ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 2010 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.П. СУДАКОВА»
109559, г. Москва, ул. Белореченская, д. 8
Телефоны: (495) 359-17-46, (495) 359-01-01 Факс (495) 359-17-45
E-mail: [email protected] Сайт: sch2010uv.mskobr.ru
ОКПО 18125475, ОГРН 1137746780346, ИНН/КПП 7723881890/772301001
СОГЛАСОВАНО на Управляющем совете ГБОУ Школа № 2010 Протокол № 21 от 29.08.2018 _________________ А.Н. Алферов | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школа № 2010 ________________ Т.Е. Бронзес СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете ГБОУ Школа № 2010 Протокол № 6 от 29.08.2018 _________________ Т.Е. Бронзес |
Рабочая программа учебного курса
«История Отечества»
7-9 класс
на 2018-2019 учебный год
Составили:
Методическое объединение
учителей надомного образования СП-4
Москва 2018г.
Содержание
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета стр. 2
2. Содержание учебного предмета стр. 3
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы стр. 9
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.1 Личностные
Освоение учебного предмета обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты включают индивидуально личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
1.2 Предметные
представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
освоение гуманистических традиций и ценностей, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника; пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;
правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий,
выделять главную мысль в отрывке исторической статьи,
оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.
Учащиеся должны знать:
когда началось и закончилось событие (по выбору),
как протекало конкретное событие,
великих русских поэтов, писателей, ученых.
кто руководил основными сражениями;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1 7 класс
Что такое история. Что изучает история.
Как пользоваться книгой по истории.
Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в прошлом.
Наша Родина — Россия. Кто живет рядом и вокруг России. Наша страна на карте.
История нашей страны древнейшего периода
Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли русской.
Как жили наши предки — восточные славяне в далеком прошлом.
Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян.
Верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские витязи-богатыри и варяги – русичи. Роды и племена восточных славян и их старейшины. Появление княжеств в VIII—IX веках у восточных славян.
Объединение восточных славян под началом князя Рюрика.
Киевская Русь
Объединение и подчинение Киеву восточно-славянских племен. Создание Киевского государства. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав.
Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки.
Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне. Княжеское подворье, дружина. Гусляры-сказочники и их былины. Былинные богатыри — спасители земли русской. Жизнь простых людей, их быт и традиции, песни и верования, виды занятий и орудия труда. Искусство древнерусских ремесленников, иконопись, строительство храмов, летописание, образование и грамотность.
Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха. Последние годы великой державы. Лента времени. Исторические даты. «Повесть временных лет».
Распад Киевской Руси
Причины распада Киевской Руси. Рост городов. Появление отдельных 15 крупных княжеств-государств. Краткая характеристика основных княжеств (по выбору учителя) Киевского, Черниговского, Галицко-Волынского, Полоцкого, Смоленского, Новгородского.
Владимире-Суздальская Русь и наследие Киевской Руси. Андрей Боголюбский и перенос столицы во Владимир. Икона Владимирской Богоматери — хранительницы земли русской.
Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Хозяйство новгородской земли. Торговля, Ремесло. Управление в Новгороде. Внешнеторговые связи.
Русская культура в XII—XIII в. Памятники церковно-учитель-ной литературы. Архитектура, летописание, фольклор. Былины. «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты. Их содержание.
Борьба Руси с иноземными завоевателями
Создание державы Чингисхана. Условия жизни монгольских кочевников. Войско, военная дисциплина. Нашествие монголо-татар на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрат и других. «Злой город Козельск». Государство Золотая орда. Земли и народы, вошедшие в состав Золотой Орды. Русь под монголо-татарским игом.
Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле.
Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества
Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение русского и других народов. Усиление роли Москвы. Московский князь Иван Калита, его успехи. Основные слои городского населения, их быт и традиции.
Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде.
Отражение ордынских набегов. Личность Дмитрия Донского, хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значение Куликовской битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Сергей Радонежский. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды.
Иван III (1462—1505 гг.). Освобождение от иноземного ига (1480); возвеличение Москвы и укрепление Московского царства.
Повторение за год.
2.2 8 класс
Повторение. Единая Россия (конец XV – начало XVII века)
Иван III Великий – глава единого государства Российского. Расширение государства Российского при Василии III. Российская православная церковь в Российском государстве. Первый русский царь Иван IV Грозный. Опричнина Ивана Грозного. Присоединение к Российскому государству Поволжья. Покорение Сибири. Быт простых и знатных людей. Москва – столица государства Российского. Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России. Правление Бориса Годунова. Смутное время. Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков. Начало правления династии Романовых. Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Раскол в Русской православной вере. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
Великие преобразования России в XVIII веке
Начало правления Петра I. Начало Северной войны и строительства Санкт-Петербурга. Полтавская битва. Победа русского флота. Окончание Северной войны. Петр I-первый Российский император. Преобразования Петра I. Эпоха дворцовых переворотов. Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова. Основание в Москве первого Российского университета и академии художеств. Правление Екатерины II. «Золотой век» дворянства. Положение крепостных крестьян. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Русско-турецкие войны второй половины XVIII века. Знаменитый полководец Александр Суворов. Русские изобретатели и умельцы. Развитие литературы и искусства в XVIII века. Быт русских людей в XVIII веке.
История нашей страны в XIX веке
Россия в начале XIX века. Начало Отечественной войны 1812 года. Михаил Илларионович Кутузов. Бородинская битва. Оставление Москвы. Народная война против армии Наполеона. Отступление и гибель французской армии. Правление Александра I. Создание тайных обществ в России. Восстание декабристов. Император Николай I. «Золотой век» русской культуры. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века. Крымская война 1853-1856 года. Отмена крепостного права. Реформы Александра II. Правление Александра III. Развитие российской промышленности. Появление революционных кружков в России. Наука и культура во второй половине XIX века. Жизнь и быт русских купцов. Быт простых россиян в XIX веке.
2.3 9 класс
Россия в начале XX в. Правление Николая П. Экономический кризис в начале XX в. Спор о путях развития России. Формирование промышленной бур-жуазии: Рябушинские, Мамонтовы, Морозовы и др. Понятие буржуазия. Антиправительственные движения начала XX века: выступления рабочих и аграрное движение. Революционные события 1905—07 годов. Понятие революция. «Кровавое воскресенье» и восстание на броненосце «Потемкин». Созыв Государственной Думы. Формирование различных политических партий и движений: правые, центристы, левые Реформы П. А. Столыпина и их итоги.
Русско-японская война. Падение Порт-Артура, гибель крейсера «Варяг». I Мировая война и участие в ней России. Героизм и самоотверженность русских солдат. Череда побед и поражений русской армии в ходе военных действий. Знаменитый прорыв генерала А. А. Брусилова. Экономическое положение в стране во время I Мировой войны. Отношение народа к войне. Проблемы царской семьи и влияние на нее Григория Распутина. Отречение царя от престола. Временное правительство и Советы народных депутатов. Борьба между левыми партиями (меньшевики, эсеры и большевики) за власть. Экономический и политический кризис в России осенью 1917 г. Захват власти большевиками в Петрограде: мосты, почта, телеграф, банки. Низложение Временного правительства и захват Зимнего дворца. Провозглашение Советской власти. Первый руководитель Советского государства — В. И. Ленин. Вооруженная борьба за установление Советской власти в Москве. Первые декреты Советской власти. Отношение Советской власти к православной церкви, разрушение храмов, репрессии против священников и монахов. Уничтожение всей царской семьи. Отношение разных слоев населения к захвату власти большевиками.
Создание нового государства — Российской Федерации (РСФСР).
Гражданская война и интервенция
«Белое» движение и его лидеры: А. И. Деникин, П. Н. Врангель, А. В. Колчак, Л. Г. Корнилов. «Красные». Создание Красной армии. Командиры Красной армии: М. Н. Тухачевский, М. В. Фрунзе, С. М. Буденный, В. И. Чапаев. Противостояние «красных» и «белых». Отношение к ним различных слоев населения. «Зеленые» и повстанческая крестьянская армия батьки Махно. Иностранная интервенция и ее последствия. Недовольство армии политикой советского правительства. Кронштадтское восстание.
Экономическая политика Советской власти. Упадок промышленного производства, продразверстка. Недовольство населения, голод, разруха, страдания людей.
Переход Советской страны к нэпу.
Новая экономическая политика (нэп) в стране, ее сущность и основные отличия от предшествующей экономической политики Советской власти. Красные наркомы, красные директора, мелкие лавочники, крестьяне-единоличники, новая советская буржуазия. Резкое увеличение аппарата чиновников. Положительные и отрицательные результаты нэпа. План ГОЭЛРО и его реализация.
Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР. Положение народов Советской страны.
Образование первых общественных организаций: пионерская, комсомольская, профсоюзы.
Смерть первого главы Советского государства В. И. Ленина. Создание однопартийной системы власти. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И. В. Сталина.
Индустриализация, коллективизация и их результаты. Начало индустриализации. Первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск на Амуре и др.). Руководители индустриализации и их судьбы (С. М. Киров, В. В. Куйбышев, Г. К. Орджоникидзе и др.). Рабочий класс, его роль в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество.
Коллективизация сельского хозяйства. Насильственное осуществление коллективизации. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.
Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Гулаг.
Новая Конституция страны 1936 г. Ее значение.
Образование новых республик и включение их в состав Союза в период 20—40 годов.
Наука и культура. Ликвидация массовой неграмотности. Великие научные открытия (И. П. Павлов, Сеченов, К. А. Тимирязев, Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский, Н. И. Вавилов).
Советская страна накануне суровых испытаний
Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Развитие военной промышленности. Танк — Т-34, автомат Калашникова. Ужесточение трудовой дисциплины. Жестокие репрессии против военных кадров. Ослабление армии. Советско-финская военная кампания, ее цели и задачи. Столкновение с Японией (о. Хасан, р. Халхин-Гол).
Приход фашистов к власти в Германии. Адольф Гитлер и его планы мирового господства. Начало Второй Мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад. Подготовка гитлеровской Германии к наступлению на СССР. Подвиг советских разведчиков по выявлению планов подготовки нападения Германии на Советский Союз.
Великая Отечественная война Советского Союза
Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Создание государственного комитета обороны. Роль И. В. Сталина в войне. Обращение к народу патриарха и главы государства. Первые неудачи советской армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск. Просчеты и ошибки Ставки Верховного главнокомандования. Роль Г. К. Жукова в войне.
Битва под Москвой и ее историческое значение. Панфиловцы. Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Партизанское движение. Героизм тружеников тыла. Города-герои России.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам.
Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Разгром советской армией немецких войск на советской территории и на территории Европейских государств. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии.
Военные действия США против Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну с Японией. Капитуляция Японии. Конец второй Мировой войны. Героические и трагические уроки войны. Вклад науки в победу.
Отечественная история 1945—2000 гг.
Трудности послевоенной жизни страны. Восстановление разрушенных городов, возрождение мирных отраслей промышленности. Образ жизни людей, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий.
Смерть И. В. Сталина и борьба за власть в стране. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуждение культа личности и первые реабилитации репрессированных. Освоение космоса и полет первого человека. Юрий Гагарин. Международный фестиваль молодежи в Москве.
Экономическая и социальная политика Л. И. Брежнева. Освоение целины. Разложение политической системы, застой в экономике. Война в Афганистане. Гибель российских солдат на чужой земле. XVIIОлимпийские Игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и морального климата в стране.
Правозащитники (А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын, С. Ковалев). Борьба за власть после смерти Л. И. Брежнева. Приход к власти М. С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана и Германии. Гласность, демократизация страны, перестройка государственного управления и реформы в экономике. Обострение межнациональных отношений в стране. Распад СССР. Суверенная Россия. Первый президент России — Б. Н. Ельцин. Принятие новой Конституции России и избрание Государственной Думы. Экономические реформы. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Война в Чечне. Президентские выборы 2000 г. Второй президент России — В. В. Путин. Его экономическая и политическая деятельность. Литература и искусство во второй половине XX века. Современное состояние науки, культуры и образования в стране.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3.1 7 класс
№ п/п | Раздела, темы | Часы |
| История - наука о прошлом. Исторические памятники. | 1 |
| Наша Родина-Россия. Моя родословная. | 1 |
| Счет лет в истории. Историческая карта. | 1 |
| Обобщающий урок. Моя Родина. | 1 |
| История нашей страны с древнейшего периода. Роды и племена восточных славян и их старейшины. | 1 |
| Славянский поселок. Основные занятия восточных славян. | 1 |
| Ремесла и обычаи восточных славян. | 1 |
| Верования и соседи восточных славян. | 1 |
| Славянские войны и богатыри. Объединение под властью Рюрика. | 1 |
| Киевская Русь. Образование государства Восточных славян. Русские князи Игорь и Святослав. Княгиня Ольга. | 1 |
| Укрепление власти князя. Оборона Руси от врагов. | 1 |
| Крещение Руси при князе Владимире. Культура и искусство Киевской Руси. | 1 |
| Княжеское и боярское подворье. Жизнь и быт людей в Киевской Руси. | 1 |
| Правление Ярослава Мудрого. Образование и грамотность на Руси. | 1 |
| Киевский князь Владимир Мономах. Древнерусские города. | 1 |
| Распад Киевской Руси. Причины, образование самостоятельных княжеств. | 1 |
| Киевское княжество XII века. Владимиро-Суздальское княжество. | 1 |
| Господин Великий Новгород. Торговля и ремесла Новгородской земли. | 1 |
| Новгородское вече. | 1 |
| Русская культура XII-XIII вв. | 1 |
| Борьба Руси с иноземными завоевателями. Нашествие Монголо-татар на Русь. Рязань. | 1 |
| Героическая борьба русских людей против монголо-татар. | 1 |
| Русь под монголо-татарским игом. Рыцари-крестоносцы. | 1 |
| Александр Невский и новгородская дружина. | 1 |
| Невская битва. Ледовое побоище. | 1 |
| Начало объединения русских земель. Возвышение Москвы. | 1 |
| Московский князь Иван Калита. | 1 |
| Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. | 1 |
| Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Сергей Радонежский. | 1 |
| Куликовская битва, ее значение. | 1 |
| Московский Кремль при Дмитрии Донском. | 1 |
| Сергей Радонежский. | 1 |
| Иван III. Освобождение от иноземного ига. | 1 |
34. | Итоговое занятие | |
Всего уроков за год: 34 |
3.2 8 класс
№ п/п | Разделы, темы | Часы |
| Иван III Великий – глава единого государства Российского. | 1 |
| Расширение государства Российского при Василии III. | 1 |
| Русская православная церковь в Российском государстве. Первый русский царь Иван IV Грозный. Опричнина Ивана Грозного. | 1 |
| Присоединение к Российскому государству Поволжья. Покорение Сибири. | 1 |
| Москва – столица Российского государства. Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря». | 1 |
| Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России. | 1 |
| Правление Бориса Годунова. Смутное время. | 1 |
| Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков. | 1 |
| Начало правления династии Романовых. Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. | 1 |
| Раскол в Русской православной церкви. Освоение Сибири и Дальнего Востока. | 1 |
| Начало правления Петра I. Начало Северной войны и строительство Санкт – Петербурга. | 1 |
| Полтавская битва. Победа Русского флота. Окончание Северной войны. | 1 |
| Петр I – первый российский император. Преобразования Петра I. | 1 |
| Российская академия наук и деятельность великого Ломоносова. Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств. | 1 |
| Правление Екатерины II. Золотой век дворянства. | 1 |
| Положение крепостных крестьян. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. | 1 |
| Русско – турецкие войны второй половины XVIII века. Знаменитый полководец Александр Суворов. | 1 |
| Русские изобретатели и умельцы. Развитие литературы и искусства в XVIII веке. Быт и нравы русских людей в XVIII веке. | 1 |
| Россия в начале XIX века. Начало Отечественной войны 1812 года. | 1 |
| Бородинская битва. Оставление Москвы. | 1 |
| Народная война против армии Наполеона. Отступление и гибель французской армии. | 1 |
| Правление Александра I. Создание тайных обществ в России. | 1 |
| Восстание декабристов. Император Николай I. | 1 |
| Золотой век русской культуры. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. | 1 |
| Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX в. Крымская война 1853 – 1856 гг. | 1 |
| Отмена крепостного права. | 1 |
| Реформы Александра II. | 1 |
| Правление Александра III. | 1 |
| Развитие российской промышленности. | 1 |
| Появление революционных кружков в России. | 1 |
| Наука и культура во второй половине XIX в. | 1 |
| Жизнь и быт русских купцов. Быт простых россиян в XIX веке. | 1 |
| Работа с историческими терминами. | 1 |
| Итоговое обобщение и повторение. | 1 |
Всего уроков за год: 34 |
3.3 9 класс
№ п/п | Разделы, темы | Часы |
| Начало правления Николая II. | 1 |
| Русско – японская война 1904 – 1905 гг. | 1 |
| Первая русская революция. | 1 |
| Появление первых политических партий в России. | 1 |
| Реформы государственного управления. | 1 |
| Реформы П.А.Столыпина. | 1 |
| Серебряный век русской культуры. | 1 |
| Россия в Первой мировой войне. | 1 |
| Февральская революция и отречение царя от престола. Захват власти большевиками в Петрограде. Установление советской власти. Начало Гражданской войны и интервенции. Создание Белой и Красной армий. | 1 |
| Борьба между красными и белыми. Крестьянская война против «белых» и «красных». | 1 |
| Экономическая политика Советской власти. Новая экономическая политика. Образование СССР. | 1 |
| Изменения в системе государственного управления. Культ личности И.В.Сталина. | 1 |
| Индустриализация в СССР. Коллективизации крестьянских хозяйств. | 1 |
| Развитие науки и культуры в СССР в 20 – 30-е годы XX века. | 1 |
| Новая Конституция страны 1936 г. Жизнь и быт советских людей в 20 – 30-е гг. XX века. | 1 |
| Советский союз в начале Второй мировой войны. | 1 |
| Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву. | 1 |
| Блокада Ленинграда. | 1 |
| Сталинградская битва. | 1 |
| Борьба советских людей на оккупированной территории. Битва на Курской дуге. | 1 |
| Героизм тружеников тыла. Окончание Великой Отечественной войны. | 1 |
| Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй мировой войны. | 1 |
| Возрождение страны после войны. Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти Сталина. | 1 |
| Реформы Н.С. Хрущева. Хрущевская «оттепель». | 1 |
| Достижения в науке и технике в 50 – 60-е годы. Освоение космоса. | 1 |
| Экономика и политика в эпоху «застоя». Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Афганская война. | 1 |
| Советская культура и интеллигенция в годы «застоя». Жизнь и быт советских людей в 70 – 80-е гг. XX века. | 1 |
| Реформы М.С. Горбачева. Распад СССР. | 1 |
| Реформы государственного управления. Экономические реформы Б.Н.Ельцина. | 1 |
| Развитие науки и культуры в 90-е годы XX века. Россия в современном мире. | 1 |
| Продолжение реформ в России. | 1 |
| Работа с хронологией. Работа с историческими терминами. | 1 |
| Работа с исторической картой. | 1 |
| Итоговое занятие. | 1 |
Всего уроков за год: 34 |