Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Акуловская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ
Акуловской СОШ
____________ О. В. Данилова
Приказ № ___от ___________20__г
Рабочая программа
по истории
11 класс
Учебник: Россия в мире. Базовый уровень. 11 класс: учебник / О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев,
В.А.Рогожкин/ М.:Дрофа, 2017.
Составитель: Сысуева Дарья Дмитриевна
учитель истории и обществознания
2020 год
Пояснительная записка.
Нормативная база.
Рабочая программа разработана на основе Базисного учебного плана 2004 г. и соответствует:
Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 года № 1897 с изменениями и дополнениями.
Письму Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (с изменениями и дополнениями).
Авторской программы по истории.
Федеральному перечню учебников.
Образовательной программе основного общего образования школы.
Учебному плану МБОУ Акуловской СОШ.
Срок реализации программы 1 год.
Данная программа рассчитана на изучение истории в объёме 2 часа в неделю, 68 часов в год. Программа по истории скорректирована по производственному календарю на 2019-2020 год (учтены государственные праздники), поэтому 61 час в год.
Учебно-методический комплект.
Учебник:
Россия в мире. Базовый уровень. 11 класс: учебник / О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожкин/ М.:Дрофа,2017.
Раздел 1.
Планируемые результаты изучения и освоения учебного курса.
В результате изучения учебного предмета «История: Россия в мире» на уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне научится:
использовать комплекс знаний об основных этапах, ключевых событиях истории многонационального Российского государства и человечества в целом;
использовать понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа, межпредметные связи для осмысления, раскрытия сущности, причинно-следственных связей и значения событий, процессов и явлений прошлого и современности;
раскрывать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса и роль многих поколений россиян во взаимодействии с другими государствами и народами во всех сферах, в том числе в современном глобальном мире;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
выделять причинно-следственные связи и исторические предпосылки современного положения РФ на международной арене;
сравнивать историческое развитие России и других стран, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности их исторического развития;
излагать круг дискуссионных, «трудных» вопросов истории и существующие в науке их современные версии и трактовки;
раскрывать историко-культурное многообразие народов России, содержание основополагающих общероссийских символов, культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок;
применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность;
использовать навыки проектной деятельности, умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике в условиях открытого информационного общества;
характеризовать важнейшие достижения культуры и систему ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
составлять собственное суждение об историческом наследии народов России и мира;
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
уважительно относиться к историко-культурному наследию народов России и мира;
знать и сопоставлять между собой различные варианты развития народов мира;
знать историю возникновения и развития основных философских, экономических, политико-правовых течений в мире, особенности их реализации в России.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, для соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;
применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;
использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений;
анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации;
раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.;
применять приемы самообразования в области общественно-научного (социально-гуманитарного) познания для дальнейшего получения профессионального образования;
использовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
выявлять, понимать и прогнозировать развитие политических приоритетов России с учетом ее исторического опыта.
Раздел 2.
Содержание тем учебного курса.
Глава 1. Россия и мир в начале XX в.
Эшелоны модернизации; особенности государственного и общественного строя, экономического развития в странах "первого эшелона"; модернизация в странах "второго эшелона"; идейные течения и политические партии в Европе, неолиберальные реформы, национализм в начале XX в.; особенности модернизации в странах Азии, Африки и Южной Америки. Российская империя в пореформенный период: основные тенденции экономического и социального развития второй половины XIX в., проблема межнациональных отношений; внутренняя и внешняя политика Александра III; внутренняя политика Николая II до 1905 г.; внешняя политика России в конце XIX - начале XX в., русско-японская война; революция 1905 - 1907 гг. и ее последствия; становление парламентаризма в России, основные политические партии и движения; реформы П.А. Столыпина и проблема "незавершенной модернизации" в России начала XX в.
Глава 2. Мировая война и революционные потрясения.
Нарастание противоречий между европейскими державами; колониальная политика крупнейших держав; складывание военных союзов в Европе; рост напряженности на Балканах в начале XX в.; цели крупнейших держав перед началом Первой мировой войны; военные действия в 1914 - 1918 гг.; внутреннее положение в воюющих державах; окончание Первой мировой войны, последствия Первой мировой войны и послевоенное устройство мира. Развитие научной мысли и институтов в конце XIX - начале XX в. (основные научные достижения, изменения в научной картине мира; вклад российской науки в мировую научную мысль), научно-технический прогресс; просвещение, система образования в России; основные направления в развитии литературы и искусства, "Серебряный век" русской культуры, картина мира человека - идеи и практики. Февральская революция 1917 г.; от февраля к октябрю, Временное правительство, деятельность политических партий в 1917 г., Корниловский мятеж; Октябрьский переворот и его последствия, первые мероприятия большевистской власти, разгон Учредительного собрания; Конституция РСФСР, причины и основные этапы Гражданской войны; "Белое движение" в России; иностранная интервенция; характерные черты "военного коммунизма"; кризис советского общества и хозяйства в начале 1920-х гг.
Глава 3. Мир в межвоенный период.
Противоречия версальско-вашингтонской системы и проблемы послевоенного развития стран мира; радикальные правые и левые движения в Европе; социальноэкономическое и политическое развитие стран Запада в 1920-е гг.; Мировой экономический кризис и его последствия, разные стратегии выхода из кризиса, левые и правые радикальные движения; США, Великобритания и Франция в 1930е гг.; тоталитарные режимы в Европе: нацизм в Германии, гражданская война и утверждение ультраправого режима в Испании, сталинский режим в СССР; особенности "сталинской модернизации"; международные отношения в 1930-е гг.
Глава 4. Социалистический эксперимент в СССР.
Советский Союз в 1920-е гг., причины перехода к нэпу, характерные черты и противоречия нэпа; внутрипартийная борьба, культурная и национальная политика государства, образование СССР, Конституция СССР; международные отношения в 1920-е гг., внешняя политика СССР в 1920-е гг.; страны Востока в 1920-е гг.; Развитие науки в 1920-1930-е гг. (научная картина мира, выдающиеся ученые и научные достижения, направления научного поиска); научно-технический прогресс; успехи в области образования; основные течения в мировом искусстве, организация культурной жизни в СССР, культура и власть в СССР.
Глава 5. Вторая мировая война (1939 - 1945 гг.)
Причины Второй мировой войны, проблема ответственности за развязывание войны; начальный период войны (1939 - 1941 гг.), роль СССР в первый период Второй мировой войны; начало Великой Отечественной войны и причины поражений советской армии в 1941 г.; военные действия на восточном, североафриканском, тихоокеанском, итальянском фронтах в 1940 - 1943 гг., "коренной перелом" в войне, оккупационный режим в Западной Европе и СССР, партизанское движение и движение Сопротивления, внутреннее положение в воюющих державах, советский тыл, культура и пропаганда в годы Второй мировой войны; отношения между союзниками в годы Второй мировой войны; завершающий этап Второй мировой войны (1944 - 1945 гг.), итоги Второй мировой войны.
Глава 6. Биполярный мир. "Холодная война”
Основные проблемы международных отношений во второй половине XX в., причины и начало Холодной войны, локальные военные конфликты во второй половине XX в., дипломатия в период Холодной войны, разрядка международной напряженности, окончание Холодной войны. Основные тенденции развития стран Запада во второй половине XX в., социальноэкономическое развитие стран Запада, "государство всеобщего благосостояния" и "неконсервативная волна", послевоенная научно-техническая революция; основные этапы политического развития стран Запада; послевоенное развитие социалистических стран Европы; государства Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в.
Глава 7. Советский Союз: от "апогея сталинизма” до "застоя” (1945 - 1985 гг.)
СССР в период "апогея сталинизма", восстановление народного хозяйства и начало структурных проблем советской экономики, усиление репрессий в отношении общества; борьба за власть после смерти Сталина, СССР в период "оттепели", начало управляемой десталинизации, экономические преобразования, внешняя политика в период Н.С. Хрущева; экономика СССР в последние десятилетия существования СССР, кризис "директивной экономики", советское общество в период "застоя", власть и общество в 1960-1980-е гг.; внешняя политика СССР в период Л.И. Брежнева.
Глава 8. Распад СССР и период системной трансформации в России (1985 - 1999 г.)
СССР в период Перестройки, экономическое развитие СССР в 1985 - 1991 гг., политические реформы в период М.С. Горбачева, изменения в духовной жизни общества, дезинтеграция СССР, распад СССР, "парад суверенитетов", внешняя политика в 1985 - 1991 г., окончание "холодной войны"; системные реформы начала 1990-х гг., внутренняя и внешняя политика России в 1990-е гг.
Глава 9.. Основные тенденции развития современного мира в конце XX - начале XXI в. Современная Россия
Глобальные проблемы современности, глобализация, информационное общество, проблемы экономического развития мира; основные тенденции в развитии стран Запада и Востока; современная Россия в мире, основные тенденции политического развития России в начале XXI в., экономика и социальные отношения, международные отношения после окончания Холодной войны, Россия и СНГ.
Глава 10. Духовная жизнь.
Развитие научных знаний (основные направления развития науки, научная картина мира, выдающиеся открытия, проекты и научные школы, проблемы и вызовы современной науки, место советской и российской науки в мировом развитии науки); научно-технический прогресс.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Россия и мир в начале XX в. | 5 |
2 | Мировая война и революционные потрясения. | 8 |
3 | Мир в межвоенный период | 4 |
4 | Социалистический эксперимент в СССР | 6 |
5 | Вторая мировая война (1939 - 1945 гг.) | 8 |
6 | Биполярный мир. "Холодная война" | 4 |
7 | «СССР и социалистические страны Европы» | 4 |
8 | «Запад и «третий мир» во второй половине 20 века» | 5 |
9 | «Россия в современном мире» | 8 |
10 | Духовная жизнь | 7 |
11 | Итоговое повторение | 2 |
| Итого: | 61 |
Раздел 3.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Даты |
Плановая дата | Фактическая дата |
1 | Новые тенденции в развитии общества. | 1 | 0001.09.2020 | |
2 | Первая российская революция. | 1 | 0002.09.2020 | |
3 | Российское общество и реформы. | 1 | 0008.09.2020 | |
4 | Россия в системе мирового рынка. | 1 | 0009.09.2020 | |
5 | Обобщающее повторение «Россия и мир в начале 20 века» | 1 | 0015.09.2020 | |
6 | Первая мировая война. | 1 | 0016.09.2020 | |
7 | Первая мировая война. | | 0022.09.2020 | |
8 | Российская революция 1917 года. | 1 | 2323.09.2020 | |
9 | Гражданская война в России | 1 | 0029.09.2020 | |
10 | Гражданская война в России | | 0030.09.2020 | |
11 | От Российской республики Советов к СССР. | 1 | 1313.10.2020 | |
12 | Послевоенное урегулирование. Революционные события в Европе. | 1 | 1320.10.2020 | |
13 | Обобщающее повторение «Мировая война и революционные потрясения» | 1 | 1321.10.2020 | |
14 | Мировой экономический кризис. | 1 | 1327.10.2020 | |
15 | Тоталитарные режимы в Европе | 1 | 1328.10.2020 | |
16 | Модернизация в странах Востока. | 1 | 03.11.2020 | |
17 | Обобщающее повторение «Мир в межвоенный период» | 1 | 03.11.2020 | |
18 | Советская страна в годы нэпа | 1 | 10.11.2020 | |
19 | Пути большевистской модернизации. | 1 | 11.11.2020 | |
20 | Советская экономическая модель. | 1 | 24.11.2020 | |
21 | СССР в системе международных отношений. | 1 | 25.11.2020 | |
22 | СССР в системе международных отношений. | | 01.12.2020 | |
23 | Обобщающее повторение «Социалистический эксперимент в СССР» | 1 | 02.12.2020 | |
24 | Агрессия гитлеровской Германии | 1 | 08.12.2020 | |
25 | СССР накануне ВОВ | 1 | 09.12.2020 | |
26 | Начало ВОВ. | 1 | 15.12.2020 | |
27 | Коренной перелом в ВОВ. | 1 | 16.12.2020 | |
28 | Партизанское движение. | 1 | 22.12.2020 | |
29 | Победа антигитлеровской коалиции | 1 | 23.12.2020 | |
30 | Итоги Второй мировой войны. | 1 | 12.01.2021 | |
31 | Обобщающее повторение «Вторая мировая война» | 1 | 13.01.2021 | |
32 | Начало противостояния. | 1 | 19.01.2021 | |
33 | Мир на грани ядерной войны. | 1 | 20.01.2021 | |
34 | От разрядки к новому противостоянию. | 1 | 26.01.2021 | |
35 | Обобщающее повторение «Биполярный мир и «Холодная война» | 1 | 27.01.2021 | |
36 | СССР: от Сталина к началу десталинизации. | 1 | 02.02.2021 | |
37 | Кризис «развитого социализма» | 1 | 03.02.2021 | |
38 | Социализм в Восточной Европе | 1 | 09.02.2021 | |
39 | Обобщающее повторение «СССР и социалистические страны Европы» | 1 | 10.02.2021 | |
40 | Общественнополитическое развитие Запада. | 1 | 24.02.2021 | |
41 | НТР и общество в 70-80 годы. | 1 | 02.03.2021 | |
42 | Страны Азии и Африки. | 1 | 03.03.2021 | |
43 | Страны Латинской Америки. | 1 | 09.03.2021 | |
44 | Обобщающее повторение «Запад и «третий мир» во второй половине 20 века» | 1 | 10.03.2021 | |
45 | СССР в период перестройки. | 1 | 16.03.2021 | |
46 | СССР в период перестройки. | | 17.03.2021 | |
47 | Крах социализма в Восточной Европе | 1 | 23.03.2021 | |
48 | Становление новой России | 1 | 24.03.2021 | |
49 | Российская Федерация в 1994-1999гг | 1 | 30.03.2021 | |
50 | Российская Федерация в начале 21 века | 1 | 31.03.2021 | |
51 | Мир на рубеже 2021 веков. | 1 | 13.04.2021 | |
52 | Обобщающее повторение «Россия в современном мире» | 1 | 14.04.2021 | |
53 | Развитие научной мысли | 1 | 20.04.2021 | |
54 | НТР | 1 | 21.04.2021 | |
55 | Основные тенденции развития мировой художественной культуры. | 1 | 27.04.2021 | |
56 | Российская культура Серебряного века. | 1 | 28.04.2021 | |
57 | Российская культура Серебряного века. | 1 | 04.05.2021 | |
58 | Культура России: от соцреализма к свободе творчества | 1 | 05.05.2021 | |
59 | Культура России: от соцреализма к свободе творчества | 111 | 11.05.2021 | |
59 | Обобщающее повторение «Духовная жизнь» | 1 | 12.05.2021 | |
60 | Обобщающий урок по теме «Россия в мире» | 1 | 18.05.2021 | |
61 | Итоговая работа за курс истории 11 класса. | 1 | 19.05.2021 | |