ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с переходом на новую структуру (1993-1994 уч.г.) составлена новая программа по Истории Дагестана в 8-9 и 10-11 классах.
8класс- с древнейших времен до конца XVIII века, 34ч.
9 класс- конец XVIII-начало XIX века, 34ч.
10 класс-начало XIX-до послевоенного периода(1946-1960), 34ч.
11 класс-История и культура Дагестана с середины 40-х-90-х гг (34ч.)
В программе в доступной форме отражены основные, заслуживающие внимания события довольно сложных культурно-исторических и этногенетических процессов, протекавших в этом регионе Кавказа.
Она дает учащимся необходимые представления о всех компонентах Истории Дагестана, включая экономику, политику, культуру, взаимоотношения с соседями и согражданами по Российскому государству. Учтен в ней и не менее важный аспект – воспитательный.
Программа позволяет определить проблематику курса Истории Дагестана. Учебники, конкретизируя программу, определят содержание курса, глубину раскрытия включенных в них проблем и группировку материала отдельных тем.
11класс.
История и культура Дагестана с середины 40-х – 90-е гг.
Автор А.Р. Исмаилов. Материалы к урокам истории Дагестана в 11-х классах.Махачкала 1999г.
Глава I. Экономика Дагестана в 1946-1980-е гг.3 часа
Глава II. Нарастание кризисных явлений в жизни общества в 70-х-начале 80-х гг.2 часа стр.18.
Глава III. Развитие образования, науки и культуры в Дагестане в 1945-65гг. 5 часов
Глава III. Культура Дагестана. 3 часа
ГлаваIV. Дагестан в 1999-98 гг.9 часов.
ГлаваV. Народное хозяйство Дагестана в 90-е годы.3 часа.
ГлаваVI.Изменения в сфере образования, науки и культуры Республики в условиях рынка. 5 часов
Задачи:
Одной из задач прохождения курса, это- привить любовь к родному краю, знать его историю, ценить то достояние, которое досталось новому поколению, знать свою культуру, свои обычаи.
Моя задача, показать многовековой труд поколений, чтобы учащиеся соприкоснулись с событиями их героической борьбы с иноземными захватчиками и внутренними угнетателями. Познакомить с выдающимися деятелями прошлого и настоящего Страны гор, еще раз убедиться в том, что в любых испытаниях наши народы были заодно, хотя языки их были разные, что прошлое дагестанцев тесно переплетается с историей народов-соседей Закавказья и Северного Кавказа, русского и других народов нашей страны.
История – это мудрость, накопленная веками, и ее уроки учат, как жить и развиваться дальше. История показывает талант народа, его достижения и возможности.
«Интерес к прошлому – это забота о будущем»,- говорил известный ученый академик Д. С. Лихачев. Каждому дагестанцу знакомы крылатые слова великого поэта современности Расула Гамзатова: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки!» Моя задача, знакомя учащихся с историей Дагестана, показать его богатое, уходящее вглубь тысячелетий прошлое, которое по крупицам собирают и изучают ученые – историки, археологи, этнографы.
Дополнительный материал, используемый на уроках:
1. Учебники по Истории Дагестана
2.Самостоятельная работа школьников при изучении истории Дагестана 8-11 классы.
Учебно-методическое пособие. Автор Г. Р. Багомедов.
3.История Дагестана с древнейших времен до 16 века. Авторы М. С. Гаджиев, О.М.Давудов, А.Р.Шихсаидов.
4. методическое пособие В.В.Мамцева к учебнику М.С.Гаджиева.
5. Краеведческий материал школы.
6. Экспонаты школьного музея.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс. 34 часа.
История и культура Дагестана с середины 40-х-90-хгг.
Автор А. Р. Исмаилов. Махачкала 1999 г.стр.77.
№ | ТЕМА | СТР. | ТИП УРОКА | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
Глава I. Экономика Дагестана в 1946-1980-е гг.3 часа | |
1 | Восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства Дагестана в 1946-65гг. | Стр.9 | | |
2 | Индустриальное преобразование Дагестана в 1966-80 гг. | Стр.13. | | |
3 | Сельскохозяйственное производство. Энергетика Дагестана | Стр.16 | | |
ГлаваII.Нарастание кризисных явлений в жизни общества в 70-х-начале 80-х гг.2 часа стр.18. |
4 | Резервы и решения продовольственной проблемы. Развал СССР. Переход к рыночным отношениям | Стр.21 | Сам.раб | |
ГлаваIII.Развитие образования, науки и культуры в Дагестане в 1945-65гг. 5 часов |
5 | Школьное образование | Стр.23 | | |
6 | Завершение ликвидации неграмотности | 26 | | |
7 | Рост национальных кадров специалистов | 27 | | |
8 | Достижения в области науки | Стр.29 | | |
9 | Развитие литературы и искусства в Дагестане. | Стр.32 | | |
Глава III. Культура Дагестана. 3 часа |
10 | Народное образование | Стр.34. | | |
11 | Достижения и развития науки, литературы и искусства в Дагестане. | Стр.36 | | |
12 | Здравоохранение, физическая культура и туризм. | Стр.43 | Тестир. | |
Глава IV. Дагестан в 1999-98 гг.9 часов. |
13 | Изменение политической обстановки в РД. | СТР.45 | | |
14 | Роспуск Советов, соотстранение большинства депутатов от выполнения своего общественного долга. | Стр.48 | | |
15 | Выборы в Федеральное Собрание Российской Федерации | Стр.50 | | |
16 | Выборы в представительные органы местного самоуправления. | Стр.51 | | |
17 | Новая конституция РД. | Стр.52 | | |
18 | Новое геополитическое положение Дагестана. | Стр.53 | | |
19 | Осложнение обстановки в Дагестане в связи с войной в Чеченской Республике. | Стр.55 | | |
20 | Трагедия в г. Кизляре | Стр.56 | | |
21 | Боевые действия в селе Первомайское | Стр.57 | | |
22 | Вооруженное нападение на воинскую часть в Буйнакске | Стр58 | Сам.раб. | |
ГлаваV. Народное хозяйство Дагестана в 90-е годы.3 часа. |
23 | Экономический кризис | 59 | | |
24 | Изменение в структуре народного хозяйства | 59-63 | | |
| ГлаваVI. Изменения в сфере образования, науки и культуры Республики в условиях рынка. 5 часов |
25 | Регионолизация содержания образования | 64 | | |
26 | Структура образовательных учреждений | 65 | | |
27 | Возрождая традиции | 66 | | |
28 | Развитие Дагестанской науки | 67 | | |
39 | Литература и искусство | 70 | Повт.обоб.урок | |
30 | Возрождение сокровищ дагестанского зарубежья. | 72 | Сам.раб. | |
31 | Повторение | 1-72 | | |
32 | Повторение | 1-72 | | |
33 | Резерв | | | |
34 | Резерв | | | |