Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 77 г. Хабаровска
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ СОШ № 77
______________________ Пчелкина Т.М./
приказ №95/1-О от «» сентября 2022
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «История»
для 9 классов
на 2022 – 2023 учебный год
Составители:
Долгих Я.С., учитель истории и обществознания
Хабаровск, 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего (для 5-11) образования на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. ФЗ - 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями) (далее - ФГОС ООО);
Приказ Министерства просвещения РФ от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 № 442 (с изменениями и дополнениями от 20.11.2020);
Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020);
Устава МАОУ «Петропавловская районная гимназия»
Рабочей программы воспитания МАОУ «Петропавловская районная гимназия»
Положение о рабочей программе МБОУ «Петропавловская районная гимназия».
Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Петропавловская районная гимназия»;
Рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников:
«Всеобщая история. История Нового времени 1801-1914»/: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций: Н.В. Загладин, Л.С. Белоусов, под ред. С.П. Карпова, 2019 г.
«История России. 1801–1914»: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций / К.А. Соловьев, А.П. Шевырев; под ред. Ю.А. Петрова. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018 г.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами ОДНКНР, географии, литературы, МХК и др.
Общая характеристика курса
Программа содействует реализации единой концепции исторического образования и переработана с учетом перехода на линейную систему преподавания истории. Основные содержательные линии программы в 9 классе реализуются в рамках двух курсов – «Всеобщая история. История нового времени» и «Истории России» и охватывает период 1801-1914 г.г.
Цели обучения: формирование элементарных представлений у обучающихся о развитии общества, государства и культуры в XIX в., что вносит важнейший вклад в решение главной цели исторического образования — «формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности»
Задачи обучения:
формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном российском обществе;
овладение знаниями об особенностях развития российского общества в XIX — начале ХХ в. в социальной, экономической, политической и духовной сферах;
воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;
развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учётом принципов научной объективности и историзма;
развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;
развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.
Реализация данных общих задач курса в соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по истории должна основываться на следующих базовых принципах школьного исторического образования:
ценностях гражданского общества-верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
идее преемственности этапов истории;
воспитательном потенциале исторического образования, его исключительной роли в формировании гражданской идентичности и патриотизма;
общественном согласии и уважении как необходимом условии взаимодействия государств и народов в новейшей истории;
познавательном значении истории.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения, обучающимися курса истории России в 9 классе, являются:
- формирование представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека в обществе, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире;
- приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса;
- освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих в России;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны.
Метапредметными результатами освоения, обучающимися курса, являются:
- способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы;
- способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы;
- умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;
- овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
- готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.).
На предметном уровне в результате освоения курса «История России. 1801-1914 гг.» обучающиеся научатся:
- датировать важнейшие события и процессы в истории России 1801-1914 гг., характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности; устанавливать связь с фактами из курса всеобщей истории;
- читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты, описывать их положение в стране и мире; объяснять изменения государственных границ и геополитического положения России в 1801-1914 гг.; анализировать и обобщать данные исторической карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника; показывать направления значительных передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
- проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;
- характеризовать важные факты отечественной истории XIX – начала ХХ в., классифицировать и группировать их по различным признакам,
- рассказывать (устно или письменно) о главных исторических событиях отечественной истории изучаемого периода и их участниках;
- составлять описание образа жизни различных групп населения Российской империи, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории России XIX – начала ХХ в.;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в 1801-1914 гг.; б) ценностей, религиозных воззрений, представлений человека о мире; в) развития общественного движения (консерватизм, либерализм, социализм, марксизм); г) художественной культуры России XIX – начала ХХ в.;
- объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории 1801-1914 гг. (социальных и политических движений, реформ, революций, взаимодействия между народами и странами и др.);
- сопоставлять развитие России и других стран в 1801-1914 гг., показывать общие черты и особенности;
- давать оценку событиям и личностям отечественной истории изучаемого периода. обучающиеся получат возможность научиться:
- давать сравнительную характеристику политического устройства государств в XIX – начале ХХ в.;
- сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории России 1801-1914 гг.;
- образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социокультурных групп российского общества, описывать памятники истории и культуры России, используя основные и дополнительные источники, а также приемы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов (сообщений), презентаций с использованием ИКТ;
- самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры России, способствовать их охране.
В целом на предметном уровне у обучающихся будут сформированы:
- целостное представление об историческом пути России в 1801-1914 гг. как о важном периоде отечественной истории, в течение которого совершался сложный переход к капиталистическим отношениям и превращение страны из аграрной в аграрно-индустриальную, в связи с чем менялась социальная структура российского общества, осуществлялись проекты реформирования государственной системы, формировались общественные движения, накапливались социально-экономические и политические противоречия, переросшие в революционное движение в начале ХХ в.;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры российской истории XIX – начала ХХ в.;
- элементарные представления о политике исторической памяти в России.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (28часов)
Раздел I. Революции и реакция в Европейском и мировом развитии (5ч.)
Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш.М. Талейран. Священный союз.
Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815–1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.
Раздел II. Становление национальных государств в Европе (3 ч.)
Страны Европы во второй половине ХIХ в.
Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.
Раздел III. Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно-политические процессы (3 ч.)
Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет.
Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.
Раздел IV. Ведущие страны мира в середине XIX – начале XX века (6 ч.)
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США во второй половине ХIХ в.
Великобритания и её доминионы.
Соединённые Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861–1865). А. Линкольн.
Страны Западной и Центральной Европы Государства Южной и Юго-Восточной Европы Япония на пути модернизации.
Раздел V. Восток в орбите Запада. Латинская Америка в конце XIX – начале XX в. (6 ч.)
Страны Азии в ХIХ в.
Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сёгуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи.
Война за независимость в Латинской Америке
Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П.Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.
Народы Африки в Новое время
Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.
Раздел VI. Обострение противоречий на международной арене в к. XIX – нач. XX в. (1 ч.)
Международные отношения в конце XIX в.
Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи.
Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира.
Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX–XX вв. Формирование военно-политических блоков великих держав.
Новейшая история. Мир в 1900–1914 гг.
Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.
Страны Европы и США в 1900–1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения.
Международные конфликты начала ХХ века. Предпосылки и причины Первой мировой войны.
Раздел VII. Наука, культура и искусство в XIX – начале XX в. (2 ч.)
Развитие культуры в XIX в.
Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей.
Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа.
Историческое и культурное наследие Нового времени. Деятели культуры: жизнь и творчество.
ИСТОРИЯ РОССИИ (40 часов)
Введение (1 ч) Проблемы достоверности и фальсификации исторических знаний
Общая характеристика тенденций и особенностей развития, достижений России в 1801-1914 гг. Задачи исторического развития России в XIX — начале ХХ в. в контексте вызовов модернизации. Источники по отечественной истории 1801-1914 гг.
Раздел I. Россия на пути к реформам. 1801-1861 гг. (15 ч)
Российское общество в первой половине XIX в. Деревня
Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Идея служения как основа дворянской идентичности. Устройство дворянской усадьбы. «Золотой век» дворянской усадьбы. Основные занятия жителей дворянских усадеб. Отношения помещиков и крестьян: конфликты и сотрудничество. Основные понятия и термины: сословие, дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство, казачество, барщина, натуральный и денежный оброк, усадьба, патриархальные отношения.
Промышленность, торговля, городская жизнь в первой половине XIX в.
Предпосылки и начало промышленного переворота в России. Развитие основных отраслей промышленности. Развитие торговых отношений. Начало железнодорожного строительства. Города как административные, торговые и промышленные центры. Санкт-Петербург и Москва в первой половине XIX в. Городское самоуправление.
Государственный либерализм: Александр I и его реформы
Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. Личность Александра I. Окружение Александра I: Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Проекты либеральных реформ. Учреждение министерств. «Указ о вольных хлебопашцах». Реформы в области образования. М.М. Сперанский и его законодательные проекты. Создание Государственного совета. Внешние и внутренние факторы ограниченности реформ. Результаты внутренней политики начала царствования Александра I.
Внешняя политика России в начале XIX в.
Международное положение Российской империи и главные направления её внешней политики в начале XIX в. Присоединение Грузии к России. Причины, ход и итоги русско-иранской войны 1804-1813 гг. Цели участия России в антифранцузских коалициях. Войны России с Францией (1805-1807). Причины сближения России и Франции. Тильзитский мир: условия, последствия континентальной блокады для российской экономики. Война России со Швецией 1808-1809 гг.: причины, характер военных действий, условия мирного договора. Присоединение Финляндии и особенности системы самоуправления Великого княжества Финляндского в составе Российской империи. Война с Турцией (1806-1812) и Бухарестский мир.
Отечественная война 1812 г.
Обострение отношений между Россией и Францией, цели и планы обеих сторон. Соотношение военных сил России и Франции накануне вторжения. Первый этап Отечественной войны 1812 г.: отступательная тактика русских войск, патриотический подъём в обществе, формирование народных ополчений, героическая оборона Смоленска, назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его место в истории Отечественной войны 1812 г. Дискуссии историков об итогах генерального сражения. Военный совет в Филях и оставление русскими Москвы. Последствия пребывания французов в Москве для Великой армии и культурного наследия древней столицы России. Тарутинский марш-манёвр. Партизанская война: социальный состав и формы борьбы с завоевателями. Разгром Великой армии. Заграничные походы русской армии (1813-1814). Основные сражения в Европе и капитуляция Наполеона.
От либерализма к охранительству: политика Александра I в послевоенную эпоху
Участие России в Венском конгрессе и в разработке решений по территориальным вопросам и созданию системы коллективной безопасности. Территориальные приобретения Российской империи и других стран-победительниц. Священный союз как международный проект Александра I и монархов Австрии и Пруссии по управлению политической ситуацией в Европе. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса. Польская Конституция 1815 г. Н.Н. Новосильцев и его проект реформирования политической системы России. Крестьянский вопрос. Создание военных поселений. А.А. Аракчеев. Итоги правления Александра I.
Движение декабристов
Причины движения декабристов. Дворянская оппозиция самодержавию. Первые тайные организации — Союз спасения и Союз благоденствия: цели и деятельность. Создание Северного и Южного обществ, программные документы их деятельности, личности основателей и руководителей революционных организаций. Сравнительная характеристика «Конституции» Н.М. Муравьёва и «Русской правды» П.И. Пестеля по основным вопросам социально-политического и экономического переустройства России. Вопрос о престолонаследии после смерти Александра I. Восстание 14 декабря 1825 г. Причины поражения восстания. Суд и расправа над декабристами. Декабристы — дворянские революционеры. Культура и этика декабристов.
Николаевское самодержавие: государственный консерватизм
Движение декабристов и политический курс Николая I. Личность императора. Собственная Его Императорского Величества канцелярия. Кодификация законодательства. А.Х. Бенкендорф и деятельность Третьего отделения в середине XIX в. Попечительство об образовании. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Цензура.
Экономическая и социальная политика Николая I
Экономическая и финансовая политика в условиях политической консервации. Е.Ф. Канкрин. Денежная реформа 1839 г. Крестьянский вопрос. Указ об обязанных крестьянах. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселёва (1837-1841). Сословная политика. Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства.
Общественная и духовная жизнь в 1830-1850-х гг.
Условия общественной жизни при Николае I. «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева и его влияние на общественное сознание. Становление славянофильства и западничества; их представители. Взгляды славянофилов и западников по ключевым вопросам исторического развития России: о её роли и месте в мире, исторической миссии; об отношении к культуре и странам Западной Европы; об оценке исторической роли Петра I и его реформ; об основах российского общества и культуры; о роли и характере верховной власти; о способах претворения в жизнь своих идеалов и др. Русское общество и Православная церковь. Зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А.И. Герцен.
Народы России в первой половине XIX в.
Религии и народы Российской империи: христиане (православные, старообрядцы, католики, протестанты). Религии и народы Российской империи: нехристианские конфессии (иудаизм, ислам, язычество, буддизм). Конфликты и сотрудничество между народами. Царство Польское. Польское восстание 1830-1831 гг.: причины, ход и итоги. Кавказская война (1817-1864): причины, характер, основные события и итоги. Движение Шамиля.
Внешняя политика Николая I. Крымская война (1853-1856)
Внешнеполитический курс правительства Николая I. Русско-иранская война 1826-1828 гг. и её значение. «Восточный вопрос». Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Россия и революции в Европе. Причины военного конфликта между Россией и Турцией в 1853 г. Причины вступления в войну Англии и Франции. Этапы Крымской войны и основные события на театрах военных действий. Высадка союзников Турции в Крыму. Героическая оборона Севастополя и его защитники. Причины поражения России и условия Парижского договора. Влияние итогов Крымской войны на внутреннее и международное положение России, состояние умов российского общества.
Культурное пространство России в первой половине XIX в.
Особенности культурного развития основных сословий российского общества в первой половине XIX в. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Золотой век русской литературы. Роль литературы в жизни российского общества и становлении национального самосознания. Развитие архитектуры. Ампир как стиль империи. Изобразительное искусство. Выдающиеся архитекторы и живописцы первой половины XIX в. и их произведения. Театральное искусство. Формирование русской музыкальной школы. Развитие науки и техники. Географические экспедиции и открытия И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, В.М. Головина, Г.И. Невельского. Деятельность Русского географического общества. Российская культура как часть европейской культуры.
Раздел II. Россия в эпоху реформ (11 ч)
Отмена крепостного права
Личность Александра II. Причины необходимости реформ во всех сферах жизни общества. Первые шаги на пути к реформам. Подготовка Крестьянской реформы. Манифест 19 февраля 1861 г. Права крестьян и земельные наделы. Выкупная операция. Реакция разных слоёв общества на Крестьянскую реформу. Историческое значение отмены крепостного права.
Великие реформы 1860-1870-х гг.
Основные положения земской и городской реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового самосознания. Военные реформы и их влияние на состояние российской армии и общественные настроения. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Историческое значение Великих реформ. Реформы 1860—1870-х гг. — движение к правовому государству и гражданскому обществу. Вопрос о Конституции.
Пореформенная Россия. Сельское хозяйство и промышленность
Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Помещичье «оскудение». Социальные типы помещиков. Дворяне-предприниматели. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Социальные типы крестьян. Взаимосвязь помещичьего и крестьянского хозяйств. Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграция сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.
Народное самодержавие Александра III
Личность императора. Историческая ситуация, в которой Александр III вступил на российский престол. Отношение Александра III к реформам 1860-1870-х гг. Споры о Конституции. Манифест о незыблемости самодержавия. Политика консервативной стабилизации. Деятельность министров внутренних дел Н.П. Игнатьева и Д.А. Толстого. Реформа образования. Печать и цензура. Ограничение общественной деятельности. Изменения в судебной системе. Финансовая политика. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Консервация аграрных отношений.
Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX в.
Задачи внешней политики России в связи с международным положением страны после поражения в Крымской войне. Европейское направление внешней политики России в годы царствования Александра II. А.М. Горчаков и его деятельность на посту министра иностранных дел России. «Союз трёх императоров». Присоединение Средней Азии к Российской империи. Россия на Дальнем Востоке. «Восточный вопрос» и ситуация на Балканах после Крымской войны. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: причины, основные театры военных действий, выдающиеся победы русской армии. Берлинский конгресс 1878 г. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов Российской империи в царствование Александра III. Упрочение статуса России как великой державы.
Культурное пространство Российской империи во второй половине XIX в.
Рост образования и распространение грамотности. Становление национальной научной школы и её вклад в мировую науку. Достижения российской науки. Выдающиеся российские учёные. Литература второй половины XIX в. Развитие театра. Основные стили и жанры изобразительного искусства. Товарищество передвижных художественных выставок. Развитие архитектуры и градостроительства во второй половине XIX в. Выдающиеся композиторы второй половины XIX в. и их произведения. «Могучая кучка». Открытие СанктПетербургской и Московской консерваторий. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры.
Народы России во второй половине XIX в. Национальная политика самодержавия
Национальный и конфессиональный состав Российской империи. Основные регионы России и их роль в жизни страны. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Национальная политика самодержавия: между учётом своеобразия и стремлением к унификации. Еврейский вопрос. Поляки. Польское восстание 1863 г. Укрепление автономии Финляндии. Взаимодействие национальных культур и народов.
Общественная жизнь России в 1860-1890-х гг.
Влияние Великих реформ на общественную жизнь. Феномен интеллигенции. Расширение публичной сферы. Общественные организации и благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Либерализм и его особенности в России. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Русский анархизм. «Хождение в народ». «Земля и воля» и её раскол. «Чёрный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Консервативная мысль в конце XIX в. Национализм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.
Раздел III. Кризис империи в начале ХХ в. (12 ч)
На пороге нового века: динамика и противоречия экономического развития
Экономическая политика конца XIX в. Деятельность С.Ю. Витте на посту министра финансов и её результаты. Промышленное развитие. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Строительство Транссибирской магистрали. Зарождение первых монополий. Финансы. Развитие сельского хозяйства. Россия — мировой экспортёр хлеба. Аграрный вопрос.
Российское общество в условиях модернизации
Демография, социальная стратификация. Изменение положения женщины в обществе. Женское движение. Деревня и город. Урбанизация и облик городов. Разложение сословного строя. Крестьяне. Сдвиги в крестьянском сознании и психологии. Изменение положения дворянства и духовенства. Средние городские слои. Казачество. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права.
Россия в системе международных отношений в начале XX в. Русско-японская война
Международное положение Российской империи на рубеже веков. Приоритетные направления внешней политики России в конце XIX – начале ХХ в. Дальневосточная политика России. Российско-китайские договоры 1896—1898 гг., их значение для России и Китая в условиях борьбы за передел мира. Обострение российско-японских противоречий. Русско-японская война 1904-1905 гг.: ход военных действий, причины поражения России. Портсмутский мирный договор.
Накануне Первой российской революции 1905-1907 гг.
Россия на рубеже XIX-ХХ вв. Личность Николая II. Кризисные явления в обществе. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». Борьба в правительстве накануне Первой российской революции. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел.
Начало Первой российской революции. Манифест 17 октября 1905 г.
«Правительственная весна» 1904 г.: деятельность П.Д. Святополк-Мирского на посту министра внутренних дел. «Банкетная кампания». Предпосылки Первой российской революции. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоёв, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г.
Формирование политических партий. Революционные события конца 1905 г.
Партия социалистов-революционеров: программа, тактика, лидеры. Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы): программа, лидеры. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Революционные события ноября — декабря 1905 г.
Становление российского парламентаризма
Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Полномочия Государственной думы, Государственного совета и императора и порядок принятия законов. Избирательная кампания в I Государственную думу. Деятельность I и II Государственных дум: итоги и уроки. Новый избирательный закон (3 июня 1907 г.).
Общество и власть после революции
Программа системных реформ П.А. Столыпина. Исторические условия проведения реформ. Военно-полевые суды. Крестьянская реформа. Переселенческая политика. Масштабы и результаты реформ П.А. Столыпина. Правительство и Государственная дума. Деятельность III и IV Государственных дум. Незавершённость преобразований и нарастание социальных противоречий.
Российская внешняя политика накануне Первой мировой войны
Внешняя политика России после русско-японской войны. Блоковая система и участие в ней России. Деятельность А.П. Извольского на посту министра иностранных дел. Обострение международной обстановки. Боснийский кризис. Россия в международных отношениях в преддверии мировой катастрофы.
Серебряный век русской культуры
Серебряный век. Русская философская школа начала ХХ в. и идеи её ярких представителей (В.С. Соловьёв, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин, Н.А. Бердяев и др.). Литература Серебряного века: основные направления и представители. Новые направления в живописи. «Мир искусства». Модерн в архитектуре. Скульптура начала ХХ в. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. Развитие балетного искусства. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа.
Просвещение и наука в начале XX в.
Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом. Открытия российских учёных. Основатели новых научных направлений (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Н.Е. Жуковский и др.). Достижения гуманитарных наук. Вклад России начала ХХ в. в мировую культуру.
Обобщающее повторение (1 ч)
Распределение учебных часов по разделам программы с учетом программы воспитания с указанием часов,
отводимых на изучение каждой темы
№ п/п | Раздел | Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок» | Количество часов |
1. | Раздел 10. Начало индустриальной эпох | Осознание значимости становление индустриального общества, развития идеологий, обосновывающих различные пути и способы развития общества. Воспитание уважения к историческому наследию народов Европы, идеям ученых, достижениям деятелей искусства | 1 |
2. | Раздел 11. Страны Европы и США в первой половине XIX века | Формирование толерантного сознания и поведения в современном мире, уважения к культуре, образу жизни, религии других народов, понимание их выбора пути развития | 2 |
3 | Раздел 12. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX- начале XX века | Формирование толерантного сознания и поведения в современном мире, уважения к культуре, образу жизни, религии других народов, понимание их выбора пути развития. Воспитание уважения к борьбе народов с колониализмом. | 2 |
4 | Раздел 1. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в | Понимание места России в мире на рубеже веков, задач, стоящих перед страной, путей развития и формирование собственной оценки положения России в сравнении с другими странами | 1 |
5 | Раздел 4. Эпоха Великих реформ в России. 1860-1870-е гг. | Воспитание важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации личности на основе изучения исторического опыта деятельности народов нашей страны в период Великих реформ; Осознание значимости реформ для дальнейшего развития страны; Понимание необходимости участия России в русско-турецкой войне, влияния результатов данной войны на геополитическое положение России, воспитание патриотизма на примере героизма русских солдат в русско-турецкой войне; Формирование собственного отношения к деятельности революционных организаций, к террору как способу революционной борьбы. | 2 |
6 | Раздел 2. Российская империя в царствование Александра 1 1801-1825 гг. | Воспитание важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации личности на основе изучения исторического опыта деятельности народов нашей страны в первой четверти XIX века; Осознание влияния идей авторов проектов реформ на формирование общественного сознания; Формирование патриотизма через осознание подвига русских людей в войне 1812 года; осознание последствий Отечественной войны для общества; Формирование собственного отношения к деятельности декабристов, их роли в истории России. | 2 |
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Виды и формы текущего контроля:
- устный (индивидуальный или фронтальный опрос, защита рефератов, докладов, проектов, собеседование, зачет, устная взаимопроверка.);
- письменный (домашние работы, проверочные работы, практические работы, тестовые задания (в том числе с использованием ИКТ), сочинения, диктанты, письменная взаимопроверка.)
- накопительная система оценки и др.
Текущий контроль успеваемости - это систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая учителем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой. Текущий контроль успеваемости обучающихся в школе осуществляется учителями по 5-балльной системе (минимальный балл - 1; максимальный балл- 5).
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса.
Промежуточная аттестация – это оценка качества освоения обучающимися какой-либо части (частей) темы (тем) учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) по окончании их изучения по итогам учебного периода (четверти, полугодия, года).
Итоговая аттестация – это оценка степени и уровня освоения выпускниками образовательной программы по завершении основного общего и среднего общего образования для определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ требованиям образовательного стандарта. Педагогический аудит – независимая оценка знаний учебного предмета учащимися, полнота и прочность усвоения учебного материала на всех ступенях школьного образования (начального, основного, среднего). Аттестационный материал – контрольно-измерительные материалы для проведения аттестации учащихся.
Вводный контроль учащихся - процедура, проводимая в начале учебного года с целью определения степени сохранения полученных ранее знаний, умений и навыков в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом.
Отметка - это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений обучающихся в цифрах.
Оценка учебных достижений -это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности.
Контроль текущей успеваемости обучающихся может проводиться в следующих формах:
а)проверочные работы (по заданию администрации);
б) практические работы;
в) самостоятельные работы (в том числе по вариантам или по индивидуальным заданиям);
г) защита рефератов (творческих работ);
д)дифференцированные зачёты;
е) собеседование;
ж) тестирование;
з) устный опрос;
и) проверка домашних заданий (в т.ч. сочинений, индивидуальных заданий, творческих работ).
Критерии оценки
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию обществознания как учебной дисциплины;
- правильно выполнил схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
100-90 % и более | отлично |
89%- 70% | хорошо |
69-51% | удовлетворительно |
менее 51% | неудовлетворительно |
При выполнении контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания истории.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (разработано с учетом рабочей программы воспитания)
№ | Тема урока (с учетом рабочей программы воспитания) | Кол-во часов | Дата проведения | Коррекция | Д/з |
план | факт | | |
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ |
Раздел I. Революции и реакция в Европейском и мировом развитии |
1 | Империя Наполеона I. | 1 | | | | §1 |
2 | Народы против Французской империи | | 1 | | | | §2 |
3 | Поход в Россию и крушение Французской империи | 1 | | | | §3 |
4 | Священный союз и революционное движение в Европе в 1820– 1830-е гг. | 1 | | | | §4 |
5 | Освободительное движение в Латинской Америке в первой половине XIX в. | 1 | | | | §5 |
Раздел II. Становление национальных государств в Европе |
6 | Революции в 1848–1849 гг. В Европе | 1 | | | | §6 |
7 | Начало объединения Италии и Германии | 1 | | | | §7 |
8 | Внутренняя политика Наполеона III. Франко-прусская война и Парижская коммуна | 1 | | | | §8 |
Раздел III. Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно-политические процессы |
9 | Рост промышленного производства и зарождение рабочего движения в первой половине XIX в. | 1 | | | | §9 |
10 | Индустриальные страны во второй половине XIX — начале XX в. | 1 | | | | §10 |
11 | Консервативные, либеральные и социалистические идеи в XIX в. | 1 | | | | §11 |
12 | Повторительно-обобщающий урок «Мир в первой половине XIXв.» | 1 | | | | |
Раздел IV. Ведущие страны мира в середине XIX – начале XX века. |
13 | Великобритания и её доминионы. | 1 | | | | §12 |
14 | США во второй половине XIX — начале XX в. | 1 | | | | §13 |
15 | Страны Западной и Центральной Европы в конце XIX –нач.XX в. | 1 | | | | §14 |
16 | Государства Южной и Юго-Восточной Европы | 1 | | | | §15 |
17 | Япония на пути модернизации. | 1 | | | | §16 |
Раздел V. Восток в орбите Запада. Латинская Америка в конце XIX – начале XX в. |
18 | Индия под властью англичан | 1 | | | | §17 |
19 | «Опиумные войны» и закабаление Китая индустриальными державами | 1 | | | | §18 |
20 | Османская империя и Персия в XIX -нач. XX в. | 1 | | | | §19 |
21 | Завершение колониального раздела мира | 1 | | | | §20 |
22 | Колониализм: последствия для метрополий и колоний | 1 | | | | §21 |
23 | Латинская Америка в мировой индустриальной цивилизации | 1 | | | | §22 |
Раздел VI. Обострение противоречий на международной арене в конце XIX – начале XX в. |
24 | Военно-политические союзы и международные конфликты на рубеже XIX-ХХ вв. | 1 | | | | §23 |
Раздел VII. Наука, культура и искусство в XIX – начале XX в. |
25 | Технический прогресс и развитие научной картины мира | 1 | | | | §24 |
26 | Культурное наследие XIX — начала XX в. | 1 | | | | §25 |
27 | Повторительно- обобщающий урок «Новая история XIX-начала XX в.» | 1 | | | | |
28 | Итоговая контрольная работа | 1 | | | | |
ИСТОРИЯ РОССИИ |
1 | Введение. Проблемы достоверности и фальсификации исторических знаний | 1 | | | | с. 4-5 |
Раздел I. Россия на пути к реформам. 1801—1861 гг. (15 часов) |
2 | Российское общество. Промышленность и торговля в первой половине XIX в. Деревня и город | 1 | | | | § 1, 2 |
3 | Государственный либерализм: Александр I и его реформы | 1 | | | | § 3 |
4 | Внешняя политика России в начале XIX в. | 1 | | | | § 4 |
5-6 | Отечественная война 1812 г. «Ратоборцы селенгинского полка» | 2 | | | | § 5-6 |
7 | От либерализма к охранительству: политика Александра I в послевоенную эпоху | 1 | | | | § 7 |
8 | Движение декабристов | 1 | | | | § 8 |
9 | Николаевское самодержавие: государственный консерватизм | 1 | | | | § 9 |
10 | Экономическая и социальная политика Николая I | 1 | | | | § 10 |
11 | Общественная и духовная жизнь в 1830-1850-х гг. | 1 | | | | § 11 |
12 | Народы России в первой половине XIX в. Бурятия в первой половине XIX в. | 1 | | | | § 12 |
13 | Внешняя политика Николая I. Крымская война (1853-1856) | 1 | | | | § 13 |
14-15 | Культурное пространство России в первой половине XIX в. | 2 | | | | § 14-15 |
16 | Обобщение по теме «Россия на пути к реформам. 1801-1861 гг.» | 1 | | | | |
Раздел II. Россия в эпоху реформ (11 ч) |
17 | Отмена крепостного права | 1 | | | | § 16 |
18 | Великие реформы 1860-1870-х гг. | 1 | | | | § 17 |
19 | Пореформенная Россия. Сельское хозяйство и промышленность | 1 | | | | § 18 |
20 | Народное самодержавие Александра III | 1 | | | | § 19 |
21 | Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX в. | 1 | | | | § 20 |
22-23 | Культурное пространство Российской империи во второй половине XIX в. | 2 | | | | § 21-22 |
24 | Народы России во второй половине XIX в. Национальная политика самодержавия. Бурятия во второй половине XIX в. | 1 | | | | § 23 |
25-26 | Общественная жизнь России в 1860-1890-х гг. | 2 | | | | § 24-25 |
27 | Обобщение по теме «Россия в эпоху реформ» | 1 | | | | |
Раздел III. Кризис империи в начале ХХ в. (12 ч) |
28 | На пороге нового века: динамика и противоречия экономического развития | 1 | | | | § 26 |
29 | Российское общество в условиях модернизации | 1 | | | | § 27 |
30 | Россия в системе международных отношений в начале ХХ в. Русско-японская война | 1 | | | | § 28 |
31 | Накануне первой российской революции 1905-1907 гг. | 1 | | | | § 29 |
32 | Начало первой российской революции. Манифест 17 октября 1905 г. | 1 | | | | § 30 |
33 | Формирование политических партий. Революционные события конца 1905 г. | 1 | | | | § 31 |
34 | Становление российского парламентаризма | 1 | | | | § 32 |
35 | Общество и власть после революции. Бурятия после революции 1917 г. | 1 | | | | § 33 |
36 | Российская внешняя политика накануне Первой мировой войны | 1 | | | | § 34 |
37 | Серебряный век русской культуры | 1 | | | | § 35 |
38 | Просвещение и наука в начале ХХ в. | 1 | | | | § 36 |
39 | Обобщение по теме «Кризис империи в начале ХХ в.» | 1 | | | | |
40 | Обобщающее повторение по курсу «История России. 1801-1914» | 1 | | | | |