Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Лицей №2»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 2»
Согласовано | Рассмотрено | Утверждаю |
на заседании методического | на заседании методического совета | Директор МБОУ «Лицей №2» |
объединения гуманитарного и естественно-научного циклов | ____________________ Е.В.Коробейникова | _____________Т.Р. Фарберова |
_____________________Соломаха И.А. | ___________________________________ | |
Протокол №1 | Протокол методического совета №1 | Протокол .педагогического совета №1 |
«27» августа 2020г. | «28» августа 2020 г. | от «31» августа 2020г. |
| Приказ № 712 от 28.08.2020 г. | Приказ № 725 от 31.08.2020г. |
| | |
Рабочая программа
по учебному предмету
«История России»
9 А, 9 Б, 9 В классы
2020-2021 учебный год
Составитель: Билецкая С.В.
учитель истории
г. Нижневартовск
2020
Содержание
Пояснительная записка;
Планируемые результаты изучения учебного предмета «История России»;
Содержание учебного предмета «История России»;
Тематическое планирование с основными видами учебной деятельности;
Приложения:
Приложение №1. Практическая часть рабочей программы
Приложение №2. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Приложение №3. Алгоритм работы с текстом
Приложение №4. Отчет по экскурсии
Приложение №5. Требования к проектной работе
Приложение №6. Планирование вопросов профориентационной направленности
Пояснительная записка
Программа по предмету «История России» для 9 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
Фундаментального ядра содержания общего образования;
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей №2»;
Примерной программы основного общего образования. История. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2010 (Серия «Стандарты второго поколения»);
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающая в себя Историко-культурный стандарт, утвержденная на заседании общего собрания Российского исторического общества 19 мая 2014 г.;
Методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего образования, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. (ссылка на документ https://docs.edu.gov.ru/id1792)
Учебник:
История России. учебник для 9 класса общеобразовательных организаций В 2 ч. / Н.М.Арсентьев, А.А. Данилов и др. - М.: 2016г.
Цель учебного предмета «История России»:
Сформировать личность школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурой самоидентификации в окружающем мире;
в целях осуществления мониторинга системы образования, в том числе мониторинга уровня подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; совершенствования преподавания учебных предметов и повышения качества образования через анализ результатов ВПР (наиболее сложные темы).
Задачи учебного предмета «История России»:
В процессе преподавания учебного предмета «История России» решаются следующие задачи:
овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственных сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
развитие способности обучающегося понимать, использовать, оценивать исторические тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
развитие функциональной грамотности обучающегося как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, максимально реализующего свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, способствующего развитию страны (функциональная грамотность).
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает обязательное изучение предмета «история России» в 9 классе в количестве 1,5 часов в неделю, 55 часов в год (из обязательной части Учебного плана), в том числе 3 часа на интегрированное изучение вопросов профориентациионного содержания. Включены темы по противодействию коррупции.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «История России»
Планируемыми результатами изучения учебного предмета «История России» в 9 классе являются:
| У выпускника будут сформированы: | Выпускник получат возможность для формирования: |
Личностные результаты | • готовность и способность обучающихся к саморазвитию; • сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории; • ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; • форсированность основ гражданской идентичности; • толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира; • готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию; - готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; - способность решать различные учебные и жизненные задачи; - способность строить социальные отношения; - готовность оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, сформулировать собственную позицию по отношению к прочитанному. | • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; • готовности к самообразованию и самовоспитанию; • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; • устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других |
Метапредметные результаты: | Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
Регулятивные УУД: | • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. - рефлексивные умения, обеспечивающие оценку своей грамотности; - стремление к дальнейшему образованию. | самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; построению жизненных планов во временной перспективе; основам саморегуляции эмоциональных состояний; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. |
Познавательные УУД: | • основам реализации проектно-исследовательской деятельности; • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • устанавливать причинно-следственные связи; • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов | • основам рефлексивного чтения; • ставить проблему, аргументировать её актуальность; • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; • организовывать исследование с целью проверки гипотез; • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. |
Коммуникативные УУД: | • формулировать собственное мнение и позицию; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; | • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; • осуществлять коммуникативную рефлексию; • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем; • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества; • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. |
ИКТ- компетенции: | использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. | получить опыт проектирования дизайна сообщений в соответствии с его задачами и средствами доставки; ٧ научиться понимать сообщения, используя при его восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструментов поиска, справочные источники. |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации | • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию, находить в тексте требуемую информацию умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ) -сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; - выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; -участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; - понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; - применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; | ٧ анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления; ٧ выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа «подтекста» (использованных языковых средств и структуры текста); |
Предметные результаты | Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
| локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события новейшей эпохи, характеризовать основные этапы отечественной и всеобщей истории 19 – начала 20 в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории Нового времени; использовать историческую карту как источник информации о территории России и других государств в 19 – начале 20 в., значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху, местах крупнейших событий и др.; - анализировать информацию из исторических источников — текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи; - представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения в России и других странах в 19– начале 20 в.; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи; систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе; - раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры в 19 – начале 20 в.; - объяснять причины и следствия наиболее значительных событий новейшей эпохи в России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.); - сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран в новейшую эпоху (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события; - давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории 19 –начала 20 в. | - используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в 19 – начале 20 в.; - применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.; проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края в 19 – начале 20 в. |
2. Содержание программы учебного предмета «История России»
Тема 1. Россия в первой четверти XIX в. - 13 ч. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика Александра I. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов.
Тема 2. Россия во второй четверти XIX в. - 9 ч. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Тема 3. Россия в эпоху Великих реформ. - 9 ч. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.
Тема 4. Россия в 1880—1890-е гг. - 8 ч. Александр III: особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе. Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.
Тема 5. Россия в начале XX в. - 16 ч. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры.
Учебно-методическое сопровождение основной образовательной программы
основного общего образования в части учебного плана
История России. учебник для 9 класса общеобразовательных организаций В 2 ч. / Н.М.Арсентьев, А.А. Данилов и др. - М.: 2016г.
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Раздел, название темы, темы интегрированных курсов регионального компонента, профориентационного и других направлений | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
9 А | 9 Б | 9 В | 9 А | 9 Б | 9 В |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тема 1. Россия в первой четверти XIX в. - 13 ч. |
1 | Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Повторение: «Внутренняя политика Екатерины II» | 1 | | | | | | |
2 | Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского Повторение: «Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва» | 1 | | | | | | |
3 | Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского Повторение: «Внешняя политика Екатерины II» | 1 | | | | | | |
4 | Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. Повторение: «Политика Павла I» | 1 | | | | | | |
5 | Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. | 1 | | | | | | |
6 | Отечественная война 1812 г. Военные профессии в прошлом и настоящем | 1 | | | | | | |
7 | Отечественная война 1812 г. | 1 | | | | | | |
8 | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. | 1 | | | | | | |
9 | Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг. | 1 | | | | | | |
10 | Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Аналоги древних профессий в современной России | 1 | | | | | | |
11 | Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов | 1 | | | | | | |
12 | Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов | 1 | | | | | | |
13 | Повторительно - обобщающий урок | 1 | | | | | | |
Тема II. Россия во второй четверти XIX в. - 9 ч. |
14 | Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I | 1 | | | | | | |
15 | Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I | 1 | | | | | | |
16 | Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. | 1 | | | | | | |
17 | Общественное движение при Николае I | 1 | | | | | | |
18 | Общественное движение при Николае I | 1 | | | | | | |
19 | Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. | 1 | | | | | | |
20 | Крымская война 1853—1856 гг. | 1 | | | | | | |
21 | Крымская война 1853—1856 гг. | 1 | | | | | | |
22 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX в.» | 1 | | | | | | |
Тема III. Россия в эпоху Великих реформ - 9 ч. |
23 | Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России | 1 | | | | | | |
24 | Александр II: начало правления. Крестьянская реформа1861 г. | 1 | | | | | | |
25 | Александр II: начало правления. Крестьянская реформа1861 г. | 1 | | | | | | |
26 | Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация | 1 | | | | | | |
27 | Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период | 1 | | | | | | |
28 | Общественное движение при Александре II и политика правительства | 1 | | | | | | |
29 | Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Профессия дипломата, министра в современной России | 1 | | | | | | |
30 | Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. | 1 | | | | | | |
31 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в эпоху Великих реформ» | 1 | | | | | | |
Тема IV. Россия в 1880—1890-е гг. - 8 ч. |
32 | Александр III: особенности внутренней политики | 1 | | | | | | |
33 | Перемены в экономике и социальном строе | 1 | | | | | | |
34 | Общественное движение при Александре III | 1 | | | | | | |
35 | Общественное движение при Александре III | 1 | | | | | | |
36 | Внешняя политика Александра III | 1 | | | | | | |
37 | Внешняя политика Александра III | 1 | | | | | | |
38 | Культурное пространство империи во второй половине XIX в. | 1 | | | | | | |
39 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в 1880—1890-е гг.» | 1 | | | | | | |
Тема V. Россия в начале XX в. – 16 ч. |
40 | Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. | 1 | | | | | | |
41 | Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. | 1 | | | | | | |
42 | Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. | 1 | | | | | | |
43 | Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. | 1 | | | | | | |
44 | Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. | 1 | | | | | | |
45 | Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. | 1 | | | | | | |
46 | Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. | 1 | | | | | | |
47 | Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. | 1 | | | | | | |
48 | Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. | 1 | | | | | | |
49 | Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. | 1 | | | | | | |
50 | Социально-экономические реформы П. А. Столыпина | 1 | | | | | | |
51 | Социально-экономические реформы П. А. Столыпина | 1 | | | | | | |
52 | Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. | 1 | | | | | | |
53 | Серебряный век русской культуры | 1 | | | | | | |
54 | Повторительно-обобщающие уроки по теме «Россия на рубеже XIX-XX вв» | 1 | | | | | | |
55 | Итоговое повторение | 1 | | | | | | |
Элементы дополнительного содержания (ЦОР)
Тема урока | Цифровая площадка | Вид материала | Ссылка |
Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Повторение: «Внутренняя политика Екатерины II» | РЭШ | Видеоурок (10:30 мин.); текстовый урок; тренажеры; тесты; вопросы к уроку | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2552/main |
Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского | РЭШ | Видеоурок (15 мин.); текстовый урок; тренажеры | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2552/main |
Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. | РЭШ | Видеоурок (15 мин.); текстовый урок; тренажеры | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2553/main |
Отечественная война 1812 г. | РЭШ | Видеоурок (11 мин.); тренажеры; тесты; вопросы к уроку | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2553/main |
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. | РЭШ | Видеоурок (10:30 мин.); текстовый урок; тренажеры; тесты; вопросы к уроку | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2553/main |
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг. | РЭШ | Видеоурок (11 мин.); тренажеры; тесты; вопросы к уроку | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2554/main |
Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Аналоги древних профессий в современной России | РЭШ | Видеоурок (10:30 мин.); текстовый урок; тренажеры; тесты; вопросы к уроку | https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2018/12/10/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-strany-v-pervoy-chetverti-xix-v |
Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов | РЭШ | Видеоурок (15 мин.); текстовый урок; тренажеры | https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2016/02/02/istoriya-8klass-obshchestvennoe-dvizhenie-dvzhenie-dekabristov |
Повторительно - обобщающий урок | РЭШ | Видеоурок (15 мин.); текстовый урок; тренажеры | https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2016/02/02/istoriya-8klass-obshchestvennoe-dvizhenie-dvzhenie-dekabristov |
Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I | РЭШ | Видеоурок (15 мин.); текстовый урок; тренажеры | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2555/main/ |
Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. | РЭШ | Видеоурок (15 мин.); текстовый урок; тренажеры | https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2017/10/22/urok-istorii-v-8-klasse-sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-rossii |
Общественное движение при Николае I | РЭШ | Видеоурок (11 мин.); тренажеры; тесты; вопросы к уроку | https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/03/08/obshchestvennye-dvizheniya-pri-nikolae-i |
Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. | РЭШ | Видеоурок (11 мин.); тренажеры; тесты; вопросы к уроку | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2556/main/ |
Крымская война 1853—1856 гг. | РЭШ | Видеоурок (10:30 мин.); текстовый урок; тренажеры; тесты; вопросы к уроку | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2556/main/ |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX в.» | РЭШ | Видеоурок (10:30 мин.); текстовый урок; тренажеры; тесты; вопросы к уроку | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2556/main/ |
Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России | РЭШ | Видеоурок (10:30 мин.); текстовый урок; тренажеры; тесты; вопросы к уроку | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1615/start/ |
Александр II: начало правления. Крестьянская реформа1861 г. | РЭШ | Видеоурок (15 мин.); текстовый урок; тренажеры | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1615/start/ |
Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация | РЭШ | Видеоурок (11 мин.); тренажеры; тесты; вопросы к уроку | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1615/start/ |
Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период | РЭШ | Видеоурок (11 мин.); тренажеры; тесты; вопросы к уроку | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2557/start/ |
Общественное движение при Александре II и политика правительства | РЭШ | Видеоурок (10:30 мин.); текстовый урок; тренажеры; тесты; вопросы к уроку | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2557/start/ |
Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. | РЭШ | Видеоурок (10:30 мин.); текстовый урок; тренажеры; тесты; вопросы к уроку | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1616/start/ |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в эпоху Великих реформ» | РЭШ | Видеоурок (15 мин.); текстовый урок; тренажеры | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1616/start/ |
Александр III: особенности внутренней политики | РЭШ | Видеоурок (15 мин.); текстовый урок; тренажеры | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1617/start/ |
Перемены в экономике и социальном строе | РЭШ | Видеоурок (10:30 мин.); текстовый урок; тренажеры; тесты; вопросы к уроку | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1617/start/ |
Общественное движение при Александре III | РЭШ | Видеоурок (11 мин.); тренажеры; тесты; вопросы к уроку | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1617/start/ |
Внешняя политика Александра III | РЭШ | Видеоурок (11 мин.); тренажеры; тесты; вопросы к уроку | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2097/start/ |
Культурное пространство империи во второй половине XIX в. | РЭШ | Видеоурок (11 мин.); тренажеры; тесты; вопросы к уроку | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2096/main/ |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в 1880—1890-е гг.» | РЭШ | Видеоурок (10:30 мин.); текстовый урок; тренажеры; тесты; вопросы к уроку | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2096/main/ |
Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. | РЭШ | Видеоурок (10:30 мин.); текстовый урок; тренажеры; тесты; вопросы к уроку | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2558/main/ |
Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. | РЭШ | Видеоурок (15 мин.); текстовый урок; тренажеры | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2558/main/ |
Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. | РЭШ | Видеоурок (15 мин.); текстовый урок; тренажеры | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3046/main/ |
Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. | РЭШ | Видеоурок (11 мин.); тренажеры; тесты; вопросы к уроку | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2095/main/ |
Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. | РЭШ | Видеоурок (11 мин.); тренажеры; тесты; вопросы к уроку | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3044/main/ |
Социально-экономические реформы П. А. Столыпина | РЭШ | Видеоурок (10:30 мин.); текстовый урок; тренажеры; тесты; вопросы к уроку | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3044/main/ |
Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. | РЭШ | Видеоурок (11 мин.); тренажеры; тесты; вопросы к уроку | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3044/main/ |
Серебряный век русской культуры | РЭШ | Видеоурок (11 мин.); тренажеры; тесты; вопросы к уроку | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2094/main/ |
Повторительно-обобщающие уроки по теме «Россия на рубеже XIX-XX вв» | РЭШ | Видеоурок (15 мин.); текстовый урок; тренажеры | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2094/main/ |
Формы текущего контроля
фронтальная,
групповая,
индивидуальная,
комбинированная,
самоконтроль,
взаимоконтроль.
К устным формам текущего контроля относятся: ответ с места, у доски, сообщение, доклад, защита и презентация реферата, проекта и другие виды творческих работ.
К формам письменного текущего контроля относятся следующие виды работ: самостоятельная работа, терминологический и хронологический диктант, развернутый письменный ответ на вопрос, эссе, практическая работа, тестовые задания и другие виды работ.
Основные виды учебной деятельности
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Самостоятельная работа с учебником.
Работа с научно-популярной литературой;
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
Написание рефератов и докладов.
Систематизация учебного материала.
Просмотр учебных фильмов.
Анализ проблемных ситуаций.
Формы организации учебных занятий
фронтальная – все ученики класса под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу,
индивидуальная – самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками,
групповые: парная форма учебной работы – два ученика выполняют некоторую часть работа вместе,
кооперативно-групповая учебная деятельность – это форма организации обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью,
дифференцированно-групповая форма предусматривает организацию работы ученических групп с различными учебными возможностями. Задача дифференцируется по уровню сложности или по их количеству.
Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.
Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет.
Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.
Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет, суд.
Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.
Практическая часть
Революционное народничество второй половины 60-х- начала 80-х гг. 19
Реформаторская деятельность М.М.Сперанского.
Россия в первой половине 19 века.
Русско – турецкая война 1877-1878гг.
Крестьянская реформа 1861 года.
Крымская война 1853-1856гг. Оборона Севостополя.
Либеральные реформы 60-70-х гг.19 века.
Литература и изобразительное искусство.
Лицо «золотого века» русской культуры.
Приложение №1
Практическая часть рабочей программы
№ пп | Название работы | Количество часов |
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
| Контрольные работы: | | | | | |
- стартовая контрольная работа | 1 | | | | 1 |
- тематические контрольные работы | | | 1 | | 1 |
- контрольная работа в рамках промежуточного контроля | | | | | 1 |
- контрольная работа в рамках промежуточной аттестации | | | | 1 | 1 |
| Репетиционные экзамены в форме ОГЭ | | 1 | 1 | 2 | 4 |
| Зачет | | | 1 | | 1 |
| Учебные экскурсии | | | | 1 | 1 |
| Проектные работы | | | Реформаторская деятельность М.М.Сперанского | Русско – турецкая война 1877-1878гг. | 2 |
Приложение №2
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Литература для учителя:
История России. учебник для 9 класса общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Н.М.Арсентьев, А.А. Данилов и др. - М.: 2016г.
Книга для учителя к учебнику.
Контрольные задания к учебнику
Литература для обучающихся:
История России. учебник для 9 класса общеобразовательных организаций В 2 ч. / Н.М.Арсентьев, А.А. Данилов и др. - М.: 2016г.
Информационные ресурсы, обеспечивающие методическое сопровождение образовательной деятельности:
http://www.portal-slovo.ru/ - Российский общеобразовательный портал (Коллекция: исторические документы).
http://www.artclassik.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал (Коллекция: мировая художественная культура).
http://his.1september.ru/ Газета «История» и сайт для учителя «Я иду на урок истории»
http://historydoc.edu.ru/ Коллекция «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала
http://bibliotekar.ru/rusRomanov/index.htm/ Династия Романовых
http://rulers.narod.ru/ Всемирная история в лицах
http://www.worldhist.ru/ Всемирная история
http://bibliotekar.ru/rusRomanov/index.htm/ Династия Романовых
http://rushistory.stsland.ru/ История России с древнейших времен до наших дней
http://rulers.narod.ru/ Всемирная история в лицах
http://www.worldhist.ru/ Всемирная история
http://www.world-history.ru/ Всемирная история.
http://lesson-history.narod.ru/ Компьютер на уроках истории, обществознания и права.
http://www.hrono.ru/ ХРОНОС — Всемирная история в Интернете
http://ant-m.ucoz.ru/ - "Виртуальный кабинет истории и обществознания".
http://history.ucoz.ua/ - школьная лаборатория по истории.
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://museum.ru/ Портал «Музеи России».
Материально-техническое обеспечение
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности: текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных.
Мультимедиапроектор + экран;
Комплект презентаций к урокам по данному курсу;
Интернет-ресурсы (фильмы, документы, онлайн-тесты).
Приложение № 3
Алгоритм работы с текстом
I. Идентификация текста, то есть определение типа текста:
1)по структуре;
2)по знакам препинания;
3)по заголовку;
4)по картинкам, схемам.
II. Предвосхищение содержания текста на основе жизненного опыта и знаний учащихся из всех предметов по:
1)формальным вехам: картинкам, диаграммам, структуре текста, абзацам, по 1-му предложению, по последнему, по сноскам и т.д.;
2)смысловым вехам: словам с большой буквы, числительным, датам и т.д.
III. В процессе чтения выделять четыре функциональных вида чтения текста:
1)просмотровое и/или поисковое;
2)ознакомительное;
3)изучающее.
IV. Каждый вид чтения предполагает соответствующую стратегию текста для решения вполне конкретных задач урока.
V. Вид чтения определяется необходимостью информации из данного текста для решения конкретных учебных задач.
VI. Независимо от вида чтения необходимо соблюдать последовательность в действиях учителя и учащихся по извлечению информации.
VII. Нельзя перейти ни к одному виду чтения, минуя предшествующее, т.к. просмотровое - это чтение для определения темы текста или ответе на вопрос: «О чем здесь идет речь?»;
Ознакомительное чтение-это извлечение не менее 70% содержащейся в тексте информации, (как правило - основной информации) с ответами на вопросы: «Что? Кто? Где? Когда?»
Изучающее чтение - 100% извлечение информации, т.е. наиболее полное и глубокое, с ответами на вопросы: почему? как? какова главная идея? основные мысли?
VIII. Каждый вид чтения должен обязательно завершаться контролем за результативностью извлечения максимальной информации в соответствии с видом чтения.
Приложение № 4
Отчет по экскурсии
Ученика _________ класса от «_____» __________________20_____г.
Тема экскурсии: _____________________
Учебный предмет, курс, в рамках которого организована экскурсия: ______________
Вид экскурсии__________________
Цель экскурсии (цель ученика): ___________________________________
Информация, подтверждающая достижение цели:
1 вариант:
Перечень вопросов, которые были предложены учителей ученику перед экскурсией или после ее. | Ответы на вопросы |
| |
| |
| |
2 вариант (в случае, если отчет оформляется творческой работой)
Тезисы, краткие выводы по итогам выполненной творческой работы (реферата, проекта, сочинения и пр.), с приложением подтверждающих материалов (реферата, проекта, сочинения, фото-, видеоматериалов, рисунков, поделок и пр.)
Отчет подготовил: обучающийся _____ класса / Фамилия И.О. /________________/
Отчет проверил: учитель: ____________________, «_____» __________20___г.
Оценка: _________ (______________) / Фамилия И.О. /________________/
Приложение № 5
Требования к проектной работе
Проектная деятельность – это способы решения проблем. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и, собственно, деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства.
Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и в обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использовании на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.
Примерная последовательность проектной деятельности
Выявление проблемы (выбор темы проекта), определение цели проектной деятельности.
Определение путей решения проблемы, изучение требований, условий, необходимых для решения проблемы.
Сбор информации, изучение социальной литературы (в том числе в сети Интернет), опрос взрослых, друзей.
Выработка идей, вариантов выполнения проекта.
Выбор оптимальной идеи, ее развитие. Из трех – четырех вариантов выбирают лучший и менее дорогой. Для этого подсчитывают примерную себестоимость каждого из вариантов проекта, определяют требования к будущему изделию, наиболее важные для вас.
Планирование проектной деятельности (изготовление изделия, проведение праздника и др.). На этом этапе определяют сроки, последовательность и график проектной деятельности.
Выполнение проекта (изготовление изделия, организация и проведение праздника): подбор материалов, оборудования для изготовления изделия), организация рабочего места. Определение последовательности выполнения (технологических) операций, подбор или разработка необходимой технической документации, контроль каждого этапа технологического процесса.
Анализ результатов проектной деятельности, контроль и испытание изделия, сопоставление результатов, анализ успехов и допущенных ошибок, предложения по изменению технологического процесса в случае повторного изготовления изделия, подсчет материальных затрат и сравнение их с проектируемыми расходами.
Оформление проекта в виде пояснительной записки. Формирование цели проекта, идеи его выполнения, расчет себестоимости, оформление технологической документации.
Приложение №6
Календарно - тематическое планирование для
вопросов профориентационной направленности
№ пп | № урока | Тема урока | Тема | Дата |
План | Факт |
9 А | 9 Б | 9 В | 9 А | 9 Б | 9 В |
| 6 | Отечественная война 1812 г. | Военные профессии в прошлом и настоящем | | | | | | |
| 10 | Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. | Аналоги древних профессий в современной России | | | | | | |
| 30 | Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг | Профессия дипломата, министра в современной России | | | | | | |