МУНИЦИПАЛЬНАЯ КАЗЕННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«СТАРОМОСТЯКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Согласовано «Утверждено»
Заместитель директора по УВР Директор школы
_________/ Н.Т. Файзуллина __________ /М.М.Нугаев
«____»_____________2018 г. приказ №95 от «__»_______2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«История»
11 класс
Разработчик
Нугаев Мариус Марисович
учитель высшей
квалификационной категории
Рассмотрена на заседании
методического объединения
учителей гуманитарного цикла
Протокол № ____ от ___________
Руководитель МО __________/Р.М. Насырова /
с. Старый Мостяк
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа для 11 классов составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации: Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г., письма Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки России от 28.04.2008 № 03-848 "О Мерах по обеспечению прав граждан на образование с учетом норм Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 309 - ФЗ", авторской программы «Программа курса 10 - 11 классы». Н.В. Загладин». М. .2007. Учебник: «Всеобщая история» 11 класс, Н.В. Загладин, Н.А. Симония. - М.: «Русское слово».2013., авторской программы «История России. ХХ –начало ХХI в.» 11 класс (базовый уровень) А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, В. С. Морозова. - М.: «Просвещение». Учебник: История России, ХХ –начало ХХI в.: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, В. С. Морозова. - М.: «Просвещение», 2013.
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.
С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для X-XI классов:
Класс | Объем учебного времени (федеральный | Разделы примерной программы |
| компонент) | История России | Всеобщая история |
XI класс | 68 ч. | История России (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – 42 ч. | Всеобщая история (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – 26 ч. |
Учебно-тематический план.
№ раздела | Название раздела. | Кол-во часов |
| Всеобщая история | |
1 | Раздел I. От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества. Мир в конце ХIХ – середина ХХв. | 10 |
2 | Раздел II. Человечество на этапе перехода к информационному обществу. Человечество на рубеже новой эры. | 16 |
3 | Итого | 26 |
| История России | |
1 | Раздел I. Российская империя. | 8 |
2 | Раздел II. Великая российская революция. Советская эпоха. | 29 |
3 | Раздел III. Российская федерация | 5 |
4 | Итого | 42 |
Содержание курса – 68 часов
ИСТОРИЯ РОССИИ (42 Ч.)
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ -8 Ч.
Социально-экономическое развитие. Национальный и социальный состав населения. Уровень социально-экономического развития. Многоукладность российской экономики. Роль государства в экономической жизни страны. Монополистический капитализм в России и его особенности. Экономический кризис и депрессия в 1900—1908 гг. Промышленный подъем 1913 гг. Отечественные предприниматели конца XIX — начала XX в. Рост численности рабочих. Особенности развития сельского хозяйства.
Политическое развитие. Политический строй России. Самодержавие. Николай II. Бюрократическая система. С. Ю. Витте, его реформы. Обострение социально-экономических и политических противоречий в стране. Рабочее движение. Крестьянские волнения. «Зубатовщина». Зарождение политических партий. Особенности их формирования. Организационное оформление и идейные платформы революционных партий. Эсеры (В. Чернов, Е. Азеф). Социал-демократы. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики (В. И. Ленин, Л. Мартов, Г. В. Плеханов). Эволюция либерального движения (П. Н. Милюков, П. Б. Струве).
Внешняя политика. Образование военных блоков в Европе. Противоречия между державами на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904—1905 гг.
Революция 1905—1907 гг.: предпосылки, причины, характер, особенности, периодизация.
Начало революции. П. А. Гапон. Кровавое воскресенье. Основные события весны—лета 1905 г. Радикальные политические партии, их стратегия и тактика. Власть и российское общество. Первый Совет рабочих депутатов.
Высший подъем революции. Всероссийская Октябрьская политическая стачка. Колебания в правительственном лагере. Манифест 17 октября 1905 г. Организационное оформление партий кадетов и октябристов (П. Н. Милюков, П. Б. Струве, А. И. Гучков). Черносотенное движение. Вооруженное восстание в Москве и других городах.
Спад революции. Динамика революционной борьбы в 1906—1907 гг. Становление российского парламентаризма. Соотношение политических сил. I и II Государственные думы. Аграрный вопрос в Думе. Тактика либеральной оппозиции. Дума и радикальные партии. Третьеиюньский государственный переворот.
Политическое и социально-экономическое развитие. Третьеиюньская монархия. III Государственная дума. П. А. Столыпин. Карательно-репрессивная политика царизма. Аграрная реформа. Развитие промышленности. Жизненный уровень населения. Подъем общественно-политического движения в 1912—1914 гг. «Вехи».
Внешняя политика. Основные направления. Англо-русское сближение. Боснийский кризис. Обострение русско-германских противоречий. Участие России в Первой мировой войне. Причины и характер войны. Отношение российского общества к войне. Военные действия на Восточном фронте. Влияние войны на экономическое и политическое положение страны.
Культура России в начале XX в. Условия развития культуры. Просвещение. Книгоиздательская деятельность. Периодическая печать. Развитие науки, философской и политической мысли. Литературные направления. Художественные объединения («Союз русских художников», «Мир искусства», «Бубновый валет»). Театр и музыкальное искусство. Архитектура и скульптура.
ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. СОВЕТСКАЯ ЭПОХА(29Ч.)
По пути демократии. Предпосылки, причины, характер революции. Восстание в Петрограде. Партии и организации в февральские дни. Падение самодержавия. Двоевластие, его сущность и причины возникновения.
Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Революционные и буржуазные партии в период мирного развития революции: программы, тактика, лидеры. Советы и Временное правительство. Апрельский кризис правительства.
От демократии к диктатуре. События 3—5 июля 1917 г. Расстановка политических сил. Курс большевиков на вооруженное восстание. А. Ф. Керенский. Л. Г. Корнилов. Большевизация Советов. Общенациональный кризис. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Декрет о мире. Декрет о земле. Образование советского правительства во главе с В. И. Лениным. Утверждение советской власти в стране.
Возможные альтернативы развития революции. Историческое значение Великой Российской революции.
Создание советского государства и первые социально-экономические преобразования большевиков. Слом старого и создание нового государственного аппарата в центре и на местах. ВЦИК и СНК. Создание Красной Армии, ВЧК. Созыв и разгон Учредительного собрания.
Блок партии большевиков с левыми эсерами. Утверждение однопартийной системы. Конституция РСФСР.
«Красногвардейская атака» на капитал. Рабочий контроль. Национализация промышленности, банков, транспорта, осуществление Декрета о земле. В. И. Ленин об очередных задачах советской власти. Политика продовольственной диктатуры в деревне. Продотряды. Комбеды.
Начало «культурной революции», ее сущность.
Борьба в большевистской партии по вопросу о заключении сепаратного мира. Брестский мир, его значение.
Гражданская война и интервенция. Причины Гражданской войны и интервенции. Основные этапы Гражданской войны, ее фронты, сражения. Социальный состав сил революции и контрреволюции. Политика большевиков. «Военный коммунизм». Политика «белых» правительств. Движение «зеленых». Деятели революции (В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, С. С. Каменев, М. В. Фрунзе и др.) и контрреволюции (А. В. Колчак, А. И. Деникин и др.).
Причины победы «красных». Влияние Гражданской войны и интервенции на исторические судьбы страны. Оценка Гражданской войны ее современниками и потомками.
Экономический и политический кризис 1920 — начала 1921 гг. Крестьянские восстания. Восстание в Кронштадте.
Социально-экономическое развитие. Переход от политики «военного коммунизма» к НЭПу. Сущность и значение НЭПа. Многоукладность экономики и ее регулирование. Достижения, трудности, противоречия и кризисы НЭПа. Социальная политика. XIV съезд ВКП(б): курс на индустриализацию.
Национально-государственное строительство. Принципы национальной политики большевиков и их реализация на практике в первые годы советской власти. Проекты создания советского многонационального государства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Национально-государственное строительство в 20-е гг.
Общественно-политическая жизнь. Политические приоритеты большевиков. Власть и общество. Положение церкви. Обострение внутрипартийной борьбы в середине 20-х гг. Утверждение идеологии и практики авторитаризма.
Культура. Новый этап «культурной революции». Отношение к интеллигенции. Борьба с неграмотностью. Развитие системы среднего и высшего образования, науки. Литература и искусство.
Внешняя политика. Цели СССР в области межгосударственных отношений. Официальная дипломатия. Участие Советской России в Генуэзской конференции. Политика Коминтерна.
Социально-экономические и политические преобразования в стране (конец 20-х гг. — 1939 г.). Разногласия в партии о путях и методах строительства социализма в СССР. Хлебозаготовительный кризис конца 20-х гг. Пути выхода из кризиса: И. В. Сталин, Н. И. Бухарин.
Развертывание форсированной индустриализации. Цели, источники индустриализации. Итоги первых пятилеток. Последствия индустриализации.
Необходимость преобразований сельского хозяйства в СССР. Отказ от принципов кооперации. «Великий перелом». Политика сплошной коллективизации, ликвидации кулачества как класса. Голод 1932—1933 гг. Итоги и последствия коллективизации.
Общественно-политическая жизнь. Показательные судебные процессы над «вредителями» и «врагами народа». Массовые политические репрессии. Формирование режима личной власти И. В. Сталина.
Завершение «культурной революции»: достижения, трудности, противоречия. Ликвидация массовой неграмотности и переход к всеобщему обязательному начальному образованию. Духовные последствия идеологии тоталитаризма, культа личности И. В. Сталина.
Конституция СССР 1936 г. Изменения в национально-государственном устройстве. Конституционные нормы и реальности. Общество «государственного социализма».
Борьба за мир, разоружение и создание системы коллективной безопасности. Вступление СССР в Лигу Наций. Договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Обострение международных отношений и его причины. Пакт о ненападении с Германией (август 1939 г.). Достижения и просчеты советской внешней политики.
Советская страна накануне Великой Отечественной войны. Разгром японских войск у озера Хасан и у реки Халхин-Гол. Советско-финляндская война. Расширение территории СССР.
Военно-экономический потенциал Вооруженных сил. Военная доктрина и военная наука. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны, их противоречивость. Ошибки в оценке военно-стратегической обстановки. Степень готовности СССР к отражению агрессии.
Причины, характер, периодизация Великой Отечественной войны.
Боевые действия на фронтах. Нападение фашистской Германии и ее союзников на СССР. Приграничные сражения. Стратегическая оборона. Отступление с боями Красной Армии летом—осенью 1941 г. Битва за Москву, ее этапы и историческое значение. Военные действия весной—осенью 1942 г. Неудачи советских войск на южном и юго-восточном направлениях. Стратегические просчеты и ошибки в руководстве военными действиями.
Коренной перелом в ходе войны. Сталинградская битва и ее историческое значение. Битва на Курской дуге. Форсирование Днепра.
Военные действия на фронтах Великой Отечественной войны в 1944—1945 гг. Восстановление государственной границы СССР. Освобождение стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Битва за Берлин. Капитуляция Германии.
Вступление СССР в войну против Японии. Дальневосточная кампания Красной Армии. Капитуляция Японии. Советские полководцы: Г. К. Жуков, А. М. Василевский, К. К. Рокоссовский и др. Человек на войне.
Борьба за линией фронта. План «Ост». Оккупационный режим. Партизанское движение и подполье. Герои народного сопротивления фашистским захватчикам.
Советский тыл в годы войны. Превращение страны в единый военный лагерь. «Все для фронта, все для победы!» Мероприятия по организации всенародного отпора врагу. Создание Государственного комитета обороны. Перестройка экономики страны на военный лад. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей. Развитие слаженного военного хозяйства. Политика и культура.
СССР и союзники. Внешняя политика СССР в 1941—1945 гг. Начало складывания антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция. Открытие второго фронта. Крымская конференция. Потсдамская конференция.
Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Источники, значение, цена Победы.
Восстановление и развитие народного хозяйства. Последствия войны для СССР. Промышленность: восстановление разрушенного и новое строительство. Конверсия и ее особенности. Ускоренное развитие военно-промышленного комплекса. Главные мобилизационные факторы послевоенной экономики. Обнищание деревни.
Власть и общество. Послевоенные настроения в обществе и политика И. В. Сталина.
Социальная политика и ее приоритеты. Денежная реформа 1947 г. и отмена карточной системы. Государственные займы у населения. Снижение розничных цен. Уровень жизни городского и сельского населения.
Отмена чрезвычайного положения в СССР. Перевыборы Советов всех уровней. Возобновление съездов общественных организаций. Развитие культуры. Открытие новых академий, научных институтов и вузов. Введение обязательного образования в объеме семи классов.
Усиление режима личной власти и борьба с вольномыслием в обществе. Постановления о литературе и искусстве. Борьба с «космополитизмом». Новая волна политических репрессий.
Внешняя политика. Укрепление позиций СССР на международной арене после Второй мировой войны. Внешнеполитические курсы СССР и западных держав. Начало «холодной войны», ее проблемы, причины. Складывание социалистического лагеря. Участие и роль СССР в решении основных международных вопросов. Отношения со странами «третьего мира». Поддержка международного движения сторонников мира.
Основные понятия: конверсия, «холодная война», социалистический лагерь, страны «третьего мира».
Изменения в политике и культуре. Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. Н. С. Хрущев, Г. М. Маленков, Л. П. Берия. Номенклатура и реформы. Смягчение курса в политике. Реабилитация жертв массовых репрессий 30—50-х гг. «Оттепель»: обновление духовной жизни страны. XX съезд КПСС. Критика культа личности И. В. Сталина.
Влияние XX съезда КПСС на духовную жизнь общества. Надежды на углубление демократизации. Идеалы и ценности молодежи 60-х гг. Противоречивость духовной жизни. Диссиденты.
Преобразования в экономике. Попытки экономических реформ. Перемены в аграрной политике. Освоение целины. Противоречивость аграрной политики. Стимулирование научно-технического прогресса. Выделение ударных направлений, приоритетных программ развития народного хозяйства (космос, химия, автоматика и др.). Ставка на преодоление трудностей с помощью перестройки управленческих структур. Нарастание дисбаланса в экономике в начале 60-х гг.
Особенности социальной политики. Уровень жизни народа.
СССР и внешний мир. Поворот от жесткой конфронтации к ослаблению международной напряженности. СССР и мировая система социализма. Организация Варшавского договора. События 1956 г. в Венгрии. Отношения с капиталистическими и развивающимися странами. Карибский кризис и его уроки.
Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965—1985 гг. Л. И. Брежнев. Экономическая реформа 1965 г.: содержание, противоречия, причины неудач. Нарастание трудностей в управлении единым народно-хозяйственным комплексом. Стройки века. Нефть и газ Сибири. Хроническое отставание сельского хозяйства: причины, последствия. Продовольственная программа. Общий кризис «директивной экономики» и его причины.
Социальная политика: цели, противоречия, результаты.
Курс на свертывание демократических преобразований. Конституция 1977 г. — апофеоз идеологии «развитого социализма». Политика подавления инакомыслия. Застойные явления в духовной жизни страны.
Период перестройки. Курс на экономическую и политическую модернизацию страны. Концепция перестройки. Реформы в экономике. Политические реформы. Выход на политическую арену новых сил. Кризис КПСС. Национальные противоречия. События августа 1991 г. Распад СССР и создание СНГ.
Внешняя политика в 1965—1991 гг. Программа мира 70-х гг. От конфронтации к разрядке. Новое обострение международной ситуации. Афганистан (1979).
Концепция нового политического мышления: теория и практика.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (5 Ч.)
Начало кардинальных перемен в стране. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин. «Шоковая терапия» в экономике. Либерализация цен. Приватизация государственной собственности и ее этапы. Состояние российской экономики в середине 90-х гг.
Становление президентской республики. Обострение противоречий между исполнительной и законодательной властью. Народный референдум в апреле 1993 г. Политический кризис в сентябре-октябре 1993 г. Упразднение органов советской власти. Конституция Российской Федерации 1993 г. Парламентские выборы. Договор об общественном согласии. Политическая жизнь середины 90-х гг.
Обострение процесса сепаратизма. Национально-государственное строительство России.
Российское общество в первые годы реформ. Изменение социальной структуры и уровня жизни населения. Становление гражданского общества. Религия и церковь. Развитие культуры в новых условиях.
Россия на рубеже веков. Финансовый кризис в августе 1990 г. и его последствия. События в Чечне. Выборы в Государственную думу (1999). Президент Российской Федерации В. В. Путин. Укрепление государственности. Экономическая и социальная политика. Национальная политика. Культура.
Политическая жизнь страны в начале XXI в. Избрание В. В. Путина Президентом РФ на второй срок. Россия сегодня.
Внешняя политика. Новая концепция внешней политики. Отношения с США и Западом. Сокращение стратегических наступательных вооружений. Россия и НАТО. Россия и Восток. Отношения России со странами ближнего зарубежья.
Российская империя — СССР — Россия в конце XX — начале XXI в.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. XX — НАЧАЛО XXI В. (26 ч.)
От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества. Мир в конце ХIХ – середина ХХв.(10 ч.)
Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX – середине ХХ вв.
Дискуссия об исторической природе тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал-социализм. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры.
Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия. Складывание международно-правовой системы. Лига наций и ООН.
Духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Модернизм – изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Реализм в художественном творчестве ХХ в. Феномен контркультуры. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании.
Человечество на этапе перехода к информационному обществу. Человечество на рубеже новой эры.(16 ч.)
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция конца ХХ в. Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Развертывание интеграционных процессов в Европе.
«Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны». Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире.
Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. «Государство благосостояния». Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX в. – середине ХХ в. Изменение социальной структуры индустриального общества. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг.
Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни. Протестные формы общественных движений. Эволюция коммунистического движения на Западе. «Новые левые». Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.
Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути».
Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя.
«Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.
Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX-XXI вв. Роль политических технологий в информационном обществе. Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная идеология. Попытки формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.
Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Культура хай-тека. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Проблема «мирового Юга».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
В результате изучения истории на базовом уровне обучающийся должен
знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Календарно-тематическое планирование по истории России и Всеобщей истории /68 часов/
№ урока | № урока по теме | Дата проведения | Содержание (тема урока) | Тип урока | Вводимые понятия | оборудование | Домашнее задание | примечание |
РАЗДЕЛ 1 Российская империя в начале XX в. |
1 | 1 | | Введение. Социально-экономическое развитие страны в конце ХIХ в. -начале XX века. | Урок изучения нового материала | Национальный и социальный состав населения. Уровень социально-экономического развития. | учебник, карта | § 1 | |
2-3 | 2-3 | | Россия в начале 20 века | комбинированный | Зубатовщина. | Учебник, карта | § 2-§3 | |
4 | 4 | | Внутренняя и внешняя политика. | комбинированный | Кровавое воскресенье. | Учебник, карта | §4 | |
5 6 | 5 6 | | Российское общество: национальные движения, революционное подполье, либеральная оппозиция Россия в годы Первой революциии | | | | | |
7 | 7 | | Становление российского парламентаризма. | комбинированный | Манифест 17 октября 1905 г. Организационное оформление партий кадетов и октябристов. Черносотенное движение. | Учебник, карта | §5 | |
8 | 8 | | Повторительно- обобщающий урок | | | | | |
9 10 | 9 10 | | Монархия накануне крушения. Третьеиюньская политическая система. Наведение порядка и реформы. Наведение порядка и реформы | комбинированный | Третьеиюньская монархия | Учебник, карта | §6-§7 | |
11 | 11 | | Россия в Первой мировой войне. | комбинированный | Боснийский кризис | Учебник, карта | §8 | |
12 | 12 | | Русская культура в конце ХIХ в. - начале XX века. | комбинированный | Условия развития культуры | Учебник, карта | §9,повторить §§1-8 | |
13 | 13 | | Повторение: Россия и мир в начале 20 века | Повторительно-обобщающий | | | | |
РАЗДЕЛ II. ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. СОВЕТСКАЯ ЭПОХА |
14 | 14 | | По пути демократии. | Изучение нового материала | Восстание в Петрограде, Двоевластие | Учебник, презентация, карта | §10 | |
15 | 15 | | От демократии к диктатуре. | комбинированный | Советы и Временное правительство. Апрельский кризис правительства | Учебник, презентация, карта | §11 | |
16 | 16 | | Большевики берут власть. | комбинированный | Большевизация Советов | Учебник, презентация, карта | §12 | |
17 | 17 | | Первые месяцы большевистского правления. | комбинированный | ВЦИК и СНК. Создание Красной Армии, ВЧК | Учебник, презентация, карта | §13 | |
18 | 18 | | Огненные версты гражданской войны | комбинированный | «Военный коммунизм» | Учебник, презентация, карта | §14 | |
19 20 | 19 20 | | Почему победили красные Повторительно- обобщающий урок | комбинированный | Политика «белых» правительств. Движение «зеленых» | Учебник, презентация, карта | §15 | |
21 | 21 | | Социально-экономическое развитие страны | комбинированный | Сущность и значение нэпа. Многоукладность экономики и ее регулирование | Учебник, презентация, карта | §16 | |
22 | 22 | | Общественно-политическая жизнь. Культура. | комбинированный | Борьба с неграмотностью | Учебник, презентация, карта | §17 | |
23 | 23 | | Образование СССР | | | | | |
24 | 24 | | Внешняя политика и Коминтерн. | комбинированный | Участие Советской России в Генуэзской конференции | Учебник, презентация, карта | §19 | |
25 | 25 | | Повторительно- обобщающий урок | | | | | |
26 | 26 | | Кардинальные изменения в экономике. | комбинированный | Хлебозаготовительный кризис конца 20-х гг., раскулачивание, коллективизация, индустриализация | Учебник, презентация, карта | §20 | |
27 | 27 | | Общественно-политическая жизнь. Культура. | комбинированный | Массовые политические репрессии | Учебник, презентация, карта | §21 | |
28 | 28 | | «Страна победившего социализма»: экономика, социальная структура, политическая система | комбинированный | Духовные последствия идеологии тоталитаризма, культа личности И. В. Сталина. Конституция СССР 1936 г. | Учебник, презентация, карта | §22 | |
29-30 | 29-30 | | На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 1930 годы | комбинированный | Пакт о ненападении с Германией (август 1939 г.). | Учебник, презентация, карта | §§23-24 | |
31 | 31 | | Повторительно- обобщающий урок | | | | | |
32 | 32 | | Боевые действия на фронтах. | комбинированный | Периодизация, коренной перелом | Учебник, презентация, карта | §25 | |
33 | 33 | | Борьба за линией фронта. | комбинированный | План «Ост». Оккупационный режим. Партизанское движение и подполье. | Учебник, презентация, карта | §26 | |
34 | 34 | | Советский тыл в годы войны. | комбинированный | «Все для фронта, все для победы!» | Учебник, презентация, карта | §27 | |
35 | 35 | | СССР и союзники. | комбинированный | Источники, значение, цена победы. | Учебник, презентация, карта | §28 | |
36 | 36 | | Повторительно- обобщающий урок | | | | | |
37 | 37 | | Начало «холодной войны»: внешняя политика СССР в новых условиях | комбинированный | Начало «холодной войны», ее проблемы, причины. Складывание социалистического лагеря | Учебник, презентация, карта | §29 | |
38 | 38 | | Восстановление и развитие народного хозяйства. | комбинированный | Конверсия и ее особенности | Учебник, презентация, карта | §30 | |
39 | 39 | | Власть и общество. | комбинированный | Денежная реформа 1947 г. и отмена карточной системы, борьба с «космополитизмом». | Учебник, презентация, карта | §31 | |
40 | 40 | | Изменения в политике и культуре. | комбинированный | . «Оттепель»: обновление духовной жизни страны. XX съезд КПСС на духовную жизнь общества. | Учебник, презентация, карта | §32 | |
41 | 41 | | Преобразования в экономике. | комбинированный | Нарастание дисбаланса в экономике в начале 60-х гг. | Учебник, презентация, карта | §33 | |
42 | 42 | | СССР и внешний мир. | комбинированный | Организация Варшавского договора | Учебник, презентация, карта | §34 | |
43 | 43 | | Повторительно- обобщающий урок | | | | | |
44 | 44 | | Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965-1985 гг. | комбинированный | Л. И. Брежнев. Экономическая реформа 1965 г.: | Учебник, презентация, карта | §35 | |
45 | 45 | | Общественно-политическая жизнь. | комбинированный | Конституция 1977 г. – апофеоз идеологии «развитого социализма». | Учебник, презентация, карта | §36 | |
46 | 46 | | Перестройка и ее итоги. | комбинированный | Концепция перестройки | Учебник, презентация, карта | §37 | |
47 | 47 | | Распад СССР. | комбинированный | События августа 1991 г., распад СССР и создание СНГ | Учебник, презентация, карта | §38 | |
48 | 48 | | Внешняя политика в 1965-1991 гг. | комбинированный | Программа мира 70-х гг. От конфронтации к разрядке. | Учебник, презентация, карта | §39 | |
49 | 49 | | Повторительно- обобщающий урок | | | | | |
50 | 50 | | На новом переломе истории | | | | | |
Раздел III. Российская Федерация. |
51 | 51 | | Начало кардинальных перемен в стране. | комбинированный | «Шоковая терапия» в экономике. Либерализация цен. | Учебник, презентация, карта | §40 | |
52 | 52 | | Российское общество в первые годы реформ. | комбинированный | Обострение процесса сепаратизма. | Учебник, презентация, карта | §41 | |
53-54 | 53-54 | | Ситуация в стране в конце ХХ в. | комбинированный | Изменение социальной структуры и уровня жизни населения | Учебник, презентация, карта | §42 | |
55 | 55 | | Внешняя политика России. | комбинированный | Укрепление государственности | Учебник, презентация, карта | §§43-44 | |
56 | 56 | | Повторительно- обобщающий урок | | | | | |
57 | 57 | | Итоговое повторение | повторительно-обобщающий | | | | |
58 | 58 | | Социальный либерализм и реформы либералов | | | | | |
59 | 59 | | Консервативная идеология и политика консерваторов | | | | | |
60 | 60 | | Идеология социализма и борьбы за переустройство общества | | | | | |
61 | 61 | | От периода восстановления к формированию и кризису «Общества благосостояния» | | | | | |
№ урока | № урока по теме | Дата проведения | Содержание (тема урока) | Тип урока | Вводимые понятия | оборудование | Домашнее задание | примечание |
Раздел I. От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества. Мир в конце ХIХ – середина ХХ в. (10 ч). |
1 | 1 | | Основные направления научно-технического прогресса. | Урок изучения нового материала | модернизация | учебник, карта | § 1-§2 | |
2 | 2 | | Модернизация в странах Европы, США и Японии | комбинированный | Кардинальные изменения | Учебник, карта, презентация | §3-§4 | |
3 | 3 | | Державное соперничество и Первая мировая война. | комбинированный | Позиционная война | Учебник, карта, презентация | §7 | |
4 | 4 | | Теория и практики общественного развития. | комбинированный | Классические идеологии | Учебник, карта, презентация | §8-§10 | |
5 | 5 | | Фашизм в Италии и Германии. Тоталитаризм как феномен ХХ в. | комбинированный | Фашизм, тоталитаризм | Учебник, карта, презентация | §§11-12 | |
6 | 6 | | Проблемы войны и мира в 1920-е гг. | комбинированный | предпосылки | Учебник, карта, презентация | §§13-14 | |
7 | 7 | | На путях ко Второй мировой войне. | комбинированный | Характер войны | Учебник, карта, презентация | §§15-16 | |
8 | 8 | | Антигитлеровская коалиция и её победа во Второй мировой войне. | комбинированный | коалиция | Учебник, карта, презентация | §17 | |
9 | 9 | | Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине ХХ в. | комбинированный | Тенденции культуры | Учебник, карта, презентация | §§18-20 | |
10 | 10 | | Повторение «Мир в конце ХIХ – середина ХХв.» | Повторительно-обобщающий | | | | |
Раздел II. Человечество на этапе перехода к информационному обществу. Человечество на рубеже новой эры. (15 ч.) |
11 | 1 | | Основные черты информационного общества. | Изучение нового материала | Информационное общество | Учебник, карта, презентация | §§21-22 | |
12 | 2 | | Социальные и этнические процессы в информационном обществе. | комбинированный | Социальные процессы | Учебник, карта, презентация | §§24-26 | |
13 | 3 | | Начало «холодной войны» и становление двухполюсного мира. | комбинированный | «холодная война» | Учебник, карта, презентация | §27 | |
14 | 4 | | Международные конфликты конца 1940-1970-х гг. | комбинированный | Новый виток напряженности | Учебник, карта, презентация | §28 | |
15 | 5 | | От разрядки к завершению «холодной войны». | комбинированный | разрядка | Учебник, карта, презентация | §29 | |
16 | 6 | | Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия. Кризис «общества благосостояния». | комбинированный | вступление стран Запада в постиндустриальную стадию развития | Учебник, карта, презентация | §§30-31 | |
17 | 7 | | Неоконсервативная революция 1980-х гг. | комбинированный | неоконсерватизм | Учебник, карта, презентация | §32 | |
18 | 8 | | Страны Запада на рубеже ХХ-ХХI вв. интеграция в Европе и Северной Америке. | комбинированный | Роль политических технологий в информационном обществе. | Учебник, карта, презентация | §§33-34 | |
19 | 9 | | Восточная Европа во второй половине ХХ в. | комбинированный | Подъем общественных движений | Учебник, карта, презентация | §§35-36 | |
20 | 10 | | Государства СНГ в мировом сообществе. | комбинированный | содружество | Учебник, карта, презентация | §37 | |
21-22 | 11-12 | | Страны Азии, Африки, Латинской Америки: проблемы модернизации. | комбинированный | Страны «третьего мира» | Учебник, карта, презентация | §§39,42 | |
23 | 13 | | Духовная жизнь рубеже ХХ-ХХI вв. | комбинированный | Научная картина мира | Учебник, карта, презентация | §§43-44 | |
24-25 | 14-15 | | Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий. | комбинированный | Глобальные проблемы | Учебник, карта, презентация | §§45-46, подготовиться к итоговому тестированию | |
26 | 16 | | Обобщающий урок «Мир в XX- начале XXI веке.» | Повторительно-обобщающий | | | | |
8