Рабочая программа по истории Курского края составлена на основе регионального учебного пособия «История и современность Курского края» под общей редакцией проф. Б.Н.Королева. Курс «История Курского края» изучается за счет учебного времени из регионального компонента Учебного плана.
Данный курс рассчитан на 34 часа в год из расчёта 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения истории Курского края обучающиеся 8 класса должны:
Знать/ понимать
Основные этапы и ключевые события связанные с историей Курского края
основные этапы жизни выдающихся деятелей науки и культуры Курской области, а также известных гостей Курского края.
Важнейшие достижения в области социально-экономического и культурного развития края и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
Историко-культурные памятники края
Изученные виды исторических источников: документы, иллюстрации и т.д.
Уметь
Работать с историческим источником: использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства различных источников; использовать факты, содержащиеся в исторических документах, в рассказе об исторических событиях;
Описывать исторические события и памятники культуры: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов, эссе;
Анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления: соотносить историю Курского края с общими историческими процессами и отдельными фактами, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий Курского края.
Объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории Курского края.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни Курского края;
Высказывания собственных суждений об историческом наследии курян;
Объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
Высказывания своего отношения к современным событиям и явлениям, опираясь на представления об историческом опыте.
Содержание программы
Глава 9 «Эпоха русского чуда». Героизм и боль народа.
Продналог в Курской губернии. Индустриализация народного хозяйства. Коллективизация сельского хозяйства. Факты развития культуры.
Глава 10. Сороковые, роковые
Куряне в боевом строю. Оборонительные бои. Оккупационный режим. Борьба в тылу врага. Курская битва. Звёзды славы боевой. Куряне- участники Курской битвы. Герои Советского района, пионеры-герои. Моё село в годы войны.
Глава 11. Двадцать лет после войны
Экономика области после войны.
Наш Никита Сергеевич
Глава 12. При нашем участии (1966-1968 гг.)
Промышленность и сельское хозяйство
Социальная сфера
Глава13 . Экологическая жизнь края.
Географическое положение области, агроклиматические и почвенные ресурсы. Полезные ископаемые.
Агроклиматические и почвенные ресурсы. Хозяйство области.
Промышленность и сельское хозяйство в условиях рынка.
Глава 14. Религиозная жизнь курян и историко-культурные памятники.
Монастыри. Крестный ход в Курской губернии.
Коренная пустынь-духовный смысл России.
Знаменитые историко-культурные памятники
Глава 15. Курский край на литературной карте России
Кладезь народной мудрости. Курские мотивы в «Слове о полку Игореве»
Из курского гнезда.
В зеркале русской классической литературы.
Фетовская вселенная красоты
Евгений Носов
Глава 16 Музыкальная жизнь Курского края.
Старинные песни и хороводы. Первые наши композиторы.
Исполняют куряне.
Театральная сцена. Русский актёр - М.С. Щепкин
Глава 17 Народное образование в Курской области
От духовного образования к светскому.
Народное образование с сер. 19 века до наших дней.
Глава 18 Топонимика Курской области
Происхождение и смысл географических названий. Имена рек.
Имена и биографии сёл.
Тематическое планирование
1 час в неделю, всего - 34 часа
Тема | Количество часов | Контрольных работ |
Эпоха русского чуда | 4 | |
Сороковые, роковые | 6 | |
Двадцать лет после войны | 2 | |
При нашем участии (1966-1968 гг.) | 2 | |
Экологическая жизнь края. | 3 | |
Религиозная жизнь курян и историко-культурные памятники | 3 | |
Курский край на литературной карте России | 5 | |
Музыкальная жизнь Курского края. | 3 | |
Народное образование в Курской области | 2 | |
Топонимика Курской области. | 2 | |
Заключение | 2 | 1 |
Итого: | 34 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ п/п | № урока в данной теме | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
| План | Факт |
| | | | | |
| | Глава 9. Эпоха русского чуда | 4 | | |
1 | 1 | Продналог в Курской губернии | 1 | | |
2 | 2 | Индустриализация народного хозяйства | 1 | | |
3 | 3 | Коллективизация сельского хозяйства | 1 | | |
4 | 4 | Факты развития культуры | 1 | | |
| | Глава 10. Сороковые, роковые | 6 | | |
| | | | | |
5 | 1 | Куряне в боевом строю | 1 | | |
6 | 2 | Оборонительные бои | 1 | | |
7 | 3 | Оккупационный режим. Борьба в тылу врага | 1 | | |
8 | 4 | Курская битва | 1 | | |
9 | 5 | Звёзды славы боевой. Куряне- участники Курской битвы. Герои Советского района, пионеры-герои. | 1 | | |
10 | 6 | Моё село в годы войны. | 1 | | |
| | Глава 11. Двадцать лет после войны | 2 | | |
11 | 1 | Экономика области после войны. | 1 | | |
12 | 2 | Наш Никита Сергеевич | 1 | | |
| | Глава 12. При нашем участии (1966-1968 гг.) | 2 | | |
13 | 1 | Промышленность и сельское хозяйство | 1 | | |
14 | 2 | Социальная сфера | 1 | | |
| | Глава13 . Экологическая жизнь края. | 3 | | |
15 | 1 | Географическое положение области, агроклиматические и почвенные ресурсы. Полезные ископаемые. | 1 | | |
16 | 2 | Агроклиматические и почвенные ресурсы. Хозяйство области. | 1 | | |
17 | 3 | Промышленность и сельское хозяйство в условиях рынка. | 1 | | |
| | Глава 14. Религиозная жизнь курян и историко-культурные памятники. | 3 | | |
18 | 1 | Монастыри. Крестный ход в Курской губернии. | 1 | | |
19 | 2 | Коренная пустынь-духовный смысл России. | 1 | | |
20 | 3 | Знаменитые историко-культурные памятники. | 1 | | |
| | Глава 15. Курский край на литературной карте России | 5 | | |
21 | 1 | Кладезь народной мудрости. Курские мотивы в «Слове о полку Игореве» | 1 | | |
22 | 2 | Из курского гнезда. | 1 | | |
23 | 3 | В зеркале русской классической литературы. | 1 | | |
24 | 4 | Фетовская вселенная красоты | 1 | | |
25 | 5 | Евгений Носов | 1 | | |
| | Глава 16 Музыкальная жизнь Курского края. | 3 | | |
26 | 1 | Старинные песни и хороводы. Первые наши композиторы. | 1 | | |
27 | 2 | Исполняют куряне. | 1 | | |
28 | 3 | Театральная сцена. Русский актёр- М.С. Щепкин | 1 | | |
| | Глава 17 Народное образование в Курской области | 2 | | |
29 | 1 | От духовного образования к светскому. | 1 | | |
30 | 2 | Народное образование с сер. 19 века до наших дней. | 1 | | |
| | Глава 18 Топонимика Курской области. | 2 | | |
31 | 1 | Происхождение и смысл географических названий. Имена рек. | 1 | | |
32 | 2 | Имена и биографии сёл. | 1 | | |
| | Заключение | 2 | | |
33 | 1 | Тестовая проверка знаний. | 1 | | |
34 | 2 | Экскурсия. | 1 | | |
7