компьютера. Управление компьюте-ром. Программы и документы. Файлы и папки. Размер файла. Хранение информации. Передача информации. Электронная почта. Практические работы: 1. «Вспоминаем клавиатуру». 2. «Вспоминаем приемы управления компьютером». 3. «Создаем и сохраняем файлы». 4. «Работаем с электронной почтой». | 7 |
2 | Информация вокруг нас. В мире кодов. Способы кодирования информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Компьютер — основной инструмент подготовки текстов. Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Редактирование текста. Работа с фрагментами текста. Форматирование текста. Структура таблицы. Табличное решение логических задач. Разнообразие наглядных форм представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Диаграммы. Практические работы: 5. «Вводим текст». 6. «Редактируем текст». 7. «Работаем с фрагментами текста» 8. «Форматируем текст». 9-1,2. «Создаем простые таблицы». 10. «Строим диаграммы» | 11 |
3 | Информационные технологии Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Устройства ввода графической информации. Работа в графическом редакторе. Разнообразие задач обработки информации. Кодирование как изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме. Создание движущихся изображений и анимации по собственному замыслу. Практические работы: 11. «Изучаем инструменты графического редактора». 12. «Работаем с графическими фрагментами». 13. «Планируем работу в графическом редакторе». 14. «Создаем списки» 15. «Ищем информацию в сети Интернет». 16. «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор». 17-1,2. «Создаем анимацию» 18. «Создаем слайд-шоу» | 14 |
4 | Повторение. (2часа). Компьютер. Информация вокруг нас. Контрольная работа за курс. | 3 |
| Итого | 35 |
6 класс (35 ч) |
1 | Объекты и системы. Техника безопасности. Объекты окружающего мира. Компьютерные объекты. Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Отношение входит в состав. Отношение является разновидностью. Классификация объектов. Системы объектов. Разнообразие систем. Состав и структура системы. Персональный компьютер как система. Практические работы: 1. «Работаем с основными объектами операционной системы». 2. «Повторяем возможности графического редактора — инструмента создания графических объектов» 3. «Повторяем возможности текстового процессора — инструмента создания текстовых объектов» 4. «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» 5. «Создаем компьютерные документы» | 7 |
2 | Информационные модели. Как мы познаем окружающий мир. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Определение понятия. Конструируем и исследуем графические объекты. Информационное моделирование как метод познания. Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные). Математические модели. Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. Многообразие схем. Практические работы: 6. «Конструируем и исследуем графические объекты». 7. «Создаем графические модели». 8. «Создаем словесные модели». 9. «Создаем многоуровневые списки» 10. «Создаем табличные модели» 11. «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» 12. «Создаем модели — графики и диаграммы» 13. «Создаем модели — схемы, графы и деревья» Контрольная работа: «Информационные модели». | 11 |
3 | Алгоритмика. Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. Знакомство с исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. Чертежник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов. Контрольная работа «Алгоритмика» | 9 |
4 | Создание мультимедийных объектов. Мультимедийная презентация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков. Создаем линейную презентацию. Создаем презентацию с гиперссылками. Создаем циклическую презентацию. Практические работы: 14. «Часы». 15. «Времена года». 16. «Скакалочка». 17. «Выполняем итоговый проект | 6 |
| Повторение. Объекты и системы. Информационные модели. | 2 |
| Итого | 35 |
7 класс (35 ч) |
1 | Информация и информационные процессы Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации. Основные виды информационных процессов. Примеры информационных процессов в системах различной природы, их роль в современном мире. Хранение информации. Носители информации, Качественные и количественные характеристики современных носителей информации. Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации. Обработка информации. Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Универсальность дискретного кодирования. Двоичный код. Размер сообщения как мера содержащейся в нем информации. Подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации. Практические работы: 1. «Перевод единиц измерения информации» Контрольная работа «Информация и информационные процессы». | 8 |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера. Основные компоненты персонального компьютера, их функции и основные характеристики. Состав и функции программного обеспечения. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Файл. Типы файлов. Каталог (папка). Файловая система. Графический пользовательский интерфейс. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно – графической форме. Архивирование и разархивирование данных. Гигиенические, технические и эргономические условия безопасной эксплуатации компьютера. Контрольная работа «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» | 8 |
3 | Обработка графической информации. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов. Контрольная работа «Обработка графической информации». | 4 |
4 | Обработка текстовой информации. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технология создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере. Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. Практические работы: 2. «Создание текстовых документов на компьютере» 3. «Прямое форматирование» 4. «Стилевое форматирование» 5. «Оформление реферата» 6. «Вставка в документ таблицы и ее заполнение данными» Контрольная работа «Обработка текстовой информации». | 10 |
5 | Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Практические работы: 7. «Создание мультимедийной презентации» Контрольная работа «Мультимедиа». | 2 |
| Повторение (3 часа). Контрольная работа «Итоговое тестирование». | 3 |
| Итого | 35 |
8 класс |
1 | Математические основы информатики. Понятия о позиционных и непозиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел. Перевод целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики. Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений. Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма. Практические работы: 1. «Перевод чисел из 10-ой системы счисления в 8-ую и 16-ую» 2. «Перевод чисел из 8-ой и 16-ой системы счисления в 10-ую» 3. « Построение таблиц истинности для логических выражений» Контрольная работа «Математические основы информатики» Контрольная работа «Элементы алгебры логики» | 13 |
2 | Основы алгоритмизации. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык. Учебные исполнители Робот, Удвоитель. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые и логические. Переменные и константы. Практические работы: 4. «Программирование как этап решения задачи на компьютере» Контрольная работа «Основы алгоритмизации» | 8 |
3 | Начала программирования. Системы программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление и цикл). Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль. Практические работы: 5. «Различные варианты программирования линейных и разветвляющихся алгоритмов» 6. «Различные варианты программирования циклических алгоритмов» Контрольная работа «Начала программирования» | 10 |
4 | Повторение. Контрольная работа «Итоговое тестирование». | 3 |
| Итого | 35 |
9 класс |
1 | Моделирование и формализация. Понятия натуральной и информационной моделей. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, чертеж, граф, дерево, список и другое) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно – технических задач. Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы сними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных. Практические работы: 1. «Создание базы данных. Запросы на выборку данных» Контрольная работа «Моделирование и формализация» | 12+3 |
2 | Алгоритмизация и программирование. Этапы решения задачи на компьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике. Практические работы: 2. «Решение задач на компьютере» Контрольная работа «Алгоритмизация и программирование» | 18 |
3 | Обработка числовой информации. Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочении) данных. Практические работы: 3. «Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки» 4. «Встроенные функции. Логические функции» 5. «Сортировка и поиск данных» 6. «Построение диаграмм и графиков» Контрольная работа «Обработка числовой информации в электронных таблицах» | 11 |
4 | Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы. Технология создания сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете. Социальная информатика. Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве. Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы. Информационная безопасность. Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности. Практические работы: 7. «Технологии создания сайта» 8. «Содержание и структура сайта» 9. «Оформление сайта» Контрольная работа «Коммуникационные технологии» | 11 |
5 | Повторение. Контрольная работа «Итоговое тестирование». | 13 |
| Итого | 68 |