Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса, составлена в соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976), и пунктом 20 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069),в рабочую программу внесены изменения, утвержденные приказом: Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г., регистрационный N 19644), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1644 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный N 35915)ООП НОО МБОУ «ООШ пос.Маломожайское»; примерной программы по изобразительному искусству авторы: И.Э. Кашекова, А. Л. Кашеков ( УМК «Перспективная начальная школа»), с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Целью изучения предмета «Изобразительное искусство»
является развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
В соответствии с этой целью решаются задачи: - воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Общая логика учебно-методического комплекта выстраивается с учетом концептуальных идей системы «Перспективная начальная школа».
Планируемые результаты освоения учебной программы
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
- в ценностно-ориентационной сфере: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; - в трудовой сфере: овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами для эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды;
- в познавательной сфере: развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры; овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
- в ценностно-ориентационной сфере: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества и к культуре других народов, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира;
- в трудовой сфере: обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору в познавательной сфере: развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
В результате обучения изобразительному искусству обучающиеся:
- получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества;
- узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них;
- определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;
- интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и сверстниками по поводу содержания произведения;
- имеют представление о знаково-символической природе изобразительного искусства;
- применяют выразительные средства разных искусств для создания художественного образа.
Содержание учебного курса
Как рождается художественный образ (1 ч). Образ – это изображение, отображение. Художественный образ создается художником в процессе творческой деятельности. Создание в изобразительном искусстве визуальных образов реального и вымышленного мира. Создание художественного образа в изобразительном искусстве (на примере образа дерева): замысел – сбор и изучение материала – зарисовки – отбор рисунков, которые наиболее полно передают идею, – воплощение замысла. Соответствие (сходство и отличия) художественного образа первоначальному замыслу. Передача художником мыслей и чувств с помощью художественного образа. Образ Древа Жизни и его художественные воплощения. Об раз дерева в искусстве разных художников. Разница между фотографией и произведением изобразительного искусства
Художественный образ - основа любого искусства (1 час)
Образ - это изображение, отображение. Художественный образ создаётся художником в процессе творческой деятельности. Создание в изобразительном искусстве визуальных образов реального и вымышленного мира. Создание художественного образа в изобразительном искусстве (на примере образа дерева): замысел – сбор и изучение материала - зарисовки - отбор рисунков, которые наиболее полно передают идею – воплощение замысла. Соответствие (сходство и отличия) художественного образа первоначальному замыслу. Передача художником с помощью художественного образа мыслей и чувств. Образ Древа Жизни и его художественные воплощения. Образ дерева в искусстве разных художников. Разница между фотографией и произведением изобразительного искусства. Художественная деятельность: Создать образ лета - фигуративный (нарисовать деревья, поляну, речку) или абстрактный, символический (передать ощущение лета с помощью цвета). Цветные карандаши или фломастеры.
Азбука искусства. Художественные материалы( 2 часа)
Язык искусства. Цвет, линия, объём. Передача окружающего мира с помощью цвета, линии, объёма. Художественные материалы. Создать выразительный художественный образ помогают художественные материалы.
Материалы, передающие красочное разнообразие мира (краски – акварель, гуашь, масляные); материалы помогающие быстро сделать рисунок (карандаш, фломастер, уголь, перо и тушь, роллер, пастель, уголь); материалы, создающие объёмное изображение (пластилин, глина, камень, литье из металла). Использование необычных, не художественных материалов (бумага, тесьма, нити, стекло, пластиковые бутылки, береста). Образ осени. Соотнесение очертания листа с очертанием дерева. Сравнение литературных и живописных образов осени. Художественная деятельность. Создать художественный образ осени в технике аппликации, используя цветную бумагу или сухие листья деревьев.
Линия, штрих и художественный образ (1 час). Создание образа природы, животных, людей, предметов с помощью линий и штрихов. Влияние характера линий и штрихов на характер художественного образа. Описание характера линий и штрихов. Слова для справки: весёлый, оживлённый, грустный, спокойный, озорной, резкий, грубый, колючий, воинственный, ужасный. Графика. Графические художественные материалы. Рисунки художников, в которых разные по характеру штрихи создают разнообразные художественные образы природы. Художественная деятельность. Передать разными по характеру штрихами впечатление от бегущих волн, летящих листьев, страшных грозовых туч. Гелиевая ручка или роллер.
Линия, пятно и художественный образ (1 час). Пятно и линия. Пятно и художественный образ в графике. Воплощение художественного замысла с помощью пятна и линии. Художественные материалы: краска, тушь, уголь. Угадывание изображений в случайных пятнах. Получение отпечатка. Создание образа животного, растения, человека или предмета путем дополнения пятна линиями. Художественная деятельность. Нарисовать краской или тушью на бумаге пятно. Получить отпечаток путем приложения к нему другого листа. Превратить с помощью линий новое пятно в забавных зверей.
Создаём художественный образ в графике (2 часа). Изображение и значение образа птицы в искусстве (песни, сказки, росписи, резьба) Сказочные птицы – образы добра и зла, дня и ночи. Использование различных по характеру линий и штрихов для изображения добрых и злых птиц. Художественная деятельность. Придумать и изобразить свою сказочную птицу. Начать контура птицы, а потом линиями, штрихами, точками, дужками украсить каждое пёрышко. Пятнами выделить важные детали. Гелиевая ручка или роллер.
Цвет и художественный образ (1 час). Использование цвета для создания выразительных образов в живописи. Три основные цвета - жёлтый, красный, синий. Смешивание основных цветов для получения составных. Умение различать на репродукциях картин основные и составные цвета. Многоцветие природы осенью. Образы осенней природы в живописи и в поэзии. Образ дерева осенью. Слова для справки: весёлый, грустный, резкий, тихий, шелестящий, подвижный, замерший, оживлённый, озорной, грубый, воинственный, тревожный, радостный. Художественная деятельность. Выполнить коллективную работу «Диво-дерево». На небольшом листе бумаги смешать два основных цвета, чтобы получить пятно составного цвета: оранжевое, зеленое, фиолетовое. К подсохшему пятну приложить свою ладошку и обвести её карандашом, вырезать по контуру и наклеить получившееся изображение разноцветной ладошки на дерево, нарисованное учителем на большом листе.
Теплые и холодные цвета создают разные образы (2 ч)
Характеристики теплых и холодных цветов. Теплые цвета – солнца, огня, земли – желтый, оранжевый, красный, коричневый. Вспомнить сказки, в которых принимают участие Солнце, Огонь или Земля. Образы Огня и Солнца. Продумать, какими они могут быть: добрыми или злыми, полезны- ми для человека и природы или вредными. Слова для справки: палящий, жалящий, хищный, ласковый, теплый, согревающий, дающий жизнь, губящий все живое, испепеляющий, веселый, радостный, озорной. Особое значение образов Солнца, Огня, Земли. Выбрать краски, которые понадобятся для изображения солнца или огня. Художественная деятельность. Создать образ Солнца или Огня. Холодные цвета. Холодными цветами называют цвета снега, льда, моря, травы, неба – зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Вспомнить сказочные образы, связанные с этими цветами. Художественная деятельность. Выложить из кусочков цветной бумаги, похожих на острые льдинки, образ хозяйки Снежного королевства. Определить ее характер, какая она – добрая или злая.
Объем и художественный образ. Создаем художественный образ в скульптуре (1 ч). Объем использует скульптор для создания художественного образа человека или животного в скульптуре. Скульптура – один из самых древних видов искусства. Материалы скульптуры и способы их обработки: из мягких материалов – пластилина, глины – скульптуру лепят; работая с твердыми материалами – камнем, деревом, – скульптор отсекает лишнее. Лепка маленьких статуэток из глины, высечение из камня огромных статуй, отливание фигур из различных металлов. Понимание замысла скульптора при круговом осмотре скульптуры. Изображение животных в скульптуре разных времен (первобытное искусство, звериный стиль у скифов, искусство Египта, А. Дюрер, П.П. Рубенс и др.). Изображение зверей современными скульпторами (В. Ватагин, И. Ефимов). Красота, сила и пластика животных. Художественная деятельность. Слепить животное из пластилина или глины. Создать образ грациозной кошки или сильного слона, задумчивой черепахи или коварной змеи.
Линия, цвет и объём могут работать дружно (2 час). . Использование объема архитектором для создания художественного образа архитектурных сооружений. Рассмотреть фотографии разных зданий, построенных в XV–XVII вв. в Москве. Пофантазировать и рассказать, каким сказочным героям могли бы принадлежать эти здания. Перечислить признаки, по которым можно соотнести здание с персонажем сказки. Линия, цвет и объем помогают создать выразительный образ в архитектуре. Художественная деятельность. Сконструировать из белой бумаги дом для пластилинового зверька, слепленного на предыдущем уроке. Украсить бумажный домик с помощью цветной бумаги и фломастеров. Помнить, что он должен соответствовать облику и характеру персонажа. Средства художественной выразительности разных видов изобразительного искусства. Использование цвета, линии и объема в художественном конструировании и оформлении разных предметов. Объяснить, почему люди выбирают для себя разные по оформлению предметы. Симметрия. Художественная деятельность. Дорисовать на листе бумаги отпечаток раскрашенных гуашью ладошек и создать из симметричной фигуры художественный образ. Использование линии, цвета и объема художниками народных промыслов для создания выразительных образов в декоративно-прикладном искусстве (посуда, игрушки, предметы быта). Единство формы и декора в художественных изделиях. Определение по очертаниям изделий, к какому промыслу они принадлежат.
Художественная деятельность. Выполнить коллективную работу, которая украсит класс к Новому году. Выбрать новогоднюю тему, например: «Дед Мороз и Снегурочка», «Зимний лес», «Снегопад», «Новый год в цирке». Каждый может сделать и украсить один элемент – шарик, снеговика, елку или другую фигур- ку. Использовать цветную бумагу, фломастеры, гелевые ручки, ножницы, клей. С помощью нитей собрать все элементы вместе. Помнить, что наверху и в центре должны быть главные фигуры, которые по смыслу объединяют все остальные.
Общие средства художественной выразительности (14 час). Живопись, графика и скульптура для создания художественного образа используют общие средства выразительности – композицию, ритм, форму.
Композиция и художественный образ (1 ч). Композиция – создание целого из отдельных частей на основе художественной идеи. С помощью композиции художник раскрывает содержание придуманных им историй. Героями историй могут быть люди или звери. Композиция помогает рассказать о событии и участвующих в нем героях. По предложенным учителем композиционным схемам из простых геометрических фигур придумать и рассказать о приключениях, которые происходят с персонажами в предновогоднем лесу. Слова для справок: послушный, озорной, дружный, обиженный, непослушный, игра, шалун, прогулка, опасность, весело, капризный, прыгать, бегать, надменный, высокомерный, заботливый, смелый, спокойно, напряженно. Художественная деятельность. Нарисовать придуманную историю с участием зверей в зимнем лесу. Схематично нарисовать композицию на придуманную историю о взрослом и двух детях, которых изобразить в виде простых геометрических фигур.
Симметрия и художественный образ (1 час). Симметрия в жизни и в искусстве. Характер симметричных предметов (устойчивость, ощущение спокойствия, уверенности). Характер несимметричных предметов (неустойчивость, готовность к движению). Способы получения симметричной фигуры. Отпечаток. Симметрия в композиции. Симметрия помогает создать художественный образ в композиции. Устойчивость и спокойствие симметричной композиции. Передача движения, волнения, тревоги в несимметричной композиции.
Ритм и художественный образ (1 ч). Ритм – повтор отдельных элементов и чередование расстояний между ними. Повторы элементов в сказках, стихах и песнях. Ритм в музыке и живописи. Равномерный ритм создает ощущение покоя. Неравномерный ритм создает ощущение напряженности, беспокойства. Описание характера и ощущений персонажей по ритму их расположения в рисунке, картине. Слова для справок: перепуганные, обеспокоенные, взволнованные, устрашенные, радостные, ликующие, оживленные, бодрые. Понимание того, о чем художники рассказывают с помощью ритма (например, М. Эшер, А. Дейнека, А. Матисс). Художественная деятельность. Выполнить аппликацию на одну из предложенных тем («Испуганные рыбки», «Веселые снежинки», «Встревоженные птицы», «Комета на звездном небе») или выбрать другую. Рассказать с помощью ритма пятен об общем состоянии героев.
Ритм линий и пятен (1 час). Ритм линий и пятен помогают художникам создавать различные художественные образы. Загораживание предметами друг друга в композиции. Передача с помощью ритма весёлого или тревожного настроения. Художественная деятельность. Коллективная работа на тему «Зимняя сказка». С помощью ритма линий и пятен создать композицию. Каждому: нарисовать одну фигурку в движении, вырезать её и прикрепить её на общий лист. Пастель или восковые мелки и цветная бумага для фона.
Ритм, симметрия и орнамент (2 часа). Особое значение ритма в декоративно-прикладном искусстве. Ритм в построении орнамента. Древнейшие элементы орнамента (круг, квадрат, треугольник, и зигзаг). Значение круга – солнце, небо, покой, свет, передача представления о добре и красоте. Значение квадрата – устойчивость, надёжность, земля. Квадрат или прямоугольник с пересекающимися линиями – пашня, плодородие. Треугольник – движение, рост, устремление ввысь. Зигзаг, волнистая линия, змейка означают воду, дождь. Оберегающее значение древних орнаментов. Орнамент как знак — оберег. Использование древних знаков в украшении предметов народного декоративноприкладного искусства. Мотивы древних орнаментов – Мировое Древо, фигурки птицы, коня, Праматерь СыраЗемля. Рассмотреть орнаменты на старинных вышивках, деревянных прялках и определить, что на них изображено. Рисуночное письмо. Художественная деятельность. Сочинить орнамент, используя древние знаки. Нарисовать послание своим друзьям. Фломастеры, гелиевые ручки или роллеры красного и чёрного цвета.
Форма и художественный образ (2 часа). Форма - это внешний вид, очертание предмета. Форма может быть простая и сложная. Простые формы (простые геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник; геометрические тела – куб, призма, конус, пирамида, шар и т.д.). Сложные формы получены при сочетании в одном предмете нескольких простых форм. Определение, из каких простых форм составлены различные предметы. Отражение в форме характера. Рассмотреть натюрморт (например, голландских художников XVII в., Дж. Моранди. П. Пикассо). Вообразить, что предметы на натюрморте ожили, и между ними разыгрывается действие как в театре. Рассказать, какую роль может сыграть каждый предмет. Слова для справки: изящный, лёгкий, хрупкий, скромный, горделивый, строгий, добрый, жадный, надменный, заносчивый, суровый, нежный, добродушный, задиристый, кроткий, глупый, уверенный, храбрый, достойный. Художественная деятельность. Слепить один предмет в его новой роли.
Форма создает образ на плоскости (2 ч). Создание выразительного образа персонажа с помощью формы. Различные формы пятен и их характер (плавные, словно стекающие или струящиеся формы, передают состояние покоя, нежности, легкости; жесткие, угловатые формы передают агрессивное, тревожное состояние). Неустойчивые, подвижные, изящные формы, неуклюжие, тяжелые формы пятен. Описать впечатление, создаваемое художником в картине с помощью пятен. Слова для справки: быстрое, стремительное, резкое, веселое, вялое, медленное, плавное, уверенное, кружащееся, тревожное. Абстрактное искусство представляет мир в отвлеченных формах. Заострение художником внимания на главном, отказ от второстепенного. Художественная деятельность. Зарисовать в тетради несколько форм, использованных художником в композициях. Составить из простых форм композицию на тему «Мои друзья». Создать в технике аппликации образ сказочного героя. С помощью формы передать его характер.
Форма создаёт образ в объеме (1 час) Художественный образ в скульптуре. Восприятие скульптуры при круговом движении. Передача формой характера персонажей. Украшение скульптурой парков, скверов, улиц. Образы сказочных персонажей в скульптурном оформлении современных парков. Художественная деятельность. Вылепить фигурку сказочного героя. С помощью внешней формы передать его характер, привычки, намерения.
Форма в художественном конструировании (2 час). Форма играет важную роль в художественном конструировании. Конструировать можно посуду и мебель, одежду и игрушки, машины и здания. Художественное конструирование — это художественное построение предметов и расположение различных частей по отношению друг к другу. Форма предмета должна быть красива и удобна для использования. Конструирование различных предметов из бумаги. Придание разнообразных форм обычному листу бумаги путем сгибания, вырезания, склеивания. форм — куб, шар, призма, цилиндр, конус. Формы зданий – формы простых геометрических тел.
Художественная деятельность. Выполнить коллективную работу. Сконструировать из белой бумаги сказочное королевство. Украсить модель с помощью цветной бумаги. Передать с помощью формы строений и их украшения характер и внешний облик короля, который живет в этом королевстве: добрый или злой, толстый или тонкий. Сконструировать из белой и цветной бумаги детскую площадку для игр.
Композиция, ритм, форма должны работать дружно (1 час). Композиция, ритм, форма работают вместе в любом виде художественной деятельности. Важным атрибутом современного праздника является поздравительная открытка. Композиция ритм, форма в поздравительной открытке. Разнообразие форм открыток (от обычной прямоугольной карточки до сложной раскладной конструкции). Открытка игрушка. Ритм форм в композиции открытки. Использование для изготовления открытки плотной бумаги или картона, различных материалов: нитей, ткани, тесьмы, бусинок, сухоцветов. Художественная деятельность. Придумать свою композицию поздравительной открытки ко дню рождения друга, мамы или бабушки. Выполнить в тетради её композиционную схему. Сконструировать форму открытки. Затем на отдельном листе выполнить рисунки и надпись, вклеить готовый рисунок в отведённое для него место на открытке. Изображение можно выполнить в технике аппликация. Цветная бумага, ткань, тесьма, блёстки, сухие цветы и листья.
Раздел 3. Композиция, ритм, форма работают дружно (4 ч)
Равновесие композиции с помощью ритма и формы предметов. Тема произведения и художественный образ (1 ч). Местоположение главного предмета в композиции (в центре, со смещением вверх-вниз или в сторону). Взаимоотношения второстепенных объектов с главным. Характер композиции (спокойствие или напряженность). Равновесие пространства картины за счет формы и ритма предметов. Значение каждого предмета в целостном образе композиции. Художественная деятельность. Нарисовать композиционные схемы к картинам художников. Выделить на них главное и второстепенное. Художник может на языке искусства рассказать о природе, человеке, событии. Темы, нашедшие отражение в искусстве.
Образы природы в изобразительном искусстве (2 ч). Природа – лучший учитель художника. Пейзаж – изображение природы в изобразительном искусстве. Весенняя природа в изобразительном искусстве, поэзии, музыке. Разные образы весны. Впечатления от весенней природы, переданные в разных произ- ведениях: общее и особенное. Художественная деятельность. Создать композицию на тему «Весна». Работу выполнять в два этапа: 1. Написать небо – фон будущей композиции. При изображении неба и весенней земли наметить линию горизонта. 2. Изобразить на подготовленном фоне разные по характеру деревья.
Образ человека в изобразительном искусстве (1 час). Передача внешности, движений, поведения людей средствами живописи, графики, скульптуры. Интерес художников не только к внешнему облику, но и внутреннему миру человека. Понимание человека с помощью его изображения, открытие новых черт его характера. Портрет – изображение человека в изобразительном искусстве. Расположение фигуры на листе. Смешение красок для изображения лица и рук. Тень от подбородка. Деление лица на три части линией бровей и линией кончика носа. Характерные черты персонажа. Художественная деятельность. Нарисовать портрет друга, мамы, учительницы или сказочного героя. Передать не только присущие ему внешние черты, но и настроение, характер. Пастель или восковые мелки.
Раздел 4. Музеи изобразительного искусства (1 ч)
Произведения изобразительного искусства хранятся в художественных музеях. В больших музеях хранятся огромные коллекции живописи, графики и скульптуры, собранные людьми за многие века. Здания, в которых находятся эти музеи. Крупные музеи России, имеющие мировое значение: Третьяковская галерея и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге. Коллекция произведений художников Древней Руси и России в Третьяковской галерее. Павел и Сергей Третьяковы. Здание Третьяковской галереи (проект В. Васнецова). Коллекция зарубежного искусства в Эрмитаже. Эрмитаж располагается в Зимнем дворце русских императоров. Региональные художественные музеи. Дом-музей художника Виктора Васнецова в Москве. Дом-музей художника Исаака Левитана в Плесе. Знакомство с музеями своего района, области, города.
Учебно-тематический план |
Раздел | Кол-во часов |
Как рождается художественный образ | 1 |
Художественный образ - основа любого искусства | 1 |
Азбука искусства. Художественные материалы | 2 |
Линия, штрих и художественный образ | 1 |
Линия, пятно и художественный образ | 1 |
Создаём художественный образ в графике | 2 |
Цвет и художественный образ | 1 |
Теплые и холодные цвета создают разные образы | 2 |
Объем и художественный образ. Создаем художественный образ в скульптуре | 1 |
Линия, цвет и объём могут работать дружно | 2 |
Композиция и художественный образ | 1 |
Симметрия и художественный образ | 1 |
Ритм и художественный образ | 1 |
Ритм линий и пятен | 1 |
Ритм, симметрия и орнамент | 2 |
Форма и художественный | 2 |
Форма создает образ на плоскости | 2 |
Форма создаёт образ в объеме | 1 |
Форма в художественном конструировании | 2 |
Композиция, ритм, форма должны работать дружно | 1 |
Равновесие композиции с помощью ритма и формы предметов. Тема произведения и художественный образ | 1 |
Образы природы в изобразительном искусстве | 2 |
Образ человека в изобразительном искусстве | 1 |
Музеи изобразительного искусства | 1 |
20% от общего количества часов выделено на вариативный внутрипредметный курс «В мире прекрасного» |
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце учебного года в форме творческой работы. Отметки за творческую работу учитываются в рамках промежуточной аттестации в ходе итогового оценивания выпускника начальной школы
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема (раздел) | Кол-во часов | Предметные результаты | Методическое обеспечение | Дата | Примечание |
1. | Художественный образ – основа любого искусства. Как рождается художественный образ. | 1 | Научится: осознавать, что художественный образ - основа любого искусства; разницу между фотографией и произведением изобразительного искусства. Понимать, что с помощью художественного образа можно передать мысли и чувства; специфику и этапы создания художественного образа. Создавать художественный образ изобразительными ст\редствами. | Р.т.с.6- Уч.с.6-13 | | |
2 | Азбука искусства и художественные материалы. | 1 | Научится: основам художественной выразительности языка изобразительного искусства, его использованию в собственной художественно-творческой деятельности. | Уч.с.10-13 Р.т.с.28-29 | | |
3. | Линия, штрих и художественный образ. | 1 | Научится: создавать с помощью линий и штрихов образы природы, животных, людей, предметов. Осознавать: влияние характера линий и штрихов на характер художественного образа и использовать их в собственной художественно-творческой деятельности | Р.т.с.14-15 Уч.с.18-19 | | |
4. | Линия, пятно и художественный образ. | 1 | Научится: воплощать художественный замысел с помощью пятна и линии; Фантазировать и создавать в воображении различные образы из разных по форме пятен; Создавать образы животного, растения, человека или предмета путем дополнения пятна линиями; Овладевать основами языка графики. | Уч.с.20-21 | | |
5-6. | Курс 1. Линия, пятно и художественный образ в графике. | 2 | Научится: приемам работы различными графическими материалами. Понимать символическое значение образа птицы в разных видах искусства; Интерпретировать образ птицы в различных произведениях искусства; Использовать различные по характеру линии и штрихи для изображения разных по характеру птиц. | Уч.с.22-23 | | |
7. | Цвет и художественный образ | 1 | Научится: понимать основы языка живописи; Использовать цвет для создания выразительных образов в живописи; Различать три основных цвета и получать из них составные цвета; Видеть многоцветие природы , обобщать природные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа; Различать, описывать устно и создавать в собственной художественно-творческой деятельности образ осеннего дерева; | Уч.с.24-29 Р.т.с.16-17 | | |
8-9. | Тёплые и холодные цвета создают разные образы. | 2 | Научится: различать теплые и холодные цвета. Давать характеристику образам, изображенным теплыми или холодными цветами. Выбирать цвета и их оттенки, которые нужны для изображения солнца или огня, моря или льда. Создавать в собственной художественно-творческой деятельности образы Солнца или Огня. | Уч.с.30-33 Р.т.с.20-21 Р.т.с.22-23 | | |
10-11. | Курс 2 Создаём художественный образ в живописи. | 2 | Научится: передавать в собственной художественно-творческой деятельности оттенки настроения путем добавления в любой цвет белой или черной краски; Находить примеры смешения белой и черной красок на картинах художников; описывать. Какое настроение передал художник. Понимать значение линии горизонта на картине, изображающей природу; уметь строить и использовать ее для изображения пространства. Создавать художественный образ моря – ласкового, нежного или страшного, штормового. | Уч.с.34-37 | | |
12. | Объём и художественный образ. Создаем художественный образ в скульптуре | 1 | Научится: осознавать объем как язык художественной выразительности скульптуры. Различать материалы скульптуры и специфику работы с ними. Овладевать основами языка скульптуры. Стремиться к пониманию замысла скульптора при круговом осмотре скульптуры. Видеть красоту, силу и пластику животных в образах скульптуры. Создавать выразительный образ животного из пластилина или глины. | Уч.с.38-41 Р.т.с.24-25 | | |
13-14. | Линия, цвет и объём могут работать дружно. | 2 | Научится: Видеть и понимать художественные образы различных построек. Понимать, что линия, цвет и объем помогают создавать выразительный образ в архитектуре и в декоративно- прикладном искусстве. Конструировать из бумаги и украшать дом, соотнося его внешний вид и характер с образом будущего хозяина. Использовать цвет, линию, объем в художественном конструировании и оформлении разных предметов. Объяснить, прочему люди выбирают для себя разные по оформлению предметы. Представлять условия создания выразительных образов в декоративно-прикладном искусстве. Определять по форме изделия, к какому промыслу оно принадлежит | Уч.с.42-49 Р.т.с.26-27 | | |
15. | Линия, цвет и объём учат нас работать дружно. Обобщающая коллективная работа | 1 | Уч.с.50-51 Р.т.с.30-33 | | |
16. | Общие средства художественной выразительности Композиция и художественный образ | 1 | Научится: понимать общие средства выразительности изобразительного искусства-композицию, ритм, форму. Понимать роль композиции в картине. Осваивать, что композиция помогает рассказать о событии и участвующих в нем героях Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, наполняя их содержанием. | Уч.с.52-53 Р.т.с.34-35 | | |
17. | Симметрия и художественный образ. | 1 | Научится: видеть симметрию и асимметрию в жизни и в искусстве. Различать характер симметричных и несимметричных предметов. Понимать роль симметрии и асимметрии в композиции. Создавать симметричные и асимметричные композиции. | Уч.с.54-57 Р.т.с.34-35 | | |
18. | Ритм и художественный образ | 1 | Научится: понимать роль ритма в композиции художественного произведения. Описывать характер и ощущения персонажей по ритму их расположения на рисунке и картине, пользуясь словами для справки. Передавать с помощью ритма в композиции эмоциональное состояние героев. Понимать роль ритма и пятен в создании выразительных художественных образов. | Уч.с.58-61 Р.т.с.36-37 | | |
19. | Ритм линий и пятен. | 1 | Научится: понимать роль ритма и пятен в создании выразительных художественных образов. Участвовать в коллективной работе. Сравнивать композицию с помощью ритма и пятен. Рисовать фигуру человека в движении. | Уч.с.62-63 Р.т.с.38-39 | | |
20-21. | Курс 3 Ритм, симметрия и орнамент. | 2 | Научится: осознавать особое значение ритма в декоративно-прикладном искусстве. Узнавать древнейшие элементы орнамента и понимать их значение Различать основные мотивы древнего орнамента. Определять, что изображено в орнаментах на старинных вышивках, прялках, керамической посуде, деревянной резьбе. Видеть и воспринимать древние знаки как обереги в украшении предметов народного декоративно-прикладного искусства и использовать в собственной художественно-творческой деятельности. Сочинять и рисовать орнамент, содержащий какое-либо сообщение, используя древние знаки. | Уч.с.64-67 Р.т.с.40-41 Р.т.с.42-43 | | |
22-23. | Форма и художественный образ | 2 | Научится: понимать роль формы в создании художественного образа. Различать простые и сложные формы. Определять, из каких простых форм составлены различные предметы. Фантазировать и воображать по предметам на натюрмортах об их роли в «ожившем» сюжете. Рассказывать, какую роль может сыграть каждый предмет. Создавать новый образ предмета в объеме. Осознавать, как форма предмета влияет на впечатление о его характере. | Уч.с.68-69 Р.т.с.44-45 | | |
24-25. | Форма создаёт художественный образ на плоскости | 2 | Научится: Осознавать, как форма предмета влияет на впечатление о его характере. Описывать впечатление, создаваемое художником с помощью формы пятен на картине. Понимать возможности абстрактного искусства. Видеть и зарисовывать формы, использованные художником в композиции. Составлять композицию на заданную тему из простых геометрических форм. Создавать образы сказочных героев в технике аппликации, передавая их характер с помощью формы. | Уч.с.70-77 Р.т.с.46-47 Р.т.с.48-51 | | |
26. | Форма создает образ в объеме | 1 | Научится: понимать, что форма передает характер персонажей в скульптуре. Видеть и осознавать роль скульптурных изображений в повседневной жизни человека. Создавать фигурку сказочного героя в объеме, передавая его характер, привычки и намерения с помощью внешней формы. | Уч.с.78-81 Р.т.с.52-53 | | |
27-28. | Курс 4 Форма в художественном конструировании | 2 | Научится: осознавать роль формы в художественном конструировании. Придавать разнообразие формы обычному листу бумаги путем сгибания, вырезания, склеивания. Видеть в формах зданий простые геометрические тела. Участвовать в коллективной работе. Конструировать из белой бумаги элемент сказочного королевства, который потом войдет в общую композицию. Передавать с помощью формы строений и их украшения характер и внешний облик обитателей сказочного королевства. Конструировать из белой бумаги и цветной детскую площадку для игр. | Уч.с.82-87 Р.т.с.54-55 | | |
29. | Композиция, ритм, форма должны работать дружно | 1 | Научится: понимать, что композиция, ритм и форма работают вместе в любом виде художественной деятельности. Видеть результаты использования композиции, ритма и формы в готовом изделии на примере поздравительной открытки | Уч.с.88-91 Р.т.с.56-57 | | |
30.
| Композиция, ритм, форма работают дружно. Равновесие композиции с помощью ритма и формы предметов. Тема произведения и художественный образ | 1 | Научится: понимать, что месторасположения главного предмета в композиции зависит ее характер и содержание. Создавать равновесие пространства картины с помощью формы и ритма предметов. Понимать значение каждого предмета в целостном образе композиции. Видеть главное и второстепенное в произведениях живописи и графики. Создавать композиционные схемы. Понимать, что художник может на языке искусства рассказать о природе, человеке, событии. Распознавать темы, нашедшие отражение в искусстве. | Уч.с.92-97 Р.т.с.58-59 | | |
31. | Промежуточная аттестация. | | | | | |
32-33. | Курс 5 Образы природы и человека в изобразительном искусстве | 2 | Научится: понимать пейзаж как изображение природы в искусстве. Сравнивать и соотносить образ весны в разных видах искусства. Создавать живописную композицию на тему: « Весна». Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы. Изображать разные по характеру деревья. Рисовать портрет пастелью или восковыми мелками. Элементарным приемам создания портрета. Различать понятие «портрет» как изображение человека в изо. Передавать характерные черты внешности, движений, поведения людей средствами живописи, графики, скульптуры. | Р.т.с.60-61 Уч.с.98-103 Уч.с.104-107 | | |
34. | Курс № 6. Музеи изобразительного искусства. Обобщающий урок | 1 | Научится: понимать ценность крупнейших художественных музеев России. Различать специфику коллекций ГТГ и Эрмитажа. Понимать специфику региональных художественных музеев, домов-музеев. Интересоваться художественными музеями своего региона | Р.т.с.62-64 Уч.с.108-112 | | |
Описание материально -технического обеспечения
образовательного процесса
1.Электронные формы учебников.
2.Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. Изобразительное искусство. Учебник.2 кл.
3.Кашекова И.Э. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 2 кл.
4.Методическое пособие для учителя. 2 кл.
5.Мультимедийный компьютер.
6.Доска с магнитной поверхностью.
7.Экран
8.Учебно-наглядные пособия в виде таблиц и плакатов.
9.Портреты русских и зарубежных художников по основным разделам курса на электронных носителях.
10.Кашекова И.Э. Поурочно-тематическое планирование.2 класс .Академкнига/учебник 2014
9