СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по интегрированному курсу " Основы информационной культуры школьника" 1класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая Программа составлена на основе учебно-методического комплекса для учащихся 1-2-х классов общеобразовательных учебных заведений «Основы информационной культуры школьника» авторов – доктора педагогических наук, профессора, директора НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств Н.И. Гендиной и научного сотрудника НИИ Е.В. Косолаповой. Программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам 2010 года.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по интегрированному курсу " Основы информационной культуры школьника" 1класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №8»









Рабочая учебная программа


Интегрированный курс :

«Основы информационной культуры школьника»

Класс: 1

Начальное общее образование

Тип программы: базовая программа






Учитель: Васильева М.А.

Библиотекарь-педагог: Дикань Л.Н.










2019-2020 учебный год

Нижний Новгород

Пояснительная записка


Рабочая Программа составлена на основе учебно-методического комплекса для учащихся 1-2-х классов общеобразовательных учебных заведений «Основы информационной культуры школьника» авторов – доктора педагогических наук, профессора, директора НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств Н.И. Гендиной и научного сотрудника НИИ Е.В. Косолаповой. Программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам 2010 года.


Цель курса «Основы информационной культуры школьника» – облегчить положение учащегося как потребителя информации в условиях современного «информационного взрыва», научить его рациональным приемам поиска, анализ и синтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания», обеспечить его информационную безопасность, сформировать информационные качества, которые могут характеризовать личность учащегося как информационную.


Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:


  1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.


  1. Овладение методами аналитико-синтетической переработки информации.


  1. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы.


  1. Формирование информационной безопасности, способности противостоять влиянию «вредной» информации, формирование критического мышления и критического отношения к информации, овладение навыками критического анализа информации, в том числе поступающей из СМИ с целью защиты от возможности ее манипулятивного воздействия.


Отличительные особенности курса:


  1. Практическая направленность курса. Освоение этого курса позволит учащимся более рационально работать с учебной литературой, сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда.


  1. Междисциплинарный, интегративный характер курса: использование достижений библиотечно-библиографических дисциплин, информатики, вычислительной техники, логики, прикладной лингвистики, психологии и др.


  1. Ориентация на формализованные, алгоритмические методы поиска и аналитико-синтетической переработки информации. Использование формализованных методов свертывания дает возможность повысить оперативность и качество переработки больших объемов учебной информации, обеспечить полное и точное понимание изучаемых учебных и научно-познавательных текстов.


  • школьном учебном плане на интегрированный курс выделено 19 часов (0,5 часов в неделю).

Планируемые результаты освоения учебного курса


Личностные результаты



Проявление интереса к процессу познания.


Готовность и способность к саморазвитию, в том числе поиску и анализу необходимой информации.



Умение выражать свою информационную потребность.


Способность самостоятельно мыслить и ответственно действовать.


Метапердметные результаты



Умение ориентироваться в различных типах и видах документов, необходимых для успешной учебы.



Умение формулировать информационный запрос.


Умение вести поиск информации: знать алгоритмы поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе учебной деятельности: адресным, фактографическим, тематическим.



Умение осуществлять анализ и синтез информации.


Умение свертывать информацию.


Владение приемами интеллектуальной работы с текстом, возможностями использования изученных способов аналитико-синтетической переработки информации в ходе учебной и познавательной деятельности младших школьников.



Умения самостоятельно создавать информационный продукт: обладать практическими умениями подготовки планов, сочинений, изложений, писем.


Предметные результаты



Имеют представление о библиотеках и Интернете как важнейших источниках информационных ресурсов общества.



Имеют представление о библиотеке, ее структуре и возможностях.


Знают назначение, структуру и функции справочного аппарата первичного документа,


  • также структуру и свойства текста как объекта аналитико-синтетической переработки.


Содержание курса


РАЗДЕЛ 1


Информационные ресурсы общества и информационная культура Тема 1.1. Информация и ее виды: зрительная, слуховая информация


Цели и задачи курса «Основы информационной культуры школьника». Место курса в системе общеобразовательной подготовки школьника. Практическая направленность курса.


Представление об информации. Человек и информация. Роль информации в жизни общества и отдельного человека.


Зрительная и слуховая информация как виды информации по способу восприятия органами чувств.


Тема 1.2. Виды информации: осязательная, обонятельная, вкусовая


Представление об информации. Человек и информация. Роль информации в жизни общества и отдельного человека.


Осязательная, обонятельная и вкусовая информация как виды информации по способу восприятия органами чувств.


Тема 1.3. Источники информации. Виды информации

Многообразие информации, окружающей человека.


Представление о традиционных (бумажных) (книги, газеты, журналы и др.) и электронных (Интернет-сайты, CD- и DVD-диски, флеш-накопители и др.) ресурсах.


Виды информации по сферам деятельности: бытовая информация, учебная, научная, художественная.


Тема 1.4. Книги как основной источник информации Представление о книге как материальном носителе информации.


Классификация видов книг по целевому назначению: учебные, справочные, художественные, издания для досуга.


Развитие представлений об электронных источниках информации. Локальные и сетевые электронные ресурсы для младших школьников.


Электронная библиотека «Библиотека RIN.ru» – раздел «Детская литература» http://lib.rin.ru/genres/detskie-knigi/


Детский портал http://kids.rin.ru/


Каталог детских ресурсов Kinder.ru http://www.kinder.ru/konf.asp


Тема 1.5. Анализ и синтез текстов


Представление о процессе анализа и синтеза информации.


Расширение представления о ключевых словах как наиболее важных словах, передающих смысл текста.


Свертывание и развертывание информации по ключевым (опорным) словам на примере научно-познавательных книг, небольших рассказов, газетных статей.


Возможность использования навыков выделения ключевых слов из текста в учебной деятельности младших школьников.


Тема 1.6. Библиотеки как источник информационных ресурсов (урок-экскурсия)


Развитие представлений о библиотеке. Назначение детской и школьной библиотек. Структура детской и школьной библиотек. Правила пользования читальным залом и абонементом библиотеки. Открытый доступ к книжному фонду. Правила пользования открытым доступом. Структура абонемента. Назначение книгохранилища.


Правила пользования библиотечной книгой. Назначение читательского билета, читательского формуляра, книжного формуляра.


Структура и назначение алфавитного библиотечного каталога.


Назначение книжных выставок, тематических полок.


Мультимедийные ресурсы библиотеки для младших школьников (видео- и аудиокассеты, DVD и т.д.).


Информационные продукты и услуги детской и школьной библиотеки для младших школьников.


Тема 1.7. Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность личности


Представление о сущности понятий: «Интернет», «веб-сайт». Области применения Интернета:



для учебы (сайт «Интернет Урок»: коллекция видеоуроков по основным предметам школьной программы http://interneturok.ru);



для получения справочных сведений (электронная детская энциклопедия http://poznaiko.ru),



для творчества (сайт для рисования онлайн «Яндекс Краски»:

http://kraski.yandex.ru/new.xml );


для общения (детский портал «Вебики»: http://www.webiki.ru/);


для развлечения (сайт «Все для детей»: http://allforchildren.ru ).

Опасности, связанные с использованием Интернета. Понятие об информационной безопасности личности.


Правила безопасной работы в Интернете.


Использование возможностей Интернета в учебной и познавательной деятельности младших школьников.


РАЗДЕЛ 2


Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения


Тема 2.1. Библиографическое описание книги


Представление о библиографических элементах обложки книги (автор, название, город издания, издательство и т.п.). Назначение библиографических элементов обложки книги.


Библиографическое описание как «паспорт книги». Правила составления библиографического описания книги. Назначение библиографического описания книги. Библиографическое описание книги как важнейший элемент структуры библиотечных каталогов.


Тема 2.2. Алфавитный каталог: структура и алгоритм использования


Адресный запрос как способ выражения потребности в определенной (конкретной) книге.


Алфавитный каталог и картотека заглавий произведений художественной литературы как источники адресного библиотечного поиска. Структура алфавитного каталога библиотеки.


Библиографическое описание книги как важнейший элемент структуры алфавитного каталога. Основные поисковые элементы, используемые при поиске книг в алфавитном каталоге: фамилия конкретного автора, заглавие книги (на примере сборника стихов, сказок, рассказов, басен).


Алгоритм поиска литературы в алфавитном каталоге и картотеке заглавий художественных произведений.


Представление об особенностях и назначении электронного каталога.


Алгоритм выполнения адресного поиска документа в электронном каталоге.


Тема 2.3. Поиск информации в словарях


Вопросительные слова кто, что, где, когда, сколько, как, откуда, почему и т.п. как формальные атрибуты фактографических запросов.


Фактографический запрос как способ выражения потребности в определенном факте.

Словари как источник фактографической информации. Основные виды словарей:

орфографический и толковый словари.


Алгоритм поиска информации в орфографическом словаре. Алгоритм поиска информации в толковом словаре.


Алгоритм поиска информации в электронных словарях.


Использование результатов фактографического поиска в учебной и познавательной деятельности школьников, при подготовке тематических вечеров, викторин, конкурсов, игр, литературных путешествий.


Тема 2.4. Поиск информации по теме


Понятие темы текста. Тематические запросы как способ выражения потребности школьников в литературе по конкретной теме. Ключевые слова средство выражения тематических запросов.


Тематические книжные полки как источники книг по теме в библиотеке. Строение тематических полок. Алгоритм поиска книг на тематических полках.


Тематические книжные выставки.

Использование результатов тематического поиска при подготовке сочинений, рассказов, тематических вечеров, викторин, конкурсов и т.п.



Тема 2.5. Особенности поиска информации в Интернете


Понятие о поисковой системе как сайте, с помощью которого пользователь может найти интересующую его информацию по заданным ключевым словам.


Представление о Яндексе (Yandex) как крупнейшей российской поисковой системе и интернет-портале. Безопасный режим поиска «Яндекс – семейный поиск»: http://family.yandex.ru.


Алгоритм поиска информации в Интернете при помощи поисковой системы на основе ключевых слов.


Поиск информации внутри веб-сайта.


РАЗДЕЛ 3


Аналитико-синтетическая переработка источников информации


Тема 3.1. Как устроена книга. Структура и содержание художественной книги


Представление о художественной книге как носителе общекультурных, эстетических, исторических, этнических и других традиций. Структура книги (на примере книги сказок).


Компоненты художественной книги: обложка, переплет, корешок, форзац, титульный лист, текст книги, иллюстрации, содержание. Содержание как поисковое средство книги. Ориентация по содержанию в художественных книгах.


Назначение библиографической информации на обложке книги.


Тема 3.2. Как не заблудиться в учебнике. Структура и содержание учебных книг


Представление об учебной книге. Структура учебной книги (на примере учебника русского языка для 1 класса).


Компоненты учебной книги: обложка, титульный лист, предисловие, текст книги,

содержание. Структура текста учебной книги: главы и параграфы. Компоненты текста

учебной книги: правила, практические задания и упражнения, задания для контроля.


Содержание как поисковое средство книги. Ориентация по содержанию в учебных книгах.


Условные обозначения как вспомогательное средство для ориентирования в учебной книге.


Тема 3.3. Текст и его свойства


Представление о тексте. Развитие представлений о тем е текста. Разделение текста на части. Микротемы текста.


Важнейшие свойства текста: связность, осмысленность, законченность (целостность), структурированность.


Тема 3.4. Медиатекст и его виды


Представление о медиа как средствах массовой информации (СМИ): телевидение, Интернет, радио, кинематограф.


Представление о медиатексте. Специфика медиатекста: сочетание словесного текста с изображением и звуком (звучащая речь, музыка, пение и т.п.). Роль невербальных компонентов в структуре медиатекста. Наглядность и образность, обращенность к массовой аудитории как отличительные черты медиатекста.


Жанры медиатекстов: информационные, художественные, рекламные медиатексты.

РАЗДЕЛ 4


Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся


Тема 4.1. Технология подготовки картинных и текстовых планов готовых текстов


Общее представление о плане как систематизированном перечне разделов, подразделов и т.п. элементов, характеризующих содержание какого-либо документа или текста.


Представление о картинном плане. Технология составления картинного плана.

Использование изображений при пересказе текста.


Представление о текстовом плане. План как краткая форма записи прочитанного. Составление плана путем выделения микротем текста. Использование плана при пересказе текста.


Алгоритм составления плана готового текста: осмысление заглавия документа, выражающего основную тему и отвечающего на вопрос, о чем говорится в данном тексте; деление текста при чтении на части по смыслу (смысловая группировка материала); озаглавливание; систематизация выделенных на предыдущем этапе заголовков смысловых частей текста; оформление плана в виде иерархически упорядоченной структуры.


Тема 4.2. Технология подготовки традиционных (бумажных) писем


Письмо как средство общения людей, обмена мыслями и чувствами на расстоянии.

Значение переписки в жизни человека.


Структура письма (основные элементы письма): обращение и приветствие, основная часть, заключительная фраза, подпись, дата написания письма.


Адреса получателя и отправителя как обязательные элементы письма. Почтовые правила оформления адреса. Правила оформления и редактирования писем.


Тема 4.3. Технология подготовки электронных писем


Роль электронной переписки и электронных писем как важнейшего средства коммуникации в современном мире. Электронная почта (e-mail) как система, позволяющая обмениваться сообщениями по компьютерной сети.


Сходство традиционных и электронных писем: единая структура письма, наличие адреса, соблюдение правил этикета.


Представление об электронном почтовом ящике. Понятие «электронный адрес» (e-mail). Состав и структура электронного адреса. Роль доменного имени в структуре электронного адреса. Особенности написания электронного адреса.


Правила электронной переписки.


Соблюдение правил личной информационной безопасности при ведении электронной переписки. Опасность сообщения личных данных, номера телефона, пароля, домашнего адреса по электронной почте.

Учебно-тематический план




Кол-во


Раздел

часов

п/п


(всего)










Информационные ресурсы


1.

общества и информационная

7


культура



Основные типы информационно-


2.

поисковых задач и алгоритмы их

5


решения



Аналитико-синтетическая


3.

переработка источников

4


информации



Технологии подготовки и


4.

оформления результатов

3

самостоятельной учебной и




познавательной работы учащихся



Итого:

19




Тематическое планирование


Тема

Кол-во

часов



Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура

7 ч.

1

1.2. Информация и ее виды: зрительная, слуховая информация.

1

2

1.3. Виды информации: осязательная, обонятельная, вкусовая

1

3

1.4. Источники информации. Виды информации

1

4

1.5. Книги как основной источник информации

1

5

1.6. Анализ и синтез текстов

1

6

1.7. Библиотеки как источник информационных ресурсов - экскурсия

1

7

1.8. Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность

1

личности.



Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

5 ч.

8

2.1. Библиографическое описание книги

1

90

2.2. Алфавитный каталог: структура и алгоритм использования

1

10

2.3. Поиск информации в словарях.

1




11

2.4. Поиск информации по теме

1

12

2.5. Особенности поиска информации в Интернете

1

Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации

4 ч.

13

3.1. Как устроена книга. Структура и содержание художественной книги

1




14

3.2. Как не заблудиться в учебнике. Структура и содержание учебных книг

1

15

3.3. Текст и его свойства.

1

16

3.4. Медиатекст и его виды

1

Раздел IV. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и

3 ч.

познавательной работы учащихся


17

4.1. Технология подготовки картинного и текстового плана готовых текстов

1

18

4.2. Технология подготовки традиционных (бумажных) писем

1

19

4.3. Технология подготовки электронных писем/ Итоговое тестирование

1

Дата

Тема

Основные виды деятельности












Получают представление об




информации, видах информации по



1.1. Информация и ее

способу восприятия органами чувств.

1.

16.01.2020

виды: зрительная,

Отвечают на вопросы, приводят



слуховая информация.

примеры зрительной и слуховой




информации








Получают представление об




информации, видах информации по



1.2. Виды информации:

способу восприятия органами чувств.

2.

23.01.2020

осязательная,

Отвечают на вопросы, приводят



обонятельная, вкусовая

примеры осязательной, обонятельной и




вкусовой информации








Получают представление о




традиционных и электронных ресурсах,



1.3. Источники

о видах информации по сферам



деятельности

3.

30.01.2020

информации. Виды

Отвечают на вопросы, приводят



информации



примеры информации по разным







сферам деятельности








Получают представление о книге как



1.4. Книги как основной

источнике информации, видами книг по

4.

06.02.2020

целевому назначению

источник информации














Получают представление об анализе и




синтезе, знакомятся с ключевыми

5.

13.02.2020

1.5. Анализ и синтез

словами и их назначением

текстов














1.6. Библиотеки как

Знакомятся с правилами пользования



библиотекой. Знакомятся со школьной



источник

6.

20.02.2020

библиотекой, ее подразделениями;

информационных






ресурсов - экскурсия














Осваивают принципы безопасной



1.7. Интернет как



работы в Интернете



источник






информационных

7.

27.02.2020

ресурсов.





Информационная





безопасность личности.

















Знакомятся с понятием




«библиографическое описание книги»,

8.

05.03.2020

2.1. Библиографическое

Собирают в командах изображения

описание книги

частей обложки книги в правильном






порядке, составляют




библиографическое описание книги




Знакомятся с понятиями «каталожная




карточка», «алфавитный каталог»,



2.2. Алфавитный каталог:

алгоритмом пользования алфавитным



каталогом

9.

12.03.2020

структура и алгоритм




использования


















Знакомятся с алгоритмом поиска



2.3. Поиск информации в

информации в справочных изданиях.

10.

19.03.2020


словарях.













2.4. Поиск информации

Знакомятся с понятиями «тема»,

11.

26.03.2020

«тематическая книжная полка»,

по теме



алгоритмом поиска информации по

определенной теме







Знакомятся с особенностями поиска




информации в Интернете.



2.5. Особенности поиска


12.

02.04.2020


информации в Интернете


















Знакомятся с элементами



3.1. Как устроена книга.

художественной книги, назначением



«Содержания» книги

13.

09.04.2020

Структура и содержание




художественной книги


















Знакомятся со структурой учебной



3.2. Как не заблудиться в

книги, условными обозначениями в



учебниках.



учебнике. Структура и

14.

16.04.2020


содержание учебных






книг














Знакомятся с понятием «текст» и его




свойствами.





15.

23.04.2020

3.3. Текст и его свойства.

















Знакомятся с понятием «медиатекст»,



3.4. Медиатекст и его

с видами медиатекстов.

16.

30.04.2020


виды














Знакомятся с приемами анализа и




осмысления заглавия текста, выделения




смысловых фрагментов в тексте и




озаглавливания этих фрагментов



4.1. Технология

текста

17.

07.05.2020

подготовки картинного и


текстового плана готовых






текстов





















Знакомятся с правилами и




особенностями написания




традиционных писем, правилами



4.2. Технология

заполнения конверта






подготовки

18.

14.05.2020


традиционных






(бумажных) писем






















Знакомятся с правилами и



4.3. Технология

особенностями написания электронных

19.

21.05.2020

подготовки электронных

писем.



Писем. Итоговое тестирование.







КИМ по курсу «Основы информационной культуры школьника»


для учащихся 1 класса


Ф.И._____________________________________________________________


  1. Обведи картинки, которые связаны с передачей устной информации








а) б) в)










г) д) е)





  1. Укажи стрелочками, к каким видам относятся книги, изображенные на картинках.



















Справочная книга


















Художественная


















Учебная книга


















Книга для досуга

книга


  1. Выбери один вариант ответа на вопрос: «Для того чтобы получить книгу в библиотеке, нужно знать…»


а) цвет книги


б) название книги в) размер книги


  1. Выбери один вариант ответа на вопрос: «Отдел библиотеки, в котором выдают книги на дом – это…»


а) читальный зал б) абонемент в) книгохранилище


  1. Выбери один вариант ответа на вопрос: «Узнать о том, зачем слону нужен хобот можно из…»

а) книги сказок

б) рекламного буклета

в) энциклопедии


  1. Выдели из текста четыре ключевых слова и подчеркни их


Ландыш – одно из самых чудесных растений, один из наиболее любимых цветов нашего леса.


  1. Выбери один вариант ответа на вопрос: «Чтобы письмо было доставлено получателю, нужно обязательно указать…»


а) адрес получателя письма б) дату написания письма в) адрес отправителя письма


  1. Выбери правильный адрес электронной почты

а) [email protected]

б) masha-mail.ru

в) masha.mail@ru

Ключи к контрольно-измерительным материалам по курсу «Основы информационной культуры школьника» для учащихся 1 класса


  1. в, г, е.


2)



















Справочная книга Художественная

книга


















Учебная книга Книга для досуга


  1. (б) название книги


  1. (б) абонемент


  1. (в) энциклопедии


  1. Ландыш одно из самых чудесных растений, один из наиболее любимых цветов нашего леса.


  1. (а) адрес получателя


  1. (а) [email protected]

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Учебно-методический комплект


  1. Гендина Н.И., Косолапова Е.В. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 1-2-х классов общеобразовательных учебных организаций / Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова. – М.: РШБА, 2014. – 208 с.


  1. Гендина Н.И., Косолапова Е.В. Основы информационной культуры школьника: Презентации к урокам для учащихся 1-2-х классов общеобразовательных учебных заведений (приложение к учебно-методическому комплексу)


  1. Терминологический словарь по курсу.




Учебное оборудование


  1. Компьютер.

  2. Проектор.

  3. Интерактивная доска.


Список литературы для учащихся


Фонд школьной библиотеки


Электронные издания и интернет-ресурсы



Библиогид http://bibliogid.ru/


Российская государственная детская библиотека http://rgdb.ru/ Региональный сайт детских библиотек http://www.deti.spb.ru/ ЦГДБ им. А.С. Пушкина http://www.pushkinlib.spb.ru


Детская литература на Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова http://lib.ru/


Детская литература на сайте: Военная литература http://militera.lib.ru


Электронные энциклопедии:



Мир энциклопедий http://www.encyclopedia.ru/


Словари и энциклопедии on-line http://dic.academic.ru/


Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия


Claw.ru: Детская энциклопедия http://children.claw.ru


Кругосвет: онлайн Энциклопедия http://www.krugosvet.ru/


Электронная детская энциклопедия — http://POZNAIKO.ru


Потому.ru http://www.potomy.ru/world/


Санкт-Петербург. Электронная энциклопедия


Иллюстрированная энциклопедия животных http://www.filin.vn.ua/index.php Русский Энциклопедический Биографический Словарь http://www.rulex.ru/ Словари русского языка на портале «Грамота.ру» http://www.gramota.ru/slovari/



Сайты детских журналов:



Журнал «АВТОБУС» http://www.eclectica.spb.ru/page58.html


Детская Роман-газета http://www.hrono.ru/proekty/rg/detskaya.php


Костер http://www.kostyor.ru/

ГЕОленок http://www.geo.ru/


Чудеса и Тайны планеты Земля http://detmagazin.ucoz.ru/load/53 Юный натуралист http://unnaturalist.ru/

2