Настоящий курс «История Отечества» предназначен для учащихся 7-8 классов, изучающих историю в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в нарушении развития умственной деятельности.
Рабочая программа линии УМК разработана в соответствии с учебным планом МБОУ СШ №1 р.п. Мулловка для ступени основного общего образования на основе «Программы специальных образовательных учреждений VIII вида». Зав.ред. В.В. Воронкова. М: Гуманитарный издательский центр Владос, 2017 год.
Цели курса определяются необходимостью реализации прав личности такого ребенка на образование.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности умственно отсталых детей, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.
В течение предшествующих десятилетий при изучении отечественной истории из нее искусственно выбрасывалось все, что было связанно с традиционной духовностью русского народа, с православной верой. Игнорировался тот факт, что и русская государственность, и русская культура, и русский менталитет органично вытекают из православной традиции, без которой история Отечества не может быть понята, а главное — прочувствована до конца.
Данный курс истории отечества на конкретных примерах родной истории способствует формированию нравственных черт личности наших учащихся. Это приобретает особую актуальность в условиях нравственной деградации современного российского общества при отсутствии государственной системы ценностей в воспитательном процессе. В курсе «Истории Отечества» целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, причем не только по истории, но и иным предметам. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы позволяет шире реализовать интегративный подход к отечественной истории с тем чтобы сформировать целостную картину развития человеческой цивилизации. Данная программа отражает основные положения учебника История России для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт. И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова, И.В. Карелина. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений.
Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Занятия проводятся в классно урочной форме.
Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Для контроля ЗУНов воспитанников применяются тестовые, контрольные, срезовые, самостоятельные работы. В курс вошло 3 (три) урока проверки контроля знаний, на тестовые, срезовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 7-9 классов. Срок реализации настоящей программы 3 учебных года. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (45 мин). На курс отведено 204 академических часа или 68 часов в год или 2 часа в неделю. Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
На уроках истории воспитанники должны ознакомиться с наиболее значительными событиями из истории нашей Родины, современной общеполитической жизнью страны, получают основы правового и нравственного воспитания. Материал курса создает представление о наиболее важных сторонах жизни общества.
Воспитанники с легкой и средней степенью умственной отсталости по окончании 9 класса должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для самостоятельной жизни. Они должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения, владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации.
По учебному плану школы изучению курса отводиться 2 часа в неделю, т.е. 70 часов. Курс истории Отечества относится к общеобразовательным курсам в содержании основных компонентов Базисного плана. Относится к Федеральному компоненту.
| Единая Россия (конец XV века – XVII век) | 20 часов | Формировать у детей представление о России, как о едином государстве. Познакомить с основателями мощного Российского государства | Знать основные даты периода. Уметь ориентироваться в периоде |
1 | Иван III Великий – глава единого государства Российского | 1 |
2 | Расширение государства российского при Василии III | 1 |
3 | Российская православная церковь в Российском государстве | 1 |
4 | Первый русский царь Иван IV Грозный | 1 |
5 | Опричнина Ивана Грозного | 1 |
6 | Присоединение к Российскому государству Поволжья | 1 |
7 | Покорение Сибири | 1 |
8 | Быт простых и знатных людей | 1 |
9 | Москва – столица государства Российского | 1 |
10 | Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря» | 1 |
11 | Великий иконописец Андрей Рублев | 1 |
12 | Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России | 1 |
13 | Правление Бориса Годунова | 1 |
14 | Смутное время | 1 |
15 | Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков | 1 |
16 | Начало правления династии Романовых | 1 |
17 | Крепостные крестьяне | 1 |
18 | Крестьянская война под предводительством С.Разина | 1 |
19 | Раскол в Русской православной церкви | 1 | | |
20 | Освоение Сибири и Дальнего Востока | 1 |
| Великие преобразования России в XVIII веке | 19 часов | Формировать у воспитанников представление периоде реформ в России. Показать значение реформ Петра и Екатерины для развития России. Работать над развитием психических процессов воспитанников, коррекцией аналитико-синтетической деятельности. Воспитывать мотивацию к учению. | Знать правителей эпохи, основные определения по теме, даты и персоналии Уметь определить сословие, отличать живопись от скульптуры и архитектуры. Знать новые слова. |
1 | Начало правления Петра I | 1 |
2 | Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга | 1 |
3 | Полтавская битва | 1 |
4 | Победа русского флота. Окончание Северной войны | 1 |
5 | Петр I – первый российский император | 1 |
6 | Преобразования ПетраI | 1 |
7 | Эпоха дворцовых переворотов. | 1 |
8 | Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова. | 1 |
9 | Основание в Москве первого Российского университета и академии художеств. | 1 |
10 | Правление Екатерины II. | 1 |
11 | «Золотой век» дворянства. | 1 |
12 | Положение крепостных крестьян. | 1 |
13 | Восстание под предводительством Е.Пугачева. | 1 |
14-15 | Русско – турецкие войны второй половины XVIII века. | 2 |
16 | Знаменитый полководец Александр Суворов. | 1 |
17 | Русские изобретатели и умельцы. | 1 |
18 | Развитие литературы и искусства в XVIII веке. | 1 |
19 | Быт русских людей в XVIII веке. | 1 |
| История нашей страны в XIX веке. | 24часа | Формировать у воспитанников представление об Отечественной войне 1812 года, как о значимом периоде в истории России. Работать над развитием психических процессов воспитанников, коррекцией аналитико-синтетической деятельности. Воспитывать мотивацию к учению | Знать героев Отечественной войны, открытия и достижения этого периода даты, основные понятия. Уметь различать цели понятия «наука и культура», устанавливать причинно-следственные связи. |
1 | Россия в начале XIX века. | 1 |
2 | Начало Отечественной войны 1812 года. | 1 |
3 | Михаил Илларионович Кутузов | 1 |
4 | Бородинская битва. | 1 |
5 | Оставление Москвы. | 1 |
6 | Народная война против армии Наполеона. | 1 |
7 | Отступление и гибель французской армии. | 1 |
8 | Правление Александра I. | 1 |
9 | Создание тайных обществ в России. | 1 |
10 | Восстание декабристов. | 1 |
11 | Император Николай I. | 1 |
12 | «Золотой век» русской культуры. | 1 |
13 | Великий русский поэт А.С.Пушкин. | 1 |
14 | Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века. | 1 |
15 | Крымская война 1853 – 1856 годов. | 1 |
16 | Отмена крепостного права. | 1 |
17 | Реформы Александра II. | 1 |
18 | Правление Александра III. | 1 |
19 | Развитие российской промышленности. | 1 |
20 | Появление революционных кружков в России. | 1 |
21-22 | Наука и культура во второй половине XIX века. | 2 |
23 | Жизнь и быт русских купцов. | 1 |
24 | Быт простых россиян в XIX веке. | 1 |
2 | Контрольная работа | 1 |
7-10 | Повторение. | 4 часа | | |
| Россия в начале XX века | 10 часов | Формировать представление реформах начала 20 века. Показать значение русско-японской и Первой мировой войны. Развивать речемыслительную деятельность воспитанников. | Знать понятия «забастовка, стачка, демократия, социализм» и т.д. |
1 | Начало правления Николая II | 1 час |
2-3 | Русско-японская война 1904-05 гг. | 2ч. |
4-5 | Кровавое воскресенье. Первая русская революция | 2ч. |
6 | Появление первых политических партий в России | 1ч. |
7 | Реформы государственного управления | 1ч. |
8 | Реформы П.А. Столыпина | 1ч. |
9 | «Серебряный век» русской культуры | 1ч. |
10 | Россия в Первой мировой войне | 1ч. |
11 | Повторение | 1ч. |
| Россия в 1917-1920г-х | 9 часов | Формировать представление у воспитанников о перевороте в России. Воспитывать чувство патриотизма. | знать понятия этого периода, даты. |
1 | Февральская революция и отречение царя от престола | 1 |
2 | Захват власти большевиками в Петрограде | 1 |
3 | Установление советской власти | 1 |
4 | Начало гражданской войны и интервенции | 1 |
5 | Борьба между красными и белыми | 1 |
6 | Крестьянская война против красных и белых | 1 |
7-8 | Экономическая политика советской власти | 2 |
9 | Жизнь и быт людей в годы революций и Гражданской войны. | 1 |
2 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 час | | |
| Советская Россия – СССР в 20-30-е гг. ХХ века | 9ч. | Показать значение реформ в развитии Российского государства. Работать над развитием и активизацией словаря детей. | знать понятия по теме, уметь различать индустриализацию от коллективизации, учиться строить причинно-следственные связи. |
1 | НЭП – новая экономическая политика | 1 |
2 | Образование СССР. Первая Конституция СССР. | 1 |
3 | Изменения в системе государственного управления. Культ личности И.В. Сталина | 1 |
4 | Индустриализация СССР | 1 |
5 | Коллективизация сельских хозяйств | 1 | | |
6-7 | Конституция 1936 года. Политическая жизнь страны в 30-е гг. | 2 |
8 | Развитие науки и культуры в СССР в 20 – 30-е гг. | 1 |
9 | Жизнь и быт советских людей в 20-30-е гг. | 1 |
12 | Повторение | 1 час | | |
| СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. | 15 часов. | Формировать у детей представление о Вов. Познакомить детей с причинами войны, ее предпосылками. Воспитывать чувство патриотизма. | Знать: фашизм, нацисты. Знать: репрессии, враг народа. Уметь устанавливать причинно – следственные связи. |
1 | СССР накануне Второй Мировой войны. | 1 |
2 | Советский Союз в начале Второй мировой. | 1 |
3 | Начало Великой Отечественной войны. | 1 |
4 | Оборона Брестской крепости. | 1 |
5 | Маршал Жуков. | 1 |
6 | Битва за Москву. | 1 |
7 | «Все для фронта! Все для победы!» | 1 |
8 | Блокада Ленинграда. | 1 |
9 | Сталинградская битва. | 1 |
10 | Борьба советских людей на оккупированной территории. | 1 |
11 | Битва на Курской дуге. | 1 |
12 | Героизм тружеников тыла. | 1 | | |
13 | Окончание Великой Отечественной войны. | 1 |
14 | Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй Мировой. | 1 |
15 | Дети войны | 1 |
| Советский Союз в 1945 – 1991 годах | 12 часов | Показать развитие российской культуры, науки во второй половине ХХ века. Формировать представление детей об особенностях политики этого периода. | Знать задачи советских людей в послевоенное время, политических деятелей этого периода, значение реформ. |
1 | Возрождение советской страны после войны. | 1 |
2 | Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти Сталина. | 1 |
3 | Н.С.Хрущев. Реформы Хрущева. | 1 |
4 | Достижения в науке и технике в 50-60е годы. | 1 |
5 | Хрущевская оттепель. | 1 |
6 | Освоение космоса. | 1 |
7 | Экономика и политика в эпоху «Застоя». | 1 |
8 | Внешняя политика Советского Союза в 70е годы. Афганистан. | 1 |
9 | Советская культура и интеллигенция в годы «застоя». | 1 |
10 | Жизнь и быт советских людей в 70е – в начале 80х годов XX века. | 1 |
11 | Реформы М.С.Горбачева. | 1 |
10 | Распад СССР. | 1 |
| Новая Россия в 1991-2003 годах. | 5ч. | Значение реформ для России. Показать изменения в госуправлении. Показать научные достижения. | Знать даты, уметь устанавливать причинно – следственные связи. |
1 | Экономические реформы Ельцина Б.Н. | 1 |
2 | Реформы государственного управления. | 1 |
3 | Развитие науки и культуры в 90е годы XX века. | 1 |
4 | Продолжение реформ в России | 1 |
5 | Новая эпоха. Мир, в котором ты живешь | 1 |
13-14 | Повторение | 2 часа. | Закрепить полученные ЗУН по пройденному курсу Проверить ЗУН воспитанников | основные понятия курса, даты, персоналии периода, уметь устанавливать причинно-следственные связи |
3 | Контрольная работа | 1 |
8 класс.
3 четверть. (18 ч)