Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требований Примерной основной образовательной программы ОУ, на основе авторской программы «Изобразительное искусство», автор Неменская Л.А., под редакцией Неменского Б.М. (УМК «Школа России»).
Место учебного предмета в учебном плане
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений, учебного плана МКОУ «Прогимназия № 13 г. Майского».
На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 час в неделю.
Количество часов в год - 33.
Описание учебно - методического комплекта
- Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2018.
- Неменской Л.А., под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Просвещение, 2018.
- Неменской Л.А., под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство 1 класс. Рабочая тетрадь - М., Просвещение, 2018.
- Электронное приложение к курсу Неменской Л.А., под ред. Неменского Б.М. «Технология».
- Неменская Л.А. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс. - М., Просвещение, 2018.
- Комплекты демонстрационных таблиц по технологии для начальной школы. М., Варсон - 2018.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно - творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание учебного предмета
Краткое описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-целостного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Основные содержательные линии | Краткое описание |
Учимся у природы | Наблюдение природы и природных явлений; характеристика эмоциональных состояний, которые они вызывают у человека. Различия в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи различных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Изображение птиц, деревьев, зверей: общие и характерные черты. Разнообразие в природе цвета, линий, форм, ставших основой декоративного творчества: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д. Постройки в природе: птичьи гнезда, ульи, норы, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими природу. Основы художественного языка. Особенности композиции при изображении природных объектов. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживание, ритм. Начальные представления о цветоведении: основные и составные, теплые и холодные цвета; смещение цветов с черными и белыми красками. Изучение разнообразия природных форм и их отражение в изобразительном искусстве. Связь формы и характера изображаемого объекта. Пропорции фигуры человека и животных. |
Фантастические образы в изобразительном искусстве | Сказочные образы в искусстве. Художественное воображение и фантазия. Перенос художественных образов с одного вида искусств на другой. Получение фантастических образов путем трансформации природных форм в изобразительной деятельности. Основы художественного языка. Понятия: главное - второстепенное, большое - маленькое, плоскостная декоративная композиция. Начальные представления о цветоведении: гармония и контраст цветов; сближенная и контрастная цветовая гамма. |
Учимся на традициях своего народа | Ознакомление с шедеврами русского искусства, затрагиваемые темы родной природы, русских сказок. Основы художественного языка. Равновесие в композиции; роль ритма в эмоциональном звучании композиции. Ритм в орнаменте. декоративно-символическая роль цвета в декоративно-прикладном искусстве. Использование пропорций и форм животного и растительного мира. |
Опыт художественно-творческой деятельности | Изображение с натуры, по воображению и памяти. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пятна, фактуры, материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, подручных и природных материалов. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства, участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. |
Содержание курса «Ты изображаешь, украшаешь и строишь»
№ | Наименование раздела | К-во часов | Краткое содержание раздела |
1. | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. | 9 ч | Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы). |
2. | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. | 8 ч | Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). |
3. | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. | 7 ч | Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа, дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы). |
4. | Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу. | 9 ч | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! (обобщение темы). |
| Итого | 33 ч | |
Проведение экскурсий
№ урока | Дата | Тип урока | Тема |
1 | | Экскурсия | Изображения всюду вокруг нас |
2 | | Экскурсия | Мастер Изображения учит видеть |
3 | | Экскурсия | Наблюдения за природой |
4 | | Экскурсия | В гостях у Золотой осени. В. Поленов «Осень в Абрамцеве» |
24 | | Экскурсия | Город, в котором мы живем |
31 | | Экскурсия | Урок любования. Умение видеть. |
Общее количество | 6 ч |
Циклограмма тематического контроля |
№ урока | Дата | Вид работы. Тип урока | Тема |
16 | 24.12 | Практическая работа (контроль и коррекция знаний) | Как украшает себя человек |
25 | | Практическая работа (контроль и коррекция знаний) | Город, в котором мы живем |
32 | | Практическая работа (контроль и коррекция знаний) | Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками |
Общее количество | 3 ч |
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе:
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной (когнитивной) сфере — способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. В трудовой сфере — навыки использования различных художественных материалов для рабо-
ты в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, кон-
струирование; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей
или их украшения.
Метапредметные результаты:
- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни
(техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных
средств произведений искусства;
- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных
материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художест-
венно-эстетическим содержанием;
- формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выби-
рать средства для реализации художественного замысла;
- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельно-
сти, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; вос-
приятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего
региона.
В ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-твор-
ческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку,
обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства,
и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского
и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художест-
венным традициям своего народа и других народов.
В коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особен-
ностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состоя-
ниях; умение обсуждать коллективные результаты.
В трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной
выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделирование новых обра-
зов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства
и компьютерной графики).
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» первоклассник научится:
- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
- различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, фиолетовый, голубой) цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, бумагу);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги.
Первоклассник получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Календарно - тематическое планирование
1 ч. в неделю, всего 33 ч.
№ п/п | Название раздела и тем | Кол. час. | Дата план. | Дата факт. |
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ ИЗОБРАЖЕНИЯ (9ч) |
1. | Изображения всюду вокруг нас | 1 ч. | 01/09 | |
2. | Мастер Изображения учит видеть | 1 ч. | 08/09 | |
3. | Наблюдение за природой | 1 ч. | 15/09 | |
4. | В гостях у Золотой осени. В. Поленов «Осень в Абрамцеве» | 1 ч. | 22/09 | |
5. | Изображать можно пятном | 1 ч. | 29/09 | |
6. | Изображать можно в объеме | 1 ч. | 06/10 | |
7. | Изображать можно линией | 1 ч. | 13/10 | |
8. | Разноцветные краски | 1 ч. | 20/10 | |
9. | Художник и зрители | 1 ч. | 27/10 | |
ТЫ УКРАШАЕШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ УКРАШЕНИЯ (8ч) | |
10. | Мир полон украшений | 1 ч. | 10/11 | |
11. | Красоту надо уметь замечать | 1 ч. | 17/11 | |
12. | Узор на крыльях | 1 ч. | 24/11 | |
13. | Красивые рыбы | 1 ч. | 01/12 | |
14. | Украшение птиц | 1 ч. | 08/12 | |
15. | Узоры, которые создали люди | 1 ч. | 15/12 | |
16. | Как украшает себя человек | 1 ч. | 22/12 | |
17. | Мастер Украшения помогает сделать праздник | | | |
ТЫ СТРОИШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ ПОСТРОЙКИ (7ч) |
18. | Страна восходящего солнца. | 1 ч. | 29/12 | |
19. | Образ художественной культуры Японии. | 1 ч. | 19/01 | |
20. | Народы гор и степей. | 1 ч. | 26/01 | |
21. | Жилища горцев и кочевников. | 1 ч. | 02/02 | |
22. | Города в пустыне. | 1 ч. | 09/02 | |
23. | Удивительные строения Востока. | 1 ч. | 16/02 | |
24. | Древняя Эллада. | 1 ч. | 23/02 | |
Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу (9ч) |
25. | Совместная работа трех Братьев-Мастеров | 1 ч. | 13/04 | |
26. | Сказочная страна. Создание панно. | | | |
27. | Разноцветные жуки | | | |
28. | Весенний день | | | |
29. | Урок любования. | 1 ч. | 20/04 | |
30. | Времена года | 1 ч. | 27/04 | |
31. | Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками | 1 ч. | 04/05 | |
32. | Здравствуй, лето! | 1 ч. | 11/05 | |
33. | Наши проекты: «Совместная работа трех Братьев-Мастеров» | 1 ч. | 18/05 | |
10